Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
3 кл
13.02.2018
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
Данная рабочая программа для 3 класса. Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Авторской программы по русскому В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Участвовать в устном общении на уроке. выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
3а класс РУССКИЙ ЯЗЫК.docx
Ι . Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной основной   образовательной   программы   начального   общего   образования,   авторской программы   по   русскому   В.П.   Канакиной   и   В.   Г.   Горецкого   (образовательная   система «Школа   России»).  Программа   соответствует   федеральному   государственному образовательному   стандарту   начального   общего   образования   2009   года   и   обеспечена следующим учебно­методическим комплексом: Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. Учебник для 3 класса. В 2 ч. ­ М.: Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь для  3  класса.  В 2 ч.   ­ М.: 1. 2. Просвещение, 2013. Просвещение, 2015. Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России». Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализацииосновных целевых установок начального   образования:   становлении   основ   гражданской   идентичности   и   мировоззрения; формировании   основ   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности; духовно­нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством   развития   их   мышления,   воображения,   интеллектуальных   и   творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через  посредство отечественного  языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той   же   среды   —   отечественного   языка»   (К.   Д.   Ушинский).   Изучение   русского   языка   в начальных   классах   —   первоначальный   этап   системы   лингвистического   образования   и речевого   развития,   обеспечивающий   готовность   выпускников   начальной   школы   к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальнойшколе являются: •ознакомление учащихся с основными положениями науки оязыке и формирование на этой основе знаково­символического восприятия и логического мышления учащихся; •формирование   коммуникативной   компетенции   учащихся:развитие   устной   и письменной   речи,   монологической   и   диалогической   речи,   а   также   навыков   грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задачобразовательной области «Филология»: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Развитие диалогической и монологической устной иписьменной речи. 3. Развитие коммуникативных умений. 4. Развитие нравственных и эстетических чувств. 5. Развитие способностей к творческой деятельности. Программа   определяет   ряд   практических  задач,   решениекоторых   обеспечит достижение основных целей изучения предмета:  •развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; •формирование   у   младших   школьников   первоначальныхпредставлений   о   системе   и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; •формирование  навыков  культуры  речи  во  всех  её  проявлениях,  умений  правильно писать   и   читать,   участвовать   в   диалоге,   составлять   несложные   устные   монологические высказывания и письменные тексты; •воспитание   позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   русскому   языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; •пробуждение познавательного интереса к языку, стремлениясовершенствовать свою речь. II.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Общие предметные результаты освоения программы  осознание   значимости   русского   языка   как   государственного   языка   нашей   страны Российской Федерации, языка межнационального общения;  представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;  формирование позитивного эмоционально­оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;  понимание   значимости   правильной   и   «хорошей»   устной   и   письменной   речи   как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;  приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;  овладение   изучаемыми   нормами   русского   языка   (орфоэпические,   лексические, грамматические,   орфографические,   пунктуационные),   правилами   культуры   речевого поведения   (в   объёме   курса);   использование   этих   норм   для   успешного   решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;  овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики,   графики,   лексики,   морфемики,   грамматики,   орфографии,   а   также   умениями находить,   опознавать,   характеризовать,   сравнивать,   классифицировать   основные   единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;  овладение   основами   грамотного   письма   (в   объёме   изучаемого   курса),   основными орфографическими   и   пунктуационными   умениями;   применение   правил   орфографии   и пунктуации в процессе выполнения письменных работ. Предметные результаты освоения основныхсодержательных линий программы Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: участвовать   в   устном   общении   на   уроке   (слушать   собеседников,   говорить   на обсуждаемую тему, соблюдать основныеправила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; осознавать   ситуацию   общения:   с   какой   целью,   с   кем   и   гдепроисходит   общение; выбирать   адекватные   языковые   и   неязыковые   средства   в   соответствии   с   конкретной ситуациейобщения; 2 применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевогообщения, в том числе при обращении с помощью средствИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речитоварищей (при ответах на поставленный   учителем   вопрос,при   устном   или   письменном   высказывании)   с   точки зренияправильности, точности, ясности содержания; строить   предложения   для   решения   определённой   речевойзадачи,   для   завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему­либо; понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информациюдля решения познавательной или коммуникативной задачи; понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной   мысли,   находить   части   текста,определять   их   последовательность,   озаглавливать части текста; восстанавливать   последовательность   частей   или   последовательность   предложений   в тексте повествовательного характера; распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; знакомиться с жанрами объявления, письма; строить   монологическое   высказывание   на   определённую   тему,по   результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Обучающийся получит возможность научиться: определять   последовательность   частей   текста,   составлятьплан   текста,   составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; пользоваться   самостоятельно   памяткой   для   подготовки   и   написания   письменного изложения учеником; письменно   (после   коллективной   подготовки)   подробно   иливыборочно   передавать содержание   повествовательного   текста,предъявленного  на  основе  зрительного   восприятия; сохранятьосновные   особенности   текста­образца;   грамотно   записыватьтекст;   соблюдать требование каллиграфии при письме; составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты   на   близкую   жизненномуопыту   детей   тему,   по   рисунку,   репродукциям   картин художников   (в   «Картинной   галерее»   учебника)   и   опорным   словам,на   тему   выбранной учениками пословицы или поговорки; использовать   в   монологическом   высказывании   разные   типыречи:   описание, рассуждение, повествование;пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственныхречевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; находить   и   исправлять   в   предъявленных   предложениях,   текстах   нарушения правильности, точности, богатства речи; проверять   правильность   своей   письменной   речи, орфографические и пунктуационные ошибки.   исправлятьдопущенные Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: характеризовать   звуки   русского   языка:   гласный   —   согласный,гласный   ударный   — безударный,   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   —   непарный,   согласный   глухой   — звонкий,парный — непарный (в объёме изученного); определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) всловах; 3 устанавливать соотношение звукового и буквенного составав словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с раздели­ тельными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;  осуществлять звуко­буквенный анализ доступных по составуслов;  произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарёмпроизношения в учебнике);  использовать знание алфавита для упорядочивания слов ипри работе со словарями и справочниками;  применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;  пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять   звуко­буквенный   разбор   слова   самостоятельнопо   предложенному   в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко­буквенного анализа слова; соблюдать   нормы   русского   языка   в   собственной   речи   иоценивать  соблюдение   этих норм в речи собеседников(в объёме орфоэпического словаря учебника); пользоваться   орфоэпическим   словарём   при   определенииправильного   произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языкаили к учителю, родителям и др.). Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя; наблюдать за употреблением синонимов и антонимов вречи, подбирать синонимы и антонимы к словам разныхчастей речи, уточнять их значение; иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; иметь представление  о фразеологизмах  (устойчивых  сочетаниях   слов);  приобретать опыт различения в предложениях итекстах фразеологизмов; наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорнойречи; распознавать слова, употреблённые в прямом и переносномзначении (простые случаи); иметь представление о некоторых устаревших словах иих использовании в речи; пользоваться словарями при решении языковых и речевыхзадач. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать,   что   понимание   значения   слова   —   одно   из   условий   умелого   его использования в устной и письменной речи; замечать   в   художественном   тексте   слова,   употреблённые   впереносном   значении,   а также эмоционально­оценочныеслова, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность использования слов в тексте; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; выбирать   слова   из   ряда   предложенных   для   успешного   решения   коммуникативных задач; размышлять над этимологией некоторых слов­названий; приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: 4 владеть опознавательными признаками однокоренных слов; различать однокоренные слова и различные формы одногои того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичнымикорнями, однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемамиокончание, основу (простые случаи), корень, приставку,суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса),осознавать значение новых слов. Обучающийся получит возможность научиться: находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; различать изменяемые и неизменяемые слова; узнавать   сложные   слова   (типа  вездеход,   вертолёт  и   др.),выделять   в   них   