Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Курс технологии для 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Технология» образовательной области «Технология» для 2 класса составлена на основе авторской программы
общеобразовательных учреждений Н.М. Конышевой «Художественноконструкторская деятельность» для 14 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2011).
Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального
общего образования по курсу «Технология» и авторской программой учебного курса.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и
последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Содержание программы рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации рабочей программы используется:
Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений /Н.М. Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век,
2011;
Технология: рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику «Наш рукотворный мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Н.М.
Конышева.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012;
Программы общеобразовательных учреждений. Н.М. Конышева. Образовательная область «Технология». Художественноконструкторская
деятельность./ Программа и тематическое планирование. 14 классы – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
Технология: Методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 2 кл. /Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век,
2011.
Концептуальные основы программы
Для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. В
свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов.
Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию.
Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические
возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:
1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания,
видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);
2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие
творчества);
13) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических
возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).
Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное
место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.
Основные задачи программы
1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах,
технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение и др.).
4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку
действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и
формирования мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человекутворцу,
умения сотрудничать с другими людьми.
2. Содержание программы
Любуемся природой, учимся у природы /10/
Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной композиции. Симметричные и
асимметричные формы и композиции.
Готовимся к встрече нового года /6/
Украшения для новогоднего стола, цепи, гирлянды. Подвески из бумаги, новогодние игрушки – фонарики, елочки, звезды, упаковки для подарков,
коробки, подвески к коробкам и упаковкам, новогодние поздравительные открытки.
О чём рассказывают наши вещи /3/
Передача характера и выражение настроения в вещах и предметной среде. Единство функциональной и эстетической стороны в вещах. Конструкция
вещи, её связь с назначением.
Работа с тканью /5/
2Правила работы с иглой, игольница в обложке, салфетка с бахромой, вышивка салфетки швом «вперед иголкой», декоративные игольницы, игольница
цветок.
Учимся у народных мастеров /5/
Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах. Связь человека и природы через вещи. Символическое значение вещи. Изготовление
весеннего обрядового печенья. Лепка и роспись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из волокнистых материалов.
Твори, выдумывай, пробуй /5/
Мозаика, мягкая игрушка из меха, игрушкинебывальщины, календари.
Проекты: Лепка чашки для сказочного героя. Макет украшения определённого назначения. Дом сказочного героя.
3. Календарнотематическое планирование
3№
урока
Тема урока
Да
та
Тип урока
план
факт
Планируемые предметные
результаты
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
5
6
7
Инструктаж по технике
безопасности. Опыты с
разными материалами. Приёмы
работы с бумагой.
Разметка деталей из бумаги
способом сгибания. Оригами.
Изготовление квадрата.
Разметка деталей из бумаги
способом сгибания. Оригами.
Фигурки из базовой формы
«треугольник». Бабочки,
лягушки.
Понятие «композиция».
Аппликация из элементов
оригами. Рыбки. Коллективное
панно «Аквариум»
Беседа «Симметрия в
природе». Рисование и
вырезание простых
симметричных фигур.
Комбинированный Находить и различать
материалы и инструменты.
Комбинированный
Осваивать приемы работы с
различными материалами
для создания образа.
Осваивать приемы техники
оригами.
Комбинированный
Осваивать приемы работы с
бумагой, разметки с
помощью сгибания.
Комбинированный
Осваивать приемы работы с
бумагой, способы разметки,
резания и наклеивания.
Комбинированный
Исследовать наблюдать,
сравнивать, сопоставлять
природный материал.
Симметрия и асимметрия в
композиции. Вырезание
сложных симметричных форм.
Комбинированный
Осваивать приемы работы с
бумагой, разметки с
помощью шаблона, правила
работы ножницами.
Аппликация из бумаги с
симметричными формами.
Объёмная работа « Лилия».
Комбинированный
Находить и различать
материалы и инструменты.
Научатся принимать другие мнения и
высказывания, уважительно относиться к ним
Коммуникативные УУД донести свою позицию
до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы
Научатся оценивать жизненные ситуации
(поступки, явлении, события) с точки рения
собственных ощущений (явлении, события),
соотносить их с общепринятыми нормами и
ценностями. Регулятивные УУД уметь с
помощью учителя анализировать предложенное
задание, отделять известное и неизвестное
Научатся оценивать (поступки) в предложенных
ситуациях, отмечать конкретные поступки,
которые можно характеризовать как хорошие или
плохие. Познавательные УУД добывать новые
знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения
пробных поисковых упражнений
Научатся, опираясь на освоенные
изобразительные и конструкторско
технологические знания и умения, делать выбор
способов реализации предложенного или
собственного замысла. Регулятивные УУД
уметь с помощью учителя анализировать
предложенное задание, отделять известное и
неизвестное
Научатся описывать свои чувства и ощущения
от созерцаемых произведений искусства, изделий
декоративноприкладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров.
Познавательные УУД добывать новые знания в
процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных
поисковых упражнений
Научатся оценивать жизненные ситуации
(поступки, явлении, события) с точки зрения
собственных ощущений (явлении, события),
соотносить их с общепринятыми нормами и
ценностями. Познавательные УУД добывать
новые знания в процессе наблюдений,
рассуждений и обсуждений материалов учебника,
выполнения пробных поисковых упражнений
Научатся, опираясь на освоенные
изобразительные и конструкторско
технологические знания и умения, делать выбор
44. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2–м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с
общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно
характеризовать как хорошие или плохие;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративноприкладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного
или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,
чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинноследственные связи
изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
5 донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3го года обучения является формирование
следующих умений:
К концу второго класса учащиеся должны знать:
– что такое развёртка объёмного изделия;
– условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
– что такое композиция;
– что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
– как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
– что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания
нити;
– швы «вперёд иголку» и «через край»;
иметь представление:
– о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
– о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
– о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по
правилам;
– о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
– о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
– о технологических и декоративнохудожественных различиях аппликации и мозаики;
уметь:
– с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
– читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
– выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
– выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
– лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
– выполнять изображения в технике барельефа;
– расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
6– изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
– выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
– выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
– выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
– создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно конструкторской задачей; подбирать материалы и
способы их обработки;
– анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
– вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
– придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
5. Учебно – методическое обеспечение
Методические и учебные пособия
Оборудование и приборы
Дидактический материал
1.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников
основы дизайнообразования ._М.:Академия,2012
2. Н.М. Конышева. Проектная деятельность школьников. Начальная
школа 2006. №5
1. Цветная
бумага
2. Ножницы
3. Клей
4. Пластилин
5. Бисер
6. Нитки
7. Иголки
8. Проволока
1. Коллекция образцов тканей и ниток
2. Коллекция «Хлопок и продукты его переработки».
3.Предметные картинки
4.Компьютер.
6. Список литературы
1.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников основы дизайнообразования ._М.:Академия,2012
2. Н.М. Конышева. Проектная деятельность школьников. \\ Начальная школа 2006. №5
7