МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»
(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебно-методической работе _____________________Дембицкий С.Г.
«___»__________________________2016
Колледж при ФГБОУ ВПО «МГУДТ»
Кафедра
________________________________
________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность
43.02.03 Стилистика и искусство визажа
ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России от « 15» мая 2014 г. № 525
Квалификация визажист-стилист
Уровень подготовки – базовый
Форма подготовки – очная
МОСКВА – 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО),
«Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 19.декабря 2014 г. № 06-1225)» с учетом профилей получаемого профессионального образования;
«Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от
29.05.2007 г. № 03-1180)» с учетом профиля получаемого профессионального образования; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык.» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля
2015 г. регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; разъяснений МОН РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко от «27» августа 2009 г.
Организация-разработчик:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет дизайна и технологий. Колледж МГУДТ» (ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»)
Разработчики:
Балабанова Л.И., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-технического образования РФ, преподаватель ФГБОУ ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
© ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»
© Балабанова Л.И.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1 |
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2 |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
19 |
4 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
21 |
______________________ «Русский язык» __________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, по направлению подготовки 43.00.00 Стилистика и искусство визажа. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский язык.» для специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:
• связь языка и истории; культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов; самостоятельной работы студента 39 часов.
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
практические занятия |
74 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа: - работа над материалом учебника, заполнение таблиц на правила русского языка, - выполнение упражнений, - подготовка рефератов. |
20 10 9 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 семестр, экзамена во 2 семестре |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Цели и задачи учебной дисциплины. Требования к организации познавательной учебной деятельности студентов. |
|
||
Практические занятия № 1 Определение уровня сформированности у студентов умений и навыков по русскому языку. Выбор реферативных тем. |
1 |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к защите рефератов по общим вопросам русского языка. Подготовка связных устных и письменных высказываний по общим вопросам русского языка: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка. |
9 |
|||
Раздел 1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. |
|
11 |
|
|
Тема 1.1.
Фонетика Русская графика. Обобщающее повторение фонетики, графики. |
Содержание учебного материала (практические занятия) |
5 |
||
1 |
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Фонетические единицы. Классификация, характеристика, чередование звуков. Понятия о звуках и буквах русского языка. Основные правила передачи на письме звучащей речи. Фонетическая транскрипция. |
|
3 |
|
2 |
Слог и слогоделение. Понятие слога. Типы слогов в русском языке. Принципы и правила слогоделения в русском языке. Правила переноса слов. |
|||
3 |
Понятие о графике. Графические средства: алфавит, его характеристика. Небуквенные графические средства. Особенности русской графики. |
|||
Практические занятия: Выполнение упражнений: соотношение буквы и звука, характеристика звуков, фонетический разбор слов, фонетическая транскрипция. Деление слов на слоги, выполнение переноса слов. |
5 |
|
||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Обобщающее Повторение содержания учебного материала, составление памяток для фонетического разбора, фонетической транскрипции, деления слов на слоги, переноса слов. |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
|
|
|
|
||
Тема 1.2.
Орфоэпия Обобщающее повторение орфоэпических норм современного русского языка |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1
|
Особенности русского словесного ударения. Ударение, его виды и функции. Ударение словесное и логическое. Интонация, ее характеристики, функции. Типы интонационных конструкций. Интонационное богатство русской речи. |
3 |
|||
2 |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Понятие об орфоэпической норме. Орфоэпические нормы: произносительные и акцентологические (нормы ударения). Закрепление орфоэпических норм современного русского литературного языка в словарях и справочниках. Использование орфоэпического словаря. |
||||
Практические занятия Работа с карточками на орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, произношение аббревиатур. Словарный диктант акцентологический минимум. Работа с орфоэпическим словарем. |
2 |
|
|||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памятки на произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов, произношение аббревиатур. Работа с орфоэпическим словарем. |
1 |
||||
Тема 1.3.
