Программа ориентирована на работу по системе учебников «Начальная школа XXI века»/ руководитель доктор педагогических наук профессор Н.Ф. Виноградова.
Содержит пояснительную записку, в которой прописаны нормативно-правовая база, цели и задачи, общая характеристика учебного предмета, основные принципы, технологии, методы, формы обучения и контроль, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык», личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык» , а также планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
русский язык 2 класс.doc
Нормативноправовая база
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению адресована учащимся 1 ступени начального общего образования учащимся 2 класса и составлена на
основании следующих нормативноправовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г, N 373
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
примерной программы НОО, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
программы НОО МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева»;
базисного учебного плана МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева»;
федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного образовательного стандарта;
положения «О рабочей программе учителя» МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева» и ориентирована на работу по системе
учебников «Начальная школа XXI века»/ авт.сост. Е.А. Виноградова
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные текстыописания и текстыповествования небольшого объема;
воспитание у учеников позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя
национальности, народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального
общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и
развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус
как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию
к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка —
социокультурной и научноисследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у
них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма,
развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной
памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом
средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на
самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научноисследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре
родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой
единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим
условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение
лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать,
зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс ты.
Общая характеристика учебного предмета
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности,
народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального
общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и
развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус
как члена общества.
Структура курса. Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что
обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная
информация и методический аппарат средств обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста и служить
средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.
С целью соблюдения принципа научности данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх
содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим
объектом изучения:
содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово,
часть речи, предложение;
содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное
высказывание на определённую тему.
Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешивания:
например, при изучении языковых средств перед учениками не ставятся орфографические и речевые задачи и т.п.
Методический принцип «один урок один объект одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну
цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научноисследовательскую (познавательную) цель – познакомить учащихся начальной
школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые
единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социкультурной цели – сформированность у учащихся начальной школы навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки данного блока соответствуют содержательной линии
«Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы.
Уроки блока «Развитие речи» также реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в
условиях устного и письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как
законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить
практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, предоставить возможность ученику
стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей изза немотивированного смешения различных
объектов изучения.
Основные принципы, технологии, методы, формы обучения и контроль.
деятельностный способ обучения;
способ диалектического обучения (СДО);
дифференцированное обучение;
технология игрового обучения;
ИКТтехнологии.
Для изучения предмета используются технологии, формирующие метапредметные и предметные компетенции:
Основной формой организации учебного процесса является урок. Применяются следующие типы уроков:
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок рефлексии.
3. Урок общеметодической напрвленности.
4. Урок развивающего контроля.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать
знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.
При организации учебного процесса применяются ведущие методы: проблемный, исследовательский, нагляднословесный, практический.
Контроль осуществляется выполнением письменных работ: словарные диктанты, свободные диктанты, итоговые и текущие контрольные и
проверочные диктанты, контрольное списывание, тестирование.
Формой итоговой аттестации является выполнение тестовой итоговой работы. Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». Согласно программы ООП НОО и учебному плану МБОУ
«Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» всего на изучение русского языка во 2 классе выделяется 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные
недели).
Реализуется из учебного плана за счет часов обязательной части 4 часа, за счёт часов, формируемых ОУ 1 час.
Место предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей
культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения
по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого
общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на
позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и
правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение
(в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,
член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы 2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1.1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких
согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердостимягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных
звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с
непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного
языка.
1.3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова,
называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть
слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же
слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочносуффиксальный способы образования
слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных
способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об, от, до, по, под, про; за, на, над
правописание суффиксов имен существительных: онок, енок; ок; ек; ик; ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: ов, ев, ив, чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
3.1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным
текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по
смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5 ч)
V. Резервные уроки (16 ч) используются для проведения контрольных и проверочных работ.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2ом классе
Ученик научится
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
выделять, находить:
решать учебные и практические задачи:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
делить слова на слоги1;
1 При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение
сонорных согласных) случаи деления слов на слоги. использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 4560 слов2;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
Ученик получит возможность научиться:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об, от, до, по, под, про; за, на, над
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочносуффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: онок, енок; ок; ек; ик; ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: ов, ев, ив, чив, лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в
последующих письменных работах;
2 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При
отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также
возможности дифференцированного контроля.
