Рабочая программа по внеурочной деятельности
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
3 кл
11.02.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» разработана на основе авторской программы Л.Я. Желтовской и Л.М. Мышак «Секреты русского языка», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа призвана способствовать опережающему развитию детей, созданию поля успешности в изучении русского языка. Рассчитана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад «Надежда» г. Вязьмы Смоленской области Принята                                                                         Утверждена  на педагогическом совете                                            приказом №  протокол №                                                                    от             ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"                                                       Программу составила                                                                                учитель начальных классов                                                                                   Степанова Екатерина Викторовна         Рассмотрена   на заседании методсовета протокол №   от ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Секреты   русского языка» разработана на основе авторской программы Л.Я. Желтовской и Л.М. Мышак «Секреты русского языка», составлена в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования Тип программы – общеобразовательная. Направление – общеинтеллектуальное. Программа   внеурочной   деятельности   «Секреты   русского   языка» создана для активизации работы с учащимися. Она призвана способствовать их опережающему развитию созданию поля успешности в изучении русского языка. Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень   сформированности   ключевых   компетенций   младших   школьников, важнейшими   из   которых   являются   коммуникативно­речевые   и познавательные,   связанные   с   универсальным   умением   читать.   Концепция программы   базируется   на   двух   связанных   понятиях:   с   одной   стороны, углубленное изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтения», способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа   над   изучением   явлений   русского   языка   способствует общеинтеллектуальному развитию ребенка. Цель программы: активизировать развитие детей через изучение русского языка   на   повышенном   уровне   для   их   самореализации   и   подготовки   к дальнейшему   обучению,   повысить   уровень   овладения   русским   языком. Задачи: ­ обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;   ­ раскрыть творческие способности детей; ­ стимулировать интеллектуальное развитие детей; ­ формировать эффективную речевую деятельность; ­ формировать ключевые компетентности учащихся; ­ формировать умение самостоятельной работы с текстами; ­   формировать   основы   общей   культуры   через   изучение   русского   языка   и литературы на повышенном уровне; 2 ­   воспитывать   патриотизм,  любовь   к   народу   через   формирование   любви   к родному языку; ­ способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребенка.  Возраст участников программы Программа   «Секреты   русского   языка»   рассчитана   для   учащихся   3 класса общеобразовательной школы. Режим занятий     Учебный курс рассчитан на 1 год, 2 часа в неделю (68 часов в год). Продолжительность одного занятия 45 минут. Место проведения – учебный класс, библиотека. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).  Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану.  Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать  информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие тексты.  Коммуникативные УУД: оформлять  свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне предложения или небольшого текста);  слушать  и  понимать  речь   других;   пользоваться   приёмами   слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  3                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (формы организации и виды деятельности) Фонетика (9 часов) Занятие 1. Вводное занятие «В гости к Алфавиту» (1ч) Беседа о происхождении русского алфавита, порядке букв в алфавите. Упражнение   на   запоминание   алфавита.   Практическое   использование алфавита.  Занятие 2. Наши помощники звуки, буквы и слова (1ч) Звуки   речи.   Звуковое   строение   слов.   Игры   с   буквами   и   словами. Смыслоразличительная   роль   звуков   и   букв.   Упражнения   в   отчетливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи «невпопад»). Занятие 3. К таинам звуков и букв (1ч) Находить в слове и правильно произносить  звуки. