Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса. Является частью общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "живопись" по пятилетнему плану. Для учащихся с 10 лет. В учебных учреждениях дополнительного образования начальной предпрофессиональной подготовки (художественных отделениях школ искусств или художественных школ). Входит в состав вариативной части программы.Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса рассчитана на первый год обучения (из трёх лет)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Г. УстьИлимск
«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим советом
Протокол № ________
0т «___» ________2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
«Школа искусств № 1»
____________Т. В. Сигачева
«___» _________2017г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Скульптура»
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», входит в состав её вариативной части
по пятилетнему сроку обучения
для обучающихся 1 класса
На 20172018 учебный год.
Николаева Оксана Валерьевна,
преподавателя
художественного отделения,
(первая категория)
УстьИлимск 2017г.Пояснительная записка
Программа учебного предмета разработана в соответствии с федеральными
государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области искусств (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156)
и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
искусств» (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86).
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Скульптура» входит в составе её вариативной части.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Скульптура вид изобразительного искусства, главной особенностью которого
является передача художественного образа через пластику объёмных форм. В этом
заключается отличие скульптурного изображения от иллюзорного изображения на
плоскости бумаги или холста. Произведение искусства, имеющее трёхмерную форму,
действительно существует в пространстве, обладает реальной объёмностью. Это свойство
скульптуры называют пластичностью, а достигается пластичность моделировкой или
лепкой.
Существует два основных вида скульптуры так называемая круглая и рельеф.
Разнообразные темы и задания программы направлены на знакомство с ними, изучение и
освоение посредством выполнения практических работ.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия по предмету
проводятся мелкогрупповые.
Виды учебных занятий.
Аудиторные занятия: урок, практическое занятие, мастеркласс, лекция, беседа,
предметная олимпиада.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурнопросветительской деятельности МБОУ ДОД «Школа искусств №1».
Цель программы: целостное художественноэстетическое развитие личности и
приобретение художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету «Скульптура».
Задачи программы: формирование у учащихся комплекса знаний, умений и
навыков по скульптуре, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства (приобретение детьми
знаний, умений и навыков по выполнению практических работ скульптурных
композиций; знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
знание оборудования и пластических материалов; умение наблюдать предмет,
анализировать его объем, пропорции, форму; умение передавать массу, объем, пропорции,характерные особенности предметов; умение работать с натуры и по памяти; умение
применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и
пластического способов лепки).
Содержание учебного предмета «Скульптура»
Определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности, отражает распределение учебного материала по годам обучения.
В данном разделе формулируются результаты учебного процесса с учетом ФГТ.
Раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, личностных качеств, приобретение
которых в процессе обучения обеспечивает программа учебного предмета.
Обучающиеся знакомятся с пропорциями человека и животных, основами
скульптурной композиции, пластической анатомии, с такими понятиями, как ритм,
контур, силуэт в скульптуре.
Учебно – тематический план
В 1 классе обучающиеся должны иметь представление о пластических материалах:
пластилине, глине и использовать в своей работе их физические свойства. Также знать
материалы, из которых может выполняться скульптура, иметь представление о свойствах
этих материалов и различия в способах их обработки.
Приобрести первоначальные профессиональные навыки работы лепка обеими
руками из целого куска, работа от общего к частному, уметь пользоваться инструментами
и т. д.
Знать основные принципы построения скульптурной композиции, соблюдать
порядок ведения работы.
Иметь представление о пропорциях фигуры человека и животного, изучать их
движения и статику.
Иметь понятие о декоративности в скульптуре.
Рекомендуются к выполнению следующие задания
Аудиторные занятия
Задания
Колво
часов
Самостоятельная работа
Задания
1 класс, 1 полугодие
Сбор материала по каждой из
предложенных тем. Зарисовки эскизов.
Посещение учреждений культуры,
участие в Празднике первоклассника и
других творческих мероприятиях.
Вводная беседа. Знакомство с
предметом
1. Свободная тема
2. Лепка с натуры овощей, фруктов
3. Лепка с натуры домашних животных
4. Сказочный герой животное
5. Сказочный герой человек
6. По сказкам. Двух фигурная
композиция
7.Мир животных и птиц. 2 фигуры
8.Семейство животных. Животные в
движении
9. Виды рельефов (контрольное задание)
1
1
2
2
2
2
4
2
4
6
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
2
2
1
410.Декоративная фактура. Упражнение
11. Сувенир к Новому году.
