Рабочая программа по СБО в 5 классе со сложной структурой дефекта. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, ожидаемых результатов, структуры курса, календарно-тематического планирования, основных требований к знаниям и умениям учащихся по СБО. В календарно -тематическом планировании выделяются следующие разделы: введение, личная гигиена, семья, питание, навыки общения и культуры поведения, жилище, транспорт и правила уличного движения, средства связи, магазины.
тематическое планирование.doc
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Социально – бытовая ориентировка», сборник программ трудового обучения лиц
с глубокой умственной отсталостью, 1989 г. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному
плану школы. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду,
на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 5 классе – 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов,
отведённым учебным планом, разработанным в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065п для
учащихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Цель данной программы: специальное обучение учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости навыкам общения,
формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Основные задачи:
Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных
эмоций, правильных отношений с людьми;
Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
Развитие ориентации в социальнобытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в
созидательной деятельности;
Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Общая характеристика программы: Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития
учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением
интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически
знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав
самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий
службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью показывает большие трудности в их
приспособлении к самостоятельной практической жизни.
С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным
транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах.
Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить имбецил в школе, т.е. с письмом,
чтением, со счётом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации такого подростка. Безусловно,
обученный элементарной грамоте и счёту имбецил может более успешно ориентироваться в общественной жизни, между тем, бесспорно и
другое – одного обучения грамоте и счёту для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение
протекает более эффективно, когда ребёнок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в
обществе. Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации, но будет недостаточно, если ребёнок заучит, и будет владеть
только умениями и навыками, указанными в программе.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для
развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за
учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи
учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими
работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и
должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом
обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с
элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии;
широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно
наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания
детьми учебного материала. Так как дети с умеренной и тяжелой степенью у/о не могут воспринимать большое количество информации,
нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Особое место в формировании социальнобытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить
уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Например, умение культурно вести себя из раздела «Культура поведения»
повторяется и закрепляется при изучении тем «Моя школа и мой класс», «Праздники» и других.
Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается
пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Школьная столовая»,
экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации,
формирования у них разнообразных умений и навыков.
Программа предполагает, что у детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное
отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся
будут иметь представление:
о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке;
о своей семье;
о правилах отношений с людьми;
будут знать:
свои имя и фамилию, имена отца, матери, сестер и братьев;
имена и отчества учителей, преподающих в классе;
правила поведения учащихся в школе, столовой, на уроке;
элементарные правила дорожного движения, перехода улицы.
будут уметь:
правильно сидеть за партой;
правильно вести себя в столовой, убирать за собой грязную посуду;
приветствовать людей, обращаться с вопросом, передать просьбу, благодарить
Рабочая программа по СБО рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Структура курса.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов 1
2
3
Введение.
Личная гигиена.
Семья.
Питание.
Навыки общения и культуры поведения.
4
5 Жилище.
6
7
8 Магазины.
Транспорт, правила уличного движения.
Средства связи.
1
14
5
13
11
6
10
4
6
70
Итого:
№
Количес
тво
часов
Дата
Оборудование
1
ВВЕДЕНИЕ2ч
Соблюдение правил техники безопасности на уроках СБО. Соблюдение
санитарногигиенических требований на занятиях.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА 14 ч
1 четверть 18 часов
Значение здоровья для жизнедеятельности человека.
Средства и способы сбережения здоровья.
Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.
Правила выполнения утреннего и вечернего туалета.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.
Крепкие зубы здоровью любы. Пр.р.: выбор средств для ухода за
полостью рта
Содержание в чистоте и порядке личных вещей.
Повторение по теме «Личная гигиена»
1
2
2
2
2
2
2
1
1 Состав семьи. Родственные отношения
Имена, возраст, место работы членов семьи.
Правила поведения в семье
Обязанности по дому
Повторение по теме «Семья»
Место приготовления пищи. Кухня.
Посуда. Виды посуды.
Кухонная посуда..
Столовая посуда.
Чайная посуда.
Завтрак. Сервировка стола к завтраку.
Повторение по теме «Питание»
СЕМЬЯ 5 ч
2 четверть 14 часов
ПИТАНИЕ 13 ч.
3 четверть 22 часа.
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и
расставании.
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам
Правила поведения за столом.
