Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
12.11.2017
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для обучающихся начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».Целевое назначение: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя первая экология 1-4 класс.doc
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»
Тарского муниципального района Омской области
«Утверждаю»
«Рассмотрено» «Согласовано»
Методический совет Заместитель Директор
БОУ «Тарская СОШ № 5» директора по УВР
БОУ «Тарская СОШ № 5»
_________ С.Р. Тупикина ____________ Е.А. Бабич ___________ Е.Н. Баканова
Протокол №
от « » сентября 2017 г. « » сентября 2017 г. « » сентября 2017г.
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
НА 20172018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Ю.В. Маликова, учитель начальных классов I.Пояснительная записка
начальной
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» разработана на основе
Примерной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни на ступенях начального и основного общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для
обучающихся
школы, является частью государственного стандарта
содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в
детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».
Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером
экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции
подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего –
это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим
собой. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного
возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться
в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей
принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости
принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития
цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе
являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения
Целевое назначение: формирование экологического мышления на основе понимания
причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей
взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи программы:
освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема
фактологического материала; изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем
разного иерархического уровня;
формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации,
прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в
своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических
проблем.
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» адресована
обучающимся 7 10 лет.
Для реализации доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемноценностное общение;
Художественное творчество.
2. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
Данная программа рассчитана на планируемые результаты 1 и 2 уровня
образовательных результатов внеурочной деятельности.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций,
видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и
успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий.
Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и
объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной
деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении
курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:
на природоохранные объекты;
на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
на природные комплексы;
на объекты системы мониторинга;
на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.
сообщений
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при
подготовке докладов,
по основным темам курса. Организация
самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы
учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных
источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать,
закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут
проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде
диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность
учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом
позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать
уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся
знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут
синтезируют эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная
деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне
проявляются компетентности личности.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны
методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников
экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт
наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью
фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится
сформировать
проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия
общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких
и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального
уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических
ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических
чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим
ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей
кружка.
отношение
личное
них
к
у
3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" рассчитана на 1 год,
адресована обучающимся 7 10 лет.
Направление программы социальное.
Количество часов в год 102 часа.
Количество часов в неделю 3 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии»
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию
на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни
человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного
хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия
ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов; 5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их
использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и
изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе.
Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус модель Земли.
Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение
частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на
Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели
почвы.
Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака.
Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского
кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в
темных глубинах океана.
Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке
недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 4ч.(5ч. 2 класс)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки.
Дровосектитан самый крупный жук. Бабочки. Совкаагриппа самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.Науки о природе. Экология наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов.
Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей
местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления
природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.
Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода это
жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Омской области. Свет, тепло, влага в
жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения
Красной книги Омской области. Грибы удивительное царство. Где и какие грибы
встречаются в Омской области. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы плесени. Где
растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы что мы знаем о них.
Почему лягушка земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему
надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы
пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой.
Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы.
Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Омской
области. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что
надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила
личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые
растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли
у населения Севера. Природа источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное
воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему
надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Омской области. Охранять природу значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у
населения Севера. Природа источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное
воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему
надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Омской области. Охранять природу значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм иокружающая среда.
Экология наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между
человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой
природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между
различными животными);связи между природой и человеком.
Экология наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между 2
охраны
способы
природы
(грибов,
человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация
экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности
растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц,
зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков
схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего
запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание
названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.
Представители редких организмов
растений, животных): гриббаран,
подснежник альпийский, мечтрава, земляничное дерево, бабочкааполлон, утка
мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнеговида, распространения, поведения
и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их
охраны.
ч.
Изучаем
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники,
микрозаказники,
национальныепарки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места
сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких
видов.
Мысленное путешествиепо заповедникам нашей страны и мира ( 3 4 конкретных
заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 ч.
Солнце как источник тепла и светадля живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие
растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.Светолюбивые
и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.Вода и жизнь. Растения
влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях
недостаткавлаги.
