Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Оценка 5
Образовательные программы
docx
ОБЖ
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант). Цель: Создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников школы. формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуацииРабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
школа безопасности ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность Социальное направление ОБЖ «Школа безопасности» 1 класс 1.Пояснительная записка               Нормативно­правовая база:  1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273­ФЗ от 29.12.2012г.  2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)  3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области 5.  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант) 6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на  2017­2018 уч. г. 7. Календарный учебный график на 2017­2018 уч. г.     Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.  В   соответствии   с   вышеизложенным   предлагается   программа,   обеспечивающая непрерывность   обучения   населения,   начиная   с   младшего   школьного   возраста, правильным   действиям   в   опасных   для   жизни   и   здоровья   ситуациях.   Реализация программы позволит:   *   ориентировать   личность   учеников   на   совершение   действий,     основываясь   на моральные нормы общества;   * оценивать свои действия и контролировать их; * приобретать умения,  учитывать мнение собеседника; 8 * привить   учащимся   начальные   знания,   умения   и   навыки   в   области   безопасности жизни; * сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; * выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.   Актуальность проблемы  В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан  Российской Федерации    привычек  здорового  образа  жизни.  Только  через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности   и добиться снижения отрицательного влияния   человеческого   фактора   на   безопасность   жизнедеятельности   личности, общества и государства. Наиболее   полно   и   целенаправленно   эти   вопросы   можно   реализовывать   в специальной отдельной образовательной области ОБЖ «Школа безопасности».   Цель:  Создание   и   функционирование   системы   безопасности   образовательного учреждения,   направленной   на   сохранение   жизни   и   здоровья   обучающихся   и работников школы.  формирование   социального   опыта   школьника,   осознание   им   необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации Задачи:  организация   правового   всеобуча   на   всех   стадиях   образования   в   школе, направленного   на   формирование   у   обучающихся   сознательного   и ответственного   отношения   к   вопросам   личной   безопасности   и   безопасности окружающих;    формирование   у   детей   и   подростков   ценностно­смыслового   подхода   к организации безопасности жизнедеятельности.     Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В   этом   направлении   приоритетами   для   внеурочной   деятельности   ОБЖ   «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:   использование   для   познания   окружающего   мира   различных   методов наблюдения и моделирования; 9  выделение характерных причинно­следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или   нескольким   предложенным   основаниям,   критериям;   самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных;  самостоятельная   организация   учебной   деятельности;   оценивание   своего поведения,   черт   своего   характера,   своего   физического   и   эмоционального состояния;  соблюдение   норм  поведения   в  окружающей   среде,  правил   здорового   образа жизни;  использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. В основу программы положены следующие принципы:  принцип актуальности;  принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);  принцип   систематичности (реализация   задач   через   связь   внеурочной деятельности с учебным процессом);  принцип доступности и наглядности;  принцип практической направленности;  принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;  принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить,   что   получилось   и   что   не   получилось,   изучить   мнение   детей, определить перспективу действий). Формы занятий:  беседа­диалог,  игры, экскурсии,  практические занятия,  встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,  просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением. Целевая аудитория, объём  Рабочая программа  рассчитана на 33 часа в первом классе по 1 часу в неделю.     2.Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 группе     детей.     Степень     центральной     нервной   Умственная     отсталость     —     это     стойкое,     выраженное     недоразвитие познавательной  деятельности  вследствие  диффузного (разлитого)    органического поражения     системы   (ЦНС).   Понятие   «умственной отсталости»   по     степени     интеллектуальной     неполноценности  применимо     к   выраженности  интеллектуальной разнообразной   неполноценности   коррелирует   (соотносится)   со   сроками,   в  которые   возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее  последствия.   Также степень   определяется интенсивностью  воздействия  вредных  факторов.  Нередко умственная отсталость отягощена   психическими   заболеваниями   различной  этиологии,     что     требует     не только     их     медикаментозного     лечения,     но     и  организации     медицинского сопровождения  таких  обучающихся  в образовательных организациях.   