Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
17.03.2018
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам стандарты второго поколения , Примерной программы основного начального общего образования по русскому языку (2013г) и авторской программой «Русский язык» Н.Г.Агаркова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.( 2014г.)
Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по физической культуре в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273-ФЗ от 29.12.12, Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
русский 4 кл..docx
Ростовская область Чертковский район с. Щедровка
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
« Утверждаю»
Директор МБОУ Щедровская ООШ
Приказ от _____________ № ______
Подпись руководителя _________ Огула Л.А.
Рабочая программа
по русскому языку
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования ( класс)
начальное общее 4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 171
Учитель Полякова Татьяна Васильевна
Программа разработана на основе
М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова « Русский язык 4 класс»
УМК « Перспективная начальная школа»
(указать примерную программу /программы, издательство, год издания при наличии) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по
учебным предметам стандарты второго поколения , Примерной программы основного
начального общего образования по русскому языку (2013г) и авторской программой
«Русский язык» Н.Г.Агаркова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.( 2014г.)
Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и
обязательным минимумом содержания образования по
физической культуре в
соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации», п.2 ст. 28 №273ФЗ от 29.12.12,
Приказом Минобрнауки России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении порядка
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования», Приказом Минобрнауки №1577 от
31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 п.18.2.2.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в
ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) .
3. Уставом МБОУ Щедровская ООШ и локальным актом МБОУ Щедровская ООШ
«Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ
внеурочной деятельности» приказ №48 от 1.06.2016г.
В учебном плане ФГОС НОО на учебный предмет русский язык отведено 5 часов в
неделю, 175 часов в год. Так как 23.02.18, 8.03.18, 1.05.18 и 9.05.18 являются
праздничными нерабочими днями, согласно календарному учебному графику на 2017
2018 учебный год (приказ №45 от 25.08.2017 и расписанию уроков на 2017
2018 учебный год (приказ №45 от 25.08.2017), рабочая программа по русскому
языку, рассчитанная на 175 часов, будет выполнена и освоена в полном объеме за
171 час за счет уплотнения учебных тем* (см. раздел « Примечание» в календарно
тематическом планировании.)
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
Цели и задачи курса
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с
основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и
повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский
язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского
языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным
предметам. Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Русский язык» 4 класс
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4м классе является
формирования следующих умений:
Самоопределение и смыслообразование:
• формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и
межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, владеть коммуникативными основами, регулирующими общение
детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий
в линии, которая называется «Азбука вежливости». • формирование ценностносмысловой
ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения
выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника,
способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных
ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов
и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате), наряду с анализом их
видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т.д.), обсуждаются
нравственные и ценностные проблемы: • формирование базовых историкокультурных
представлений и гражданской идентичности школьников (представления о том, что в ходе
исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и
т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые
несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому
месту, где ты живѐшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность
радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей
страны. • формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний,
эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира)
происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстах, но и
на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.
• формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта
"индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического
и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и
заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребѐнка.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
• работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект
рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
• ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе
учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных
учебных целях;
• работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде
таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
В области коммуникативных УУД выпускник научится:
• в рамках инициативного сотрудничества освоить разные формы учебной кооперации
(работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и
исполнителя);
• в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных
точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них
или аргументировано высказывать собственную точку зрения;
• уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки
зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач
В области регулятивных УУД выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного
результата;
• контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия;
• адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе являются
формирование следующих умений
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и
глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико
графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться: • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума,
отобранного для изучения в 4м классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными,
местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный
анализ;• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них
от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ
словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).Раздел «Лексика»
Выпускник научится: • выявлять слова, значение которых требует уточнения; •
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
• Выпускник получит возможность научиться: • подбирать синонимы для устранения
повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов; • подбирать антонимы для
точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте
слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • выбирать слова из ряда
предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология»
Выпускник научится: • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол,
местоимение, предлог, союз; • определять три типа склонения существительных; •
определять названия падежей и способы их определения; • определять спряжение глаголов
по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имен
существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике
алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в
тексте такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: • определять члены
предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение,
обстоятельство, определение); • определять однородные члены предложения; • составлять
схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться: • различать второстепенные члены
предложения – дополнение, обстоятельство, определение; • выполнять в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам
предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. • различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится: • применять общее правило написания: ое после шипящих в
суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных
и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского,
женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа
и способ их проверки; • применять правила правописания: безударных окончаний имен
существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их
проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в
прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении; • использовать
разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы
слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части
речи, использования словаря). • определять (уточнять, проверять) правописание
определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника; •
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных
предложениях и с союзами а, и, но. Выпускник получит возможность научиться: •
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать
примеры с определенной орфограммой; • при составлении собственных текстов
перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных
ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;
• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами
описания, повествования и рассуждения;
• доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в
повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник
произведений;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную
статью, извлекая необходимую информацию;
• писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов).
Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по
глухостизвонкости, твёрдостимягкости, месту и способу образования) и гласных звуков
(замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований
на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме
одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив и –ов).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –
ик / ек с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и
окончаниях (повторение).
Написание букв –и/ы после приставки перед корнем, начинающимся на и.
Звукобуквенный разбор слова.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова
между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и
неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении
орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом.
Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых
выражений. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное.
Категориальное значение имён прилагательных (значение
Морфемика и словообразование
Система способов словообразования в русском языке. Представление о
словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография.
Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным
словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени).
при
Чередования звуков,
словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи
видимые на письме (исторические чередования),
(повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имён существительных (значение
предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
(значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка
(повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении.
признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во
множественном числе.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Местоимение.
Категориальное значение местоимений (значение указания на
имя).личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности
употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол.
Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое
значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного
и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора
личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое
значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения
глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных
личных окончаниях. Правописание глаголовисключений.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном
наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете пишите.
Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов.
Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном
предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме:
бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными
второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений,
орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси
правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для
решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций,
требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научнопопулярном и художественном текстах элементов
рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по
наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное
произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной
идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами
рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования,
с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно
высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения
оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об
изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежах.
Календарно тематическое планирование
Дата
Факт
По
плану
1.09
4.09
5.09
6.09
7.09
8.09
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование раздела.
Тема урока.
Примечание
Кол –
во
часов
Развитие речи . Знакомимся с текстом
рассуждением.
Повторение.
Безударный гласный, проверяемый
ударением, в корне.
Безударный гласный, проверяемый
ударением, в суффиксе и приставке.
Входная контрольная работа. Диктант с
грамматическим заданием.
Анализ контрольных работ. Закрепление
темы: «Безударный гласный в слове».
Развитие речи. Учимся составлять
текстрассуждение.
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть.
Итоговый
диктант за 3
класс
Работа по
учебнику 2 7.
8.
9.
10.
11.
11.09
12.09
13.09
14.09
15.09
12.
18.09
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
19.09
20.09
21.09
22.09
25.09
26.09
27.09
28.09
21.
29.09
22.
23.
24.
25.
26.
2.10
3.10
4.10
5.10
6.10
27.
9.10
Различение суффиксов. Значения
суффиксов.
Значения суффиксов в словах разных
частей речи..
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков.
Слова с удвоенной буквой согласного.
Развитие речи . Отличительные
признаки текстарассуждения.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Главные однородные члены
предложения.
Второстепенные однородные члены
предложения
Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Развитие речи . Учимся рассуждать
Где поставить запятую при однородных
членах?
Что такое союзы?
Союзы «и ,а ,но» при однородных членах
предложения.
Глагол.
Глагол. Спряжение. Ударные и
безударные личные окончания.
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Учимся рассуждать.
Сравниваем личные окончания глаголов.
Учимся различать спряжение глаголов
по ударным окончаниям.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
Окончание глаголов первого и второго
спряжений.
Развитие речи . Работа с картиной И.
Фирсова «Юный живописец».
Правило употребления предлогов о и
об.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть. 28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
10.10
11.10
12.10
13.10
16.10
17.10
18.10
19.10
36.
20.10
37.
23.10
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
24.10
25.10
26.10
27.10
7.11
8.11
9.11
10.11
13.11
14.11
48.
15.11
Правописание слов с предлогами о и об.
Продолжаем определять спряжение
глагола по его начальной форме.
Определение спряжения по начальной
форме глаголов.
Развитие речи .
Азбука вежливости. Учимся давать
оценку выступлениям своих товарищей.
Учимся определять спряжение глагола
по его начальной форме
Глаголыисключения 2 спряжения
,оканчивающиеся на – ать.
