Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
1 кл
10.08.2019
Рабочая программа по экологии разработана с учетом возрастных особенностей детей, обучающихся в 1 классе. Она включает в себя не только теоретические знания по защите окружающего мира, но и использование вторичного сырья в быту. Программа будет полезна тем, кто занимается экологическим воспитанием подрастающего поколения.
Программа по экологии 1 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Экология – это мы!»
Направление: духовнонравственное
Возраст: обучающиеся начальной школы
Срок реализации: 1 год
Автор: Антонова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
городского округа Чехов г. Чехов, 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа направлена на развитие экологических навыков у
детей младшего школьного возраста, на приобретение умений самостоятельно производить
анализ деятельности человека относительно окружающей среды. Кроме того, полученная
информация об экологической обстановке позволит ребенку приобрести следующие
навыки: умение использовать методы сравнения, наблюдения и обобщения, способность
ценить красоту и важность окружающего мира. Также в ходе освоения программы будут
совершенствоваться те навыки и умения, которыми уже обладает ребенок.
Особенностью рабочей программы по экологии является ее направленность не на
механическое запоминание и воспроизведение информации, а на понимание и оценку
происходящего, системный анализ и совместную проектную деятельность.
Ориентировочный возраст обучающихся, для которых создана программа:
школьники 1 класса.
Длительность годовой программы: 34 часа. Продолжительность одного занятия
40 минут.
В основе создания рабочей программы лежат следующие нормативноправовые
документы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643,
зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года
№35916)
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования
к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»
3.
№1, г.Чехова.
4.
Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1, г. Чехова.
Актуальность: в настоящее время экологическая обстановка в мире волнует
многих. Причиной нарушения экологического равновесия является потребительского
отношение людей к природе. В связи с чем необходимость экологического воспитания
младших школьников очень актуальна.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с
окружающей средой. Изучая экологическую обстановку, взаимодействуя с природой,
необходимо помнить о том, что мы, люди, тоже являемся ее частью. С самого детства
ребята должны осознать, что человек – существо, которое не стоит выше всех остальных
живых организмов, а существует наравне с другими. Каждый из нас в состоянии как
исправить обстановку, так и усугубить ее. Однако потребительское отношение
недопустимо. Охрана природы должна стать одним из приоритетных направлений. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что
она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа
без человека может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологиче
ские знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Цель: развить у обучающихся личностнозначимое отношение к сохранению
окружающей среды, понимание необходимости вклада каждого, умению определять место
человека в природе и формированию целесообразного поведения личности.
Задачи:
Изучить понятие экологии и расширить представление школьников об окружающей
1.
среде.
2.
экологических исследований.
Сформировать умения,
необходимые для самостоятельного проведения
1.
2.
3.
4.
5.
Методы обучения:
Объяснительноиллюстративный
Репродуктивный
Проблемное изложение
Исследовательский
Игровой
Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Особенности структуры и содержания программы:
При реализации программы необходимо соблюдать интегрированный подход,
позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность.
Чтобы знания перешли в потребностномотивационную сферу личности ребенка,
необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенным радостью от
встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле,
стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Программа по внеурочной деятельности состоит из 2 направлений:
Экологического,
Исследовательского.
Экологическое направление необходимо для расширения кругозора обучающихся и
пополнения знаний об окружающей среде. Кроме того, данное направление в 1классе имеет
расширенные задачи.
растительного мира.
Изучение законов развития природы опытным путем.
Расширение представления о природных связях окружающего мира.
Выявление необходимости сохранения всего многообразия животного и
Исследовательское направление состоит в разделении всей практической
деятельности на:
Тренинговые занятия (направлены на приобретение специальных знаний и умений
исследовательского подбора информации),
Исследовательскую практику (включают в себя самостоятельные исследования и
творческие работы, уровень самостоятельности которых растет постепенно из класса в
класс),
Мониторинг (создан с целью подведения промежуточных и конечных итогов работы
каждого ребенка).
Общая характеристика программы
Рабочая программа «Экология – это мы!» базируется на принципах развития
личности обучающихся младших классов. Приоритет в обучении отдается не простому
запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке
происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности
учителя и детей.
Программа включает в себя 4 раздела. 1 раздел посвящен изучению компонентов
окружающего мира, отдельным объектам и явлениям. Каждый последующий раздел служит
для подачи дополнительной информации о каждом компоненте, а также для изучения
взаимосвязи в целом. Последний раздел является обобщающим по отношению к
предыдущим.
Каждый раздел включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты.
