Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
28.11.2017
Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса. Является частью общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "живопись" по пятилетнему плану. Для учащихся с 10 лет. В учебных учреждениях дополнительного образования начальной предпрофессиональной подготовки (художественных отделениях школ искусств или художественных школ). Входит в состав вариативной части программы.Рабочая программа "Скульптура" для 1 класса рассчитана на первый год обучения (из трёх лет)
рабочая программа Скульптура.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Г. УстьИлимск
«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим советом
Протокол № ________
0т «___» ________2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО
«Школа искусств № 1»
____________Т. В. Сигачева
«___» _________2017г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Скульптура»
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», входит в состав её вариативной части
по пятилетнему сроку обучения
для обучающихся 1 класса
На 20172018 учебный год.
Николаева Оксана Валерьевна,
преподавателя
художественного отделения,
(первая категория)
УстьИлимск 2017г. Пояснительная записка
Программа учебного предмета разработана в соответствии с федеральными
государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в
области искусств (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 № 156)
и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
искусств» (утверждено приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86).
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Скульптура» входит в составе её вариативной части.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Скульптура вид изобразительного искусства, главной особенностью которого
является передача художественного образа через пластику объёмных форм. В этом
заключается отличие скульптурного изображения от иллюзорного изображения на
плоскости бумаги или холста. Произведение искусства, имеющее трёхмерную форму,
действительно существует в пространстве, обладает реальной объёмностью. Это свойство
скульптуры называют пластичностью, а достигается пластичность моделировкой или
лепкой.
Существует два основных вида скульптуры так называемая круглая и рельеф.
Разнообразные темы и задания программы направлены на знакомство с ними, изучение и
освоение посредством выполнения практических работ.
Форма проведения учебных аудиторных занятий. Занятия по предмету
проводятся мелкогрупповые.
Виды учебных занятий.
Аудиторные занятия: урок, практическое занятие, мастеркласс, лекция, беседа,
предметная олимпиада.
Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурнопросветительской деятельности МБОУ ДОД «Школа искусств №1».
Цель программы: целостное художественноэстетическое развитие личности и
приобретение художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету «Скульптура».
Задачи программы: формирование у учащихся комплекса знаний, умений и
навыков по скульптуре, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства (приобретение детьми
знаний, умений и навыков по выполнению практических работ скульптурных
композиций; знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
знание оборудования и пластических материалов; умение наблюдать предмет,
анализировать его объем, пропорции, форму; умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов; умение работать с натуры и по памяти; умение
применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и
пластического способов лепки).
Содержание учебного предмета «Скульптура»
Определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности, отражает распределение учебного материала по годам обучения.
В данном разделе формулируются результаты учебного процесса с учетом ФГТ.
Раздел содержит перечень знаний, умений, навыков, личностных качеств, приобретение
которых в процессе обучения обеспечивает программа учебного предмета.
Обучающиеся знакомятся с пропорциями человека и животных, основами
скульптурной композиции, пластической анатомии, с такими понятиями, как ритм,
контур, силуэт в скульптуре.
Учебно – тематический план
В 1 классе обучающиеся должны иметь представление о пластических материалах:
пластилине, глине и использовать в своей работе их физические свойства. Также знать
материалы, из которых может выполняться скульптура, иметь представление о свойствах
этих материалов и различия в способах их обработки.
Приобрести первоначальные профессиональные навыки работы лепка обеими
руками из целого куска, работа от общего к частному, уметь пользоваться инструментами
и т. д.
Знать основные принципы построения скульптурной композиции, соблюдать
порядок ведения работы.
Иметь представление о пропорциях фигуры человека и животного, изучать их
движения и статику.
Иметь понятие о декоративности в скульптуре.
Рекомендуются к выполнению следующие задания
Аудиторные занятия
Задания
Колво
часов
Самостоятельная работа
Задания
1 класс, 1 полугодие
Сбор материала по каждой из
предложенных тем. Зарисовки эскизов.
Посещение учреждений культуры,
участие в Празднике первоклассника и
других творческих мероприятиях.
Вводная беседа. Знакомство с
предметом
1. Свободная тема
2. Лепка с натуры овощей, фруктов
3. Лепка с натуры домашних животных
4. Сказочный герой животное
5. Сказочный герой человек
6. По сказкам. Двух фигурная
композиция
7.Мир животных и птиц. 2 фигуры
8.Семейство животных. Животные в
движении
9. Виды рельефов (контрольное задание)
1
1
2
2
2
2
4
2
4
6
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
2
2
1
4 10.Декоративная фактура. Упражнение
11. Сувенир к Новому году.
