РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
1 кл—4 кл
19.11.2018
2018-2019 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1 Личностные результаты:
Требования ФГОС Достижение требований
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гор-дости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этни-ческой и национальной принадлежности; формирование ценностей многонацио-нального российского общества; станов-ление гуманистических и демократиче-ских ценностных ориентаций Ученик осознаёт свою принадлеж-ность к своей стране – России, к свое-му народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозна-чает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?
Знает и с уважением относится к Гос-ударственным символам России.
Сопереживает радостям и бедам свое-го народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отно-шения к иному мнению, истории и куль-туре других народов Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на нацио-нальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру дру-гих народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
литературное чтение.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
20182019 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1 Личностные результаты: Требования ФГОС
Достижение требований
1. Формирование основ российской
гражданской идентичности,
чувства
гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей
национальной
этнической
принадлежности;
формирование
многонационального
ценностей
российского общества;
становление
гуманистических и демократических
ценностных ориентаций
и
2. Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3.
уважительного
отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов
Формирование
4. Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
5. Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности
формирование
личностного смысла учения
и
6. Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и
свободе
осознаёт
несмотря
друзьями;
Ученик
свою
принадлежность к своей стране –
России, к своему народу. Отвечает на
вопросы: Что связывает тебя с
родными,
с родной
природой, с Родиной? Какой язык и
какие традиции являются для тебя
родными и почему? Что обозначает
для тебя любить и беречь родную
землю, родной язык?
Знает и с уважением относится к
Государственным символам России.
Сопереживает радостям и бедам
своего народа и проявляет эти чувства
в добрых поступках.
Ученик воспринимает планету Земля
как общий дом для многих народов,
принимает как данность и с
уважением относится к разнообразию
народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со
сверстниками,
на
национальную принадлежность, на
основе общекультурных принципов,
уважать иное мнение историю и
культуру других народов и стран, не
допускать
оскорбления,
высмеивания.
Ученик
выстраивать
добропорядочные отношения в
учебном коллективе, в коллективах
дня,
групп
дополнительного образования,
во
временных творческих группах.
Ученик воспринимает важность
(ценность)
как
интеллектуального труда и познания
нового. Ответы на вопрос: для чего он
учится,
учебную
мотивацию. Ученик активно участвует
в процессе обучения, выходит на
постановку
собственных
образовательных целей и задач.
Ученик осмысленно относится к тому
что делает, знает для чего он это
делает, соотносит свои действия и
поступки с нравственными нормами.
Различает «что я хочу» и «что я
могу».
Осуществляет добрые дела,
продлённого
отражают
учёбы
умеет
их 1.2 Метапредметные результаты:
Требования ФГОС
Достижение требований
1. Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности,
поиска средств ее
осуществления.
2. Освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
4.
Формирование умения понимать
причины успеха/неуспеха учебной
деятельности
способности
конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
5.
познавательной и личностной рефлексии
начальных форм
Освоение
и
знания.
осуществляет
Ученик принимает учебную задачу,
соотносит свои действия с этой
задачей, ищет способ её решения,
осуществляя пробы.
Ученик
отбор
источников информации для поиска
нового
Самостоятельно
отбирает для решения предметных
учебных задач необходимые словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски; сопоставляет и
отбирает информацию, полученную из
различных источников
(словари,
энциклопедии,
справочники,
Интернет, компетентные люди –
учитель старших
библиотекарь,
классов,
…),
выделяет главное
(различает главное и второстепенное),
фиксирует в виде текста, таблиц,
схем.
Ученик намечает действия при работе
в паре, составляет простой план
действий при написании творческой
работы, создании проектов.
В диалоге с учителем вырабатывает
критерии оценки и определяет
степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев,
может
совершенствовать критерии оценки и
пользоваться ими в ходе оценки и
самооценки.
В ходе представления проекта может
дать обоснованную оценку его
результатов.
Сопоставляя свои действия и
результат, понимать причины своего
неуспеха и находить способы выхода
из этой ситуации.
Ученик должен уметь отвечать на
вопросы: Что мне удалось? Что не
удалось? И почему? Как, каким способом действовал?
Какой способ сложнее (удобнее,
подходит или нет) и почему?
Ученик может перевести в устный
текст данные из таблицы, схемы,
диаграммы, может дополнить или
достроить их,
использовать эти
средства для записи текстовой
Активно использует
информации.
модели при
слов,
предложений,
решении
математических задач.
Активно
использует словари при анализе слов.
анализе
при
Ученик соблюдает в повседневной
жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (обращение,
вежливые слова). Может решать
разные коммуникативные задачи,
адекватно используя имеющиеся у
него языковые средства (просьба,
поздравление,
отказ,
доказательство…)
Умеет
презентовать результаты своей
деятельности, в том числе средствами
ИКТ.
