Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
12.11.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для обучающихся начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».Целевое назначение: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя первая экология 1-4 класс.doc
Бюджетное  общеобразовательное учреждение «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5» Тарского муниципального района Омской  области                           «Утверждаю» «Рассмотрено»                                          «Согласовано» Методический совет                                      Заместитель                                                         Директор БОУ «Тарская СОШ № 5»                         директора по УВР                           БОУ «Тарская СОШ № 5» _________ С.Р. Тупикина                        ____________  Е.А. Бабич                          ___________ Е.Н. Баканова Протокол №  от «   » сентября 2017 г.                          «    »  сентября 2017 г.                               «    » сентября  2017г.                                                                                                                                          Приказ №                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ» НА 2017­2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Составитель: Ю.В. Маликова, учитель начальных классов I.Пояснительная записка     начальной           Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» разработана на основе Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступенях начального и основного общего образования.                Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для обучающихся     школы,   является   частью   государственного   стандарта содержания   образования,   базируется   на   комплексе   знаний,   полученных   учащимися   в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».                       Особая   актуальность   кружка   связана   с   мировоззренческим   характером экологических   знаний,   что   необходимо   для   выработки   активной   жизненной   позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.                       Формирование   экологической   культуры   есть   осознание   человеком   своей принадлежности   к   окружаемому   его   миру,   единства   с   ним,   осознание   необходимости принять   на   себя   ответственность   за   осуществление   самоподдерживающего   развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Ценностными   ориентирами   содержания  данной   программы   в   начальной   школе являются:  развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;   формирование представлений о природе как универсальной ценности;   изучение   народных   традиций,   отражающих   отношение   местного   населения   к природе;   развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;   развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;  развитие   представлений   о   различных   методах   познания   природы  (искусство   как метод познания, научные методы);  формирование   элементарных   умений,   связанных   с   выполнением   учебного исследования;  вовлечение   учащихся   в   реальную   деятельность   по   изучению   и   сохранению ближайшего природного окружения Целевое   назначение:   формирование   экологического   мышления   на   основе   понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.  Задачи программы:   освоение   понятийного   аппарата   экологии   и   определенного   объема фактологического материала;  изучение   специфики   и   общих   аспектов   взаимодействий   со   средой   биосистем разного иерархического уровня;   формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;  развитие   умений   анализировать   разнообразные   экологические   ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем. Программа   внеурочной   деятельности   «Моя   первая   экология»   адресована обучающимся  7 ­ 10 лет.  Для реализации доступны следующие виды внеурочной  деятельности:  ­игровая деятельность; ­познавательная деятельность; ­проблемно­ценностное общение; Художественное творчество. 2. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности              Данная   программа   рассчитана   на   планируемые   результаты   1   и   2   уровня   образовательных результатов внеурочной деятельности.               При   проведении   занятий   предполагается  демонстрация  слайдов   презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации  и успешному усвоению учебного материала. Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов,   но   и   предприятий   для   изучения   характера   влияния   производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:  на природоохранные объекты;   на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;   на природные комплексы;  на объекты системы мониторинга;  на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.  сообщений                        Необходимым является  организация  самостоятельной работы  учащихся при подготовке   докладов,   по   основным   темам   курса.  Организация самостоятельной работы  предусматривает  индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников,   развитие   умений   самостоятельно   добывать,   анализировать,   обобщать, закреплять  знания   и   делать   выводы.   