Рабочая программа по русскому языку для СПО 2016. Базовый курс ФГОС.

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 29.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК для СПО 2016. Базовый курс ФГОС. Специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа. Форма подготовки – очная. Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов; самостоятельной работы студента 39 часов.
Иконка файла материала РП Русский язык - Cтилистика и визаж.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                           

Проректор по учебно-методической работе _____________________Дембицкий С.Г.

«___»__________________________2016

                                                                                          Колледж при ФГБОУ ВПО «МГУДТ»

Кафедра

________________________________

________________________________

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Специальность

43.02.03 Стилистика и искусство визажа

 

ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России  от « 15» мая 2014 г. № 525

 

Квалификация  визажист-стилист

Уровень подготовки – базовый

Форма подготовки – очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА – 2016

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО), 

 «Рекомендаций по организации получения  среднего общего образования в  пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 19.декабря 2014 г. № 06-1225)» с учетом профилей получаемого  профессионального образования;

 «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от

29.05.2007 г. № 03-1180)» с учетом профиля получаемого  профессионального образования; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык.» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля

2015 г. регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; разъяснений МОН РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко от  «27» августа 2009 г.

 

Организация-разработчик:   

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Московский университет дизайна и технологий. Колледж МГУДТ»  (ФГБОУ ВПО «МГУДТ.  Колледж  МГУДТ»)

 

 

Разработчики:  

Балабанова Л.И.,  кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-технического образования РФ, преподаватель  ФГБОУ   ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»

                                                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

 

   

                                                                           

                                                                           © ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»

                                                                           © Балабанова Л.И.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                      стр

1

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

7

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

 

 

 

 

 

 

 

                1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________________ «Русский язык» __________________________

                                                                                название дисциплины 

1.1.         Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, по направлению подготовки 43.00.00 Стилистика и искусство визажа. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.

Русский язык.» для специальностей среднего профессионального образования. 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.   

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

рабочая программа ориентирована на достижение следующих   целей:

          воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; 

          дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 

          освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

          овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 

          применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

          осуществлять     речевой      самоконтроль;     оценивать   устные        и письменные       высказывания     с        точки          зрения        языкового        оформления,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

          анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

          проводить          лингвистический          анализ        текстов        различных

функциональных стилей и разновидностей языка;

          извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

          применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

          соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

          соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

          использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 

          создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

          использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:

          связь языка и истории; культуры русского и других народов;

          смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,    языковая норма, культура речи;

          основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

          орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения   в        социально-культурной,          учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального  компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  рабочей  программы структурировано  на  основе  компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются       и       совершенствуются        коммуникативная,        языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися  устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

 

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов; самостоятельной работы студента  39 часов.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

78

в том числе:

 

практические занятия

74

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

внеаудиторная самостоятельная работа:

-                     работа над материалом учебника, заполнение таблиц на правила русского языка,

-                     выполнение упражнений,  -  подготовка рефератов.

 

20

10

9

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачета 1 семестр,  экзамена во 2 семестре

 

 

 

  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

3

4

 

 

Введение

Содержание учебного материала

2

 

1

Цели и задачи учебной дисциплины.

Требования к организации познавательной учебной  деятельности  студентов.

 

Практические занятия № 1

Определение уровня  сформированности  у студентов умений и навыков по русскому языку.  Выбор реферативных тем.

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к защите рефератов по общим вопросам русского языка.

Подготовка связных устных и письменных высказываний по общим вопросам русского языка: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка.

9

Раздел 1. Фонетика,  орфоэпия, графика, орфография.

 

11

 

 

Тема 1.1.

 

Фонетика Русская графика.

Обобщающее повторение

фонетики, графики.  

Содержание учебного материала  (практические занятия)

5

1

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Фонетические единицы. Классификация,  характеристика,  чередование звуков. Понятия о звуках и буквах русского языка. Основные правила передачи на письме звучащей речи. Фонетическая транскрипция.  