Орфография. Обобщающее повторение орфографических норм.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Понятие орфографии. Разделы, единицы, принципы русской орфографии. |
3 |
|||
2 |
Орфографическое правило. Понятие о безударных гласных в корне. Понятия о сомнительных и непроизносимых согласных. Понятие о двойных согласных. Понятие «слова-исключения», «словарные слова». Употребление Ь и Ъ знаков. Употребление прописных и строчных букв. |
||||
Практические занятия Выполнение упражнений по карточкам на правописание сомнительных и непроизносимых согласных, употребление Ь и Ъ знаков, употребление прописных и строчных букв. Словарный диктант. Орфографический разбор слова. Групировка слов по орфографическому принципу. |
3 |
|
|||
Контрольные работы Комплексный словарный диктант орфографический минимум на правописание гласных и согласных орфограмм. |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление памяток на орфографические правила. Выполнение упражнений. Работа с орфографическим словарем. Работа с учебной и справочной литературой. |
2 |
||||
Раздел 2. |
|
8 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Морфемика, словообразование, орфография. |
|
|
|
||
Тема 2.1.
Морфемика Обобщающее повторение состава слов, орфограмм, связанных с правописанием некоторых морфем
|
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Морфемика как раздел русского языка о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Типы морфем. Понятие о приставке, суффиксе, корне слова, окончании. Непроизводная и производная основа. |
3 |
|||
Практические занятия Выполнение упражнений на определение состава слова. Морфемный разбор слова. Работа с карточками: правописание приставок: не изменяющихся на письме, безударных гласных в приставках ПРИ - / - ПРЕ -, конечных согласных в приставках, приставок на З - / С -. Правописание гласных и согласных на стыке приставки и корня. Правописание И – Ы после приставок. Правописание двойных согласных на стыке приставки и корня. Особенности правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Слитное и дефисное написание приставок. Правописание гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Работа с орфографическим и толковым словарем. |
4 |
|
|||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме: «Понятие морфемы как значимой части слова». Составление памяток на правописание приставок и гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. |
2 |
||||
Тема 2.2.
Словообразование Обобщающее повторение образования слов, орфограмм, связанных со словообразованием . |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Способы словообразования знаменательных частей речи. Словообразовательный словарь. Понятие об этимологии. Заимствованные слова. Словарь заимствованных слов. |
3 |
|||
Практические занятия Выполнение словообразовательного анализа слов. Работа по карточкам на правописание сложных слов. Общие правила правописания сложных слов. Правописание слов с двумя корнями. Правила слитного или дефисного написания сложных слов. Работа со словообразовательным словарем. |
3 |
|
|||
Контрольные работы Комплексная работа на определение состава слова, правописание сложных слов, повторение пройденных орфограмм. Итоговая работа по 2-м разделам |
1
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Обобщающее повторение и Составление теоретической базы словообразования, памяток на правописание сложных слов. |
|
|
|
Раздел 3. Морфология и орфография. |
|
32 |
|
|
Тема 3.1.
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Обобщающее повторение, основные правила правописания. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Морфология как раздел, изучающий части речи русского языка. Самостоятельные, служебные части речи, междометие. Принципы распределения слов по частям речи. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). |
3 |
||
2 |
Имя существительное. Понятие ИС, лексико-грамматические разряды, род, число, падеж, склонение. Трудные случаи употребления имен существительных в современном русском языке. Морфологический разбор части речи. |
|||
3 |
Имя прилагательное. Понятие ИП, лексико-грамматические разряды, степени сравнения имен прилагательных. Трудные случаи употребления имен прилагательных в современном русском языке. |
|||
Практические занятия Выполнение упражнений на определение одушевленности, числа, рода, падежа. Правописание имен существительных: окончаний Е, И в родительном, дательном и предложном падежах; НЕ с ИС, суффиксов ИС, сложных существительных. Правописание имен прилагательных: суффиксов и окончаний. Правописание сложных прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными. |
8 |
|
||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора ИС, ИП. |
2 |
|||
Тема 3.2.
Имя числительное. Местоимение.
Обобщающее повторение, основные правила |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Имя числительное. Понятие ИЧ. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи. |
3 |
||
2 |
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. |
|||
Практические занятия Имя числительное. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Трудные случаи употребления имен числительных в современном русском языке. Правописание числительных. Склонение ИЧ. Правописание ИЧ с ИС и ИП. Местоимение. Трудные случаи употребления местоимений в современном русском языке. Правописание |
6 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
правописания. |
местоимений. |
|
|
|
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора ИЧ, местоимения |
2 |
|||
Тема 3.3.
