Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл
27.09.2019
Информация об учебно-методическом комплексе
Материал курса структурирован в соответствии с Примерной программой по русскому языку для 5-9 классов и не содержит расхождений с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж-
национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
русский язык 5 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и
рекомендована к
утверждению на
Педагогическом совете
Протокол от_______2019
г. № ___
Согласована ЗДУВР
______/ Шван Г.В./
«___»__________2019 г.
Утверждена
Директор /Бобрышева
Е.Н./
Приказ от__________2019 г
№___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5 класса
на 20192020 учебный год
учитель высшей категории
Брехнева Любовь Владимировна
стаж работы 17 лет с. Семёновка
2019
Пояснительная записка
Информация об учебнометодическом комплексе
Материал курса структурирован в соответствии с Примерной программой по русскому
языку для 59 классов и не содержит расхождений с авторской программой М.Т.Баранова,
Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Автор/авторский коллектив
Наименование издателя
учебника
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Н.М.Шанский
Издательство "Просвещение"
Адрес страницы об
учебнике на официальном
сайте издателя
(издательств)
https://prosv.ru/
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж
национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка,
использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
особенностей языкового оформления,
Содержание учебного предмета
Язык и общение (3ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (25 ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после
шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя
существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных
окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя
прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях
прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в
прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее
употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2м лице единственного числа
глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие
(ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в
словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце
предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение,
определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с
двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза
ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными
членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами.
Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и
предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и
словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными
членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в
сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что,
если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные,
побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим
словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (17 ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке.
Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и
строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости
согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки
орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о
произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (14 ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в
самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс,
приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о
языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы
з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лож/ лаг,
рос / раст. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов.
Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный
разбор слов. Рассуждение как тип речи. Особенности текстарассуждения. Композиция
рассуждения Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор
слов. Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое
присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги.
Морфемный разбор слов. Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в
корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов Беглость гласных.
Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем Тема, основная мысль, план текста. Авторский
стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту. Состав слова. Устный и
письменный морфемный разбор слов. Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё
— о в корне слов после шипящих под ударением. Словаисключения. Условия выбора букв
и — ы после ц. Грамматические разборы. Состав слова. Орфограммы в корнях слов.
Морфемный разбор слов. Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч)
Имя существительное (21ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими
названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая
буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных
и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных.
Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного
числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных. Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко).Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи
существительныесинонимы для более точного выражения мыслей и для устранения
неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по
родам, падежам и числам, а кратких по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
трудно).Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более точного
выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности
этого жанра.
Глагол (19 ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на ть (ться), ти (тись), чь (чься).
Правописание ться и чь (чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и
несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных
окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов бер /
бир, дер / дир, мер / мир, nep / пир, тер / тир, стел / стил. Правописание
не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение
согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным
существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять
при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи
глаголысинонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для
более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о
себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (5ч.)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Итоговая контрольная работа. Виды и формы контроля:
Входной контроль в начале и в конце года; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с
грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый – итоговая контрольная работа, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Учебнотематический план
5 класс (163 ч – 4,8 часов в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование раздела, темы
примерной программы.
Колво
часов
К/р
Р/р
Язык и общение.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи.
Лексика. Культура речи.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Повторение и систематизация изученного
материала.
3
25
27
17
14
21
51
5
1
2
2
1
2
6
1
3
3
3
2
2
9
Итого
163
15
22 Календарнотематическое планирование
5 класс
163 ч (4,8 ч в неделю) № п/п Дата
план
факт
Язык и общение (3ч)
1.
Тема урока
2.
3.
1.Язык и человек. Язык и речь.
2.Язык и его единицы.
3. Р/р. Стили речи. Композиционные и
Количество
часов
Планируемые результаты
1
1
1
Предметные: научиться
дифференцировать понятия язык и
речь, определять коммуникативную
функцию языка.
Метапредметные
Регулятивные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
структуры слова.
Коммуникативные: слушать и слышать
друг друга; с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями.
Предметные: научиться различать
языковые единицы, виды языковых
единиц, формировать навыки языкового
анализа.
Метапредметные
Регулятивные: применять методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
структуры слова.
Коммуникативные: добывать
недостающую информацию с помощью
вопросов.
Предметные: научиться различать
виды речи и определять в зависимости
от цели высказывания разговорный.
Научный, художественный стили речи.
Метапредметные
Регулятивные: оценивать результаты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по программе Ладыженской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.