Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
28.01.2017
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М. : Просвещение, 2015. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
ктп7 русский 15-16.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Петра Ивановича Золотарева с. Летниково муниципального района  Алексеевский Самарской области                                                                                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ.                                                                                                                 Директор школы                                                                                                               __________ С.В. Бакулина                                                                                                               __________ 201_ г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 7 классе Общее количество часов – 136 (4 часов в неделю) Программа под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.М.,«Просвещение» 2008. Учебник:     Русский   язык   7   класс   под   редакцией   М.Т.Баранова,   Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой – М., «Просвещение» 2015. Составитель:  учитель Дремова Т.Н. Рассмотрено и принято на методическом объединении учителей гуманитарного цикла: Протокол ________ от «______»__________________201_г.                                                      Руководитель м/объединения  ____________   Анюхина Л.Н. 2015 – 2016 учебный год I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая     программа     по   русскому   языку   для   7   класса   составлена   с   использованием   материалов   Федерального   государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ2 и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)3  Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М. : Просвещение, 2015.  Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта,   определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. II. Общая характеристика учебного предмета Русский   язык   —   это   родной   язык   русского   народа,   государственный   язык   Российской   Федерации;   средство   межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,   включая   организацию интеллектуальных воображения, творческих способностей   мышления,         и     1 ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru 2 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 ­9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. ­ 112 с. 3 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011.  – 46 с. 3 учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом   социализации   личности,  приобщения  ее   к  культурно­историческому   опыту  человечества.   Будучи  формой   хранения  и  усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:      воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания,   человека,   любящего   свою   родину,   знающего   и   уважающего   родной   язык,   сознательно   относящегося   к   нему   как   явлению культуры,   осмысляющего   родной   язык   как   основное   средство   общения,   средство   получения   знаний   в   разных   сферах   человеческой деятельности. Средство освоения морально­этических норм, принятых в обществе; овладение     системой   знаний,   языковыми   и   речевыми   умениями   и   навыками,   развитие   готовности   и   способности   к   речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; освоение   знаний   об   устройстве   языковой   системы   и   закономерностях   её   функционирования,   развитие   способности   опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка; развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   обучающихся,   развитие   речевой   культуры   учащихся,   овладение   правилами использования   языка   в   разных   ситуациях   общения,   нормами   речевого   этикета,   воспитания   стремления   к   речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. III. Место курса «Литература» в базисном учебном плане 4 Федеральный базисный учебный образовательный план для     образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка  на этапе основного общего образования в объёме: в 7 классе — 136 ч. IV. Ценностные ориентиры Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком   Российской   Федерации,   родным   языком   русского   народа,   средством   межнационального   общения.   Изучение   русского   языка способствует  формированию  у  учащихся   представлений   о  языке  как  основном  средстве  человеческого  общения,  явлении  национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому языку, стремление   к   его   грамотному   использованию,   понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   является   показателем   общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.   Русский   язык   является   для   учащихся   основой   всего   процесса   обучения,   средством   развития   их   мышления,   воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам Личностными результатами являются: V. Результаты изучения предмета «Русский  язык» 5 на         к     за   самооценке   основе наблюдения общения;   способность 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в   развитии   интеллектуальных,   творческих   способностей   и   моральных   качеств   личности,   его   значения   в   процессе   получения   школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому   самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого речью.   Метапредметными результатами являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение   приемами   отбора   и   систематизации   материала   на   определенную   тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности   (индивидуальной   и   коллективной),   последовательность   действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; собственной   6 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,   связность,   соответствие   теме   и   др.);   адекватно   выражать   свое   отношение   к   фактам   и   явлениям   окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог­расспрос, диалог­побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность   осуществлять   речевой   самоконтроль   в   процессе   учебной   деятельности   и   в   повседневной   практике   речевого   общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение   выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   сообщениями,   докладом,   рефератом;   участие   в   спорах,   обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2)   применение   приобретенных   знаний,   умений   и   навыков   в   повседневной   жизни;   способность   использовать   родной   язык   как   средство получения   знаний   по   другим   учебным   предметам;   применение   полученных   знаний,   умений   и   навыков   анализа   языковых   явлений   на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого­ либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально­культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях и общения. Предметными результатами являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; межкультурного межличностного   неформального   формального         и   7 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально­деловой стили, язык художественной   литературы;   жанры   научного,   публицистического,   официально­делового   стилей   и   разговорной   речи;   функционально­ смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка   (орфоэпическими,   лексическими,   грамматическими,   орфографическими,   пунктуационными),   нормами   речевого   этикета   и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6)  опознавание  и анализ   основных  единиц  языка,  грамматических  категорий  языка,  уместное  употребление  языковых  единиц  адекватно ситуации речевого общения; 7)   проведение   различных   видов   анализа   слова   (фонетический,   морфемный,   словообразовательный,   лексический,   морфологический), синтаксического   анализа   словосочетания   и   предложения,   многоаспектного   анализа   текста   с   точки   зрения   его   основных   признаков   и структуры,   определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.  