Отчеты   по   самостоятельной   работе   могут проводиться в  форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.                      На базе учебного материала предполагается также  проектная деятельность учащихся   по   наиболее   интересным  и   актуальным   проблемам.   Работа   над  проектом позволяет   проявить   интеллектуальные   способности   учащихся,   продемонстрировать уровень   владения  знаниями   и   умениями.  В   ходе   поиска  по   проблеме   учащиеся  знания,   интегрируют   информацию   различных  дисциплин,   ищут синтезируют эффективные   пути   решения  задач   проекта.   Важным   является   также   совместная деятельность   и   сотрудничество   в   группах,   в   результате   которых   всесторонне проявляются компетентности личности. На   первых   этапах   формирования   экологической   культуры     наиболее   целесообразны методы,   которые   анализируют   и   корректируют   сложившиеся   у   школьников экологические ценностные   ориентации,   интересы   и   потребности.   Используя   их   опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов,   цифр,   суждений   вызывает   эмоциональные   реакции   учащихся,   стремится сформировать проблеме.                На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  представляет  научные основы охраны природы в широких и   разносторонних   связях   с   учетом   факторов   глобального,   регионального,   локального уровней.   Познавательная   деятельность   стимулируется   моделированием   экологических  ситуаций  нравственного  выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.).  Средством   психологической   подготовки   школьников   к реальным   экологическим  ситуациям выступают   ролевые   игры.   Они   строятся   с   учетом   специфических   целей кружка.                       отношение личное них   к       у     3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" рассчитана на 1 год, адресована обучающимся  7 ­ 10 лет.  Направление программы ­ социальное. Количество часов в год ­ 102 часа. Количество часов в неделю ­ 3 часа. 4.   Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии»  Личностными результатами являются следующие умения:  Осознавать   единство   и   целостность   окружающего   мира,   возможности   его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.   Оценивать   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   безопасного   образа   жизни   и сохранения здоровья.   Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.   Формировать     экологическое   мышление:   умение   оценивать   свою   деятельность   и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными   результатами  является   формирование   универсальных   учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему,   определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.  Составлять  (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы   (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать  самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:  Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей.  Создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных   характеристик объекта.   Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).   Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами являются следующие умения: 1.   Осознание   исключительной   роли   жизни   на   Земле   и   значение   экологии   в   жизни человека и общества: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. Формирование представления о природе как развивающейся системе: ­ рассматривать биологические процессы в развитии; –   приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и   объяснять   их значение. 3.   Освоение   элементарных   биологических   основ   медицины,   сельского   и   лесного хозяйства, биотехнологии: – использовать биологические знания в быту; – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4.Овладение   системой   экологических   и   биосферных   знаний,   определяющей   условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека: ­ объяснять мир с точки зрения экологии; – перечислять отличительные свойства живого; – различать основные группы живых организмов; – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов; 5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни: – понимать смысл экологических терминов; –   характеризовать   методы   экологической   науки   (наблюдение,   описание,   измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы; –   проводить   биологические   опыты   и   эксперименты   и   объяснять   их   результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни: – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые организмы своей местности. 5. Содержание курса внеурочной деятельности Введение 1ч. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом 4ч. Географические   открытия   в  древности.   Небосвод.   Перемещение   солнца   на   небосводе. Представление   о   форме   Земли   в   древности.   Земной   шар.   Глобус   ­   модель   Земли. Материки и океаны на глобусе. Загадка смены времен года 6ч. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. Тайны круговорота веществ в природе 4 ч. Круговорот  веществ в природе. Живая и неживая  природа. Цепи  питания. Обитатели почвы. Загадки круговорота воды в природе  5ч. Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой.  