Рабочая программа по русскому языку во 2 классе, УМК "Система Л.В.Занкова"

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе разработана согласно требований ФГОС НОО. Данная программа разработана на основе авторской программы по русскому языку Н.В.Нечаевой. Программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Иконка файла материала русский_язык__2_класс.PDF

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

РАССМОТРЕНО  

на ШТГ учителей гуманитарного цикла и начальных классов

МКОУ «Барановская СОШ»

___________ Друзягина Е.М.

Протокол № ____

«____» ___________ 20__ г.

 

 

                                         

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МКОУ «Барановская СОШ»

_________ В.А.Феоктистова

«____» ___________ 20__ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

директор 

МКОУ «Барановская СОШ»

_________ А.Ю.Скакунов 

Приказ № ____

«____» ___________ 20__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

2  класс

Срок реализации: 01.09.2017 – 31.05.2018гг.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе авторской программы по русскому языку Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.; Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 2класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: «Издательский дом «Федоров», 2013)

Составитель: Феоктистова Виктория Александровна,  учитель начальных классов

 

 

2017 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку во 2 классе УМК «Система Л. В. Занкова»

2 класс 

Содержание

 

             Раздел программы                                                                                                          стр.

1             Пояснительная записка ………………………………………………….................    2

2             Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………….. 3

3             Содержание учебного предмета, курса…………………………………………….. 10 4 Тематическое планирование..……………………………….…….……………….. 12

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1.              Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;

2.              Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с внесенными изменениями;

3.              Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253; 4. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Барановской СОШ» Сафоновского района Смоленской области

5.     Авторская программа по русскому языку Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.; Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: «Издательский дом «Федоров», 2013)

6.     Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МКОУ «Барановская СОШ»  Сафоновского района Смоленской области;

7.     Учебного плана МКОУ «Барановская СОШ» Сафоновского района Смоленской области на 2017 – 2018 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Нечаева Н.В. Русский язык. 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ «Барановская  СОШ» Сафоновского района Смоленской области на 2017-2018 учебный год во 2 классе на изучение курса русского языка отводится 5 часов в неделю (170 часов в год). 

2. Планируемые результаты 

освоения обучающимися программы по русскому языку

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:

  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским                        языком, к школе;                                                                                                                                                         

  интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях   – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;                                          

  понимание причин успехов в учебе;                                                                                                                  

  оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;               

  понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;                                                

  этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;   

  представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  интереса к познанию русского языка;                                                                                                                  

  ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;              

  самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;                               

  чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;                                                                   

  представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина  

России;                                                                                                                                                               – ориентации в поведении на принятые моральные нормы;                                                                              

  понимания чувств одноклассников, учителей;                                                                                           

  представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                     

  учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в учебном материале;                                           

  принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;                                 – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;                

  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;                                             

  вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;                                                   

  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;                          


принимать роль в учебном сотрудничестве;                                                                                                    

  выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

  контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;   

  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;                            – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: 

-               пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литерату-

ре;        

-               строить сообщение в устной форме; 

-               находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

-               ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;          анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных призна-

ков;                                                                                                                                                          воспринимать смысл предъявляемого текста;                                                                                          

-               анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);                                                                                                   

-               осуществлять синтез как составление целого из частей; 

-               проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно

выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;                                                

-               устанавливать       причинно-следственные     связи   в          изучаемом      круге         явлений;          обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);                                                                                                                                             

-               подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи;

-               самостоятельная часть речи  – имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);          проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.                                        

Обучающийся получит возможность научиться:

-               строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;                                                            

-               выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учеб-

ной задачей;                                                                                                                                              

-               осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом

факте;                                                                                                                                                              

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;                         - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

-               выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;                          

-               воспринимать другое мнение и позицию;                                                                                            

-               формулировать собственное мнение и позицию;

-               договариваться, приходить  к общему решению (во фронтальной деятельности под руко-

водством учителя);                                                                                                                                      

-               строить понятные для партнера высказывания;                                                                                   

-               задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-               строить монологическое высказывание;                                                                                                     ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;                                         

-               учитывать другое мнение и позицию;                                                                                                        договариваться, приходить  к общему решению (при работе в группе, в паре);                               

-               контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выпол-

нил «я сам»;                                                                                                                                                     адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных

задач;                                                                                                                                                                осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты

          Развитие речи

Обучающийся научится:

  использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит                               анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дис-

