Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Оценка 4.7
Документация
docx
русская литература
7 кл
24.09.2019
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. Литература 7 класс, учебное пособие для общеобразовательных организаций 3-е издание в двух частях. Москва «Просвещение», 2016. Учебник включѐн в федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Литература», соответствует учебному плану образовательной организации на 2019-2020 учебный год (2 часа в неделю, 70 часов в год).
Рабочая программа по учебному предмету Литература 7 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Давыдчинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
МО
Руководитель
учителей русского языка и
литературы
________Л.А.Коляникова
Протокол № 1 от
«28» августа 2019г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР МБОУ Давыдчинской
ООШ.
___________Л.А. Коляникова
«29» августа 2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Давыдчинской
ООШ
__________ В.И. Сахаров
Приказ №52 от
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
для 7 класса
Программу разработала
Колчина Любовь Александровна,
учитель литературы
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от "29" августа 2019г. 20192020 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана для
обучающихся 7 класса общеобразовательной школы с учетом:
Федерального закона от 29 декабря 2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с
изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по
общему образованию с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).
Авторской программы под редакцией Коровиной В.Я, Журавлёва В.П.,
Коровина В.И. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Коровиной В.Я. 59 классы. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций 3е издание, Москва «Просвещение», 2016
Основной образовательной программы МБОУ Давыдчинской ООШ на 2016
2020 гг; с изменениями и дополнениями
Учебного плана МБОУ Давыдчинской ООШ на 20192020 год;
Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) МБОУ Давыдчинской ООШ.
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник Коровиной В.Я., Журавлева
В.П., Коровина В.И. Литература 7 класс, учебное пособие для общеобразовательных
организаций 3е издание в двух частях. Москва «Просвещение», 2016. Учебник включѐн в
федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета
«Литература», соответствует учебному плану образовательной организации на 20192020
учебный год (2 часа в неделю, 70 часов в год).
В связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни (24.02.20г.,
09.03.20г, 04.05.20г., 11.05.20г.) программа будет выполнена в полном объеме за 66 часов в
год за счет уменьшения часов по темам: «Литература 19 в.» на 2 часа «Литература
20в.» на 1 час, "Зарубежная литература" на 1 час..
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится: •
умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• умению строить жизненные планы с учётом конкретных условий Ученик получит возможность научиться:
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;•
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
• следовать моральноэтическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,
адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды
других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектноисследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинноследственные связи;;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обращение с устройствами ИКТ
Ученик научится:
входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с
экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение,
запоминание и вырезание);
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через
Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты..
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические
особенности восприятия информации человеком.
.Фиксация изображений и звуков
Ученик научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения
эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной
деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для
фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации
существенных элементов; Ученик получит возможность научиться:
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством..
Создание письменных сообщений
Ученик научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого
клавиатурного письма;
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с
•
его смыслом средствами текстового редактора;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и
текста на иностранном языке.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать текст с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Ученик научится:
•
•
использовать звуковые и музыкальные редакторы.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для
решения творческих задач.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Ученик научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для
самостоятельного просмотра через браузер;;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и
фрагментов;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения;
цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве,
отказываться от потребления ненужной информации.
Ученик получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки,
различные инструменты поиска, справочные источники
.Поиск и организация хранения информации
Ученик научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере,
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
в
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной
деятельности. ОСНОВЫ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте); в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; (прочитанном тексте).
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• Ученик получит возможность научиться:
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектноисследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
• • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд
писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному
и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)
Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических
Предания.
событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «СорокиВедьмы», «Пѐтр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в
них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления).
Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных
свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель
лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловейразбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства —
основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для
внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие
былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карелофинский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и тѐмного миров карелофинских эпических
песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщѐнное общечеловеческое и
национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие
представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в
искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,
метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы.
представления).
Поучение (начальные представления).
Житие (начальные
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учѐном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и еѐ творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времѐн в своѐм
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о
писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).
Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим
поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как
художественный приѐм. Отношение Рассказчика к героям повести и формы его
выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого
достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания
характеров
и
идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность
стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы
с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа.
Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,
связанное с красотой природы и еѐ проявлений. «Молитва» («В минуту жизни
трудную...») —готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,
символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной
земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа.
Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные
представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осуждѐнными мужьями в Сибирь.
Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трѐхсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема
древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.еория литературы.
Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слѐзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.
Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmап» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе,
анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия).
Геройповествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки
Чехова» Антон Павлович Чехов.
Краткий
рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл
названия рассказа.
«Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», И. Бунин. «Родина», А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(22 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о
писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания
детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
(Для внеклассного чтения.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алѐша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли
автора
роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного
о
ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная
щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с
большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображѐнные поэтическим
зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов —
участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н.
Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики
(начальные представления).
Фѐдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чѐм плачут лошади». Эстетические и нравственноэкологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим
людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей
природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности
характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение
душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы
человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачѐв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодѐжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
Л. Вертинский. «Доченьки», И. Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава. «По Смоленской
дороге...».
Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний. Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства
(начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.) Расул Гамзатов. Краткий рассказ
об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришѐл сюда и сам не верю...» (из
цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрения и собственного возраста,
зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных
национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
Роберт Бѐрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно
поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с
жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона.
Байрон и русская литература. Японские хокку (трѐхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времѐн года. Поэтическая картина,
нарисованная однимдвумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как
выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной
победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
Введение. Изображение
человека в художественной
литературе как важнейшая идейно
нравственная проблема.
Устное народное творчество (7 ч.)
Устное народное творчество.
Предания. Исторические предания
об Иване Грозном и Петре Первом.
Эпос народов мира. Былины.
«Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского
народа.
Стартовый контроль ( тест)
Русские былины. «Садко».
Своеобразие былины.
Калевала» — карело финский
мифологический эпос. Изображение
жизни народа и его национальных
традиций.
Колво
часов
Дата проведения
урока
план
факт
1
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
«Песнь о Роланде». Историческая
основа сюжета «Песни».
Пословицы и поговорки. Народная
мудрость пословиц и поговорок.
Р.р. Составление пословиц, загадок,
скороговорок
Древнерусская литература (2ч.)
«Повесть временных лет». Развитие
представлений о летописи.
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нраственные идеалы
и заветы Древней Руси.
Из русской литературы XVIII века (3
ч.)
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день
восшествия…». Патриотизм и
призыв к миру.
Г. Р. Державин. «Река времѐн…»,
«На птичку», «Признание»
Р.р. Отработка выразительного чтения
произведений 18 в.
Литература 19 века . 32 часа
А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Южные
поэмы»
А.С. Пушкин. «Полтава»
(«Полтавский бой»). Мастерство в
изображении Полтавской битвы.
«Медный всадник» (отрывок).
Выражение чувства любви к
Родине. Прославление деяний
Петра I.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем
Олеге» и еѐ летописный источник.
Особенности содержания и формы
баллады А.С. Пушкина.
Трагедия А.С. Пушкина «Борис
Годунов»: сцена в Чудовом
монастыре. Образ летописца
Пимена.
А.С. Пушкин. Повесть
«Станционный смотритель».
Изображение маленького человека.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству А.С.Пушкина
М.Ю Лермонтов . Слово о поэте
М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Калашникова». Картины быта XVI
века, их роль в понимании
характеров героев и идеи поэмы.
Смысл столкновения Калашникова
с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита человеческого достоинства
и нравственных идеалов.
М.Ю. Лермонтов
«Когда волнуется желтеющая
нива…», «Молитва», «Ангел».
Проблема гармонии человека и
природы.
Контрольная работа по творчеству
А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова за 1
четверть
Н. В. Гоголь. Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Н. В. Гоголь.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая основа повести.
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Смысл
противопоставления Остапа и
Андрия. Осуждения предательства.
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Героизм Тараса Бульбы.
Прославление боевого
товарищества. Язык повести " Тарас
Бульба"
Рр. Подготовка к письменному
ответу на один из проблемных
вопросов.
И.С. Тургенев. Слово о писателе.
Рассказ «Бирюк». Изображение
жизни и быта крестьян.
И.С. Тургенев. Стихотворения в
прозе. «Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача».
Р.р. Особенности жанра стихотворений
в прозе.
Н.А. Некрасов. Слово о поэте.
Поэма «Русские женщины»:
«Княгиня Трубецкая».
Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин в поэме
"Русские женщины"
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день
часу в шестом…»,«Размышления
у парадного подъезда».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Трагические картины русской
жизни в стихотворениях
.
Контрольная работа за 1 полугодие
М.Е. СалтыковЩедрин. Слово и
писателе. "Сказки для детей изрядного
возраста" «Повесть о том, как один
мужик двух генералов
прокормил». Изображение
нравственных пороков общества.