Глаголы – исключения 2 спряжения
,оканчивающиеся на еть.
Продолжаем определять спряжение
глагола по его начальной форме.
Развитие речи. Учимся делать научное
сообщение.
Характеристика предложения и разбор
слова как части речи.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием за 1 четверть.
Работа над ошибками.
Глагол. Спряжение глаголов «брить»,
«стелить»
Глагол. Спряжение глаголов «брить»,
«стелить»
Развитие речи.
Продолжаем знакомиться с текстом
рассуждением.
Написание безударных суффиксов
глагола в прошедшем времени.
Безударные суффиксы глаголов в
форме прошедшего времени.
Правописание глаголов прошедшего
времени с безударными суффиксами.
Развитие речи .Составляем текст
рассуждение.
Суффиксы повелительной формы
глагола.
Различение повелительной формы
множественного числа и формы 2го
лица множественного числа.
Суффиксы повелительной формы
глагола. Глаголы 2го лица
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть. 49.
50.
16.11
17.11
51.
20.11
52.
53.
54.
55.
21.11
22.11
23.11
24.11
56.
27.11
57.
58.
59.
60.
28.11
29.11
30.11
1.12
61.
4.12
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
5.12
6.12
7.12
8.12
11.12
12.12
13.12
14.12
15.12
множественного числа.
Трудности написания глаголов на ять.
Развитие речи . Письменное изложение.
Трудности написания глаголов на ять
в настоящем (или будущем) и
прошедшем времени.
Как изменяются глаголы, имеющие в
начальной форме суффикс –чь.
Глаголы, имеющие в начальной форме
суффикс –чь.
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков.
Развитие речи. Учимся делать научное
сообщение.
Усекаемая и не усекаемая основа
глаголов.
Усекаемая и не усекаемая основа
глаголов.
Разбор глаголов по составу.
Разноспрягаемые глаголы «бежать» и
«хотеть».
Развитие речи. Описание,
повествование и рассуждение.
Написание о и е после шипящих в
окончаниях существительных.
Написание о и е после шипящих в
суффиксах существительных
Буквы о и е после шипящих в
суффиксах прилагательных.
Написание о и ё после шипящих в
корнях существительных.
Развитие речи. Работа с картиной И.
Левитана «Тихая обитель».
Краткие прилагательные.
Наречия.
Повторение по теме «Глагол».
Повторение по теме «Глагол».
Глагол. Повторение.
Развитие речи. Что такое монолог и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть
.
Работа по
учебнику 2
часть
.
Работа по
учебнику 2 71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
18.12
19.12
20.12
21.12
22.12
25.12
26.12
27.12
28.12
9.01
10.01
11.01
83.
12.01
84.
15.01
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
16.01
17.01
18.01
19.01
22.01
23.01
24.01
25.01
26.01
94.
29.01
диалог?
Повторение по теме «Глагол».
Контрольный диктант с
грамматическим заданием за 2
четверть.
Работа над ошибками.
Повторение по теме «Глагол».
Контрольное списывание « Как зимуют
рыбы».
Развитие речи .
Письменное изложение
Спряжение глаголов. Повторение.
Глаголы 1 и 2 спряжения. Повторение.
Морфологические признаки глагола.
Повторение.
Где используются однородные члены?
Однородные члены предложения..
Закрепление темы: « Где используются
однородные члены предложения?»
Существительное. Олимпиадное
задание.
Развитие речи. Азбука вежливости.
Учимся отстаивать свое мнение в споре.
Части речи.
Существительное.
Прилагательное.
Краткая форма прилагательных.
Повторение по теме «Синонимы».
Развитие речи. Работа с картиной В.
Джеймса «Кот на окне». Сочинение
рассуждение .
Глагол . Морфологические признаки.
Морфологический разбор глагола.
Время глагола.
Устойчивые выражения.
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Учимся писать сочинение
Употребление устойчивых выражений в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть речи.
Простая и сложная формы будущего
времени глагола.
Будущее время глагола. Простая и
сложная формы.
Написание глаголов простой и сложной
формы.
Развитие речи с элементами культуры
речи. Как устроена книга.
Простая и сложная формы будущего
времени глагола.
Личные местоимения.
Изменение по падежам личных
местоимений.
Закрепление темы: «Личные
местоимения»
Развитие речи .Рассуждаем о нашем
прошлом.
Разбор слова по составу.
Разбор по составу глаголов.
Орфограммы в корнях слов.
Орфограммы в корнях слов.
