Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип программы: программа начального общего образования. Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности. Назначение программы: – для обучающихся 1-4-х классов образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Иконка файла материала !рабочая программа Маленькие академики.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения Протокол № СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета Протокол №   УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №» ______________ Приказ от  Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»                                                                                      Учитель: Новоселова Лариса Владимировна Квалификационная категория: высшая2016–2020 учебный год СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Паспорт рабочей программы Пояснительная записка Планируемые результаты  Содержание учебного курса 1 класс 2 класс  3 класс 4 класс Календарно­тематическое планирование 1 класс 2 класс  3 класс 4 класс Система отслеживания и оценивания результатов Учебно­методическое обеспечение Материально­техническое обеспечение   Лист внесения изменений и дополнений 3 4­5 6 7­9 11­14 16­18 20­22 10 15 19 23 24 25 26 27 2ПАСПОРТ рабочей программы  Тип программы: программа начального общего образования. Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности. Назначение программы:      – для обучающихся 1­4­х классов образовательная программа обеспечивает реализацию  их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных  услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;     – для педагогических работников МБОУ «СОШ № » программа определяет приоритеты  в содержании начального образования и способствует интеграции и координации  деятельности по реализации общего образования;     – для администрации МБОУ «СОШ № » программа является основанием для  определения качества реализации начального общего образования. Категория обучающихся: обучающиеся 1­4­х  классов МБОУ «СОШ № ». Сроки освоения программы: 4 года. Объём учебного времени: 140 часов Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 час в неделю. Формы контроля:                                 3Пояснительная записка Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Программа внеурочной деятельности «Маленькие академики» создана на основе 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образованияутвержденного приказом Министерства образования и науки Российской  Федерацииот 06.10. 2009 г. N 373; 2. Федерального закона «Об образование в Российской Федерации» № 273­ ФЗ от 29  декабря 2012 годаст 12,13,28,30,47 3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № »; 4. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № » на 2017­2018  учебный год; 5. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности педагога; Назначение программы Учебно­познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение   определённой   системы   знаний   на   основе   конкретных   требований   к   качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.         Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует   ознакомлению   с организацией   коллективного   и   индивидуального   исследования,   обучению   в   действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность  программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской 4деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.          Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся  1 раз   в   неделю    в   учебном   кабинете,   в   музеях   различного   типа,   библиотеках,   на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,   заседаний,   олимпиад,   викторин,   КВНов,   встреч   с   интересными   людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.         Программа рассчитана на 4 года, 140 часов. В 1 классе – 33 часа, 2­4 классы по 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2­4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4­х классов.  Цель   программы:  создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ исследовательской деятельности.                Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе  учебной деятельности;   обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных  исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность. Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   практическая   работа,   эксперимент, наблюдение,   экспресс­исследование,   коллективные   и   индивидуальные   исследования, самостоятельная   работа,   мини­конференция, консультация.   защита   исследовательских   работ,            5ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные   результаты формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и   саморазвитии.  конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,  развитие критического и творческого мышления.  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  Метапредметные  результаты               учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы; ­ основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  признаков; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том  числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в  общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве. 6По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт   научного   учебного   исследования   по   предметной   тематике,   выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы   (доклад,   выставка,   презентация,   мини­конференция,   научно­исследовательская конференция,   участие  в  конкурсах   исследовательских   работ,  в  планируемых   школьных делах и мероприятиях, выход в Интернет и т. д.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Что такое исследование? ­ 1ч  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2. Как задавать вопросы? – 1 ч Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как  задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования. Тема 3. Как выбрать тему исследования? – 1 ч Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра  на развитие наблюдательности. Тема 4. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).  – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»  (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)­ 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 6­7. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение  находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 8­9. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического  задания.­ 2 ч. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся.  Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. 7Тема 10­11. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.­ 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.  Тема 12­13. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения  (гипотезы). – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 14­15. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.­ 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 16­17. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности  детей.­ 2ч. Заочная экскурсия в прошлое.  Тема 18­19. Обоснованный выбор способа выполнения задания.­ 2ч. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 20­21. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.­ 2ч. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной  книге. Тема 22­23. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?­ 2ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук».  Тема 24­25. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Тема 26­27.Коллективная игра­исследование.­ 2ч. Игра­исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Тема 28­29. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. Тема 30­31. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной  деятельности детей.­ 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Тема 32­33. Анализ исследовательской деятельности.­ 2ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением  анализировать и делать выводы. 8Учебно­тематический план Содержание курса 1. Что такое исследование? 2. Планирование выполнения практического задания 3. Самостоятельные  исследования Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве;     ­развитие критического и творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в  том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по  результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения творческих задач  и навыки поиска, анализа и интерпретации  информации; 9­осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий; ­ осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с усилиями  других; ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.      № п/п 1 2 3 4 5­6 7­8 9­10 11­ 12 Календарно ­ тематическое планирование  1  класс (33 часа) Сроки проведения 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 Наименование разделов и тем Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную  литературу (экскурсия в библиотеку)  Библиотечное занятие «Знакомство с  информационными справочниками»  (продолжение темы «Учимся выбирать  дополнительную литературу») Наблюдение как способ выявления  проблем.  Совместное или самостоятельное  планирование выполнения практического  задания Выдвижение идеи (мозговой штурм).  Развитие умения видеть проблемы. 10 Кол­во часов теория практика всего 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 213­ 14 15­16 17­18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­26 27­28 29­30 31­ 32­33 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 22.02 01.03 15.03 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 Постановка вопроса (поиск гипотезы).  Формулировка предположения  (гипотезы)  Развитие умения выдвигать гипотезы.  Развитие умений задавать вопросы.  Экскурсия как средство стимулирования  исследовательской  деятельности детей Обоснованный выбор способа  выполнения задания Составление аннотации к прочитанной  книге, картотек Учимся выделять главное и  второстепенное. Как делать схемы? Методика проведения самостоятельных  исследований. Коллективная игра­ исследование.  Индивидуальные творческие работы на  уроке по выбранной тематике  Выставки творческих работ –  средство  стимулирования проектной деятельности  детей. Анализ исследовательской деятельности. 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования  темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч  Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора   темы   исследования.   Предмет   исследования   как   проблема   в   самой   теме исследования. Какими могут быть исследования.  Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. 11Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы   для   рассмотрения:   Что   такое   гипотеза.   Как   создаются   гипотезы.   Что   такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические   задания:   “Давайте   вместе   подумаем”,     “Что   бы   произошло,   если   бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч. Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с   основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино­ и телефильмами по   теме   своего   исследования;   обратиться   к   компьютеру,   посмотреть   в   глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь:   использовать   методы   исследования   при   решении   задач   исследования,   задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14­17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.     Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение   преимуществ   и недостатков   (показать   наиболее   распространенные   зрительные   иллюзии)   наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические   задания:  “Назови   все   особенности   предмета”,   “Нарисуй   в   точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19.  Коллекционирование  ­ 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. 12Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.  Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.  Практическая работа. Знать:­ понятия  ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­27.Сбор материала для исследования  ­ 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.  Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное  письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами  фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных  ­ 2 ч.   Анализ, обобщение, главное, второстепенное.  Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.  Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи  материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.  Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к  защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч.  Сообщение, доклад.  Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как  выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по  заданному алгоритму” и др. Тема32.  Подготовка к защите  ­ 1 ч.  Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое  защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Тема33. Индивидуальные консультации  ­ 1 ч. 13Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в  микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема34­35.  Подведение итогов работы  ­ 2 ч. Анализ своей проектной деятельности. Учебно­тематический план Содержание курса 1. Что можно исследовать? Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к  обучению, о помощи им в  Кол­во часов 10 15 10 142. Организация исследования. 3. Как подготовить результат  исследования самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков  учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном  пространстве;       ­ развитие критического и творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во  внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения  творческих задач и навыки поиска,  анализа и интерпретации информации; ­осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; ­основам смыслового чтения  художественных и познавательных  текстов, выделять существенную  информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в  группе (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с  усилиями других; ­формулировать собственное мнение и  позицию; ­договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в  сотрудничестве . Календарно ­ тематическое планирование  2 класс (35 часа) Сроки Кол­во часов  Наименование разделов и тем № п/п проведения теория    практика    всего  151 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 2 4 4 2 1 2 1 1 3 2 1 1 1 1 2 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10­ 13 14­ 17 18­ 19 20 21­ 22 23 24 25­ 27 28­ 29 30 31 32 33 34­ 35 04.09­08.09 Что можно исследовать? Формулирование  темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Учимся выделять гипотезы. Цели и задачи исследования. Тема, предмет, объект исследования. 11.09­15.09 18.09­22.09 25.09­29.09 02.10­06.10 09.10­13.10 16.10­20.10 23.10­27.10 07.11­10.11 13.11­17.11 20.11­24.11 27.11­01.12 04.12­08.12 11.12­15.12 18.12­22.12 25.12­28.12 15.01­19.01 22.01­26.01 29.01­02.02 05.02­09.02 Экспресс­исследование «Какие коллекции Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение   как   способ   выявления проблем. Организация   исследования.  (практическое занятие.) Коллекционирование. собирают люди» Сообщение о своих коллекциях. 