Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
28.11.2017
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса. Является частью общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "живопись" по пятилетнему плану. Для учащихся с 10 лет. В учебных учреждениях дополнительного образования начальной предпрофессиональной подготовки (художественных отделениях школ искусств или художественных школ). Входит в состав вариативной части программы.Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса рассчитана на первый год обучения (из трёх лет)
рабочая программа Скульптура.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ШКОЛА ИСКУССТВ №1» Г. Усть­Илимск «СОГЛАСОВАНО» Педагогическим советом Протокол № ________ 0т «___» ________2017 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО  «Школа искусств № 1» ____________Т. В. Сигачева «___» _________2017г. Рабочая программа по учебному предмету  «Скульптура» Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», входит в состав её вариативной части  по пятилетнему сроку обучения для обучающихся 1 класса На 2017­2018 учебный год. Николаева Оксана Валерьевна,  преподавателя  художественного отделения,  (первая категория) Усть­Илимск 2017г. Пояснительная записка Программа учебного предмета разработана в соответствии с федеральными  государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям  реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в  области искусств (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156) и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по  дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области  искусств» (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86). Программа является частью дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».  Учебный предмет «Скульптура» входит в составе её вариативной части. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Скульптура ­ вид изобразительного искусства, главной особенностью которого  является передача художественного образа через пластику объёмных форм. В этом  заключается отличие скульптурного изображения от иллюзорного изображения на  плоскости бумаги или холста. Произведение искусства, имеющее трёхмерную форму,  действительно существует в пространстве, обладает реальной объёмностью. Это свойство  скульптуры называют пластичностью, а достигается пластичность моделировкой или  лепкой. Существует два основных вида скульптуры ­ так называемая круглая и рельеф.  Разнообразные темы и задания программы направлены на знакомство с ними, изучение и  освоение посредством выполнения практических работ. Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия по предмету проводятся мелкогрупповые. Виды учебных занятий. Аудиторные занятия:  урок, практическое занятие, мастер­класс, лекция, беседа, предметная олимпиада. Внеаудиторная   работа  используется   на   выполнение   домашнего   задания обучающимися,   посещение   ими   учреждений   культуры   (выставок,   галерей,   театров, концертных   залов,   музеев   и   др.),   участие   обучающихся   в   творческих   мероприятиях   и культурно­просветительской деятельности МБОУ ДОД «Школа искусств №1».        Цель программы: ­ целостное художественно­эстетическое развитие личности и  приобретение художественно­исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету «Скульптура». Задачи программы: ­ формирование у учащихся комплекса знаний, умений и  навыков по скульптуре, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные  образовательные программы в области изобразительного искусства (приобретение детьми  знаний, умений и навыков по выполнению практических работ ­ скульптурных  композиций; знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер  предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;  знание оборудования и пластических материалов; умение наблюдать предмет,  анализировать его объем, пропорции, форму; умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов; умение работать с натуры и по памяти; умение  применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и  пластического способов лепки). Содержание учебного предмета «Скульптура»  Определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической  целесообразности, отражает распределение учебного материала по годам обучения.  В данном разделе формулируются результаты учебного процесса с учетом ФГТ.  Раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, личностных качеств, приобретение  которых в процессе обучения обеспечивает программа учебного предмета.  Обучающиеся знакомятся с  пропорциями человека и животных, основами  скульптурной композиции, пластической анатомии, с такими понятиями, как ритм,  контур, силуэт в скульптуре. Учебно – тематический план В 1 классе обучающиеся должны иметь представление о пластических материалах:  пластилине, глине и  использовать в своей работе их физические свойства. Также знать  материалы, из которых может выполняться скульптура, иметь представление о свойствах  этих материалов и различия в способах их обработки.  