Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
1 кл
10.08.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по экологии разработана с учетом возрастных особенностей детей, обучающихся в 1 классе. Она включает в себя не только теоретические знания по защите окружающего мира, но и использование вторичного сырья в быту. Программа будет полезна тем, кто занимается экологическим воспитанием подрастающего поколения.
Программа по экологии 1 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!» Направление: духовно­нравственное Возраст: обучающиеся начальной школы Срок реализации: 1 год Автор: Антонова Елена Борисовна,  учитель начальных классов  МБОУ СОШ №1  городского округа Чехов г. Чехов, 2019 Пояснительная записка Данная рабочая программа направлена  на  развитие  экологических  навыков   у детей младшего школьного возраста, на приобретение умений самостоятельно производить анализ деятельности человека относительно окружающей среды. Кроме того, полученная информация   об   экологической   обстановке   позволит   ребенку   приобрести   следующие навыки: умение использовать методы сравнения, наблюдения и обобщения, способность ценить красоту и важность окружающего мира. Также в ходе освоения программы будут совершенствоваться те навыки и умения, которыми уже обладает ребенок.  Особенностью рабочей программы по экологии является ее направленность не на механическое   запоминание   и   воспроизведение   информации,   а   на   понимание   и   оценку происходящего, системный анализ и совместную проектную деятельность.  Ориентировочный   возраст   обучающихся,  для   которых   создана   программа: школьники 1 класса. Длительность годовой программы:  34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. В основе создания рабочей программы лежат следующие  нормативно­правовые документы: 1. Федеральный   государственный   образовательный     стандарт   начального   общего образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   №   1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916) 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» 3. №1, г.Чехова. 4. Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1, г. Чехова. Актуальность:  в   настоящее   время   экологическая   обстановка   в   мире   волнует многих.   Причиной   нарушения   экологического   равновесия   является   потребительского отношение людей к природе. В связи с чем необходимость экологического  воспитания младших школьников очень актуальна.  Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ Экология   –   это   наука,   изучающая   взаимоотношения   живых   организмов   с окружающей   средой.   Изучая   экологическую   обстановку,   взаимодействуя   с   природой, необходимо помнить о том, что мы, люди, тоже являемся ее частью. С самого детства ребята должны осознать, что человек – существо, которое не стоит выше всех остальных живых   организмов,   а   существует   наравне   с   другими.   Каждый   из   нас   в   состоянии   как исправить   обстановку,   так   и   усугубить   ее.   Однако   потребительское   отношение недопустимо. Охрана природы должна стать одним из приоритетных направлений. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека ­ может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологиче­ ские знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Цель:  развить   у   обучающихся   личностно­значимое   отношение   к   сохранению окружающей среды, понимание необходимости вклада каждого, умению определять место человека в природе и формированию целесообразного поведения личности. Задачи: Изучить понятие экологии и расширить представление школьников об окружающей 1. среде. 2. экологических исследований. Сформировать   умения,   необходимые   для   самостоятельного   проведения 1. 2. 3. 4. 5. Методы обучения:  Объяснительно­иллюстративный Репродуктивный Проблемное изложение Исследовательский Игровой Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Особенности структуры и содержания программы: При   реализации   программы   необходимо   соблюдать   интегрированный   подход, позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность. Чтобы  знания  перешли  в  потребностно­мотивационную   сферу  личности  ребенка, необходимо  сделать   приобретение  этих знаний   эмоционально  окрашенным  радостью  от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.   Программа по внеурочной деятельности состоит из 2 направлений: Экологического, Исследовательского. Экологическое направление необходимо для расширения кругозора обучающихся и пополнения знаний об окружающей среде. Кроме того, данное направление в 1классе имеет расширенные задачи.    растительного мира.  Изучение законов развития природы опытным путем. Расширение представления о природных связях окружающего мира. Выявление   необходимости   сохранения   всего   многообразия   животного   и Исследовательское   направление   состоит   в   разделении   всей   практической деятельности на: Тренинговые занятия (направлены на приобретение специальных знаний и умений  исследовательского подбора информации),  Исследовательскую практику (включают в себя самостоятельные исследования и творческие работы, уровень самостоятельности которых растет постепенно из класса  в класс), Мониторинг (создан с целью подведения промежуточных и конечных итогов работы  каждого ребенка). Общая характеристика программы Рабочая   программа   «Экология   –   это   мы!»   базируется   на   принципах   развития личности обучающихся младших классов. Приоритет  в обучении отдается не простому запоминанию   и   не  механическому   воспроизведению   знаний,   а   пониманию   и   оценке происходящего,   элементам   системного   анализа,   совместной   практической   деятельности учителя и детей.  Программа включает в себя 4 раздела. 