Открываем жизнь в почве 1 ч.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.
Дождевые черви и кроты типичные животные почвы. Особенности их строения и образа
жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 ч.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы,скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и
лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе 4 ч.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»).
Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах
по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового
ракообразные
животных:
черви,
моллюски, леса: семена ели лесные мыши, полевки филин). Значение знаний о пищевой сети и
экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных какпроявление тесной связи
организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы,
горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мухосовидоки
ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору
учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 ч.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сонтрава, кувшинка белая, ландыш,
колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и
сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник,
пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных
растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жуккрасотел, орелберкут,
фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха примеры активных действий человека по охране
животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (34 конкретных
ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим
Практическая работа по изготовлению искусственныхгнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 ч.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и
экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического
содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов
или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 ч.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания,
пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры,
направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка
используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на
своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф 1 ч.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год 1 ч .
Обобщение основных теоретических знаний.
домики
1ч.
птиц
для
6. Тематическое планирование с определением основных видов внеучебной
деятельности. №
п/п
Наименование
разделов, блоков,
тем
Всего,
час
Количество
часов
Аудито
рные
Внеауди
торные
Характеристика деятельности
обучающихся
Формирование и
развитие
универсальных
учебных действий
ЛУУД: осознание
личностной
значимости
изучаемого
материала
КУУД: умение
ПУУД: умения
анализировать,
сравнивать, обобщать
РУУД: умения
самоорганизации во
время экскурсии
КУУД: умения
общаться в группе
1 класс
Коллективная игра
«Предполагаем, анализируем,
делаем выводы».
Экскурс в историю
географических открытий, мини
семинар по результатам экскурсии
«Самый наблюдательный».
Игры на свежем воздухе. Научить
детей играть в различные игры, не
причиняя природе вреда.
1
2
3
4
5
6
1
2
1
2
1
4
Введение
Раскрытые и
нераскрытые загадки
нашей планеты:
обзор основных тем
курса.
Тайны за
горизонтом
Географические
открытия в
древности.
Небосвод.
Перемещение солнца
на небосводе.
Представление о
форме Земли в
древности. Земной
шар.
Глобус модель
Земли. Материки и
океаны на глобусе.
6
2
Загадка смены
времен года
Вращение Земли
вокруг своей оси.
2
1
2
4
1
Изготовление модели Земли из
цветного пластилина
ПУУД:
моделирование
Практические работы с глобусом.
Заочная экскурсия по материкам
и океанам. Находить и
показывать территорию России, её
государственную границу на карте.
ПУУД: представлять
информацию в
разных формах
(глобус, карта)
Заочная экскурсия в обсерваторию ЛУУД: осознание
целостности мира и
многообразия
взглядов на него 7
8
9
Движение солнца над
горизонтом.
Сутки, определение
частей суток по
разной деятельности.
2
3
Игра: легенды и сказки о Солнце,
их инсценировка.
Проектная деятельность
Составление режима дня
Загадки. Год и
времена года.
4
Круглый стол
КУУД: умения
следовать правилам
игры, своей роли
РУУД: умения
определять цель,
проблему, выдвигать
версии, планировать
деятельность,
работать по плану,
оценивать степень и
способы достижения
цели
КУУД: умения
излагать свое мнение,
понимать позицию
другого,
корректировать свое
мнение
КУУД: публичное
минивыступление
1
2
2
1
2
10 Названия месяцев на
Руси.
11 История
происхождения
названий дней
недели.
Тайны круговорота
веществ в природе
12 Круговорот веществ
в природе.
4
13 Живая и неживая
природа.
14 Цепи питания.
15 Обитатели почвы.
2
1
2
Викторина. Дети угадывают, о
каком месяце идет речь, пытаются
дать свое определение
Составить название дней недели из
букв разрезной азбуки
ПУУД: представлять
информацию в
разных формах
Просмотр учебного фильма
Ведут наблюдения за объектами
природы и фиксируют свои
наблюдения в календаре природы.
Изучение детьми понятия «цепи
питания»
Экскурсия в природу. Наблюдение
за обитателями почвы.