Всего:
2
6
34
1 класс, 2 полугодие
1. особенности керамической
скульптуры, изучение приемов лепки
пустотелых объемов из комка, из пласта.
2. Птица (декоративная). От зарисовки к
объему и фактуре
3. Рыба в море. Декоративная
композиция на подставке.
4. Натюрморт по воображению.
Использование плинта.
5. Народная игрушка. Лепка и роспись
(контрольное задание)
Всего:
Итого за год:
2
6
6
4
14
32
66
Сбор материала по предложенным
темам
Зарисовки предметов посуды
Посещение учреждений культуры,
участие в творческих мероприятиях
1
16
4
4
4
5
17
33
Содержание разделов и тем:
1 полугодие
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (34 часа)
1 УРОК (1 час): Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного
материала (репродукции и материалы методического фонда): ее видах, жанрах,
материалах, об инструментах и оборудовании мастерской.
Задача: Дать учащимся первоначальные сведения о скульптуре.
ЗАДАНИЕ 1 (1 час). Свободная тема. Обсуждение выполненных работ. На их
примере дать первое понятие о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции.
Задача: Знакомство преподавателя с классом. Выявить степень подготовленности
учащихся.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 2 (2 часа). Лепка с натуры фруктов и овощей (перец, яблоко,
патиссон, баклажан, морковь). 12 предмета по выбору. Размер: натуральная величина.
Задача:
Передача особенностей объемов, пропорций и форм модели (т.е.
выразительности). Обучать детей работе профессиональными скульптурными приемами
(разминать материал и лепить из целого куска, не допуская механического подхода к
выполнению задания, т.е. раскатывания шариков, конусов и т.д. и сборки отдельных
деталей). Обучать работе с натуры: умению наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму при постоянном сравнении с натурой. Дать первые понятия о массе и
объеме.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 3 (2 часа). Лепка с натуры (домашние животные).
Задача: Компоновка на плинте 12 предметов. Работа на правильность их весовых
соотношений. Детальная проработка формы. Понятие о круговом обзоре. Лепка обеими
руками. Размер: высота 57 см.Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 4(2 часа). Сказочный герой животное.
Задача: Стремление к максимальной выразительности образа, передача движения,
характера позы. Соотношение плинта и фигуры
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 5(2 часа). Сказочный герой человек.
Задача: Знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Стремление к
максимальной выразительности образа, передача движения, характера позы.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 6 (4 часа). По сказкам. 2 фигуры по представлению.
1й УРОК: Лепка основных объемов выбранной композиции с учетом кругового
обзора. Выявление движения и взаимосвязи фигур. Цельность композиции.
2й УРОК: Проработка деталей, уточнение движения, формы.
Задачи: Передать взаимосвязь фигур, их отношения, настроение, характерные
особенности. Обратить внимание на цельность и выразительность, соотношение объемов и
круговой обзор.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 7 (2 часа). Мир животных и птиц. 2 фигуры..
Задачи: Выбор животных и птиц. Общее решение композиции. Лепка основных
объемов, соблюдение пропорций. Использование простого проволочного каркаса для
устойчивости фигурок. Дать понятие об основных принципах построения скульптурной
композиции, цельности, выразительности силуэта.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 8(4 часа). Семейство животных или животные в движении.
Задача: Дать понятие об основных принципах построения скульптурной
композиции. Заострить внимание на осуществлении взаимосвязи нескольких фигур,
цельности, выразительности силуэта, выражении эмоционального состояния (покой, страх,
настороженность и т.д.)
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 9 (6 часов). Виды рельефа. Одно плановый рельеф.
1й УРОК: Беседа и показ работ из методического фонда. Объяснение законов
сокращения предметов в рельефе. Лепка рельефа с изображением птицы. Плинт, рисунок,
лепка рельефа.
2й УРОК: Лепка декоративного рельефа без фона.
3йУРОК: Детальная проработка
Задачи: Последовательность и особенности работы в рельефе, построение
уплощенного объема. Силуэт, объем, отверстие.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 10 (2 часа) Упражнение на декоративную фактуру. Декоративное
панно. Коллективная композиция.