Всего:
2
6
34
1 класс, 2 полугодие
1. особенности керамической
скульптуры, изучение приемов лепки
пустотелых объемов из комка, из пласта.
2. Птица (декоративная). От зарисовки к
объему и фактуре
3. Рыба в море. Декоративная
композиция на подставке.
4. Натюрморт по воображению.
Использование плинта.
5. Народная игрушка. Лепка и роспись
(контрольное задание)
Всего:
Итого за год:
2
6
6
4
14
32
66
Сбор материала по предложенным
темам
Зарисовки предметов посуды
Посещение учреждений культуры,
участие в творческих мероприятиях
1
16
4
4
4
5
17
33
Содержание разделов и тем:
1 полугодие
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (34 часа)
1 УРОК (1 час): Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного
материала (репродукции и материалы методического фонда): ее видах, жанрах,
материалах, об инструментах и оборудовании мастерской.
Задача: Дать учащимся первоначальные сведения о скульптуре.
ЗАДАНИЕ 1 (1 час). Свободная тема. Обсуждение выполненных работ. На их
примере дать первое понятие о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции.
Задача: Знакомство преподавателя с классом. Выявить степень подготовленности
учащихся.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 2 (2 часа). Лепка с натуры фруктов и овощей (перец, яблоко,
патиссон, баклажан, морковь). 12 предмета по выбору. Размер: натуральная величина.
Задача:
Передача особенностей объемов, пропорций и форм модели (т.е.
выразительности). Обучать детей работе профессиональными скульптурными приемами
(разминать материал и лепить из целого куска, не допуская механического подхода к
выполнению задания, т.е. раскатывания шариков, конусов и т.д. и сборки отдельных
деталей). Обучать работе с натуры: умению наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму при постоянном сравнении с натурой. Дать первые понятия о массе и
объеме.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 3 (2 часа). Лепка с натуры (домашние животные).
Задача: Компоновка на плинте 12 предметов. Работа на правильность их весовых
соотношений. Детальная проработка формы. Понятие о круговом обзоре. Лепка обеими
руками. Размер: высота 57 см. Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 4(2 часа). Сказочный герой животное.
Задача: Стремление к максимальной выразительности образа, передача движения,
характера позы. Соотношение плинта и фигуры
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 5(2 часа). Сказочный герой человек.
Задача: Знакомство с пропорциями человеческой фигуры. Стремление к
максимальной выразительности образа, передача движения, характера позы.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 6 (4 часа). По сказкам. 2 фигуры по представлению.
1й УРОК: Лепка основных объемов выбранной композиции с учетом кругового
обзора. Выявление движения и взаимосвязи фигур. Цельность композиции.
2й УРОК: Проработка деталей, уточнение движения, формы.
Задачи: Передать взаимосвязь фигур, их отношения, настроение, характерные
особенности. Обратить внимание на цельность и выразительность, соотношение объемов и
круговой обзор.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 7 (2 часа). Мир животных и птиц. 2 фигуры..
Задачи: Выбор животных и птиц. Общее решение композиции. Лепка основных
объемов, соблюдение пропорций. Использование простого проволочного каркаса для
устойчивости фигурок. Дать понятие об основных принципах построения скульптурной
композиции, цельности, выразительности силуэта.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 8(4 часа). Семейство животных или животные в движении.
Задача: Дать понятие об основных принципах построения скульптурной
композиции. Заострить внимание на осуществлении взаимосвязи нескольких фигур,
цельности, выразительности силуэта, выражении эмоционального состояния (покой, страх,
настороженность и т.д.)
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 9 (6 часов). Виды рельефа. Одно плановый рельеф.
1й УРОК: Беседа и показ работ из методического фонда. Объяснение законов
сокращения предметов в рельефе. Лепка рельефа с изображением птицы. Плинт, рисунок,
лепка рельефа.
2й УРОК: Лепка декоративного рельефа без фона.
3йУРОК: Детальная проработка
Задачи: Последовательность и особенности работы в рельефе, построение
уплощенного объема. Силуэт, объем, отверстие.
Материал: пластилин.