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
(в объеме представленного в учебнике материала).
Контроль за уровнем обученности учащихся во 2 классе по русскому языку
Форма проверки
Количество
Контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Контрольное списывание
Диктант
Изложение
Сочинение
Проверочная работа
Словарный диктант
Тест
Итого
2
4
2
7
2
2
1
14
5
39
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО
Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык».
№ Наименование
2
3
4
5
6
7
8
9
Компьютер учителя
Интерактивная доска 77" с возможностью одновременной работы не менее 2 человек
Проектор
Акустическая система (колонки)
Офисный пакет
Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения
математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся
Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов
Антивирус
Кол
во
1
1
1
1
1
1
1
1 10
Компьютерный стол для учителя
1
Учебнометодический комплект для учащихся:
1. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2х ч. Ч. 1. 2 СВ. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. 4е изд., перераб. М.:
ВентанаГраф. 2011. 176с: ил. (Начальная школа XXI века).
2. Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. 3е изд., перераб. М.: ВентанаГраф, 2011.
(Начальная школа XXI века).
1. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. 2е изд., дораб. М.: ВентанаГраф, 2011. (На
чальная школа XXI века).
3. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. СВ. Иванова. 2е изд., исправл. М.: Вен
танаГраф, 2010. (Оценка знаний).
4. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 2 класс / Л. Е. Журока, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова [и др.]. М.: ВентанаГраф, 2010.
5.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словообразовательный, словарь синонимов, антонимов, орфографический.
Литература для учителя.
1. Русский язык: 14 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. – М. : ВентанаГраф, 2012. – 384 с.
2. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова
А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. – М. : ВентанаГраф, 2012.
3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010.
4. Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков / авт.сост. Н. Н. Карягина, М. К. Перепилицина. – Волгоград :
Учитель, 2009.
5. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 24 классы /В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под
ред. С. В. Иванова. – 3е изд., перераб. – М.: ВентанаГраф, 2013. – 272 с.
6. Русский язык. 1–4 классы : развитие творческих способностей учащихся / авт.сост. Л. П. Арефьева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
7. Русский язык. 1–4 классы : активные формы и методы обучения / сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград : Учитель, 2009.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. :
Просвещение, 2011
Интернетресурсы
Энциклопедии, словари, справочники
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий" http://www.megabook.ru
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru
Словари издательства "Русский язык": англо русский, русско английский, немецко русский и русско немецкий http://www.rambler.ru/dict/
Словари и энциклопедии online на Академик.ру http://dic.academic.ru
Словари русского языка на портале "Грамота.ру" http://slovari.gramota.ru
Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру" http://www.glossary.ru
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (online) http://vidahl.agava.ru Энциклопедия "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия "Природа науки. 200 законов мироздания" http://www.elementy.ru/trefil/
Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru
Sokr.Ru: словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.megabook.ru/
Большой энциклопедический и исторический словари онлайн http://www.edic.ru
Коллекция "История образования" Российского общеобразовательного портала http://museum.edu.ru/
Образовательные сайты
www.school.edu.ru "Российский общеобразовательный портал".
www.intedu.ru "Институт новых технологий образования" (ИНТ).
www.mschools.ru – Портал "Москва школьная".
news.mto.ru Новости учебного книгоиздания.
http://www.pedsovet.org/ Все образование Интернета.
http://www.mega.km.ru/ Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
http://www.schools.tehno.ru/ Образовательный сервер "Школы в Интернете"
http://www.college.ru/ Реальное обучение и образование в Интернет.
http://www.school.holm.ru/ Каталог ссылок о школьном образовании.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.