Приобрести первоначальные профессиональные навыки работы ­ лепка обеими  руками из целого куска, работа от общего к частному, уметь пользоваться инструментами  и т. д.  Знать основные принципы построения скульптурной композиции, соблюдать  порядок ведения работы.  Иметь представление о пропорциях фигуры человека и животного, изучать их  движения и статику.  Иметь понятие о декоративности в скульптуре. Рекомендуются к выполнению следующие задания Аудиторные занятия Задания Кол­во часов Самостоятельная работа Задания 1 класс, 1 полугодие Сбор материала по каждой  из предложенных тем. Зарисовки эскизов. Посещение учреждений культуры, участие в  Празднике первоклассника и других творческих мероприятиях. Вводная беседа. Знакомство с  предметом 1. Свободная тема 2. Лепка с натуры овощей, фруктов 3. Лепка с натуры домашних животных 4. Сказочный герой ­ животное 5. Сказочный герой ­ человек 6. По сказкам. Двух фигурная  композиция 7.Мир животных и птиц. 2 фигуры 8.Семейство животных. Животные в  движении 9. Виды рельефов (контрольное задание) 1 1 2 2 2 2 4 2 4 6 Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 2 2 1 4 10.Декоративная фактура. Упражнение 11. Сувенир к Новому году. Всего: 2 6 34 1 класс, 2 полугодие 1. особенности керамической  скульптуры, изучение приемов лепки  пустотелых объемов из комка, из пласта. 2. Птица (декоративная). От зарисовки к  объему и фактуре 3. Рыба в море. Декоративная  композиция на подставке. 4. Натюрморт по воображению.  Использование плинта. 5. Народная игрушка. Лепка и роспись  (контрольное задание) Всего: Итого за год: 2 6 6 4 14 32 66 Сбор материала по предложенным темам Зарисовки предметов посуды Посещение учреждений культуры, участие в творческих мероприятиях 1 16 4 4 4 5 17 33 Содержание разделов и тем: 1  полугодие АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (34 часа) 1 УРОК (1 час): Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного  материала (репродукции и материалы методического фонда): ее видах, жанрах,  материалах, об инструментах и оборудовании мастерской. Задача: Дать учащимся первоначальные сведения о скульптуре. ЗАДАНИЕ 1 (1 час). Свободная тема. Обсуждение выполненных работ. На их  примере дать первое понятие о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции. Задача: Знакомство преподавателя с классом. Выявить степень подготовленности  учащихся. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 2 (2 часа). Лепка с натуры фруктов и овощей ­ (перец, яблоко,  патиссон, баклажан, морковь). 1­2 предмета по выбору. Размер: натуральная величина. Задача: Передача особенностей объемов, пропорций и форм модели (т.е.  выразительности). Обучать детей работе профессиональными скульптурными приемами  (разминать материал и лепить из целого куска, не допуская механического подхода к  выполнению задания, т.е. раскатывания шариков, конусов и т.д. и сборки отдельных  деталей). Обучать работе с натуры: умению наблюдать предмет, анализировать его объем,  пропорции, форму при постоянном сравнении с натурой. Дать первые понятия о массе и  объеме. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 3 (2 часа). Лепка с натуры (домашние животные). Задача: Компоновка на плинте 1­2 предметов. Работа на правильность их весовых  соотношений. Детальная проработка формы. Понятие о круговом обзоре. Лепка обеими  руками. Размер: высота 5­7 см. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 4(2 часа). Сказочный герой ­ животное. Задача: Стремление к максимальной выразительности образа, передача движения,  характера позы. Соотношение плинта и фигуры Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 5(2 часа). Сказочный герой ­ человек. Задача: Знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Стремление к  максимальной выразительности образа, передача движения, характера позы. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 6 (4 часа). По сказкам. 2 фигуры по представлению. 1­й УРОК: Лепка основных объемов выбранной композиции с учетом кругового  обзора. Выявление движения и взаимосвязи фигур. Цельность композиции. 2­й УРОК: Проработка деталей, уточнение движения, формы. Задачи: Передать взаимосвязь фигур, их отношения, настроение, характерные  особенности. Обратить внимание на цельность и выразительность, соотношение объемов и  круговой обзор. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 7 (2 часа). Мир животных и птиц. 2 фигуры.. Задачи: Выбор животных и птиц. Общее решение композиции. Лепка основных  объемов, соблюдение пропорций. Использование простого проволочного каркаса для  устойчивости фигурок. Дать понятие об основных принципах построения скульптурной композиции, цельности, выразительности силуэта. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 8(4 часа). Семейство животных или животные в движении. Задача: Дать понятие об основных принципах построения скульптурной  композиции. Заострить внимание на осуществлении взаимосвязи нескольких фигур,  цельности, выразительности силуэта, выражении эмоционального состояния (покой, страх,  настороженность и т.д.) Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 9 (6 часов). Виды рельефа. Одно плановый рельеф. 1­й УРОК: Беседа и показ работ из методического фонда. Объяснение законов  сокращения предметов в рельефе. Лепка рельефа с изображением птицы. Плинт, рисунок,  лепка рельефа. 2­й УРОК: Лепка декоративного рельефа без фона. 3­йУРОК: Детальная проработка  Задачи: Последовательность и особенности работы в рельефе, построение  уплощенного объема. Силуэт, объем, отверстие. Материал: пластилин. ЗАДАНИЕ 10 (2 часа) Упражнение на декоративную фактуру. Декоративное  панно. Коллективная композиция. Задачи: Умение работать в заданном размере. Использование различных приёмов  лепки, соединение деталей с плоскостью. Знакомство с глиной её готовностью к работе и  пластичностью. Материал: глина. ЗАДАНИЕ 11.(6 часов) Сувенир к Новому году.  Задачи: закрепление полученных навыков лепки объемной или плоской скульптуры,  выполнение работы в материале для участия в конкурсе. Материал: на выбор учащихся или преподавателя (глина, папье­маше, солёное тесто, пластилин и др. материалы). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (16 часов) ЗАДАНИЯ  (16 час.): Сбор материала по темам: «Костюмы народов мира»,  «Изображения животных, птиц», «Изображения сказочных героев» для дальнейшего их  использования в учебном процессе. В течение всего периода обучения в школе в рамках внеаудиторной работы должно  происходить визуальное знакомство учащихся со скульптурой (на примерах из мировой  культуры ­ музеи, альбомы, монографии, экскурсии). 2 полугодие АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (32 часа) ЗАДАНИЕ 1 (2часа). Особенности керамической скульптуры. Изучение  приёмов лепки пустотелых объёмов из комка и из пласта глины. Задачи: научиться работать с глиной, определять степень её готовности к работе  для создания пустотелых керамических объёмов. Материал: глина. ЗАДАНИЕ 2 (6 часов). Птица (декоративная). 1­й УРОК:  Передача пластики объемов, их пропорций, движения ритма  композиции. Изучение и отбор деталей (2 часа). 2­й  УРОК: Уточнение деталей, их декоративная проработка (2 часа). 3­й УРОК: Завершение работы проработка и декорирование работы (2часа). Задачи: Выразительность силуэта, круговой обзор, цельность композиции,  пластическое решение работы. Введение цвета, значение орнамента. Материал: глина. ЗАДАНИЕ 3 (6 часов). Рыба в море. Декоративная композиция на высокой  подставке. 1­й УРОК: Поиск вариантов композиции. Эскизы. Выбор лучшего. Начало лепки,  закладка основных масс. (2 часа). 2­й УРОК: Общее решение композиции. Круговой обзор. Соотношение масс и  просветов, игра света и тени. (2 часа). 3­й УРОК: Проработка деталей. Декоративное решение работы (2 часа). Задачи: Развивать способность чувствовать соотношение масс и просветов в  скульптурной композиции. Формирование навыков перенесения мотивов растительного и  животного мира в скульптурное декоративное изображение. Значение цвета. Материал: глина, роспись гуашью. ЗАДАНИЕ 4 (4 часа). Натюрморт по воображению (3 предмета ­  от большого  к малому), контрастный по форме, с драпировкой. 1­й УРОК: Выполнение работы на плинте или без него, в зависимости от  композиции. Прокладка композиции в глине в обобщенных формах. 2­й УРОК: Уточнение деталей, выравнивание поверхности. Задачи: Круговой обзор. Знакомство со способом лепки из пласта. Развивать  чувство гармонии при составлении композиции, умение видеть ее и строить (лепить) в  целом и каждый объем в отдельности. Материал: глина. ЗАДАНИЕ 5 (14 часов). Народная игрушка. Лепка и роспись (контрольное задание). 1­й УРОК: Беседа о народных промыслах, их отличительных особенностях. Лепка основного объема (1 час). 2­й УРОК: Передача характерного для промысла силуэта, пропорций. Лепка  игрушек простой формы «Петушок», «Павлин» (2 часа). 3­й УРОК: Лепка игрушки с четырьмя ногами, (основа) «Лошадка», Барашек»,  «Козлик», «Корова» (2 часа). 4­й УРОК: Лепка фигуры человека – игрушка «Барыня» лепка основы и  декорирование фигуры приставными деталями. (2 часа). 5­й УРОК: лепка парной композиции «Мамка», «Нянька», «Любота», всадник на  коне» (2часа). 6­й УРОК: Продолжение и завершение работы с фигурками. Подготовка работ к  обжигу и росписи.(2 часа). 