Продолжение изучения детьми игр,
которые не наносят вред природе;
изучение знаков, норм и правил
поведения в природе.
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
ПУУД: умения
устанавливать
причинно
следственные связи,
подтверждать
понятия примерами
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
ЛУУД: умения
осваивать новые
социальные роли и
правила, выбирать,
как поступить в той
или иной ситуации 1
1
3
1
2
3
4
Загадки
круговорота воды в
природе
Загадки о
состояниях воды.
16
17 Наблюдение в
природе за водой
18 Природа дождевого
облака
19 Природа снежного
облака
Загадки под водой
и под землей
20 Как изучают
подводный мир.
5
21 Киты, дельфины,
акулы.
22 История открытия
гигантского
кальмара.
23 Морские цветы
(актинии), звезды,
ежи и другие живые
«чудеса».
24 Жизнь в темных
глубинах океана.
Загадки растений
3
1
3
1
2
3
2
1
2
2
Дети учатся составлять свои
загадки
Знакомство детей с понятием
«вода», показать роль воды в
природе, необходимость
бережного отношения к ней.
Показать выставку детских
рисунков, посвященных воде и
тому, как человек использует воду
Учимся рисовать снежинки,
оформление выставки
Просмотр учебного фильма
Рисунки детей по теме занятия
Конкурс рисунков обитателей
океанов
Рисунки детей по теме занятия
Просмотр учебного фильма
РУУД: умения
самоорганизации во
время экскурсии
ПУУД: умения
свертывать
информацию
(составлять загадки)
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
ПУУД: умения
подтверждать
понятия примерами
ЛУУД:
аргументированно
оценивать свои и
чужие поступки
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации 25
Родина комнатных
растений.
Многообразие
цветковых растений.
1
Опытно исследовательская
работа: потребность комнатных
растений в воде, свете, тепле.
26
Сказка о цветке
недотроге.
2
Ролевая игра.
27 Образование плода.
Многообразие
плодов.
28
Планета насекомых 4
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их.роль в
природе и жизни
человека.
29 Жуки. Дровосек
титан самый круп
ный жук.
30
Бабочки. Совка
агриппа самая
крупная бабочка.
1
2
1
2
Просмотр учебного фильма
2
1
Предложить детям посмотреть
вокруг, прислушаться, потрогать,
понюхать, присмотреться к
насекомым; прислушаться к
звукам: щебету птиц, гулу машин
недалеко от школы, т.е.
почувствовать красоту природы,
говоря о своих ощущениях.
Выполнение зарисовок
Выполнение зарисовок
31 Охрана насекомых.
2
Проектная работа
32
Что такое НЛО?
Загадки НЛО:
свидетельства,
сомнения,
предположения.
Заключение
1
2
1
2
Круглый стол.
РУУД: умения
определять цель,
проблему, выдвигать
версии, планировать
деятельность,
работать по плану,
оценивать степень и
способы достижения
цели
ЛУУД: умения
осваивать новые
социальные роли и
правила, выбирать,
как поступить в той
или иной ситуации
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции,
вырабатывать
уважительно
доброжелательное
отношение к
непохожим на себя
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
РУУД: умения
определять цель,
проблему, выдвигать
версии, планировать
деятельность,
работать по плану,
оценивать степень и
способы достижения
цели
КУУД: умения
излагать свое мнение,
понимать позицию
другого,
корректировать свое
мнение 33
34
Что мы узнали и
чему научились.
Привлечь внимание детей к тому,
что хозяйственная деятельность
людей влияет на качество воды,
почвы, воздуха. Показать, что
природа – основной источник
достатка и благополучия людей,
что человек не может сделать
материалы лучше тех, что созданы
природой.
ЛУУД: осознание
личностной
значимости
изучаемого
материала
КУУД: умение
общаться в группе Введение
35
36
Раскрытые и нераскрытые
загадки нашей планеты:
обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Географические открытия в
древности. Небосвод.
1
4
37 Перемещение солнца на
небосводе.
38 Представление о форме
Земли в древности. Земной
шар.
Глобус модель Земли.
Материки и океаны на
глобусе.