 

3

2

Слог и слогоделение. Понятие слога. Типы слогов в русском языке. Принципы и правила слогоделения в русском языке. Правила переноса слов. 

3

Понятие о графике. Графические средства: алфавит, его характеристика. Небуквенные графические средства. Особенности русской графики.

Практические занятия:

Выполнение упражнений: соотношение буквы и звука, характеристика звуков,  фонетический разбор слов, фонетическая транскрипция. Деление слов на слоги, выполнение переноса слов. 

5

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: 

Обобщающее Повторение содержания учебного материала, составление памяток для фонетического разбора, фонетической транскрипции, деления слов на слоги, переноса слов.

2

 

1

3

4

 

 

 

 

 

Тема 1.2.

 

Орфоэпия

Обобщающее повторение

орфоэпических

норм современного русского языка  

Содержание учебного материала

2

1

 

Особенности русского словесного ударения. Ударение, его виды и функции. Ударение словесное и логическое. Интонация, ее характеристики, функции. Типы интонационных конструкций. Интонационное богатство русской речи.

3

 

2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Понятие об орфоэпической норме. Орфоэпические нормы: произносительные и акцентологические (нормы ударения). Закрепление орфоэпических норм современного русского литературного языка в словарях и справочниках. Использование орфоэпического словаря. 

Практические занятия 

Работа с карточками на орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов,  произношение  аббревиатур. Словарный диктант акцентологический минимум. Работа с орфоэпическим словарем.

2

 

Контрольные работы    

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памятки на произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов,  произношение  аббревиатур.  Работа с орфоэпическим словарем.  

1

 

Тема 1.3.

 

Орфография.

Обобщающее повторение

орфографических норм.

 

Содержание учебного материала

4

 

1

Понятие орфографии. Разделы, единицы, принципы  русской орфографии. 

3

2

Орфографическое правило. Понятие о безударных гласных в корне. Понятия о сомнительных и непроизносимых согласных. Понятие о двойных согласных. Понятие  «слова-исключения», «словарные слова». Употребление Ь и Ъ знаков. Употребление прописных и строчных букв.  

Практические занятия 

Выполнение упражнений по карточкам на правописание сомнительных и непроизносимых согласных, употребление Ь и Ъ знаков, употребление прописных и строчных букв. Словарный диктант.

Орфографический разбор слова. Групировка слов по орфографическому принципу.

3

 

Контрольные работы    

Комплексный словарный диктант орфографический минимум на правописание гласных и согласных орфограмм.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление памяток на орфографические правила. 

Выполнение упражнений. Работа с орфографическим словарем.    

Работа с учебной и справочной литературой.

2

Раздел 2.

 

8

 

 

1

3

4

Морфемика, словообразование, орфография.

 

 

 

 

Тема 2.1.

 

Морфемика

Обобщающее

повторение состава

слов, орфограмм, связанных с

правописанием

некоторых морфем

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

4

1

Морфемика как раздел русского языка о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Типы  морфем.   Понятие о приставке, суффиксе, корне слова, окончании. Непроизводная  и  производная  основа.  

3

Практические занятия  

Выполнение упражнений на определение состава слова. Морфемный разбор слова.

Работа с карточками: правописание приставок: не изменяющихся на письме, безударных гласных в приставках ПРИ - / - ПРЕ -, конечных согласных в приставках, приставок на З - / С -. Правописание гласных и согласных на стыке приставки и корня. Правописание И – Ы после приставок. Правописание двойных согласных на стыке приставки и корня. Особенности правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Слитное и дефисное написание приставок.

Правописание гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. 

Работа с орфографическим и толковым словарем.

4

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта по теме: «Понятие морфемы как значимой части слова».

Составление памяток на правописание приставок и гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

2

 

Тема 2.2.

 

Словообразование

Обобщающее повторение

образования слов, орфограмм,

связанных со

словообразованием

.