интеллектуальных     выраженности     нарушений  В международной классификации болезней(МКБ­10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69­50) , умеренная(IQ — 50­35), тяжелая(IQ — 34­20), глубокая(IQ<20).  Развитие   ребенка   с   легкой   умственной   отсталостью  (интеллектуальными нарушениями),   хотя   и   происходит   на   дефектной   основе  и     характеризуется замедленностью,  наличием  отклонений  от  нормального развития,  тем  не  менее, представляет     собой     поступательный     процесс,    привносящий   качественные изменения в познавательную деятельность детей  и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.    тугоподвижностью   нервных  Затруднения   в   психическом   развитии   детей   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью   процессов   возбуждения   и   торможения,    замедленным формированием   условных   связей, процессов, нарушением   взаимодействия   первой   и   второй   сигнальных   систем  и   др.).   В подавляющем   большинстве   случаев   интеллектуальные   нарушения,    имеющиеся   у обучающихся   с   умственной   отсталостью,   являются   следствием  органического поражения  ЦНС  на  ранних  этапах  онтогенеза.  Негативное влияние органического поражения   ЦНС   имеет   системный   характер,   когда   в  патологический     процесс оказываются   вовлеченными   все   стороны  психофизического   развития   ребенка: мотивационно   ­   потребностная,   социально­личностная,   моторно­двигательная; эмоционально­волевая   сферы,    а   также   когнитивные   процессы     восприятие, мышление,   деятельность,   речь  и   поведение.   Последствия   поражения   ЦНС выражаются   в   задержке   сроков  возникновения     и     незавершенности     возрастных психологических  новообразований   и,   главное,   в   неравномерности,   нарушении целостности  психофизического   развития.   Все   это,   в   свою   очередь,   затрудняет включение  ребенка   в   освоение   пласта   социальных   и   культурных   достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.  ― В   структуре   психики   такого   ребенка   в   первую   очередь   отмечается недоразвитие  познавательных  интересов  и  снижение  познавательной активности, 11 их   слабой что   обусловлено   замедленностью   темпа   психических   процессов, подвижностью   и   переключаемостью.   При   умственной   отсталости  страдают     не только     высшие     психические     функции,    но     и     эмоции,    воля,    поведение,    в некоторых   случаях   физическое   развитие,   хотя   наиболее  нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению  и обобщению. Вместе с тем, Российская   дефектология(как   правопреемница  советской)     руководствуется   о  том,   что   своевременная теоретическим   педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей  каждого  ребенка с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями)     «запускает»    обеспечивающие   реализацию   их   потенциальных компенсаторные   процессы, возможностей.     Л.   С.   Выготского     постулатом     неточность     и     нарушениями)   отличается     ощущение   и   восприятие.   Но   и   в   этих   познавательных   дефицитарность:   Развитие   всех   психических   процессов   у   детей   с   легкой   умственной   качественным отсталостью   (интеллектуальными   своеобразием.     Относительно     сохранной     у     обучающихся     с     умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  оказывается  чувственная ступень ―   процессах познания     слабость  дифференцировки сказывается   зрительных,   слуховых,   кинестетических,   тактильных,    обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки  детей  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)  в окружающей среде. Нарушение объема   и   темпа   восприятия,    недостаточная   его   дифференцировка,   не   могут   не оказывать отрицательного влияния  на  весь  ход  развития  ребенка  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями).   Однако   особая   организация учебной   и  внеурочной     работы,     основанной     на     использовании     практической деятельности;     проведение     специальных     коррекционных     занятий     не     только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на     развитие     интеллектуальной     сферы,     в     частности     овладение  отдельными мыслительными операциями.  Меньший     потенциал     у     обучающихся     с     умственной     отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   обнаруживается   в   развитии   их  мышления, основу   которого   составляют   такие   операции,   как   анализ,   синтез,    сравнение, обобщение,     абстракция,     конкретизация.     Эти     мыслительные  операции   у   этой категории   детей   обладают   целым   рядом   своеобразных   черт,    проявляющихся     в трудностях   установления   отношений   между   частями  предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от  несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из   всех   видов   мышления   (наглядно­действенного,   наглядно­образного  и словесно­логического)   у   обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   в   большей   степени   недоразвито  словесно­ логическое   мышление.   Это   выражается   в   слабости   обобщения,    трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль  мышления:   зачастую,   они 12 начинают  выполнять  работу,  не  дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.    