Правила поведения дома, в школе, в общественных местах
Повторение по теме «Культура поведения»
ЖИЛИЩЕ 6 ч
Виды жилых помещений в городе и деревне
Жилой дом. Виды квартир.
Почтовый адрес дома, школы.
Повторение по теме «Жилище»
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 11 ч.
1
2
2
3
2
1
2
2
1
1
ТРАНСПОРТ. ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ 10 ч. Виды транспортных средств.
Наземный городской транспорт
Поведение в транспорте,
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Повторение по теме «Транспорт»
СРЕДСТВА СВЯЗИ4 ч.
Телефон. Значение телефона.
Правила пользование телефоном.
Знание домашнего номера, номеров экстренного вызова и
службы спасения.
Повторение по теме «Средства связи»
МАГАЗИНЫ 6 ч.
Виды торговых предприятий. Назначение.
Магазины самообслуживания. Порядок приобретения
товаров в магазинах самообслуживания.
Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах с
прилавочной системой.
Повторение по теме «Магазин»
2
2
2
3
1
1
1
1
1
2
2
1
1
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
по СБО
Базовый уровень
Личная гигиена
Должны знать: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
периодичность и правила чистки ушей;
правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
правила освещенности рабочего места;
правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
о вреде курения, алкоголя.
Должны уметь:
совершенствовать вечерний туалет в определенной последовательности;
стричь ногти на руках, ногах;
выбирать прическу и причесывать волосы;
стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
беречь зрение;
корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
Культура поведения
Должны знать:
требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; правила поведения при встрече и расставании;
формы обращения с просьбой, вопросом;
правила поведения за столом.
Должны уметь:
следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
следить за своей походкой, жестикуляцией;
правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в
различных ситуациях;
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
Жилище
Должны знать:
виды жилых помещений в городе и селе и их различие;
почтовый адрес своего дома и школы;
правила организации рабочего места школьника.
Должны уметь:
писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе; соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Питание
Должны знать:
чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов;
нарезка хлеба, сырых и вареных овощей;
строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами;
приготовление бутербродов, салата, винегрета, окрошки овощной на кефире, напитка из варенья;
сервировка стола с учетом различного меню;
мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;
стирка салфеток.
Должны уметь:
прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;
строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.
Транспорт Должны знать:
основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
количество времени, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
правила передвижения на велосипеде.
Должны уметь:
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
соблюдать правила дорожного движения;
различать знаки дорожного движения, встречаются по пути из дома до школы и обратно.
Торговля
Должны знать:
виды магазинов;
назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
правила поведения в магазине;
правила покупки товаров; стоимость хлебных, молочных продуктов, 23 круп, (пшено, рис и т.п.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.
Должны уметь:
выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты;
оплатить, проверить чек и сдачу;
культурно вести себя с работниками торговли.
Одежда и обувь
Должны знать:
виды одежды, обуви и их назначение;
правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстильных).
Должны уметь:
различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
сушить и чистить одежду;
подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и чистить кожаную обувь.
Минимальный уровень
Личная гигиена
Должны знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
правила ухода за кожей рук, ног и ногтями;
правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
о вреде курения, алкоголя.
Должны уметь:
совершенствовать вечерний туалет в определенной последовательности;
беречь зрение;
отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя.
Культура поведения
Должны знать:
правила поведения при встрече и расставании; правила поведения за столом.
Должны уметь:
следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
правильно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в
различных ситуациях;
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
Жилище
Должны знать:
виды жилых помещений в городе и селе;
почтовый адрес своего дома;
правила организации рабочего места школьника.
Должны уметь:
писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конверте;
соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.
Питание Должны знать:
чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов;
мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения;
стирка салфеток.
Должны уметь:
прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
Транспорт
Должны знать:
основные транспортные средства, имеющиеся в городе;
наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
правила передвижения на велосипеде.
Должны уметь:
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
соблюдать правила дорожного движения;
Торговля Должны знать:
виды магазинов;
назначение продуктовых магазинов;
правила поведения в магазине;
правила покупки товаров;
Должны уметь:
оплатить покупку;
культурно вести себя с работниками торговли.
Одежда и обувь
Должны знать:
виды одежды, обуви и их назначение;
правила ухода за одеждой и обувью.
Должны уметь:
различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;
подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
сушить и чистить одежду;
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Рабочая программа по СБО ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.