РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
экология
5 кл
12.05.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология", предназначена для учащихся 5 класса разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.Курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и личности.
Рабочая Программа Экология Рымарчук.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА­ГИМНАЗИЯ № 20» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ          РАССМОТРЕНО          на заседании МО          протокол № 1 от «30» августа 2016 г.          Руководитель МО ________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Ю.В. Любенко « 31 » августа  2016 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом № 246 от «01» сентября 2016г. Директор МБОУ № 20 _______________ Е.Г.  Титянечко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5­А КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ» 35 ЧАСОВ                                                                                              Составитель:                                                                                                             учитель биологии                              Рымарчук О.В. Симферополь, 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Программа внеурочной деятельности  « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе. Программа «Зеленая лаборатория» ­ является модифицированным вариантом авторской программы Ю.В. Александровой Л.Д. Ласкиной и Н.В. Николаевой. Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у пятиклассников   определенных   навыков   —   умений   проводить   наблюдения   в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила   здорового   образа   жизни.   Это   позволит   освоить   основы   адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и личности. Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит   важную   задачу       перехода   к   «новой   школе»,   школе,   которая   может подготовить   выпускников   способных   решать   проблемы   самоопределения, обладающих биологическим мышлением. Следовательно, цель нашей работы, как педагогов  – формировать личность, обладающей   эколого­биологическим   сознанием,   на   основании   которого развивается   эколого­биологическим   мышление   и   мировоззрение,   реализуется   в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение. От  того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям   сегодня,   но   у   обучающихся   отсутствуют   системные   представления   об экологической   безопасности,   вследствие   отсутствия   учебного   предмета. Следовательно,  необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов 2 и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их   индивидуальности.     Данная   программа   помогает   детям   раскрыть   таланты, открыть   перспективы   для   будущего   развития   личности,   дать   возможность каждому ученику самоутвердиться. Цель   –  формирование   основ   эколого­биологической   грамотности   через исследовательскую деятельность в микрорайоне. Задачи: 1. Сформировать биологические понятия. 2. Развивать умения ухода за растениями. 3. Сформировать   умения   прогнозировать   и   моделировать   свои   действия   в различных  ситуациях. 4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации. 5. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине. 6. Сформировать умение критически мыслить.                                                 Принципы реализации программы: 1. Научность; 2. Доступность; 3. Целесообразность; 4. Наглядность. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обучающиеся смогут:  раскрывать содержание биологических терминов;  обеспечивать  уход за растениями в учебном кабинете;  прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;  смоделировать экологическую ситуацию;  приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды; 3  аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;  взаимодействовать в группах;  находить необходимую информацию на различных носителях;  демонстрировать результаты своей работы;  соблюдать правила поведения в природе. Формы организации занятий: агитбригада,  акция,  встреча, демонстрация, диспут,   игра,   проект,   круглый   стол,   коллективно­творческое   дело,   журнал, трудовой десант, экскурсия. Формы контроля: анализ, анкетирование, выставка, собеседование. Личностные р    езультаты освоения программы внеурочной деятельности:  проявление   познавательных   интересов   и   активности   в   области   здорового питания;   овладение установками, нормами и правилами правильного питания;   готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания,  сознательно   выбирать   наиболее   полезные   ценностно­смысловые   установки обучающихся,   формируемые   средствами   различных   предметов   в   рамках программы   «Разговор   о   правильном   питании»,   в   том   числе   развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.  