1 раздел посвящен изучению компонентов окружающего мира, отдельным объектам и явлениям. Каждый последующий раздел служит для   подачи   дополнительной   информации   о   каждом   компоненте,   а   также   для   изучения взаимосвязи   в   целом.   Последний   раздел   является   обобщающим   по   отношению   к предыдущим. Каждый раздел включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты. При   реализации   программы   необходимо   соблюдать   интегрированный   подход, позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность. Согласно программе все навыки и умения обучающиеся приобретают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Материал данной рабочей программы разбит на тематические разделы, каждый из которых имеет свои цели и содержание. Содержание разработано таким образом, что одно­ временно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой   части   выделены   основные   принципы,   на   основе   которых   закладывается экологическое сознание школьника.  Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 класс Всего 34 часа 34 часа Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности Ценность   данной   рабочей   программы   состоит   в   том,   что   младшие   школьники получают   возможность   почувствовать   себя   настоящими   учеными,   исследователями   и провести полноценное научное исследование. Личностные,   метапредметные   результаты   освоения   курса   внеурочной деятельности Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности: характеризующемся   изучением   взаимосвязей, Приобретение   четких   представлений   о   связях   между   миром   живой   и   неживой Формирование у учащихся представлений о предмете внеурочной деятельности как Формирование   у   учащихся   представлений   об   экологии   как   о   важнейшем   взаимодействий   и  направлении, взаимозависимостей  между природой и обществом.  об элементе культурного опыта человечества.  природы, а также внутри них; об изменениях в экологии под воздействием человека.   исследований, применения их на практике в повседневной жизни.   эмоционального) здоровья от экологических факторов.  дальнейшее изучение естественнонаучного направления.    Приобретение умений, необходимых для ухода за представителями флоры и фауны. Систематизирование   знаний   о   зависимости   человеческого   (физического   и Формирование   навыков   для   самостоятельного   проведения   элементарных Освоение   базовых   знаний   по   экологии,   позволяющих   без   труда   продолжить Планируемые   результаты   (личностные,   метапредметные,   предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности 1 класса Личностные УУД будут содержать: Положительное отношение к научно­исследовательской деятельности, Формирование мотивационных основ для исследовательской деятельности, в том Побуждение к поиску нового содержания и новых способов познания, Ориентацию на понимание контроля, координации результатов исследовательской 1. 2. числе социальных, учебно­познавательных и внешних мотивов, 3. 4. деятельности как с внешней стороны, так и со стороны самоанализа и самоконтроля, 5. успешности исследовательской деятельности. Личностные УУД заложат основы для: Формирования внутренней позиции младшего школьника, относящейся к пониманию Способность к самооценке, основанной на соответствии/несоответствии критериям Понимания моральных норм и следования им.  Регулятивные УУД будут направлены на: Принятие и сохранение учебных задач, Следование выделенным учителем ориентирам работы, Планирование своей исследовательской деятельности, Умение осуществлять итоговый и промежуточный контроль как своей деятельности, Адекватное восприятие результатов своей работы и их оценки учителем, Грамотное   внесение   исправлений   на   основе   коррективов,   сделанных   учителем   в 1. 2. 3. 4. так и деятельности окружающих, 5. 6. ходе проверки.  необходимости проведения исследовательской деятельности.  получения информации.  окружающих.  Основательно   выраженной   мотивации   к   познанию   и   поиску   новых   способов Способностей   к   адекватной   оценке   своей   деятельности   и   деятельности   новой теме, незнакомом материале.   Регулятивные УУД заложат основы для: Возможности проявлять познавательную инициативу. Самостоятельно использовать предоставленные учителем направления действия в Проявления навыков преобразования практических задач в познавательные. Умений самостоятельно действовать для поиска решения познавательной задачи. Познавательные УУД позволят учащемуся: Самостоятельно   осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для   ведения Использовать   инфографику   для   решения   познавательных   задач   и   наглядного Излагать свои мысли как в устной, так и в письменной формах,  Искать различные способы решения познавательных задач, Научиться использовать методы дедукции и индукции, Устанавливать причинно­следственные связи, классифицировать результаты работы 1. исследовательской деятельности, в открытых источниках, 2. представления результатов своей работы, 3. 4. 5. 6. по разным критериям, 7. 8. умозаключение, вывод и т.д., 9. Соответственно понятиям ставить проблемы, выдвигать гипотезы, строить планы дальнейшей   работы,   проводить   эксперименты   и   опыты,   высказывать   суждения,   делать выводы и умозаключения, аргументировать свою точку зрения. Строить рассуждения об объекте, проводить аналогии, Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, Познавательные УУД заложат основы для: Осуществления расширенного поиска информации не только в книжных источниках, Координации при помощи инструментов ИКТ. Подготовленного и спонтанного сообщения (в устной и письменной форме). Построения логического плана своего выступления. Оперирования   понятиями   явления,   причины,   следствия,   события,   зависимости,  но и с использованием Интернета.     сходства/различия, совместимости/несовместимости и т.д.  