корни; находить соединительные гласные(интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным   в   учебнике   алгоритмом,   оценивать   правильность   проведения   разбора   по составу; подбирать однокоренные слова и  формы одного и того жеслова  с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок исуффиксов для правописания слов с этими приставками исуффиксами. Морфология Обучающийся научится: распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы); распознавать   имена   существительные;   находить   начальнуюформу   имени существительного; определять грамматическиепризнаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам; распознавать имена прилагательные; определять зависимостьимени прилагательного от формы   имени   существительного;находить   начальную   форму   имени   прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); распознавать   глаголы;   определять   начальную   (неопределённую)   форму   глаголов (первое   представление),   различатьглаголы,   отвечающие   на   вопросы   «что   делать?»   и   «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени); распознавать   личные   местоимения   (в   начальной   форме),определять   грамматические признаки: лицо, число, род(у местоимений 3­го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные; устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не; узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильноупотреблять в речи части речи и их формы. 5 Обучающийся получит возможность научиться: производить   морфологический   разбор   изучаемых   самостоятельных   частей   речи   (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; наблюдать за словообразованием частей речи; замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Синтаксис Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание и слово; выделять предложения из потока устной и письменной речи,оформлять их границы; определять   вид   предложений   по   цели   высказывания   (повествовательные, вопросительные,   побудительные)   и   по   интонации   (восклицательные   и   невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; различать понятия «члены предложения» и «части речи»; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); устанавливать при помощи вопросов связь между словами впредложении; отражать её в схеме; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; различать   распространённые   и   нераспространённые   предложения,   составлять   такие предложения; отличать   основу   предложения   от   словосочетания;   выделять   впредложении словосочетания; разбирать   предложение   по   членам   предложения:   находить   грамматическую   основу (подлежащее   и   сказуемое),   ставить   вопросы   к   второстепенным   членам   предложения, определять, какиеиз них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать   в   словосочетании   связь   главного   слова   с   зависимым   при   помощи вопросов; выделять в предложении основу и словосочетания; находить в предложении обращение (в начале, в середине,в конце); опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять ранее изученные правила правописания,а также:  непроизносимые согласные;  разделительный твёрдый знак (ъ);  непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова,   в   томчисле   с   удвоенными согласными (перечень см. в словареучебника);  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставкахи суффиксах;  мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);  безударные родовые окончания имён прилагательных;  раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;  раздельное написание частицы не с глаголами; б) подбирать примеры с определённой орфограммой; 6 в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); г) определять разновидности орфограмм и соотносить их сизученными правилами; д)   применять   разные   способы   проверки   правописания   слов:изменение   формы   слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); ж) писать  под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с  изученными правилами правописания; з)   проверять   собственный   и   предложенный   текст, орфографические и пунктуационные ошибки.   находитьи   исправлять Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания:  соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);  е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);  запятая при обращении;  запятая между частями в сложном предложении;  безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени; б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки). III. Содержание учебного предмета В  3 классе  центральное   место   отводится  формированиюграмматических  понятий курса   русского   языка   (текст,   предложение,   слово,   словосочетание,   части   речи,   имя существительное,   имя   прилагательное,   имя   числительное,   глагол,   местоимение,   предлог, члены предложения, значимые части слова:корень, приставка, суффикс, окончание и др.). Тема   «Состав   слова»   предполагает   уточнение   и   систематизацию   знаний   об однокоренных словах и о корне слова, формирование представлений об основе и окончании, о суффиксе и приставке, об их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами   образования   слов   (без   введениятерминов),   чередованием   гласных   и   согласных звуков в корне, правилами правописания безударных гласных (проверяемых и не проверяемых ударением),   парных   по   глухости­звонкости   согласных   в   корне   (на   конце   слова   и   перед согласным), непроизносимых согласных, правописанием наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанием разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами. Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых   изученных   существенных   признаках   частей   речи   (имя   существительное,   имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках   частей   речи   (категории   рода,   падежа,   времени,   лица   (у   местоимений),   формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, родам   в   единственном   числе,   падежам),   глаголов   (по   числам,   временам),   глаголов   в прошедшем времени в единственном числе по родам). В   ознакомительном   плане   третьеклассникам   даётся   первоепредставление   об   имени числительном как части речи. В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь  —  врач), навыки   правописания   родовых   окончаний   имён   существительных   (­а,   ­о,   ­е),   имён прилагательных   (­ый,   ­ий,   ­ой,   ­ое,   ­ее,­ая,   ­яя),   глаголов   прошедшего   времени   в единственном числе женского и среднего рода (­а, ­о), частицы не с глаголами. Проводятся 7 упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи. Изучение   языковых   понятий   проводится   на   базе   осознавания   лексического   значения слов,   анализа   словосочетаний   и   предложений.   Уточняются   и   углубляются   знания   о лексическом   значении   слов   (однозначных   и   многозначных   словах,   прямом   и   переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся  знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими   и   новыми   словами,   устойчивыми   сочетаниями   слов   (фразеологизмами), некоторыми изобразительно­выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями. Уточняется   и   углубляется   представление   о   предложении,главных   и   второстепенных членах   предложения.   Учащиеся   получают   первое   представление   о   словосочетании,   его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные,   вопросительные,   побудительные)   и   по   интонации   (восклицательные   и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление). Продолжается   работа   над   совершенствованием   речеведческих   знаний   и   умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план,   озаглавливать   текст,   составлять   собственный   текст   на   основе   текста­образца,   по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения   различать   книжный   и   разговорный   стили   текстов,   устанавливать   типы   связи   в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля. Язык и речь (2 ч) Виды   речи.   Речь,   ее   назначение.   Речь   –   отражение   культуры   человека.Язык,   его назначение     и   его   выбор   в   соответствии   с   целями   и   условиями   общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи.Составление текста по рисунку. Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.Построение   текста:   вступление,   основная   часть,   заключение.Типы   текстов: повествование,   описание,   рассуждение.Формирование   навыка   смыслового   чтения   текста различных   стилей   и   жанров   в   соответствии   с   учебными   целями   и   задачами.Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).Виды предложений по цели   высказывания   (повествовательные,   вопросительные,   побудительные)   и   по   интонации (восклицательные конце предложений.Предложение   с   обращением   (общее   представление).Состав   предложения (повторение и углубление представлений).Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).Распространенные и нераспространенные предложения.Формирование навыков   работы   с   графической   и   текстовой   информацией   (таблицы   и   памятки).Разбор предложения   по   членам.Простое   и   сложное   предложения   (общее   представление).Запятая внутри сложного предложения.Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. невосклицательные).Знаки препинания и         в   Развитие речи.Составление небольшого рассказа по репродукции картины.Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Слово в языке и речи (17 ч) Лексическое   значение   слова   (повторение   и   углубление   представлений   о слове).Номинативная  функция  слова,  понимание слова как  единства  звучания  и  значения; 8 однозначные   и   многозначные   слова,   слова   в   прямом   и   переносном   значении;   синонимы, антонимы.Работа   с   толковым   словарем,   словарем   синонимов   и   антонимов.Использование омонимов в речи.Работа со словарем омонимов.Значение фразеологизмов и их использование в   речи.Работа   со   словарем   фразеологизмов.Развитие   интереса   к   происхождению   слов,   к истории   возникновения   фразеологизмов.Обобщение   и   углубление   представлений   об изученных   частях   речи   (имени   существительном,   имени   прилагательном,   глаголе, местоимении)   и   их   признаках.Имя   числительное   (общее   представление).Обобщение   и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.Правописание слов с ударными (сочетания жи­ши, ча­ща, чу­щу) и безударными гласными в корне.Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов   с   парными   по   глухости­звонкости   согласными   звуками   на   конце   слова   и   перед согласными   в   корне.Мягкий   разделительный   знак   (ь).   Правописание   слов   с   мягким разделительным знаком. Развитие речи Подробное   изложение   с   языковым   анализом   текста,   по   вопросам   или   коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины. Состав слова (47 ч) Корень   слова.   Однокоренные   слова.Чередование   согласных   в   корне.Сложные слова.Формы слова. Окончание.Значение приставки и суффикса в слове.Основа слова.Разбор слова   по   составу.   Знакомство   со   словообразовательным   словарем.Изменяемые   и неизменяемые слова, их употребление в речи.Общее представление о правописании слов с орфограммами   в   значимых   частях   слова.