Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология
1 кл—4 кл
15.04.2017
Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов
РП технология 1-4.docx
І. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Личностные результаты освоения учебного предмета  технология Будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; – – – – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. – – – – – – Метапредметные   результаты освоения      «Регулятивные универсальные учебные действия»     учебного предмета технология   Выпускник научится: – – – – – – – – – – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.  «Познавательные универсальные учебные действия» Выпускник научится: – – – – – – – – – – – – – – осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно – следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;   осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.  «Коммуникативные универсальные учебные действия» Выпускник научится: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – – формулировать собственное мнение и позицию; – – – – – – договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнеров; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. Предметные результаты освоения учебного предмета  технология «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание» Выпускник научится: • называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать  их особенности; • понимать   общие     правила   создания   предметов   рукотворного   мира:   соответствие   изделия   обстановке,   удобство   (функциональность),   прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, ос4уществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.  Выпускник получит возможность научиться: • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; •понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).  «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» Выпускник научится: • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовок, формообразовании, сборке и отделке изделия),  экономно расходовать используемые материалы; • применять   приемы   рациональной   безопасной   работы   ручными   инструментами:   чертежными(линейка,   угольник,   циркуль),   режущими   (ножницы),   и колющими (швейная игла);  • выполнять   символические   действия   моделирования   и   преобразования   модели   и   работать   с   простейшей   технической   документацией:   распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их  и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные  и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. Выпускник получит возможность научится: • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; • прогнозировать   конечный   практический   результат   и   самостоятельно   комбинировать   художественные   технологии   в   соответствии   с конструктивной или декоративно – художественной задачей.  «Конструирование и моделирование» Выпускник научится: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств  конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; • изготавливать несложные конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Выпускник получит возможность научиться: • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями разверток этих форм;  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи   определенной художественно­ эстетической информации, воплощать этот образ в материале. «Практика работы на компьютере» Выпускник научится: • соблюдать   безопасные   приемы  труда,   пользоваться   персональным   компьютером   для  воспроизведения   и  поиска   необходимой  информации  в   ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско­технологических задач; • использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point. Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки. II. Содержание учебного предмета «Технология» 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания  Трудовая деятельность  и её  значение  в жизни человека.  Рукотворный  мир  как  результат   труда  человека;  разнообразие  предметов  рукотворного  мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно­прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.  Элементарные   общие   правила   создания   предметов   рукотворного   мира   (удобство,   эстетическая   выразительность,   прочность;   гармония   предметов   и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).  Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в   организации   работы.   Контроль   и   корректировка   хода   работы.   Работа   в   малых   группах,   осуществление   сотрудничества,   выполнение   социальных   ролей (руководитель и подчинённый).  Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг,   для   организации   праздников,   для   самообслуживания,   для   использования   в   учебной   деятельности   и   т.   п.   Выполнение   доступных   видов   работ   по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты  Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.  Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно­художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.  Инструменты   и   приспособления   для   обработки   материалов   (знание   названий   используемых   инструментов),   выполнение   приёмов   их   рационального   и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор   и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,   и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).  Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.  3. Конструирование и моделирование  Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).  Конструирование и моделирование изделий из различных  материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико­технологическим,   функциональным,   декоративно­художественным   и   пр.).   Конструирование   и   моделирование   на   компьютере   и   в   интерактивном конструкторе.  4. Практика работы на компьютере  Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.  Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие   приёмы   поиска   информации:   по  ключевым   словам,   каталогам.   Соблюдение   безопасных   приёмов   труда   при   работе   на   компьютере;   бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).  Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Тематическое планирование 1 класс Содержание предмета Давайте познакомимся. – 3 ч. Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать   критерии выполнения изделия и  навигационную систему учебника (систему   условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации (задавать  и    Как учебником. работать с   Я   и   мои друзья.  Материалы и  инструменты.  