Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 5
Образовательные программы
docx
ОБЖ
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант). Цель: Создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников школы.
формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуацииРабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
школа безопасности ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность
Социальное направление
ОБЖ «Школа безопасности»
1 класс
1.Пояснительная записка
Нормативноправовая база:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)
3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области
5. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант)
6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на
20172018 уч. г.
7. Календарный учебный график на 20172018 уч. г.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов
Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда
знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья
условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая
непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста,
правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация
программы позволит:
* ориентировать личность учеников на совершение действий, основываясь на
моральные нормы общества;
* оценивать свои действия и контролировать их;
* приобретать умения, учитывать мнение собеседника;
8 * привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности
жизни;
* сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности
жизнедеятельности;
* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной
жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Актуальность проблемы
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в
деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у
граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через
образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны
в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного
влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности,
общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в
специальной отдельной образовательной области ОБЖ «Школа безопасности».
Цель:
Создание и функционирование системы безопасности образовательного
учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся и
работников школы.
формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости
уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации
Задачи:
организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе,
направленного на формирование у обучающихся сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих;
формирование у детей и подростков ценностносмыслового подхода к
организации безопасности жизнедеятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности ОБЖ «Школа
безопасности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов
наблюдения и моделирования;
9 выделение характерных причинноследственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего
поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа
жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина,
члена общества и учебного коллектива.
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности;
принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом);
принцип доступности и наглядности;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией:
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей,
определить перспективу действий).
Формы занятий:
беседадиалог,
игры, экскурсии,
практические занятия,
встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Целевая аудитория, объём
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в первом классе по 1 часу в неделю.
2.Психологопедагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10 группе
детей.
Степень
центральной
нервной
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения
системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
выраженности интеллектуальной
разнообразной
неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло
поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также
степень
определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не
только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
интеллектуальных
выраженности
нарушений
В международной классификации болезней(МКБ10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 6950) , умеренная(IQ — 5035), тяжелая(IQ —
3420), глубокая(IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
тугоподвижностью нервных
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей,
процессов,
нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В
подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно потребностная, социальноличностная, моторнодвигательная;
эмоциональноволевая сферы, а также когнитивные процессы
восприятие,
мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных
психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении
целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет
включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
―
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности,
11 их слабой
что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не
только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в
некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является
мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем,
Российская дефектология(как правопреемница советской)
руководствуется
о том, что своевременная
теоретическим
педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает»
обеспечивающие реализацию их потенциальных
компенсаторные процессы,
возможностей.
Л. С. Выготского
постулатом
неточность
и
нарушениями) отличается
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
дефицитарность:
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
качественным
отсталостью (интеллектуальными
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень
―
процессах
познания
слабость дифференцировки
сказывается
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение
объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не
оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация
учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической
деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только
повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние
на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными
мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного и
словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно
логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность
мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они
12 начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не
имея внутреннего плана действия.
с
умственной
школьников
Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на
обучение
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
Использование
скорригировать
специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно
развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных
видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе и словесно логического.
мыслительной
деятельности.
недостатки
формируется произвольное запоминание,
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников,
требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное
запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более
высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения
и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей
установления
отношений полученная информация может
воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие трудности вызывает воспроизведение
материала.
различных дополнительных средств и приемов в процессе
Использование
коррекционноразвивающего
символической
наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может
оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала.
(иллюстративной,
логических
словесного
которое
обучения
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической
деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
13 внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в
неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности
сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное
время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально
организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость
значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной
динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают
возрастной нормы.
с
Представлениям
нарушениями)
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления
умственной отсталостью
и
воображение.
детей
свойственна недифференцированоость,
(интеллектуальными
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
отличается значительной несформированностью, что
сложных
выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с
первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится
целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего
―
представлений об окружающей действительности.
процессов
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической
основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй
сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно
системное недоразвитие речи.
коррекционноразвивающей
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на прямую
связаны с нарушением абстрактнологического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической
направленной на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положительные условия для овладения обучающимися различными
языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи
письменной.