принадлежности     к   VI. Содержание курса Cодержание  курса  русского  (родного)  языка  в основной  школе  обусловлено общей  нацеленностью   образовательного  процесса  на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе  компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция  предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,   базовыми   умениями   и   навыками   использования   языка   в   жизненно   важных   для   данного   возраста   сферах   и   ситуациях   общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения 8 и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи   языка   и   истории   народа,   национально­культурной   специфики   русского   языка,   освоение   норм   русского   речевого   этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально­культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно­деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.  Основные содержательные линии Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей  программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: • содержание, • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. коммуникативной обеспечивающее   компетенции;     формирование   Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие   сведения   о   языке»,   «Фонетика   и   орфоэпия»,   «Графика»,   «Морфемика   и   словообразование»,   «Лексикология   и   фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья   содержательная   линия   представлена   в   примерной   программе   разделом   «Язык   и   культура»,   изучение   которого   позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. 9 В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально­ культурном   феномене.   При   таком   подходе   процесс   осознания   языковой   системы   и   личный   опыт   использования   языка   в   определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.  Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Раздел 1. Речь и речевое общение 1.  Речь  и  речевое   общение.  Речевая   ситуация.  Речь   устная  и   письменная.  Речь   диалогическая  и   монологическая.   Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение;  сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога  (этикетный, диалог­расспрос, диалог­побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение  различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог­расспрос, диалог­побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.  Раздел 2. Речевая деятельность 1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух.  Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде   в   соответствии   с   ситуацией   речевого   общения.   Овладение   различными   видами   чтения   (поисковым,   просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами  аудирования  (выборочным,  ознакомительным,  детальным).  Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. Раздел 3. Текст 10 1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,  связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно­стилистического членения текста. Функционально­смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально­смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий   общения.   Создание   текстов   различного   типа,   стиля,   жанра.   Соблюдение   норм   построения   текста   (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста. Раздел 4. Функциональные разновидности языка 1.   Функциональные   разновидности   языка:   разговорный   язык;   функциональные   стили:   научный,   публицистический,   официально­ деловой; язык художественной литературы. Сфера  употребления,  типичные  ситуации  речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально­делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Основные   жанры   научного   (отзыв,   аннотация,   выступление,   доклад,   статья,   рецензия),   публицистического   (выступление,   статья, интервью, очерк), официально­делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). 2.   Выявление   особенностей   разговорной   речи,   языка   художественной   литературы   и   функциональных   стилей.   Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение  речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах с использованием разных средств аргументации. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции  Раздел 5. Общие сведения о языке 11 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский   язык   как   один   из   индоевропейских   языков.   Русский  язык   в   кругу   других   славянских   языков.   Роль   старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский   язык   как   развивающееся   явление.   Формы   функционирования   современного   русского   языка:   литературный   язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание   важности   коммуникативных   умений   в   жизни   человека,   понимание   роли   русского   языка   в   жизни   общества   и государства, в современном мире. Осмысление   элементарных   сведений   о   происхождении   и   развитии   русского   языка,   его   контактах   с   другими   языками.  Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики. Раздел 6. Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук   как   единица   языка.   Система   гласных   звуков.   Систе­ма   согласных   звуков.   Изменение   звуков   в   речевом   потоке.   Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. 2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых   и   мягких   согласных.   Объяснение   с   помощью   элементов   транскрипции   особенностей   произношения   и   написания   слов. Проведение фонетического разбора слов. Правильное произношение слов в соответствии с нррмами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. 12 Применение фонетико­орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи. Раздел 7. Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]. Прописные и строчные буквы. 2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS­сообщениях. Раздел 8. Морфемика и словообразование 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно­суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо­ и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов. Выделение   исходной   основы   и   словообразующей   морфемы.   Определение   основных   способов   словообразования,   построение 13 словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи. Раздел 9. Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика   русского   языка   с   точки   зрения   сферы   ее   употребления.   Общеупотребительные   слова.   Диалектные   слова.   Термины   и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии. 2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. 14 Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности. Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка. Раздел 10. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико­грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка. Раздел 11. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные   типы  простых   предложений:   двусоставные  и   односоставные,  распространенные  и  нераспространенные,  предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции. Классификация   сложных   предложений.   Средства   выражения   синтаксических   отношений   между   частями   сложного   предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Способы передачи чужой речи. 2.   Проведение   синтаксического   разбора   словосочетаний   и   предложений   разных   видов.   Анализ   разнообразных   синтаксических 15 конструкций   и   правильное   употребление   их   в   речи.   Оценка   собственной   и   чужой   речи   с   точки   зрения   правильности,   уместности   и выразительности употребления синтак­сических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка. Раздел 12. Культура речи 1. Культура   речи   как   раздел   лингвистики.   Языковая   норма,   ее   функции.   Основные   нормы   русского   литературного   языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка. 2. Овладение  основными   нормами  русского   литературного  языка  и   соблюдение  их   в  устных   и  письменных  высказываниях различной   коммуникативной   направленности.   Корректировка   собственного   речевого   высказывания.   Использование   нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания.  Понятие орфограммы.  Правописание гласных и согласных в составе морфем.  Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.  Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. 16 Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном. Знаки препинания при прямой речи и в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно­словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико­интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование   орфографических   словарей   и   справочников   по   правописанию   для   решения   орфографических   и   пунктуационных проблем. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Раздел 14. Язык и культура 1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. 2.   Выявление   единиц   языка   с   национально­культурным   компонентом   значения   в   произведениях   устного   народного   творчества,   в художественной   литературе   и   исторических   текстах;   объяснение   их   значений   с   помощью   лингвистических   словарей   (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС (136 часов) Русский язык как развивающееся явление (1 час) 17 Повторение пройденного в 5­6 классах (12 +2) Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Морфология, орфография, культура речи. Причастие (25 + 6) 1 Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие.   Свойства   прилагательных   и   глаголов   у   причастия.   Синтаксическая   роль   причастий   в   предложении.   Действительные   и страдательные   причастия.   Полные   и   краткие   страдательные   причастия.   Причастный   оборот,   выделение   запятыми   причастного   оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных окончаний причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).   Не   с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н   в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна бука н  в кратких причастиях. 2 Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено, принесены),  правильно   употреблять   причастия   с   суффиксом   ­ся,   согласовывать   причастия   с   определяемыми   существительными, строить предложения с причастным оборотом. 3 Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ   исходного   текста   с   описанием   внешности.   Выборочное   изложение   текста   с   описанием   внешности.   Описание   внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно­политических выступлений. Их структура. Деепричастие (10 +2). 1 повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий.   Деепричастный   оборот,   знаки   препинания   при   деепричастном   обороте.   Выделение   одиночного   деепричастия   запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного м несовершенного вида и их образование. Не  с деепричастиями.  2 Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. 3 Рассказ по картине.   Наречие (28 +6) 1 Наречие   как   часть   речи.   Синтаксическая   роль   наречий   в   предложении.   Степени   сравнения   наречий   и   их   образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  Правописание не  с наречиями на –о и –е; не и ни­ в наречиях. Одна и две буквы н  в наречиях на –о и –е. 18 Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о  и –а  на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. буква ь  после шипящих на конце наречий.  2 Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия­синонимы и антонимы.  3 Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Категория состояния (4 +2) 1 Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. 2 Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. Служебные части речи. Культура речи (1 час) Предлог (11+ 2) 1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и  составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из­за, из­под. 3 Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря.  Согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами­синонимами. 4  Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Союз. (16 +2). 1 Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. простые и составные союзы. Союзы сочинительные и  подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в  простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов  зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза  также от наречия так и с частицей же.  2. Умение  пользоваться в речи союзами­синонимами. 3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Частица.(18+4) 19 1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.  Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. 2 Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. 3 Рассказ по данному сюжету. Междометие. Звукоподражательные слова (4). 1 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.  Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. 2 Умение выразительно читать предложения с междометиями.  Повторение и систематизация пройденного в 5­7 классах. (12+2) Сочинение­рассуждение на морально­этическую тему или публичное выступление на эту тему. 20 VII. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов,тем                ВВЕДЕНИЕ Русский язык как развивающееся явление. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5­6 КЛАССАХ Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и  словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор  слова. Р.р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Р.р. Стили литературного языка. Р.р. Публицистический  стиль. Контрольный диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Характеристика видов деятельности уч­ся Работа со словарем, Групповая, в парах Выполнение упражнений, конструирование предложений Контрольное списывание с объяснением постановки знаков   препинания Выполнение упражнений, словарная работа Беседа Фонетический разбор Словарный диктант, выполнение упражнений Разбор слов,выполнение упражнений Работа с текстом Составление плана Самостоятельная работа Работа с текстом диктант Анализ ошибок 21 Прочитайте текст и выполните задания А13—А17. 22 23

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017