Глагол. Деепричастие. Причастие. Обобщающее повторение, основные правила правописания. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Глагол. Понятие Г. Грамматические признаки глагола. Употребление форм глагола в речи. |
3 |
||
2 |
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. |
|||
3 |
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. |
|||
Практические занятия Правописание глаголов: суффиксов суффиксов –ова-, -ева-, ыва-, -ива- и личных окончаний глагола. Ь знак в глаголах. Правописание НЕ с глаголами. Правописание причастий: суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и – НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Правописание деепричастий: НЕ с деепричастиями. Особенности построения предложений с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. |
8 |
|
||
Контрольные работы |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи: глагола, причастия, деепричастия. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. |
2 |
|||
Тема 3.4.
Наречие. Слова категории состояния.
Обобщающее повторение, основные правила правописания |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
|
1 |
Наречие. Понятие Н, грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. |
|||
2 |
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. |
|||
Практические занятия Работа с карточками на отработку навыка правописания: НЕ с наречиями, Ь знак в наречиях, суффиксы О, А в наречиях. Дефис в наречиях. Правописание Н и НН в различных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи. Комплексное упражнение на правописание самостоятельных частей речи. Работа с лингвистическими словарями. |
4 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Контрольные работы |
- |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. Работа с лингвистическими словарями. |
1 |
|||
Тема 3.5.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. Междометие и звукоподражатель ные слова.
Обобщающее повторение, основные правила правописания |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Предлог как часть речи. Разделение функций предлогов. Определение их функций в речи. |
3 |
||
2 |
Союз как часть речи. Разделение функций союзов. |
|||
3 |
Частица как часть речи. Правописание частиц. Определения частицы. Разделение функций частиц. |
|||
4 |
Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи. |
|||
Практические занятия Выполнение упражнений на употребление предлогов в составе словосочетаний, употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Выполнение упражнений на употребление союзов в простом и сложном предложении. Обобщающее повторение правописания частиц не и ни с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. |
4 |
|
||
Контрольные работы Промежуточная контрольная работа по разделу. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение и обобщение составление опорного конспекта служебных частей речи по темам: Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. Частицы как средство выразительности речи. |
2 |
|||
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация. |
|
|
|
|
Тема 4.1.
Словосочетание. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. |
3 |
||
2 |
Словосочетание как составная часть предложения. Понятия о словосочетании, виды, строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. |
|||
Практические занятия Выполнение упражнений на употребление нормы построения словосочетаний. Выполнение синтаксического разбора словосочетаний. Комплексное повторение орфограмм. |
2 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
||
|
Контрольные работы |
- |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Значение словосочетания в построении предложения. Основные выразительные средства синтаксиса. |
1 |
||||
Тема 4.2.
Простое предложение. Пунктуация в простом предложении. |
Содержание учебного материала |
10 |
|||
1 |
Понятия о простом предложении. Отличие предложения от словосочетания. Главные и второстепенные предложения. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных и второстепенных членов предложения. |
3 |
|||
2 |
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Простое и составное подлежащее. Простое и составное сказуемое. |
||||
3 |
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). |
|
|||
4 |
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. |
||||
5 |
Неполные предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. |
||||
Практические занятия Знаки препинания в конце предложения. Выполнение упражнений на поиск в тексте грамматической основы, второстепенных членов предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Поиск в тексте видов простых предложений Определение типа предложений. Синтаксический разбор предложений. Составление схем простого предложения. |
10 |
|
|||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Использование неполных предложений в речи. |
3 |
||||
Тема 4.3.
Осложненное простое предложение. Пунктуация осложненного |
Содержание учебного материала |
3 |
|
||
1 |
Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. |
3 |
|||
2 |
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Виды обособленные второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения. |
|
|||
3 |
Предложения со сравнительным оборотом. |
|
|||
Практические занятия Определение типа предложений, синтаксический разбор предложений. Знаки препинания при однородных членах предложений. |
3 |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
предложения.
|
Знаки препинания осложненного предложения: обособление определений, дополнений, обстоятельств. Обособление приложений, Обособление предложений со сравнительным оборотом. Составление схем простого осложненного предложения. |
|
|
||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. |
2 |
||||
Тема 4.4.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
1 |
Вводные слова и предложения. Вводные конструкции. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. |
3 |
|||
2 |
Построение предложений с обращением. |
||||
3 |
Построение предложений с междометием. |
||||
Практические занятия Знаки препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Составление схем предложений с вводными словами, обращением, междометием. Синтаксический разбор предложений. |
6 |
|
|||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта: Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Употребление междометий в речи. |
2 |
||||
Тема 4.5.
