Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
4 кл
22.05.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика". Программа помогает учащимся дополнительно изучать и закреплять знания по тем или иным изученным темам на уроках русского языка во внеурочное время. Программа рассчитана на 1 час в неделю.Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для учащихся 4 классов.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
4 класс
2017 – 2018 учебный год Учитель: Михайлова С.Н.
: 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Результаты изучения курса:
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
расширять представление о речевом общении;
составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение)с учетом цели общения;
Фонетика, графика, лексика
Обучающийся научится:
объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
понимать роль письменности в истории человечества;
находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов)
Состав слова
Обучающийся научится: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
объяснять написание частей слова
Морфология
Обучающийся научится:
различать части речи, выделять их признаки;
определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;
выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами;
употреблять местоимения в собственной речи;
определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
определять время и лицо глагола;
объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
употреблять числительные в речи;
находить наречия в предложении;
распространять предложения наречиями
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится: выделять словосочетание в предложении;
определять связь слов в словосочетании;
распространять предложения словосочетаниями
Предложение
Обучающийся научится:
проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
сравнивать простые и сложные предложения;
ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях
Текст
Обучающийся научится:
распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
составлять план текста, делить текст на части. 2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных
звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова,
единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью
наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их
действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция
слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена
нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов.
Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, Наблюдения за
использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова.
Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи.
Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова».
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения
(вопросы и общее значение).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные,
одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Склонение
имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам.
Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).
Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по
числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.
Имя числительное. Значение и употребление в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение
признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения
(общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные
предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых.
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений
в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование
заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в
текстах синонимов и антонимов.
№
1
2
3
4
5
Содержание
Виды деятельности
Характеризовать звуки русского языка; составлять
рассказ о первоначальных видах общения людей
Составлять правила употребления в речи
«Волшебных слов»; контролировать и
корректировать своё высказывание в зависимости от
речевой ситуации; расширять представление о
речевом общении; составлять
диалоги с использованием обращений и средств
речевого этикета;
Практическая работа, работа в паре
Соревнование по командам «Употребление в речи
«Волшебных слов»
Составлять рисунки и комментарии к
фразеологическим оборотам; учиться работать с
фразеологическим словарем;
Составление рисунков и комментариев к
фразеологическим оборотам (по группам); практическая
работа с фразеологическим словарем
Характеризовать жизнь людей в первобытном
обществе с точки зрения общения в совместной
Работа в паре; презентация рассказов учащихся по теме деятельности; понимать роль письменности в
истории человечества;
урока.
Находить в тексте и использовать в собственных
речевых произведениях синонимы, пользоваться
лингвистическими словарями
(словарем синонимов)
Находить в тексте и использовать в собственных
речевых произведениях синонимы, пользоваться
лингвистическими словарями
(словарем синонимов)
Характеризовать главные и второстепенные члены
предложения; выделять словосочетания в
предложении; определять связь слов в
словосочетании; распространять предложения
словосочетаниями
Проводить разбор предложения, выделять главные
и второстепенные члены предложения; находить
однородные члены предложения, ставить знаки
препинания;
Находить однородные члены предложения, ставить
знаки препинания; конструировать сложных
предложений из простых предложений.
Применять орфографический словарь для
составления словосочетаний; составлять
предложения с однородными членами.
7
8
9
10
11
Составление синонимических рядов; практическая работа
со словарем синонимов
Составление синонимических рядов; практическая работа
со словарем синонимов
Работа в паре; самостоятельная работа
Практическая работа, работа в паре
Практическая работа; обсуждение составленных
предложений
Практическая работа с орфографическим словарем;
проверка выполнения практической работы 12
13
14
15
16
17
18
19
Корректировать своё высказывание в зависимости
от речевой ситуации; составлять предложения с
употреблением слов в прямом и переносном значении
Характеризовать значение омонимов и антонимов в
русском языке; приводить примеры омонимов и
антонимов с использованием лингвистических
словарей; закреплять умение работать со словарями.
Работа в группе: составление шуточной таблицы «Прямое
и переносное значение слова» (по выбору учащихся)
Практическая работа со словарями омонимов и
антонимов (работа в паре)
Объяснять значение частей слова; разбирать слова
по составу
Практическая работа в разборе слов по составу, работа в
паре
Объяснять значение частей слова; разбирать слова
по составу
Практическая работа в группе: упражнение в разборе слов
по составу.
Знать и объяснять понятие «морфема»,
образовывать новые слова с помощью различных
морфем.
Знать и объяснять понятие «морфема»,
образовывать новые слова с помощью различных
морфем.
Объяснять понятие «части речи», выделять их
существенные признаки; определять части речи в
предложениях.
Характеризовать имена существительные по
признакам: одушевленные и неодушевленные;
собственные и нарицательные.
Практическая работа в группе «Образование слов»
Соревнование по командам
Практическая работа по определению частей речи
Практическая работа по теме занятия
20
Знать понятие «род имен существительных»;
Практическая работа «Определение рода и числа имен определять число имен существительных
существительных»
21
22
23
24
25
26
27
Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
практически склонять имена существительные;
знать названия падежей русского языка; порядок их
следования
Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
верно писать падежные окончания имен
существительных, применяя алгоритм;
Определять имена прилагательные в тексте.