с     умственной     школьников   Однако  при  особой  организации  учебной  деятельности,  направленной  на обучение     отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)     пользованию     рациональными     и     целенаправленными  способами выполнения     задания,     оказывается     возможным     в     той     или     иной   степени    Использование скорригировать   специальных   методов   и   приемов,   применяющихся   в   процессе  коррекционно­ развивающего   обучения,   позволяет   оказывать   влияние   на  развитие   различных видов   мышления   обучающихся   с   умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в  том  числе  и  словесно логического.   мыслительной     деятельности.   недостатки     формируется   произвольное   запоминание, Особенности     восприятия     и     осмысления     детьми     учебного     материала неразрывно   связаны   с   особенностями   их  памяти.   Запоминание,   сохранение   и воспроизведение     полученной     информации     обучающимися     с     умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)  также  отличается  целым  рядом специфических  особенностей:  они  лучше  запоминают  внешние, иногда  случайные, зрительно     воспринимаемые     признаки,     при     этом,     труднее  осознаются     и запоминаются     внутренние     логические     связи;     позже,     чем     у  нормальных сверстников, требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание,   хотя   механическая   память   может   быть  сформирована на более высоком   уровне.   Недостатки   памяти   обучающихся   с  умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько  ее  воспроизведения:   вследствие   трудностей установления   отношений   полученная   информация   может воспроизводиться   бессистемно,   с  большим   количеством   искажений;   при   этом наибольшие   трудности   вызывает  воспроизведение     материала.   различных   дополнительных   средств   и   приемов   в   процессе Использование   коррекционно­развивающего    символической наглядности;   различных  вариантов   планов;   вопросов   педагога   и   т. д.)   может оказать     значительное  влияние     на     повышение     качества     воспроизведения словесного  материала.  (иллюстративной,   логических    словесного     которое  обучения     Вместе   с   тем,   следует   иметь   в   виду,   что   специфика   мнемической деятельности   во   многом   определяется   структурой   дефекта   каждого   ребенка   с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями).  В связи  с этим  учет особенностей     обучающихся     с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)     разных     клинических     групп  (по  классификации     М.  С.  Певзнер) позволяет     более     успешно     использовать  потенциал   развития   их   мнемической деятельности.  Особенности   познавательной   деятельности   школьников   с   умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в особенностях  их 13 внимания,     которое     отличается     сужением     объема,     малой  устойчивостью, трудностями   его   распределения,   замедленностью  переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,    что  связано  с  ослаблением  волевого напряжения,     направленного     на  преодоление   трудностей,   что   выражается   в неустойчивости внимания. Также  в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком­либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время  поддерживаться     на     должном     уровне.     Под     влиянием     специально организованного   обучения   и   воспитания   объем   внимания   и   его   устойчивость значительно   улучшаются,   что   позволяет   говорить   о   наличии   положительной динамики,  но  вместе  с  тем,  в  большинстве  случаев  эти  показатели  не достигают возрастной нормы.    с     Представлениям     нарушениями)   Для  успешного  обучения  необходимы  достаточно  развитые представления   умственной  отсталостью и     воображение.     детей     свойственна  недифференцированоость, (интеллектуальными   фрагментарность,     уподобление     образов,     что,    в  свою   очередь,  сказывается   на узнавании и понимании учебного материала.       Воображение  как  один  из  наиболее   отличается  значительной   несформированностью,   что сложных   выражается в его примитивности,    неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе  преподавания  всех  учебных  предметов  проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ―  представлений об окружающей действительности.   процессов   У  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются   недостатки   в   развитии   речевой   деятельности,    физиологической основой  которых  является  нарушение  взаимодействия между  первой  и  второй сигнальными  системами,  что,  в  свою  очередь,  проявляется в недоразвитии всех сторон   речи:   фонетической,   лексической,    грамматической     и     синтаксической. Таким     образом,     для     обучающихся     с  умственной   отсталостью   характерно системное недоразвитие речи.   коррекционно­развивающей  Недостатки  речевой  деятельности  этой  категории  обучающихся  на прямую связаны с нарушением абстрактно­логического мышления. Однако в  повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,    близкие   их   личному опыту,  используя  при  этом  несложные  конструкции  предложений.  Проведение систематической     направленной   на систематизацию   и   обогащение   представлений   об  окружающей   действительности, создает   положительные   условия   для   овладения   обучающимися   различными языковыми   средствами.   