Рабочая программа по курсу «135 уроков здоровья» разработана на основе авторской программы Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов, с учетом требований ФГОС, направлена на достижение результатов освоения ООП НОО.
Программа обеспечена:
1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по курсу «135 уроков здоровья» разработана на основе
авторской программы Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной «Школа докторов Природы
или 135 уроков здоровья» для 14 классов, с учетом требований ФГОС, направлена на
достижение результатов освоения ООП НОО.
Программа обеспечена:
1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков
здоровья: 14 класс. М.: «ВАКО», 2004.
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых
Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №
273ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
разработана рабочая программа
Областной закон от 14.11.2013 № 26ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в
ред. от 24.04.2015 № 362ЗС).
Примерной основной образовательной программой начального общего образования
(одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию,
протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред.
изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576);
приказом Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г.
№ 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.15
№081228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Общие цели и задачи с учетом специфики курсаПрограмма по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции
признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего
здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа
жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного
образования формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение
детей элементарным приёмам здорового об раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению
учащихся).
Задачи
Образовательные:
обучение детей профилактическим методикам оздоровительная гимнастика,
пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний,
для бодрости, самомассаж;
обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при
порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование
носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
желание быть здоровым душой и телом;
стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы, законами бытия;
приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего
зависит наше здоровье.
Развивающие:
самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к
творческому отношению при выполнении заданий;
обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по
гигиенической культуре.
Раздел «Общая характеристика курса»
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования
здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ по
валеологии («валео» быть здоровым, «логос» наука), начиная с дошкольного и младшего
школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные
навыки по формированию здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностноориентированного
взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и
поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при
выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям детей в сочетании с практически ми заданиями (тренинг,
оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и
пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
2Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические
рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике
заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия
разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая
помощь», «Доктора природы», «Вопросыответы»), комплекс упражнений, общение с
природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека,
ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья, вопросы, связанные с факторами,
укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть за тронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и
«этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы
комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для
глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз дать знания, вы работать умения и
навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для
красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Раздел «Описание места курса в учебном плане»
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 14
классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю – 33
учебные недели в год.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за
32 учебных часа в год.
Раздел «Описание ценностных ориентиров в содержании курса»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе. Здоровый образ жизни в единстве
составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, самому себе и окружающим людям.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества. Основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как
среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты научнопопулярных
произведений.
3Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
естественнонаучных и социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины,
само познание как ценность – одна из задач образования. Наука как часть культуры,
отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего
мира природы и социума.
Ценность искусства живопись, архитектура, литература, музыка и др. как части
культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания самого себя,
природы и общества.
Ценность патриотизма любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей. Патриотизм как одно из проявлений духовной
зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание ребёнком себя не только гражданином России, но
и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур, религий.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как
основа духовнонравственной консолидации российского общества.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее
своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории,
языку, культуре, её жизни и её народу. Гражданственность как личная сопричастность
идеям правового государства,
свободы совести и
вероисповедания, национальнокультурного многообразия России и мира. Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
гражданского общества,
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от
поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное
отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Раздел «Планируемые результаты освоения программы курса»
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарногигиенические требования: соблюдать личную гигиену и
осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
4Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные
ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и
укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные УУД
правильно мыть руки и лицо;
делать гимнастику для глаз;
содержать в чистоте своё тело;
защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений;
выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме;
соблюдать режим дня;
контролировать своё поведение в школе и дома;
уметь противостоять вредным привычкам;
выполнять физические упражнения для укрепления мышц;
выполнять закаливающие процедуры;
соблюдать правила безопасного поведения на воде;
играть в подвижные игры на воздухе.
Регулятивные УУД
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать
средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД
организовывать взаимодействие в группе;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
формулировать самому простые правила поведения в природе;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Формы проведения занятий
5Программа предполагает использование следующих форм организации занятий:
театрализованные действия, спортивные праздники, сюжетноролевые и дидактические
игры, игрыпутешествия, беседы, рисование.