Содержание учебного материала

4

 

1

Способы словообразования знаменательных частей речи. Словообразовательный словарь. Понятие об этимологии. Заимствованные слова. Словарь заимствованных слов.

3

Практические занятия 

Выполнение словообразовательного анализа слов.

Работа по карточкам  на правописание сложных слов. Общие правила правописания сложных слов.  Правописание слов с двумя корнями. Правила слитного или дефисного написания сложных слов. Работа со словообразовательным словарем.

3

 

Контрольные работы

Комплексная работа  на определение состава слова, правописание сложных слов, повторение пройденных орфограмм. 

Итоговая работа по 2-м разделам

1

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

1

3

4

 

Обобщающее повторение и Составление теоретической базы словообразования, памяток на правописание  сложных слов. 

 

 

Раздел 3.

Морфология и орфография.

 

32

 

 

Тема 3.1.

 

Самостоятельные части речи. 

Имя существительное.

Имя прилагательное. 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания.

Содержание учебного материала

8

 

1

Морфология как раздел, изучающий части речи русского языка. Самостоятельные, служебные части речи, междометие. Принципы распределения слов по частям речи. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).  

3

2

Имя существительное. Понятие ИС, лексико-грамматические разряды, род, число, падеж, склонение. Трудные случаи употребления имен существительных в современном русском языке.

Морфологический разбор части речи.

3

Имя прилагательное. Понятие ИП, лексико-грамматические разряды, степени сравнения имен прилагательных. Трудные случаи употребления имен прилагательных в современном русском языке.

Практические занятия

Выполнение упражнений на определение одушевленности, числа, рода, падежа. 

Правописание имен существительных: окончаний Е, И в родительном, дательном и предложном падежах; НЕ с ИС,  суффиксов ИС, сложных существительных.

Правописание имен прилагательных: суффиксов и окончаний. Правописание сложных прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.

8

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся  

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы.  Выполнение морфологического разбора ИС, ИП.

2

 

Тема 3.2.

 

Имя числительное. Местоимение.

 

Обобщающее повторение, основные правила

Содержание учебного материала

6

 

1

Имя числительное. Понятие ИЧ. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи.   

3

2

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.  Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. 

Практические занятия

Имя числительное. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Трудные случаи употребления имен числительных в современном русском языке. Правописание числительных. Склонение ИЧ. Правописание ИЧ с ИС и ИП.  

Местоимение. Трудные случаи употребления местоимений в современном русском языке. Правописание

6

 

 

1

3

4

правописания.

местоимений.

 

 

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся  

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. 

Выполнение морфологического разбора ИЧ, местоимения

2

 

Тема 3.3.

 

Глагол.

Деепричастие.

Причастие. 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания.

Содержание учебного материала

8

 

1

Глагол. Понятие Г. Грамматические признаки глагола. Употребление форм глагола в речи.  

3

2

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий.  

3

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. 

Практические занятия

Правописание глаголов: суффиксов суффиксов –ова-, -ева-, ыва-, -ива-  и личных окончаний глагола. Ь знак в глаголах. Правописание НЕ с глаголами. 

Правописание причастий:  суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и – НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Правописание деепричастий: НЕ с деепричастиями. Особенности построения предложений с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

8

 

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся 

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. 

Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи: глагола, причастия, деепричастия.

Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. 

2

 

Тема 3.4.

 

Наречие.

Слова категории состояния.

 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания

Содержание учебного материала

4

3

1

Наречие. Понятие Н, грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.  

2

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практические занятия

Работа с карточками на отработку навыка правописания: НЕ с наречиями, Ь знак в наречиях, суффиксы О, А в наречиях. Дефис в наречиях.

Правописание Н и НН в различных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи. Комплексное упражнение на правописание самостоятельных частей речи. 

Работа с лингвистическими словарями.

4

 

 

1

3

4

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы.  Работа с лингвистическими словарями.

1

 

Тема 3.5.

 

Служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы.

