Департамент образования и науки Курганской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курганский технологический колледж
имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«физическая культура»
для специальности
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
(по отраслям)
2016 г.
ОДОБРЕНО Цикловой методической комиссией ООД Протокол от ________20___ г. № __ Председатель ЦМК ________________ Сапожникова Е.В.
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) на основе базисного учебного плана и рекомендаций ИРОСТ. |
Разработчик:
Иксанова Т.Г. - преподаватель ГБПОУ «КТК»
© ГБПОУ «КТК», 2016
Содержание
|
|
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2 Структура и содержание учебной дисциплины |
7 |
3 Условия реализации программы учебной дисциплины |
13 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
15 |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Физическая культура
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
117 |
теоретические занятия |
8 |
практические занятия |
109 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Лёгкая атлетика |
|
22 |
|
|
Тема 1.1. Общая и специальная физическая подготовка |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. |
|
1 |
|
Практические занятия |
6 |
|
||
1. |
ОФП: Общеразвивающие упражнения. Строевые упражнения, ходьба, бег и прыжки. Упражнения с отягощением. Подвижные игры, эстафеты. Спортивные игры. |
|||
2. |
СФП: Специальные беговые упражнения. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития общей и скоростной выносливости. |
|||
3. |
Упражнения для развития быстроты реакции, быстроты движений и скорости бега. |
|||
Тема 1.2. Техническая подготовка
|
Практические занятия |
10 |
||
1. |
Техника бега (по дистанции, виды стара, финиширование). Челночный бег. Эстафетный бег. Бег на короткие, средние и длинные дистанции |
|||
2. |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». |
|||
3. |
Метание мяча. Метание гранаты 500-700 грамм. |
|||
4. |
Бег по пересеченной местности. |
|||
5. |
Бег в равномерном и переменном темпе. |
|||
Тема 1.3. Контрольные испытания (тесты)
|
Практические занятия |
4 |
||
1. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности. |
|||
2. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности. |
|||
Раздел 2. Баскетбол |
|
22 |
||
Тема 2.1. Общая и специальная физическая подготовка |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Инструктаж по ТБ. Создание представления о баскетболе, основные понятия, термины, исторические сведения о виде спорта. |
|
1 |
|
Практические занятия |
20 |
|
||
1. |
ОФП: Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами на все группы мышц. Строевые упражнения, ходьба, бег и прыжки. Подвижные игры, эстафеты. Спортивные игры. |
|||
2. |
СФП: Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств, специфической координации. Упражнения для развития быстроты, специальной выносливости, а так же качеств, необходимых, при выполнении ловли, передачи и броска мяча. |
|||
Тема 2.2. Техническая подготовка |
Практические занятия |
|||
1. |
Техника нападения: Техника передвижения (перемещения, повороты, прыжки, остановки). Техника владения мячом (ловля мяча, передачи мяча, броски мяча, ведение мяча). |
|||
2. |
Техника защиты: Техника передвижения (стойка защитника, передвижения приставным шагом). Техника овладения мячом (вырывание, выбивание, перехват, отбивание). |
|||
Тема 2.3. Тактическая подготовка |
Практические занятия |
|||
1. |
Тактика нападения: Индивидуальные действия (выбор места на площадке, способа ловли, ведения и передачи мяча). Групповые действия (взаимодействия двух игроков). |
|||
2. |
Тактика защиты: Индивидуальные действия (выбор места и удержание игрока с мячом и без него; действия одного защитника против двух нападающих). Групповые действия (взаимодействия двух игроков). |
|||
Тема 2.4. Игровая и соревновательная деятельность |
Практические занятия |
|||
1. |
Подвижные игры с элементами техники баскетбола. |
|||
2. |
Учебно-тренировочные игры по правилам баскетбола. |
|||
Тема 2.5. Контрольные испытания (тесты) |
Практические занятия |
|||
1. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности. |
|||
2. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности |
|||
Раздел 3. Гимнастика |
|
6 |
||
Тема 3.1. Строевые и общеразвивающие упражнения |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Инструктаж по ТБ. Создание представления о гимнастике, основные понятия, термины, исторические сведения о виде спорта. |
|
1 |
|
Практические занятия |
4 |
|
||
1. |
Строевые упражнения на месте, в движении шагом, бегом (виды строя, повороты, перестроения). |
|
||
2. |
Общеразвивающие упражнения в движении (шагом, бегом), на месте (без предметов, с гимнастическими палками, скакалками, обручами, скамейками). |
