Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
05.11.2018
Рабочая программа составлена в соответствиями с требованиями ФГОС ООО.
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008.)
• Авторской программы по русскому (родному) языку для основной школы (Авторская программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2016.)
• Авторской программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной
(Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2016.
• УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
• Базисного учебного плана
рабоч. прогр. 5-9 Баранов.doc
Управление по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88 г. Сочи
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №01
от 29.08.2016 года
Председатель педсовета
__________ Узунян К.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
59 класс
Ступень обучения (класс) основное общее
образование,
Количество часов 732 Уровень базовый
Учитель Любимкина Ирина Фёдоровна
П рограмма разработана в соответствии с ФГОС ООО, на
основе авторской программы общеобразовательных учреждений по
русскому языку . Русский язык 59 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский,. Москва,
«Просвещение», 2016г.
1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык»
5–9 КЛАССЫ
I. Пояснительная записка.
1.Нормативные ссылки:
Рабочая программа составлена в соответствиями с требованиями ФГОС ООО.
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.
М.: Просвещение, 2008.)
Авторской программы по русскому (родному) языку для основной школы (Авторская программа по учебным предметам. Русский язык. 59 классы: М.:
Просвещение, 2016.)
Авторской программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной
(Русский язык. Рабочие программы Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, и других. 59 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2016.
УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
Базисного учебного плана
Рабочая программа по русскому языку для 5класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, представленных в ФГОС общего образования
второго поколения, а также на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 59 классы» .
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами
курса. В основе программы лежит принцип единства.
2 . Цели и задачи учебного процесса
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
2
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
3 3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученыхрусистах;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально
культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского
языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то,
что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в
программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в
различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не
только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок
программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и
называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для
реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических
блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые
отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру
народа и обеспечивающие культурноисторический компонент курса русского языка в целом.
4 Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные
навыки, а также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный
опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивнокоммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности
и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей
речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать
содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического,
официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
5 • передавать содержание учебнонаучного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной
форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебнонаучных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой
принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных
текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов),
высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно
этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной
коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебнонаучного общения, бытовой
рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных
условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебнонаучные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения;
6 • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социальнокультурные, нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых
средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований,
предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебнонаучные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально
деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной
литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических
конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официальноделового стилей, разговорной речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как
жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью,
репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры
разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функциональносмысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям
и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
7 • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы с точки зрения
специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебнонаучного стиля), участвовать в
дискуссиях на учебнонаучные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку,
сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных
задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти
различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
8 Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое
и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности
употребления лексических средств в текстах научного и официальноделового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных
слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официальноделового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
9 • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официальноделового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функциональностилистических качеств, требований выразительности
речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
исторических текстах;
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Основное содержание на ступени основного общего образования
Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи.
Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами
речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
10 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или
на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение
практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и
ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста.
Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу речи. Деление текста на смысловые
части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Составление плана текста, тезисов.
Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной
литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официальноделового (расписка, доверенность, заявление)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и
типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом.
Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире.
профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие,
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
11 Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог.
Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов
транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетикоорфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях,
справочниках, энциклопедиях, SMSсообщениях.
Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из
одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная
лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
12 Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления,
экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов
разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой
структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные
(сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное
употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
13 Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на
фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ
при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национальнокультурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационнокоммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского
(родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
14 интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать
цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
различные виды диктантов;
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико
фразеологический); наблюдение за речью окружающих, сбор
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
работа с различными информационными источниками: учебнонаучными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации
(в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
15 уроккоммуникация,
урок исследование,
урокпрактикум,
урок развития речи и т.д
4.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 классы. Предмет
«Русский язык» относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего
образования в объеме 732 ч.
Примечание: Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель. По решению органов
управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.
Класс
Колво часов по программе
Колво часов по авторской программе
5
175
210
6
210
204
7
140
136
8
105
102
9
102
102
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Язык и общение
Повторение пройденного в 1 4 классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
8.
9.
10. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Распределение учебных часов по разделам программы в 5 классе
Раздел
Колво часов по
программе
Колво часов по авторской
программе
2ч + 1ч
17ч + 3ч
23ч + 7ч
12ч + 3ч
6ч + 2ч
18ч + 4ч
17ч + 4ч
10ч + 4ч
29ч + 6ч
5ч + 2ч
175ч
3ч + 1ч
19ч + 4ч
28ч + 7ч
13 ч + 5ч
8 ч + 4 ч
21 ч + 6 ч
18 ч + 6 ч
11 ч + 5 ч
29ч + 7ч
11ч+4ч
210
Итого:
№
Содержание курса
Колво часов по
Колво часов по авторской
Распределение учебных часов по разделам программы в 6 классе
16 программе
программе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Язык. Речь. Общение
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6
классах.