Задачи: Умение работать в заданном размере. Использование различных приёмов
лепки, соединение деталей с плоскостью. Знакомство с глиной её готовностью к работе и
пластичностью.
Материал: глина.ЗАДАНИЕ 11.(6 часов) Сувенир к Новому году.
Задачи: закрепление полученных навыков лепки объемной или плоской скульптуры,
выполнение работы в материале для участия в конкурсе.
Материал: на выбор учащихся или преподавателя (глина, папьемаше, солёное тесто,
пластилин и др. материалы).САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (16 часов)
ЗАДАНИЯ (16 час.): Сбор материала по темам: «Костюмы народов мира»,
«Изображения животных, птиц», «Изображения сказочных героев» для дальнейшего их
использования в учебном процессе.
В течение всего периода обучения в школе в рамках внеаудиторной работы должно
происходить визуальное знакомство учащихся со скульптурой (на примерах из мировой
культуры музеи, альбомы, монографии, экскурсии).
2 полугодие
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (32 часа)
ЗАДАНИЕ 1 (2часа). Особенности керамической скульптуры. Изучение
приёмов лепки пустотелых объёмов из комка и из пласта глины.
Задачи: научиться работать с глиной, определять степень её готовности к работе
для создания пустотелых керамических объёмов.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 2 (6 часов). Птица (декоративная).
1й УРОК: Передача пластики объемов, их пропорций, движения ритма
композиции. Изучение и отбор деталей (2 часа).
2й УРОК: Уточнение деталей, их декоративная проработка (2 часа).
3й УРОК: Завершение работы проработка и декорирование работы (2часа).
Задачи: Выразительность силуэта, круговой обзор, цельность композиции,
пластическое решение работы. Введение цвета, значение орнамента.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 3 (6 часов). Рыба в море. Декоративная композиция на высокой
подставке.
1й УРОК: Поиск вариантов композиции. Эскизы. Выбор лучшего. Начало лепки,
закладка основных масс. (2 часа).
2й УРОК: Общее решение композиции. Круговой обзор. Соотношение масс и
просветов, игра света и тени. (2 часа).
3й УРОК: Проработка деталей. Декоративное решение работы (2 часа).
Задачи: Развивать способность чувствовать соотношение масс и просветов в
скульптурной композиции. Формирование навыков перенесения мотивов растительного и
животного мира в скульптурное декоративное изображение. Значение цвета.
Материал: глина, роспись гуашью.
ЗАДАНИЕ 4 (4 часа). Натюрморт по воображению (3 предмета от большого
к малому), контрастный по форме, с драпировкой.
1й УРОК: Выполнение работы на плинте или без него, в зависимости от
композиции. Прокладка композиции в глине в обобщенных формах.
2й УРОК: Уточнение деталей, выравнивание поверхности.
Задачи: Круговой обзор. Знакомство со способом лепки из пласта. Развивать
чувство гармонии при составлении композиции, умение видеть ее и строить (лепить) в
целом и каждый объем в отдельности.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 5 (14 часов). Народная игрушка. Лепка и роспись (контрольноезадание).
1й УРОК: Беседа о народных промыслах, их отличительных особенностях. Лепка
основного объема (1 час).
2й УРОК: Передача характерного для промысла силуэта, пропорций. Лепка
игрушек простой формы «Петушок», «Павлин» (2 часа).
3й УРОК: Лепка игрушки с четырьмя ногами, (основа) «Лошадка», Барашек»,
«Козлик», «Корова» (2 часа).
4й УРОК: Лепка фигуры человека – игрушка «Барыня» лепка основы и
декорирование фигуры приставными деталями. (2 часа).
5й УРОК: лепка парной композиции «Мамка», «Нянька», «Любота», всадник на
коне» (2часа).
6й УРОК: Продолжение и завершение работы с фигурками. Подготовка работ к
обжигу и росписи.(2 часа).
7й УРОК: Эскиз росписи. Роспись работ гуашью (2 часа).
Задача: Знакомство с декоративными Народными промыслами на основе показа
работ Гжельских мастеров. Значение цвета и орнамента. Обобщение.
