Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДЕНО
|
На заседании методической комиссии Протокол №1 от «___»___2015 |
Зам.директор по ОД _________ Хайруллина Н.А. «_____»___________2015
|
рабочая программа
ОДБ.2 « РУССКИЙ ЯЗЫК»
по профессиям:13.01.10«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»,
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»,
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»,
15.01.25 «Станочник (металлообработка)»
Разработчик: преподаватель
русского языка и литературы
Землянцева С.В.
Альметьевск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ по русскому языку |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ по русскому языку
1.1. Область применения программы по русскому языку
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческойкомпетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
• владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
• применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
• сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
• сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
• владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
114 |
В том числе лабораторные, семинарские, практические занятия (всего) |
114 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
57 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины русский язык
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объем часов
|
№ урока |
Уровень освоения |
Введение |
1 семестр |
32 |
|
2,3 |
|
2 |
|
||
Практическая работа. Язык как средство общения. Язык как развивающееся явление. |
2 |
1-2 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Русский язык среди других языков мира. Языковой вкус, языковая норма, языковая агрессия. Языковой портрет современника. Молодежный сленг и жаргон. Деятельность М.В.Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка. Русский литературный язык на рубеже XX-XXI веков. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечия, диалекты, жаргонизмы. Язык и культура. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. Вопросы экологии русского языка |
2 |
|
||
1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
|
|
18 |
|
2,3 |
1 Понятие о стилистике и культуре речи. |
2 |
3-4 |
||
2 Стили литературного языка. Разговорный стиль. |
2 |
5-6 |
||
3 Научный стиль речи. |
2 |
7-8 |
||
4 Официально-деловой стиль. |
2 |
9-10 |
||
5 Публицистический стиль. |
2 |
11-12 |
||
6 Художественный стиль. |
2 |
13-14 |
||
7 Текст. Признаки, структура текста. |
2 |
15-16 |
||
8 Функционально-смысловые типы речи. |
2 |
17-18 |
||
9 Средства и виды связи предложений в тексте. |
2 |
19-20 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Виды делового общения, их языковые особенности. Языковые особенности научного стиля. Особенности художественного стиля. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования. Экспрессивные средства языка в художественном тексте. СМИ и культура речи. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. |
8 |
|
||
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
|
|
10 |
|
2,3 |
1 Фонетика. Гласные и согласные звуки. |
2 |
21-22 |
||
2 Фонетический разбор слова. |
2 |
23-24 |
||
3 Ударение. Орфоэпия. |
2 |
25-26 |
||
4 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. |
2 |
27-28 |
||
5 Правописание о/е после шипящих и ц. |
2 |
29-30 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Русское письмо и его эволюция. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. |
8 |
|
||
3.Лексикология и фразеология.
|
Содержание учебного материала |
14 |
|
2,3 |
1 Лексическая система и ее единицы. Зачет |
2 |
31-32 |
||
2 семестр |
36 |
|
||
2 Многозначные слова и омонимы. |
2 |
33-34 |
||
3 Синонимы, антонимы, паронимы. |
2 |
35-36 |
||
4 Исконно русская, заимствованная лексика. |
2 |
37-38 |
||
5 Диалектизмы, профессионализмы. |
2 |
39-40 |
||
6 Архаизмы, историзмы, неологизмы. |
2 |
41-42 |
||
7 Фразеологизмы. Афоризмы. |
2 |
43-44 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Антонимы и их роль в речи. Синонимия в русском языке. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка» |
7
|
|
||
4.Морфемика, словообразование, орфография.
|
|
12 |
|
2,3 |
1. Понятие о морфеме. Типы морфем. |
2 |
45-46 |
||
2 Способы словообразования. |
2 |
47-48 |
||
3 Морфемный и словообразовательный разборы слов. |
2 |
49-50 |
||
4 Правописание чередующихся гласных в корне слова. |
2 |
51-52 |
||
5 Правописание приставок при-/пре- |
2 |
53-54 |
||
6 Правописание сложных слов. |
2 |
55-56 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Многозначность морфем. Словообразовательная цепочка. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Исторические изменения в структуре слова |
7 |
|
||
5.Морфология и орфография.