Итого
3+1
6+2
3+2
10+2
3+1
31+4
22+3
22+3
16+2
23+3
30+6
10+2
210
Распределение учебных часов по разделам программы в 7 классе
3
18
3+2
10+2
3+1
29+5
22+3
23+4
16+2
19+4
23+5
7
204
№ п/п Разделы
1
2
3
4
5
6
7.
8
9.
10.
11.
12.
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в 56 классах.
Текст и стили речи
Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Категория состояния.
Служебные части речи.
Предлог.
Союз.
Частица.
Междометие.
Повторение и систематизация изученного в 57
Колво часов по
программе
Колво часов по
авторской программе
1
7
4+3
25+6
10+2
26+8
4+2
1
9+1
16+2
18+4
4
15+1
1
8
4
25+6
10+1
26+5
2+2
1
8
11+1
10+2
3
9+1
17 классах.
Итого
Распределение учебных часов по разделам программы в 8 классе
170
136
Наименование
разделов и тем
Колво часов в
авторской программе
Колво часов в рабочей
программе
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 57 классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Простые предложения
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения.
Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения
Обращение .
Вводные и вставные конструкции.
Чужая речь.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Итого
1
6+2
6+2
2+1
6
6+2
9+2
1
10+2
18+2
4
7
6+1
6
102
1
5+2
7+1
2+1
6+2
6+2
9+2
1
12+2
18+2
4
5+2
6+1
5+1
105
№
1.
2.
4.
5.
6.
8.
9.
11.
12.
13.
15.
16.
17.
18.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. курса.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными,
коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего
обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные.
1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и
принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;
3) потребность в самовыражении через слово;
4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
18 5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
2) самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
3) работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
4) использование знаковосимволических средств представления информации для решения учебных и практических задач;
5) организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
6) контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном
сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать
Познавательные УУД:
1) самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на
слух;
2) искать и выделять необходимую информацию;
3) извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
4) моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
5) излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
6) пользоваться словарями, справочниками;
7) осуществлять анализ и синтез;
8) устанавливать причинноследственные связи;
9) строить логическую цепочку;
10) осваивать формы познавательной и личностной рефлексии
Коммуникативные УУД:
1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
2) осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
3) совершенствовать орфоэпические навыки;
4) количественно и качественно обогащать словарный запас;
5) оперировать стилистическими ресурсами языка;
6) развивать связную устную и письменную речь;
7) правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
8) участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Предметные.
19 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными
учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность
6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК 5 9 классы »
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога
и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого
зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого
общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных
диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на
определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу речи. Деление текста на
смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.).
Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
20 Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью
элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной
культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях,
справочниках, энциклопедиях, в СМСсообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание
как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в
корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо и словообразования. Применение знаний по
морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные
виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
21 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексикограмматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора
слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике
правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и
односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения,
обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности,
уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.
Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом
неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при
прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора
на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматикоинтонационный анализ при
объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
•
•
•
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
•
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
22 •
•
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы,
тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
•
•
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
чтение:
понимать основное содержание небольшого по объему научноучебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочиненияминиатюры разных стилей);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
23 находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоциональнооценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных
слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
24 составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные
предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с
прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные
графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
•
•
•
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
•
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
•
•
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы,
тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;
•
•
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.
понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
Предметные результаты изучения русского языка учащимися включают:
•
общения;
•
•
•
•
•
•
этикета;
осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльноделового стилей, языка художественной литературы;
знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльноделового стилей и разговорной речи;
знание признаков текста и его функционaльносмысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
знание основных единиц языка, их признаков;
знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого
25 •
•
•
•
•
•
•
умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы;
умение определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;
умение объяснять с помощью словаря значение слов с национальнокультурным компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
•
•
•
•
•
воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
•
•
пунктyации;
•
•
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:
•
жизни человека и общества;
•
•
•
осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
•
использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА
Предметные знания и умения
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях
речи;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных
целях в устной и письменной форме
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксически разбор;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его
26 взаимосвязи с другими языками.
уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды их анализа;
владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)
воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости; создавать самостоятельные тексты
соблюдать в практике общения литературные нормы языка
использовать приобретённые навыки для увеличения словарного запаса, получения знания по другим предметам.
Метапредметные знания и умения
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной
формах;
пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Сформированные компетентности
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная
лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официальноделовой, научной и публицистической сферах
общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях
единиц разных уровней языка.
Личностные результаты обучения : сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 8 КЛАССА
Предметные знания и умения:
знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры;
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор
предложений;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять
орфографические ошибки;
соответствии с изученными правилами.
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в
Метапредметные знания и умения
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной
формах;
пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
27
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс . Баранов М.Т.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.