Пояснительная записка
Нормативные документы.
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
3. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Цель и задачи образования на данной ступени общего образования.
Главная цель трудового образования – формирование знаний технологической культуры личности и на их основе практические умения учащихся выполнять различные технологические операции, необходимые в повседневной жизни, приобщение к культурным ценностям человечества, овладение национальным, культурным наследием, определить их место в декоративно – прикладном искусстве. Изучение технологии направленно на достижение следующих целей:
· освоение технологических знаний, технологической культуры, на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектировании и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасным приемам труда;
· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
· получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи учебного предмета
-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий;
-совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
-демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение технологии в 6 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
К важнейшим личностными результатами изучение предмета «Технология» в 6классе , направление «Технология ведения дома», относятся:
К важнейшим метапредметными результатами изучение предмета «Технология" относятся:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
К важнейшим предметными результатами изучения предмета «Технология», направление «Технология ведения дома», относятся:
·
5. В коммуникативной сфере:
·
Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся
Отметка «5» - ставится, если соблюдались правила трудовой и - технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно,
тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее
место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к
инструментам – бережное экономное.
Отметка «4» - ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда,
организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и
технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» -ставится, если ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и
технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.
Отметка «2» - ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и
технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Тематическое планирование
Раздел№1 Вводное занятие (ТБ и ОТ)(2ч)
Раздел№2 Элементы материаловедения(4ч)
Раздел№3 Художественная обработка материалов(48ч)
Раздел№4 Проектная деятельность(14ч)
Раздел№5 Интерьер жилого дома(2)
Основные виды занятий должны быть тесно взаимосвязаны, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно – производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализаций.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности
Литература
1. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология» 6 класс
программы общеобразовательных учреждений. Г.Москва, «Просвещение», 2012г.
2. Учебник 6 класса под ред.Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология Просвещение»
Москва: Вентана-Граф, 2012г
Календарно-тематическое планирование по предмету
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Лабораторные, практические работы |
Контроль знаний |
Дата |
Корр. |
|
Раздел №1 Вводное занятие (ТБ и ОТ). (2ч) |
||||||
Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: назначение устройство применяемых инструментов, приспособлений, машин; Уметь: рационально организовать рабочее место, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования инструментами, машинами УУД: Навыки поиска информации; умение решать творческие задачи; соблюдение правил деятельности; умение активно включаться в коллективную деятельность. |
||||||
1
|
Вводный инструктаж по охране труда. Правила техники безопасности. |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
2 |
Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ, организация рабочего места. |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
Раздел№2 Элементы материаловедения(4ч) |
||||||
3
|
Первичный инструктаж по охране труда. Натуральные волокна животного происхождения |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
4 |
Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
5 |
Лицевая и изнаночная стороны тканей |
Самостоятельная деятельность
|
Текущий |
|
|
|
6
|
Определение лицевой и изнаночной сторон тканей |
Практическая работа |
Выборочный |
|
|
|
Раздел№3 Художественная обработка материалов.(48ч) |
||||||
7 |
Вышивка (6ч) История возникновения вышивки |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
8
|
Материалы и инструменты |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
9
|
Техника выполнения декоративной вышивки |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
10
|
Особенности выполнения вышивки |
Самостоятельная деятельность
|
Выборочный |
|
|
|
11
|
Технология выполнения простейших ручных швов |
Практическая работа |
Текущий |
|
|
|
12 |
Подготовка к вышиванию |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
13 |
Составление цветочной композиции для салфетки
|
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
14 |
Технология выполнения вышивки |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
15
|
Бисероплетение. (16ч) История бисероплетения |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
16 |
Материалы для бисероплетения, приспособления и инструменты |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
17
|
Освоение приемов плетения бисером на образцах |
Самостоятельная деятельность
|
Текущий |
|
|
|
18 |
Технология изготовления бисероплетения |
Практическая работа |
Выборочный |
|
|
|
19 |
Изготовление образца |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
20
|
Плетение по кругу: основное кольцо, способы плетения по кругу |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
21
|
Особенности вышивки бисером по ткани. |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
22
|
Приемы плетения и вышивки бисером на ткани. |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
23
|
Схемы и узоры, используемые в работе с бисером |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
24
|
Приемы плетения и вышивки бисером на канве |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
25
|
Освоение приемов плетения и вышивки бисером на образцах. |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
