Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
10.02.2017
Программа обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся
начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение
читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и
сотрудничать и т.д. Основу программы составляют развивающие упражнения.
Простые словесные игры.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
КОРШУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА
Программа
внеурочной деятельности для учащихся
1 класса общеобразовательных школ
«Простые словесные игры»
Направление : научно –познавательное
Автор:
Бутузова Валентина Павловна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа «Простые словесные игры» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, ориентирована на детей 67 лет. Детям данного возраста свойственна
неустойчивость внимания, низкий объём памяти, что может стать причиной трудностей при
обучении письму и чтению. Знание русского языка создает условия для успешного
усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая
познавательная деятельность. Программа «Простые словесные игры» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном
богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного
занимательного материала.
Основой для составления программы послужили сборники: «Азбука развлечений» О. Н.
Козака «Простые словесные игры» и «Занимательное азбуковедение» В. Волиной, которые
превращают школу из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки,
творчества.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими
школьниками. Сухомлинский В. А. писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка и
формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность
посредством родного языка,
Задачи
Познавательные:
способствовать осознанию младшими школьниками слова как инструмента познания
мира и средства общения;
овладение умениями правильно читать и писать;
формирование у детей УУД (деятельности наблюдения, умения удерживать
внимание, умение построить речевое высказывание);
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
формировать у детей развитие речи, логического мышления, воображения;
развитие начальных представлений о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета;
развивать мотивацию к дальнейшему овладению языком и культурой речи;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению языком и
культурой.
Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.
Воспитательные:
способствовать воспитанию уважения к слову, к культуре речи;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве
с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная
ответственность); Основные принципы организации внеурочной деятельности:
принцип добровольности и заинтересованности;
принцип занимательности;
принцип доступности;
принцип научной организации;
связь теории с практикой;
принцип личностноориентированного подхода к учащимся.
каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий:
словесные, наглядные и практические;
репродуктивные, объяснительноиллюстрированные, проблемные, частично
поисковые;
методы стимулирования и мотивации обучения;
коллективные и индивидуальные;
самостоятельные.
Технологии и методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка;
с уроками изобразительного искусства
Планируемые результаты
Развитие УУД для успешного обучения в начальной школе
Личностные результаты:
осознание роли языка как средства общения;
онимание того, что ясная, правильная речь –показатель культуры человека;
Желание умело пользоваться русским языком и осознавать отношения к своей речи,
контроля за ней;
выражение своих эмоций;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются:
приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану ;
использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своих действий, вносить поправки
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя
(одноклассников);
находить ответы на задания и поставленные вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по
заданию
Коммуникативные УУД:
Ребёнок научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения ( не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку
зрения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Особенности реализации программы
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем
(выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую,
дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.). Структура курса
Программа курса рассчитана на 1 год 1 час в неделю. Общий объём учебного времени
составляет 33 часа. Курс внеурочной деятельности «Простые словесные игры» разбит на
три раздела:
Учебный план (33часа)
№п/п Наименование разделов
Программа
относительно
1
2
3
Введение. Наша речь
В мире звуков и букв
Чудеса в стране слов
Количество
часов
Всего
5
11
16
состоит из трёх
самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого
вида внеурочной деятельности обучающихся. Обучающиеся в игровой форме овладевают
основными видами речевой деятельности: говорением, знакомятся со звуками, получают
первые представления о культуре речи.
Актуальность данной части программы обусловлена её практической значимостью: она
готовит базу для успешного обучения русскому языку и эффективной внеурочной
деятельности во 2 классе.
Игровое начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной
функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую
мотивацию к изучению слова, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой
стороне языка.
Учебнотематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
Количество часов
Содержание
Всего
Введение. Наша речь 5ч
Для чего мы говорим? Речь.
Слово. Игра «Полслова за вами»
Предложение. Игра «Прислушаемся к речи»
Описание картинки. Игра «Опиши предмет»
Текст. «Кто больше назовет слов на темы
«Семья», «Дом».
В мире звуков и букв 11ч
Для чего нужны звуки? Что такое буквы?
1
1
1
1
1
1 Диалог. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы
окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя
любимая игрушка.
Гласные звуки и буквы. Игра «Звук заблудился»
Графическая речь. Печатание букв.
Сказочное приключение букв и звуков.
В стране слов и слогов. Игра «Раздели слово на
части»
Согласные звуки и буквы. Особые обязанности
звуков. Печатание букв.
Слоги слияния. Звуковой анализ слов. Игра
«Слоговое лото»
Деление слов на слоги. Ударение. Игра
«Молоточки». В стране слов и слогов. Господин
слогораздел.
Игра «Раздели слово на части» Звуковой анализ
слов.
Алфавит. Разгадывание загадок. Загадки:
«Доскажи словечко в рифму»
Скороговорки. Звуковая
гимнастика
1
1
1
1
1
1
1
1
Учимся слушать и рассуждать
1
1 Шарады, анаграммы.
1
Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые
слова»
Превращение слов. Игра «Буратино забыл все
слова»
Чудесное превращение слов
Разве это слово. Игра «доскажи словечко»
Ребусы, головоломки. Игра «Наборщик»
Другое ударение – другое слово. Игра
«Превращение слов»
Слова противоположные по смыслу.
Пословицы. Игра «Наоборот»
Слова близкие по смыслу. Проговаривание
скороговорок и чистоговорок.
Родственные слова. Составление скороговорок и
чистоговорок.
В гостях у сказки. Слушание народных сказок.
Учимся пересказывать сказку по картинному
плану.
Учимся слушать. Развитие воображения.
Придумай загадку
Составление рассказов по сюжетной картинке.
Культура общения. Прислушаемся к слову.
Крылатые слова и выражения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29 30
31
32
33
1
1
1
1
Итого: 33часа
Занимательное азбуковедение. Прислушаемся к
слову.
Культура общения. Правила речевого этикета.
Сюжетноролевая игра. «Ты пришёл в гости»
Творческая работа
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом
Оборудование
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был
оснащен современными техническими средствами:
компьютером, принтером, сканером, мультмедиапроектором;
средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами;
дидактическим и раздаточным материалом: пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные
эмоции учащихся, создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на
внеучебную деятельность (научнопознавательное направление).
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате,
спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в
библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки,
лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих
заданий, и последующей рефлексии. Способами определения результативности программы являются: диагностика,
проводимая в конце каждого раздела в виде естественнопедагогического наблюдения.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление чистоговорок, скороговорок, загадок, кроссвордов, шарад,
ребусов.
Литература и Интернет ресурсы
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
2.Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
3.Грибова О. Е. Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей:
письменная и связная речь. – М.: АРКТИ, 2000.
4.Козак О.Н. Простые словесные игры[ книга]: пособие для , родителей, учащихся
/О.Н.Козак,Т.В.Кейн, В.А.Медведев:Союз,1998.
5.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению [ Текст ]:учеб.пособие /
С.Н. Костромина ;М.: Ось 89, 2004.
6.Корнев А. Н. Старосельская Н. Е. Как научить ребёнка говорить читать и думать.
Иллюстрации С. В. Литвина, И. П. Литвиной, – СПб.: Паритет, 2001.
7. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – Санкт
Петербург: Иматон, 2006.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Простые словесные игры" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.