12.02­16.02 19.02­22.02 26.02­02.03 05.03­09.03 Мысленные эксперименты и эксперименты  Что такое эксперимент. на моделях Сбор материала для исследования. 12.03­16.03 19.03­23.03 02.04­06.04 09.04­13.04 16.04­20.04 23.04­27.04 Как подготовить результат исследования. 30.04­04.05 Как подготовить сообщение. 07.05­11.05 Подготовка к защите (практическое  Обобщение полученных данных. занятие) 14.05­18.05 Индивидуальная консультация. 21.05­25.05 28.05­31.05 Подведение итогов. Защита. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 16Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь ­1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2­3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5­6. Какими могут быть  проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения  поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11­13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14­15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16­18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19­21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение и  выбор необходимых  частей  текста для проекта.  Учить правильно  записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 24­25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие  анализировать свои действия и делать выводы. 17Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34­35. Анализ исследовательской деятельности – 2ч. Анализ своей проектной деятельности. Учебно­тематический план 18Кол­во часов 21 7 7 Содержание курса 1. Проект? Проект! 2. Исследование  объектов. 3. Оформление  работы. Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои  знания, ориентироваться в информационном  пространстве, развитие критического и  творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по  результату. Познавательные: ­ Ориентироваться в своей системе знаний:  самостоятельно предполагать, какая информация  нужна для решения учебной задачи;  ­отбирать необходимые для решения задачи  источники информации; ­добывать новые знания: извлекать информацию,  представленную в разных формах (печатные  источники, интернет­ресурсы и т.д.); ­перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий;  ­перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе обобщения знаний; ­преобразовывать информацию из ­одной формы в  другую: представлять информацию в виде текста,  таблицы, схемы.  Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с усилиями  других; ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве. 19№ п/п 1 2­ 3 4 5­ 6 7­ 8 9­ 10 11­ 13 14­ 15 16­ 18 19­ 21 22­ 23 24­ 25 26­ 27 28 29­ 30 31­ 32 33 34­ 35 Календарно ­ тематическое планирование 3 класс (35 часа) Сроки Кол­во часов теория практика всего проведения Наименование разделов и тем Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и выбор тем исследования. Как   выбрать   друга   по   общему   интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  проекты? Формулирование цели, задач исследования,  гипотез (исследовательская практика) Планирование работы (практическое занятие) Знакомство с методами и предметами  исследования. Эксперимент познания в  действии. Обучение анкетированию, социальному  опросу, интервьюированию (практическое  занятие) Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования (исследовательская практика) Анализ прочитанной литературы.  (практическое занятие) Исследование объектов (исследовательская  практика) Основные   логические   операции.   Учимся оценивать   идеи,   выделять   главное   и второстепенное (исследовательская   практика) Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах  исследования Оформление работы (практическое занятие) Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации (практическое занятие) Мини конференция по итогам собственных  исследований (конференция) Анализ исследовательской деятельности. 20 1 2 1 2 2 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 1 2 1Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Содержание программы Тема2­3.  Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6­7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над  актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13­14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15­16.  Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18.  Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники  экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21­22.  Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24.   Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25­27.  Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28­30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома  иллюстраций. Выполнение поделок. 21Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите ­1ч. Составление плана выступления.   Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.  Тема33.   Выступление  – 1ч. Презентация проекта. Тема34­35.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. 22Учебно­тематический план Содержание курса 1. Знания, умения и  навыки, необходимые в исследовательской  работе. 2. Наблюдение и  экспериментирование. 3. Обработка и анализ  всех полученных  данных   Кол­во часов Перечень универсальных действий обучающихся 15 10 10 Личностные: ­формирование у детей мотивации к  обучению, о помощи им в самоорганизации и  саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои  знания, ориентироваться в информационном  пространстве;        ­развитие критического и творческого  мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и  интерпретации информации; ­осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; ­основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с  23усилиями других; ­формулировать собственное мнение и  позицию; ­договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в  сотрудничестве. Календарно ­ тематическое планирование 4 класс (35 часа) Сроки проведения Наименование разделов и тем Кол­во часов теория практика всего Знания, умения и навыки, необходимые  в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы.  Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация  проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами.  Отбор литературы по теме  исследования (практическое занятие) Ознакомление с литературой по данной  проблематике, анализ материала.  (исследовательская практика) Наблюдение и экспериментирование  (практическое занятие) Техника экспериментирования  (исследовательская практика) Наблюдение наблюдательность.  Совершенствование техники  экспериментирования  (исследовательская практика) Правильное мышление и логика  (практическое занятие) Что такое парадоксы 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 № п/п 1 2­ 3 4­ 5 6­ 7 8­ 9 10­ 11 12 13­ 14 15­ 16 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 2425­ 27 28­ 30 31 32 33 34­ 35 Обработка   и   анализ   всех   полученных данных. Работа   в   компьютерном   классе. Оформление презентации. Подготовка публичного выступления.  Как подготовиться к защите. Защита исследования перед  одноклассниками. Выступление  (конференция) Итоговое занятие. Анализ  исследовательской деятельности. 1 1 2 2 3 1 1 3 3 1 1 1 2 СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:      журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,             фотоальбом  наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  учебное пособие,  альбом,  газета, гербарий,  экскурсия 25УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Печатные пособия: 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.  Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.  Практическое пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008 26МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Оборудование: 1. ноутбук; 2. проектор. 27