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Что такое аннотация и как ее составить?
Орфограммы в корнях слов разных
частей речи..
Орфограммы в корнях
существительных..
Орфограммы в корнях слов
прилагательных..
.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22.02
Орфограммы в суффиксах слов.
26.02
27.02
Существительные.
Беглый гласный.
Существительные. Беглый гласный.
95.
96.
97.
98.
30.01
31.01
1.02
2.02
99.
5.02
6.02
7.02
8.02
100
.
101
.
102
.
103
9.02
12.02
13.02
14.02
15.02
16.02
19.02
20.02
21.02
.
104
.
105
.
106
.
107
.
108
.
109
.
110
.
111
.
112
.
113
.
114 .
115
.
116
.
117
.
118
.
119
.
120
.
121
.
122
.
123
.
124
.
125
.
126
.
127
.
128
.
129
.
130
.
131
.
132
.
133
.
28.02
1.03
2.03
5.03
6.03
7.03
12.03
13.03
14.03
15.03
16.03
19.03
20.03
21.03
22.03
23.03
2.04
3.04
4.04
Существительные. Буквы о и е после
шипящих.
Существительные. Безударный гласный,
проверяемый ударением.
Развитие речи .Письменное изложение.
Прилагательные.
Буквы о
и е после шипящих и ц.
Прилагательные. Буквы о и е после
шипящих и ц.
Прилагательные. Безударный гласный в
суффиксе, который надо запомнить
Глагольные суффиксы.
Диктант за 3 четверть с
грамматическим заданием.
Работа над ошибками. Учимся
составлять аннотации.
Глагольные суффиксы.
Развитие речи. Что такое монолог и
диалог
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в окончаниях
существительных.
Орфограммы в окончаниях
существительных.
Орфограммы в окончаниях
прилагательных.
Орфограммы в окончаниях глаголов.
Развитие речи . Продолжаем
знакомиться с текстомрассуждением.
Правописание окончаний глаголов.
Окончания глаголов.
Орфограммы в окончаниях глаголов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть. 5.04
6.04
9.04
10.04
11.04
12.04
13.04
16.04
17.04
18.04
19.04
134
.
135
.
136
.
137
.
138
.
139
.
140
.
141
.
142
.
143
.
144
.
145
20.04
23.04
24.04
25.04
26.04
27.04
28.04
146
.
147
.
148
.
149
.
150
.
151
.
Учимся различать форму 2го лица
множественного числа и повелительную
форму глагола
Развитие речи. Работа с картиной Н.
БогдановаБельского «Дети».
Учимся различать форму 2го лица
множественного числа и повелительную
форму глагола.
Правописание приставок.
Орфограммы в приставках.
Написание приставок.
Развитие речи. Письменное изложение
.
Работа разделительного ь.
Работа разделительного ь знака.
Разделительный ь в прилагательных,
отвечающих на вопрос : ч е й ?
Разделительный мягкий знак в
прилагательных.
Правописание разделительного мягкого
знака в прилагательных, отвечающих на
вопрос : чей?
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Учимся составлять аннотации.
Слова, которые легко перепутать.
Мягкий знак после шипящих на конце
основы в словах разных частей речи.
Существительные .
Мягкий знак после шипящих на конце
основы в словах разных частей речи.
Прилагательные. Краткая форма.
Мягкий знак после шипящих на конце
основы в словах разных частей речи.
Глаголы.
Развитие речи . Рассматриваем старые
фотографии.
Написание ться и –тся в глаголах.
Глагол как часть речи.
Контрольное списывание.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть. 3.05
4.05
7.05
8.05
10.05
11.05
14.05
15.05
16.05
17.05
18.05
21.05
22.05
23.05
24.05
25.05
152
.
153
.
154
.
155
.
156
.
157
.
158
.
159
.
160
.
161
.
162
.
163
.
164
.
165
.
166
.
167
.
168
28.05
Распространенные и
нераспространенные предложения.
Однородные члены.
Развитие речи . Сочинениеописание и
рассуждение на тему «О чем мне
рассказала старая фотография».
Учимся давать характеристику
предложению. Словарный диктант.
Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в сложных
предложениях.
Отличие сложных предложений от
простых предложений
с однородными членами
Развитие речи .Учимся рассказывать о
творчестве писателя или поэта.
Отличие сложных предложений от
простых предложений с однородными
членами.
Итоговый диктант с грамматическим
заданием за 4 класс.
Работа над ошибками. Предложения с
однородными членами.