ков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;                                                                           – осознавать собственную устную речь: с какой целью с кем и где происходит общение;                               

  понимать особенности диалогической формы речи;                                                                                 

  первичному умению выражать собственное мнение обосновывать его;                                                

  первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, де-

лать словесный отчет о выполненной работе;                                                                                             – определять тему текста подбирать заглавие; находить части текста;                                                      

  восстанавливать деформированные тексты.                                                      

Обучающийся получит возможность научиться:

  распознавать тексты разных типов: описание и повествование;                                                      

  находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);                                                                                                                                              

  определять последовательность частей текста;                                                                                   

  составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

         Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:  

  определять качественную характеристику звука: гласный–согласный; гласный  ударный– безударный; согласный твердый–мягкий, парный–непарный; согласный звонкий–глухой, парный–

непарный;                                                                                                                                                 

  применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные–согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие–глухие, шипящие,

мягкие–твердые; слогоделение, ударение);                                                                              

  произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);                                                          

  использовать на письме разделительные ь и ъ;                                                                                          – использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;                                                 – списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

  Обучающийся получит возможность научиться:

-      осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;                                         устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными

гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми соглас-

ными (на уровне ознакомления);                                                                                                                   

-      использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;                                 - совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

  опознавать в предложении,  в тексте слова однозначные и многозначные,  употребленные в пря-

мом и переносном значении;                                                                                                                       

  на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

-  понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);                        

-  понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за исполь-

зованием в тексте);                                                                                                                            

-  осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;                       

-  пользоваться словарями по указанию учителя;                                                                                         

-  пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя. Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;                                                                                                                                

  различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  различать словообразование и формоизменение;                                                                              

  выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суф-

фикс;                                                                                                                                                            

  различать приставку и предлог.

Морфология 

Обучающийся научится:

различать лексическое и грамматическое значение слова;                                                                      

  находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное,

глагол;                                                                                                                                

  определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского,

женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;                                                     – опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Обучающийся получит возможность научиться:      

  устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени сущест-

вительного (в роде и числе);                                                                                                             

  находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова

  имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);              

  узнавать местоимения (личные), числительные.                                                                                               

Синтаксис

Обучающийся научится:

  находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;                              

  различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);            – составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;              – восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  опознавать предложения распространенные, нераспространенные;                                                   – устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;                                                                                                                                                    

  определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов  в предложении.

Орфография и пунктуация Обучающийся научится:

-      находить орфограммы в указанных учителем словах;                                                                               

-      использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;                       

-      применять правила правописания:                                                                                                               

*написание гласных  и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударени-

ем и без ударения);                                                                                                                                   

-      *отсутствие мягкого знака  в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;                         

*перенос слов;                                                                                                                                   

-      *прописная буква в начале предложения, в именах собственных;                                                   

-      *проверяемые безударные гласные в корне слова;                                                                              

*парные звонкие и глухие согласные в корне слова;                                                                 

*непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (пе-

речень слов в учебнике);                                                                                                                               

-      *знаки препинания (.?!) в конце предложения;                                                                                           безошибочно списывать текст;                                                                                                                

-      писать под диктовку текст  в соответствии с изученными правилами правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

-      применять правила правописания:                                                                                          

*разделительные ь и ъ;                                                                                                              

*непроизносимые согласные в корне (ознакомление);                                                                                * ь после шипящих на конце имен существительных (рожь – нож, ночь – мяч);                                   применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор од-

нокоренных слов, использование орфографического словаря;                                                               

-      использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

IV. Учебно-тематический план

 

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов по

программе

Н.Нечаевой

Кол-во часов автора р/программы

 

1-я часть учебника

 

 

1

Что нужно для общения  

14 ч

15 ч

2

Речь начинается со звуков и букв

17 ч

11 ч

 

Правописание удвоенных согласных в корне слова

5 ч

5 ч

3

Что такое родственные слова и формы слов

30 ч

35 ч

 

1. Корень. Окончание.

6 ч

7 ч

 

2. Приставка. Суффикс.

8 ч

6 ч

 

3. Разделительные ь и ъ.

5 ч

6 ч

 

4. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.

6 ч

8 ч


 

5. Правописание парных согласных в корне слов.

5 ч

8 ч

4

Какие бывают в грамматике группы слов

17 ч

23 ч

 

1. Части речи.