При реализации программы необходимо соблюдать интегрированный подход,
позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность. Согласно программе
все навыки и умения обучающиеся приобретают не только на специально организованных
занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения
книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Материал данной рабочей программы разбит на тематические разделы, каждый из
которых имеет свои цели и содержание. Содержание разработано таким образом, что одно
временно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и
является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце
каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается
экологическое сознание школьника.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю:
1 класс
Всего
34 часа
34 часа
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
Ценность данной рабочей программы состоит в том, что младшие школьники
получают возможность почувствовать себя настоящими учеными, исследователями и
провести полноценное научное исследование.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности: характеризующемся изучением взаимосвязей,
Приобретение четких представлений о связях между миром живой и неживой
Формирование у учащихся представлений о предмете внеурочной деятельности как
Формирование у учащихся представлений об экологии как о важнейшем
взаимодействий и
направлении,
взаимозависимостей между природой и обществом.
об элементе культурного опыта человечества.
природы, а также внутри них; об изменениях в экологии под воздействием человека.
исследований, применения их на практике в повседневной жизни.
эмоционального) здоровья от экологических факторов.
дальнейшее изучение естественнонаучного направления.
Приобретение умений, необходимых для ухода за представителями флоры и фауны.
Систематизирование знаний о зависимости человеческого (физического и
Формирование навыков для самостоятельного проведения элементарных
Освоение базовых знаний по экологии, позволяющих без труда продолжить
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
освоения учебного курса внеурочной деятельности 1 класса
Личностные УУД будут содержать:
Положительное отношение к научноисследовательской деятельности,
Формирование мотивационных основ для исследовательской деятельности, в том
Побуждение к поиску нового содержания и новых способов познания,
Ориентацию на понимание контроля, координации результатов исследовательской
1.
2.
числе социальных, учебнопознавательных и внешних мотивов,
3.
4.
деятельности как с внешней стороны, так и со стороны самоанализа и самоконтроля,
5.
успешности исследовательской деятельности.
Личностные УУД заложат основы для:
Формирования внутренней позиции младшего школьника, относящейся к пониманию
Способность к самооценке, основанной на соответствии/несоответствии критериям
Понимания моральных норм и следования им.
Регулятивные УУД будут направлены на:
Принятие и сохранение учебных задач,
Следование выделенным учителем ориентирам работы,
Планирование своей исследовательской деятельности,
Умение осуществлять итоговый и промежуточный контроль как своей деятельности,
Адекватное восприятие результатов своей работы и их оценки учителем,
Грамотное внесение исправлений на основе коррективов, сделанных учителем в
1.
2.
3.
4.
так и деятельности окружающих,
5.
6.
ходе проверки.
необходимости проведения исследовательской деятельности.
получения информации.
окружающих.
Основательно выраженной мотивации к познанию и поиску новых способов
Способностей к адекватной оценке своей деятельности и деятельности
новой теме, незнакомом материале.
Регулятивные УУД заложат основы для:
Возможности проявлять познавательную инициативу.
Самостоятельно использовать предоставленные учителем направления действия в
Проявления навыков преобразования практических задач в познавательные.
Умений самостоятельно действовать для поиска решения познавательной задачи.
Познавательные УУД позволят учащемуся:
Самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для ведения
Использовать инфографику для решения познавательных задач и наглядного
Излагать свои мысли как в устной, так и в письменной формах,
Искать различные способы решения познавательных задач,
Научиться использовать методы дедукции и индукции,
Устанавливать причинноследственные связи, классифицировать результаты работы
1.
исследовательской деятельности, в открытых источниках,
2.
представления результатов своей работы,
3.
4.
5.
6.
по разным критериям,
7.
8.
умозаключение, вывод и т.д.,
9.
Соответственно понятиям ставить проблемы, выдвигать гипотезы, строить планы
дальнейшей работы, проводить эксперименты и опыты, высказывать суждения, делать
выводы и умозаключения, аргументировать свою точку зрения.
Строить рассуждения об объекте, проводить аналогии,
Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
Познавательные УУД заложат основы для:
Осуществления расширенного поиска информации не только в книжных источниках,
Координации при помощи инструментов ИКТ.
Подготовленного и спонтанного сообщения (в устной и письменной форме).
Построения логического плана своего выступления.
Оперирования понятиями явления, причины, следствия, события, зависимости,
но и с использованием Интернета.
сходства/различия, совместимости/несовместимости и т.д.
взаимодействии с окружающей средой в повседневной практике.
Применения исследовательских методик не только при обучении, но и при
Коммуникативные УУД будут направлены на:
Возможность существования разных точек зрения и способов решения поставленных
Учет различных мнений,
Необходимость координации,
Способность формулировать собственное мнение и корректно его доказывать,
Умение работать в команде, прислушиваться к мнениям коллег,
Осознанность при сборе информации,
Использование речи для коммуникации,
Самостоятельное контролирование работы партнера.
1.
