Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
классное руководство
1 кл
04.08.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»
Тип программы: программа начального общего образования. Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности. Назначение программы: – для обучающихся 1-4-х классов образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
!рабочая программа Маленькие академики.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения Протокол № СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета Протокол №   УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №» ______________ Приказ от  Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»                                                                                      Учитель: Новоселова Лариса Владимировна Квалификационная категория: высшая 2016–2020 учебный год СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Паспорт рабочей программы Пояснительная записка Планируемые результаты  Содержание учебного курса 1 класс 2 класс  3 класс 4 класс Календарно­тематическое планирование 1 класс 2 класс  3 класс 4 класс Система отслеживания и оценивания результатов Учебно­методическое обеспечение Материально­техническое обеспечение   Лист внесения изменений и дополнений 3 4­5 6 7­9 11­14 16­18 20­22 10 15 19 23 24 25 26 27 2 ПАСПОРТ рабочей программы  Тип программы: программа начального общего образования. Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности. Назначение программы:      – для обучающихся 1­4­х классов образовательная программа обеспечивает реализацию  их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных  услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;     – для педагогических работников МБОУ «СОШ № » программа определяет приоритеты  в содержании начального образования и способствует интеграции и координации  деятельности по реализации общего образования;     – для администрации МБОУ «СОШ № » программа является основанием для  определения качества реализации начального общего образования. Категория обучающихся: обучающиеся 1­4­х  классов МБОУ «СОШ № ». Сроки освоения программы: 4 года. Объём учебного времени: 140 часов Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 час в неделю. Формы контроля:                                 3 Пояснительная записка Если хочешь научить меня чему­то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Программа внеурочной деятельности «Маленькие академики» создана на основе 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образованияутвержденного приказом Министерства образования и науки Российской  Федерацииот 06.10. 2009 г. N 373; 2. Федерального закона «Об образование в Российской Федерации» № 273­ ФЗ от 29  декабря 2012 годаст 12,13,28,30,47 3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № »; 4. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № » на 2017­2018  учебный год; 5. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности педагога; Назначение программы Учебно­познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение   определённой   системы   знаний   на   основе   конкретных   требований   к   качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.         Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует   ознакомлению   с организацией   коллективного   и   индивидуального   исследования,   обучению   в   действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность  программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской 4 деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.          Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся  1 раз   в   неделю    в   учебном   кабинете,   в   музеях   различного   типа,   библиотеках,   на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,   заседаний,   олимпиад,   викторин,   КВНов,   встреч   с   интересными   людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.         Программа рассчитана на 4 года, 140 часов. В 1 классе – 33 часа, 2­4 классы по 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2­4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4­х классов.  Цель   программы:  создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ исследовательской деятельности.                Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе  учебной деятельности;   обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных  исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность. Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   практическая   работа,   эксперимент, наблюдение,   экспресс­исследование,   коллективные   и   индивидуальные   исследования, самостоятельная   работа,   мини­конференция, консультация.   защита   исследовательских   работ,            5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные   результаты формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и   саморазвитии.  конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,  развитие критического и творческого мышления.  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  Метапредметные  результаты               учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы; ­ основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  признаков; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других.   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том  числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в  общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве. 6 По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт   научного   учебного   исследования   по   предметной   тематике,   выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы   (доклад,   выставка,   презентация,   мини­конференция,   научно­исследовательская конференция,   участие  в  конкурсах   исследовательских   работ,  в  планируемых   школьных делах и мероприятиях, выход в Интернет и т. д.