|||
Зачет |
1 |
|||
Раздел 4. Волейбол |
|
20 |
||
Тема 4.1. Общая и специальная физическая подготовка |
Практические занятия |
|
||
1. |
ОФП: Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами на все группы мышц. Строевые упражнения, ходьба, бег и прыжки. Подвижные игры, эстафеты. Спортивные игры. |
|
||
2. |
СФП: Упражнения для развития быстроты ответных реакций, прыгучести. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи мяча, подачи мяча, нападающих ударов и блокировании. |
|||
Тема 4.2. Техническая подготовка |
Практические занятия |
|
||
1. |
Техника нападения: Действия без мяча (перемещения и стойки). Действия с мячом (передачи мяча, подачи мяча, нападающие удары). |
|
||
2. |
Техника защиты: Действия без мяча (перемещения и стойки). Действия с мячом (виды приёма мяча). Блокирование (одиночное). |
|||
Тема 4.3. Тактическая подготовка |
Практические занятия |
|
||
1. |
Тактика нападения: Индивидуальные действия (выбор места на площадке, действия с мячом). Групповые действия (взаимодействие игроков передней линии, взаимодействие игроков задней линии). Командные действия (системы игры через игроков передней линии). |
|
||
2. |
Тактика защиты: Индивидуальные действия (выбор места на площадке, действия с мячом). Групповые действия (взаимодействие игроков внутри линий и между ними). Командные действия (приёмы подачи, система игры «углом вперёд»). |
|
||
Тема 4.4. Игровая и соревновательная деятельность |
Практические занятия |
|
||
1. |
Подвижные игры с элементами техники волейбола. |
|
||
2. |
Учебно-тренировочные игры по правилам волейбола. |
|||
Тема 4.5. Контрольные испытания (тесты) |
Практические занятия |
|
||
1. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности. |
|
||
2. |
Сдача контрольных нормативов по специальной физической и технической подготовленности. |
|||
Раздел 5 Коньки |
|
8 |
||
Тема 5.1 Общая и специальная физическая подготовка |
Практические занятия |
|
||
1. |
Знакомство с ледовой ареной. Основная стойка. Ходьба в основной стойке в коньках в разных направлениях |
|||
2. |
Скольжение на двух ногах, не отрывая коньков. |
|||
3. |
Скольжение по дуге (поворот), не отрывая коньков ото льда. Торможение «полу плугом» |
|||
4. |
Скольжение на коньках. Эстафеты и подвижные игры на льду. |
|||
Раздел 6. Лыжная подготовка |
|
12 |
||
Тема 6.1. Общая и специальная физическая подготовка |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Инструктаж по ТБ, лыжный инвентарь, мази, одежда, обувь. Создание представления о лыжных гонках, основные понятия, термины, исторические сведения о виде спорта. |
|
1 |
|
Практические занятия |
4 |
|
||
1. |
ОФП: Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения для развития выносливости. |
|||
2. |
СФП: Имитационные упражнения, кроссовая подготовка (увеличение аэробной производительности организма, развитие волевых качеств). Комплексы специальных упражнений для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса. |
|||
Тема 6.2. Техническая подготовка |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1. |
Лыжные ходы: Попеременный двухшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный, одновременный одношажный. Переход с хода на ход, в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. |
|
||
2. |
Спуски, подъёмы, торможения, повороты. |
|||
Тема 6.3. Контрольные испытания (тесты) |
Практические занятия |
2 |
||
1. |
Сдача контрольных нормативов по теоретической и технической подготовленности. |
|||
Раздел 7. Общая физическая подготовка |
|
20 |
||
Тема 7.1 Развитие физических качеств |
Практические занятия |
|
||
1. |
Развитие силовых качеств. |
|||
2. |
Развитие быстроты. |
|||
3. |
Развитие выносливости. |
|||
4. |
Развитие гибкости. |
|||
5. |
Развитие ловкости. |
|||
6. |
Развитие координационных качеств. |
|||
7. |
Развитие скоростно- силовых качеств. |
|||
8. |
Развитие игровой подготовки. |
|||
9. |
Развитие соревновательной подготовки. |
|||
10. |
Комплексное развитие физических качеств (круговая тренировка) |
|||
Раздел 8. Профессионально – прикладная физическая подготовка |
|
4 |
||
Тема 8.1. Развитие физических качеств и навыков, необходимых в будущей профессии. |
Практические занятия |
4 |
||
1. |
Обучение использованию средств физической культуры для повышения сопротивляемости организма к климатическим условиям и профессиональным заболеваниям, предупреждения нарушений обмена веществ, ожирения, заболеваний нервно-мышечного аппарата рук, позвоночника. |
|||
2. |
Снятия нервно-психического напряжения и т.д., в зависимости от особенностей выбранной профессии. |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы
Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
- помещение для хранения спортивного инвентаря и др.