1
2
1
2
39
40
41
42
Загадка смены времен
года
Вращение Земли вокруг
своей оси.
6
2
Движение солнца над
горизонтом.
Сутки, определение частей
суток по разной деятель
ности.
Дети отгадывают загадки,
ребусы. Предложения детей
по программе курса
«Экология», о чем им
Экскурс в историю
географических открытий
Игры на свежем воздухе.
Научить детей играть в
различные игры, не причиняя
природе вреда.
Изготовление модели Земли
из цветного пластилина
Практические работы с
глобусом. Заочная
экскурсия по материкам и
океанам Находить и
показывать территорию
России, её государственную
границу на карте.
ЛУУД: осознание
личностной
значимости
изучаемого
ПУУД: умения
анализировать и
обобщать
информацию
ЛУУД: умения
осваивать новые
социальные роли и
правила,
выбирать, как
поступить в той
или иной ситуации
ПУУД:
моделирование
ЛУУД: осознание
целостности мира
и многообразия
взглядов на него
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
(глобус, карта)
Заочная экскурсия в
обсерваторию
ЛУУД: осознание
целостности мира
и многообразия
взглядов на него
Просмотр учебного фильма ПУУД: умения
Проектная деятельность
Составление режима дня
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
РУУД: умения
определять цель,
проблему,
выдвигать версии,
планировать
деятельность,
работать по плану,
оценивать степень
и способы
достижения цели
2
1
2
4
1
2
3
15 43
Загадки. Год и времена года.
4
Круглый стол
КУУД: умения
излагать свое
мнение, понимать
позицию другого,
корректировать
свое мнение
КУУД: публичное
минивыступление
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
Викторина. Дети угадывают,
о каком месяце идет речь,
пытаются дать свое
определение
Составить название дней
недели из букв разрезной
азбуки
1
2
2
1
2
1
1
44 Названия месяцев на Руси.
45 История происхождения
названий дней недели.
Тайны круговорота
веществ в природе
Круговорот веществ в
природе.
46
4
47 Живая и неживая природа.
48 Цепи питания.
49 Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды
в природе
Загадки о состояниях воды.
4
50
51 Наблюдение в природе за
водой
2
1
2
3
1
Просмотр учебного фильма ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
ПУУД:
моделирование
РУУД: умения
самоорганизации
во время
экскурсии
ЛУУД: умения
осваивать новые
социальные роли и
правила,
выбирать, как
поступить в той
или иной ситуации
ПУУД: умения
свертывать
информацию
(составлять
загадки)
ПУУД: умения
подтверждать
понятия
примерами
Ведут наблюдения за
объектами природы и
фиксируют свои наблюдения
в календаре природы.
Изучение детьми «цепи
питания», показать
изменения природы путем
наблюдения.
Экскурсия в природу.
Наблюдение за обитателями
почвы. Продолжение
изучения детьми игр,
которые не наносят вред
природе;
изучение знаков, норм и
правил поведения в природе.
Дети учатся составлять свои
загадки
Знакомство детей с
понятием «вода», показать
роль воды в природе,
необходимость бережного
16 52 Природа дождевого облака
53 Природа снежного облака
Загадки под водой и под
землей
Как изучают подводный
мир.
54
5
3
55
Киты, дельфины, акулы.
56 История открытия
гигантского кальмара.
57 Морские цветы (актинии),
звезды, ежи и другие живые
«чудеса».
58 Жизнь в темных глубинах
океана.
59
Загадки растений
Родина комнатных растений.
Многообразие цветковых
растений.
3
1
2
3
1
отношения к ней.
Показать выставку детских
рисунков, посвященных воде
и тому, как человек
использует воду
Учимся рисовать снежинки,
оформление выставки
ЛУУД:
аргументированно
оценивать свои и
чужие поступки
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
Просмотр учебного фильма ПУУД: умения
Рисунки детей по теме
занятия
Конкурс рисунков
обитателей океанов
Рисунки детей по теме
занятия
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
Просмотр учебного фильма ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
Опытноисследовательская
работа: потребность
комнатных растений в воде,
свете, тепле.