7­й УРОК: Эскиз росписи. Роспись работ гуашью (2 часа). Задача: Знакомство с декоративными Народными промыслами на основе показа  работ Гжельских мастеров. Значение цвета и орнамента. Обобщение. Материал: глина, роспись гуашью. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (17 часов) ЗАДАНИЕ 1 (8 часов). Сбор материала по темам: «Изображения животных,  птиц», «Изображения рыб, морской растительности», «Народная игрушка» для  дальнейшего их использования в учебном процессе. Можно использовать Интернет. ЗАДАНИЕ 2 (4 час.). Зарисовки предметов (посуды) ­ вазы, кувшины, штофы и  т.д. для дальнейшего их использования в учебном процессе. ЗАДАНИЕ 3 (5 часов). Повышение культурного уровня (посещение выставочных  залов, музеев, экскурсии), чтение литературы, участие в культурно­просветительских  мероприятиях. Методические рекомендации Данный раздел содержит методические рекомендации педагогическим работникам. Занятия по данному предмету в основном практические и должны вестись педагогами,  которые являются художниками­профессионалами. Теоретическая часть состоит из  вводного рассказа в 1 классе и кратких или более подробных бесед перед каждым  заданием, в которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и  показывает при надобности способы его выполнения. При этом используется  иллюстративный материал (репродукции и работы из методического фонда), учебные  плакаты. По ходу работы с детьми ведется беседа о художественных достоинствах и  недостатках их работ. Преподаватель уделяет достаточное внимание каждому ученику,  воодушевляя его и настраивая на преодоление трудностей. Перед выполнением заданий педагогом заранее называется тема, чтобы учащиеся  могли самостоятельно подобрать необходимый (литературный, иллюстративный и т. д.)  материал, поразмыслить над оригинальным решением композиции, определиться с  выбором сюжета. Особенно это важно делать перед выполнением итоговых  работ. Для педагога очень важно на уроках создавать положительный эмоциональный фон. В первом классе приходится много говорить, рассказывать. В этот период обучения необходимо и уместно многое разъяснять детям ­ им всё ново, всё интересно.  Одновременно в общении с детьми необходимо стимулировать их творческую  деятельность, приобщать к художественной культуре и формировать художественный  вкус через пробуждение интереса к практической деятельности. Обучение практическими  упражнениями вызывает большую активность учащихся (что весьма актуально для детей  младшего возраста). Вспоминается в данном случае методический принцип К. Орфа:  «Делаю и в силу этого — знаю». Из лучших работ, выполненных в глине учащимися в процессе обучения, создаётся  методический и выставочный фонды по скульптуре (фонд оценочных средств, включающий контрольные работы, итоговые задания). Для дальнейшего использования в методической,  учебной деятельности также необходимо и фотографировать наиболее интересные,  творческие и/или правильно выполненные учебные работы. Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретных  творческих работах, выполненных в материале (глине, скульптурном пластилине). Высота  работ примерно 15­25 сантиметров. Список методической литературы 1 Блинов Г.М. Сказки без слов. О народной игрушке. ­ Тула: Приокское,1974. ­ 128 с.; 2  Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. ­ JL: Художник РСФСР, 1988. ­ 336 с.; 3 Дорожин   Ю.Г.   Каргопольская   игрушка.   Рабочая   тетрадь   по   основам   декоративно­ прикладного искусства. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2005. ­ 16 с.; 4  Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. ­ М.: Мозаика­Синтез, 1999. ­ 16 с; 5 Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. ­ М.: Мозаика­ Синтез, 2004. ­ 24 с.; 6 Дорожин   Ю.Г.   Филимоновские   свистульки.   Рабочая   тетрадь   по   основам   народного искусства. ­ М.: Мозаика­Синтез, ­16 с.; 7 Дулысина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели  XVIII­XX  веков. ­  JL:  Художник РСФСР, 1988.­216 с; 8 Тиханова В.А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах­ анималистах. ­  М.: Советский художник, 1990. ­ 240 с.; 9  Федотов Геннадий. Послушная глина. ­ М., ACT ­ ПРЕСС. 1997. 10  Уразова Л.Н. Ксаверий Дуниковский. ­ М.: Изобразительное искусство, 1986. ­ 244 с.; 11 Учимся лепить. Советы начинающим. Библиотечка Юного художника». – М., Юный  художник, 2005. Электронные книги (диски) Средства обучения  Специально оборудованные учебные аудитории;  Работы учащихся прошлых лет.   Методический фонд;  Наглядные пособия (таблицы);  Библиотечный фонд;  Электронные образовательные ресурсы;  Аудиовизуальный фонд.  Гипсовые слепки, муляжи. Оборудования  Столы,  Печи для обжига керамики,  Шкафы для сушки работ,  Ванна для глины.  Раковина,  Стеки, дощечки для глины.  Пластилин,     Керамические глазури. Глина скульптурная,  Гуашь,  Материалы

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017