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Что такое исследование? ­ 1ч  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2. Как задавать вопросы? – 1 ч Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как  задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования. Тема 3. Как выбрать тему исследования? – 1 ч Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра  на развитие наблюдательности. Тема 4. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).  – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»  (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)­ 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 6­7. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение  находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 8­9. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического  задания.­ 2 ч. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся.  Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. 7 Тема 10­11. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.­ 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.  Тема 12­13. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения  (гипотезы). – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 14­15. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.­ 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 16­17. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности  детей.­ 2ч. Заочная экскурсия в прошлое.  Тема 18­19. Обоснованный выбор способа выполнения задания.­ 2ч. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 20­21. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.­ 2ч. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной  книге. Тема 22­23. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?­ 2ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук».  Тема 24­25. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Тема 26­27.Коллективная игра­исследование.­ 2ч. Игра­исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Тема 28­29. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. Тема 30­31. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной  деятельности детей.­ 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Тема 32­33. Анализ исследовательской деятельности.­ 2ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением  анализировать и делать выводы. 8 Учебно­тематический план Содержание курса 1. Что такое исследование? 2. Планирование выполнения практического задания 3. Самостоятельные  исследования Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве;     ­развитие критического и творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в  том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по  результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения творческих задач  и навыки поиска, анализа и интерпретации  информации; 9 ­осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий; ­ осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с усилиями  других; ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.      № п/п 1 2 3 4 5­6 7­8 9­10 11­ 12 Календарно ­ тематическое планирование  1  класс (33 часа) Сроки проведения 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 Наименование разделов и тем Что такое исследование? Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную  литературу (экскурсия в библиотеку)  Библиотечное занятие «Знакомство с  информационными справочниками»  (продолжение темы «Учимся выбирать  дополнительную литературу») Наблюдение как способ выявления  проблем.  Совместное или самостоятельное  планирование выполнения практического  задания Выдвижение идеи (мозговой штурм).  Развитие умения видеть проблемы. 10 Кол­во часов теория практика всего 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 13­ 14 15­16 17­18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­26 27­28 29­30 31­ 32­33 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 22.02 01.03 15.03 22.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 Постановка вопроса (поиск гипотезы).  Формулировка предположения  (гипотезы)  Развитие умения выдвигать гипотезы.  Развитие умений задавать вопросы.  Экскурсия как средство стимулирования  исследовательской  деятельности детей Обоснованный выбор способа  выполнения задания Составление аннотации к прочитанной  книге, картотек Учимся выделять главное и  второстепенное. Как делать схемы? Методика проведения самостоятельных  исследований. Коллективная игра­ исследование.  Индивидуальные творческие работы на  уроке по выбранной тематике  Выставки творческих работ –  средство  стимулирования проектной деятельности  детей. Анализ исследовательской деятельности. 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования  темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч  Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора   темы   исследования.   Предмет   исследования   как   проблема   в   самой   теме исследования. Какими могут быть исследования.  Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. 11 Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы   для   рассмотрения:   Что   такое   гипотеза.   Как   создаются   гипотезы.   Что   такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические   задания:   “Давайте   вместе   подумаем”,     “Что   бы   произошло,   если   бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч. Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с   основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино­ и телефильмами по   теме   своего   исследования;   обратиться   к   компьютеру,   посмотреть   в   глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь:   использовать   методы   исследования   при   решении   задач   исследования,   задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14­17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.     Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение   преимуществ   и недостатков   (показать   наиболее   распространенные   зрительные   иллюзии)   наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические   задания:  “Назови   все   особенности   предмета”,   “Нарисуй   в   точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19.  