Организация рабочего  места. Что такое технология. Природный материал.  Пластилин.  Пластилин.  Растения.  Растения. «Осенний урожай».    Проект отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию и переводить ее в   знаково­символическую систему (рисунок­ пиктограмму). Находить  и  различать  инструменты, материалы.  Устанавливать  связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.   Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и  материалы, убирать рабочее место. Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть  виды деятельности,  которыми  школьники  овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными  умениями.   Прогнозировать  результат своей деятельности. (чему научатся). Человек и земля (21 ч) Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять  природные материалы их   виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать  правила     сбора   и   хранения   природных   материалов.  Осмысливать  значение   бережного   отношения   к   природе. Соотносить  природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять  практическую работу   из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать  аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья  похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой на  слайдовый  или  текстовый план. Соотносить  план  с собственными действиями. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)  свойства пластичных материалов. Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами.   Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя. Корректировать выполнение изделия.    Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти  виды планов. Сравнивать свойства раз­личных    природных мате­риалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.  Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые  материалы для выполнения  изделия. Осваивать приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.    Составлять композицию их  природных материалов.   Составлять план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога» Осмысливать значение  бережного отношения к природе. Актуализировать знания  об овощах. Осмысливать значение растений для человека.   Выполнять практическую работу по получению и сушке семян. Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание).  Подбирать  материал для выполнения  изделия.  Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план,  использовать  «Вопросы юного технолога», распределять роли,   проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое  мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы  над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. Бумага.  Насекомые.  Дикие животные.  Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять  свойства бумаги   (состав, цвет, прочность);  определять виды бумаги  по цвету и толщине.   Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы  с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.  Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.  Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.   Использовать  различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы).  Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее.  Осваивать  приемы   соединения   природных материалов при помощи пластилина.  Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность  при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога». Осваивать приемы  создания  изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под  руководством учителя:  распределять  роли,  составлять план на основе  «Вопросов юного технолога»,  обсуждать  план   в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия;  проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника,  излагать  свое   мнение.  Отбирать  материал   для   выполнения   изделия   по   тематике,     цвету,   размеру,  проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. Новый   год.  Проект «Украшаем   класс   к новому году». Украшение   на   елку. Украшение на окно. Использовать  умения   работать     над   проектом   под   руководством   учителя:    составлять  план,   используя     «Вопросы   юного технолога»;  распределять  роли,      проводить  самооценку.  Слушать  собеседника,  излагать  свое   мнение,  осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.  Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и  раскрой бумаги без ножниц  в технике обрывания по контуру.  Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов  собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. Домашние животные. Использовать приемы работы с пластилином:  скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать  форму и цвет  реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий.  Планировать  и  осуществлять  работу,   на основе представленных   в учебнике слайдов и текстовых планов,  сопоставлять  эти виды планов.  Определять  по слайдовому плану  последовательность  выполнения   изделия.  Определять и использовать  приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека. Такие разные дома.  Посуда.  Свет в доме.  Мебель  Одежда Ткань, Нитки  Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и  собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах,  используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать,   сопоставлять  свойства   гофрированного   картона.  Проводить   эксперимент  по   определению   способа   сгибания гофрированного   картона   (вдоль   линий).  Создавать  макет     дома   из  разных   материалов   (гофрированный   картон   и  природные материалы) Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.  Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана. Использовать  умения   работать     над   проектом   под   руководством   учителя:  ставить  цель,  составлять   и   обсуждать  план выполнения   изделия,   используя     «Вопросы   юного   технолога»,  распределять  роли,  проводить  оценку   качества   выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое  мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе   одной   технологии,   самостоятельно   составляя   план   их   выполнения.  Использовать  приемы   работы   с   пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание,   вдавливание.  Анализировать  форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Использовать  правила   сервировки   стола   для   чаепития   при   создании   композиции   «Чайный   сервиз».      Осваивать  правила поведения за столом. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять  рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ,  находить  элементарные причинно­следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов,  сопоставлять  эти виды планов.  