1 ч

4 ч

 

2. Имя существительное.

9 ч

9 ч

 

3. Имя прилагательное. Числительные.

7 ч

10 ч

 

2-я часть учебника

 

 

4

Какие бывают в грамматике группы слов (продолжение)

15 ч

16 ч

 

4. Глагол.

9 ч

8 ч

 

5. Правописание непроизносимых согласных в корне слов

6 ч

8 ч

5

Как образуются предложения

21 ч

22 ч

 

1. Главные члены предложения

8 ч

8 ч

 

2. Служебная часть речи - предлог

13 ч

14  ч

Каждому слову свое место

15 ч

20 ч

 

1. Сочетания слов по смыслу.

6 ч

7 ч

 

2. Многозначные слова.

3 ч

2 ч

 

3. Синонимы. Антонимы.

6 ч

11 ч

7

Как строится текст

8 ч

7 ч

8

Законы языка в практике речи

15 ч

16 ч

 

Резерв

18 ч

-

 

 

ИТОГО

 

170 ч

 

170 ч

                               

3. Содержание учебного предмета

I. Развитие речи

 

Устная речь (слушание, говорение)

      Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах. Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.

Письменная речь (чтение, письмо)

    Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста.

Представление о плане текста.

    Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. sms-сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2-4 кл.). Первые опыты собственных сочинений

(репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность). Оформление диалога. Осуществление проекта «Лучшее время года».

 

II. Система языка

 

Фонетика и орфоэпия

    Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных-согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких-глухих, шипящих, мягких-твердых; слогоделение, ударение).

Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударныйбезударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парныйнепарный. Звукобуквенный разбор (алгоритм см. в учебнике). Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике).

Графика

     Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Овладение первичным навыком клавиатурного письма.

Лексика

     Наблюдение внутреннего единства слова его значения, грамматических признаков и звуков/букв. Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика)

    Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Различение предлога и приставки.

Морфология

    Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего

рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.

Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Синтаксис

     Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений.

Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространенные, нераспространенные. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении. Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.

 

III. Орфография и пунктуация

     Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение

(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т. ч. справочника в учебнике). Применение правил правописания: написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;  парные звонкие и глухие согласные

в корне слова; непроизносимые согласные в корне (ознакомление);  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);

 разделительные ъ и ь; знаки препинания (.?!) в конце предложения;  ь после шипящих в конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч) - ознакомление.

 

Русский язык – 2 класс 

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Колво часов

Домашнее  задание

Дата проведения

1

Язык как основа национального самосознания Компоненты речевой ситуации. Звуки речи.

1

Стр. 4,упр. 3.

 

2

Правила речевого этикета. Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень.

1

Стр. 7, упр. 11.

 

3

Средства устной и письменной речи. Многозначность слов. Различение предложений по цели и интонации

1

Карточки

 

4

Признаки предложения. Большая буква в словах. Повторение выученных орфограмм.

1

Стр. 8,упр. 12 (б).

 

5

Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих.

1

Стр. 9,упр. 15.

 

6

Правописание гласных после шипящих. Непроверяемые безударные гласные. Оформление предложений

1

Стр. 11,упр. 17 (б).

 

7

Лексическое и грамматическое значение слов. Слабые и сильные позиции гласного в корне

1

Стр. 14, упр. 22

 

8

Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Непроверяемые безударные гласные в корне.

1

Карточки

 

 

9

Слова, называющие предметы одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Слова, называющие действие предмета

1

Стр. 16 – 17, упр.

28.

 

10

Входная контрольная работа «Проверка изученных орфограмм».

1

 

Повторить изученные орфограммы.

 

11

Работа над ошибками. Родственные слова. Корень. Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу

1

Карточки

 

12

Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне. Большая буква в словах.

1

Стр. 19, упр. 33

 

13

Звуки речи. Повторение изученных орфограмм и словарных слов. Обобщение: средства устной и письменной речи

1

Стр. 109, словарные слова

 

14

Р/р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.

1

Повторить изученные орфограммы

 

15

Работа над ошибками. Дифференциация согласных и гласных звуков. Звукобуквенный анализ слов.

1

Стр. 109, словарные слова.

 

16

Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. Словарные слова. Различение слов по категории рода

1

Стр. 21 – 22, упр. 40

(г).

 

17

Характеристика согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков. Имена собственные.

1

Стр. 23, упр. 43 (б).

 

18

Слабая и сильная позиция согласного. Парные -непарные согласные звуки по твёрдости-мягкости. Словарные слова.