Это   находит   свое  выражение   в   увеличении   объема   и изменении   качества   словарного   запаса,    овладении     различными     конструкциями предложений,     составлении  небольших,     но     завершенных     по     смыслу,     устных высказываний.   Таким  образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи   письменной.  работы, ― 14 Моторная    сфера     детей     с     легкой     степенью     умственной     отсталости (интеллектуальными     нарушениями),     как     правило,     не     имеет     выраженных нарушений.   Наибольшие   трудности   обучающиеся   испытывают   при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев  рук.  В  свою очередь,    это     негативно     сказывается     на     овладении   письмом     и     некоторыми трудовыми  операциями.  Проведение  специальных упражнений, включенных как в содержание   коррекционных   занятий,   так   и   используемых   на   отдельных   уроках, способствует развитию координации и точности  движений  пальцев  рук  и  кисти,  а также   позволяет   подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические   особенности   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в  нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны,  однако  они отличаются  отсутствием  оттенков  переживаний,  неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,   определяющие   интерес   и побуждение  к  познавательной деятельности,  а  также  с  большими  затруднениями осуществляется   воспитание   высших   психических   чувств:   нравственных   и эстетических. Волевая   сфера   учащихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений   и   побуждений, большой     внушаемостью.     Такие     школьники   предпочитают   выбирать   путь,   не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у   некоторых   из   них   развиваются   такие     отрицательные     черты     личности,     как негативизм  и  упрямство.  Своеобразие   протекания   психических   процессов   и   особенности   волевой сферы  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают  отрицательное  влияние  на  характер  их деятельности, в особенности произвольной,   что   выражается   в   недоразвитии   мотивационной   сферы,   слабости побуждений, недостаточности инициативы.  Эти   недостатки   особенно   ярко   проявляются   в   учебной   деятельности, поскольку     учащиеся     приступают     к     ее     выполнению     без     необходимой предшествующей  ориентировки  в  задании  и,  не  сопоставляя  ход  ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они  часто  уходят  от правильно     начатого     выполнения     действия,     «соскальзывают»   на   действия, произведенные ранее, причем осуществляют их   в   прежнем   виде,   не   учитывая изменения  условий.  Вместе  с  тем,  при проведении  длительной,  систематической и     специально     организованной   работы,   направленной   на   обучение   этой   группы школьников целеполаганию, планированию  и  контролю, им  оказываются  доступны разные  виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе   дидактическая,   ручной   труд,   а   в   старшем   школьном   возрасте   и некоторые     виды     профильного     труда.     Следует     отметить     независимость     и 15 самостоятельность   этой   категории   школьников   в   уходе   за   собой,   благодаря овладению необходимыми социально­бытовыми навыками.   поведенческими     реакциями;   Выстраивая     При     этом     психолого­педагогическое   Нарушения   высшей   нервной   деятельности,   недоразвитие   психических процессов     и     эмоционально­волевой     сферы     обусловливают     формирование некоторых   специфических   особенностей   личности   обучающихся   с умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями),  проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений   со   сверстниками   и   взрослыми.     специфическими особенностями   межличностных отношений   является:   высокая   конфликтность, сопровождаемая   неадекватными     слабая мотивированность   на установление   межличностных   контактов   и   пр.   Снижение адекватности     во   взаимодействии     со     сверстниками     и     взрослыми     людьми обусловливается   незрелостью     социальных     мотивов,     неразвитостью     навыков общения обучающихся,  а  это,  в  свою  очередь, может  негативно  сказываться  на их  поведении,   особенности   которого   могут   выражаться   в   гиперактивности, вербальной   или   физической   агрессии   и   т.п.   Практика   обучения   таких   детей показывает,     что     под     воздействием     коррекционно­воспитательной     работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.    сопровождение     психического развития     детей     с     легкой     умственной     отсталостью     (интеллектуальными нарушениями),     следует     опираться     на     положение,     сформулированное   Л.   С. Выготским,   о   единстве   закономерностей   развития   аномального   и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий  его  обучения и  воспитания,  которые  обеспечивают  успешное «врастание» его  в  культуру.  В качестве   таких   условий   выступает   система   коррекционных   мероприятий   в процессе   специально   организованного обучения,   опирающегося   на   сохранные стороны     психики     учащегося     с   умственной   отсталостью,   учитывающее   зону ближайшего   развития.   