Простые предложения с однородными
членами .
Сложные предложения.
Отличие сложных предложений от
простых предложений с однородными
членами.
Отличие простых предложений с
однородными членами от сложных
предложений.
Простые и сложные предложения.
Повторение.
Орфограммы в приставках.
Развитие речи с элементами культуры
речи.
Учимся писать сочинение .
Повторение по теме «Глагол».
Повторение по теме « Глагол».
169
29.05
Повторение по теме
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа по
учебнику 2
часть.
Уплотнение
учебного
материала
Работа по
учебнику 2
часть.
Работа по
учебнику 2
часть.
Уплотнение
учебного
материала
Уплотнение .
170
.
171
.
30.05
31.05
«Существительное».
Повторение по теме
«Существительное».
Повторение по теме «Прилагательное».
Повторение по теме «Прилагательное».
Олимпиадное задание. Заседание для
членов клуба «Ключ и заря».
1
1
учебного
материала
Уплотнение
учебного
материала
Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку
Диктант
«5» за работу, в которой нет ошибок.
«4» за работу, в которой допущено 12 ошибки.
«3» за работу, в которой допущено 35 ошибок.
«2» за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
:
Учёт ошибок в диктанте
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик
дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка»).
:
Ошибкой считается
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на
пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
:
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её
выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический
навык.
Грамматическое задание «5» без ошибок.
«4» правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Оценки
1
«5»
«4»
«3»
«2»
Контрольное списывание
Допустимое количество ошибок
II класс
2
Нет ошибок.
Один недочёт графического
характера.
1 2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
III класс
3
Нет ошибок.
IV класс
4
Нет ошибок.
1 ошибка
1 исправление
2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
1 ошибка
1 исправление
2 ошибки
1 исправление
3 ошибки
1 2 исправления
Словарный диктант
1й класс
68 слов
Классы
Количество слов
Критерии оценки «4» 1 ошибка и 1 исправление.
«3» 2 ошибки и 1 исправление.
«2» 35 ошибок.
2й класс
810 слов
3й класс
1012 слов
4й класс
1215 слов
Сочинение и изложение
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора
стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных
норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (12) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены
отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 23
предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь. Отметка за соблюде
ние орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 12 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 36 орфографические ошибки и 12 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (12) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения
в последовательности изложения мыслей, в построении 23 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь.
Отметка за соблюде
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 12 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 36 орфографических ошибки и 12 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
ние орфографических и пунктуационных норм:
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Щедровская ООШ № _____
от ________2017 года №_______
________________ Передериева Г.А.
подпись руководителя МС
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР
____________ Мельникова Т.В.
подпись
_____ ________ 2017 года
дата Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст
Приложение
Китубийца
3
6
12
17
В течение тысячелетий
человечество волнует библейская
история о том, как за непослушание
пророк Иона был проглочен китом. 22 Возможно, конечно, что это всего
лишь легенда, однако, интересен
26
35
40
48
58
вопрос: могло ли все это случиться на самом деле?
Известный немецкий зоолог Альфред Брем
решил изучить всехвсех китов, обитающих на Земле,
и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не
сказка. Для начала ученый определил, каким должен
75
быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном
85 море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не
повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно
103 быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных
111 кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке,
116 наподобие сахара в стакане чая.
65
94
120
Брем внимательно изучил 27
126 видов зубатых китовдельфинов и 16
132 видов беззубых китовгигантов и среди
138 них обратил внимание на дельфинакосатку,
146 или орку. И что же оказалось? Орка – не
только самый красивый, но и самый
152
161 прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским
170 чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах
179 Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых
188 можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном
198 море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и
заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфинакосатки очень
219 много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком,
230 не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до
208 240 8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить
248 не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг.
254
Как многокомнатная квартира желудок дельфинакосатки
263 состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой
273 «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи.
282 Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся.
291 Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось,
301 что эта косатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий
306 вес обеда составил 50 центнеров!
314
Что же происходит с гостями желудка потом? После
322 наполнения первого его отделения открывается дверка во второе,
329 которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое
338 дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье
345 отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая
347 обработка пищи.
356
Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может
365 быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь
палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до
конца.
Задание 2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес
прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву
ответа.