Коллекционирование  ­ 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. 12 Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.  Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.  Практическая работа. Знать:­ понятия  ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­27.Сбор материала для исследования  ­ 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.  Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное  письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами  фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных  ­ 2 ч.   Анализ, обобщение, главное, второстепенное.  Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.  Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи  материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.  Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к  защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч.  Сообщение, доклад.  Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как  выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по  заданному алгоритму” и др. Тема32.  Подготовка к защите  ­ 1 ч.  Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое  защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Тема33. Индивидуальные консультации  ­ 1 ч. 13 Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в  микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема34­35.  Подведение итогов работы  ­ 2 ч. Анализ своей проектной деятельности. Учебно­тематический план Содержание курса 1. Что можно исследовать? Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к  обучению, о помощи им в  Кол­во часов 10 15 10 14 2. Организация исследования. 3. Как подготовить результат  исследования самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков  учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном  пространстве;       ­ развитие критического и творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во  внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения  творческих задач и навыки поиска,  анализа и интерпретации информации; ­осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; ­основам смыслового чтения  художественных и познавательных  текстов, выделять существенную  информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в  группе (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с  усилиями других; ­формулировать собственное мнение и  позицию; ­договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в  сотрудничестве . Календарно ­ тематическое планирование  2 класс (35 часа) Сроки Кол­во часов  Наименование разделов и тем № п/п проведения теория    практика    всего  15 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 2 4 4 2 1 2 1 1 3 2 1 1 1 1 2 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10­ 13 14­ 17 18­ 19 20 21­ 22 23 24 25­ 27 28­ 29 30 31 32 33 34­ 35 04.09­08.09 Что можно исследовать? Формулирование  темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Учимся выделять гипотезы. Цели и задачи исследования. Тема, предмет, объект исследования. 11.09­15.09 18.09­22.09 25.09­29.09 02.10­06.10 09.10­13.10 16.10­20.10 23.10­27.10 07.11­10.11 13.11­17.11 20.11­24.11 27.11­01.12 04.12­08.12 11.12­15.12 18.12­22.12 25.12­28.12 15.01­19.01 22.01­26.01 29.01­02.02 05.02­09.02 Экспресс­исследование «Какие коллекции Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение   как   способ   выявления проблем. Организация   исследования.  (практическое занятие.) Коллекционирование. собирают люди» Сообщение о своих коллекциях. 12.02­16.02 19.02­22.02 26.02­02.03 05.03­09.03 Мысленные эксперименты и эксперименты  Что такое эксперимент. на моделях Сбор материала для исследования. 12.03­16.03 19.03­23.03 02.04­06.04 09.04­13.04 16.04­20.04 23.04­27.04 Как подготовить результат исследования. 30.04­04.05 Как подготовить сообщение. 07.05­11.05 Подготовка к защите (практическое  Обобщение полученных данных. занятие) 14.05­18.05 Индивидуальная консультация. 21.05­25.05 28.05­31.05 Подведение итогов. Защита. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 16 Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь ­1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2­3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5­6. Какими могут быть  проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения  поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11­13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14­15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16­18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19­21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение и  выбор необходимых  частей  текста для проекта.  Учить правильно  записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 24­25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие  анализировать свои действия и делать выводы. 17 Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34­35. Анализ исследовательской деятельности – 2ч. Анализ своей проектной деятельности. Учебно­тематический план 18 Кол­во часов 21 7 7 Содержание курса 1. Проект? Проект! 2. Исследование  объектов. 3. Оформление  работы. Перечень универсальных действий обучающихся Личностные: ­формирование у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои  знания, ориентироваться в информационном  пространстве, развитие критического и  творческого мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по  результату. Познавательные: ­ Ориентироваться в своей системе знаний:  самостоятельно предполагать, какая информация  нужна для решения учебной задачи;  ­отбирать необходимые для решения задачи  источники информации; ­добывать новые знания: извлекать информацию,  представленную в разных формах (печатные  источники, интернет­ресурсы и т.д.); ­перерабатывать полученную информацию:  сравнивать и группировать факты и явления;  определять причины явлений, событий;  ­перерабатывать полученную информацию: делать  выводы на основе обобщения знаний; ­преобразовывать информацию из ­одной формы в  другую: представлять информацию в виде текста,  таблицы, схемы.  Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с усилиями  других; ­формулировать собственное мнение и позицию; ­договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве. 19 № п/п 1 2­ 3 4 5­ 6 7­ 8 9­ 10 11­ 13 14­ 15 16­ 18 19­ 21 22­ 23 24­ 25 26­ 27 28 29­ 30 31­ 32 33 34­ 35 Календарно ­ тематическое планирование 3 класс (35 часа) Сроки Кол­во часов теория практика всего проведения Наименование разделов и тем Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и выбор тем исследования. Как   выбрать   друга   по   общему   интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  проекты? Формулирование цели, задач исследования,  гипотез (исследовательская практика) Планирование работы (практическое занятие) Знакомство с методами и предметами  исследования. Эксперимент познания в  действии. Обучение анкетированию, социальному  опросу, интервьюированию (практическое  занятие) Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования (исследовательская практика) Анализ прочитанной литературы.  (практическое занятие) Исследование объектов (исследовательская  практика) Основные   логические   операции.   Учимся оценивать   идеи,   выделять   главное   и второстепенное (исследовательская   практика) Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах  исследования Оформление работы (практическое занятие) Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации (практическое занятие) Мини конференция по итогам собственных  исследований (конференция) Анализ исследовательской деятельности. 20 1 2 1 2 2 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 1 2 1 Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Содержание программы Тема2­3.  Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6­7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над  актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13­14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15­16.  Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18.  Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники  экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21­22.  Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24.   Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25­27.  Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28­30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома  иллюстраций. Выполнение поделок. 21 Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите ­1ч. Составление плана выступления.   Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.  Тема33.   Выступление  – 1ч. Презентация проекта. Тема34­35.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. 22 Учебно­тематический план Содержание курса 1. Знания, умения и  навыки, необходимые в исследовательской  работе. 2. Наблюдение и  экспериментирование. 3. Обработка и анализ  всех полученных  данных   Кол­во часов Перечень универсальных действий обучающихся 15 10 10 Личностные: ­формирование у детей мотивации к  обучению, о помощи им в самоорганизации и  саморазвитии; ­развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно конструировать свои  знания, ориентироваться в информационном  пространстве;        ­развитие критического и творческого  мышления.  Метапредметные  результаты. Регулятивные: ­учитывать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Познавательные: ­ умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и  интерпретации информации; ­осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; ­основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять  существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные: ­ учиться выполнять различные роли в группе  (лидера, исполнителя, критика); ­ умение координировать свои усилия с  23 усилиями других; ­формулировать собственное мнение и  позицию; ­договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности; ­задавать вопросы; ­ учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в  сотрудничестве. Календарно ­ тематическое планирование 4 класс (35 часа) Сроки проведения Наименование разделов и тем Кол­во часов теория практика всего Знания, умения и навыки, необходимые  в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы.  Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация  проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами.  Отбор литературы по теме  исследования (практическое занятие) Ознакомление с литературой по данной  проблематике, анализ материала.  (исследовательская практика) Наблюдение и экспериментирование  (практическое занятие) Техника экспериментирования  (исследовательская практика) Наблюдение наблюдательность.  Совершенствование техники  экспериментирования  (исследовательская практика) Правильное мышление и логика  (практическое занятие) Что такое парадоксы 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 № п/п 1 2­ 3 4­ 5 6­ 7 8­ 9 10­ 11 12 13­ 14 15­ 16 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­ 27 28­ 30 31 32 33 34­ 35 Обработка   и   анализ   всех   полученных данных. Работа   в   компьютерном   классе. Оформление презентации. Подготовка публичного выступления.  Как подготовиться к защите. Защита исследования перед  одноклассниками. Выступление  (конференция) Итоговое занятие. Анализ  исследовательской деятельности. 1 1 2 2 3 1 1 3 3 1 1 1 2 СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:      журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,             фотоальбом  наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  учебное пособие,  альбом,  газета, гербарий,  экскурсия 25 УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Печатные пособия: 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.  Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.  Практическое пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008 26 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Оборудование: 1. ноутбук; 2. проектор. 27

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Маленькие академики»

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Маленькие академики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018