1

Стр. 26, упр. 48.

 

19

Слабая и сильная позиция согласного. Парные - непарные согласные звуки по твёрдости-мягкости. Словарные слова

1

Стр. 27, упр. 51.

 

20

Сравнение с правописанием и, ы после ж и ш. Работа с деформированными предложениями. Составление рассказа по картинке с использованием словарных слов

1

Рассказ по картинкам.

 

21

Текст. Типы текста: описание и повествование. Йотированные гласные.

 

1

Стр. 29 – 30, упр.55, правило.

 

22

Мягкий и твёрдый знак. Показатели мягкости согласных. Роль Ь. Слова-указатели. Перенос слов.

1

Стр. 31, упр. 58.

 

23

Правописание разделительного мягкого знака. Звукобуквенный и грамматический анализ слов. Правила переноса.

Лексическое значение слов.

1

Стр. 33, упр. 62.

 

 

24

Йотированные гласные. Соотношение звуков и букв.

Грамматические группы слов. Роль мягкого знака

1

Карточки

 

25

Первый опыт собственных сочинений. Р/р. Обучающее сочинение по теме «Осенний денёк»

1

Оформление сочинения

 

26

Анализ сочинения. Редактирование сочинений. Нормы русского литературного языка.

1

Стр. 36, упр. 69.

 

27

Введение непроверяемой орфограммы «Удвоенные согласные».

1

Стр. 37, упр. 72 (б), правило.

 

28

Правила переноса слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемыми безударными гласными.

1

Стр. 39, упр. 77, правило.

 

29

Нахождение орфограммы «Удвоенные согласные». Включение этой орфограммы в ряд изученных орфограмм. Перенос слов.

1

Стр. 40, упр. 79.

 

30

Работа с изученными орфограммами. Исследование значения служебных слов в предложении. Перенос слов

1

Стр.41, творческое задание.

 

31

Р.р. Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. Орфографическая работа

1

Оформление объявлений

 

32

Различение родственных слов и форм слов. Корень.

Сравнение родственных слов по смыслу

1

Стр. 44, упр. 86.

 

33

Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений по интонации

1

Стр. 45, упр.89.

 

34

Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями.

1

Стр. 46, упр. 92. Правила.

 

35

Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Восстановление деформированных предложений

1

Стр.46 -47, упр. 93

(б,в)

 

36

Р.р. Правила общения. Родственные слова. Формы слов.

1

Стр. 48, упр. 95.

 

37

Контрольный диктант за первую четверть.  «Родственные слова и формы слов».

1

Повторить изученные правила

 

38

Работа над ошибками. Использование языковых единиц для решения коммуникативных, практических задач.

1

Карточки

 

39

Роль приставок и суффиксов в образовании слов. Орфограммы корня. Восстановление деформированного текста.

Словарные слова

1

Стр. 50, упр. 99, правило.

 

40

Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные

1

Стр. 52, упр. 104,

 

 

 

слова. Словообразовательная роль суффикса.

 

правило.

 

41

Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм в разных частях слова

1

Стр. 54, упр. 107.

 

42

Выделение частей слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла.

1

Стр. 55, упр. 110.

 

43

Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Слова-антонимы

1

Стр. 57, упр. 112.

 

44

Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка-корень, корень-суффикс. Образование родственных слов, сравнение их смысла.

1

Стр. 57, упр. 114.

 

45

Наблюдение случаев написания Ь и Ъ. Роль приставок в образовании слов. Родственные слова с чередующимися согласными в корне

1

Стр. 59, упр. 119 (2).

 

46

Наблюдение за позицией написания Ь и Ъ. Правила правописания разделительных Ь и Ъ. Словообразование.

1

Стр. 61, упр. 122, правило.

 

47

Правила правописания разделительных Ь и Ъ. Роль Ь. Звукобуквенный анализ. Слова-указатели

1

Стр. 62, упр. 124.

 

48

Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Словообразование. Предлоги

1

Стр. 64, упр. 129.

 

49

Проверочный тест по теме «Правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков»

1

Карточки.

 

50

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Образование слов с помощью суффиксов.

1

Карточки.

 

51

Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила общения.

1

Стр. 66, упр. 133, правило.

 

52

Фонетическая работа. Однокоренные слова. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне

1

Стр. 67, упр. 136.

 

53

Р.р. Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов. Состав слова. Составление рассказаописания.