А. Сказка
В. Научнопопулярный текст
Д. Повесть
Б. Легенда
Г. Инструкция
Е. Не знаю Задание 3.1) В тексте «Китубийца» описано исследование,
проведенное немецким зоологом Альфредом Бремом. Как и в
любом исследовании в нем есть: постановка проблемы, гипотеза,
описание хода исследования,
описание полученных фактови
ихобъяснение, вывод. Укажи, в каких абзацах в тексте описан
каждый из этих этапов. Ответ дай в виде таблице.
Номера абзацев
Описание этапа исследования
1) постановка проблемы
2) гипотеза
3) описание хода исследования
4) описание и объяснение
полученных фактов
5) вывод
–
1)
2)
3)
4)
5)
2) Выпиши предложение, которое поясняет, в чем состояла
гипотеза Альфреда Брема. Какие ключевые слова (или одно какое
то слово) помогли тебе догадаться, что нужно записать именно это
предложение? Подчеркни эти слова (слово) в выписанном тобою
предложении.
Ответ: _______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 4. Прочитай таблицу и ответь на вопросы. Таблица. На них охотится дельфинкосатка
Название
Изображение
Длина Масса Скорость
Млекопитающие, китообразные
до 6 м
до 2 т
до 50 км/ч
до 20 м до 70 т
до 30 км/ч
Где
встречаются
в арктических морях
и среди льдов, часто
входят в реки Обь,
Енисей, Лену, Амур
во всех океанах и
открытых морях,
кроме арктических
Белуха
Кашалот
Гренланд
ский кит
Гренланд
ский
тюлень
до 20 м до 120 т до 20 км/ч в арктических моря
Млекопитающие, ластоногие
до 2 м
до
150 кг
до 25 км/ч в арктических морях
Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных,
которые тяжелее дельфинакосатки.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 2.
Выпиши из таблицы название животного с
самымималенькимиразмерами.
Ответ: ___________________________________________ Вопрос 3.
Выпиши название самогобыстрого из всех
перечисленных таблице животных.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 4. Как ты думаешь, с какой скоростью может плавать
дельфинкосатка? Поясни свой ответ.
Ответ:
1) Думаю, что дельфинкосатка может развивать скорость до
________ км/ч.
2) Я так думаю, потому что ______________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Вопрос 5. В таблице указано, что масса кашалота составляет
до 70 т. Как ты думаешь, бывают ли кашалоты с массой 30 т? А с
массой 300 т? Обведи букву ответа, которые ты считаешь наиболее
правильным.
Ответ:
А. Кашалоты с массой 30 т бывают, а с массой 300 т – нет.
Б. Не бывает кашалотов ни с массой 30 т, ни с массой 300 т – у
них у всех масса 70 т.
В. Бывают всякие кашалоты. Г. Не знаю.
Задание 5. Обведи на карте те области, где встречается дельфин
косатка. Обведи сначала карандашом; сверь получившийся у тебя
рисунок с тем, что говорится об этом животном, и если нужно –
исправь; обведи рисунок ручкой.
Задание 6. Ребята решили сделать диаграмму, чтобы наглядно
показать, во сколько раз один гренландский кит массой 60 т больше
других животных. Нашли в справочниках примерные массы слона и
носорога, сравнили их с массой кита, и получилась такая диаграмма. Гренландский кит
Слон
Носорог
60 т
Хотели еще рядом нарисовать такой же столбик с
быками, масса которых примерно равна 600 кг, стали считать,
сколько для них нужно клеточек на диаграмме, и запутались.
нужна 1 клетка
нужно 2 клетки нужно 2 клетки
Гренландский кит
60 т
Слон
?
Носорог
?
Помоги ребятам доделать диаграмму.
Сколько
нужно
клеток?
Бык
600 кг 1) Подсчитай и запиши в нужных клеточках диаграммы рядом
со знаком вопроса примерные массы слона и носорога.
2) Подскажи ребятам, какой длины им нужно взять лист
бумаги, чтобы рядом со столбиками «кит», «слон» и «носорог»
поместить на нем еще и столбик «бык».
Ответ: Нужно взять лист бумаги длиной примерно _______ см. Задание 7. Придумай свою задачу, используя любые приведенные
выше данные (в тексте или в таблице «На них охотится дельфин
косатка»). Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .
Задание 8. Во втором абзаце есть четыре формы одного слова.
Найди все формы этого слова, выпиши их так, как они стоят в
тексте, и укажи падеж для каждого слова.
Ответ.