Междометие и звукоподражатель ные слова.

 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания

Содержание учебного материала

6

1

Предлог как часть речи. Разделение функций предлогов. Определение их функций в речи.  

3

2

Союз как часть речи. Разделение функций союзов.  

3

Частица как часть речи. Правописание частиц. Определения частицы. Разделение функций частиц.  

4

Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи.  

Практические занятия

Выполнение упражнений на употребление предлогов в составе словосочетаний, употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Выполнение упражнений на употребление союзов в простом и сложном предложении.

Обобщающее повторение правописания частиц не и ни с разными частями речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

4

 

Контрольные работы 

Промежуточная контрольная работа по разделу.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Повторение и обобщение составление опорного конспекта служебных частей речи  по темам:

Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. 

Частицы как средство выразительности речи.

2

Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.

 

 

 

 

Тема 4.1.

 

Словосочетание.

Содержание учебного материала

2

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. 

3

2

Словосочетание как составная часть предложения. Понятия о словосочетании, виды, строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.  

Практические занятия

Выполнение упражнений на употребление нормы построения словосочетаний.

Выполнение синтаксического разбора словосочетаний.

Комплексное повторение орфограмм.

2

 

 

1

3

4

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

Значение словосочетания в построении предложения.

Основные выразительные средства синтаксиса.

1

Тема 4.2.

 

Простое предложение.

Пунктуация в простом предложении.

Содержание учебного материала

10

1

Понятия о простом предложении. Отличие предложения от словосочетания. Главные и второстепенные предложения. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных и второстепенных членов предложения.  

3

2

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Простое и составное подлежащее. Простое и составное сказуемое.  

3

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

 

 

4

Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. 

5

Неполные предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения.           

Практические занятия

Знаки препинания в конце предложения. 

Выполнение упражнений на поиск в тексте грамматической основы, второстепенных членов предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Поиск в тексте видов простых предложений Определение типа предложений.

Синтаксический разбор предложений. Составление схем простого предложения.

10

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Использование неполных предложений в речи.

3

 

Тема 4.3.

 

Осложненное простое

предложение.

Пунктуация осложненного

Содержание учебного материала

3

 

1

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

3

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Виды обособленные второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения.

 

3

Предложения со сравнительным оборотом.

 

Практические занятия

Определение типа предложений, синтаксический разбор предложений.

Знаки препинания при однородных членах предложений.

3

 

 

1

3

4

предложения.

 

Знаки препинания осложненного предложения: обособление определений, дополнений, обстоятельств.

Обособление приложений, Обособление предложений со сравнительным оборотом. 

Составление схем простого осложненного предложения.

 

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

 

Тема 4.4.

 

Знаки препинания при словах,

грамматически не связанных с членами предложения.

Содержание учебного материала

6

 

1

Вводные слова и предложения. Вводные конструкции. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

3

2

Построение предложений с обращением. 

3

Построение предложений с междометием.

Практические занятия

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии.

Составление схем предложений с вводными словами, обращением, междометием.

Синтаксический разбор предложений. 

6

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта:

Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними.

Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Употребление междометий в речи.

2

 

Тема 4.5.

 

Способы передачи чужой речи.

Содержание учебного материала

4

 

1

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

3

2

Цитирование. Понятие цитирования. Различные способы цитирования.

Практические занятия

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитировании.

4

 

Контрольные работы  

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

1

3

4

 

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Составление схем предложений с прямой и косвенной речью; цитатами.

 

 

 

Тема 4.7.

 

Сложное предложение.

Пунктуация сложного предложения

Содержание учебного материала

10

 

1

Сложносочиненное предложение. Понятие о ССП. Сложносочиненные предложения с различными союзами.  

3

2

Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП. СПП с одним придаточным и с несколькими придаточными. Виды связи в СПП. 

3

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. 

Практические занятия.

Выявление сложных предложений в тексте, определение типа предложения. 