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Давать качественную характеристику звука. Игровые упражнения. Занятие   4   –   5.  Встреча   с   «иотиком»   (расширение   представлении   о йотированных звуках) (2ч)                    Йотированные звуки. Обозначение иотированных звуков. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Игровые упражнения. Занятие 6 – 7. «Чей это звук».  Метаграммы (2ч) Игровые упражнения. Метаграммы. Занятие 8. Хитрый звук. Игра «Найди звук» (1ч) Упражнения   на   сопоставление   и   подбор   слов,   отличающихся   одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Занятие 9. Конкурс «Друзья русского языка» (1ч) Участие в конкурсе «Друзья русского языка». Морфемика (словообразование) (8 часов) Занятие 10. В глубь веков на Машине времени (1ч) Беседа   о   роли   морфем   в   образовании   однокоренных   слов.   Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Игровые упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Занятие 11. К дедам, прадедам и пра­, пра­, пра­ (1ч) 4 Беседа «Исторический корень слова». Игровые упражнения на выбор рациональных   способов,   приемов   проверки   орфограмм,   запоминания написания слов из словаря.  Занятие 12. К словам­родственникам (1ч) Секреты   родственных   слов.   Игра   «Третий   лишний».   Игра   «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Занятие 13­14. Поговорим о всех приставках сразу (2ч) Игры   с   приставками.   Много   ли   на   свете   приставок.   Работа   со стихотворением.   Правила   написания   приставок.   Секрет   безошибочного письма.   Тренировочные   упражнения.   Опасные   согласные   в   приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с­. Самые трудные (пре­ и при­). Песенка­«напоминайка». Игры и упражнения с приставками.  Занятие 15­16. Собирал человек слова (2ч) Участие   в   игровых   упражнениях   на   выбор   рациональных   способов, приемов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.  Занятие 17. Конкурс «Умники и умницы» (1ч) Участие в конкурсе «Умники и умницы». Морфология (12 часов) Занятие 18. К несметным сокровищам Страны Слов (1ч) Игровые упражнения. Занятие 19­ 20. В городе Имен Существительных (2ч) Распознавать   имя   существительное   среди   других   частей   речи   по обобщенному лексическому значению и вопросу. Занятие 21­ 22. В гостях у дядюшки Глагола (2ч) Распознавать   глагол   среди   других   частей   речи   по   обобщенному лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. Занятие 23­24. Прилагательное к чему прилагается (2ч) Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать   имена   прилагательные­сравнения   для   характеристики   качеств, присущих людям и животным. Занятие 25. Слова знаменательные и служебные (1ч) Беседа «Слова знаменательные и служебные». Отличие служебных слов и знаменательных. Игровые упражнения. Занятие 26­27. Где приставка, где предлог (2ч) Употребление   предлогов   в   речи.   Раздельное   написание   предлогов   со словами. Игровые упражнения. Викторина «Что могут предлоги». Занятие 28. Группы слов­помощников глаголов и существительных (1ч) Игровые упражнение. Разгадывание кроссворда, ребуса, шарад. Занятие 29. Викторина «Знаешь ли ты части речи» (1ч) Участие в викторине «Знаешь ли ты части речи». Лексика (23 часа) 5 Занятие 30. Происхождение слов (1ч)  Работа с толковым словарем. Работа с текстом. Классификация слов по тематическим группам.  Занятие 31. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова (1ч) Знакомство   с   историзмами   и   архаизмами.   Нахождение   в   текстах устаревших   слов.   Творческая   работа.     Объяснение   лексического   значения устаревших слов.   Занятие 32.  Новые слова в русском языке (1ч) Беседа «Откуда приходят новые слова». Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах.  Игра «Угадай­ка». Занятие 33.  Слова­пришельцы (1ч) Знакомство с заимствованными словами. Беседа «Откуда пришли слова ­ пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Занятие 34.  Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах (1ч) Однозначные   и   многозначные   слова.   Знакомство   с   многозначностью слов. Распознавание многозначных слов. Игра «Определи, сколько значений имеет это слово». Работа со словарем. Занятие 35. Прямое и переносное значение слов (1ч) Слова   в   прямом   и   переносном   значениях.   Работа   с   текстами. Лексическое  значение слов. Занятие 36. Слова­тезки. Омонимы (1ч) Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Занятие 37­ 38.  Одно и то же, но по­разному. Синонимы в русском языке (2ч) Знакомство   со   словами­синонимами.   