Рабочая программа по русскому языку для СПО 2016. Базовый курс ФГОС.
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку для СПО 2016. Базовый курс ФГОС.

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
русский язык
Взрослым
29.06.2017
Рабочая программа по русскому языку для СПО 2016. Базовый курс ФГОС.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК для СПО 2016. Базовый курс ФГОС. Специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа. Форма подготовки – очная. Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов; самостоятельной работы студента 39 часов.
РП Русский язык - Cтилистика и визаж.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

(ФГБОУ ВПО «МГУДТ»)

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                           

Проректор по учебно-методической работе _____________________Дембицкий С.Г.

«___»__________________________2016

                                                                                          Колледж при ФГБОУ ВПО «МГУДТ»

Кафедра

________________________________

________________________________

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Специальность

43.02.03 Стилистика и искусство визажа

 

ФГОС СПО утвержден приказом Минобрнауки России  от « 15» мая 2014 г. № 525

 

Квалификация  визажист-стилист

Уровень подготовки – базовый

Форма подготовки – очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА – 2016

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО), 

 «Рекомендаций по организации получения  среднего общего образования в  пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 19.декабря 2014 г. № 06-1225)» с учетом профилей получаемого  профессионального образования;

 «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от

29.05.2007 г. № 03-1180)» с учетом профиля получаемого  профессионального образования; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык.» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендована Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол № 3 от 21 июля

2015 г. регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; разъяснений МОН РФ по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко от  «27» августа 2009 г.

 

Организация-разработчик:   

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Московский университет дизайна и технологий. Колледж МГУДТ»  (ФГБОУ ВПО «МГУДТ.  Колледж  МГУДТ»)

 

 

Разработчики:  

Балабанова Л.И.,  кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-технического образования РФ, преподаватель  ФГБОУ   ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»

                                                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

 

   

                                                                           

                                                                           © ФГБОУ ВПО «МГУДТ. Колледж МГУДТ»

                                                                           © Балабанова Л.И.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                      стр

1

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

7

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

 

 

 

 

 

 

 

                1.   ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________________ «Русский язык» __________________________

                                                                                название дисциплины 

1.1.         Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, по направлению подготовки 43.00.00 Стилистика и искусство визажа. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.

Русский язык.» для специальностей среднего профессионального образования. 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.   

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

рабочая программа ориентирована на достижение следующих   целей:

          воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; 

          дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 

          освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

          овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 

          применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 

 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

          осуществлять     речевой      самоконтроль;     оценивать   устные        и письменные       высказывания     с        точки          зрения        языкового        оформления,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

          анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

          проводить          лингвистический          анализ        текстов        различных

функциональных стилей и разновидностей языка;

          извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

          применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

          соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

          соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

          использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 

          создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

          использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:

          связь языка и истории; культуры русского и других народов;

          смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,    языковая норма, культура речи;

          основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

          орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения   в        социально-культурной,          учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального  компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  рабочей  программы структурировано  на  основе  компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются       и       совершенствуются        коммуникативная,        языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися  устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

 

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов; самостоятельной работы студента  39 часов.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

78

в том числе:

 

практические занятия

74

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 

внеаудиторная самостоятельная работа:

-                     работа над материалом учебника, заполнение таблиц на правила русского языка,

-                     выполнение упражнений,  -  подготовка рефератов.

 

20

10

9

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачета 1 семестр,  экзамена во 2 семестре

 

 

 

  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

 

1

3

4

 

 

Введение

Содержание учебного материала

2

 

1

Цели и задачи учебной дисциплины.

Требования к организации познавательной учебной  деятельности  студентов.

 

Практические занятия № 1

Определение уровня  сформированности  у студентов умений и навыков по русскому языку.  Выбор реферативных тем.

1

 

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к защите рефератов по общим вопросам русского языка.

Подготовка связных устных и письменных высказываний по общим вопросам русского языка: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка.

9

Раздел 1. Фонетика,  орфоэпия, графика, орфография.

 

11

 

 

Тема 1.1.

 

Фонетика Русская графика.

Обобщающее повторение

фонетики, графики.  

Содержание учебного материала  (практические занятия)

5

1

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Фонетические единицы. Классификация,  характеристика,  чередование звуков. Понятия о звуках и буквах русского языка. Основные правила передачи на письме звучащей речи. Фонетическая транскрипция.  