Ученик
использовать
компьютерную технику для решения
поисковых задач, в том числе умеет
вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и
выступать с аудио,
видео и
графическим сопровождением; при
этом от
нормы
информационной избирательности,
этики и этикета.
соблюдает
умеет
6. Использование знаковосимволических
средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и
практических задач. 7. Умение работать в
материальной и информационной среде
начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета,
формирование
начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных
учебных действий.
8. Активное использование речевых
средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
анализа,
9. Использование различных способов
поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора,
обработки,
организации,
передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и
познавательными
и
технологиями учебного предмета; в том
числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения,
звуки,
готовить свое выступление и выступать с
аудио,
видео
графическим
и
сопровождением;
соблюдать нормы
информационной избирательности, этики
задачами и этикета.
10. Овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
родовидовым
признакам, установления аналогий и
причинноследственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
по
12. Готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности,
адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
описание,
родовидовым
Ученик предъявляет смысловое
чтение произведений разных стилей и
жанров. Ученик адекватно использует
речь и речевые средства для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных
задач в практической деятельности и
повседневной жизни,
он может
составлять тексты в устной и
письменной форме на определённую
тему с использованием разных типов
речи:
повествование,
рассуждение.
На изученном предметном материале
предъявляет овладение логическими
действиями сравнения,
анализа,
синтеза, обобщения, классификации
по
признакам,
установления аналогий и причинно
следственных связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Ученик умеет вести диалог, учитывая
разные мнения; умеет договариваться
и приходить к общему решению;
умеет задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании; умеет
доказательно
формулировать
собственное мнение.
Ученик активно участвует в
коллективном диалоге по постановке
общей цели и путей её достижения,
умеет
о
распределении функций и ролей при
работе в паре, в творческой группе;
умеет
взаимный
контроль
в
и
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
Ученик проявляет готовность к
решению конфликта посредством
сторон и
учета
осуществлять
договариваться
интересов
оказывать 15. Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного
предмета.
16. Овладение базовыми предметными и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и
отношения между объектами и
процессами.
сотрудничества,
стремиться к
координации различных позиций при
работе в паре.
Ученик предъявляет освоенность
начальных сведений о сущности и
особенностях объектов, процессов и
явлений
в
содержанием
соответствии
конкретных учебных предметов.
действительности
с
предметных
Ученик предъявляет освоенность
базовых
и
межпредметных
понятий,
отражающих существенные связи и
отношения между объектами и
процессами.
1.3 Предметные результаты:
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся
будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение
художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную
позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно – историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать
художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат
возможность воспринимать художественное произведение как особый вид
искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему
обучению, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности,
речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие
учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного
и прослушанного произведения,
элементарными приёмами анализа,
интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и
учебных текстов.
Научатся самостоятельно выбирать интересующую
литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных
ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении
прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно
передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные
произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой
аудиторией (сверстниками,
педагогами) с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
родителями,
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с
учебной и научнопопулярной литературой, будут находить и использовать
информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на
практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила
групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
•осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического,
нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска
фактов и суждений, аргументации, иной информации);
•читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех
видов текстов);
•читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после
предварительной подготовки (только для художественных текстов);
•использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
•ориентироваться в содержании художественного и научнопопулярного
текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
—для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения;
определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль
текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
другой справочной литературы;
—для научнопопулярных текстов: определять основное содержание
текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное
содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
•использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: —для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
•для научнопопулярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными
частями текста, опираясь на его содержание;
•использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
•для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на
некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить
ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на
содержание текста;
—для научнопопулярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые
события, соотнося их с содержанием текста;
•ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами (только для художественных текстов);
•передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов
текстов);
•участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила
речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или
собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
•удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
•осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
•различать на практическом уровне виды текстов (художественный и
научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
•осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
•высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на
текст;
•составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
•осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
•вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
•составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
•работать с тематическим каталогом;
•работать с детской периодикой;
•самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной
форме).
Литературоведческая пропедевтика
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
•распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
•отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного,
приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
•различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,
сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
•воспринимать художественную литературу как вид искусства,
приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
•находить средства художественной выразительности (метафора,
эпитет);
•сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора,
эпитет);
•определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность
(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
•создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
•восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя
его событиями;
•составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта;
•составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться: •вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание,
например рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
•создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
•работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
Содержание учебного предмета
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
2.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение
отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и
художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача
их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в
тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста: художественных, учебных, научнопопулярных – и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста
на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами
информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных
материалов. справочные издания (справочники,
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания
(общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений,
периодическая печать,
словари,
энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа
к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей,
героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка:
последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы
поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные
через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода;
деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего
текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача
информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:
установление причинноследственных связей. Определение главной мысли
текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные
слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному,
научнопознавательному,
Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
языка (синонимы,
сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи
художественному тексту).