Выделять окончания имен прилагательных.
Учиться выделять в предложении сочетание имени
существительного с именем прилагательным;
понимать значение кратких имен прилагательных в
речи.
Понимать значение местоимений в русском языке;
верно употреблять местоимения в речи.
Редактировать текст.
Правильно употреблять в речи возвратное
местоимение; уметь определять личные местоимения
с опорой на таблицу
Называть признаки глагола как части речи; знать
основные времена глагола (настоящее,
прошедшее, будущее); определять время глаголов в
предложениях.
Проверочная работа. Практическая работа «Склонение
имен существительных»
Проверочная работа; практическая работа в паре
Проверка выполнения заданий (работа в паре)
Редактирование текста (работа в группе)
Редактирование текста. Обсуждение выполнения задания
(работа в группе)
Практическая работа «Возвратное местоимение»
Практическая работа «Определение времени глаголов в
тексте» 28
29
30
31
32
33
Называть признаки совершенного и несовершенного
вида глаголов; определять вид глаголов
(практическая работа)
Определять I и II спряжение глагола, применяя
алгоритм; называть признаки неопределенной
формы глагола
Определять I и II спряжение глагола, применяя
алгоритм; определять безударные окончания
глаголов; определять время и лицо глагола;
Практическая работа по теме занятия
Практическая работа «Определение спряжения глаголов»
Практическая работа в паре «Спряжение глаголов»
Определять глаголы – исключения в тексте;
Самостоятельная работа; работа в паре
Объяснять значение числительных в речи; знать
написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять
различия функций количественных и порядковых
числительных;
Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе
практической работы понимать особенность наречий
– неизменяемость Характеризовать степени
сравнения наречий; объяснять значение
употребления наречий в русском языке.
Практическая работа «Правописание числительных»
Соревнование по группам
Тематическое планирование 33 часа (1 час в неделю)
1 Речевая культура. Общение. 6 часов
2 Предложение. Текст. 4 часа 3 Слово и его значение. 2 часа
4 Состав слова. 4 часа
5 Имя существительное. 5 часов
6 Имя прилагательное. 2 часа
7 Местоимение. 2 часа
8 Глагол. 5 часов
9 Имя числительное. 1 час
10 Наречие. 1час
11 Обобщающий урок (КВН) 1 час
Итого: 33 часа
№
п/п
1
2
Тема
«В мире безмолвных и
неведомых звуков»
Игра – занятие
«Волшебные слова»
Колво
часов
1
1
Календарно – тематическое планирование
Содержание
Характеризовать звуки русского языка; составлять
рассказ о первоначальных видах общения людей
Составлять правила употребления в речи «Волшебных
слов»; контролировать и корректировать своё
высказывание в зависимости от речевой ситуации;
расширять представление о речевом общении;
составлять диалоги с использованием обращений и
средств речевого этикета;
Характеристика
деятельности
Практическая работа, работа
в паре
Соревнование по командам
«Употребление в речи
«Волшебных слов» 3
4
5
6
7
8
Фразеологические
обороты.
«В глубь веков на
Машине времени»
«К словам –
родственникам»
«К словам –
родственникам»
«Сказание о
Сказуемом. Пора
определяться.
Требуется
Дополнение»
«Все ли однородные
одного рода»
1
1
1
1
1
1
Составлять рисунки и комментарии к фразеологическим
оборотам; учиться работать с фразеологическим
словарем;
Составление рисунков и
комментариев к
фразеологическим оборотам
(по группам); практическая
работа с фразеологическим
словарем
Характеризовать жизнь людей в первобытном обществе
с точки зрения общения в совместной деятельности;
понимать роль письменности в истории человечества;
Работа в паре; презентация
рассказов учащихся по теме
урока.
Находить в тексте и использовать в собственных
речевых произведениях синонимы, пользоваться
лингвистическими словарями (словарем
синонимов)
Составление
синонимических рядов;
практическая работа со
словарем синонимов
Находить в тексте и использовать в собственных
речевых произведениях синонимы, пользоваться
лингвистическими словарями (словарем
синонимов)
Составление
синонимических рядов;
практическая работа со
словарем синонимов
Характеризовать главные и второстепенные члены
предложения; выделять словосочетания в предложении;
определять связь слов в словосочетании;
распространять предложения словосочетаниями
Работа в паре;
самостоятельная работа
Проводить разбор предложения, выделять главные и
второстепенные члены предложения; находить
однородные члены предложения, ставить знаки
Практическая работа, работа
в паре 9
Конструирование
сложных предложений
из простых
предложений.
10 Игра – занятие
«Составление
словосочетаний с
использованием
орфографического
словаря»
11
12
13
14
«О значениях
прекрасных и разных.
Куда переносят
переносные значения»
«В гостях у Омонимов
и Антонимов»
«Что нам стоит дом
построить. У всех ли в
конце окончание?»
«Основное об Основах.
Смотрите в Корень.