Осваивать  правила работы с шилом и  подготавливать рабочее   место.  Выполнять  раскрой   деталей   изделия   с   использованием   шаблона   и   соединение   деталей   при   помощи   клея   и пластилина. Выбирать удобный для себя план работы над изделием. Планировать и осуществлять  работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.  Выбирать  необходимые инструменты, материалы  и приемы работы.  Использовать  способы работы с бумагой, выполнять  раскрой деталей по шаблону,  оформлять  изделие по собственному эскизу.  Осваивать  правила ухода за мебелью и уборки   квартиры.  Составлять  рассказ,   основываясь   на   своем   опыте,   об   инструментах,   приспособлениях   и   материалах, необходимых для уборки квартиры. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)   текстильные и волокнистые  материалы. Под руководством учителя  определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и  применение в быту и на производстве.    Осуществлять  подбор   тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.  Определять  инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.    Планировать и осуществлять  работу, на основе представленных   в учебнике слайдов и текстовых планов,  сопоставлять  эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение. Учимся шить Передвижение по земле  Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и  использовать  их для оформления изделий.  Сравнивать  различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков.  Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.  Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать приемы работы с конструктором: знакомство с видами  деталей и способами  их соединения. Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять «правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой  стрелки). Осваивать разные виды соединений   деталей   (подвижное   и   неподвижное).  Моделировать   и   собирать  изделие   из   конструктора,  проектировать конструкцию простого бытового механизма ­ тачки. Планировать и осуществлять работу,  на основе представленных  в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте. Вода   в   жизни   человека. Вода в жизни растений.  Питьевая вода.  «Человек и вода» 3 часа Исследовать   значение воды в жизни человека, животных, растений.  Осуществлять  поиск необходимой информации о воде, ее значение   для   развития   жизни   на   земле,   использовании   воды   человеком   (способом   добывания   питьевой   воды   из­под   земли; значением   воды  для   здоровья   человека),   о  передвижении   по  воде   и   перевозке   грузов   с  использованием   водного   транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Осваивать  способы   проращивания   семян   в   воде.  Проводить  эксперимент,  исследовать  всхожесть   семян,  наблюдать  и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты  и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями. Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба  из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.).   Самостоятельно  анализировать  образец.  Конструировать  макет колодца.  Использовать  известные свойства материалов при определении   приемов   выполнения   изделия.  Сравнивать  способы   и   приемы   выполнения   изделия.  Составлять   и   оформлять композицию по образцу или собственному замыслу.  Использовать  различные виды материалов для создания композиции и ее Передвижение по воде.  Использование ветра.  Полеты птиц.  Полеты человека. Способы общения.   оформления. Анализировать  процесс  сборки реального объекта (плота),  конструировать  макет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами» Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения   детали.  Исследовать  различные   материалы   на   плавучесть.  Использовать    известные     свойства   материалов   при определении приемов выполнения изделия.  Определять  используемые   материалы   и   инструменты   по   слайдам   готовых   изделий.  Осваивать  приемы  техники   «оригами». Сравнивать модели одного изделия, выполненные из разных материалов. Использовать  умения работать над проектом под руководством учителя:  ставить  цель,  составлять  план, используя «Вопросы юного технолога»,  распределять  роли,  проводить  самооценку,  обсуждать  план.  Слушать  собеседника,  излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. «Человек и воздух» 3 часа. Осуществлять  поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять  полученную   информацию   со   знаниями,   полученными   на   других   предметах,   из   собственных   наблюдений   и прочитанных книг. Сравнивать современные и старинные  виды летательных аппаратов. Приводить  собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке.  Осваивать  соединение деталей с помощью кнопки.  Использовать  приемы работы с бумагой.  Выполнять  украшение изделия по собственному замыслу. Осваивать  новый   способ   изготовления     мозаики,   применяя   технику   «рваной   бумаги».  Подготавливать  своё   рабочее   место, рационально  размещать  материалы и инструменты,  соблюдать  технику безопасности,  закреплять  навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги».  Изготавливать  по   образцу   в   соответствии   с   планом   аппликацию   из   бумаги, последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать  технологию   моделирования.   Использовать   навыки   работы   с   бумагой,   правила   работы   с   ножницами   и   клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план. Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз,  тем скорость падения парашюта выше.)   и   контролировать  корректировать   Человек и информация­3часа. Осуществлять поиск информации  о способах общения.  Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно  делать простые выводы  и обосновывать их.  Осваивать  способы   работы   с   новым   материалом       ­   глина   ­     и   нанесение   на   нее   рисунка   с   помощью   стеки.   Переводить информацию в разные знаково­символические системы (анаграммы, пиктограммы) телефонные   Важные номера,  Правила движения.  Компьютер. Самостоятельно  анализировать  образец,  определять  недостающие детали.  Использовать  известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия  Определять необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану. Осуществлять поиск информации  о способах  передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково­символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение.    Составлять  таблицу   важных   телефонных   номеров,   маршрута   передвижения   от   дома   до   школы,  использовать  для   этого информацию   из   учебника   ОБЖ   и   собственный   опыт.   (Закрепить   знания   о   способах   обеспечения   собственной   безопасности). Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут. Осуществлять поиск информации   о компьютере, его составных частях, сферах применения.   Осваивать правила безопасного использования компьютера.  Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого. Тематическое планирование 2  класс Содержание предмета Здравствуй,  дорогой   друг.   Как  работать с  учебником (1ч)   Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.  Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога» Земледелие (1ч) Человек и земля (23 ч) Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для  человека. Технология выращивания лука в домашних условиях.   Наблюдение за ростом  растения  и оформление записей  происходящих изменений. Понятие: земледелие. Профессии: садовод, овощевод. Практическая работа: «Выращивание лука» при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие:  «мозаика». Изделие: «Попугай» Полёты человека (1ч) Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений  работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие:  летательный аппарат. Изделия: «Самолёт», «Парашют» Человек и информация 4 ч) Способы общения (1ч) Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание  рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково­символические системы  (пиктограммы). Использование знаково­символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо» Важные телефонные  номера.  Правила движения (1ч) Компьютер (1ч) Посуда (4 ч) Закрепление приёмов  работы с пластилином.  Знакомство с новой  техникой изготовления из­ делий — тестопластикой.   Проект «Праздничный  стол» Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково­символическую систему. Осмысление значения  дорожных знаков для  обеспечения  безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое  отображение. Изделие: «Важные телефонные номера» Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятия: компьютер, Интернет Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи  глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер­корзинщик. Понятия:  керамика, глазурь. Изделие: «Корзина с цветами» Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые» Сравнение  приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера.  Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста. Профессии: пекарь, кондитер.  Понятия: тесто пластика. Изделие: «Игрушка из теста» Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по  внешним признакам, составу, приемам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности  выполнения работы Народные промыслы (5 ч) Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения  орнамента на объёмное изделие. Техника: папье­маше, грунтовка. Понятия: народно­прикладное искусство, орнамент. Изделие: «Золотая хохлома» Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги. Понятия: имитация, роспись, подмалёвок.  Изделие: «Городецкая роспись» Особенности народного  промысла городецкая  роспись.  Особенности народного  промысла дымковская  игрушка.  История матрёшки.  Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана  работы по изготовлению изделия. Изделие: «Дымковская игрушка» Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка).  Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево­по­садская), полховско­майдановская, авторская.  Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей Выполнение деревенского  пейзажа в технике  рельефной картины.  Домашние животные и  птицы (3 ч) Природные материалы для  изготовления изделий:  пшено, фасоль, семена и т.  д.  Проект «Деревенский  двор» Новый год (1ч) Строительство (1ч) учителя) В доме (4 ч) Проект: «Убранство  избы» из разных материалов при помощи клея. Профессии: игрушечник, резчик по дереву. Изделие: «Матрешка Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков  пластилина. Понятия: рельеф, пейзаж. Изделие: пейзаж «Деревня» Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки  лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц.  Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок. Профессии: животновод, коневод, конюх. Понятия:  лицевая сторона, изнаночная сторона. Изделие: «Лошадка». Практическая работа: «Домашние животные» Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения  разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика. Изделия: «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору учителя) Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы на основе рубрики «Вопросы  юного технолога». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки. Понятие: развёртка История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления  изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд. Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору учителя Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества.  Значение слов «родина», «родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы,  используемые при строительстве избы. Вариант 1. Выполнение работы в технике полу объёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им  объёма, скручивание деталей с помощью карандаша. Вариант 2. Работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной  скорлупы, особенности работы с ней. Профессии: плотник. Понятия: кракле, венец, наличник, причелина. Изделия: «Изба», «Крепость» (по выбору Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым  инструментом — циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие: циркуль. Изделие: «Домовой».  Практическая работа: «Наш дом» Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и  приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы её использования. Сравнение русской печи с видами  печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана из­ Ткачество.  Мебель, традиционная для  русской избы Народный костюм (4 ч) Внешние признаки тканей  из натуральных волокон. Создание национального  костюма (женского и  мужского).  Технология выполнения  строчки косых стежков.  Способ оформления  изделий вышивкой.  Рыболовство (3 ч) Проект «Аквариум» Полу объёмная аппликация. готовления изделия по иллюстрации. Профессии: печник, истопник. Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток. Изделие: «Русская  печь» сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление  модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений. Понятия: переплетение,  основа, уток. Изделие: «Коврик» . Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы»: создание и  оформление композиции «Убранство избы». Изделие: «Стол и скамья» Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона  проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в три нити. Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение. Изделие: «Русская красавица» 1 Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической  карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону. Изделие: «Костюмы для Ани и  Вани» (на данном уроке можно изготовить модель национального костюма своего региона) Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы  иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье. Изделие: «Кошелёк» Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология  выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации. Понятие: пяльцы. Профессии: пряха, вышивальщица. Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка» Человек и вода (3 ч) Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники — «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на  рабочем месте. Профессия: рыболов. Понятия: рыболовство, изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка» Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.  Понятие: аквариум. Изделие: «Аквариум» Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных  текстов для презентации изделия. Понятия: русалка, сирена. Изделие: «Русалка» Человек и воздух (3 ч) Птица счастья (1ч) Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.  Понятия: оберег, оригами. Изделие: «Птица счастья» Использование ветра (2 ч) Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки.  Флюгер, его назначение,  конструктивные осо­ бенности, использование. Книгопечатание (1ч) Подведение итогов за год.  Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятие: мельница. Профессия: мельник. Изделие: «Ветряная мельница» Новый вид материала — фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки. Понятия: фольга, флюгер. Изделие: «Флюгер» Человек и информация (3 ч) История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке. Понятия: книгопечатание, книжка­ширма. Изделие:  «Книжка­ширма» Заключительный урок (1 ч) Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. Примечание. Заключительный урок можно провести совместно с родителями в разных формах: в виде выставки достижений  учащихся за год, экскурсии, конференции. Подведение итогов работы по предмету «Технология» можно организовать во  внеурочное время Тематическое планирование 3  класс Содержание предмета Здравствуй,  дорогой  друг!   Как   работать с учебником.  Путешествуем по городу (1 ч). Архитектура (1ч) Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления  изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления  изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно­исторической среде, в инфраструктуре  маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод Человек и земля (21 ч) Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с  ножом. Объемная    модель   дома.    Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии:   архитектор,   инженер­ строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа. Изделие: «Дом» Городские постройки (1ч) Парк (1ч) ландшафтного дизайна Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с  плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоско­ губцы, телебашня. Изделие: «Телебашня» Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из  природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный  дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово­парковое искусство, тяпка, секатор. Изделие: «Городской парк» городского хозяйства и Проект «Детская площадка» (2 ч) Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической  Ателье мод. Одежда. Пряжа и  ткани (2 ч) Изготовление тканей (1ч) Вязание (1ч) Одежда для карнавала (1ч) карты. Работа в мини­группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание  тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания  изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия:  технологическая карта, защита проекта. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели» Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды.  Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические  волокна. Способы украшения одежды — «вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы иглой. Различные виды  швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых и петельных и кресто­ образных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая  одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, вышивание, монограмма, шов. Практическая работа: «Коллекция тканей». Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных  стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Аппликация из ткани Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка.  Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу.  Сочетание цветов в композиции. Профессии: прядильщица, ткач. Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. Изделие:  «Гобелен» Новый технологический процесс — вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей.  Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.  Понятия: вязание, крючок, воздушные петли. Изделие: «Воздушные петли» Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных  костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью.  Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии. Понятия: карнавал, крахмал, кулиска. Изделия: «Кавалер», «Дама» Бисероплетение (1ч) Кафе (1ч) Фруктовый завтрак (1ч) Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности.  Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисеро плетения. Понятия: бисер,  бисероплетение. Изделия: «Браслетик „Цветочки"», «Браслетик „Подковки"». Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.  Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню. Изделие: «Весы» Практическая работа: «Тест „ Кухонные принадлежности "». Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической  обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при  приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость. Изделие (по выбору учителя): «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Практическая работа: «Таблица „Стоимость завтрака "» Колпачок­цыпленок (1ч) Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка  для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента. Изделие: «Колпачок­цыпленок» Бутерброды (1ч) Салфетница (1ч) Магазин подарков (1ч) Золотистая соломка (1ч) Упаковка подарков (1ч) Блюда, не требующие тепловой обработки — холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту.  Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с  использованием разных ингредиентов. Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя) Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения  праздничного стола с использованием симметрии. Понятия: салфетница, сервировка. Изделия: «Салфетница», «Способы  складывания салфеток»  Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик,  бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с  пластичным материалом (тесто­пластика). Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина,  этикетка, брелок. Изделие: «Солёное тесто», «Брелок для ключей» место. Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Ее  использование в декоративно­прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки — холодный и горячий. Из­ готовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка,  междоузлия. Изделие: «Золотистая соломка» Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного Автомастерская (1ч) Грузовик (1ч) Мосты (1ч) Водный транспорт (1ч) Океанариум (1ч) Фонтаны (1ч) Фонтаны. Виды и конструктивные  особенности фонтанов.  Изготовление объёмной модели  сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен  (взрослому или ребенку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и  назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка. Понятия: упаковка, контраст, тональность. Изделие: «Упаковка подарков» Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи  вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных  фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Профессии: инженер­ конструктор, автослесарь Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань. Изделие: «Фургон «Мороженое» Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для  работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное.) Сборка из­ делия. Презентация. Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа: « Человек и земля» Человек и вода (4 ч) Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные  особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с раз­ личными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из­под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения  деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.  Изделие: модель «Мост» Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой.  Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты. Профессии:  кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка. Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя) Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные).  Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных  материалов. Проект «Океанариум» Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков  выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум. Практическая работа:  «Мягкая игрушка». Изделие: «Осьминоги и рыбки» Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя материалы учебника и собственные  наблюдения. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Организовывать  рабочее место. Сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта. Анализировать план изготовления  изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи фонтана из пластичных материалов  по заданному образцу. Понятия: фонтан, декоративный  водоем. Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода» Зоопарк (1ч) Вертолетная площадка (1ч) Воздушный шар (1ч) Переплётная мастерская (1ч) Почта (1ч) Кукольный театр (2 ч) пластичных материалов. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. Выполнять оформление  изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие Человек и воздух (3 ч) Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами.  Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.  Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям. Понятия: оригами, бионика.  Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест „Условные обозначения техники оригами"» Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора.  Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Понятия: вертолёт, лопасть. Изделие: «Вертолёт „Муха"» Техника «папье­маше». Применение техники папье­маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье­маше».  Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных  шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Понятия: папье­маше. Изделия: «Воздушный шар».  Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность) Изделия: «Композиция „Каоун"». Практическая  работа: «Человек и воздух» Человек и информация (5 ч) Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки,  корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование  изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».  Профессии: печатник, переплётчик. Понятия: переплёт. Изделие: «Переплётные работы» Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная    деятельность   почтальона. Виды почтовых отправлений Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. За­ полнение бланка почтового отправления. Профессии: почтальон; почтовый служащий. Понятия: корреспонденция, бланк.  Изделие: «Заполняем бланк» Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника­декоратора, кукловода. Пальчиковые  куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление   способов    передачи   информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Проект «Готовим спектакль». Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых  кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. Изготовление пальчиковых кукол. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Афиша (1ч) Презентация, работа с технологической картой, расчет стоимости изделия. Профессии:  кукольник, художник­декоратор, кукловод. Понятия: театр, театр кукол, программа. Изделие: «Кукольный театр» Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение  документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. Изделие: «Афиша» Тематическое планирование 4  класс Содержание предмета Как работать с учебником (1ч) Вагоностроительный завод (2 ч) Полезные ископаемые (2 ч) Малахитовая шкатулка.  Автомобильный завод (2 ч) Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с  технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты,  технологический процесс, приёмы работы Человек и земля (21 ч) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели  вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны.  Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона,  цистерна, рефрижератор, хоппер­дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на  территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Изделие: «Буровая  вышка» Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с  пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная  работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Профессия: мастер по камню. Изделие: «Малахитовая шкатулка». Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «Камаз». Имитация бригадной работы (рекомендуется  разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при  сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.  Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Монетный двор (2 ч) Фаянсовый завод (2 ч) Швейная фабрика (2 ч) Освоение технологии создания  мягкой игрушки.» Обувное производство (2 ч) Деревообрабатывающее  производство (2 ч)  «Лесенка­опора для растений» Кондитерская фабрика (2 ч) Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по  фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.  Изделие: «Стороны медали», «Медаль» Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов  технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями  профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс» Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей.  Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов  технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с  иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное  производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер. Изделие: «Прихватка» Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять  при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Понятия: мягкая  игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка», «Птичка Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов,  используемых для  производства обуви. Виды обуви и её  назначение. Знакомство с  технологическим   процессом   производства обуви (конструкция, последовательность опера­ ций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация  производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная  обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви» Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины.  Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное  декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож­косяк. Изделие: «Технический рисунок лесенки­опоры для растений», Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао­ Бытовая техника (2 ч) Тепличное хозяйство (1ч) Водоканал (1ч) Порт (1ч) Узелковое плетение (1ч) бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при  приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог­кондитер. Понятия: какао­ бобы, какао­крупка, какао тертое, какао­масло, конширование. Практическая работа: «Тест „Кондитерские изделия"». Изделие: «Пирожное „Картошка"», «Шоколадное печенье» Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы  с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой  электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила  утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии:  слесарь­электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь,  инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: «Тест „Правила эксплуатации   электронагревательных   приборов"». Изделие:   «Настольная   лампа»,   «Абажур. Сборка настольной Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор  семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания  растения. Уход за растениями. Создание мини­теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних  условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат,  рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» Человек и вода (3 ч) Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности  экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды,  определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды» Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при  помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов.  Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно­морская база, морской узел Практическая работа: «Технический рисунок  канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница» Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного  плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет» Самолётостроение.  Ракетостроение (3 ч) Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и  космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с  Человек и воздух (3 ч) металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета,  искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолёт» Ракета­носитель Летательный аппарат. Воздушный  змей.  Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о  бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: «Ракета­носитель» Знакомство с историей возникновения воздушного   змея.   Конструкция   воздушного  змея. Освоение правил разметки  деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей» Создание титульного листа (1ч)  «Титульный лист» Работа с таблицами (1ч) Создание содержания книги (1ч) Переплётные работы (2 ч) путешественника» Итоговый урок (1ч) Человек и информация (6 ч) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с  работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и  использование её особенностей при издании Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно­издательская обработка, вычитка, оригинал­ макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист» Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка,  столбец. Изделие: работа с таблицами ИКГ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно­издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта  «Издаем книгу». Практическая работа: «Содержание» Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов).  Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац,  слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье втачку,  форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: Книга «Дневник путешественника» Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью  учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ № п/п 1. Разделы, темы Давайте познакомимся Рабочая программа 6                Количество часов Рабочая программа по классам 1 кл. 3 2 кл. 1 3 кл. 1 4 кл. 1 Таблица тематического распределения количества часов: 2. 3. 4. 5. Человек и земля. Человек и вода Человек и воздух Человек и информация Итого 86 13 12 17 135 21 3 3 3 33 23 3 3 4 34 21 4 3 5 34 21 3 3 6 34 Таблица тематического распределения количества часов: Разделы, темы № п/п 6. Давайте познакомимся 7. Человек и земля. 8. Человек и вода 9. Человек и воздух 10.Человек и информация Итого                Количество часов Рабочая  программа 6 3 кл. 1 Рабочая программа по классам 1 кл. 3 2 кл. 1 86 13 12 17 135 21 3 3 3 33 23 3 3 4 34 21 4 3 5 34 4 кл. 1 21 3 3 6 34

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 1 – 4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017