Природа дождевого облака. Природа снежного облака Загадки под водой и под землей 3ч. Как изучают  подводный  мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.   Морские   цветы   (актинии),   звезды,   ежи   и   другие   живые   «чудеса».   Жизнь   в темных глубинах океана. Загадки растений 3ч. Родина   комнатных   растений.   Многообразие   цветковых   растений.   Сказка   о   цветке­ недотроге. Образование плода. Многообразие плодов. Планета насекомых 4ч.(5ч. ­2 класс) Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек­титан ­ самый крупный жук. Бабочки. Совка­агриппа ­ самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Что такое НЛО? 1ч. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год. Изучение природы 3ч. Беседа   о   лете.   Изучать     природу   –   значит   любить   и   охранять   её.Науки   о   природе. Экология ­ наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем 6ч. Солнце ­ источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить  влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода ­ это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами 15ч. Многообразие цветущих и не цветущих растений Омской области. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные  растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике ­ что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной   книги   Омской   области.   Грибы   ­удивительное   царство.   Где   и   какие   грибы встречаются   в   Омской   области.   Грибы   ядовитые   и   съедобные.   Грибы   ­   плесени.   Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы ­ что мы знаем о них. Почему лягушка ­ земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы ­ пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие   птицы   прилетают   к   кормушке.   Охрана   и   привлечение   птиц.   Домашние   птицы. Кормление  и  уход  за  ними.  Млекопитающие  родного  края. Редкие  животные  Омской области. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа ­ источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек ­ звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Омской области. Охранять природу ­ значит охранять здоровье. Обобщение знаний. Человек и природа 10ч. Зависимость   человека   от   природы.   Пищевые,   лекарственные,   ядовитые   растения. Культурные   растения.   Охота   в   истории   людей.   Традиции   охоты   и   рыбной   ловли   у населения Севера. Природа ­ источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек ­ звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Омской области. Охранять природу ­ значит охранять здоровье. Обобщение знаний. Обобщение пройденного Обобщение знаний. Выясняем, что такое экология 2ч. Организм иокружающая среда. Экология ­ наука о связях между живыми существами и окружающей  их средой, между человеком и природой. Простейшая   квалификация   экологических   связей:   связи  между   живой   и   неживой природой;   связи   внутри   живой   природы     (между  растениями   и   животными,   между различными животными);связи между природой и человеком.  Экология ­ наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между 2    охраны  способы природы   (грибов,   человеком   и   природой.   Организм   и   окружающая   среда.   Простейшая   квалификация экологических связей.  Связи между природой и человеком. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных  (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей,  других  животных).   Выявление   наиболее   характерных   отличительных   признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.   Упражнения   (в   том   числе   игрового   характера),   закрепляющие   знание названий рассмотренных растений и животных. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.   Представители   редких   организмов     растений,   животных):   гриб­баран, подснежник   альпийский,     меч­трава,   земляничное   дерево,   бабочка­аполлон,   утка­ мандаринка, снежный  барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. ч. Изучаем Охраняемые   природные   территории:   заповедники,   заказники,  микрозаказники, национальныепарки.   Памятники   природы.   Ботанические   сады   и  зоопарки  как   места сохранения   и   размножения   редких   видов   растений   и   животных.   Питомники   редких видов. Мысленное  путешествиепо   заповедникам   нашей   страны  и   мира  ( 3­ 4   конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся). Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 ч. Солнце как источник  тепла  и  светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных. Воздух   и   жизнь.   Роль   ветра   в   жизни   растений   и   животных.Вода   и   жизнь.   Растения влаголюбивые   и   засухоустойчивые.   Приспособление   животных   к   жизни   в   условиях недостаткавлаги. Открываем жизнь в почве 1 ч. Разнообразие   живых   обитателей   почвы:   растения,   животные,   грибы,   микроорганизмы. Дождевые черви и кроты ­ типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 ч. Многообразие   растений:   знакомство   с   интересными   представителями   групп   растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами. Многообразие речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы,скорпионы). Грибы   и   лишайники   как   особые   группы   живых   существ;   разнообразие   грибов   и лишайников. Изучаем экологические связи в живой природе 4 ч. Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового ракообразные животных:   черви,   моллюски, леса: семена ели ­ лесные мыши, полевки ­ филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные   приспособления   у   растений   и   животных   какпроявление   тесной   связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух­осовидоки ос,   иглы   ежа,   панцирь   черепахи,   окраска   и   поза   выпи   и   другие   примеры   по   выбору учителя). Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 ч. Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон­трава,  кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности  их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные     растения   (валериана,   плаун,  пижма,   подорожник,   тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые     животные:   бабочка   «мертвая   голова»,     жук­красотел,   орел­беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны. История спасения бобра, соболя, стерха ­ примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное   путешествие   по   ботаническим   садам   и   зоопаркам  (3­4  конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся). Мастерим Практическая   работа   по   изготовлению   искусственныхгнездовий для птиц. Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 ч. Изготовление   школьниками   условных   знаков   к   правилам  поведения   в   природе   и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых. Подготовка   и   проведение   школьниками   бесед,   утренников,   КВН   экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 ч. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные  на   снижение  вредного   влияния   загрязнений   на  здоровье  (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ  и т. д.). Обсуждаем примеры экологических катастроф  1 ч. Загрязнение природы. Подводим итоги работы за год 1 ч . Обобщение основных теоретических знаний. домики  1ч.   птиц     для 6.   Тематическое   планирование   с   определением   основных   видов   внеучебной деятельности. №  п/п Наименование  разделов, блоков,  тем Всего,  час Количество  часов Аудито рные Внеауди торные Характеристика деятельности  обучающихся Формирование и развитие универсальных учебных действий ЛУУД: осознание  личностной  значимости  изучаемого  материала КУУД: умение  ПУУД: умения  анализировать,  сравнивать, обобщать РУУД: умения  самоорганизации во  время экскурсии КУУД: умения  общаться в группе 1 класс Коллективная игра  «Предполагаем, анализируем,  делаем выводы». Экскурс в историю  географических открытий, мини­ семинар по результатам экскурсии  «Самый наблюдательный». Игры на свежем воздухе. Научить  детей играть в различные игры, не  причиняя природе вреда. 1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 1 4 Введение Раскрытые и  нераскрытые загадки нашей планеты:  обзор основных тем  курса. Тайны за  горизонтом Географические  открытия в  древности.  Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о  форме Земли в  древности. Земной  шар. Глобус ­ модель  Земли. Материки и  океаны на глобусе. 6 2 Загадка смены  времен года Вращение Земли  вокруг своей оси. 2 1 2 4 1 Изготовление  модели Земли из  цветного пластилина ПУУД:  моделирование Практические работы с глобусом.  Заочная  экскурсия по материкам  и океанам. Находить и  показывать территорию России, её  государственную границу на карте. ПУУД: представлять информацию в  разных формах  (глобус, карта) Заочная экскурсия в обсерваторию ЛУУД: осознание  целостности мира и  многообразия  взглядов на него 7 8 9 Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение  частей суток по  разной деятельности. 2 3 Игра: легенды и сказки о Солнце,  их инсценировка. Проектная деятельность Составление режима дня Загадки. Год и  времена года. 4 Круглый стол КУУД: умения  следовать правилам  игры, своей роли РУУД: умения  определять цель,  проблему, выдвигать  версии, планировать  деятельность,  работать по плану,  оценивать степень и  способы достижения  цели КУУД: умения  излагать свое мнение, понимать позицию  другого,  корректировать свое  мнение КУУД: публичное  мини­выступление 1 2 2 1 2 10 Названия месяцев на  Руси. 11 История  происхождения  названий дней  недели. Тайны круговорота веществ в природе 12 Круговорот веществ  в природе. 4 13 Живая и неживая  природа. 14 Цепи питания. 15 Обитатели почвы. 2 1 2 Викторина. Дети угадывают, о  каком месяце идет речь, пытаются  дать свое определение Составить название дней недели из букв разрезной азбуки ПУУД: представлять информацию в  разных формах  Просмотр учебного фильма Ведут наблюдения за объектами  природы и фиксируют свои  наблюдения в календаре природы. Изучение детьми понятия «цепи  питания» Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы.   Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил  поведения в природе. ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения ПУУД: умения  устанавливать  причинно­ следственные связи,  подтверждать  понятия примерами ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения ЛУУД: умения  осваивать новые  социальные роли и  правила, выбирать,  как поступить в той  или иной ситуации 1 1 3 1 2 3 4 Загадки  круговорота воды в природе Загадки о  состояниях воды. 16 17 Наблюдение в  природе за водой 18 Природа дождевого  облака 19 Природа снежного  облака Загадки под водой  и под землей 20 Как изучают  подводный мир. 5 21 Киты, дельфины,  акулы. 