1) _______________ – стоит в __________________ падеже;
2) _______________ – стоит в __________________ падеже; 3) _______________ – стоит в __________________ падеже;
4) _______________ – стоит в __________________ падеже;
Задание 9. Найди в первом предложении третьего абзаца два
однокоренных прилагательных. Выпиши оба эти слова и разбери по
составу слово с приставкой. Допиши еще два однокоренных слова.
Ответ.
А) однокоренные прилагательные:
1) _____________________________,
2) _____________________________.
Б) разбор по составу прилагательного с приставкой:
приставка
корень
суффикс
_________
_________
_________
окончание_________
В) еще два однокоренных слова:
1) _____________________________,
2) _____________________________. Задание 10. Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую
из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу.
Орфограмму подчеркни.
Пример слова с данной
орфограммой
Название орфограммы
и, у, а после шипящих
проверяемые безударные
гласные в корне слова
парные согласные в корне
слова
непроизносимый согласный в
корне ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 11. Ежедневная потребность дельфинакосатки в пище
составляет примерно 150 кг. Ниже в таблице приведены
изображения и названия, некоторых животных, которыми питается
дельфинкосатка, а также указаны их возможные массы.
Название
Изображение
Сельдь
Осьминог
Треска
Пингвин
Нерпа
Акула
Морж
Масса
1 кг
10 кг
40 кг
40 кг
60 кг
500 кг
1200 кг
Пользуясь данными этой таблицы, составь «недельный рацион»
дельфинакосатки так, чтобы в него входили рыбы и млекопитающие. Подтверди вычислениями, что этот рацион
покрывает потребность дельфинакосатки в пище.
Ответ. За неделю дельфинкосатка может съесть (названия и
количество животных): ____________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этого ему достаточно, так как:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 12. Как лучше доставить до берега пойманного кашалота
массой 10 тонн? Выбери вариант ответа, который тебя устраивает.
А.
Б.
В.
Г.
На надувном матрасе или шлюпке.
На лодке.
Погрузить на корабль.
Потянуть за кораблем на веревке.
Задание 13. Отметь на карте цифрой 1 место, где, по свидетельству
древнеримских ученых, встречались дельфиныкосатки в древние времена, а цифрами 2, 3, 4 и т.д. отметь те места, где их можно
встретить сегодня. Задание 14. В центре написаны названия четырех групп понятий.
Отнеси каждое из записанных в левом и правом столбиках понятий
к одной из групп, соединив его с названием группы стрелками.
грамматическая основа
имя существительное
Звуки
глагол
гласные
имя прилагательное
Состав слова
корень
окончание
основа слова
Части речи
предлог
приставка
повествовательное
Предложение
согласные
распространенное
ударение Задание 15. В книгах древнеримских ученых говорится, что орки,
или дельфиныкосатки, часто сопровождали корабли. Как ты
думаешь, зачем они это делали? Представляло ли это опасность для
мореходов? Ответ запиши в четырех – пяти предложениях.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Задание 16.
1) Перечитай текст «Китубийца». Подчеркни незнакомые тебе
слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все
незнакомые слова в столбик в таблицу.
Незнакомых слов ________
Ответ:
2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и
запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово
Значение незнакомого слова
1. ____________
2. ____________
3. ____________
4. ____________
5. ____________
6. ____________
7. ____________
8. ____________
9. ____________
10. ___________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________
– ____________________________ Контрольное списывание
Лесные приметы
Друзья, послушайте приметы Лесовичка. Пред дождём бабочкикрапивницы*
залетают в дома и сараи. У ёлок хвойные лапки опускаются вниз. Закрываются цветы
цикория, одуванчика, кислички. А ещё перелески, белой кувшинки, фиалки и других
цветов. Ласточки опускаются вниз и носятся над землёй. Оживляются лягушки. Стихают
кузнечики, а муравьи скрываются в муравейнике. Прячутся пчёлы. Чаще свистят
бурундуки. Дым от костра стелется над землёй. Стрижи исчезают в небе. А дрёма
раскрывает цветы. Диктант за 1 четверть с грамматическим заданием
Утренний ветерок
Была тихая летняя ночь. Всё спало. И ветерок заснул.
Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал изпод куста.
Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А
на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Всё пылает утренняя зарница. Вот
и солнышко скоро взойдёт. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся
цветок. Взглянул, а уже солнышко светит.
Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем.
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Найди предложения с однородными членами. Подчеркни в каждом основу
предложения.
2. Найди и подчеркни в тексте родственные глаголы. Выдели в них корни.
