Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
1 кл
25.05.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа " Мир красок". Представлена программа для первого года обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В программу входит материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (раздел(тема уроков), часы, даты, словарь, оборудование), "Пополняемый словарь", Список использованной литературы.
ВНДМир красок.docx
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3» РАССМОТРЕНА на заседании МО __________ФИО протокол №___ от «___»______2016г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по УВР ________Г.В.Сиряченко «___»_________2016 ПРИНЯТА на заседании педагогического  совета протокол №___ от «__»___20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор _______Т.В.Самарина приказ №____  от «___»______2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предмет   «Мир красок» Учебный год        2016­2017 Класс       1 «С» и 1 «С»д   класс­комплект Количество часов в год    65 Количество часов в неделю   2 Учитель: Дьяченко Н.В. г. Великие     Луки 2016год Пояснительная записка 2 Рабочая программа по курсу «Мир красок»     для обучающихся с умеренной, тяжелой,  глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными  нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно ­ правовых документов:  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­271); 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ 3. ФГОС   ОВЗ   О   у/о.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) варианты 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О внесении  изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  5. Срок реализации  программы:  1 учебный год. Цель программы – сенсорное и сенсомоторное развитие в процессе целенаправленной  систематической стимуляции разных видов восприятия.      Задачи:  развитие восприятия собственного тела, своих движений; стимулирование двигательной активности;  развитие зрительного, слухового восприятия, обоняния, вкусовой чувствительности;  адекватное реагирование на воздействия; развитие   слухо­зрительной,   слухо­двигательной,   зрительно­слуховой,   обонятельно­вкусовой, зрительно­тактильной, слухо­тактильной координации;  формирование манипулятивных и целенаправленных предметных действий, необходимых для восприятия предметов, действий с материалами;  формирование умения взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности;  развитие собственной активности (реакции на окружающий мир). I. Планируемые результаты Личностные результатыосвоения рабочей программы включают:       обогащение опыта эмоционально­чувственного восприятия окружающей действительности; развитие зрительного и других видов восприятия, внимания; получение удовольствия от сенсорных ощущений; развитие интереса к взаимодействию с окружающими; умение взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности. Предметные результатыосвоения рабочей программы включают следующие умения:  адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами,  различными по температуре, фактуре, вязкости; адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию; локализовать звук, прослеживать за перемещением предмета; выполнять манипуляции с предметами, целенаправленные действия с предметами и  материалами.    3 II. Содержание курса. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей  действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный  опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени  зависит от уровня сенсорного развития детей. От того, как ребенок мыслит, видит, как воспринимает  мир осязательным путем, во многом зависит его психическое развитие.  У детей с интеллектуальными нарушениями развития, ТМНР затруднено чувственное познание  окружающего мира. Оно не происходит само по себе. Детей нужно обучать обследовать предметы:  ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами. У многих детей  сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации. Дети часто воспринимают  пассивно и не могут даже дифференцировать вкусовые и обонятельные раздражители. Некоторые  дети обладают другой крайностью – гиперчувствительностью, непереносимостью определенных  запахов или повышенным реагированием на них. Отдельные дети плохо переносят прикосновение, не  умеют воспринимать различные раздражители с помощью органов (слуха, зрения, ротовой полости)  даже при их сохранности. Требуется создание предпосылок для развития руки, поскольку  манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об  окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения  кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования. Без специального обучения  сенсорное и сенсомоторное развитие ребенка происходит медленно. Дети с  тяжелой, глубокой  умственной отсталостью, ТМНР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Они действуют, не учитывая свойства  предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию.  