22 История открытия  гигантского  кальмара. 23 Морские цветы  (актинии), звезды,  ежи и другие живые  «чудеса». 24 Жизнь в темных  глубинах океана. Загадки растений 3 1 3 1 2 3 2 1 2 2 Дети учатся составлять свои  загадки Знакомство  детей с понятием  «вода», показать роль воды в  природе, необходимость  бережного отношения к ней. Показать выставку детских  рисунков, посвященных воде и  тому, как человек использует воду Учимся рисовать снежинки,  оформление выставки Просмотр учебного фильма Рисунки детей по теме занятия Конкурс  рисунков обитателей  океанов Рисунки детей по теме занятия Просмотр учебного фильма РУУД: умения  самоорганизации во  время экскурсии ПУУД: умения   свертывать  информацию  (составлять загадки) ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения ПУУД: умения  подтверждать  понятия примерами ЛУУД:  аргументированно  оценивать свои и  чужие поступки ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации 25 Родина комнатных  растений.  Многообразие  цветковых растений. 1 Опытно­ исследовательская  работа: потребность комнатных  растений в воде, свете, тепле. 26 Сказка о цветке­ недотроге. 2 Ролевая игра. 27 Образование плода.  Многообразие  плодов. 28 Планета насекомых 4 Разнообразие и  многочисленность  насекомых, их.роль в природе и жизни  человека. 29 Жуки. Дровосек­ титан ­ самый круп­ ный жук. 30 Бабочки. Совка­ агриппа ­ самая  крупная бабочка. 1 2 1 2 Просмотр учебного фильма 2 1 Предложить детям посмотреть  вокруг, прислушаться, потрогать,  понюхать, присмотреться к  насекомым; прислушаться к  звукам: щебету птиц, гулу машин  недалеко от школы, т.е.  почувствовать красоту природы,  говоря о своих ощущениях. Выполнение зарисовок Выполнение зарисовок 31 Охрана насекомых. 2 Проектная работа 32 Что такое НЛО? Загадки НЛО:  свидетельства,  сомнения,  предположения. Заключение 1 2 1 2 Круглый стол. РУУД: умения  определять цель,  проблему, выдвигать  версии, планировать  деятельность,  работать по плану,  оценивать степень и  способы достижения  цели ЛУУД: умения  осваивать новые  социальные роли и  правила, выбирать,  как поступить в той  или иной ситуации ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции,  вырабатывать  уважительно­ доброжелательное   отношение к  непохожим на себя ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков РУУД: умения  определять цель,  проблему, выдвигать  версии, планировать  деятельность,  работать по плану,  оценивать степень и  способы достижения  цели КУУД: умения  излагать свое мнение, понимать позицию  другого,  корректировать свое  мнение 33­ 34 Что мы узнали и  чему научились. Привлечь  внимание детей  к тому,  что хозяйственная деятельность  людей влияет на качество воды,  почвы, воздуха. Показать, что  природа – основной источник  достатка и благополучия людей,  что человек не может сделать  материалы лучше тех, что созданы  природой. ЛУУД: осознание  личностной  значимости  изучаемого  материала КУУД: умение  общаться в группе Введение 35 36 Раскрытые и нераскрытые  загадки нашей планеты:  обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом Географические открытия в  древности. Небосвод. 1 4 37 Перемещение солнца на  небосводе. 38 Представление о форме  Земли в древности. Земной  шар. Глобус ­ модель Земли.  Материки и океаны на  глобусе. 1 2 1 2 39 40 41 42 Загадка смены времен  года Вращение Земли вокруг  своей оси. 6 2 Движение солнца над  горизонтом. Сутки, определение частей  суток по разной деятель­ ности. Дети отгадывают загадки,  ребусы. Предложения детей  по программе курса  «Экология», о чем им  Экскурс в историю  географических открытий Игры на свежем воздухе.  Научить детей играть в  различные игры, не причиняя  природе вреда. Изготовление  модели Земли  из цветного пластилина Практические работы с  глобусом. Заочная   экскурсия по материкам и  океанам Находить и  показывать территорию  России, её государственную  границу на карте. ЛУУД: осознание  личностной  значимости  изучаемого  ПУУД: умения  анализировать и  обобщать  информацию ЛУУД: умения  осваивать новые  социальные роли и правила,  выбирать, как  поступить в той  или иной ситуации ПУУД:  моделирование ЛУУД: осознание  целостности мира  и многообразия  взглядов на него ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  (глобус, карта) Заочная экскурсия в  обсерваторию ЛУУД: осознание  целостности мира  и многообразия  взглядов на него Просмотр учебного фильма ПУУД: умения  Проектная деятельность Составление режима дня восприятия  аудиальной и  визуальной  информации РУУД: умения  определять цель,  проблему,  выдвигать версии,  планировать  деятельность,  работать по плану, оценивать степень  и способы  достижения цели 2 1 2 4 1 2 3 15 43 Загадки. Год и времена года. 4 Круглый стол КУУД: умения  излагать свое  мнение, понимать  позицию другого,  корректировать  свое мнение КУУД: публичное мини­выступление ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах Викторина. Дети угадывают,  о каком месяце идет речь,  пытаются дать свое  определение Составить название дней  недели из букв разрезной  азбуки 1 2 2 1 2 1 1 44 Названия месяцев на Руси. 45 История происхождения  названий дней недели. Тайны круговорота  веществ в природе Круговорот веществ в  природе. 