работы,
―
14 Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в
содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках,
способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми
действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и
эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не
требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований,
у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как
негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости
побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,
поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения,
с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической
и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы
школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны
разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в
том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
15 самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социальнобытовыми навыками.
поведенческими
реакциями;
Выстраивая
При
этом
психологопедагогическое
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности
интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми.
специфическими
особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность,
сопровождаемая неадекватными
слабая
мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми
обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков
общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на
их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционновоспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
сопровождение
психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения
и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В
качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в
процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные
стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону
ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в
образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью,
должны решать как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в
образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Обучение курсу ОБЖ «Школа безопасности» в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего
года. Обучение ведется звуковым аналитикосинтетическим методом.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
16 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника . Методический конструктор /
Григорьев Д.В., Степанов П.В./ М., 2014
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з3 издание –М., 2014
Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3 е издание
М.,2014 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.
А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1
—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2е изд. —
М.: Просвещение, 2010.
На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено
33 часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
коллективные,
индивидуальные,
групповые,
фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностноориентированное обучение, игровые,
здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения, ИКТ.
4. Личностные и предметные результаты освоения курса
«Школа безопасности».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и
пересказа произведений, построении речевого высказывания;
развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро зло);
17 формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе
жизни.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить изза парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем);
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
Коммуникативные учебные действия:
18 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Планируемые результаты
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности
«Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов
наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинноследственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего
поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа
жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина,
члена общества и учебного коллектива.
Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через: овладение
умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинноследственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
19 и
жизни
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной
ситуациях;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного
характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
чрезвычайных
социального
в
и
Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на
формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни,
позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и
чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее
общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно
действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и
техногенного характера
5. Содержание изучаемого курса
№
п/п
1
2
3
4
5
Разделы
Количество
часов
Безопасность и защита человека в чрезвычайных
ситуациях
Улица полна неожиданностей
Безопасность на воде
Безопасность в помещении
Обобщение
4
19
4
5
1
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч.)
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Улица полна неожиданностей (19 ч.)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение
пешеходов.
20 Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков.
Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте.
Безопасность на воде (4ч.)
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и
летний периоды. Основные спасательные средства.
Безопасность в помещении (5ч.)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их
профилактика.
Как вести себя, когда ты дома один.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в
жилище, на балконах и лестничных клетках.
Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного
поведения при возникновении пожара в доме.
Обобщение (1ч.)
Викторина «Подумай и ответь»
21 Планируемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
о правилах безопасного поведения на улице;
о местах на улице, где позволительно играть;
о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
о ценности здоровой пищи;
о роли лекарств и витаминов;
о пользе овощей и фруктов;
о значении крови для живых существ;
о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес
детского сада;
телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
правила пользования телефоном;
правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны
незнакомого взрослого;
строение человеческого тела и его внутреннее строение;
правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии
со световыми сигналами;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
разные виды транспорта;
разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
какие опасности встречаются в природе.
уметь:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных
ситуаций;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных
местах;
21 различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный,
водный);
ориентироваться в окружающем пространстве,
обозначать взаимное
расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми
обозначениями;
устанавливать причинноследственные связи между состоянием окружающей
среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
бережно относиться к своему здоровью.
6. Список литературы
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника . Методический конструктор /
Григорьев Д.В., Степанов П.В./ М., 2014
2.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России /А.Я.Данилюк,А.М Кондаков – з3 издание –М., 2014
3.Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3 е издание
М.,2014 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред.
А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
4. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1
—2 кл. / Л. П. Анастасова,
Н. В. Иванова. — 2е изд. —
М.: Просвещение, 2010
П. В. Ижевский,
5. Сборник нормативных документов. Основы безопасности
жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
6. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т.
Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
7. Дорожная безопасность: Учебная книжкатетрадь. “Дорожная безопасность:
обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.:
Издательский Дом Третий Рим, 2002
22 23
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ОБЖ.Школа безопасности" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.