Вариант 2
1. Разбери 6е предложение во втором абзаце по членам предложения.
2. Запиши на одной строке глаголы из 1го и 6го предложений, поставив их в
начальную форму. Глаголы будит, будет, будем, будим запиши в соответствующий
столбик под ними, учитывая их значение. Выдели окончания. Укажи над глаголами
время, лицо и число. Диктант за 2 четверть с грамматическим заданием
Великие заслуги перед Отечеством
Во всём мире знают памятник Петру I* в Петербурге. Петру поставили памятник за
великие заслуги перед Отечеством*.
Петербург является творением Петра Великого*. Самое первое здание города здесь
берегут. Это Домик* Петра из простых брёвен. Здесь жил и работал царь. Пётр сам сделал
кресло и скамейки.
Пётр был самым любознательным правителем России. Он открыл в России разные
школы. Пётр освоил военное и корабельное дело. Пётр I* прославил Россию своим трудом
и военными победами.
Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем. Сообщается о
написании заглавной буквы (и римской цифры) в словах, отмеченных звёздочками.
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Разбери 4е предложение второго абзаца по членам предложения.
2. В последнем предложении текста подчеркни основу предложения. Запиши глагол,
который является сказуемым, в начальной форме. Выдели в нём корень. Рядом
запиши существительное, от которого образовался глагол.
Вариант 2
1. Разбери 2е предложение третьего абзаца по членам предложения.
2. Найди в третьем абзаце предложение с однородными определениями. Подчеркни
определения. Обведи синим карандашом прилагательное, образованное от
словарного слова. Покажи, как оно образовано. Подчеркни в корне беглый гласный. Диктант за 3 четверть с грамматическим заданием
Гордость России
Россия – самая большая страна в мире*. Три океана омывают Россию. Древнюю Русь
во многих странах называли Гардарика. Страна городов.
Сейчас в России больше тысячи городов. Но главная гордость граждан России
богатства природы*. Президент и Правительство России заботятся о великих реках и
озёрах. Их животный мир охраняется. Больше ста заповедников в России. Здесь изучаются
и охраняются леса и животный мир. В России есть единственный в мире заповедник
минералов. Здесь изучаются и охраняются камни.
Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем. Сообщается о
постановке тире в предложениях, отмеченных звёздочками.
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Подчеркни во всех предложениях, начиная с 3го, существительные в форме
множественного числа. Выпиши их столбиком, поставив в начальную форму. Рядом
укажи род, склонение.
2. Во втором абзаце найди разные формы одного глагола. Укажи над ними время,
лицо, число и спряжение.
Вариант 2
1. Найди и закрась синим карандашом во 2ом и в 3ем предложениях второго абзаца
слова, имеющие один и тот же род, но относящиеся к разным склонениям. В этих же
предложениях найди и закрась жёлтым карандашом слова, которые относятся к
одному склонению, но имеют разный род.
2. Найди и подчеркни во 2ом предложении второго абзаца существительные, которые
образованы от основ прилагательных. Выдели в них корни. Итоговый диктант за с грамматическим заданием
Утренняя зарница
Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало голубым. Потом
от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосклону. В эти минуты
всё стало розовым. Порозовели вода в пруду и капельки росы на траве. И туман в долине
розовый. Высоко в небо взлетел жаворонок и поёт, поёт. Его маленькие крылышки уже
осветило солнце. И крылышки стали розовые. Скоро изза горизонта выплывет солнце.
Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце*.
Примечание: Выделенные написания чётко проговариваются учителем. Сообщается о
знаках препинания в предложении, отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Выпиши из текста родственные слова. Напиши над словами, какими частями речи
они являются.
2. 7е предложение разбери по членам предложения.
Вариант 2
1. Подчеркни в тексте глаголисключение. Выпиши его в начальной форме. Укажи
над ним спряжение.
2. 10е предложение разбери по членам предложения. Контрольное списывание
Осень принесла золотистые ленты.
Стоят над прудом две березы. Стройные, высокие, белокорые. Опустили березки
зеленые косы. Веет ветер, расчесывает косы. Тихо шепчут листья берез. Это они
разговаривают друг с другом.
Однажды ночью похолодало. На траве появился иней. Пришла к березкам осень.
Принесла им золотистые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы.
Взошло солнце. Исчез с травы иней. Посмотрело солнце на березки и не узнало их. В
зеленых косах золотые ленты. Смеется солнце, а березы грустят.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Рабочая программа по русскому языку . УМК ПНШ. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.