46 4 47 Живая и неживая природа. 48 Цепи питания. 49 Обитатели почвы. Загадки круговорота воды в природе Загадки о состояниях воды. 4 50 51 Наблюдение в природе за  водой 2 1 2 3 1 Просмотр учебного фильма ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения ПУУД:  моделирование РУУД: умения  самоорганизации  во время  экскурсии  ЛУУД: умения  осваивать новые  социальные роли и правила,  выбирать, как  поступить в той  или иной ситуации ПУУД: умения   свертывать  информацию  (составлять  загадки) ПУУД: умения  подтверждать  понятия  примерами Ведут наблюдения за  объектами природы и  фиксируют свои наблюдения  в календаре природы. Изучение детьми «цепи  питания», показать  изменения природы путем  наблюдения. Экскурсия в природу.  Наблюдение за обитателями  почвы.  Продолжение  изучения детьми игр,  которые не наносят вред  природе; изучение знаков, норм и  правил поведения в природе. Дети учатся составлять свои  загадки Знакомство  детей с  понятием «вода», показать  роль воды в природе,  необходимость бережного  16 52 Природа дождевого облака 53 Природа снежного облака Загадки под водой и под  землей Как изучают подводный  мир. 54 5 3 55 Киты, дельфины, акулы. 56 История открытия  гигантского кальмара. 57 Морские цветы (актинии),  звезды, ежи и другие живые  «чудеса». 58 Жизнь в темных глубинах  океана. 59 Загадки растений Родина комнатных растений. Многообразие цветковых  растений. 3 1 2 3 1 отношения к ней. Показать выставку детских  рисунков, посвященных воде  и тому, как человек  использует воду Учимся рисовать снежинки,  оформление выставки ЛУУД:  аргументированно оценивать свои и  чужие поступки ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков Просмотр учебного фильма ПУУД: умения  Рисунки детей по теме  занятия Конкурс  рисунков  обитателей океанов Рисунки детей по теме  занятия восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков Просмотр учебного фильма ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации Опытно­исследовательская  работа: потребность  комнатных растений в воде,  свете, тепле. РУУД: умения  определять цель,  проблему,  выдвигать версии,  планировать  деятельность,  работать по плану, оценивать степень  и способы  достижения цели ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения 2 3 2 1 2 2 1 17 60 Сказка о цветке­недотроге. 2 Ролевая игра. ЛУУД: умения  осваивать новые  социальные роли и правила,  выбирать, как  поступить в той  или иной ситуации 61 Образование плода. Много­ образие плодов. 62 5 Планета насекомых Разнообразие и  многочисленность  насекомых, их.роль в  природе и жизни человека. 63 Жуки. Дровосек­титан ­  самый крупный жук. 64 Бабочки. Совка­агриппа ­  самая крупная бабочка. 65 Охрана насекомых. 1 2 1 2 66 Жизнь насекомых: пчелы,  кузнечики, бабочки,  стрекозы.  67 Что такое НЛО? Загадки НЛО:  свидетельства, сомнения,  предположения. 1 Просмотр учебного фильма ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации Предложить детям  посмотреть вокруг,  прислушаться, потрогать,  понюхать, присмотреться к  насекомым; прислушаться к  звукам: щебету птиц, гулу  машин недалеко от школы,  т.е. почувствовать красоту  природы, говоря о своих  ощущениях. Выполнение зарисовок Выполнение зарисовок Творческая работа:  составление и зарисовка  природоохранных и  запрещающих знаков.  Выставка и обсуждение  знаков. Конкурс рисунков  «Невероятный жук». Круглый стол. ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции,  вырабатывать  уважительно­ доброжелательное отношение к  непохожим на  себя ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков  ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции,  вырабатывать  уважительно­ доброжелательное отношение к  непохожим на  3 1 2 3 1 18 Заключение 1 1 68 Что мы узнали и чему  научились. Защитим природу. Составить книгу жалоб,  поступающих от растений,  животных, птиц, обитающих  на Вологодчине. Защита и  охрана. Прогулка­ путешествие. себя КУУД: умения  излагать свое  мнение, понимать  позицию другого,  корректировать  свое мнение КУУД: публичное мини­выступление ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать эти  наблюдения 2 1 2 6 2 69 3 Изучение природы Беседа о лете. Изучать природу – значит  любить и охранять её. 70 Науки о природе.  Экология ­ наука о  доме. Как изучают  природу 71 Наблюдения в при­ роде, описание живых  объектов. 72 Условия, в которых  мы живем Солнце ­ источник  тепла и света на  Земле. Климат и  сезоны года. Сезонные явления нашей  местности. 1 1 4 1 19 Обмен впечатлениями,  чтение рассказов  М.Пришвина о природе. Чтение познавательной  литературы из серии  «Экологические  катастрофы». Экскурсия. Выявление  связей между живой и  неживой природой на  примере сезонных  явлений в природе. Презентация. Мини  проекты КУУД:  публичное  мини­ выступление ПУУД:  владение  смысловым  чтением ПУУД: умения  находить  достоверную  информацию РУУД: умения  самоорганизаци и во время  экскурсии РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и 73 Особенности весны,  лета, осени, зимы. 74 Неблагоприятные и  необычные явления  природы. 75 Как уменьшить  влияние опасных  явлений погоды на  природу родного края. 76 Условия жизни в  горах, в лесу, в  городе. Как сделать  воздух в городе чище.  77 Вода ­ это жизнь. Вода горной реки.  