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском
кабинете),
внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Виды коллективной учебной деятельности
парная работа ( носящая односторонний характер сильный помогает отстающему;
двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль,
взаимооценка)
групповая работа в малых группах (по 35 учащихся в каждой);
командные игры (класс делится на команды).
наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время
Формы подведения итогов:
-
перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры;
-
-
пройденной темы.
беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ,
выполнение обучающимися валеологических правил, опрос на занятиях после
Раздел «Содержание программы курса»
1 КЛАСС (32ч)
Дружи с водой (2ч)
Друзья Вода и Мыло. Советы доктора Воды.
Забота о глазах (1ч)
Глаза главные помощники человека.
Уход за ушами ( 1ч)
Чтобы уши слышали.
Уход за зубами (3ч)
Как сохранить улыбку здоровой. Чтобы зубы были здоровыми. Почему болят зубы.
Уход за руками и ногами (1ч)
«Рабочие инструменты» человека.
Забота о коже (3ч)
Если кожа повреждена. Надежная защита организма. Зачем человеку кожа.
Как следует питаться (2ч)
Здоровая пища для всей семьи. Питание необходимое условие для жизни человека.
Как сделать сон полезным? ( 1ч)
Сон лучшее лекарство.
Настроение в школе (1 ч)
Как настроение?
Настроение после школы (1ч)
Я пришел из школы.
Поведение в школе (2ч.)
Я ученик
Вредные привычки(2ч)
6Вредные привычки.
Мышцы, кости и суставы (2ч)
Осанка стройная спина! Скелет наша опора.
Как закаляться. Обтирание и обливание (1ч)
Если хочешь быть здоров.
Как правильно вести себя на воде (1ч)
Правила безопасности на воде.
Чтобы душа была здорова (5ч)
Делать добро спеши. Доброму всё здорово. Какой Я, какие другие. Чем сердиться, лучше
помириться.
Народные игры (1ч)
Русская игра «Городки».
Подвижные игры (1ч)
Подвижные игры в помещении.
Доктора природы (обобщающие) (2ч)
Доктора природы. Обобщающий.
Логика структуры курса
№ п\п
Раздел
Колво часов по рабочей
программе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Дружи с водой
Забота о глазах
Уход за ушами
Уход за зубами
Уход за руками и ногами
Забота о коже
Как следует питаться
Как сделать сон полезным?
Настроение в школе
Настроение после школы
Поведение в школе
Вредные привычки
Мышцы, кости и суставы
Как закаляться. Обтирание и обливание
Как правильно вести себя на воде
Чтобы душа была здорова
Народные игры
Подвижные игры
Доктора природы (обобщающие)
ИТОГО
2
1
1
3
1
3
2
1
1
1
2
2
2
1
1
4
1
1
2
32
Описание учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения курса
7Учебнометодический комплект курса «135 уроков здоровья»
для учителя
1. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья:
14 класс. М.: «ВАКО», 2004.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 15 классы. – М.:
ВАКО, 2004.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 14 классы.
М.: «ВАКО», 2004.
4. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 14 кл. нач. шк. – М.:
Просвещение, 2007.
5. Сиротюк А. А. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
для обучающихся
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 15 классы. – М.:
ВАКО, 2004.
2. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 14 кл. нач. шк. – М.:
Просвещение, 2007.
3. Шмаков С. А. Игрыпотехи. Забавыутехи. – Липецк: «Ориус», 2004.
8Глаза
помощники человека
главные
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Чтобы уши слышали
Почему болят зубы
Чтобы зубы были
здоровыми
1
1
Забота о глазах
Беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу», игра «Полезновредно», оздоровительная
минутка «Гимнастика для глаз»
Уход за ушами
Беседа по теме, наблюдение опыта, оздоровительная
минутка «Самомассаж ушей». Составление памятки «Как
сберечь органы слуха»
Уход за зубами
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
Раздел «Календарно – тематическое планирование»
№
п/п
Тема
Колво
часов
Теория Прак
тика
Виды деятельности
Дата
План
Факт
Советы доктора Воды
1
Друзья Вода и Мыло
1
Дружи с водой
0,5
0,5
0,5
0,5
Рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой
воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки «Сказка о
микробах»
Анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук,
оздоровительная минутка. Составление памятки «Стадии
мытья и вытирания рук»
0,5
1
0,5
0,5
0,5
Беседа по теме, анализ и разучивание стихотворения С. Ми
халкова «Как у нашей Любы…»
Беседа по теме, анализ и разучивание стихотворение «Как
поел, почистил зубки…» работа с плакатом «Чистка зубов»
Игра «Угадайка»
Как сохранить улыбку
здоровой
1
0,5
0,5
Практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная
минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»
Уход за руками и ногами
19.10
9
1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
«Рабочие инструменты»
человека
Зачем человеку кожа
Надежная защита
организма
Если кожа повреждена
Питание необходимое
условие для жизни
человека
Здоровая пища для всей
семьи
14
Сон лучшее лекарство
15
Как настроение?
