Данная программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Рабочая программа по Технологи 2 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусанинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
для 2 класса
(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО,
Примерной программы начального общего образования по технологии, авторской программы Н. И. Роговцевой, Н. В.
Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология. 14 классы». – М.: Просвещение, 2011г.
Разработчик программы:
Шумеева Любовь Сергеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «Технология»,
авт. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. (УМК «Школа России»).
Учебный предмет «Технология» имеет практикоориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о
технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какойлибо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к
технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при
поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых
Цели изучения технологии:
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания; овладение технологическими знаниями и техникотехнологическими
умениями.
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями,
технологическими умениями и проектной деятельностью.
Формирование позитивного эмоциональноценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовнонравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического и социальноисторического опыта человечества, отраженного в
материальной культуре;
развитие эмоциональноценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и
людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести
ответственность за результат своего труда;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов
России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и
позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовнопсихологического содержания
предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в
проектной деятельности; развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и
технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийнологического и образнохудожественного мышления в процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения
отдельных операций;
формирование первоначальных конструкторскотехнологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого
выполнение технологии изготовления любых изделий;
развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата
при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,
работе над изделием в формате и логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику
изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных
дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения
подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования,
хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и
мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),
аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с
разными возрастными группами.
Теоретической основой данной программы являются:
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Системнодеятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает
переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных
(материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как
усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития
личности, обретения духовнонравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим
школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом
рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических знаний и умений происходит в процессе работы с
технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов «Человек и земля»,
«Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе
как особые элементы содержания обучения технологии представлены
технологическая карта и проектная деятельность. На основе
технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с
технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению
определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых
материалов и инструментов;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы)
— разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении
работы;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного
мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора в каждой теме предлагаются либо дватри изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих
заданий на одну тему;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи,
составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять
обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать
деятельность);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
учатся экономно расходовать материалы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать
последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной
проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за
результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются
социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные
возможности для духовнонравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания
человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение
образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию
духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не
только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых
изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.
Деятельность человекасозидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны
природы это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также
связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются
средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративноприкладного искусства и законов дизайна,
младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений,
расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных
алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью
«Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное
чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурноисторический справочный материал,
представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их,
формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во
всем его многообразии и единстве. Практикоориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально
практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности
(интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовнонравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации
развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение «Технологии» во втором классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Сусанинская СОШ» и примерной программой по
«Технологии» отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени 34 часа (34 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»;
уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учетом позиций всех участников;
• развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и
общества в пределах своих возможностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как
основы для подлинного художественноэстетического, экологотехнологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание
чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративноприкладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как
проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
художественнокультурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жиз неспособность российского
общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального
человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства
по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человекамастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторскотехнологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления
изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты,
инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных
инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями,
понимать особенности декоративноприкладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробнопоисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов,
дополнительный познавательный материал); с помощью учителя исследовать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и
реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий
и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальныхпредстаапений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники
безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения
учебнопознавательных и проектных художественноконструкторских задач.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного
мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики,
материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия
конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и
оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и
индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия,
которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных
материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративнохудожественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка
деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание
ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное,
винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты.
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой
орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение
условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы
соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным
условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в
интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых
к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при
работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание
небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
2 класс (34 часа)
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Рубрика
«Вопросы юного технолога»
Земледелие. (1 ч)
Человек и земля (23 ч)
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур для человека. Технология выращивания лука в
домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений.
Понятие: земледелие. Профессии: садовод, овощевод.
Практическая работа: «Выращивание лука»
Посуда. (4 ч)
Виды посуды и материалы, из которых изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение
посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин.
Понятия: керамика, глазурь.
Профессии: гончар, мастеркорзинщик.
Изделие: «Корзина с цветами».
Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных
материалов.
Изделие «Семейка грибов на поляне».
Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с
пластилином. Знакомство с профессиями пекаря и кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда,
приготовленные из теста.
Понятия: тестопластика.
Профессии: пекарь, кондитер.
Изделие: «Игрушка из теста».
Изготовление из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам,
составу, приёмам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.
Проект: «Праздничный стол» Народные промыслы (5 ч)
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное
изделие.
Техника: папьемаше, грунтовка.
Понятия: народноприкладное искусство, орнамент.
Изделие: «Золотая хохлома».
Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.
Понятия: имитация, роспись, подмалёвок.
Изделие: «Городецкая роспись».
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином.
Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.
Изделие: «Дымковская игрушка».
История матрёшки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись,
лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вяцкая, загорская, (сергиевопосадская), полховскомайдановская, авторская. Анализ
изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов
при помощи клея.
Профессии: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: «Матрёшка».
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую
композицию. Приём получение новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж. Изделие: пейзаж «В деревне».
Домашние животные и птицы (3 ч)
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание
движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей
изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
Профессии: животновод, коневод, конюх.
Изделие: «Лошадка».
Практическая работа: «Домашние животные»
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими
материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.
Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделие: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» ( по выбору учителя) .
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы на основе рубрики «Вопросы юного
технолога». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки.
Понятие: развёртка.
Проект: «Деревенский двор»
Новый год (1 ч)
История возникновения ёлочных игрушек и традиций празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной
скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд.
Изделие «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки из яиц» (по выбору учителя). Строительство (1 ч)
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина»,
«родной».
Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.
Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
Изделие: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя).
Профессия: плотник.
В доме (4 ч)
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом –
циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.
Понятие: циркуль.
Изделие: «Домовой».
Практическая работа: «Наш дом»
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления,
используемые в работе печника. Печная утварь и способы её использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания.
Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по иллюстрации.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.
Профессии: печник, истопник.
Изделие: «Русская печь»
Проект: «Убранство избы» Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели
ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.
Понятия: переплетение, основа, уток.
Изделие: «Коврик»
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проект «Убранство
избы»: создание и оформление композиции «Убранство избы».
Изделие: «Стол и скамья»
Народный костюм (4 ч)
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых
изготавливаются национальные костюмы, природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние признаки
тканей из натуральных волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нитки.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие: «Русская красавица»
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление
изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки по шаблону.
Изделие: «Костюмы Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и
их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелёк»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения
вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации.
Понятие: пяльцы. Профессии: пряха, вышивальщица.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»
Рыболовство (3 ч)
Человек и вода (3 ч)
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение
материалов и инструментов на рабочем месте.
Понятия: рыболовство, изонить.
Профессия: рыболов.
Изделие: композиция «Золотая рыбка».
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры
природных материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум.
Изделие «Аквариум»
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование
литературных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена.
Изделие «Русалка»
Птица счастья (1 ч)
Человек и воздух (3 ч)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Понятия: оберег, оригами.
Изделие: «Птица счастья»
Использование ветра. (2 ч)
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное
составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга (металлизированная бумага). Свойства
фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер.
Изделие: «Флюгер»
Книгопечатание (1 ч)
Человек и информация (3 ч)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книга для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка
по линейке. Правила разметки по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжкаширма.
Изделие: «Книжкаширма».
Поиск информации в Интернете (2 ч) Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации.
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
Заключительный урок (1 ч)
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.
7. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п Название раздела
1
2
3
4
5
6
ИТОГО
Давайте познакомимся
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Заключительный урок
2 класс
(колво
часов)
1
23
3
3
3
1
34
Предмет технология УМК «Школа России
Календарно – тематическое планирование
» Класс 2 34 часа (1 час в неделю) Дата
план факт п/п
№ урока
по
теме
Тема урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
1
Здравствуй,
дорогой
друг. Как работать с
учебником.
2
1
3
2
Земледелие. Технология
выращивания лука в
домашних условиях.
Посуда.
Изделие: «Корзина с
цветами».
4
3
Работа с пластилином.
Изделие: «Семейка
грибов на поляне».
5
4
Знакомство с
тестопластикой.
Изделие: «Игрушка из
теста»
Давайте познакомимся (1 ч)
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого
пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему
условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности
при изготовлении изделия.
Человек и земля (23 часа)
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.
Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного
опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.
Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.
Проводить наблюдения, оформлять результаты.
Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она
изготавливается.
Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины.
Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её
изготовления.
Использовать примы плетения корзины при изготовлении изделия.
Организовать рабочее место.
Размечать изделие по шаблону, составлять композицию.
Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия.
Соблюдать правила работы с ножницами.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый
план.
Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.
Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции.
Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и
наблюдений).
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала,
собственного опыта и наблюдений.
Осмысливать значение этих профессий.
Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материальнотехнического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Программа «Технология 14»
Шейкина С.А. Рабичие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа
России». Методическое пособие; под редакцией Е.С. Галанжиной – М.:
Планета, 2014
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
Технология: Учебник: 2 класс. – М. : Просвещение, 2012
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены
особенности содержания и результаты его освоения; представлены
содержание начального обучения технологии, тематическое
планирование с характеристикой основных видов деятельности
учащихся, описано материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса.
В учебниках представлены практические задания, технологическая
документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на
самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный
иллюстративный материал. Многие задания включают
ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам
самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства их достижения.
«Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Комплекты тематических таблиц
Технология обработки ткани
Технология. Обработка бумаги и картона1
Технология. Обработка бумаги и картона2
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными
материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок",
"Шерсть" Раздаточные материалы (справочные)
Бакланова Л.В. Поделки из природного материала. – М. : Родничок, 2008.
Белецкая Л.Б. Креативные картины из природного материала. – М. : Издво
Эксмо, 2006.
Виноградова Е. Браслеты из бисера.
Гирндт С. Разноцветные поделки из природного материала. 5е изд. – М. :
Айриспресс, 2007.
Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах. М. :Просвещение,1985.
Коньшева Н.М. «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985.
Салагаева Л.М. Декоративные тарелки (Где иголка не нужна): Учебно
методическое пособие для педагогов. – СПб. : ДетствоПресс, 2009
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 6е изд. – М. : Айриспресс, 2006.
Сотникова Н.А. Вышиваем вместе с детьми. – М. : Эксмо, 2007.
Ступак Е.А. Оригами к праздникам. – М. : Айриспресс, 2007.
Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2003.
Электронное приложение к учебнику
«Технология» 2 класс
Информационнокоммуникативные средства
Соответствует содержанию учебника.
В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к
ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех
изделий с подробными комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись
проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Компьютер.
Магнитофон.
Проектор для демонстрации слайдов.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
Набор металлических конструкторов.
Набор пластмассовых конструкторов «Лего». Образовательный конструктор «Лего».
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).
Объемные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафтбумаги и
др. видов бумаги.
Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский со стулом.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,
учебного оборудования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки или витрины для экспонирования объемнопространственных
композиций на выставках.
В соответствии с санитарногигиеническими нормами.
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Рабочая программа по "Технологии" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.