Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕСКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПАВЛОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО:
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДЕНО :
на заседании педсовета
на ОМО
директором школы
протокол №1
«___» _________ 201_ г.
приказ №______
от «__» _______201_г.
от «__» ___________ 201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (ИЗО)
для 5 класса
Составитель:
Беднова Лариса Ивановна 20172018 уч. год.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного
общего образования, на основе примерной программы для основного общего образования по ИЗО,
авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 19
кл.»
Данная программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение
учебных часов по разделам курса, с учётом возрастных особенностей учащихся, календарно
тематическим планированием курса. В программу курса включён блок «Народные традиции» в
количестве 17 часов, имеющие практикоориентированную направленность и свзь с местной
национальной культурой.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета «Искусство (ИЗО)» в 5 классе из
расчёта 0,5 часа в неделю, в соответствии с учебным планом МКОУ Песковской ООШ на 2017
2018 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру практическую художественнотворческую деятельность, художественноэстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство
как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов
визуальнопространственных искусств живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на
родного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Целью изучения данного курса изобразительного искусства является развитие визуально
пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического
освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры. При изучении курса изобразительного искусства решаются следующие
задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной
формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе
его эмоциональнонравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой
и производственной среды.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе продолжение художественно
эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом,
направленным на развитие ребенка, формирование его художественнотворческой активности,
овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных
знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно нравственное
развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной
человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных
видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной
функций произведений декоративноприкладного искусства, освоение образного языка и
социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно
прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на
местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративноприкладного искусства,
учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных
ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного
материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью,
пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными
материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения,
педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и
соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При рас
крытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Содержание программы: Разделы программы, темы
Количество часов
Человек – от внешнего к внутреннему
Связь времён в народном искусстве
Декор: человек, общество, время
Человек и мода
Итого
5
5
3
5
18
Человек – от внешнего к внутреннему 5 ч. Дом – космос. Единство конструкции и декора в
народном жилище. Интерьер крестьянского дома. Внутреннее убранство крестьянского дома.
Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы. Конструкция и декор предметов
народного быта. Прялка. Полотенце. Народная праздничная одежда. Праздничные народные
гулянья.
Связь времён в народном искусстве – 5 ч. Древние образы в современных народных
игрушках. Единство формы и декора в игрушках. Народные промыслы. Их истоки и современное
развитие. Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Современный интерес к
народным промыслам в нашей жизни.
Декор: человек, общество, время 3ч. Зачем людям украшения? Украшения в жизни древних
обществ. Что такое эмблема, зачем они людям? Одежда выражает принадлежность человека к
различным слоям общества. Одежда говорит о человеке. Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества.
Человек и мода – 5 ч. Человек и одежда. Мода и её особенности. Язык моды. Современные
формы одежды: женские и мужские ансамбли. Фольклорный стиль в современной одежде.
Современная мода. Оформление одежды. Дополнения, украшения, аксессуары в ансамбле одежды.
Человек и мода. Декоративное искусство в нашей жизни
Результаты изучения учебного предмета:
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на
занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего на
рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу
ментировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоциональноценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
графика,
изобразительных (живопись,
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально
пространственных искусств:
скульптура),
декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса
следующих результатов:
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностноориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих
работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе
проявляются:
• в развитии художественнообразного, эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику
возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образновыразительного языка
разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств; — воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений
пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого
специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностноориентационной сфере:
— формировать эмоциональноценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную
картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоциональноценностное отношение к
искусству и к жизни, духовнонравственный потенциал, аккумулированный в произведениях
искусства;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях
искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социальноэстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности,
осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство
эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и
осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей
творческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
знать истоки и специфику образного языка декоративноприкладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий
(Гжель, Хохлома. Городец, ПолховМайдан, Жостово, а также местные промыслы);
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
различать по материалу, технике исполнения современное декоративноприкладное
искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративноприкладного искусства (народного, классического,
современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство
материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественнодекоративные объекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса по ФГОС на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.