Рабочая программа по технологии по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. В программе представлена пояснительная записка, содержание программы, планируемые результаты и требования к уровню подготовки обучающихся 3-го класса, тематическое планирование, календарно - тематическое планирование. В приложении - контрольная работа для промежуточной годовой аттестации.Рабочая программа по технологии для 3 класса
Технология 3.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с ФГОС начального
общего образования, на основании «Примерной программы по учебным предметам
Начальная школа. Часть 1»: М., «Просвещение», 2010 г (Стандарты второго поколения),
авторской программы Е.А. Лутцевой. Технология: 1 4 классы.– М.: Вентана – Граф,
2012.и ориентирована на учебник Е.А.Лутцева. Технология: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений.– 4е изд., перераб. М. :ВентанаГраф, 2011.
Цели обучения: вопервых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной
художественнотворческой и техникотехнологической деятельности, основанной на
образцах духовнокультурного содержания и современных достижениях науки и техники,
вовторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической
творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания
предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных
материалов и использования современных информационных технологий.
Курс – Технология. Ступеньки к мастерству носит интегрированный характер.
Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира,
объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в
способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья,
энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида
человеческой деятельности, являются сутью понятия технологичность и технологияи
отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущимим спецификой,
особенностями, делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и
т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образнологического
мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и
элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об
истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения
элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных
технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых
ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и
проектов);
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям
труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих
поколений;
•
организационноэкономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненнопрактического опыта учащихся, их
представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о
роли техники в жизни человека.
овладение детьми элементарными обобщенными техникотехнологическими,
В соответствии с учебным планом МБОУ «Угранская СШ» технология изучается в
3 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю)
2 Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
● отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;
● проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
● испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной
деятельности, простейшем техническом моделировании;
● принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
● опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные
● совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
● совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
● совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и
неизвестное;
● самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления
оптимального решения проблемы (задачи);
● коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
● осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с
помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов),
итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в
действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
● выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей
работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные
● с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи
информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта),
энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
● открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
● преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы
(в информационных проектах).
Коммуникативные
● учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
● слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
● уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
● уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
3 Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
самообслуживание
Основы культуры труда,
Знать:
● о характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства;
● о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
● узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные
и распространенные в крае ремесла;
* соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами
(светильниками, звонками, теле и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
● названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических
материалов (бумага, металлы, ткани);
● последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно
измерительных инструментов;
● основные линии чертежа (осевая и центровая);
● правила безопасной работы канцелярским ножом;
● косую строчку, ее варианты, их назначение;
● названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
● о композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объеме,
● о традициях декоративноприкладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
● читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
● выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
● подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы
изготовления изделий;
● выполнять рицовку;
● оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
● находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том
числе из сети Интернет),
● решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
● простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
4 ● конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
● изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
* выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований
конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
● названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода
и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
● иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной
мышью.
Уметь с помощью учителя:
● включать и выключать компьютер;
● пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого
задания);
● выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
● работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять
предложенные задания.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:
находить информацию из других источников:
о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его
стимулах (материальный и духовный);
о качествах человека – созидателя;
о производительности труда (не называя понятие);
о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
о способах получения искусственных и синтетических материалов;
о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия,
паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь,
изобретение, перевалка, пересадка;
в процессе практической работы научатся узнавать:
что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения
искусственных материалов;
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических
материалов (например, бумага, металлы, ткани);
5
простейшие способы достижения прочности конструкций;
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью
контрольно – измерительных инструментов;
линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасности работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты и назначений;
агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;
размножение растений отпрысками и делением куста;
назначение технологических машин;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих
способах передачи информации (из реального окружения учся);
основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы,
правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти
профессии относятся;
научатся:
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические
проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные
результаты;
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к
деталям) и выполнять её с помощью контрольно – измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший
чертёж;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы
изготовления изделий;
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
осуществлять пересадку и перевалку растений;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и
делением куста;
собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
6
безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом;
самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить
проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или
замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности,
эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему;
с помощью учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения.
Содержание программы
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических
особенностей, национальнокультурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве,
быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала
XXв. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения
производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии
для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук.
Взаимовлияние наук и технических изобретений в процесс развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая
электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными
потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск
доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной
деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект),
макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
художественному или техническому замыслу).
приборами, электричеством.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани,
мех и др.), их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая).
Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
7 Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований
конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной
работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой
строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами,
тесьмой, бусинами и т.д.
Полезность, прочность и эстетичность
Конструирование и моделирование
как общие требования к различным
конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы,
способа соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения
прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей,
щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов
действия представителей животного мира для расширения инженерных задач (бионика).
декоративнохудожественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип
работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии.
Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации,
используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.
Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации
(книги, музеи, беседы с мастерами (мастерклассы), сеть Интернет, видео, DVD).
Тематическое планирование
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
самообслуживание – 14ч
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 10ч
Конструирование и моделирование – 5ч
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – 5ч
В том числе контрольные работы – 2
Основы культуры труда,
8 Календарно – тематическое планирование
по технологии
для 3 «Б» класса
учителя Головановой А.Г.
на 20172018 учебный год
Кол
во
ча
сов
№
п/п
1
2
(34 часа)
Тема урока
Дата
план фак
т
Виды
контроля
Примечания
Рукотворный мир как результат труда
человека. Модель одежды.
Рукотворный мир как результат труда
человека. Проектирование русского
костюма.
9 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
в
Трудовая деятельность в жизни
человека. Основы культуры труда.
Постройки Древней Руси. Макет
крепости.
Трудовая деятельность в жизни
человека. Основы культуры труда.