взаимодействии с окружающей средой в повседневной практике. Применения   исследовательских   методик   не   только   при   обучении,   но   и   при Коммуникативные УУД будут направлены на: Возможность существования разных точек зрения и способов решения поставленных Учет различных мнений, Необходимость координации, Способность формулировать собственное мнение и корректно его доказывать, Умение работать в команде, прислушиваться к мнениям коллег, Осознанность при сборе информации, Использование речи для коммуникации, Самостоятельное контролирование работы партнера. 1. задач, 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Коммуникативные УУД заложат основы для: Возможности учащегося учитывать мнения окружающих и обосновывать свою точку Умения   работать   в   команде   и   слушать   партнеров   при   выработке   совместного Умения   коммуницировать   с   коллегами   и   в   полной   мере   передавать   друг   другу  зрения.  решения поставленной задачи.  необходимую информацию для построения плана действий.   собственной. Осуществления посильной помощи партнерам по проектной деятельности. Приобретения   навыков   терпимости   к   точкам   зрения,   не   совпадающим   с Содержание программы Мир глазами эколога Экология ­ наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой. Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа? Наш город Выявление экологической ситуации в городе. Пути решения экологических проблем своего   города.   Практическая   деятельность   по   оздоровлению   окружающей   среды (экологический десант к водоемам, озеленение города). Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Мы ­ мастера Знакомство   с   бросовыми   материалами.   Изготовление   поделок   из   природного материала, бумаги, картона, пластика и текстильных материалов Мы ­ экологи Человек ­ часть природы, его отношение к окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей   среды   на   здоровье   человека.   Меры,   направленные   на   снижение   вредного влияния   загрязнения   окружающей   среды   на   здоровье.   Экология   жилища   человека. Экология питания. Правила личной экологической безопасности. Экономика и экология. Влияние экономики на экологию Класс 1 класс п/п Тема раздела 1 Мир глазами эколога 2 Наш город 3 Мы ­ мастера 4 Мы ­ экологи Количество часов Итого часов 7ч. 7ч. 13ч. 7ч. 34 ч. Использованные источники 1. Федеральный   государственный   образовательный     стандарт   начального   общего образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   №   1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916) 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» 3. Асмолов   А.Г.   Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.­ 2­е изд. ­ М.: Просвещение, 2010. – 213 с. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. ­ М.: Просвещение, 2010. – 420 с. 5. 175 с. 6. М.: Просвещение,  2002. – 234 с. 7. Программы общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 2002. – 154 с. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград, 2007. – Плешаков А.А. Природоведение ­ Программы общеобразовательных учреждений. ­ Плешаков   А.А.   Факультативный   курс   "Экология   для   младших   школьников".   – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [Эл. ресурс]. – Электрон. Презентация уроков «Начальная школа»  [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим 8. дан. – Режим доступа: http://school­collection.edu.ru ­ Дата просмотра: 17.04.19. 9. КМ­школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы)  [Эл. ресурс].  – Электрон. дан. – Режим  доступа:  http://www.km­school.ru  ­ Дата просмотра: 17.04.19. 10. доступа: http://nachalka/info/about/193 ­ Дата просмотра: 17.04.19.  11. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok ­ Дата просмотра: 17.04.19. 12. №1, г. Чехова. 13. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1, г. Чехова. Календарно­тематическое планирование «Экология – это мы!»  1 класс Наименование разделов и тем №  урока п/п №  урока п/т Плановые  сроки  прохождения Скорректиро ванные сроки прохождения Мир глазами эколога (7часов) 1 2 1 2 Введение. Что такое экология. Знакомство с понятиями  «исследование», «методы  исследования». Знакомство с понятиями «научное  исследование» и «лаборатория». Правила проведения наблюдений и  экспериментов. Связи внутри живой природы. Связи между объектами живой и  неживой природы. Экскурсия в природу «Связи в  природе» 3 4 5 6 7 3 4 5 6 7 Наш город (7 часов) 8 1 7 14 Мы ­ мастера (13 часов) 13 27 Мы – экологи (7 часов) 28 29 30 1 2 3 9 10 11 12 13 2 3 4 5 6 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Экологические проблемы Чеховского  городского округа. Городские отходы. Акция: «Разбери мусор – спаси город!» Растительный мир города. Жизнь животных в городе. Жизнь домашних любимцев в  городской среде. Проект «Мой четвероногий друг» Поделки из природного материала Знакомство с многообразием  природных материалов и их  свойствами. Аппликация  из листьев «Осенний  букет» Поделки из гальки «Это чудо –  камешки!» Поделка из сосновых шишек «Ежик на  полянке» Аппликация из ракушек «Волшебный  цветок» Поделки из бумаги и  картона. Что можно сделать из бумажных  салфеток? Что можно сделать из старых  журналов? Поделки из пластика. Знакомство с многообразием  материалов из пластика, их свойствами и способами соединения Пластиковая тарелка – мусор или  материал для творчества. «Божьи коровки» из пластиковой  ложки Вторая жизнь одноразовой ложки  «Лилии» Ах, это чудо – фантик! Поделки из текстильных материалов Поделки из носков Наша помощь  зимующим птицам. Капля по капле – целый океан. Рейды и просветительская работа по  охране здоровья одноклассников. 31 32 33 34 4 5 6 7 Экологическая викторина «Знатоки  природы» Подбор материала и создание лепбука  «Исчезающие животные» Трудовой десант  по уборке  пришкольной территории «От малого  большое зарождается» Итоговое занятие «Друзья природы».

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2019