1

Стр. 70, упр. 141.

 

54

Схема проверки безударных гласных в корне. Однокоренные слова и форма слова. Форма единственного и множественного числа.

1

Стр. 71, упр. 144.

 

55

Две орфограммы – одна буква. Форма числа. Окончание. Слова, обозначающие признак предмета.

1

Стр. 73, упр. 147 (б).

 

 

56

Две орфограммы – одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне.

1

Стр. 74, упр. 149.

 

57

 Контрольный диктант по теме «Проверяемые безударные гласные в корне»

1

Повторить изученные правила

 

58

Работа над ошибками. Овладение учебными действиями с языковыми единицами.

1

Карточки

 

59

Слабая и сильная позиция согласных. Парные - непарные согласные по глухости-звонкости. Составление предложений

1

Стр. 76, упр. 152.

 

60

Определение сильной позиции для парных согласных. Выведение правила по проверке согласного в слабой позиции

1

Стр. 78, упр. 157.

 

61

Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Р.р. Правила общения

1

Стр. 80, упр. 161.

 

62

Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение.

1

Стр. 81,упр. 164.

 

63

Парные согласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Родственные слова. Форма слов.

1

Карточки

 

64

Орфограммы корня. Определение частей слова. Одушевленные и неодушевленные существительные

1

Карточки

 

65

Р/р.  Обучающее сочинение по теме «Мои друзья».

1

Оформление сочинения

 

66

Анализ сочинения. редактирование работ. Язык как средство человеческого общения.

1

Карточки

 

67

Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи.  

1

Стр. 84 – 85, правило.

 

68

Грамматические группы. Имя существительное.  Определение частей речи.

1

Стр. 88-89, упр.176. правило.

 

69

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

Карточки

 

70

Работа над ошибками.. Письменная речь как показатель общей культуры человека.

1

Стр. 90, упр. 178.

 

71

 Грамматические признаки  имен существительных в словосочетаниях и предложениях. Начальная форма имени существительного.

1

Стр. 92, упр. 182, правило.

 

 

72

Определение частей речи. Грамматические признаки  имен существительных в словосочетаниях и предложениях. Форма рода.

1

Стр. 93, упр. 186.

 

73

Орфограммы корня. Формы рода, числа имен существительных.

1

Стр. 94, упр. 188.

 

74

Ь в конце имени существительного на шипящий. Роль Ь. Грамматический разбор.

1

Стр. 94 -95, упр. 190, правило.

 

75

Правила правописания гласных после шипящих. Начальная форма существительного. Грамматические признаки слов.

1

Карточки

 

76

Закрепление пройденного материала. Р.р. Составление поздравительной открытки.

1

Оформление открытки

 

77

Р.р. Объявление. Сравнение текста объявления и текста записки. Составление объявления

1

Оформление объявлений

 

78

Контрольный диктант по теме «Части речи.  Имя существительное».

1

Повторить изученные правила

 

79

Работа над ошибками. Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор имени существительного.

1

Карточки

 

80

Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование прилагательного с существительным

1

Стр. 100, упр. 200.

 

81

Имя прилагательное. Грамматические признаки.  Стили текста.

1

Стр. 102, упр. 203.

 

82

Р.р. Составление загадок. Описание предмета. Редактирование текста. Звукобуквенный разбор.

1

Стр. 103, упр. 206.

 

83

Единство и многообразие языкового пространства. Р.р.  Изложение на основе анализа данного текста.

1

Стр. 104, упр. 207.

 

84

Имя прилагательное. Грамматические признаки. Суффикс, его роль в образовании слов.

1

Карточки

 

85

Имена числительные. Орфографическая работа.

1

Стр. 104 – 105, упр.210, правило.

 

86

Выделение имен числительных в речи. Правописание числительных. Части речи (закрепление)

1

Стр. 107, упр. 214.

 

87

Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов. Приставка Роль Ь.  

1

Стр. 108, упр. 215.

 

88

Р/р.   Обучающее сочинение по теме «О чем шепчутся снежинки».

1

Оформление сочинения.

 

 

89

Анализ сочинения. Работа над ошибками. Части речи.

1

Карточки

 

90

Глагол. Орфографическая работа. Правила общения.

1

Стр. 5, упр. 221.

 

91

Роль глагола в речи. Местоимение. Родственные слова.

1

Стр. 7, упр. 224 (б, в).

 

92

Глагол. Форма числа. Начальная форма существительного. Местоимение.  