Метапредметными  результатами освоения программы являются: 4  способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;  способность к сотрудничеству и коммуникации;  способность   к   решению   личностных   и   социально   значимых   проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;  способность   к   самоорганизации,   саморегуляции   и   рефлексии   в   области здорового питания;  рефлектировать   личные   затруднения   при   работе   с   информацией; формулировать   индивидуальные   учебные   задачи   по   преодолению   этих затруднений;  находить   необходимую   информацию   в   библиотеке,   Интернете,   музее, специалистов;  пересказывать   полученную   информацию   своими   словами,   публично представлять ее;  различать  достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.  выполнять проект;  называть   правила   работы   в   группе   сотрудничества,   участвовать   в планировании ее действий;  Позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта. 5 Предметные   результаты  характеризуют   опыт   учащихся,   который приобретается   и   закрепляется   в   процессе   освоения   программы   внеурочной деятельности: ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные,   цифровые), контролируемом пространстве Интернета; ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ­ строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  ­ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Формы проведения итогов реализации программы внеурочной    деятельности: практические работы, проекты, выставки. Формы занятий: беседа,  конкурсы, выставки, ролевая игра, ситуационная  игра, образно­ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Всего часов В том числе Характеристика деятельности учащихся аудиторные Вне аудиторные 2 1 1 1.Вводное занятие Определение термина  биология, цитология,  экология, ботаника,  6 зоология, генетика клетка,  микроскоп,   микропрепараты, царства  Оценить роль биологии в  жизни общества, работа с  микроскопами. Познакомится с понятиями флора и фауна, дать  определение понятиям,  Составить проектную  работу о представителях  флоры и фауны. Дать определение  гербарий, научится делать  гербарии, сделать  проектную работу – Лекарственные растения. Познакомится с красной  книгой, проектная работа­ составление своей   Красной книги   Понятия заповедники,  проектные работы о  заповедниках, рисунки  исчезающих видов  растений и животных. Понятия экология, сделать рисунки –Зеленая планета,  Проектная работа –  Составление правил –как  вести себя в лесу. 4 6 8 6 8 2 2 3 3 4 2 4 5 3 4 7 2.Определитель флоры и фауны 3.Гербарий растительности   и 4.Редкие исчезающие виды   флоры   и фауны Краснодарского края. 5.Особо охраняемые территории родного края. 6.Экологические факторы и  среды жизни  организмов. ИТОГО: 35 15 19               СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Вводное занятие ­ 2 ч.  Теоретическая   часть: Краткая   история   экологии.   Предмет   экологии, структура экологии. Практ.   часть. Работа   со   справочной   литературой,   просмотр   журналов, видеофрагментов. 2. Определители флоры и фауны ­ 4 ч.  Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников. Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий. Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры. 3. Гербарий растительности ­ 6 ч.  Теоретическая   часть: Понятие   о   гербарии.   Классификация   гербариев. Методика и правила сбора гербария. Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. 4. Редкие и исчезающие виды флоры Краснодарского края. ­ 14 ч.  Теоретическая   часть: Экологический   подход   к   охране   редких   и исчезающих   видов   и   мест   их   обитания.   Красная   книга.   Виды   растений Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры края. 8 Практ.   часть. Знакомство   с   реликтовыми,   эндемичными,   редкими   и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.   Изучение   Красной   книги.   Составление   карты   ареалов   редких   видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны края". 5. Особо охраняемые территории родного края. ­ 6 ч.  Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Краснодарского края.  Практ.   часть. Работа   с   зоогеографическими   картами   заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой . Написание реферата "Флора и фауна Красного леса". 6.Экологические факторы и среды жизни организмов. ­ 8 ч.  Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный.   Свет,   вода,   температура   как   абиотические   факторы. Биологические ритмы. Растения­индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно­воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.  Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп   растений   по   отношению   к   освещению".   Составление   индивидуальных биологических   ритмов.   Работа   с   определителями   растений   "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими   картами.   Знакомство   с   растениями   ­   индикаторами. Изучение   приспособлений   организмов   к   водной   среде   на   примере   обитателей аквариума.   Создание   экосистемы   аквариума.   Решение   экологических   задач. Работа   со   справочной   литературой.   Написание   рефератов:   "Наблюдение   за растениями ­ индикаторами". 9 Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.   Влияние   температурного   режима   и   влажности   на   биологическое состояние комнатных растений.  Экскурсии. В   парковую зону. Наблюдение за растениями ­ индикаторами. Жизненные формы растений. 10 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ № Название темы Всего  часов Дата УУД Оборудование План Факт 1. Вводное занятие.  (2 ч.) 1. Введение 2 Почувствуй себя Натуралистом. Работа со справочной литературой, просмотр   журналов, видеофрагментов. 01.09 1 1 08.09 ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, доп.литер. ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, доп.литер Личностные  УУД мотивация  учения. Регулятивные  УУД  постановка  учебной  задачи на  основе  соотнесения  того, что уже  известно и  усвоено  учащимися, и  того, что ещё  неизвестно.  Уметь  сравнивать  объекты  живой и  неживой  природы,  делать вывод  о различиях  тел живой и  неживой  природы.  Оформить  отчёты об  экскурсии. 2. Определители флоры и фауны (3 ч.)+ 4ч 11 3 Почувствуй антрополог   себя 4 Почувствуй себя  фенологом. Лабораторная работа №1 Составление  макета этапов  развития семени  фасоли   5 Почувствуй себя  ученым. Работа с  определителем. 6 Почувствуй себя  исследователем,  открывающим  невидимое.  Лабораторная  работа№2  «Изучение  строения микроскопа» 15.09 22.09 29.09 1 1 1 1 06.10 7. Почувствуй себя  1 цитологом 13.10 8. Почувствуй себя  1 20.10 12 Лента   времени, как доказательство эволюции человека. Познавательные УУД  умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности. Таблица «Основные части микроскопа и их назначение». Отработать основные   этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать  готовый микропрепарат Модель клетки. Устанавливать  основные части клетки.  Презентация    ПК, проектор,  экран, презентации,  таблицы, доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор, гистологом  Лабораторная работа №3 «Строение тканей  животного организма» 9. Почувствуй себя  биохимиком  Лабораторная работа №4 «Химический  состав растений» 3. 10 Понятие о гербарии.  Классификация  гербариев. 11 Методика и правила  сбора растений.  Знакомство с  гербариями. 12 Определение растений  по гербарию  экран, презентации,  таблицы, доп.литер,  микроскоп,  микропрепараты. ПК, проектор,  экран, презентации,  таблицы, доп.литер,  объекты: лук,  семена подсолнуха,  капуста, томат,  яблоко, картофель Йод. ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер «Строение  тканей своих  наблюдений под микроскопом».  Опыты. 27.10 1 1 1 17.11 24.11 10.11  Гербарий растительности. (3 ч.) Познавательн ые УУД поиск и выделение  информации;  установление  причинно­ следственных  связей; моделирование. Личностные  УУД уметь  находить  ответ Коммуникатив ные УУД инициативное  сотрудничеств о в поиске и  сборе  информации). 4. Редкие и исчезающие виды флоры Крыма.  (8 ч.) 13 13 Экологический подход 1 01.12 к охране редких и  исчезающих видов и  мест их обитания 14 Красная   книга.   Виды 1 08.12 растений нашего края 15 Реликты и эндемики  1 15.12 флоры Крыма 16 Знакомство с  реликтовыми,  эндемичными,  редкими и  исчезающими видами  растений края по  гербариям,  иллюстрациям и  плакатам. 17 Изучение Красной  книги.  1 22.12 1 12.01 18 Написание реферата  1 19.01 "Реликтовые,  эндемичные, редкие и  исчезающие виды  флоры Крыма 19 Охрана растений  родного края. 1 26.01 20 Это должен знать  каждый! Создание  буклетов, рисунки,  стенгазеты. 1 02.02 и Познавательные УУД поиск   выделение информации; установление причинно­ следственных связей; моделирование Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативн ые    УУД инициативное сотрудничеств о   в   поиске   и сборе информации). ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран,  презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер 5.  Особо охраняемые территории родного края. (6 ч.) 14 21 Охраняемые 1 09.02 территории,   причины их   организации   и значение.  22 Классификация  заповедников. 1 16.02 23 Работа с  1 23.02 зоогеографическими  картами заповедников. 24 Просмотр  1 02.03 видеофильмов, работа  со справочной  литературой. 25 Работа с Красной  книгой (флора и  фауна). 1 09.03 26 Презентации по  1 16.03 страница Красной  книге, Редкие виды  нашей местности, пути их сохранения. Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи основе соотнесения того,   что   уже известно   и усвоено учащимися,   и того,   что   ещё неизвестно. на   ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер 6. Экологические факторы и среды жизни организмов.  (8 ч.) 27 Экологические  1 23.03 факторы:  абиотические,  биотические,  антропогенный. Свет,  вода, температура как  абиотические  факторы. 28 Биологические ритмы. 1 06.04   Познавательна . УУД самостоятельн ое   создание способов решения проблем творческого   и поискового характера. Коммуникати в. УУД ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер 15 инициативное сотрудничеств о   в   поиске   и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп. литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер ПК, проектор,  экран, презентации,  гербарий, таблицы,  доп.литер 29 Растения­индикаторы.  1 13.04 30 Среды жизни  1 20.04 организмов: водная,  наземно­воздушная,  почва как среда жизни, живые организмы как  среда обитания. 31 Работа с  1 27.04 определителями  растений "Выделение  экологических групп  растений по  отношению к  освещению". 32 Влияние  1 04.05 температурного  режима и влажности  на биологическое  состояние комнатных  растений.     за ­ 1 11.05 33 Наблюдение растениями индикаторами. Жизненные растений.   формы 34 Правила поведения в  1 18.05 лесу. 35. Защита  работ  25.05 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017