Дети манипулируют предметами хаотично, неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не   выделяя существенные признаки предмета. Ребенок перебирает варианты действий, но это не  поисковые действия и даже не пробы, которые предполагают целеустремленные действия,  направленные на достижение положительного результата.  Стимуляция восприятия с помощью всех имеющихся анализаторов (органов чувств) и развитие  двигательных реакций создают предпосылки для психомоторного развития детей. Стимуляция  тактильно­осязательного восприятия осуществляется через восприятие предметов  различной  фактуры, с различными температурными характеристиками. Развитие слухового восприятия  достигается предъявлением ребенку различных звуков, как можно больше непохожих друг на друга,  звуков повседневной жизни. Развитие зрительного восприятия достигается использованием  разноцветных предметов, материалов, перемещающихся предметов, источников света. Вкусовые  ощущения развиваются посредством лизания, облизывания пищевых продуктов, пробования  маленьких кусочков разных продуктов. Обонятельная чувствительность стимулируется предметами с  характерными запахами: фруктами, продуктами, специями, парфюмерными средствами. Дети  воспринимают знакомые и незнакомые, приятные и неприятные запахи. Важная роль во всех видах  восприятия принадлежит двигательным (кинестезическим) ощущениям, хотя не всегда отчетливо  осознаются человеком. Особенно велика роль кинестизических ощущений в осязательном восприятии, когда тактильно­осязательную функцию выполняют одна или две руки, обследуя предмет. Большую  роль во вкусовом восприятия имеют движения языка, в обонятельном – движения органов дыхания.  Движения систематизируют ощущения в целостный образ предмета. Стимуляция разных видов  восприятия способствует не только развитию ощущений, но и формированию действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.  Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Мир красок»  разработана на основе зарубежного и отечественного опыта психолого­педагогической работы по  сенсорному и сенсомоторному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР,  программно­методического материала коррекционных курсов «Предметно­практические действия»,   «Сенсорное развитие» для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР. Рабочая   программа   ориентирована   на   детей   и   подростков   с   тяжелой,   глубокой   умственной отсталостью, ТМНР 7­10 лет. Срок реализации программного материала – 1 год (65 часов). Занятия проводятся   в   соответствии   с   календарно­тематическим   планированием   2   раза   в   неделю. Продолжительность одного занятия не более 30 мин. 4 III. Тематическое планирование. Темы курса Количеств о часов П Ф Красный. 8 № п/п 1­ 8 Желтый. 8 9­ 16 Дата Основной вид деятельности П Ф 1 четверть 1.09 6.09 8.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 4.10 6.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 1. Овощи   (помидор),   фрукты   (яблоко, гранат, арбуз, красная смородина, клубника).  2. Рассматривание,   восприятие   вкуса   и запаха.  3. Рассматривание ощупывание материалов   красного   цвета   (разные   образцы бумаги, ткани, нитки, пластилин). и     4. Сминание и разрывание бумаги.  5. Наматывание ниток на клубок (шаблон). 6. Разминание пластилина. 7. Размазывание краски, рисование     ладонями, пальчиками, ступнями ног.  8. Игра с конструктором.  9. Игра с воздушным шариком. 10. Игра с гимнастическим мячом(толкание).  11. Игра   «Собери   в   корзинку»   (шарики   из шарикового бассейна).  12. Игра «Под покрывалом» (одеяло). 13. Просмотр   мультфильма   из   серии «Веселая радуга» ­ «Красный цвет» 00.00/01.52 1. Овощи (перец, тыква, картофель,  помидор), фрукты (лимон, банан, груша, слива,  грейпфрут), печенье.  2. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха.  3. Рассматривание и ощупывание  материалов желтого цвета (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин, горох). 4. Сминание и разрывание бумаги. 5. Наматывание ниток на клубок (шаблон).   6. Разминание пластилина. 7. Размазывание краски, рисование  ладонями, пальчиками, ступнями ног. 8. Наполнение пластиковой бутылки горохом, встряхивание под музыку.  5 9. Игра с конструктором, воздушным  шариком, гимнастическим мячом (толкание).  10. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна).  17 Оранжевый. Оранжевый. 18 ­ 24 1 7 27.10 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 1.12 11. Игра «Под покрывалом» (одеяло). 12. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Желтый  цвет»03.47/05.15 1. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Оранжевый цвет» 01.54/03.35 2 четверть 1. Овощи (перец, тыква, морковь).  