 

3

2

Слог и слогоделение. Понятие слога. Типы слогов в русском языке. Принципы и правила слогоделения в русском языке. Правила переноса слов. 

3

Понятие о графике. Графические средства: алфавит, его характеристика. Небуквенные графические средства. Особенности русской графики.

Практические занятия:

Выполнение упражнений: соотношение буквы и звука, характеристика звуков,  фонетический разбор слов, фонетическая транскрипция. Деление слов на слоги, выполнение переноса слов. 

5

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: 

Обобщающее Повторение содержания учебного материала, составление памяток для фонетического разбора, фонетической транскрипции, деления слов на слоги, переноса слов.

2

 

1

3

4

 

 

 

 

 

Тема 1.2.

 

Орфоэпия

Обобщающее повторение

орфоэпических

норм современного русского языка  

Содержание учебного материала

2

1

 

Особенности русского словесного ударения. Ударение, его виды и функции. Ударение словесное и логическое. Интонация, ее характеристики, функции. Типы интонационных конструкций. Интонационное богатство русской речи.

3

 

2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Понятие об орфоэпической норме. Орфоэпические нормы: произносительные и акцентологические (нормы ударения). Закрепление орфоэпических норм современного русского литературного языка в словарях и справочниках. Использование орфоэпического словаря. 

Практические занятия 

Работа с карточками на орфоэпические нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов,  произношение  аббревиатур. Словарный диктант акцентологический минимум. Работа с орфоэпическим словарем.

2

 

Контрольные работы    

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памятки на произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов,  произношение  аббревиатур.  Работа с орфоэпическим словарем.  

1

 

Тема 1.3.

 

Орфография.

Обобщающее повторение

орфографических норм.

 

Содержание учебного материала

4

 

1

Понятие орфографии. Разделы, единицы, принципы  русской орфографии. 

3

2

Орфографическое правило. Понятие о безударных гласных в корне. Понятия о сомнительных и непроизносимых согласных. Понятие о двойных согласных. Понятие  «слова-исключения», «словарные слова». Употребление Ь и Ъ знаков. Употребление прописных и строчных букв.  

Практические занятия 

Выполнение упражнений по карточкам на правописание сомнительных и непроизносимых согласных, употребление Ь и Ъ знаков, употребление прописных и строчных букв. Словарный диктант.

Орфографический разбор слова. Групировка слов по орфографическому принципу.

3

 

Контрольные работы    

Комплексный словарный диктант орфографический минимум на правописание гласных и согласных орфограмм.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление памяток на орфографические правила. 

Выполнение упражнений. Работа с орфографическим словарем.    

Работа с учебной и справочной литературой.

2

Раздел 2.

 

8

 

 

1

3

4

Морфемика, словообразование, орфография.

 

 

 

 

Тема 2.1.

 

Морфемика

Обобщающее

повторение состава

слов, орфограмм, связанных с

правописанием

некоторых морфем

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

4

1

Морфемика как раздел русского языка о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы как значимой части слова. Типы  морфем.   Понятие о приставке, суффиксе, корне слова, окончании. Непроизводная  и  производная  основа.  

3

Практические занятия  

Выполнение упражнений на определение состава слова. Морфемный разбор слова.

Работа с карточками: правописание приставок: не изменяющихся на письме, безударных гласных в приставках ПРИ - / - ПРЕ -, конечных согласных в приставках, приставок на З - / С -. Правописание гласных и согласных на стыке приставки и корня. Правописание И – Ы после приставок. Правописание двойных согласных на стыке приставки и корня. Особенности правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Слитное и дефисное написание приставок.

Правописание гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. 

Работа с орфографическим и толковым словарем.

4

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта по теме: «Понятие морфемы как значимой части слова».

Составление памяток на правописание приставок и гласных после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

2

 

Тема 2.2.

 

Словообразование

Обобщающее повторение

образования слов, орфограмм,

связанных со

словообразованием

.

Содержание учебного материала

4

 

1

Способы словообразования знаменательных частей речи. Словообразовательный словарь. Понятие об этимологии. Заимствованные слова. Словарь заимствованных слов.

3

Практические занятия 

Выполнение словообразовательного анализа слов.

Работа по карточкам  на правописание сложных слов. Общие правила правописания сложных слов.  Правописание слов с двумя корнями. Правила слитного или дефисного написания сложных слов. Работа со словообразовательным словарем.