1

Сочинение о зиме.

 

93

Глагол. Характеристика предложения по цели высказывания. Правила общения.

1

Стр. 9, упр. 227.

 

94

Определение частей речи. Грамматические признаки. Восстановление деформированных предложений. Определение частей слова.

1

Стр. 11, упр. 230.

 

95

Языковые особенности  художественных текстов. Р/р. Обучающее сочинение «Зима в лесу».

1

Оформление сочинения

 

96

Анализ сочинений. 

Грамматические признаки существительного и глагола.

Орфографическая  работа. 

1

Стр. 14, упр.234.

 

97

Родственные слова. Алфавитный порядок слов. Разбор глаголов  по составу.

1

Стр. 15, упр. 237.

 

98

Непроизносимые согласные в корне. Фонетическая работа. Форма числа. Проверка орфограмм корня. Продолжение рассказа по его началу.

1

Стр. 17, упр. 240, правило.

 

99

Сравнение произнесения сочетаний согласных. Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными

1

Стр. 19, упр. 243, правило.

 

100

Непроизносимые согласные в корне. Звукобуквенный анализ.

1

Стр. 21, упр. 246.

 

101

Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными. Роль Ь.  

1

Карточки.

 

102

Непроизносимые согласные. Способ их проверки. Удвоенные согласные. Лексическое и грамматическое значение слов.

1

Стр. 23, упр. 251.

 

103

Обобщение материала об изученных орфограммах. Компоненты поздравления: слова прощания, обращения. Составление поздравления. Р.р.

1

Оформление творческих работ

 

104

Контрольный диктант по теме «Непроизносимые и удвоенные согласные».

1

Повторение изученных правил

 

105

Работа над ошибками.  Звукобуквенный состав  слов  с непроизносимыми и удвоенными согласными.

1

Карточки.

 

 

106

Предмет речи. Главные члены предложения. Исследование грамматической связи между подлежащим и сказуемым

1

Стр. 26, упр. 255, правило.

 

107

Грамматическая основа. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Стр. 27, упр. 257, правило.

 

108

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Монолог. Р.р.

1

Стр. 29, упр. 262.

 

109

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Лексическая работа (омонимы).

1

Стр. 30. Упр. 264.

 

110

Грамматическая основа. Определение частей речи. Предлог и приставка. Восстановление деформированного текста

1

Стр. 31, упр. 267.

 

111

Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы).

1

Карточки

 

112

Контрольный диктант по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»

1

Повторение изученных правил

 

113

Работа над ошибками. Основа предложений. Связь слов в предложении.  

1

Карточки

 

114

Роль предлога. Правописание слов с предлогами и приставками

1

Стр. 34, упр. 273.

 

115

Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова.

Окончание. Связь слов в предложении

1

Стр. 36, упр. 277.

правило.

 

116

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

1

Карточки

 

117

Работа над ошибками. Предлог. Приставка. Словосочетания.

1

Карточки

 

118

Различие приставки и предлога. Основа предложений. Типы текста.

1

Стр. 40, упр. 282.

 

119

Грамматическая основа предложения. Грамматические признаки слов. Различие приставки и предлога.  

1

Стр.42, упр. 285, правило.

 

120

Основа предложений. Составление рассказа об играх детей. Р.р.

1

Стр. 43, упр. 288.

 

121

Употребление предлогов в, на,

Написание окончаний существительных. Правописание предлога  и приставки.

1

Стр. 44 - 45,   упр. 292.

 

 

122

Р. Р.  Монолог. Диалог. Реплики. Восстановление текста.

1

Стр. 5 – 46, упр. 295, правило.

 

123

 Адекватное использование средств устного общения. Звукобуквенный анализ слов.

1

Стр. 46, упр. 297.

 

124

Правописание предлогов. Р.р. Обучающее сочинение на тему: «Моя любимая игрушка:

1

Оформление сочинений

 

125

Анализ сочинений.  Адекватное использование средств устного общения.  

1

Карточки

 

126

Контрольная  работа по теме «Предложение.  Правописание предлогов».

1

Повторить изученные правила

 

127

Работа над ошибками.

Учебные действия с языковыми единицами.

1

Карточки

 

128

Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение. Работа с небылицами

1

Стр.50, упр. 302.

 

129

Лексическое значение слов. Различение предложений по цели высказывания. Звуко-буквенный анализ слов

1

Стр. 51, упр. 306.

 

130

Связь грамматической и лексической сочетаемости слов.