Фрукты  (мандарины, апельсины, абрикос, дыня, манго),  мармелад.  2. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха. 3. Рассматривание и ощупывание  материалов оранжевого цвета (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин).  4. Сминание и разрывание бумаги. 5. Наматывание ниток на клубок (шаблон).   6. Разминание пластилина.  7. Размазывание краски (смешивание краски красного и желтого цвета), рисование ладонями,  пальчиками, ступнями ног.  8. Упражнения с использованием  нетрадиционной техники: оставление отпечатков овощей, фруктов (способ получения  изображения: разрезается каждый фрукт или  овощ так, чтобы получилась ровная поверхность, срез фрукта (овоща) покрывается  краской  (нанесение кистью или поролоном) затем  прикладывается и плотно прижимается   окрашенной стороной к бумаге).   9. Игра с конструктором. 10. Игра с воздушным шариком.  11. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна).  12. Игра «Под покрывалом» (одеяло). 13. Упражнения с  платочками под музыку Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Оранжевый  цвет»  01.54/03.35 Синий. 7 25 ­ 31 6.12 8.12 13.12 15.12 1. Фрукты и ягоды (слива, черная  смородина, чернослив, ежевика).  14. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха. 6 20.12 22.12 27.12 15. Рассматривание и ощупывание  материалов синего цвета (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин).  16. Сминание и разрывание бумаги.  17. Наматывание ниток на клубок (шаблон).   Разминание пластилина.  18. Размазывание краски.  19. Упражнения с использованием  нетрадиционных техники: 1) сминание бумаги, обмакивание в краску,  выполнение оттиска;. 2) «набрызг» ­ обмакивание кисти в краску и разбрызгивание на листе бумаги.  20. Игра с конструктором. 21. Игра с лентами.   22. Игра с воздушным шариком. 23. Игра с гимнастическим мячом (толкание). 24. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна).  25. Игра с гимнастическим мячом «Лови,  толкай». Игра «Брось в речку» (для метания  используются набивные мячи или шары из  скомканной бумаги; «речка» ­ ткань синего  цвета).  26. Игра «Рыбки в аквариуме» (в воду  опускают крышки синего цвета, шарики).  27. Просмотр мультфильма из серии  Белый. 8 32 ­ 39 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 2.02 7.02 «Веселая радуга» ­ «Синий  цвет» 08.54/10.33 3 четверть 1. Овощи (чеснок, лук, брюква), фрукты  (кокос). 2. Продукты белого цвета (молоко, творог,  зефир, сахар и др.). 3. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха. Рассматривание и ощупывание  материалов белого цвета (разные образцы  бумаги, ткани, вата, пластилин). 4. Сминание и разрывание бумаги.  5. Разминание пластилина.  6. Упражнения со снегом. 7. Лепка снеговика на улице. 8. Игра «Слепи снежок».  9. Игра «Передай снежок» (передача снежка из рук в руки до тех пор, пока он не растаял).  10. Рисование мелом на доске.  11. снегу. Рисование на снегу гуашью. Рисование пальцами, ладонями на  12. Размазывание пенки для бритья, краски. 13. Упражнения с использованием  нетрадиционных техники:  1) сминание бумаги, обмакивание в краску, Фиолетовый. 8 40 ­ 47 9.02 14.02 16.02 28.02 2.03 7.03 9.03 14.03 7 выполнение оттиска;.  2) «набрызг» ­ обмакивание кисти в краску и разбрызгивание на листе бумаги.  14. Упражнения с крупой (рис, манка). 15. Игра в «снежки». 16. Игра с воздушным шариком.  17. Игра с гимнастическим мячом (толкание). 18. Игра «Под покрывалом» (одеяло).  19. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Белый  цвет» 20. Овощи (баклажан, свекла), фрукты  (виноград, слива, ежевика).  21. Растения (сирень, фиалка).  22. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха. 23. Рассматривание и ощупывание  материалов фиолетового цвета (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин, фасоль).  24. Сминание и разрывание бумаги. 25. Наматывание ниток на клубок (шаблон).  26. Разминание пластилина. 27. Размазывание краски (смешивание краски красного и синего цвета), рисование ладонями,  пальчиками, ступнями ног. 28. Размазывание краски.  29. Упражнения с использованием  нетрадиционных техники:  1) сминание бумаги, обмакивание в краску,  выполнение оттиска;. 2) «набрызг» ­ обмакивание кисти в краску и разбрызгивание на листе бумаги. 30. Игра с конструктором. 31. Игра с гимнастическим мячом (толкание). 32. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна). 33. Игра «Попади в круг» (бросание мягких  игрушек, сенсорных мешочков в большой обруч  или круг, выложенный из каната). 34. Игра с подушками. 35. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Фиолетовый  цвет»  10.40/12.28 Голубой. 3 48 ­ 50 16.03 21.03 23.03 1. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).   2. Развивающиймультфильм   про   голубой цвет. 3. Рассматривание ощупывание материалов   голубого   цвета   (разные   образцы бумаги, ткани, нитки, пластилин).    