16
Я пришел из школы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
Беседа по теме, Это полезно знать! (плоскостопие)
Пословицы и поговорки о пользе рук и ног. Правило «Уход
за ногтями»
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Забота о коже
Беседа по теме, работа по схеме «Значение кожи». Составление
правил «Уход за кожей», игра «Угадайка»
Наблюдение «Строение кожи», игра «Выбери ответ»
Практикум «Как оказать первую помощь?» Игра «Можно или
нельзя
Как следует питаться
Беседа по теме, анализ и разучивание стихотворения «Рано
утром просыпайся…», знакомство с Советами доктора
Здоровая Пища. Золотые правила питания
Беседа по теме, анализ и разучивание стихотворения С. Ми
халкова «Про девочку, которая плохо кушала», игра «Что раз
рушает здоровье, что укрепляет?»
Как сделать сон полезным?
Беседа по теме, анализ и разучивание стихотворения С. Ми
халкова «Не спать», обсуждение плаката «Режим дня
школьника». Игра «Юный кулинар»
Настроение в школе
Беседа по теме, анкетирование «Моё отношение к учёбе», «В
школе»
Настроение после школы
Беседа по теме, анкета «Любишь не любишь». Работа с
пословицами о людской красоте. Игра «Закончи рассказ»
Поведение в школе
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
1017
18
19
20
21
22
Я ученик
Вредные привычки
Скелет наша опора
Осанка стройная спина!
23
Если хочешь быть здоров
24
25
26
27
28
29
Правила безопасности на
воде
Делать добро спеши
Доброму всё здорово
Чем сердиться, лучше
помириться
Какой Я, какие другие
Русская игра «Городки»
30
Подвижные игры в
помещении
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1,5
Беседа по теме, анализ ситуаций, стихотворения Б. Заходера
«Перемена».
Анализ рассказа «Федя на перемене», рассказа М. Куниной «В
гардеробе», «В столовой» Игра «Какой ты ученик»
0,5
1,5
Вредные привычки
Беседа по теме, анализ ситуаций, инсценировка.
Разыгрывание ситуаций . Игра «Да нет»
Мышцы, кости и суставы
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Беседа по теме, работа по плакату «Скелет, мышцы
человека»
Беседа по теме, практикум «Если случилось несчастье»
0,5
Как закаляться. Обтирание и обливание
0,5
Беседа по теме, выставка рисунков «Мы дружим с физкуль
турой и спортом», знакомство с правилами закаливания
Как правильно вести себя на воде
0,5
Беседа по теме, разучивание «Правил поведения на воде»
0,5
0,5
0,5
0,5
Чтобы душа была здорова
Беседа по теме, игра с карточками «Эмоции»
Беседа по теме, игра «Пантомима»
Беседа по теме, тренинги, этюды
Беседа по теме, тренинги, этюды
Народные игры
0,5
Разучивание игры «Городки», соревнование
Подвижные игры
0,5
0,5
Разучивание подвижных игр. Эстафеты. Соревнование
Доктора природы
11
18.01
25.01
1.01
8.02
22.02
1.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
3.05
10.0531
32
Доктора природы
Обобщающий
ИТОГО
1
1
32
0,5
0,5
15
0,5
0,5
16
Беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами
повторение Правил здоровья, Игра «Хорошо плохо»
Разучивание стихотворения «Ты должен знать своё тело...»
Рисунки детей «Любимые герои книг»
17.05
24.05
1213