Природные родники и  их охрана. Кто и как живет  рядом с нами  Мир растений и  человек 15 5 78 Многообразие  цветущих и не  цветущих растений  Краснодарского края.  Свет, тепло, влага в  жизни растений. 1 2 5 способы  достижения  цели ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ПУУД: умения  находить  достоверную  информацию КУУД:  публичное  мини­ выступление РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели КУУД: умения  излагать свое  мнение,  понимать  позицию  другого,  корректировать свое мнение ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации РУУД: умения  самоорганизаци и во время  экскурсии 2 3 Просмотр учебного  фильма Беседа, разгадывание  загадок, ребусов Групповая проектная  деятельность 4 Круглый стол  Просмотр учебного  фильма Игра: «Какая  вода в реке», «Чем мы  можем помочь реке?» Экскурсия в парк 10 1 20 79 Нужны ли комнатные  2 Круглый стол растения в доме.  Чужестранные  пришельцы на подо­ коннике ­ что мы о них знаем. 80 Почему надо беречь и  1 охранять растения.  Растения Красной  книги Омской области 81 Грибы ­удивительное  царство. Где и какие  грибы встречаются в  Омской области. 82 Грибы ядовитые и  съедобные. Грибы ­  плесени. Где растут  лишайники, о чем они  могут рассказать. 2 Мир животных и  человек 10 83 Многообразие  животных родного  края Операция «Красная  тетрадка»: изучить  растения родного края;  не рвать редкие  исчезающие растения  Игра «Грибники и  грибы», «Не топчи  грибы», конкурс  рисунков  «Фантастический гриб». Игра: «Что растет в  родном краю». Опытно­ исследовательская  работа: маскировка  животных. Игра. «Охотники и  зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во  бору», «Гуси­лебеди»,  «Промысловая охота». 3 4 21 КУУД: умения  излагать свое  мнение,  понимать  позицию  другого,  корректировать свое мнение ПУУД: умения  устанавливать  причинно­ следственные  связи ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ПУУД: умения  устанавливать  причинно­ следственные  связи,  подтверждать  понятия  примерами ЛУУД: умения  осваивать  новые  социальные  роли и правила, выбирать, как  поступить в той или иной  ситуации РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения 84 Какие рыбы  встречаются в  водоемах края.  Аквариумные рыбы ­  что мы знаем о них. 85 Почему лягушка ­  земноводное  животное. Как дышит,  чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и  современные  ящерицы. 86 87 Почему птицы ­  пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. 88 Как помочь птицам  зимой. Какие птицы  прилетают к  кормушке. Охрана и  привлечение птиц 89 Домашние птицы.  Кормление и уход за  ними. 90 Млекопитающие  родного края. Редкие  3 4 5 6 7 8 9 Игра: составление  рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно­ исследовательская  работа: Внешнее  строение рыб, их  различие и сходства.  Рыбы в воде  передвигаются легко,  свободно, могут плыть в  разных направлениях,  быстрее и медленнее. Презентация  Учебный фильм Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик»,  «Ласточки и мошки» Опытно­ исследовательская  работа: поведение птиц  во время кормления,  питание птиц зимой и  летом, повадки птиц.  Изготовление кормушек. Составление рассказа о  птицах по схеме  «Птицы». Конкурс «Кто  больше знает птиц». Доклады детей 22 цели РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  (презентация) ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации ПУУД: умения  наблюдать и  фиксировать  эти наблюдения РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  (развертывание  информации по схеме) КУУД:  публичное животные Омской  области 91 Домашние животные.  Кормление и уход за  ними. 92 Кто и как живет в  почве? Что надо знать  о бактериях. Почему  надо поддерживать  чистоту в доме и  соблюдать правила  личной гигиены. Человек и природа Зависимость человека  от природы. 93 94 Пищевые, лекарст­ венные, ядовитые  растения. Культурные  растения. 10 8 1 Опытно­ исследовательская  работа: как кошка  языком чистит шерстку,  определение любимого  корма животных (хомяк,  морская свинка, попугай  и т. д.) Презентация  Просмотр учебного  фильма. Опытно­  исследовательская  работа: рассматривание  листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». 5 2 1 10 95 Охота в истории  людей. Традиции  охоты и рыбной ловли  у населения Севера. 96 Природа ­ источник  2 3 23 Экскурсия  к егерю,  рыбакам Заседание  круглого  выступление ЛУУД:  осознание  личностной  значимости  изучаемого  материала РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  (презентация) ПУУД: умения  восприятия  аудиальной и  визуальной  информации РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели РУУД: умения  самоорганизаци и во время  экскурсии КУУД: умения сил, вдохновения и  оздоровления. стола. 97 Отрицательное  воздействие человека  на природу. 98 Человек ­ звено в цепи взаимосвязей в  природе. 99 Почему надо  соблюдать правила  поведения в природе. 2 10 0 Что охраняют в  заповедниках и  заказниках Омской  области 10 1 Охранять природу ­  значит охранять здо­ ровье.   Проектная работа:  Нормы и правила  поведения в природе.  «Азбука поведения в  природе» Творческая  работа: составление и  зарисовка  природоохранных и  запрещающих знаков.  