и 8 4. Сминание и разрывание бумаги.  5. Наматывание ниток на клубок (шаблон). Разминание пластилина.    7. Упражнения 6. Размазывание краски (смешивание краски синего   и   белого   цвета),   рисование   ладонями, пальчиками, ступнями ног.  с использованием нетрадиционной техники: рисование на молоке (способ   получения   изображения:     обмакиваем кисть   в   синюю   краску   и   водим   ею   в   молоке. Синяя   краска   смешивается   с   молоком   и получается   необыкновенный   голубой   цвет, образует причудливые узоры   8. Упражнение с шумящими баночками. 9. Игра с конструктором, воздушными  шариками, мячом.  10. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна).  11. Игра «Под покрывалом» (одеяло). 12. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Голубой  цвет» 07.10/08.40 Голубой. 5 51 ­ 55 4 четверть 4.04 6.04 11.04 13.04 18.04 13. Рассматривание предметов (голубой мяч, машина, цветок василек, фиалка, зубная щетка, бантик).   14. Развивающиймультфильм   про   голубой цвет. 15. Рассматривание ощупывание материалов   голубого   цвета   (разные   образцы бумаги, ткани, нитки, пластилин).  и     16. Сминание и разрывание бумаги.  17. Наматывание ниток на клубок (шаблон). Разминание пластилина.    19. Упражнения 18. Размазывание краски (смешивание краски синего   и   белого   цвета),   рисование   ладонями, пальчиками, ступнями ног.  с использованием нетрадиционной техники: рисование на молоке (способ   получения   изображения:     обмакиваем кисть   в   синюю   краску   и   водим   ею   в   молоке. Синяя   краска   смешивается   с   молоком   и получается   необыкновенный   голубой   цвет, образует причудливые узоры   20. Упражнение с шумящими баночками. 21. Игра с конструктором, воздушными  шариками, мячом.  22. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна).  23. Игра «Под покрывалом» (одеяло). 24. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Голубой  цвет» 07.10/08.40 Зеленый. 8 20.04 25.04 27.04 2.05 4.05 11.05 16.05 18.05 Радуга. 2 23.05 25.05 56 ­ 63 64 ­ 65 9 1. Овощи (перец, огурцы, зеленая фасоль,  зеленый горох, шпинат, зеленый салат, капуста  разных видов (брокколи, брюссельская,  пекинская капуста, листовая капуста,  белокочанная), укроп, петрушка, базилик). 2. Фрукты (яблоки, груша, виноград, киви,  крыжовник, лайм), 3. Продукты  мармелад, зеленый чай.   4. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха.  5. Рассматривание и ощупывание  материалов зеленого цвета (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин). 6. Сминание и разрывание бумаги. 7. Наматывание ниток на клубок (шаблон).   8. Разминание пластилина. 9. Размазывание краски, рисование  ладонями, пальчиками, ступнями ног. 10. Игра с конструктором, воздушными  шариками и шариками из шарикового бассейна.  11. Упражнения с газовыми платочками под  музыку.  12. Упражнения с природным материалом  (трава, травянистые растения). 13. Просмотр мультфильма из серии  «Веселая радуга» ­ «Зеленый  цвет» 05.26/06.57 1. Овощи, фрукты, продукты разного цвета.  2. Рассматривание, восприятие вкуса и  запаха.  3. Рассматривание и ощупывание  материалов разных цветов (разные образцы  бумаги, ткани, нитки, пластилин).  4. Сминание и разрывание бумаги.  5. Наматывание ниток на клубок (шаблон).   Разминание пластилина. 6. Размазывание краски, пенки для бритья,  рисование ладонями, пальчиками, ступнями ног. 7. Упражнения с крупой (пересыпание,  насыпание в пластиковую бутылку,  встряхивание под музыку).  8. Упражнения с газовыми платочками под  музыку.  9. Игра с конструктором. 10. Игра с мыльными пузырями.  11. Игра с мячом.  12. Игра «Собери в корзинку» (шарики из  шарикового бассейна). 13. Игра «Под покрывалом» (одеяло).  14. Игра «Парашют».  Ползание по туннелю. 15. Игра с разноцветными резинками  (нанизывание на стержень резинок 10 соответствующего цвета). 16. Мультфильм «Радуга» IV. Список литературы Обучениеи воспитание детей в условиях центра коррекционно­ развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В.  Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.  2­е изд. ­ Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. ­ 144 с.: ил. Я играю и учусь: Пособие для детей с особенностями психофизич.развития/ Е.А.Якубовская,  Т.В.Лисовская, И.В.Ковалец и др. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004. – 232 с. Методикаучебно­воспитательной работы в центре коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: Учеб.­метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.  С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно­педагогической работе с детьми с  тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова //  Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: учеб.­метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО  «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017