задач,
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Коммуникативные УУД заложат основы для:
Возможности учащегося учитывать мнения окружающих и обосновывать свою точку
Умения работать в команде и слушать партнеров при выработке совместного
Умения коммуницировать с коллегами и в полной мере передавать друг другу
зрения.
решения поставленной задачи.
необходимую информацию для построения плана действий.
собственной.
Осуществления посильной помощи партнерам по проектной деятельности.
Приобретения навыков терпимости к точкам зрения, не совпадающим с
Содержание программы
Мир глазами эколога
Экология наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой.
Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и
неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа?
Наш город
Выявление экологической ситуации в городе. Пути решения экологических проблем
своего города. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды
(экологический десант к водоемам, озеленение города). Правила поведения в природе на
основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий
своих поступков.
Мы мастера
Знакомство с бросовыми материалами. Изготовление поделок из природного
материала, бумаги, картона, пластика и текстильных материалов
Мы экологи
Человек часть природы, его отношение к окружающей среде. Влияние загрязнения
окружающей среды на здоровье человека. Меры, направленные на снижение вредного
влияния загрязнения окружающей среды на здоровье. Экология жилища человека.
Экология питания. Правила личной экологической безопасности. Экономика и экология.
Влияние экономики на экологию
Класс
1 класс
п/п Тема раздела
1 Мир глазами эколога
2 Наш город
3 Мы мастера
4 Мы экологи
Количество часов Итого часов
7ч.
7ч.
13ч.
7ч.
34 ч. Использованные источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643,
зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года
№35916)
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования
к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»
3.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя. 2е изд. М.: Просвещение, 2010. – 213
с.
4.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. М.: Просвещение,
2010. – 420 с.
5.
175 с.
6.
М.: Просвещение, 2002. – 234 с.
7.
Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002. – 154 с.
Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград, 2007. –
Плешаков А.А. Природоведение Программы общеобразовательных учреждений.
Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Эл. ресурс]. – Электрон.
Презентация уроков «Начальная школа» [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим
8.
дан. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru Дата просмотра: 17.04.19.
9.
КМшкола (образовательная среда для комплексной информатизации школы) [Эл.
ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kmschool.ru Дата просмотра:
17.04.19.
10.
доступа: http://nachalka/info/about/193 Дата просмотра: 17.04.19.
11.
– Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok Дата просмотра: 17.04.19.
12.
№1, г. Чехова.
13.
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) [Эл. ресурс]. – Электрон. дан.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1, г. Чехова.
Календарнотематическое планирование «Экология – это мы!» 1 класс
Наименование разделов и тем
№
урока
п/п
№
урока
п/т
Плановые
сроки
прохождения
Скорректиро
ванные сроки
прохождения
Мир глазами эколога (7часов)
1
2
1
2
Введение. Что такое экология.
Знакомство с понятиями
«исследование», «методы
исследования».
Знакомство с понятиями «научное
исследование» и «лаборатория».
Правила проведения наблюдений и
экспериментов.
Связи внутри живой природы.
Связи между объектами живой и
неживой природы.
Экскурсия в природу «Связи в
природе»
3
4
5
6
7
3
4
5
6
7 Наш город (7 часов)
8
1
7
14
Мы мастера (13 часов)
13
27
Мы – экологи (7 часов)
28
29
30
1
2
3
9
10
11
12
13
2
3
4
5
6
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Экологические проблемы Чеховского
городского округа.
Городские отходы.
Акция: «Разбери мусор – спаси город!»
Растительный мир города.
Жизнь животных в городе.
Жизнь домашних любимцев в
городской среде.
Проект «Мой четвероногий друг»
Поделки из природного материала
Знакомство с многообразием
природных материалов и их
свойствами.
Аппликация из листьев «Осенний
букет»
Поделки из гальки «Это чудо –
камешки!»
Поделка из сосновых шишек «Ежик на
полянке»
Аппликация из ракушек «Волшебный
цветок»
Поделки из бумаги и картона.
Что можно сделать из бумажных
салфеток?
Что можно сделать из старых
журналов?
Поделки из пластика.
Знакомство с многообразием
материалов из пластика, их свойствами
и способами соединения
Пластиковая тарелка – мусор или
материал для творчества.
«Божьи коровки» из пластиковой
ложки
Вторая жизнь одноразовой ложки
«Лилии»
Ах, это чудо – фантик!
Поделки из текстильных материалов
Поделки из носков
Наша помощь зимующим птицам.
Капля по капле – целый океан.
Рейды и просветительская работа по
охране здоровья одноклассников. 31
32
33
34
4
5
6
7
Экологическая викторина «Знатоки
природы»
Подбор материала и создание лепбука
«Исчезающие животные»
Трудовой десант по уборке
пришкольной территории «От малого
большое зарождается»
Итоговое занятие «Друзья природы».
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология - это мы!" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.