Выставка и обсуждение  знаков. Творческая  деятельность: рисунки  «Я­ человек – часть  природы»  Составление загадок по  теме. Правила поведения в  природе. Викторина  «Охрана природы». Составление загадок о  правилах поведения в  природе. Операция «Красная  тетрадка»: изучить  животных родного края;  охранять все живое в  родном крае. Знакомство с  профессией лесника, его  природоохраняющей   деятельностью.  Опытно­ исследовательская  работа: рассматривание с помощью лупы своей  кожи и кожи товарища.  Игра: «Чем помогает  кожа?», «Что нельзя  делать, чтобы не  повредить кожу» 4 5 6 7 24 излагать свое  мнение,  понимать  позицию  другого,  корректировать свое мнение РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и  способы  достижения  цели ЛУУД: умения  выражать свои  эмоции в виде  рисунков ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах  (загадки) ПУУД: умения  устанавливать  причинно­ следственные  связи ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах РУУД: умения  определять  цель, проблему, выдвигать  версии,  планировать  деятельность,  работать по  плану,  оценивать  степень и Обобщение знаний. 10 2 8 Составить книгу жалоб,  поступающих от  растений, животных,  птиц, обитающих на  территории Омской  области. Защита и  охрана. Прогулка­ путешествие. способы  достижения  цели ПУУД: умения  устанавливать  причинно­ следственные  связи ПУУД:  представлять  информацию в  разных формах Итого  102 33 69 7. Учебно­методическое  обеспечение   1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт:  новая функция экологического образования. //Экологическое образование. ­ № 4, 2009 – с. 6 ­ 10 2. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование ­  №1, 2011 – с. 1­ 15 3. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития  (2010). //Экологическое образование. ­ №4, 2010  – с. 3 – 8. 4. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера»,  1999 – 158  с. 5. Попов, А. Траволечебник  Текст  / А. Попов. – Кемерово, 1993. 6. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А.  Плешаков// Начальная школа. – 1991. ­ № 5. – С. 2­8. 7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.  Литература  для  обучающихся: 1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 4. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989. 5. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998. 6. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. 7. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика­Пресс, 1993. Материально­техническое обеспечение 25 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:  • простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;  • аудио­ и видеозаписи;  • тексты художественных произведений;  • специальные тетради, альбомы;  • таблицы, плакаты; • видеофильмы ;  • разработки занятий;  • сборник познавательных опытов и экспериментов;  • банк презентаций для проведения мини­курсов;  • банк информационно­коммуникационных ресурсов для проведения занятий;  • сборник игр и упражнений для проведения тренингов;  • рекомендации для оформления исследовательских работ;  • памятки для проведения наблюдений и экспериментов. 8. Планируемые результаты  В результате изучения курса обучающиеся получат опыт: Называть:  широко распространенные виды;  редкие виды;  биотопы  сообщества  экологические факторы. Приводить примеры:  природных и искусственных сообществ;  приспособленности растений и животных к среде обитания;  наиболее распространенных видов растений и животных своего региона.  хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду Характеризовать:  среды обитания организмов;  экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);  природные сообщества;  приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;  особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;  источники заболеваний, находящиеся в природной среде;  профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний. Обосновывать:  взаимосвязь организма и среды;  влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на  виды, экосистемы);  взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды; 26  роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического  разнообразия (меры сохранения биоразнообразия). В результате изучения курса обучающиеся смогут: Распознавать:  наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;  редкие виды флоры и фауны;  природные и искусственные сообщества. Сравнивать:  природные и искусственные сообщества;  степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных  предприятий в зависимости от природоохранных мер. Применять знания:  о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;  для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния  окружающей среды региона;  для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на  окружающую среду;  по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций); Делать выводы:  о необходимости охраны окружающей среды;  о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны. В результате изучения курса обучающиеся освоят: Умение наблюдать:  сезонные изменения в жизни растений и животных;  за состоянием окружающей среды. Умение соблюдать правила:  бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;  поведения в природе;  сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой. 27

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2017