ЗАДАНИЕ 10 (2 часа) Упражнение на декоративную фактуру. Декоративное
панно. Коллективная композиция.
Задачи: Умение работать в заданном размере. Использование различных приёмов
лепки, соединение деталей с плоскостью. Знакомство с глиной её готовностью к работе и
пластичностью.
Материал: глина. ЗАДАНИЕ 11.(6 часов) Сувенир к Новому году.
Задачи: закрепление полученных навыков лепки объемной или плоской скульптуры,
выполнение работы в материале для участия в конкурсе.
Материал: на выбор учащихся или преподавателя (глина, папьемаше, солёное тесто,
пластилин и др. материалы). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (16 часов)
ЗАДАНИЯ (16 час.): Сбор материала по темам: «Костюмы народов мира»,
«Изображения животных, птиц», «Изображения сказочных героев» для дальнейшего их
использования в учебном процессе.
В течение всего периода обучения в школе в рамках внеаудиторной работы должно
происходить визуальное знакомство учащихся со скульптурой (на примерах из мировой
культуры музеи, альбомы, монографии, экскурсии).
2 полугодие
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (32 часа)
ЗАДАНИЕ 1 (2часа). Особенности керамической скульптуры. Изучение
приёмов лепки пустотелых объёмов из комка и из пласта глины.
Задачи: научиться работать с глиной, определять степень её готовности к работе
для создания пустотелых керамических объёмов.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 2 (6 часов). Птица (декоративная).
1й УРОК: Передача пластики объемов, их пропорций, движения ритма
композиции. Изучение и отбор деталей (2 часа).
2й УРОК: Уточнение деталей, их декоративная проработка (2 часа).
3й УРОК: Завершение работы проработка и декорирование работы (2часа).
Задачи: Выразительность силуэта, круговой обзор, цельность композиции,
пластическое решение работы. Введение цвета, значение орнамента.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 3 (6 часов). Рыба в море. Декоративная композиция на высокой
подставке.
1й УРОК: Поиск вариантов композиции. Эскизы. Выбор лучшего. Начало лепки,
закладка основных масс. (2 часа).
2й УРОК: Общее решение композиции. Круговой обзор. Соотношение масс и
просветов, игра света и тени. (2 часа).
3й УРОК: Проработка деталей. Декоративное решение работы (2 часа).
Задачи: Развивать способность чувствовать соотношение масс и просветов в
скульптурной композиции. Формирование навыков перенесения мотивов растительного и
животного мира в скульптурное декоративное изображение. Значение цвета.
Материал: глина, роспись гуашью.
ЗАДАНИЕ 4 (4 часа). Натюрморт по воображению (3 предмета от большого
к малому), контрастный по форме, с драпировкой.
1й УРОК: Выполнение работы на плинте или без него, в зависимости от
композиции. Прокладка композиции в глине в обобщенных формах.
2й УРОК: Уточнение деталей, выравнивание поверхности.
Задачи: Круговой обзор. Знакомство со способом лепки из пласта. Развивать
чувство гармонии при составлении композиции, умение видеть ее и строить (лепить) в
целом и каждый объем в отдельности.
Материал: глина.
ЗАДАНИЕ 5 (14 часов). Народная игрушка. Лепка и роспись (контрольное задание).
1й УРОК: Беседа о народных промыслах, их отличительных особенностях. Лепка
основного объема (1 час).
2й УРОК: Передача характерного для промысла силуэта, пропорций. Лепка
игрушек простой формы «Петушок», «Павлин» (2 часа).
3й УРОК: Лепка игрушки с четырьмя ногами, (основа) «Лошадка», Барашек»,
«Козлик», «Корова» (2 часа).
4й УРОК: Лепка фигуры человека – игрушка «Барыня» лепка основы и
декорирование фигуры приставными деталями. (2 часа).
5й УРОК: лепка парной композиции «Мамка», «Нянька», «Любота», всадник на
коне» (2часа).
6й УРОК: Продолжение и завершение работы с фигурками. Подготовка работ к
обжигу и росписи.(2 часа).
7й УРОК: Эскиз росписи. Роспись работ гуашью (2 часа).
Задача: Знакомство с декоративными Народными промыслами на основе показа
работ Гжельских мастеров. Значение цвета и орнамента. Обобщение.