Материал: глина, роспись гуашью.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (17 часов)
ЗАДАНИЕ 1 (8 часов). Сбор материала по темам: «Изображения животных,
птиц», «Изображения рыб, морской растительности», «Народная игрушка» для
дальнейшего их использования в учебном процессе. Можно использовать Интернет.
ЗАДАНИЕ 2 (4 час.). Зарисовки предметов (посуды) вазы, кувшины, штофы и
т.д. для дальнейшего их использования в учебном процессе.
ЗАДАНИЕ 3 (5 часов). Повышение культурного уровня (посещение выставочных
залов, музеев, экскурсии), чтение литературы, участие в культурнопросветительских
мероприятиях.
Методические рекомендации
Данный раздел содержит методические рекомендации педагогическим работникам.
Занятия по данному предмету в основном практические и должны вестись педагогами,
которые являются художникамипрофессионалами. Теоретическая часть состоит из
вводного рассказа в 1 классе и кратких или более подробных бесед перед каждым
заданием, в которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и
показывает при надобности способы его выполнения. При этом используется
иллюстративный материал (репродукции и работы из методического фонда), учебные
плакаты. По ходу работы с детьми ведется беседа о художественных достоинствах и
недостатках их работ. Преподаватель уделяет достаточное внимание каждому ученику,
воодушевляя его и настраивая на преодоление трудностей.
Перед выполнением заданий педагогом заранее называется тема, чтобы учащиеся
могли самостоятельно подобрать необходимый (литературный, иллюстративный и т. д.)
материал, поразмыслить над оригинальным решением композиции, определиться с
выбором сюжета. Особенно это важно делать перед выполнением итоговых работ.
Для педагога очень важно на уроках создавать положительный эмоциональный фон.
В первом классе приходится много говорить, рассказывать. В этот период обучениянеобходимо и уместно многое разъяснять детям им всё ново, всё интересно.
Одновременно в общении с детьми необходимо стимулировать их творческую
деятельность, приобщать к художественной культуре и формировать художественный
вкус через пробуждение интереса к практической деятельности. Обучение практическими
упражнениями вызывает большую активность учащихся (что весьма актуально для детей
младшего возраста). Вспоминается в данном случае методический принцип К. Орфа:
«Делаю и в силу этого — знаю».
Из лучших работ, выполненных в глине учащимися в процессе обучения, создаётся
методический и выставочный фонды по скульптуре (фонд оценочных средств, включающий
контрольные работы, итоговые задания). Для дальнейшего использования в методической,
учебной деятельности также необходимо и фотографировать наиболее интересные,
творческие и/или правильно выполненные учебные работы.
Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретных
творческих работах, выполненных в материале (глине, скульптурном пластилине). Высота
работ примерно 1525 сантиметров.
Список методической литературы
1 Блинов Г.М. Сказки без слов. О народной игрушке. Тула: Приокское,1974. 128 с.;
2 Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. JL: Художник РСФСР, 1988. 336 с.;
3 Дорожин Ю.Г. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно
прикладного искусства. М.: МозаикаСинтез, 2005. 16 с.;
4 Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.
М.: МозаикаСинтез, 1999. 16 с;
5 Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. М.: Мозаика Синтез,
2004. 24 с.;
6 Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М.: МозаикаСинтез, 16 с.;
7 Дулысина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIIIXX веков. JL: Художник
РСФСР, 1988.216 с;
8 Тиханова В.А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах анималистах.
М.: Советский художник, 1990. 240 с.;
9 Федотов Геннадий. Послушная глина. М., ACT ПРЕСС. 1997.
10 Уразова Л.Н. Ксаверий Дуниковский. М.: Изобразительное искусство, 1986. 244 с.;
11 Учимся лепить. Советы начинающим. Библиотечка Юного художника». – М., Юный
художник, 2005.
Электронные книги (диски)
Средства обучения
Специально оборудованные учебные аудитории;
Работы учащихся прошлых лет.
Методический фонд; Наглядные пособия (таблицы);
Библиотечный фонд;
Электронные образовательные ресурсы;
Аудиовизуальный фонд.
Гипсовые слепки, муляжи.
Оборудования
Столы,
Печи для обжига керамики,
Шкафы для сушки работ,
Ванна для глины.
Раковина,
Стеки, дощечки для глины.
Пластилин,
Керамические глазури.
Глина скульптурная,
Гуашь,
Материалы