1
1
1
1
1
1
препинания;
Находить однородные члены предложения, ставить
знаки препинания; конструировать сложных
предложений из простых предложений.
Практическая работа;
обсуждение составленных
предложений
Применять орфографический словарь для составления
словосочетаний; составлять предложения с
однородными членами.
Практическая работа с
орфографическим словарем;
проверка выполнения
практической работы
Корректировать своё высказывание в зависимости от
речевой ситуации; составлять предложения с
употреблением слов в прямом и переносном значении
Работа в группе: составление
шуточной таблицы «Прямое
и переносное значение
слова» (по выбору
учащихся)
Характеризовать значение омонимов и антонимов в
русском языке; приводить примеры омонимов и
антонимов с использованием лингвистических словарей;
закреплять умение работать со словарями.
Практическая работа со
словарями омонимов и
антонимов
(работа в паре)
Объяснять значение частей слова; разбирать слова по
составу
Объяснять значение частей слова; разбирать слова по
Практическая работа в
разборе слов по составу,
работа в паре
Практическая работа в
группе: упражнение в Приставки.
Суффиксы».
15
«Основа плюс
морфема, или как
делают слова»
16 Игра занятие
«Образование слов»
17
«Где живут слова и
как они находят своё
место»
18 Имя существительное.
Одушевленные и
неодушевленные;
собственные и
нарицательные имена
существительные.
19
20
Род имен
существительных.
Число имен
существительных.
Склонение имен
существительных.
1
1
1
1
1
1
составу
разборе слов по составу.
Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать
новые слова с помощью различных морфем.
Практическая работа в
группе «Образование слов»
Знать и объяснять понятие «морфема», образовывать
новые слова с помощью различных морфем.
Соревнование по командам
Объяснять понятие «части речи», выделять их
существенные признаки; определять части речи в
предложениях.
Характеризовать имена существительные по
признакам: одушевленные и неодушевленные;
собственные и нарицательные.
Практическая работа по
определению частей речи
Практическая работа по
теме занятия
Знать понятие «род имен существительных»;
определять число имен существительных
Практическая работа
«Определение рода и числа
имен существительных»
Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
практически склонять имена существительные; знать
названия падежей русского языка; порядок их
следования
Проверочная работа.
Практическая работа
«Склонение имен
существительных» 21
Три склонения имен
существительных.
22 Имя прилагательное.
Окончания имен
прилагательных.
23
Согласование имен
существительных и
прилагательных.
Краткие имена
прилагательные.
24 Местоимение. На
своем прямом месте.
25
26
27
«Про дела очень
личные. К кому
возвращается
Возвратное
местоимение».
« На своем чужом
месте». Глагол.
Времена глагола.
Совершенный и
несовершенный вид
1
1
1
1
1
1
1
Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
верно писать падежные окончания имен
существительных, применяя алгоритм;
Проверочная работа;
практическая работа в паре
Определять имена прилагательные в тексте. Выделять
окончания имен прилагательных.
Проверка выполнения
заданий (работа в паре)
Учиться выделять в предложении сочетание имени
существительного с именем прилагательным; понимать
значение кратких имен прилагательных в речи.
Редактирование текста
(работа в группе)
Понимать значение местоимений в русском языке;
верно употреблять местоимения в речи. Редактировать
текст.
Редактирование текста.
Обсуждение выполнения
задания (работа в группе)
Правильно употреблять в речи возвратное местоимение;
уметь определять личные местоимения с опорой на
таблицу
Практическая работа
«Возвратное местоимение»
Называть признаки глагола как части речи; знать
основные времена глагола (настоящее,
прошедшее, будущее); определять время глаголов в
предложениях.
Практическая работа
«Определение времени
глаголов в тексте»
Называть признаки совершенного и несовершенного
вида глаголов; определять вид глаголов (практическая
Практическая работа по 28
29
30
глагола.
I и II спряжение
глаголов.
Неопределенная
форма глагола.
Три лица глагола.
Спряжение глаголов.
Безударные
окончания глаголов.
Глаголы –
исключения.
31 Имя числительное.
«Про непростые числа
и простые
числительные»
32 Наречие как часть
речи. Неизменяемость
наречий.
Степени сравнения
наречий.
33 Обобщающий урок –
КВН «Части речи»
1
1
1
1
1
1
работа)
теме занятия
Определять I и II спряжение глагола, применяя
алгоритм; называть признаки неопределенной формы
глагола
Практическая работа
«Определение спряжения
глаголов»
Определять I и II спряжение глагола, применяя
алгоритм; определять безударные окончания глаголов;
определять время и лицо глагола;
Практическая работа в паре
«Спряжение глаголов»
Определять глаголы – исключения в тексте;
Объяснять значение числительных в речи; знать
написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять
различия функций количественных и порядковых
числительных;
Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе
практической работы понимать особенность наречий –
неизменяемость Характеризовать степени сравнения
наречий; объяснять значение употребления наречий в
русском языке.
Самостоятельная работа;
работа в паре
Практическая работа
«Правописание
числительных»
Соревнование по группам
Систематизировать знания учащихся по курсу русского
языка
Соревнование по командам
(КВН)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов "Занимательная грамматика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.