Работа   над   стихотворением   А. Барто   «Игра   в   слова».   Беседа   «Что   обозначают   слова­синонимы». Нахождение слов­синонимов в тексте. Занятие 39­ 40.  Слова с противоположным значением. Антонимы в русском языке (2ч) Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа   над   стихотворением   В.   Орлова   «Спор».   Игра   «Подбери   нужные слова».   Работа   над   подбором   слов­антонимов.   Рассказ   учителя   о   роли антонимов в русском языке. Работа со словарями синонимов и антонимов. Занятие 41. Слова­обманщики. Паронимы (1ч) Знакомство со словами­обманщиками. Случаи употребления паронимов в   русском   языке.     Рассказ   учителя   о   роли   паронимов   в   русском   языке. Выделение паронимов из  текстов. Работа над подбором слов­паронимов. Занятие 42. Омофоны (1ч) 6 Знакомство со словами­омофонами. Случаи употребления омофонов в русском   языке.     Рассказ   учителя   о   роли   омофонов   в   русском   языке. Выделение омофонов из  текстов. Работа над подбором слов­омофонов. Занятие 43­44. Устойчивые выражения (словосочетания) (2ч) Беседа   о   значении   «устойчивых   выражений»   в   русском   языке,   их образности, точности. Нахождение фразеологизмов в тексте, объяснение их значений.  Занятие 45­46. Крылатые слова и выражения (2ч) Беседа   о   значении  «крылатых   выражений»  в  русском   языке.  Подбор «крылатых   выражений»   в   названиях   текста.   Работа   с   выражениями, употребляемыми   в   переносном   значении   и   их   смысла.   Работа   со стихотворениями   Н.  Силкова   «Прикусил   язык»   и   В.   Орлова   «Ни   пуха   ни пера». Занятие 47­ 48. Анаграммы и метаграммы (2ч) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма»   и   «метаграмма».   Работа   с   примерами   (Милан­   налим,   актер­ терка). Занятие 49­ 50. Шарады и логогрифы (2ч) Знакомство   с   происхождением   шарад   и   логогрифов.   Составление   и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов­ответов. Занятие 51­52. Словари – кладовые слов (2ч) Работа   со   словарями   (толковым,   орфографическим,   орфоэпическим, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов). Находить полезную информацию о словарях. Орфоэпия (5 часов) Занятие 53­ 54. Ударение­молоток. Нормы произношения (2ч) Упражнения   на   соблюдение   орфоэпических   норм   при   произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав». Занятие 55. Рифмовка слов (1ч) Беседа   о   рифмах.   Упражнения   на   использование   рифмовок   для запоминания нормы произнесения слова.  Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок. Занятие 56. Литературная гостиная. Проба пера (1ч) Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Занятие 57. Турнир любителей русского языка (1ч)            Участие в турнире любителей русского языка. Пунктуация (9 часов)  Занятие 58­59. Эмоциональная и интонационная выразительность (2ч) знаками   препинания   Наблюдение   за   интонационной   окраской   предложений   в   текстах,   в   предложении.   Стилевые   и   композиционные 7 особенности разных типов текста. Диалог. Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.   Занятие 60. «Казнить нельзя помиловать» (1ч)                     Игровой   разбор   фраз.   Игровые   упражнения   на   «чтение»   знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Занятие 61­ 62. Найди «меня» в тексте (2ч)   Поиск знаков препинания в тексте. Чтение и пунктирование сплошных текстов.   Игровые упражнения на поиск и постановку знаков препинания в текстах.   Занятие 63. А есть ли здесь смысл (1ч)    Работа с деформированным текстом.  Игровые упражнения на поиск и постановку знаков препинания в текстах.   Занятие 64. Олимпиада по русскому языку (1ч)   Участие в олимпиаде по русскому языку.                                              Занятие 65­68. Выразительные средства языка (2ч)   Знакомство   с   выразительными   средствами   языка   (эпитетами, олицетворением,   сравнением).   Игровые   упражнения   на   нахождение   и объяснение     в   текстах   выразительных   средств   языка   (эпитетов, олицетворений, сравнений).             8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА № п/п Разделы, темы занятий Фонетика (9 часов) Вводное занятие «В гости к Алфавиту» 1 2 Наши помощники звуки, буквы и слова 3 К таинам звуков и букв 4 Встреча с «иотиком» (расширение представлении о  йотированных звуках) «Чей это звук».  