Таким   образом,   педагогические   условия,   созданные   в образовательной   организации   для     обучающихся     с     умственной     отсталостью, должны  решать  как  задачи коррекционно­педагогической  поддержки  ребенка  в образовательном процессе,  так  и  вопросы  его  социализации,  тесно  связанные  с развитием познавательной  сферы  и  деятельности,  соответствующей  возрастным возможностям и способностям обучающегося. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане            Обучение курсу ОБЖ «Школа безопасности» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико­синтетическим методом.               Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 16 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника . Методический конструктор /  Григорьев Д.В., Степанов П.В./­ М., 2014 Концепция духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина  России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з­3 издание –М., 2014 Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3­ е издание  М.,2014 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.  А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1 —2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2­е изд. —  М.: Просвещение, 2010. На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 33 часа  (1 час в неделю). ФОРМЫ   ОБУЧЕНИЯ:   коллективные,   индивидуальные,   групповые, фронтальные. ТЕХНОЛОГИИ   ОБУЧЕНИЯ: личностно­ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие     технологии, технологии   разноуровневого   и дифференцированного обучения,  ИКТ. 4.  Личностные и предметные результаты освоения курса «Школа безопасности». В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования   —   введения   обучающихся   с   умственной   отсталостью   в   культуру, овладение ими социо­культурным опытом.  Личностные результаты должны отражать: осознание   себя   как   ученика,   формирование   интереса   (мотивации)   к   учению,   как одноклассника, друга;  формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;   развитие   способности   оценивать   результаты   своей   деятельности   с   помощью педагога и самостоятельно;  способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   процессе выполнения задания, поручения;  формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;  развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро ­ зло); 17  формирование   первоначальных   знаний   об   безопасности   и   здоровом   образе жизни. Личностные учебные действия:  ­ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; ­ способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; ­ самостоятельность в выполнении учебных заданий; ­ самостоятельность в выполнении поручений; ­   понимание   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;  ­ стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные учебные действия:  ­ входить и выходить из учебного помещения со звонком; ­ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);  ­ пользоваться учебной мебелью; ­   адекватно   использовать   ритуалы   школьного   поведения   (поднимать   руку, вставать и выходить из­за парты и т.д.); ­   работать   с   учебными   принадлежностями   (инструментами,   спортивным инвентарем); ­ организовывать рабочее место; ­   передвигаться   по   школе,   находить   свой   класс,   другие   необходимые помещения; ­   принимать   цели   и   произвольно   включаться   в   деятельность,   следовать предложенному плану и работать в общем темпе; ­ активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; ­ оценивать действия одноклассников; ­ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку   деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных   критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия:  ­ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; ­ делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; ­ пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; ­ читать; ­   наблюдать;   работать   с   информацией   (понимать   изображение,   текст,   устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,   электронных   и   других   носителях)   под   руководством   и   с   помощью учителя. Коммуникативные учебные действия:  18 ­   вступать   в   контакт   и   работать   в   коллективе   (учитель   –   ученик,   ученик   – ученик, ученик – класс, учитель ­ класс); ­   использовать   принятые   ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем; ­ обращаться за помощью и принимать помощь; ­   слушать   и   понимать   инструкцию   к   учебному   заданию   в   разных   видах деятельности и быту; ­   договариваться   и   изменять   свое   поведение   с   учетом   поведения   других участников спорной ситуации. Планируемые результаты Примерная   программа   предусматривает   формирование   у   обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.   В   этом   направлении   приоритетами   для   внеурочной   деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:   использование   для   познания   окружающего   мира   различных   методов наблюдения и моделирования;  выделение характерных причинно­следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или   нескольким   предложенным   основаниям,   критериям;   самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных;  самостоятельная   организация   учебной   деятельности;   оценивание   своего поведения,   черт   своего   характера,   своего   физического   и   эмоционального состояния;  соблюдение   норм  поведения   в  окружающей   среде,  правил   здорового   образа жизни;  использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.    Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:  овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций;   обобщать   и   сравнивать   по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно­следственные связи опасных   ситуаций   и   их   влияние   на   безопасность   жизнедеятельности   человека;  •   овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному   поведению   в   повседневной   жизни   и   в   различных   опасных   и чрезвычайных   ситуациях,   выбирать   средства   реализации   поставленных   целей,  оценивать   результаты   своей   деятельности   в   обеспечении   личной   безопасности;  19 и   жизни •  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной ситуациях;  •  развитие   умения   выражать   свои   мысли   и   способности   слушать   собеседника, понимать   его   точку   зрения,   признавать   право   другого   человека   на   иное   мнение;  •    освоение  приемов   действий   в  опасных  и   чрезвычайных   ситуациях  природного, техногенного характера;  •    формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.  чрезвычайных социального в     и       Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование   знаний   и   умений,   востребованных   в   повседневной   жизни, позволяющих   адекватно   воспринимать   окружающий   мир,   предвидеть   опасные   и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать   в   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   социального,   природного   и техногенного характера 5. Содержание изучаемого курса № п/п 1 2 3 4 5 Разделы  Количество часов Безопасность и защита человека в чрезвычайных  ситуациях Улица полна неожиданностей Безопасность на воде Безопасность в помещении Обобщение 4 19 4 5 1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч.)  Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.   Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Улица полна неожиданностей (19 ч.) Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов.  20 Дорожные   знаки.   Сигналы   светофора   и   регулировщика.   Виды   перекрёстков. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.   Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте. Безопасность на воде (4ч.) Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства. Безопасность в помещении (5ч.) Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их  профилактика.  Как вести себя, когда ты дома один.  Электричество и газ как источники возможной опасности.  Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.    «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Обобщение (1ч.) Викторина «Подумай и ответь» 21 Планируемые результаты В результате освоения программы   воспитанники будут иметь представления:    о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;  об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;  о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;  о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;  о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;  о правилах  безопасного поведения на улице;  о местах на улице, где позволительно играть;  о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;  о ценности   здоровой  пищи;    о роли лекарств и  витаминов;  о пользе  овощей  и фруктов;  о  значении  крови для живых существ;   о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;  о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.  о необходимости следить за своей внешностью. знать:  домашний   адрес   и   номер   телефона;   имена   и   отчества   родителей;   адрес детского сада;   телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;  правила пользования телефоном;  правила   поведения       в   ситуации   насильственного   поведения   со   стороны незнакомого взрослого;   строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;   правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;  разные  виды транспорта;    разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.  какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.  какие опасности встречаются в природе. уметь:  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;  планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;  соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах; 21  различать   и   называть   виды   транспорта   (наземный,   подземный,   воздушный, водный);  ориентироваться   в   окружающем   пространстве,   обозначать   взаимное расположение   и   направление   движения   объектов;   пользоваться   знаковыми обозначениями;  устанавливать причинно­следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;  бережно относиться к своему здоровью.         6. Список литературы 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника . Методический конструктор /  Григорьев Д.В., Степанов П.В./­ М., 2014 2.Концепция духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина  России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з­3 издание –М., 2014 3.Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3­ е издание М.,2014  Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.  4.  Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1 —2 кл. / Л. П. Анастасова,   Н. В. Иванова. —   2­е   изд. — М.: Просвещение, 2010   П. В. Ижевский, 5.   Сборник нормативных документов. Основы безопасности  жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с. 6. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т.  Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г. 7. Дорожная безопасность: Учебная книжка­тетрадь. “Дорожная безопасность:  обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.:  Издательский Дом Третий Рим, 2002             22 23

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018