РУУД: умения
определять цель,
проблему,
выдвигать версии,
планировать
деятельность,
работать по плану,
оценивать степень
и способы
достижения цели
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
2
3
2
1
2
2
1
17 60
Сказка о цветкенедотроге.
2
Ролевая игра.
ЛУУД: умения
осваивать новые
социальные роли и
правила,
выбирать, как
поступить в той
или иной ситуации
61 Образование плода. Много
образие плодов.
62
5
Планета насекомых
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их.роль в
природе и жизни человека.
63 Жуки. Дровосектитан
самый крупный жук.
64
Бабочки. Совкаагриппа
самая крупная бабочка.
65 Охрана насекомых.
1
2
1
2
66 Жизнь насекомых: пчелы,
кузнечики, бабочки,
стрекозы.
67
Что такое НЛО?
Загадки НЛО:
свидетельства, сомнения,
предположения.
1
Просмотр учебного фильма ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
Предложить детям
посмотреть вокруг,
прислушаться, потрогать,
понюхать, присмотреться к
насекомым; прислушаться к
звукам: щебету птиц, гулу
машин недалеко от школы,
т.е. почувствовать красоту
природы, говоря о своих
ощущениях.
Выполнение зарисовок
Выполнение зарисовок
Творческая работа:
составление и зарисовка
природоохранных и
запрещающих знаков.
Выставка и обсуждение
знаков.
Конкурс рисунков
«Невероятный жук».
Круглый стол.
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции,
вырабатывать
уважительно
доброжелательное
отношение к
непохожим на
себя
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции,
вырабатывать
уважительно
доброжелательное
отношение к
непохожим на
3
1
2
3
1
18 Заключение
1
1
68 Что мы узнали и чему
научились.
Защитим природу.
Составить книгу жалоб,
поступающих от растений,
животных, птиц, обитающих
на Вологодчине. Защита и
охрана. Прогулка
путешествие.
себя
КУУД: умения
излагать свое
мнение, понимать
позицию другого,
корректировать
свое мнение
КУУД: публичное
минивыступление
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать эти
наблюдения
2
1
2
6
2
69
3
Изучение природы
Беседа о лете. Изучать
природу – значит
любить и охранять её.
70 Науки о природе.
Экология наука о
доме. Как изучают
природу
71 Наблюдения в при
роде, описание живых
объектов.
72
Условия, в которых
мы живем
Солнце источник
тепла и света на
Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные
явления нашей
местности.
1
1
4
1
19
Обмен впечатлениями,
чтение рассказов
М.Пришвина о природе.
Чтение познавательной
литературы из серии
«Экологические
катастрофы».
Экскурсия. Выявление
связей между живой и
неживой природой на
примере сезонных
явлений в природе.
Презентация. Мини
проекты
КУУД:
публичное
мини
выступление
ПУУД:
владение
смысловым
чтением
ПУУД: умения
находить
достоверную
информацию
РУУД: умения
самоорганизаци
и во время
экскурсии
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и 73 Особенности весны,
лета, осени, зимы.
74 Неблагоприятные и
необычные явления
природы.
75 Как уменьшить
влияние опасных
явлений погоды на
природу родного края.
76 Условия жизни в
горах, в лесу, в
городе. Как сделать
воздух в городе чище.
77
Вода это жизнь. Вода
горной реки.
Природные родники и
их охрана.
Кто и как живет
рядом с нами
Мир растений и
человек
15
5
78 Многообразие
цветущих и не
цветущих растений
Краснодарского края.
Свет, тепло, влага в
жизни растений.
1
2
5
способы
достижения
цели
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ПУУД: умения
находить
достоверную
информацию
КУУД:
публичное
мини
выступление
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
КУУД: умения
излагать свое
мнение,
понимать
позицию
другого,
корректировать
свое мнение
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
РУУД: умения
самоорганизаци
и во время
экскурсии
2
3
Просмотр учебного
фильма
Беседа, разгадывание
загадок, ребусов
Групповая проектная
деятельность
4
Круглый стол
Просмотр учебного
фильма Игра: «Какая
вода в реке», «Чем мы
можем помочь реке?»
Экскурсия в парк
10
1
20 79 Нужны ли комнатные
2
Круглый стол
растения в доме.
