ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования, программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. Т.
Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 59 классы. – М.: Просвещение,
2011 г., Рабочих программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. ФГОС. 59 классы. Т.А. Ладыженская, Т. М. Баранов, Л. А.
Тростенцова и др., М., «Просвещение», 2016 г.), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго
поколения ФГОС.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно
связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство
освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие
умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Условные обозначения: РР – развитие речи, КР – контрольная работа, ИКТ – информационнокоммуникационная технология, д/з – домашнее
задание.
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе
реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 7
классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На
первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для
овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы:
письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает
утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года
выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5—6 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и
другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать
последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над
текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для
его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Описание места учебного предмета в учебном плане: относится к области «Филология».
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год, 34 учебных недели.
Распределение учебных часов по разделам программы: Русский язык как развивающееся явление — 1 ч.
Повторение изученного в 5—6 классах — 10 ч.
Тексты и стили — 4 ч.
Морфология и орфография. Культура речи — 81ч.
Причастие — 31 ч.
Деепричастие — 12 ч.
Наречие — 32 ч.
Категория состояния — 6 ч.
Служебные части речи — 54 ч.
Предлог — 13 ч.
Союз — 18 ч.
Частица — 19 ч.
Междометие — 4 ч.
Повторение и систематизация изученного в 57 классах — 20 ч.
Форма организации образовательного процесса: классноурочная система.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационнокоммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в
форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы по русскому языку
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения,
ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативноцелесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой
либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
Речевая деятельность: аудирование:
•адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
•
•
•
чтение:
•
аргументирующую;
•
•
и т.п.);
•составлять тезисный план исходного текста;
•
•
вслух;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить Текст на части сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать текстыразмышления на лингвистические, а также моральноэтические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
говорение:
•
•
объему устное высказывание на основе данного плана;
•
•
лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
•
письмо:
•
•
•
•
(орфографические, пунктуационные);
•
•
богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
•
речи;
•
•
•
фонетика и орфоэпия:
•
•
•
морфемика и словообразование:
•
•
разных частей речи;
•
•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного
словаря;
•
•
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов
определять способы образования слов разных частей речи;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова; соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
лексикология и фразеология:
•
•
пользоваться различными видами лексических словарей;
•
•
•проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
•
•правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; •использовать знания и умения по морфологии в практике
правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
•владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
•учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
•аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
•составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
•определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
•
•
•
•
пунктуационные схемы предложений;
•самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить
Формы контроля.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольный срез Комплексный анализ текста
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися
Различные виды диктантов (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с
грамматическими заданиями).
Различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико
фразеологический);
Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Работа с различными информационными источниками: учебнонаучными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в
том числе представленных в электронном виде)
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу,
тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Используемый учебнометодический комплекс:
Рабочие программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. ФГОС. 59 классы. Т.А. Ладыженская, Т. М. Баранов, Л. А.
Тростенцова и др., М., «Просвещение», 2016 г.
Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2015.
Поурочные разработки по русскому языку, 7 класс. Н. В. Егорова. М., «ВАКО», 2014 г.
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в 5—6 классах.
Содержание программы Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический
разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический
разбор слова.
Морфологический разбор слова.
Тексты и стили
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные
причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные
причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего
времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных
прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Деепричастие
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное
написание не с наречиями на о и е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях нао и е. Описание
действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и
раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.
Учебнонаучная речь
Учебнонаучная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический
разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в
союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также,
тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не. Частица ни, приставка ни, союз ни...
ни.
Междометие
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 57 классах
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология.
Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
1. Асмолов А.Г. Системнодеятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.:
Список рекомендуемой литературы
Просвещение, 2015.
3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова.
М.: Просвещение, 2008.
4. Ладыженская
М.: Просвещение, 2012.
Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.262110).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных
учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации
проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
9. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
10. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования:
[Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
11. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/press/news/8286 12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред.
А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
16. Сайт ФГУ «Государственный научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru
17. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011. Календарно-тематическое планирование на учебный год:
2016/2017
Вариант: /Русский язык/7 класс/Русский язык. 7 класс - 170 ч.
Общее количество часов: 170
№
урок
а
Дат
а
пла
н
Дат
а
фак
т
Тема урока
Кол-
во
часо
в
Содержание урока Программное и
методическое
обеспечение
(Материалы,
учебно-
пособия)
Домашнее
задание и
подробнос
ти урока
учеников
для
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и
РК ГОС
Педагогически
е условия и
средства
реализации
ГОСа
Ценностно -
ориентационная
составляющая
Формирование
знания о взаимосвязи
русского языка с
культурой и историей
России и мира,
формирование
сознания того, что
русский язык —
важнейший
показатель культуры
человека.
Урок
общеметодичес
кой
направленности
.
Предметно -
информационная
составляющая
(знать, понимать)
Деятельностно -
коммуникативна
я составляющая
(общеучебные и
предметные
умения)
Раздел 1: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ - 1 ч
Презентация №1
«Русский язык как
развивающееся
явление". Учебник.
стр. 4
учебника.
Научиться
понимать
высказывния на
лингвистическую
тему и составлять
рассуждение на
лингвистическую
тему.
1.
Русский язык как
развивающееся
явление.
1 Для чего нужен
язык? Как русский
язык отражает
культуру человека?
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
изучение
содержания
параграфа
учебника, запись
текста под
диктовку, подбор
аргументов из
художественной
литературы для
рассуждения на
лингвистическую
тему, работа в
парах сильный —
слабый с
орфограммами с
последующей
взаимопроверкой
Коммуникативны
е: слушать и
слышать друг
друга, с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную
цель, искать и
выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе
исследования по памятке
выпол¬нения
задания,
коллективное
проектирование
дифференцированн
ого домашнего
задания,
комментирование
выставленных
отметок
Раздел 2: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ - 10 ч
2.