3

 

Контрольные работы

Комплексная работа  на определение состава слова, правописание сложных слов, повторение пройденных орфограмм. 

Итоговая работа по 2-м разделам

1

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

1

3

4

 

Обобщающее повторение и Составление теоретической базы словообразования, памяток на правописание  сложных слов. 

 

 

Раздел 3.

Морфология и орфография.

 

32

 

 

Тема 3.1.

 

Самостоятельные части речи. 

Имя существительное.

Имя прилагательное. 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания.

Содержание учебного материала

8

 

1

Морфология как раздел, изучающий части речи русского языка. Самостоятельные, служебные части речи, междометие. Принципы распределения слов по частям речи. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).  

3

2

Имя существительное. Понятие ИС, лексико-грамматические разряды, род, число, падеж, склонение. Трудные случаи употребления имен существительных в современном русском языке.

Морфологический разбор части речи.

3

Имя прилагательное. Понятие ИП, лексико-грамматические разряды, степени сравнения имен прилагательных. Трудные случаи употребления имен прилагательных в современном русском языке.

Практические занятия

Выполнение упражнений на определение одушевленности, числа, рода, падежа. 

Правописание имен существительных: окончаний Е, И в родительном, дательном и предложном падежах; НЕ с ИС,  суффиксов ИС, сложных существительных.

Правописание имен прилагательных: суффиксов и окончаний. Правописание сложных прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.

8

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся  

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы.  Выполнение морфологического разбора ИС, ИП.

2

 

Тема 3.2.

 

Имя числительное. Местоимение.

 

Обобщающее повторение, основные правила

Содержание учебного материала

6

 

1

Имя числительное. Понятие ИЧ. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Употребление числительных в речи.   

3

2

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений.  Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. 

Практические занятия

Имя числительное. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Трудные случаи употребления имен числительных в современном русском языке. Правописание числительных. Склонение ИЧ. Правописание ИЧ с ИС и ИП.  

Местоимение. Трудные случаи употребления местоимений в современном русском языке. Правописание

6

 

 

1

3

4

правописания.

местоимений.

 

 

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся  

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. 

Выполнение морфологического разбора ИЧ, местоимения

2

 

Тема 3.3.

 

Глагол.

Деепричастие.

Причастие. 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания.

Содержание учебного материала

8

 

1

Глагол. Понятие Г. Грамматические признаки глагола. Употребление форм глагола в речи.  

3

2

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий.  

3

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. 

Практические занятия

Правописание глаголов: суффиксов суффиксов –ова-, -ева-, ыва-, -ива-  и личных окончаний глагола. Ь знак в глаголах. Правописание НЕ с глаголами. 

Правописание причастий:  суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и – НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Правописание деепричастий: НЕ с деепричастиями. Особенности построения предложений с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

8

 

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа обучающихся 

Обобщающее Повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы. 

Выполнение морфологического разбора самостоятельных частей речи: глагола, причастия, деепричастия.

Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. 

2

 

Тема 3.4.

 

Наречие.

Слова категории состояния.

 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания

Содержание учебного материала

4

3

1

Наречие. Понятие Н, грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.  

2

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практические занятия

Работа с карточками на отработку навыка правописания: НЕ с наречиями, Ь знак в наречиях, суффиксы О, А в наречиях. Дефис в наречиях.

Правописание Н и НН в различных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи. Комплексное упражнение на правописание самостоятельных частей речи. 

Работа с лингвистическими словарями.

4

 

 

1

3

4

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление памяток на орфограммы.  Работа с лингвистическими словарями.

1

 

Тема 3.5.

 

Служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы.

Междометие и звукоподражатель ные слова.

 

Обобщающее повторение,

основные правила правописания

Содержание учебного материала

6

1

Предлог как часть речи. Разделение функций предлогов. Определение их функций в речи.  

3

2

Союз как часть речи. Разделение функций союзов.  

3

Частица как часть речи. Правописание частиц. Определения частицы. Разделение функций частиц.  

4

Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи.  

Практические занятия

Выполнение упражнений на употребление предлогов в составе словосочетаний, употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Выполнение упражнений на употребление союзов в простом и сложном предложении.

Обобщающее повторение правописания частиц не и ни с разными частями речи.

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

4

 

Контрольные работы 

Промежуточная контрольная работа по разделу.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Повторение и обобщение составление опорного конспекта служебных частей речи  по темам:

Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. 

Частицы как средство выразительности речи.

2

Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.