Все помещения, объекты физической культуры и спорта и места для занятий физической подготовкой, на которых реализуется учебная дисциплина «Физическая культура», оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта.
Перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды (перекладина, брусья, бревно, конь с ручками, конь для прыжков и др.), маты гимнастические, канат, канат для перетягивания, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гири 16, 24,32 кг, секундомеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Физическая культура 10-11 классы : учеб.для общеобразоват.учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха.-7-е изд. – М : Просвещение, 2012.- 237 с.
2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С.Барчуков; под общ.ред. Г.В.Барчуковой. – М.: КНОРУС, 2011. – 368 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
3. Алексеев, С.В. Спортивное право России. Правовые основ физической культуры и спорта: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт»/С.В.Алексеев; под ред. П.В.Крашенинникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. – 671 с.
4. Анищенко, В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов:Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН, 2012. – 165 с.
5. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме [Текст]: учеб.пособие / А.И. Аппенянский; Российская международная академия туризма. – М. : Советский спорт, 2010. – 196 с. : ил.- (Профессиональное туристское образование).
Интернет ресурсы:
6. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:Web:
7. Федеральный портал «Российское образование»:Web:http://www.edu.ru.
8. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web: http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml
9. Официальный сайт Олимпийского комитета России Web: www.olympic.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
уметь: -выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
-выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма; |
Оценка умений студентов в ходе учебных занятий. Оценка умений студентов при выполнении тестовых заданий и учебных нормативов (примерные нормативы приведены в табл.1), зачетах и дифференцированном зачете. |
знать: -влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; |
Оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.
|
-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; |
Оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.
|
-правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; |
Оценка знаний студентов при контроле качества теоретических знаний по результатам выполнения контрольных тестовых заданий.
|
Таблица 1 - Примерные контрольные нормативы по проверке овладения студентами жизненно важными умениями и навыками
№ п/п |
Наименование упражнений |
Девушки |
Юноши |
||||||||
Оценка в баллах |
|||||||||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Бег 30 м (сек) |
5.0 |
5.2 |
5.4 |
5.6 |
5.8 |
4.5 |
4.7 |
4.9 |
5.1 |
5.3 |
2 |
Бег 60 м (сек) |
10.0 |
10.2 |
10.4 |
10.6 |
10.8 |
8.4 |
8.6 |
8.8 |
9.0 |
9.2 |
3 |
Бег 100 м (сек) |
15.7 |
16.0 |
17.0 |
17.9 |
18.9 |
13.2 |
13.8 |
14.0 |
14.3 |
14.6 |
4 |
Бег 500 м (мин., сек.) |
1,50 |
2,00 |
2,10 |
2,20 |
2,30 |
|
|
|
|
|
5 |
Бег 1000 м (мин.сек) |
|
|
|
|
|
4.02 |
4.16 |
4.31 |
4.47 |
5.02 |
6 |
Бег 2000 м (дев.)/3000 м (юн.) (сек) |
10.15 |
10.50 |
11.15 |
11.50 |
12.15 |
12.00 |
12.35 |
13.10 |
13.50 |
14.00 |
7 |
Челночный бег 10×10 м (мин.сек) |
29.0 |
30.0 |
31.0 |
32.0 |
33.0 |
25.0 |
27.0 |
28.5 |
30.0 |
31.5 |
8 |
Прыжок в длину с места (см) |
190 |
180 |
170 |
160 |
150 |
250 |
240 |
230 |
220 |
210 |
9 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин (кол. раз) |
140 |
120 |
110 |
100 |
90 |
140 |
130 |
120 |
110 |
100 |
10 |
Подтягивания в висе (юн)/ приседания на одной ноге (дев) (кол. раз) |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
15 |
12 |
9 |
7 |
5 |
11 |
Поднимание (сед) и опускание туловища из пол. лёжа на спине (кол. раз) |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
|
|
|
|
|
12 |
Силой переворот в упор на перекладине (кол. раз) |
|
|
|
|
|
8 |
5 |
3 |
2 |
1 |
13 |
Поднимание ног до касания перекладины (в висе) (кол. раз) |
|
|
|
|
|
10 |
7 |
5 |
3 |
2 |
14 |
Наклоны туловища вперед |
25 |
20 |
15 |
12 |
8 |
|
|
|
|
|
15 |
Отжимания - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.