Правописание   слов   с   безударными   гласными   в корне.Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов   с   парными   по   глухости­звонкости   согласными   на   конце   слов   и   перед   согласными   в корне.Правописание   слов   с   непроизносимыми   согласными   в   корне.Правописание   слов   с удвоенными   согласными.Правописание   суффиксов   и   приставок.Правописание   приставок   и предлогов.Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Развитие   речи.Сочинение   по   репродукции   картины.   Редактирование   предложений   с неуместным   употреблением   в   них   однокоренных   слов.   Подробное   изложение повествовательного   текста   с   языковым   анализом   Составление   текста   по   репродукции картины.Изложение   повествовательного   деформированного   текста   по   самостоятельно составленному плану.Составление объявления. Части речи (75 ч) Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя   существительное.   Значение   и   употребление   имен   существительных   в речи.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.Представление об устаревших словах в русском языке.Собственные и нарицательные имена существительные.Правописание имен   собственных.Изменение   имен   существительных   по   числам.   Имена   существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).Имена существительные общего рода (первое представление).Формирование   навыка   культуры   речи:   норм   согласования   (серая   мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.Неизменяемые имена   существительные.Именительный   падеж.   Родительный   падеж.   Дательный   падеж. Винительный   падеж.   Творительный   падеж.   Предложный   падеж.Начальная   форма   имени существительного.Морфологический разбор имени существительного. 9 Имя   прилагательное.  Лексическое   значение   имён   прилагательных.Обогащение словарного   запаса   именами   прилагательными.Связь   имения   прилагательного   с   именем существительным.Роль   имён   прилагательных   в   тексте.Синтаксическая   функция   имени прилагательного в предложении.Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.   Зависимость   рода   имени   прилагательного   от   формы   рода   имени существительного.Родовые   окончания   имён   прилагательных   (­ый,   ­ой,  ­ая,   ­яя).Изменение имён прилагательных по числам.Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на  –ий,   ­ья,   ­ов,   ­ин,   по   падежам   (первое   представление).Зависимость   падежа   имени прилагательного   от   формы   падежа   имени     существительного.Начальная   форма   имени прилагательного.Морфологический разбор имени прилагательного. Местоимение.  Личные   местоимения   1­го,   2­го,   3­го   лица.Личные   местоимения единственного   и   множественного   числа.Род   местоимений   3­го   лица   единственного   числа. Изменение личных местоимений 3­го лица в единственном числе по родам.Морфологический разбор местоимений. Глагол.  Значение   и   употребление   в   речи.   Изменение   глаголов   по   числам.Начальная (неопределенная)   форма   глагола.Глагольные   вопросы  что   делать?  и  что   сделать? Изменение глаголов по временам.Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (­а, ­о).Правописание частицы не с глаголами.Морфологический разбор глагола. Развитие   речиПодробное   изложение   по   самостоятельно   составленному   плану,   по опорным словам.Письмо по памяти.Составление устного рассказа по серии картин.Сочинение по   репродукции   картины.Составление   текста­описания   растения   в   научном стиле.Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции   картины.Составление   текста­описания   о   животном   по   личным наблюдениям.Составление   сочинения­отзыва   по   репродукции   картины.Составление письма.Составление текста по сюжетным рисункам.Составление предложений с нарушенным порядком слов. Повторение (15 ч) Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие  звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,  определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение.  Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для   эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь   внимание   и   т.п.   Практическое   овладение   устными   монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность,   обращение   с   просьбой).   Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение.  Понимание   учебного   текста.   Выборочное   чтение   с   целью   нахождения необходимого   материала.   Нахождение   информации,   заданной   в   тексте   в   явном   виде. Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте. Интерпретация   и   обобщение   содержащейся   в   тексте   информации.   Анализ   и   оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.   Письменное   изложение   содержания   прослушанного   и   прочитанного   текста 10 (подробное,   выборочное).   Создание   небольших   собственных   текстов   (сочинений)   по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.). Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм   одного   и   того   же   слова.   Различение однокоренных   слов   и   синонимов,   однокоренных   слов   и   слов   с   омонимичными   корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых   слов.   Представление   о   значении   суффиксов   и   приставок.   Их   смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико­грамматическим признакам. Имя   существительное,   его   лексико­грамматические   признаки;   имя   существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать   имена   собственные.   Имена   существительные   нарицательные.   Различение   имён существительных,   отвечающих   на   вопросы   «кто?»   