 

 

 

 

Тема 4.1.

 

Словосочетание.

Содержание учебного материала

2

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. 

3

2

Словосочетание как составная часть предложения. Понятия о словосочетании, виды, строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.  

Практические занятия

Выполнение упражнений на употребление нормы построения словосочетаний.

Выполнение синтаксического разбора словосочетаний.

Комплексное повторение орфограмм.

2

 

 

1

3

4

 

Контрольные работы

-

 

Самостоятельная работа обучающихся

Значение словосочетания в построении предложения.

Основные выразительные средства синтаксиса.

1

Тема 4.2.

 

Простое предложение.

Пунктуация в простом предложении.

Содержание учебного материала

10

1

Понятия о простом предложении. Отличие предложения от словосочетания. Главные и второстепенные предложения. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных и второстепенных членов предложения.  

3

2

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Простое и составное подлежащее. Простое и составное сказуемое.  

3

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

 

 

4

Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. 

5

Неполные предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения.           

Практические занятия

Знаки препинания в конце предложения. 

Выполнение упражнений на поиск в тексте грамматической основы, второстепенных членов предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Поиск в тексте видов простых предложений Определение типа предложений.

Синтаксический разбор предложений. Составление схем простого предложения.

10

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

Интонационное богатство русской речи. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Использование неполных предложений в речи.

3

 

Тема 4.3.

 

Осложненное простое

предложение.

Пунктуация осложненного

Содержание учебного материала

3

 

1

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

3

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Виды обособленные второстепенных членов предложения. Уточняющие члены предложения.

 

3

Предложения со сравнительным оборотом.

 

Практические занятия

Определение типа предложений, синтаксический разбор предложений.

Знаки препинания при однородных членах предложений.

3

 

 

1

3

4

предложения.

 

Знаки препинания осложненного предложения: обособление определений, дополнений, обстоятельств.

Обособление приложений, Обособление предложений со сравнительным оборотом. 

Составление схем простого осложненного предложения.

 

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2

 

Тема 4.4.

 

Знаки препинания при словах,

грамматически не связанных с членами предложения.

Содержание учебного материала

6

 

1

Вводные слова и предложения. Вводные конструкции. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

3

2

Построение предложений с обращением. 

3

Построение предложений с междометием.

Практические занятия

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вводными конструкциями. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометии.

Составление схем предложений с вводными словами, обращением, междометием.

Синтаксический разбор предложений. 

6

 

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта:

Употребление вводных слов в речи, стилистическое различие между ними.

Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Употребление междометий в речи.

2

 

Тема 4.5.

 

Способы передачи чужой речи.

Содержание учебного материала

4

 

1

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

3

2

Цитирование. Понятие цитирования. Различные способы цитирования.

Практические занятия

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитировании.

4

 

Контрольные работы  

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

 

1

3

4

 

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта. Составление схем предложений с прямой и косвенной речью; цитатами.

 

 

 

Тема 4.7.

 

Сложное предложение.

Пунктуация сложного предложения

Содержание учебного материала

10

 

1

Сложносочиненное предложение. Понятие о ССП. Сложносочиненные предложения с различными союзами.  

3

2

Сложноподчиненное предложение. Понятие о СПП. СПП с одним придаточным и с несколькими придаточными. Виды связи в СПП. 

3

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. 

Практические занятия.

Выявление сложных предложений в тексте, определение типа предложения. 

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Составление схем сложных предложений.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

8

 

Контрольные работы

Промежуточная контрольная работа. 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Обобщающее повторение содержания учебного материала и составление опорного конспекта.

4

Раздел 5.

Лексика и фразеология.

 

4

 

 

Тема 5.1.

 

Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

4

1

Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.  

3

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.

3

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

4

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы.  

5

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.  

Практические занятия

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Выбор  из 

4

 

1

3

4

 

синонимического  ряда  нужного  слова  с учетом его значения и стилистических свойств.

Лексические нормы. Нормативное употребление фразеологизмов.и архаизмов Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Анализ текста с целью выявления различной лексики. Лексико-фразеологический разбор. Работа со словарями.

 

 

Контрольные работы.  

-

Самостоятельная работа обучающихся

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. 

Лексика, заимствованная  русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.  Словари русского языка.