Материал: глина, роспись гуашью.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (17 часов)
ЗАДАНИЕ 1 (8 часов). Сбор материала по темам: «Изображения животных,
птиц», «Изображения рыб, морской растительности», «Народная игрушка» для
дальнейшего их использования в учебном процессе. Можно использовать Интернет.
ЗАДАНИЕ 2 (4 час.). Зарисовки предметов (посуды) вазы, кувшины, штофы и
т.д. для дальнейшего их использования в учебном процессе.
ЗАДАНИЕ 3 (5 часов). Повышение культурного уровня (посещение выставочных
залов, музеев, экскурсии), чтение литературы, участие в культурнопросветительских
мероприятиях.
Методические рекомендации
Данный раздел содержит методические рекомендации педагогическим работникам.
Занятия по данному предмету в основном практические и должны вестись педагогами,
которые являются художникамипрофессионалами. Теоретическая часть состоит из
вводного рассказа в 1 классе и кратких или более подробных бесед перед каждым
заданием, в которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и
показывает при надобности способы его выполнения. При этом используется
иллюстративный материал (репродукции и работы из методического фонда), учебные
плакаты. По ходу работы с детьми ведется беседа о художественных достоинствах и
недостатках их работ. Преподаватель уделяет достаточное внимание каждому ученику,
воодушевляя его и настраивая на преодоление трудностей.
Перед выполнением заданий педагогом заранее называется тема, чтобы учащиеся
могли самостоятельно подобрать необходимый (литературный, иллюстративный и т. д.)
материал, поразмыслить над оригинальным решением композиции, определиться с
выбором сюжета. Особенно это важно делать перед выполнением итоговых работ.
Для педагога очень важно на уроках создавать положительный эмоциональный фон.
В первом классе приходится много говорить, рассказывать. В этот период обучения необходимо и уместно многое разъяснять детям им всё ново, всё интересно.
Одновременно в общении с детьми необходимо стимулировать их творческую
деятельность, приобщать к художественной культуре и формировать художественный
вкус через пробуждение интереса к практической деятельности. Обучение практическими
упражнениями вызывает большую активность учащихся (что весьма актуально для детей
младшего возраста). Вспоминается в данном случае методический принцип К. Орфа:
«Делаю и в силу этого — знаю».
Из лучших работ, выполненных в глине учащимися в процессе обучения, создаётся
методический и выставочный фонды по скульптуре (фонд оценочных средств, включающий
контрольные работы, итоговые задания). Для дальнейшего использования в методической,
учебной деятельности также необходимо и фотографировать наиболее интересные,
творческие и/или правильно выполненные учебные работы.
Полученные в процессе обучения навыки реализуются обучающимися в конкретных
творческих работах, выполненных в материале (глине, скульптурном пластилине). Высота
работ примерно 1525 сантиметров.
Список методической литературы
1 Блинов Г.М. Сказки без слов. О народной игрушке. Тула: Приокское,1974. 128 с.;
2 Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. JL: Художник РСФСР, 1988. 336 с.;
3 Дорожин Ю.Г. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно
прикладного искусства. М.: МозаикаСинтез, 2005. 16 с.;
4 Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.
М.: МозаикаСинтез, 1999. 16 с;
5 Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. М.: Мозаика Синтез,
2004. 24 с.;
6 Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного
искусства. М.: МозаикаСинтез, 16 с.;
7 Дулысина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели XVIIIXX веков. JL: Художник
РСФСР, 1988.216 с;
8 Тиханова В.А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах анималистах.
М.: Советский художник, 1990. 240 с.;
9 Федотов Геннадий. Послушная глина. М., ACT ПРЕСС. 1997.
10 Уразова Л.Н. Ксаверий Дуниковский. М.: Изобразительное искусство, 1986. 244 с.;
11 Учимся лепить. Советы начинающим. Библиотечка Юного художника». – М., Юный
художник, 2005.
Электронные книги (диски)
Средства обучения
Специально оборудованные учебные аудитории;
Работы учащихся прошлых лет.
Методический фонд; Наглядные пособия (таблицы);
Библиотечный фонд;
Электронные образовательные ресурсы;
Аудиовизуальный фонд.
Гипсовые слепки, муляжи.
Оборудования
Столы,
Печи для обжига керамики,
Шкафы для сушки работ,
Ванна для глины.
Раковина,
Стеки, дощечки для глины.
Пластилин,
Керамические глазури.
Глина скульптурная,
Гуашь,
Материалы
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Скульптура" для уч-ся 1 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.