антонимы, выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини
сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные
для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература;
детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений.
Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые,
волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным
текстом и использование их (установление причинноследственных связей,
последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий);
изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
Тема урока
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Восприятие на слух звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Осознание понятия «Родина»
Осознание цели речевого высказывания
Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения
Книга как особый вид искусства
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Адекватное понимание содержания звучащей речи
Осознание диалога как вида речи
Осознание диалога как вида речи
Осознание диалога как вида речи
Осознание диалога как вида речи
Осознание диалога как вида речи
Осознание диалога как вида речи
Работа со словом целенаправленное пополнение активного
словарного запаса
20 Монолог как форма речевого высказывания
21
22
23
24
Передача содержания прослушанного учебного текста
Передача содержания прослушанного учебного текста
Передача содержания прослушанного учебного текста
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения)
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных
материалов
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных
материалов
25
26
27 Монолог как форма речевого высказывания
28 Монолог как форма речевого высказывания
29
30
31
32
Передача содержания прослушанного учебного текста
Передача содержания прослушанного учебного текста
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: антонимов
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения
33
34 Монолог как форма речевого высказывания
35
Повторение по теме: «Монолог как форма речевого
высказывания»
Повторение по теме: «Монолог как форма речевого
высказывания»
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух
Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания
Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания
Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Нахождение в тексте, определение значения в художественной
речи (с помощью учителя) средств выразительности: антонимов
Повторение по теме: «Нахождение в тексте, определение значения
в художественной речи (с помощью учителя) средств
выразительности: антонимов»
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста
Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту
Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы
Выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст
Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений
Малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки,
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82.
83
их многозначность),
их многозначность),
пословицы и поговорки, загадки)
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения
слов,
целенаправленное пополнение
активного словарного запаса
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения
слов,
целенаправленное пополнение
активного словарного запаса
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание
Использование норм речевого этикета
Повторение по теме : «Самостоятельное определение темы,
главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их
озаглавливание»
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста
Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания
Малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки)
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или
собственный опыт
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Повторение по теме: «Установка на нормальный для читающего
темп беглости, позволяющий ему осознать текст»
Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция)
Малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтением, инсценирование
Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту
Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 84
85
86
87
88
89
90
91
92
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление)
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Создание собственного текста на основе по серии иллюстраций к
произведению
Создание собственного текста на основе по серии иллюстраций к
произведению
Книга как источник необходимых знаний
Книга как источник необходимых знаний
93
Адекватное понимание содержания звучащей речи
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
Умение работать с разными видами информации
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
104 Малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки,
105
106
пословицы и поговорки, загадки
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 107 Малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объему и жанру произведений)
Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция)
Сказки (о животных)
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
Сказки (о животных)
Сказки (о животных)
Повторение по теме: «Сказки (о животных)»
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия
младших школьников.
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия
младших школьников
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Определение вида чтения (изучающее,
просмотровое, выборочное)
Определение вида чтения (изучающее,
просмотровое, выборочное)
Определение вида чтения (изучающее,
просмотровое, выборочное)
Понимание особенностей разных видов чтения: описания
ознакомительное,
ознакомительное,
ознакомительное,
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка: последовательное воспроизведение
эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма)
Повторение по теме: «Основные темы детского чтения: фольклор
разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях
наших меньших, добре и зле, юмористические произведения»
Повторение по теме: «Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений»
Комплексная проверочная работа
Повторение по теме:
«Соблюдение орфоэпических и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 интонационных норм чтения.
интонационным выделением знаков препинания»
Повторение по теме:
интонационных норм чтения.