Составление предложений. Нахождение частей слова

1

Стр. 52, упр. 308.

 

131

Работа с изученными орфограммами. Редактирование предложений. Лексическое значение слов

1

Стр. 53, упр. 311 (б).

 

132

Повторение изученных орфограмм. Звукобуквенный анализ слов. Правила вежливости.

1

Стр. 55, упр. 314.

 

133

Р/р. Обучающее изложение  по тексту, воспринимаемому на слух, по коллективно составленному плану .

1

Карточки.

 

134

Работа над ошибками. Многозначные слова. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Карточки.

 

135

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова

1

Стр. 58, упр.318 (б), правило.

 

136

Многозначные слова. Переносные значения. Орфографическая работа.

1

Карточки

 

137

Синонимы – слова, близкие по смыслу. Определение слов-синонимов. Родственные слова. Определение частей речи.

1

Стр.61, упр.323, правило.

 

138

Прямое и переносное значение.  Использование синонимов в речи.

1

Стр. 62, упр.325.

 

139

Роль прилагательных  в речи. Сравнение.

 

1

Стр.64, упр. 328.

 

 

140

Синонимы. Значение суффиксов. Слова, противоположные по смыслу – антонимы.

1

Стр.67, упр. 332, правило.

 

141

Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов. Клички животных.

1

Стр. 69, упр. 336.

 

142

Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста.

1

Карточки.

 

143

Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов.  Звукобуквенный анализ слов.

1

Стр. 71, упр. 340.

 

144

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

Карточки

 

145

Работа над ошибками.  Признаки текста: целостность: связность, законченность. Части текста: вступление, основная часть, заключение.

1

Словарные слова

 

146

Контрольная работа по теме «Состав слова».

1

Повторение изученных правил 

 

147

Работа над ошибками.

Нормы родного литературного языка.

1

Словарные слова

 

148

Текст. Его признаки, структура.

1

Стр. 74, упр. 344.

 

149

Продолжение рассказа по его началу. Орфографическая работа. Звукобуквенный анализ. Категория рода

1

Стр. 75, упр. 347.

 

150

Диалог. Монолог. Научный  и художественный стили.

1

Стр. 77, упр. 350.

 

151

Язык как основа национального самосознания. Редактирование текста.

1

Стр.78, упр. 253.

 

152

Литературная викторина. Однокоренные слова. Имена собственные.

1

Стр. 80, упр. 356 (б,в).

 

153

Работа с текстом. Научно- популярный текст.

1

Стр. 82, упр. 359.

 

154

Р. речи. Составление плана текста. Изложение. Редактирование текста.

1

Карточки.

 

155

Речь – характеристика человека. Как мы говорим. Диалог. Реплики.  

1

Стр. 86, упр. 365.

 

156

Позитивное отношение к правильной письменной и устной речи как показателя общей культуры. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией.  Р.р.

1

Стр. 88, упр. 367 (б).

 

157

Стили языка, их функции.

Речевая характеристика участников речевой ситуации.

1

Стр.90, упр. 370.

 

158

Средства устного общения. Смыслоразличительная роль

1

Стр. 92, упр.374.

 

 

звуков речи. Работа со словарными словами.

 

 

 

159

Роль (функция) стихотворного текста. Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня.

1

Стр. 94, упр. 377.

 

160

Исследование текста, его редактирование. Повторение изученных орфограмм. Обобщение знаний о слове.

1

Стр. 96, упр. 382.

 

161

Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Однокоренные слова и формы слов.

1

Стр. 98, упр. 386.

 

162

Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Составление своего текста. Р.р.

1

Оформление сочинения.

 

163

Анализ  речевой ситуации.

Речевая  характеристика персонажа.

1

Стр. 100. упр. 389.

 

164

Годовая промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическими заданиями за учебный год

1

Повторение изученных правил

 

165

Работа над ошибками. Решение коммуникативных задач.

1

Стр. 102 – 103,  упр. 393.

 

166

Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов.  

1

Словарные слова.

 

167

Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. Выделение частей слова

1

Карточки.

 

168

Смыслоразличительная роль звука. Речь – характеристика литературного героя. Многозначность слов. Р.р.

1

Карточки.

 

169

Восстановление пропущенной части текста. Анализ предложений по цели и интонации.  Р.р.

1

Словарные слова

 

170

Итоговое повторение материала за год. Повторение изученных орфограмм.

1

Изученные орфограммы