26
|
№ 9: Разработка узоров для вышивки бисером. |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
27
|
Приемы плетения и вышивки бисером на канве |
Самостоятельная деятельность
|
Текущий |
|
|
|
28
|
Разработка узоров для вышивки бисером. |
Практическая работа |
Выборочный |
|
|
|
29 |
Лоскутная пластика(12ч) Разновидности локутного шитья |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
30
|
Материалы и инструменты |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
31
|
Инструктаж по ТБ.Практическая работа №10:Освоение техники на образцах |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
32 |
История возникновения и развития мягкой картины |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
33
|
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 11: Составление композиции для мягкой картины |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
34 |
Техника Квилтинга. Печворк, коллаж
|
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
35 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12:Выполнение образца |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
36 |
Практическая работа №13:Изготовление изделия |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
37
|
Выполнение аппликаций, стежки, отделка края, украшение деталей |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
38
|
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 14: Изготовление изделия по образцу. |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
39
|
Выполнение коллажа |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
40
|
Выставка изделий |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
41
|
Фитодизайн(искусство цветочной композиции(14ч) Назначение цветов в жизни человека |
Самостоятельная деятельность
|
Текущий |
|
|
|
42 |
Материалы и инструменты для составления композиций |
Практическая работа |
Выборочный |
|
|
|
43 |
Схемы(формы композиций)
|
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
44
|
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №15:Составлениечасти композиции |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
45
|
Виды цветочных произведений |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
46
|
Бутоньерка
|
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
47 |
Последовательность изготовления и способы крепления цветов |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
48 |
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 16: Изготовление цветов
|
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
49
|
Настенное панно |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
50
|
Рамки и плетеные формы для панно |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
51 |
Техника изготовления и способы крепления материалов |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
52 |
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 17: Изготовление панно |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
53
|
Составление цветочной композиции |
Самостоятельная деятельность
|
Текущий |
|
|
|
54 |
Выставка изделий Практическая работа |
|
Выборочный |
|
|
|
Раздел №4 Проектная деятельность(14ч) |
||||||
55
|
Постановка проблемы и осознание проектной деятельности |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
56 |
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 18: Подготовка к выполнению |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
57
|
Конструкторский этап. |
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
58
|
Инструктаж по ТБ Практическая работа № 19: Выполнение эскиза |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
59 |
Композиционное и цветовое решение изделия.. |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
60 |
Поэтапное соединение деталей
|
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
61
|
Технологический этап |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
62 |
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №20: Изготовление изделия.
|
Практическая работа
|
Текущий |
|
|
|
63 |
Экономическое обоснование проекта. |
Практическая работа |
Выборочный |
|
|
|
64
|
Практическая работа № 21: Расчет себестоимости изделия |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
65 |
.Работа над изделием |
Самостоятельная деятельность
|
Выборочный |
|
|
|
66
|
Рекламный проспект товара или услуги. |
Практическая работа |
Текущий |
|
|
|
67
|
Инструктаж по ТБ.Практическая работа №22: Отделка и сборка изделия. |
Самостоятельная деятельность |
Выборочный |
|
|
|
68
|
Заключительный этап: Защита проекта.
|
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
Раздел № 5 Интерьер жилого дома(2ч) |
||||||
69 |
Витраж. |
Практическая работа
|
Выборочный |
|
|
|
70 |
Витраж – эскиз планировки шкафа - купе |
Самостоятельная деятельность |
Текущий |
|
|
|
Терминологический словарь
Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность. А. является одним из древнейших способов украшения одежды, применяется поныне у многих народов.
Аппликация – изготовление рисунка из наклееных или нашитых на что – нибудь кусков цветной бумаги, материи.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Заготовка – не вполне готовое изделие или его часть, обрабатываемые окончательно в процессе производства, полупродукт.
Изделие – вещь, товар.
Инструкция – свод правил, установливающий порядок и способ осуществления чего - либо
Материал – предметы и вещества, идущие на изготовление чего – нибудь.
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Коллекция – собирание предметов.
Папье - маше – легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, принемаемая для изготовления различных предметов путем прессования.
Прищипывание – изготовление мозаичных аппликаций, состоящих из крошечных лоскутков, которые нельзя оторвать пальцами и тем более уложить на клей.Узкую оторванную полосу бумаги кладут кончиком на смазанное клеем место и прижимают ручкой кисточки.Затем полосу дергают за сухой край.
Разметка — расставление значков, меток на изделии.
Трафарет — тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки, рисунок, подлежащий воспроизведению.
Циркуль — инструмент для вычерчивания окружности, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.
Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Шаблон — пластина с вырезами, по контуру которых изготовляются чертежи или какие – либо изделия, лекало.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.