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Составление схем сложных предложений.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

8

 

Контрольные работы

Промежуточная контрольная работа. 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

4

Раздел 5.

Лексика и фразеология.

 

4

 

 

Тема 5.1.

 

Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

4

1

Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.  

3

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.

3

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

4

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы.  

5

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.  

Практические занятия

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Выбор  из 

4

 

1

3

4

 

синонимического  ряда  нужного  слова  с учетом его значения и стилистических свойств.

Лексические нормы. Нормативное употребление фразеологизмов.и архаизмов Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Анализ текста с целью выявления различной лексики. Лексико-фразеологический разбор. Работа со словарями.

 

 

Контрольные работы.  

-

Самостоятельная работа обучающихся

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. 

Лексика, заимствованная  русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.  Словари русского языка.

2

Всего:

78 / 39

 

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),

наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета: 

посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; рабочая доска, мел; наглядные пособия;  раздаточный материал по темам: карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература;  комплект пособий,  учебников,  словари разных типов; дидактические материалы.  Технические средства обучения: 

мультимедийный проектор, экран, ноутбук; интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением        аудиосистема

 

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:

1.      Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

2.      Власенков А.И. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый  уровень [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова // М.: Просвещение, 2009. - 287 с.

3.      В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку». – Изд.: «Просвещение», 2009г.

4.      Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] / В.Ф. Греков, В.В. Чижов // – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2008. - 512 с.

5.      Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия», 2008г..

6.      Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2-х частях. – М. «Академия»: 2000. – 208 с.

 

Дополнительные источники:

1.      Лев Успенский. «Слово о словах» - Изд.: - АСТ, Зебра Е, 2009г. 

2.      А.А.Акишина, Н.И.Формановская.  «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2008г.

3.      Ю.А.Бельчиков. «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-Пресс Книга, 2008г. 

4.      «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008г..

5.      «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008г.

6.      А.Б.Шапиро. «Современный русский язык. Пунктуация. – Изд.: КомКнига, 2006г..

7.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

8.      Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

9.      Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

10.  Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

11.  Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 

12.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 

13.  Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. 

14.  Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

15.  Н.С.Ашукина. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.:1998

16.  И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.:1993.

17.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 

Интернет – источники:

1.      Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 

2.      Сайт Российский образовательный портал www.edu.ru 

3.      Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 

4.      Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 

5.      Сайт «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru  

6.      Сайт «Электронная  версия  газеты  «  Русский  язык».  Форма доступа:

rus.1september.ru 

7.      Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru 

8.      Сайт «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru   

9.      Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru  

10.  Сайт «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ, проектов, исследований.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

различать основные единицы и уровни языка

Контрольная работа.  Тестирование.

правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Самостоятельная внеаудиторная работа, практические задания.

Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен. 

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, осуществлять речевой самоконтроль

Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий.

конструировать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и стилей;

Редакторская работа текста.

Написание докладов и рефератов.

 

осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном  виде  на различных информационных носителях;

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Написание докладов и рефератов.

 

 

 

 

использовать в практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Написание докладов и рефератов. Творческие работы

уместно использовать цитирование

Написание докладов и рефератов. Творческие работы

Знания:

 

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории; культуры русского и других народов

Устные ответы.

Контрольная работа. 

Тестирование.

смысл понятий: речевая ситуация и её

Устные ответы.

Контрольная работа. 

компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Тестирование.

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен.

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен.

языковых норм литературного языка, культуры речи

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен. 

 

Оценка  индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

71 ÷ 89

4

Хорошо

51 ÷ 70

3

Удовлетворительно

50 и менее 

2

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

 

 

Разработчики:

 

ФГБОУ   ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»,  преподаватель,  кандидат

педагогических наук,  Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-

технического образования РФ                                                                                                                                                                       ________________Балабанова Л.И.

 

 

Начальник учебно-методического управления   _____________ Никитаева Е.Б. 

 

 

Директор колледжа                                    ____________   Махарашвили Г.Э.

 

Посмотрите также