и   «что?».   Различение   имён существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.   Изменение   существительных   по числам.   Изменение   существительных   по   падежам.   Определёние   падежа,   в   котором употреблено   имя   существительное.   Различение   падежных   и   смысловых   (синтаксических) вопросов.   Определёние   принадлежности   имён   существительных   к   1,   2   и   3­му   склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3­го склонения, кроме существительных   на   ­мя,   ­ий,   ­ье,   ­ие,   ­ия.   Имя   существительное   как   член   предложения. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных  по родам,  числам и  падежам, кроме  прилагательных на  ­ья, ­ов, ­ин. Правописание безударных падежных   окончаний   имён   прилагательных.   Прилагательное   как   член   предложения. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3­го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.   Изменение   глаголов   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и   будущем   времени (спряжение).   Способы   определёния   I   и   II   спряжения   глаголов   (практическое   овладение). Изменение   глаголов   прошедшего   времени   по   родам   и   числам.   Правописание   безударных личных   окончаний   глаголов   I   и   II   спряжения   (с   ударным   глагольным   суффиксом   в неопределённой   форме:   решать,   косить   и   т.д.).   Мягкий   знак   у   глаголов   во   2­м   лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания   глаголов   на   ­тся,   ­ться.   Морфологический   разбор   глаголов   (в   объёме изученного). Наречие, его лексико­грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. 11 Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис.Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные,   побудительные.   Интонация (повышение   и   понижение   тона,   пауза,   логическое   ударение,   эмоциональная   окраска высказывания­сообщения,   вопроса,   совета,   просьбы,   приказа).   Восклицательные   и невосклицательные   предложения.   Интонация   и   её   значение   для   выражения   законченности высказывания (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки. Нахождение   главных   членов   предложения:   подлежащего   и   сказуемого.   Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные   члены   предложения.   Нахождение   и   самостоятельное   составление предложений   с   однородными   членами   без   союзов   и   с   союзами   и,   а,   но.   Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Прямая речь (общее знакомство). Обращение (общее знакомство). Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: ∙ сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением; ∙ сочетания чк—чн, чт, щн; ∙ перенос слов; ∙ прописная буква в начале предложения, в именах собственных; ∙ проверяемые безударные гласные в корне слова; ∙ парные звонкие и глухие согласные в корне слова; ∙ непроизносимые согласные; ∙ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); ∙ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; ∙ разделительные ъ и ь; ∙ мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь); ∙ безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); ∙ безударные окончания имён прилагательных; ∙ раздельное написание предлогов с личными местоимениями; ∙ не с глаголами; ∙ мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2­го лица единственного числа (пишешь, учишь); знаки; ∙ мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться; ∙ безударные личные окончания глаголов; ∙ раздельное написание предлогов с другими словами; ∙ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный ∙  знаки   препинания  (запятая)  в  предложениях  с   однородными  членами   и  в   сложных предложениях. 12 Развитие   речи.   Овладение   основными   видами   речевой   деятельности   (говорения, слушания, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической   и   орфографической,   стилистической   и   орфоэпической);   точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности;   развитие   логической   стороны   речи,   развитие   речевого   (фонематического) слуха;   способности   слышать,   различать   и   воспроизводить   интонационную,   эмоционально­ смысловую   стороны   речи,   паузы,   ударение   не   только   словесное   (орфоэпическое),   но   и логическое,   эмоциональное;   развитие   двух   планов   речи:   внутренней   и   внешней   на   уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация.   Овладение   основными   умениями   ведения   разговора   (начать,   поддержать, закончить   разговор,   привлечь   внимание   и   т.п.).   Овладение   нормами   речевого   этикета   в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.   Последовательность   предложений   в   тексте.   Последовательность   частей   текста (абзацев).   Комплексная   работа   над   структурой   текста:   озаглавливание,   корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы  текстов:  описание,  повествование,  рассуждение,  их  особенности.  Знакомство  с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов  с   учетом  точности,   правильности,  богатства   и  выразительности  письменной  речи; использование в тестах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение   подробное   и   выборочное,   изложение   с   элементами   сочинения,   сочинение­ повествование, сочинение­описание, сочинение­рассуждение. В   соответствии   с   индивидуальными   особенностями   усвоения   учебного   материала учащимися   класса   незначительно   изменено   соотношение   количества   часов   на   изучение отдельных тем, что отражено в таблице.  № Название темы Причина изменения количества часов Кол­во часов в 2 14 17 45 77 1 31 Уменьшение количества часов в  связи с пропедевтическим изучением материала Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  материала  (тема «Падежи имен  13 госуд. Кол­во часов в рабочей программе 1 2 3 4 5 а) Язык и речь Текст.   Словосочетание. Предложение. Слово в языке и речи.  Состав слова. Части речи. Части речи. б) Имя существительное. программе 2 14 17 47 75 2 30 в) Имя прилагательное. г) Местоимение д) 6 Глагол. Повторение. ИТОГО 18 4 21 15 170 19 5 22 15 170 существительных»). Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  материала Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  материала Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения  материала Особенности   организации   учебного   процесса:  классно­урочная   деятельность.   При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые.   Каждый   учитель   вправе   выбрать   ту   форму,   которая,   по   его   мнению,   более эффективна для его учеников Используемые методы обучения: практические методы: опыты, упражнения и др.; наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.; словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.; работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана; видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль; работа с индивидуальными ученическими нетбуками. объяснительно­иллюстративные методы; репродуктивные; методы проблемного изложения; частично поисковые методы; исследовательские. ­ по источнику знаний:        ­ по типу познавательной деятельности       ­ по дидактическим целям:    упражнения).  Используемые  технологии:         методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); методы,   способствующие   закреплению   и   совершенствованию   знаний   (практика, технология проблемного обучения; технология деятельностного  метода; дифференциация обучения; информационно­коммуникативные технологии; проектная деятельность;     игровые технологии; здоровьесберегающие технологии;            система инновационной оценки «Портфолио» В учебном процессе используются следующие виды учебных действий:  1.   Репродуктивные   действия,   требующие   от   учащихся   достижения   результата, максимально близкого к образцу  (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).  2.   Мыслительные   действия:   установить   причинно­следственную   связь;   выделить   в объекте   его   составляющие,   найти   отличия   и   сходства;   сделать   вывод;   выделить   общее   и существенное.  3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти   ошибку;   проверить   решение   задачи;   оценить   результат   своей   деятельности   или деятельности других.  14 4.   Продуктивные   действия:   создание   нового   продукта   ­   придумать   предложение, рассказ,   задачу;   преобразовать   данный   продукт   в   новый:   изменение   порядка   слов   в предложении;   формирование   новых   целей:   задать   вопросы   к   тексту,   поставить   вопрос   к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа.  Типы и формы организации уроков Тип №1.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели: Деятельностная:  научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление   затруднения:   в   чем   сложность   нового   материала,   что   именно   создает проблему, поиск противоречия Разработка   проекта,   плана   по   выходу   их   создавшегося   затруднения,   рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Тип №2. Урок рефлексии Цели: Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно­ контрольного   типа,   научить   детей   находить   причину   своих   затруднений,   самостоятельно строить   алгоритм   действий   по   устранению   затруднений,   научить   самоанализу   действий   и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная:   закрепить   усвоенные   знания,   понятия,   способы   действия   и скорректировать при необходимости. Структура урока­рефлексии по ФГОС Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии. В   структуре   урока   рефлексии   четвертый   и   пятый   этап   может   повторяться   в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия. Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) 15 Цели: Деятельностная:  научить   детей   структуризации   полученного   знания,   развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная:  научить   обобщению,   развивать   умение   строить   теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего  курса,  его связь  с  уже  приобретенным  опытом и  его  значение  для  последующего обучения. Структура урока систематизации знаний Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности. Тип  №4. Урок развивающего контроля Цели: Деятельностная:   научить   детей   способам   самоконтроля   и  взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного Лекция,   путешествие,   инсценировка,   экспедиция, проблемный   урок,   экскурсия,   беседа,   конференция, мультимедиа­урок, игра, уроки смешанного типа Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок Конкурс,   конференция,   экскурсия,   консультация, урок­игра,   диспут,   обсуждение,   обзорная   лекция, беседа,   урок­ совершенствование Письменные   работы,   устные   опросы,   викторина, смотр   знаний,   творческий   отчет,   защита   проектов, рефератов, тестирование, конкурсы   урок­откровение,   урок­суд, 16 образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности. Формы уроков для каждого типа урока  № п/п 1 Урок открытия нового знания Тип урока по ФГОС Формы уроков 2 3 4 Урок рефлексии Урок   общеметодологической направленности Урок развивающего контроля 17

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018