Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математические
головоломки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа
содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым
к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика
изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный
процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий
вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются
знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе
самостоятельной работы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;Познавательные УУД:
умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
умения устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и
выводы;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
задач.
Коммуникативные УУД:
развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных
дисциплин, применение в повседневной жизни;
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации),
точно
и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять
математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический);
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных
геометрических объектах;
умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения
учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебнопознавательному
направлению «Математические головоломки» обучающиеся должны/получат возможность
знать/понимать:
основные ключевые понятия математики;
способы решения головоломок, ребусов;
некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
о некоторых великих математиках и их достижениях;
об открытии нуля;
признак делимости на 11;
иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады; числа палиндромы;
методы рассуждений;
уметь:
простые и сложные высказывания;
составные части математических высказываний;
необходимые и достаточные условия.
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
правильно употреблять математические термины;
решать задачи на математическую логику;
строить логические рассуждения;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для решения задач.
Содержание курса
Раздел
I . Из истории математики 6 часов
Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? Что дала
математика людям? Зачем ее изучать? Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в
счёте. Счет пятерками, десятками, двадцатками по количеству пальцев рук и ног «счетовода».
Цифры у разных народов. Математическая наука в Вавилоне. Иероглифическая система древних
египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр.
Раздел
II . Великие математики 6 часов
Пифагор и его школа. Архимед. Краткое описание жизни Архимеда. Рассказ о
жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда. Закон Архимеда. Архимедово правило
рычага. Изобретения и приспособления Архимеда. Задачи на переливание жидкостей. Мухаммед
из Хорезма и математика Востока. Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого.
Доклады о великих математиках.
Глава
III . Из науки о числах 9 часов
Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады.
Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Получение
палиндрома из любого числа. Признак делимости на 11. Числа счастливые и несчастливые.
Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и
несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).
Арифметические ребусы. Приемы быстрого счета. Числовые головоломки.
Арифметическая викторина.
Глава
IV
. Логика в математике 8 часов
Логические рассуждения. Методы рассуждений. Простые и сложные высказывания.
Составные части математических высказываний. Необходимые и достаточные условия. Задачи
на математическую логику. Задачи на планирование.
V . Геометрические головоломки 5 часов
Головоломка Пифагора. Колумбово яйцо. Квадратура круга. Лист Мебиуса. Применение
листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. Соразмерность.Тематическое планирование.
6 класс «Математические головоломки»
Раздел и основное содержание темы
Количество
часов
Из истории математики
Арифметика каменного века
Числа начинают получать имена
Загадка числа «7»
Живая счетная машина
Дюжины и гроссы
Математика Вавилона
Великие математики
Пифагор и его школа
Архимед
Задачи на переливание жидкостей
Мухаммед из Хорезма
Развитие математики в России
Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика»
Из науки о числах
Открытие нуля
Число Шахеризады
Любопытные свойства натуральных чисел
Признак делимости на 11
Числа счастливые и несчастливые
Арифметические ребусы
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1
1.1
1
1.2
2
1.3
3
1.4
4
1.5
5
1.6
6
2
2.1
7
2.2
8
2.3
9
2.4
10
2.5
11
2.6
12
3
3.1
13
3.2
14
3.3
15
3.4
16
3.5
17
3.6
18Некоторые приемы быстрого счета
Числовые головоломки
Арифметическая викторина
Логика в математике
Учимся правильно рассуждать
В математике «не», «и», «или»
Понятия «следует», «равносильно»
Составные части математических высказываний
Верные и неверные высказывания
Необходимые и достаточные условия
Затруднительные положения
Несколько задач на планирование
Геометрические головоломки
Головоломка Пифагора
Удивительные луночки
Колумбово яйцо
Лист Мебиуса
Не верь глазам своим
3.7
19
3.8
20
3.9
21
4
4.1
22
4.2
23
4.3
24
4.4
25
4.5
26
4.6
27
4.7
28
4.8
29
5
5.1
30
5.2
31
5.3
32
5.4
33
5.5
34
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1