2

Всего:

78 / 39

 

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах),

наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета: 

посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; рабочая доска, мел; наглядные пособия;  раздаточный материал по темам: карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература;  комплект пособий,  учебников,  словари разных типов; дидактические материалы.  Технические средства обучения: 

мультимедийный проектор, экран, ноутбук; интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением        аудиосистема

 

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:

1.      Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

2.      Власенков А.И. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый  уровень [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова // М.: Просвещение, 2009. - 287 с.

3.      В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку». – Изд.: «Просвещение», 2009г.

4.      Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] / В.Ф. Греков, В.В. Чижов // – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2008. - 512 с.

5.      Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия», 2008г..

6.      Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в 2-х частях. – М. «Академия»: 2000. – 208 с.

 

Дополнительные источники:

1.      Лев Успенский. «Слово о словах» - Изд.: - АСТ, Зебра Е, 2009г. 

2.      А.А.Акишина, Н.И.Формановская.  «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2008г.

3.      Ю.А.Бельчиков. «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-Пресс Книга, 2008г. 

4.      «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008г..

5.      «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008г.

6.      А.Б.Шапиро. «Современный русский язык. Пунктуация. – Изд.: КомКнига, 2006г..

7.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

8.      Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

9.      Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

10.  Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

11.  Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 

12.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 

13.  Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000. 

14.  Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

15.  Н.С.Ашукина. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.:1998

16.  И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.:1993.

17.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 

Интернет – источники:

1.      Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 

2.      Сайт Российский образовательный портал www.edu.ru 

3.      Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 

4.      Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 

5.      Сайт «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru  

6.      Сайт «Электронная  версия  газеты  «  Русский  язык».  Форма доступа:

rus.1september.ru 

7.      Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru 

8.      Сайт «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru   

9.      Сайт «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru  

10.  Сайт «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных  практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ, проектов, исследований.

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

различать основные единицы и уровни языка

Контрольная работа.  Тестирование.

правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Самостоятельная внеаудиторная работа, практические задания.

Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен. 

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, осуществлять речевой самоконтроль

Устные высказывания обучающихся в ходе практических занятий.

конструировать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и стилей;

Редакторская работа текста.

Написание докладов и рефератов.

 

осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном  виде  на различных информационных носителях;

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Написание докладов и рефератов.

 

 

 

 

использовать в практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспекта, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;

Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Написание докладов и рефератов. Творческие работы

уместно использовать цитирование

Написание докладов и рефератов. Творческие работы

Знания:

 

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; связь языка и истории; культуры русского и других народов

Устные ответы.

Контрольная работа. 

Тестирование.

смысл понятий: речевая ситуация и её

Устные ответы.

Контрольная работа. 

компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Тестирование.

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен.

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен.

языковых норм литературного языка, культуры речи

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Самостоятельная письменная внеаудиторная работа.

Контрольная работа. 

Тестирование.

Экзамен. 

 

Оценка  индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

71 ÷ 89

4

Хорошо

51 ÷ 70

3

Удовлетворительно

50 и менее 

2

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

 

 

Разработчики:

 

ФГБОУ   ВПО МГУДТ «Колледж МГУДТ»,  преподаватель,  кандидат

педагогических наук,  Заслуженный учитель РФ, Отличник профессионально-

технического образования РФ                                                                                                                                                                       ________________Балабанова Л.И.

 

 

Начальник учебно-методического управления   _____________ Никитаева Е.Б. 

 

 

Директор колледжа                                    ____________   Махарашвили Г.Э.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр 1

СОДЕРЖАНИЕ стр 1

Область применения программы

Область применения программы

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать : • связь языка и истории; культуры русского и других народов; • смысл понятий: речевая ситуация и её…

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать : • связь языка и истории; культуры русского и других народов; • смысл понятий: речевая ситуация и её…

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 семестр, экзамена во 2 семестре

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 семестр, экзамена во 2 семестре

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 2.2. Словообразование

Тема 2.2. Словообразование

Обобщающее повторение, основные правила правописания

Обобщающее повторение, основные правила правописания

Глагол. Деепричастие.

Глагол. Деепричастие.

Тема 3.5. Служебные части речи

Тема 3.5. Служебные части речи

Контрольные работы -

Контрольные работы -

Осложненное простое предложение

Осложненное простое предложение

Осложненное простое предложение

Осложненное простое предложение

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Контрольные работы Промежуточная контрольная работа

Контрольные работы Промежуточная контрольная работа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов

Контрольная работа. Тестирование

Контрольная работа. Тестирование

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий

Директор колледжа ____________

Директор колледжа ____________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017