Чужестранные
пришельцы на подо
коннике что мы о них
знаем.
80 Почему надо беречь и
1
охранять растения.
Растения Красной
книги Омской области
81
Грибы удивительное
царство. Где и какие
грибы встречаются в
Омской области.
82
Грибы ядовитые и
съедобные. Грибы
плесени. Где растут
лишайники, о чем они
могут рассказать.
2
Мир животных и
человек
10
83 Многообразие
животных родного
края
Операция «Красная
тетрадка»: изучить
растения родного края;
не рвать редкие
исчезающие растения
Игра «Грибники и
грибы», «Не топчи
грибы», конкурс
рисунков
«Фантастический гриб».
Игра: «Что растет в
родном краю».
Опытно
исследовательская
работа: маскировка
животных.
Игра. «Охотники и
зайцы», «Лиса, охотник и
куры», «У медведя во
бору», «Гусилебеди»,
«Промысловая охота».
3
4
21
КУУД: умения
излагать свое
мнение,
понимать
позицию
другого,
корректировать
свое мнение
ПУУД: умения
устанавливать
причинно
следственные
связи
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ПУУД: умения
устанавливать
причинно
следственные
связи,
подтверждать
понятия
примерами
ЛУУД: умения
осваивать
новые
социальные
роли и правила,
выбирать, как
поступить в той
или иной
ситуации
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения 84 Какие рыбы
встречаются в
водоемах края.
Аквариумные рыбы
что мы знаем о них.
85 Почему лягушка
земноводное
животное. Как дышит,
чем питается лягушка.
Почему надо охранять
земноводных.
Древние ящеры и
современные
ящерицы.
86
87 Почему птицы
пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующие
птицы края.
88 Как помочь птицам
зимой. Какие птицы
прилетают к
кормушке. Охрана и
привлечение птиц
89
Домашние птицы.
Кормление и уход за
ними.
90 Млекопитающие
родного края. Редкие
3
4
5
6
7
8
9
Игра: составление
рассказа о рыбе по схеме
модели «Рыбы».
Опытно
исследовательская
работа: Внешнее
строение рыб, их
различие и сходства.
Рыбы в воде
передвигаются легко,
свободно, могут плыть в
разных направлениях,
быстрее и медленнее.
Презентация
Учебный фильм
Прогулка – наблюдение в
парк
Игра: «Кузнечик»,
«Ласточки и мошки»
Опытно
исследовательская
работа: поведение птиц
во время кормления,
питание птиц зимой и
летом, повадки птиц.
Изготовление кормушек.
Составление рассказа о
птицах по схеме
«Птицы». Конкурс «Кто
больше знает птиц».
Доклады детей
22
цели
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
(презентация)
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
ПУУД: умения
наблюдать и
фиксировать
эти наблюдения
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
(развертывание
информации по
схеме)
КУУД:
публичное животные Омской
области
91
Домашние животные.
Кормление и уход за
ними.
92 Кто и как живет в
почве? Что надо знать
о бактериях. Почему
надо поддерживать
чистоту в доме и
соблюдать правила
личной гигиены.
Человек и природа
Зависимость человека
от природы.
93
94 Пищевые, лекарст
венные, ядовитые
растения. Культурные
растения.
10
8
1
Опытно
исследовательская
работа: как кошка
языком чистит шерстку,
определение любимого
корма животных (хомяк,
морская свинка, попугай
и т. д.)
Презентация
Просмотр учебного
фильма.
Опытно
исследовательская
работа: рассматривание
листа мяты через лупу.
Игра: «Составь загадку».
5
2
1
10
95 Охота в истории
людей. Традиции
охоты и рыбной ловли
у населения Севера.
96 Природа источник
2
3
23
Экскурсия к егерю,
рыбакам
Заседание круглого
выступление
ЛУУД:
осознание
личностной
значимости
изучаемого
материала
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
(презентация)
ПУУД: умения
восприятия
аудиальной и
визуальной
информации
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
РУУД: умения
самоорганизаци
и во время
экскурсии
КУУД: умения сил, вдохновения и
оздоровления.
стола.
97 Отрицательное
воздействие человека
на природу.
98 Человек звено в цепи
взаимосвязей в
природе.