Способы передачи чужой речи. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. |
3 |
|||
2 |
Цитирование. Понятие цитирования. Различные способы цитирования. |
||||
Практические занятия Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитировании. |
4 |
|
|||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Составление схем предложений с прямой и косвенной речью; цитатами. |
|
|
|
Тема 4.7.
Сложное предложение. Пунктуация сложного предложения |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1 |
Сложносочиненное предложение. Понятие о ССП. Сложносочиненные предложения с различными союзами. |
3 |
||
2 |
Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП. СПП с одним придаточным и с несколькими придаточными. Виды связи в СПП. |
|||
3 |
Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. |
|||
Практические занятия. Выявление сложных предложений в тексте, определение типа предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Составление схем сложных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. |
8 |
|
||
Контрольные работы Промежуточная контрольная работа. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. |
4 |
|||
Раздел 5. Лексика и фразеология. |
|
4 |
|
|
Тема 5.1.
Слово в лексической системе языка. |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. |
3 |
||
2 |
Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. |
|||
3 |
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. |
|||
4 |
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. |
|||
5 |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. |
|||
Практические занятия Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Выбор из |
4 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Лексические нормы. Нормативное употребление фразеологизмов.и архаизмов Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Анализ текста с целью выявления различной лексики. Лексико-фразеологический разбор. Работа со словарями. |
|
|
|
Контрольные работы. |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Словари русского языка. |
2 |
|||
Всего: |
78 / 39 |
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),
наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; рабочая доска, мел; наглядные пособия; раздаточный материал по темам: карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература; комплект пособий, учебников, словари разных типов; дидактические материалы. Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук; интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением аудиосистема
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.
2. Власенков А.И. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова // М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку». – Изд.: «Просвещение», 2009г.
4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] / В.Ф. Греков, В.В. Чижов // – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2008. - 512 с.
5. Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия», 2008г..
6. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2-х частях. – М. «Академия»: 2000. – 208 с.
Дополнительные источники:
1. Лев Успенский. «Слово о словах» - Изд.: - АСТ, Зебра Е, 2009г.
2. А.А.Акишина, Н.И.Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2008г.
3. Ю.А.Бельчиков. «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-Пресс Книга, 2008г.
4. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008г..
5. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008г.
6. А.Б.Шапиро. «Современный русский язык. Пунктуация. – Изд.: КомКнига, 2006г..
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
9. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
10. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
13. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
14. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
15. Н.С.Ашукина. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.:1998
16. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.:1993.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Интернет – источники:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2. Сайт Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. Сайт «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
6. Сайт «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа:
rus.1september.ru
7. Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru
8. Сайт «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
9. Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
10. Сайт «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
различать основные единицы и уровни языка |
Контрольная работа. Тестирование. |
правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. |
Самостоятельная внеаудиторная работа, практические задания. Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий. |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Контрольная работа. Тестирование. Экзамен. |
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, осуществлять речевой самоконтроль |
Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий. |
конструировать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и стилей; |
Редакторская работа текста. Написание докладов и рефератов.
|
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; |
Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Написание докладов и рефератов.
|
использовать в практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; |
Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Написание докладов и рефератов. Творческие работы |
уместно использовать цитирование |
Написание докладов и рефератов. Творческие работы |
Знания: |
|
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории; культуры русского и других народов |
Устные ответы. Контрольная работа. Тестирование. |
смысл понятий: речевая ситуация и её |
Устные ответы. Контрольная работа. |
компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; |
Тестирование. |
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Контрольная работа. Тестирование. Экзамен. |
орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения |
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Контрольная работа. Тестирование. Экзамен. |
языковых норм литературного языка, культуры речи |
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа. Контрольная работа. Тестирование. Экзамен. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
Балл (отметка) |
Вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
Отлично |
71 ÷ 89 |
4 |
Хорошо |
51 ÷ 70 |
3 |
Удовлетворительно |
50 и менее |
2 |
Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Разработчики:
ФГБОУ ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ», преподаватель, кандидат
педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-
технического образования РФ ________________Балабанова Л.И.
Начальник учебно-методического управления _____________ Никитаева Е.Б.
Директор колледжа ____________ Махарашвили Г.Э.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.