М.Е. СалтыковЩедрин. «Дикий
помещик». Смысл названия
сказки. Понятие о гротеске.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
Автобиографический характер
повести. Главы из повести
«Детство». Автобиографический
характер Повести "Детство" Главы из
повести
Главный герой повести. Его
чувства, поступки, духовный мир.
А.П. Чехов. Слово о писателе.
. «Хамелеон». Живая
картина нравов. Осмеяние
душевных пороков. Смысл
названия рассказа.
А.П. Чехов. «Злоумышленник».
«Грустный» юмор Чехова.
«Край ты мой, родимый
край…». Стихотворения русских
поэтов 19 века о родной природе:
В.А. Жуковский, И.А. Бунин,
А.К.Толстой
Итоговый тест по литературе XIX
Века
Из русской литературы XX века (22ч.)
И.А. Бунин. Слово о писателе.
«Цифры». Нравственный смысл
рассказа. Сложность
взаимопонимания детей и
взрослых.
Вн.чт.
И. А. Бунин. «Лапти». Душевное
богатство простого крестьянина.
М. Горький. Слово о
писателе.«Детство». Главы.
Автобиографический характер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46 повести. Изображение «свинцовых
мерзостей жизни».
М. Горький. «Детство». Главы.
Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых
мерзостей жизни».
«Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни»: бабушка Акулина
Ивановна, Алеша, Цыганок,
Хорошее дело.
М. Горький. Рассказ «Старуха
Изергтль». Легенда о Данко.
Р.р.Подготовка к домашнему сочинению
по творчеству Горького А.М.
Л.Н. Андреев. Слово о писателе.
«Кусака». Нравственные проблемы
рассказа. Гуманистический пафос
произведения.
В.В. Маяковский. «Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на
даче» Мысли автора о роли поэзии
в жизни человека и общества.
В.В. Маяковский. «Хорошее
отношение к лошадям». Два
взгляда на мир в стихотворении.
Гуманизм лирического героя.
А.П. Платонов. Слово о писателе.
«Юшка». Внешняя и внутренняя
красота человека. Призыв к состраданию
и
уважению к человеку в рассказе
А.П. Платонов «В прекрасном и
яростном мире». Труд как
нравственное содержание
человеческой жизни
Р.р Подготовка к домашнему
сочинению «Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание» (по
произведениям писателей 20 века
и личным впечатлениям).
Б. Л. Пастернак. «Июль»,
«Никого не будет в доме…».
Слово о поэте. Картины природы.
А. Т. Твардовский. «Снега
потемнеют синие…», «Июль –
макушка лета», «На дне моей
жизни…». Взаимосвязь человека и
природы.
Час мужества. Трудности и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57 58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
радости грозных лет войны в
стихотворениях А.А. Ахматовой,
К.М. Симонова, А.А. Суркова
Ф.А. Абрамов. Слово о писателе.
«О чем плачут лошади?».
Эстетические и нравственные
проблемы рассказа.
Е.И. Носов. Слово о писателе.
«Кукла». Протест против
равнодушия и бездуховности.
Е.И. Носов. «Живое пламя».
Взаимосвязь природы и человека.
Ю.П. Казаков « Тихое утро».
Нравственные проблемы рассказа
Д.С. Лихачев. Слово о писателе,
ученом, гражданине. «Земля
родная» как духовное напутствие
молодежи.
М. Зощенко. Рассказ «Беда».
Смешное и грустное в рассказе
«Тихая моя родина…» Стихи В.
Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А.
Есенина, Н. М. Рубцова о родине,
родной природе.
Работа над проектом "Мои любимые
строки " по произведениям писателей
20 века
Из литературы народов России (1 ч.)
Расул Гамзатов. «Земля как будто
стала шире…», из цикла
«Восьмистишия».
1
1
1
1
1
1
1
Из зарубежной литературы
(4 ч.)
Р. Бернс. «Честная бедность» и
другие стихотворения.
Ж. Байрон. «Ты кончил жизни
путь, герой …» и др.
стихотворения.
Итоговый тест за курс 7 класса.
Японские хокку. Особенности
жанра.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила
любви и преданности.
Нравственная проблематика
рассказа. Рей Брэдбери. «Каникулы».
Философская проблематика
рассказа.
Итоговый проект «Живая
классика».Рекомендации для летнего
чтения
1
1
1
1
1
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.