Метаграммы 5 6 Хитрый звук. Игра «Найди звук» 7 Конкурс «Друзья русского языка» Морфемика (словообразование)  (8 часов) В глубь веков на Машине времени 8 9 К дедам, прадедам и пра­, пра­, пра­ 10 К словам­родственникам 11 Поговорим о всех приставках сразу 12 Собирал человек слова Кол­ во часов 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 9 13 Конкурс «Умники и умницы» Морфология (12 часов) 14 К несметным сокровищам Страны Слов 15 В городе Имен Существительных 16 В гостях у дядюшки Глагола 17 Прилагательное к чему прилагается 18 Слова знаменательные и служебные 19 Где приставка, где предлог 20 Группы слов­помощников глаголов и существительных 21 Викторина «Знаешь ли ты части речи» Лексика (23 часа) 22 Происхождение слов 23 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова  24 Новые слова в русском языке 25 Слова­пришельцы 26 Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах 27 Прямое и переносное значение слов 28 Слова­тезки. Омонимы 29 Одно и то же, но по­разному. Синонимы в русском языке 30 Слова   с   противоположным   значением.   Антонимы   в   русском языке  31 Слова­обманщики. Паронимы 32 Омофоны 33 Устойчивые выражения (словосочетания) 34 Крылатые слова и выражения 35 Анаграммы и метаграммы 36 Шарады и логогрифы 37 Словари – кладовые слов Орфоэпия (5 часов) 38 Ударение­молоток. Нормы произношения 39 Рифмовка слов 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 10 40 Литературная гостиная. Проба пера 41 Турнир любителей русского языка Пунктуация (11 часов) 42 Эмоциональная и интонационная выразительность 43 «Казнить нельзя помиловать» 44 Найди «меня» в тексте 45 А есть ли здесь смысл 46 Олимпиада по русскому языку 47 Выразительные средства языка Итого 1 1 2 1 2 1 1 4 68 Приложение №1 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятия Дата Коррек. Фонетика (9 ч) Вводное занятие. «В гости к Алфавиту» Наши помощники звуки, буквы и слова К таинам звуков и букв Встреча с «иотиком» (расширение представлении о  йотированных звуках) Встреча с «иотиком» (расширение представлении о  йотированных звуках) «Чей это звук». Метаграммы Чей это звук». Метаграммы 6.09 8.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 11 8. 9. Хитрый звук. Игра «Найди звук» Конкурс «Друзья русского языка» Морфемика (словообразование) (8 ч) 10. В глубь веков на Машине времени 11. К дедам, прадедам и пра­, пра­, пра­ 12. К словам­родственникам 13. Поговорим о всех приставках сразу 14. Поговорим о всех приставках сразу 15. Собирал человек слова 16. Собирал человек слова 17. Конкурс «Умники и умницы» Морфология (12 ч) 18. К несметным сокровищам Страны Слов 19. 20. 21. 22. В городе Имен Существительных В городе Имен Существительных  В гостях у дядюшки Глагола В гостях у дядюшки Глагола 23. Прилагательное к чему прилагается 24. Прилагательное к чему прилагается 25. Слова знаменательные и служебные 26. 27. 28. Где приставка, где предлог Где приставка, где предлог.  Игра «Что могут  предлоги» Группы слов­помощников глаголов и  существительных 29. Викторина «Знаешь ли ты части речи» Лексика (23 ч) 29.09 4.10 6.10 18.10 20.10 25.10 27.10 1.11 3.11 8.11 10.11 15.11 17.11 29.11 1.12 6.12 8.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 12 30. Происхождение слов 31. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова 32. Новые слова в русском языке 33. Слова­пришельцы 34. Слово одно, а значений несколько. О многозначных  словах 35. Прямое и переносное значение слов 36. Слова­тезки. Омонимы 29.12 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 37. Одно и то же, но по­разному. Синонимы в русском  31.01 языке 38. Синонимы в русском языке 39. Слова с противоположным значением. Антонимы в  русском языке 40. Антонимы в русском языке 41. Слова­обманщики. Паронимы 42. Омофоны 43. Устойчивые выражения (словосочетания) 44. Устойчивые выражения (словосочетания) 45. Крылатые слова и выражения 46. Крылатые слова и выражения 47. Анаграммы и метаграммы 48. Анаграммы и метаграммы 49. Шарады и логогрифы 50. Шарады и логогрифы 51. Словари – кладовые слов 52. Словари – кладовые слов 2.02 7.02 9.02 14.02 16.02 28.02 2.03 7.03 9.03 14.03 16.03 21.03 23.03 28.03 30.03 Орфоэпия (5 ч) 13 53. Ударение­молоток. Нормы произношения 54. Ударение­молоток. Нормы произношения 55. Рифмовка слов 56. Литературная гостиная. Проба пера 57. Турнир любителей русского языка 4.04 6.04 18.04 20.04 25.04 Пунктуация (9 часов + 2 резервных часа) 58. Эмоциональная и интонационная выразительность 27.04 2.05 4.05 11.05 16.05 18.05 23.05 25.05 30.05 59. Обращение 60. «Казнить нельзя помиловать» 61. Найди «меня» в тексте 62. Найди «меня» в тексте 63. А есть ли здесь смысл 64. Олимпиада по русскому языку  Выразительные средства языка Выразительные средства языка. Итоговое занятие Резервный час 65. 66. 67­ 68.   14

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017