Синтаксис.
Синтаксический
разбор.
1
Каков алгоритм
проведения
синтаксического
разбора?
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
объяснительный
диктант с
последующей
самопроверкой по
алгоритму
выполнения
задания, работа в
парах сильный —
слабый над
лексикой текста,
самостоятельное
проектирование
аргументированног
о текста с
последующей
взаимопроверкой
при
консультативной
помощи учителя,
проектирование
выполнения
дифференцированн
ого домашнего
задания,
комментирование
выставленных
отметок.
Презентация №2
«Синтаксис.
Синтаксический
разбор». Учебник.
§1
Научиться
применять
алгоритм
проведения
синтаксического
разбора.
структуры,
содержания и
значения слова,
предложения,
текста.
Коммуникативны
е: добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов
(познавательная
инициативность).
Регулятивные:
применять
методы
информационног
о поиска, в том
числе с помощью
компьютерных
средств.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе
проектирования
структуры и
содержания
текста-
рассуждения.
Формирование
«стартовой»
мотивации к
изучению нового
материала.
Урок
общеметодичес
кой
направленности
.
3.
Пунктуация.
1 Каков алгоритм
Презентация №3
§2
Научиться
Коммуникативны Формирование
Урок проведения
пунктуационного
разбора?
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
изучаемого
предметного
содержания: беседа
по контрольным
вопросам,
самостоятельная
работа с портфолио
(составление
словосочетаний по
образцу с
последующей
самопроверкой по
алгоритму
выполнения
самопроверки),
работа в парах
сильный - слабый с
упражнениями
учебника
(орфограммами) с
последующей
взаимопроверкой,
синтаксический
разбор,
коллективное
проектирование
способов
выполнения
дифференцированн
ого домашнего
задания,
комментирование
выставленных
отметок.
Что изучают
лексика и
фразеология?
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
изучаемого
Пунктуационный
разбор.
4.
Лексика и
фразеология.
1
«Пунктуация.
Пунктуационный
разбор». Учебник.
применять
алгоритм
проведения
пунктуационного
разбора.
Презентация №4
«Лексика и
фразеология».
Учебник.
§3
Освоить алгоритм
проведения
комплексного
анализа текста.
е: проявлять
речевые
действия:
использовать
адекватные
языковые
средства для
отображения в
форме речевых
высказываний
своих чувств,
мыслей,
побуждений и
иных
составляющих
внутреннего
мира.
Регулятивные:
осознавать
самого себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность
к мобилизации
сил и энергии, к
волевому усилию
— выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта, к
преодолению
препятствий.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе выполнения
лингвистических
задач.
Коммуникативны
е: владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
орфоэпическими
нормами родного
языка.
Регулятивные:
определять
навыков работы по
алгоритму
выполнения задания
при консультативной
помощи учителя.
общеметодичес
кой
направленности
.
Формирование
познавательного
интереса к предмету
исследования.
Урок
общеметодичес
кой
направленности
. предметного
содержания:
индивидуальная и
парная работа по
диагностическим
материалам
учебника с
последующей
самопроверкой по
памятке
выполнения
задания,
лабораторная
работа в парах
сильный — слабый
при
консультативной
помощи учителя по
алгоритму
выполнения
заданий (анализ
художественного
текста с толковым
словарем), подбор
лексических
явлений из
произведений
художественной
литературы,
проектирование
выполнения
домашнего
задания,
комментирование
выставленных
отметок.
1 Каков алгоритм
проведения
фонетического
разбора слова?
Формирование у
учащихся
деятельностных
способностей и
способностей к
структурированию
и систематизации
изучаемого
предметного
содержания:
индивидуальная и
парная работа по
диагностическим
материалам
учебника с
5.
Фонетика и
орфография.
Фонетический
разбор слова.
новый уровень
отношения к
самому себе как
субъекту
деятельности.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
текста.
Коммуникативны
е: устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т. е.
формировать
операциональный
опыт.
Формирование
устойчивой
мотивации к
исследовательской
деятельности
(анализу).
Урок
общеметодичес
кой
направленности
.
§4
Презентация №5
«Фонетика и
орфография.
Фонетический
разбор слова».
Учебник.
Научиться
применять
алгоритм
проведения
фонетического
разбора слова. последующей
самопроверкой по
памятке
выполнения
задания,
лабораторная
работа в парах
сильный - слабый
при
консультативной
помощи учителя по
алгоритму
выполнения
заданий (анализ
художественного
текста с толковым
словарем), подбор
лексических
явлений из
произведений
художественной
литературы,
проектирование
выполнения
домашнего
задания,
комментирование
выставленных
отметок.
1 Каков алгоритм
проведения
фонетического
разбора слова?
Формирование у
учащихся
способностей к
рефлексии
коррекционно-
контрольного типа
и реализации
коррекционной
нормы
(фиксирования
собственных
затруднений в
деятельности):
работа с
лингвистическим
портфолио
(памятки об
алгоритме
выполнения
фонетического
анализа слова),
работа в группах
6.
Фонетика и
орфография.
Фонетический
разбор слова
Учебник.
§4
Научиться
применять
алгоритм
проведения
фонетического
разбора слова.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
ходе
исследования
структуры слова
Коммуникативны
е: устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Регулятивные:
формировать
ситуацию
саморегуляции
эмоциональных и
функциональных
состояний, т. е.
формировать
операциональный
опыт.
Познавательные:
объяснять
языковые
явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в
Урок
рефлексии.
Формирование
устойчивой
мотивации к
исследовательской
деятельности
(анализу).
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.