99 Почему надо
соблюдать правила
поведения в природе.
2
10
0
Что охраняют в
заповедниках и
заказниках Омской
области
10
1
Охранять природу
значит охранять здо
ровье.
Проектная работа:
Нормы и правила
поведения в природе.
«Азбука поведения в
природе» Творческая
работа: составление и
зарисовка
природоохранных и
запрещающих знаков.
Выставка и обсуждение
знаков.
Творческая
деятельность: рисунки
«Я человек – часть
природы»
Составление загадок по
теме.
Правила поведения в
природе. Викторина
«Охрана природы».
Составление загадок о
правилах поведения в
природе.
Операция «Красная
тетрадка»: изучить
животных родного края;
охранять все живое в
родном крае.
Знакомство с
профессией лесника, его
природоохраняющей
деятельностью.
Опытно
исследовательская
работа: рассматривание с
помощью лупы своей
кожи и кожи товарища.
Игра: «Чем помогает
кожа?», «Что нельзя
делать, чтобы не
повредить кожу»
4
5
6
7
24
излагать свое
мнение,
понимать
позицию
другого,
корректировать
свое мнение
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и
способы
достижения
цели
ЛУУД: умения
выражать свои
эмоции в виде
рисунков
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
(загадки)
ПУУД: умения
устанавливать
причинно
следственные
связи
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
РУУД: умения
определять
цель, проблему,
выдвигать
версии,
планировать
деятельность,
работать по
плану,
оценивать
степень и Обобщение знаний.
10
2
8
Составить книгу жалоб,
поступающих от
растений, животных,
птиц, обитающих на
территории Омской
области. Защита и
охрана. Прогулка
путешествие.
способы
достижения
цели
ПУУД: умения
устанавливать
причинно
следственные
связи
ПУУД:
представлять
информацию в
разных формах
Итого
102
33
69
7. Учебнометодическое обеспечение
1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт:
новая функция экологического образования. //Экологическое образование. № 4, 2009
– с. 6 10
2. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование
№1, 2011 – с. 1 15
3. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития
(2010). //Экологическое образование. №4, 2010 – с. 3 – 8.
4. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера»,
1999 – 158 с.
5. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
6. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.
Плешаков// Начальная школа. – 1991. № 5. – С. 28.
7. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А.
А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Литература для обучающихся:
1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А.
А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
4. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
5. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
6. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
7. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: ПедагогикаПресс, 1993.
Материальнотехническое обеспечение
25 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
• простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;
• аудио и видеозаписи;
• тексты художественных произведений;
• специальные тетради, альбомы;
• таблицы, плакаты; • видеофильмы ;
• разработки занятий;
• сборник познавательных опытов и экспериментов;
• банк презентаций для проведения миникурсов;
• банк информационнокоммуникационных ресурсов для проведения занятий;
• сборник игр и упражнений для проведения тренингов;
• рекомендации для оформления исследовательских работ;
• памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
8. Планируемые результаты
В результате изучения курса обучающиеся получат опыт:
Называть:
широко распространенные виды;
редкие виды;
биотопы
сообщества
экологические факторы.
Приводить примеры:
природных и искусственных сообществ;
приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов растений и животных своего региона.
хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду
Характеризовать:
среды обитания организмов;
экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества;
приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;
источники заболеваний, находящиеся в природной среде;
профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.
Обосновывать:
взаимосвязь организма и среды;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду
их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на
виды, экосистемы);
взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
26 роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического
разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).
В результате изучения курса обучающиеся смогут:
Распознавать:
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
редкие виды флоры и фауны;
природные и искусственные сообщества.
Сравнивать:
природные и искусственные сообщества;
степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных
предприятий в зависимости от природоохранных мер.
Применять знания:
о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния
окружающей среды региона;
для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на
окружающую среду;
по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций);
Делать выводы:
о необходимости охраны окружающей среды;
о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.
В результате изучения курса обучающиеся освоят:
Умение наблюдать:
сезонные изменения в жизни растений и животных;
за состоянием окружающей среды.
Умение соблюдать правила:
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
поведения в природе;
сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
27
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.