интонационным выделением знаков препинания»
«Соблюдение орфоэпических и
Чтение предложений с
Чтение предложений с
2 класс
Тема урока
1
Количество
часов,
отводимых на
освоение темы
Монолог как форма речевого высказывания
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного произведения
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинноследственных связей
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного произведения
Определение последовательности событий
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование)
Повторение по теме: «Осознание смысла произведения при чтении
про себя (доступных по объему и жанру произведений)»
Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов)
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинноследственных связей
Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
132
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
чтение различных текстов)
Осознание диалога как вида речи
Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова
Повторение по теме: «Осознание диалога как вида речи»
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе
фольклорных произведений.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Сказки (о животных, бытовые, волшебные)
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) –
узнавание, различение, определение основного смысла
Повторение по теме: «Жанровое разнообразие произведений. Малые
фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и
поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла»
Повторение по теме: «Осознание смысла произведения при чтении
про себя (доступных по объему и жанру произведений)»
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование)
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания
Умение находить в тексте необходимую информацию
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос
Особенности фольклорного текста
Повторение по теме: «Осознание смысла произведения при чтении
про себя (доступных по объему и жанру произведений)»
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Литературная (авторская) сказка
Книга как источник необходимых знаний
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Умение находить в тексте необходимую информацию
Фольклор и авторские художественные произведения (различение)
Фольклор и авторские художественные произведения (различение)
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Характеристика героя произведения
Характеристика героя произведения
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Литературная (авторская) сказка
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Устное словесное рисование
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Умение находить в тексте необходимую информацию
Умение находить в тексте необходимую информацию
Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Устное словесное рисование
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Устное словесное рисование
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
103 Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части
Устное словесное рисование
Подробный пересказ текста
Подробный пересказ текста
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части
104
105
106
107
108 Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой
на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 109
110
111
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах
Устное словесное рисование
112
113 Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать
на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению
114 Устное словесное рисование
115
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать
на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению
Устное словесное рисование
116
117 Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части,
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование
Особенности диалогического общения:
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование)
119
120
118
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
121 Особенности диалогического общения:
122
Особенности диалогического общения:
123 Особенности диалогического общения:
124
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать
на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению
Устное словесное рисование
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование)
Устное словесное рисование. Отражение основной мысли текста в
высказывании
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой
Проверочная работа
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой
Промежуточная аттестация
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 136
137
138
139
140
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ответы по ходу беседы, используя текст
Повторение по теме: «Произведения классиков отечественной
литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учетом
многонационального характера России)»
Повторение по теме: «Книга как источник необходимых знаний»
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой
Книга как источник необходимых знаний. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения
1
1
1
1
1
3 класс
Тема урока
Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание
Подробный пересказ текста:деление текста на части,озаглавливание
каждой части
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания.
художественное
Ориентировка в литературных понятиях:
произведение, художественный образ, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли; отношение автора к герою
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение), описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв в
минисочинениях (повествование.)
Проверка техники чтения
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Художественные особенности сказок:
(композиция)
построение
построение
лексика,
построение
лексика,
построение
лексика,
лексика,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
лексика,
лексика,
лексика,
построение
построение
построение
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Повторение по теме: «Интерпретация текста литературного
произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование»
Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств данного текста
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имен героев
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имен героев
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: эпитетов, сравнений,
метафор, гипербол
Создание собственного текста на основе репродукций картин
художников
Повторение по теме: «Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной
теме»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Проверка техники чтения
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка: пересказ
Характеристика героя произведения с использованием художественно
выразительных средств данного текста
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание
каждой части
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 66
67
68
69
70
71
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
72 Малые фольклорные формы
73
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма)
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
74
75
76
77
85
86
87
78 Малые фольклорные формы
79
84
81
82
83
80
лексика,
построение
Художественные особенности сказок:
(композиция)
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия
младших школьников
Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия
младших школьников
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифм)
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинноследственных связей
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений)
Литературная (авторская) сказка
88
89. Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
90
91
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
92
93
Литературная (авторская) сказка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Литературная (авторская) сказка
Проверка техники чтения
94
95
96
97
98
99
100 Комплексная контрольная работа
101 Повторение по теме: «Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев»
102 Повторение по теме: «Самостоятельный выборочный пересказ по
заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое)»
103 Повторение по теме: «Книга как источник необходимых знаний»
104 Книга учебная, художественная, справочная
105 Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями
и справочной литературой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс №
урок
а
Тема урока
Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
19
20
21
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам). Осознание понятия «Родина», представления
о проявлении любви к Родине в литературе
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Особенности
фольклорного текста
Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Особенности фольклорного текста
Характеристика героя произведения с использованием
художественновыразительных средств данного текста
Характеристика героя произведения с использованием
художественновыразительных средств данного текста
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие
Описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя,
диалог героев).
Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Контрольное чтение
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов
былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или
небольшим текстам)
Знакомство с различными способами работы с деформированным
текстом и использование их (установление причинноследственных
связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий)
Изложение с элементами сочинения
Деление текста на части. Определение микротем
Создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии).
Нормы письменной речи в минисочинениях (повествование).
Создание собственного текста на основе личного опыта»
Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному,
научнопознавательному и художественному
произведению
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.