Макет печи, украшенной изразцами.
Трудовая деятельность в жизни
человека. Основы культуры труда.
Модель ветряной мельницы.
Трудовая деятельность в жизни
человека. Основы культуры труда.
Эскиз водяной мельницы.
Природа
художественно
практической деятельности человека.
Украшение
изделий народного
промысла.
Природа
художественно
практической деятельности человека.
Конструирование и украшение модели
одежды.
Природа и техническая среда. Работа с
конструктором. Сборка тележки.
Природа и техническая среда.
Современные игрушки с моторчиком.
Природа и техническая среда.
Компьютер и его возможности.
Дом и семья. Самообслуживание.
Правила безопасного пользования
бытовыми приборами. Составление
памятки безопасности.
Дом и семья. Самообслуживание.
Изготовление сувенира.
Дом и семья. Самообслуживание.
Проект «Подарки».
в
их
Материалы,
свойства,
происхождение и использование
человеком. Игрушка «Змея».
Контрольная работа.
Инструменты и приспособления для
обработки материалов.
Игрушка
«Жираф».
Общее
о
технологическом процессе. Разметка
развёрток с помощью линейки.
Общее
о
технологическом процессе. Разметка
развёрток с помощью линейки.
представление
представление
10 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Сборка деталей,
Сборка деталей,
Технологические операции ручной
обработки материалов(изготовление
изделий из бумаги, картона, ткани и
др.). Коробка с сюрпризом.
Технологические операции ручной
обработки материалов(изготовление
изделий из бумаги, картона, ткани и
др.). Коробка с сюрпризом.
Технологические операции ручной
обработки материалов (изготовление
изделий из бумаги, картона, ткани и
др.).
способы
соединения.
Технологические операции ручной
обработки материалов (изготовление
изделий из бумаги, картона, ткани и
др.).
способы
соединения.
Графические изображения в технике и
технологии. Макет мебели (диван).
Графические изображения в технике и
технологии. Чтение чертежа развёртки.
Подарок маме.
Изделие и его конструкция. Простые
объёмные изделия на основе развёрток.
Элементарные представления о
конструкции. Проекции.
Конструирование и моделирование
несложных объектов.
Подвеска
«Фонарик».
Конструирование и моделирование
несложных объектов. Проектирование
доступных по сложности конструкций
изделий декоративного и технического
характера. Самостоятельная работа
(контроль и учёт знаний).
Конструирование и моделирование
несложных объектов.
Подвеска
«Поросёнок».
Знакомство
компьютером.
Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Включение и
выключение
и
подключаемых к нему устройств.
Работа с информацией. Клавиатура,
общее представление о правилах
клавиатурного письма, пользование
компьютера
с
11 32
33
34
мышью.
Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на
компьютере.
Работа с информацией. Файлы. Папки
(каталоги). Имя файла.
Итоговая контрольная работа.
Резервный
Работа
информацией.
информационные объекты:
таблица, схема, рисунок.
с
Простые
текст,
урок.
Приложение
Контрольная работа за I полугодие
1. Какое утверждение верное?
а) Материалы – это линейка, клей, ножницы.
б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.
2. Для работы с какими материалами предназначены инструменты:
линейка, ножницы, гладилка?
а) Для работы с бумагой
б) Для работы с пластилином
12 3. Какое утверждение верное?
а) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.
б) Бумага пластична, её легко сложить, согнуть.
4. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) аппликация
б) эскиз
в) рисунок
г) муляж
5. Какое утверждение верно?
а) Инструменты – это линейка, клей, треугольник.
б) Инструменты – это игла, ножницы, треугольник.
6. Какие бывают виды ниток?
а) швейные
б) вязальные
в) вышивальные
г) ручные
7. Как называется материал, представляющий собой искусственную невысыхающую
массу, которая многократно используют в поделках?
а) цветная бумага
б) пластилин
в) картон
8. Как называется рисунок, созданный из рваных кусочков цветной бумаги?
а) мозаика
б) аппликация
9. Укажи, что не относится к природным материалам:
а) листья
б) желуди
в) цветы
г) бумага
д) плоды
е) семена
ж) кора
з) ткань
и) глина
10. Какую ткань получают из химических волокон?
а) искусственную
б) шелковую
в) синтетическую
г) льняную
Ответы к контрольной работе
Номер вопроса
Правильный ответ
1
б
2
а
3
б
4
б
5
б
6
а, б, в
7
б
8
а
9
г, з
10
а, в
1. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
Итоговая контрольная работа
13 а) аппликация
б) эскиз
в) рисунок
г) муляж
2. Какая страна является родиной оригами?
а) Англия
б) Германия
в) Россия
г) Япония
3. Искусство наклеивания или пришивания узора, орнамента к основе – это…
а) аппликация
б) витраж
4. Выбери, кто работает с тканью:
а) закройщица;
б) швея;
в) архитектор;
г) повар;
д) портниха;
е) художник модельер.
5. Выбери инструменты при работе с конструктором:
а) уголок;
б) гаечный ключ;
в) колесо;
г) отвертка.
6. Перечисли материалы для вышивки:
а) ткань;
б) нитки;
в) ножницы;
г) пяльцы.
7. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
а) не ломать деревья
б) не мусорить
в) громко разговаривать
г) не рвать редкие растения
8. Какие виды разметки ты знаешь?
а) по шаблону
б) сгибанием
в) сжиманием
г) на глаз
д) с помощью копировальной бумаги
9. Что образует ряд стежков, уложенных друг за другом?
а) рисунок
б) шов или строчку
10. Кто проектирует здания?
а) архитектор
б) строитель
Ответы к контрольной работе
14 Номер вопроса
Правильный ответ
1
б
2
г
3
а
4
а, б, д, е
5
б,
г
6
а,
б
7
8
а, б, г
а, б, г, д
9
б
10
а
15
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.