|
|
28 |
|
2,3 |
1 Имя существительное. |
2 |
57-58 |
||
2 Имя прилагательное. |
2 |
59-60 |
||
3 Имя числительное. |
2 |
61-62 |
||
4 Местоимение. |
2 |
63-64 |
||
5 Глагол. |
2 |
65-66 |
||
6 Причастие. Зачет. |
2 |
67-68 |
||
3 семестр |
24 |
|
||
7 Деепричастие.. |
2 |
69-70 |
||
8 Наречие. |
2 |
71-72 |
||
9 Слова категории состояния. |
2 |
73-74 |
||
10 Предлог как часть речи. |
2 |
75-76 |
||
11 Союз как часть речи. |
2 |
77-78 |
||
12 Частица как часть речи. |
2 |
79-80 |
||
13 Междометия. |
2 |
81-82 |
||
14 Обобщение темы. «Морфология и орфография» |
2 |
83-84 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Учение о частях речи в русской грамматике. Грамматические нормы русского языка. Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы) Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов) Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. Слова-омонимы в морфологии русского языка |
12 |
|
||
6 Синтаксис и пунктуация. |
|
30 |
|
2,3 |
1 Словосочетание. Типы словосочетаний. |
2 |
85-86 |
||
2 Виды грамматической связи слов в словосочетании. |
2 |
87-88 |
||
3 Синтаксический разбор словосочетания. |
2 |
89-90 |
||
4 Дифференцированный зачет. |
2 |
91-92 |
||
4 семестр |
22 |
|
||
5 Виды предложения по цели высказывания, по интонации. |
2 |
93-94 |
||
6 Главные члены предложения. |
2 |
95-96 |
||
7 Второстепенные члены. |
2 |
97-98 |
||
8 Односоставные предложения. |
2 |
99-100 |
||
9 Предложения с однородными членами. |
2 |
101-102 |
||
10 Предложения с обособленными членами. |
2 |
103-104 |
||
11 Предложения с уточняющими членами. |
2 |
105-106 |
||
12 Сложносочиненные предложения. |
2 |
107-108 |
||
13 Сложноподчиненные предложения. |
2 |
109-110 |
||
14 Бессоюзные сложные предложения. |
2 |
111-112 |
||
15 Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» |
2 |
113-114 |
||
Самостоятельная работа. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов: Роль словосочетания в построении предложения. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. Синтаксическая роль инфинитива. Предложения с однородными членами и их функции в речи. обособленные члены предложения и их роль в организации текста. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. Синонимика простых предложений. Синонимика сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Способы введения чужой речи в текст. Русская пунктуация и ее назначение. Порядок слов в предложении и ее роль в организации художественного текста |
13
|
|
||
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
171 |
|
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
114 |
|
|
|
В том числе лабораторные, семинарские, практические занятия (всего) |
114 |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
57 |
|
|
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» имеется учебный кабинет, в котором есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащен типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете компьютер и телевизор с функцией монитора, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык:пособие для подготовки к ЕГЭ:учеб.пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык:учебник для учреждений сред.проф.об-разования. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература.Русский язык(базовый уровень):учебникдля 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература.Русский язык(базовый уровень):учебникдля 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык:сб.упражнений:учеб.пособие сред.проф.образования. —М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература.Русский язык(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013, №170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014,№148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык:методические рекомендации:метод.пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность.От слова к словесности. 10—11классы:учебник дляобщеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И.Таблицы по русскому языку. —М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. —М.,2011.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. —СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П.Грамматическая правильность русской речи.Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографическийсловарь: около 180 000 слов/Российская академия наук.Институт русского языка им.В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.—М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —М.,2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —М., 2004.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.Около60 000слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ.ред. Л.И.Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. —М.,2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —М., 2005.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. —М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В.В.Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал.Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей.Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www.gramota.ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены.Нормативные документы)
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - языковых норм литературного языка, - культуры речи, - основных единиц и уровней языка. |
Оценка редакторской работы текста. Оценка тестирования. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений. |
Умение: - определять требования к литературному языку, - правильного владения основами культуры речи, - различать основные единицы и уровни языка. |
|
Знание: орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения |
Оценка диктантов. Оценка тестирования. Оценка сочинений. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов. |
Умение: правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. |
|
Знание: орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
Оценка работы с карточками. Оценка тестирования. Оценка контрольных работ. Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов. |
Умение: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение
|
•Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языкаи культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать •пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи |
•Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; •анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; •подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; •выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; •различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно- научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью,репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ,беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
•Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; •строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; •извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительныесредства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология |
•Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средствалексики и фразеологии в публицистической и художественнойречи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекатьнеобходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревшихслов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) исправочников, в том числе мультимедийных; использовать этуинформацию в различных видах деятельности; •познавать основные виды тропов, построенных на переносномзначении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование, орфография |
•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; •проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; •характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурнуюсвязь однокоренных слов; •опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, слово образовательных и этимологических словарей и справочников,в том числе мультимедийных; •использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография |
•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; •проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил,по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений; •составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме; анализировать текст сцелью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма; определять роль слов разныхчастей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация |
•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический,лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); •комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме изтаблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализапроделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться вконкретном случае; • анализировать текст с целью обнаруженияизученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры потеме из художественных текстов изучаемых произведений; •определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; •составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать этуинформацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; •составлять монологическое высказывание на лингвистическуютему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простыхи сложных предложениях; •составлять схемы предложений, конструировать предложенияпо схемам |
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК |
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Занятие с использованием учебного фильма, учебная дискуссия, практические занятия |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Практические занятия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Практические занятия, деловая игра |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
Практические занятия, игра, защита презентации |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Практические занятия, учебная дискуссия
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.