Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл—7 кл
20.01.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления предназначена для учащихся 5-7 классов. Темы данной программы раскрывают понятие науки ономастики как совокупности собственных имён. Дети знакомятся с такими понятиями как антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Программа разработана на основе краеведческого материала.
кружок тайны имён и названий.docx
Рассмотрено   на   заседании МО учителей предметников Протокол № _1___ от «_29_»____08_____20_17_г. Согласовано   на   заседании педагогического совета  Протокол № _7___ от «_30_»____08_____20_17_г. Приказ от 01.09.2017 г №110   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления 5­7 классы Составитель: Воробьева О.Н., учитель русского языка и литературы 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате изучения программы внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» учащиеся должны знать:   «словарь»,   «справочник»,   «топоним»   «этнография»,   «этимология», определения   понятий   «имя», «ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика», «психология»,   «исконно   русские   имена», «заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»; основные понятия ономастики; отдельные факты из истории топонимов родного края; основные понятия литературной ономастики; историю   происхождения   самых   распространенных   русских   фамилий   и   своей фамилии; значение имён в жизни человека; основные этапы появления имен на Руси; значение имен людей, географических названий в истории народов;         уметь:      работать с ономастическими словарями (ономастиконами); различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;  правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной речи; вести   поисковую,   исследовательскую   деятельность,   направленную   на   изучение   и классификацию языкового материала на основе географии региона; анализировать   функционально­семантические   особенности   собственных   в произведениях русских поэтов и прозаиков. 2. Содержание курса. Ономастика как наука  Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека. Отличие имен собственных от нарицательных.  Разряды   имён   собственных.   Антропонимы,   топонимы,   космонимы,   этнонимы,   теонимы, зоонимы, ктематонимы. Словари и справочники – наши первые помощники Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и «справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические словари. Этимологические словари. Имя человека  Понятие   об   антропониме.   Антропоним   –   собственное   имя   человека,   антропонимия   – совокупность   антропонимов.  Процесс   появления   имен   на   Руси   и   в   других   странах. Основные этапы появления имен на Руси. Имена византийско­греческого происхождения. Состав имен византийско­греческого происхождения по языкам­источникам. Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные. Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события. Формы   личных   имён,   их   стилистическая   окраска.   Имена   полные   (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные. Происхождение отчеств и фамилий Происхождение   отчеств.   Влияние   отчества   на   характер   (с   точки   зрения   психологии   и астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских фамилий. Имена   литературных   персонажей.   Своеобразие   имени   собственного   в   художественном произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики. Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образно­художественная характеристика. Имена   основных   персонажей   произведений   русских   писателей.   Своеобразие   имени собственного   в   художественном   произведении:   эстетическая   функция,   использование   в выразительно­изобразительных и стилистических целях. Имя   персонажа   и   жанр   произведения.   Зависимость   имени   персонажа   от   жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа­ персонажа.  Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.  Географические названия  Понятие  о топониме. Топоним, топонимика, топонимия. Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы. Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.  Разная языковая принадлежность топонимии современной России. Изучение   топонимии.   Изучение   топонимии   –   путь   к   познанию   своего   Отечества,   его «народно­поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.) Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры. Региональные   микротопонимы. географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. Орфография и орфоэпия топонимов.   обычно   мало   известных   Названия   небольших, Названия звёздного неба  Понятие о космониме.      Космоним, космонимия, космонимика. Имена­космонимы.   Предметы   околоземного   и   космического   пространства,обозначаемые собственными именами­ космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба. Номинация     космических   объектов.   Признаки   называния   (номинации)     осмических объектов. Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные названия.   Небесная   топонимия:   названия   на   поверхности   Луны,   Марса,   других   планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба. Научная и народная косминимия.  Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры. Другие разряды собственных имён Другие   разряды   имён   собственных.   Этнонимы,   теонимы,   зоонимы,   ктематонимы. Орфография и орфоэпия ктематонимов. Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебой и научно­исследовательской работой обучающихся, то есть преподавателем выбираются как объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисково­исследовательские) методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся. На   занятиях   применяются   самые   разные   методы   обучения:   слово   учителя (сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа, наблюдения над языком, лингвистический эксперимент, упражнения, игры (особенно часто на первом году обучения). Некоторые практические   занятия   проходят   в   форме   игры.   В   конце   изучения   тем   проводятся олимпиады, конкурсы, викторины. К некоторым занятиям учащиеся сами готовят материал для викторины. Уместны экскурсии по родному краю. На   занятиях   широко   используются   различные   словари,   справочная   и художественная литература, портреты писателей и ученых­лингвистов, карточки, схемы, таблицы, аудио и видео­техника, компьютер, карты Воронежской области. Формы и приемы работы обучающихся самые разнообразные:  ­ участие в играх, выполнение упражнений,  ­ составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи, примеры их художественных произведений),  ­ изготовление наглядных пособий,  ­ оформление альбомов,  ­ составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, ­ анализ текста,  ­ участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»,  ­   использование   разных   каналов   поиска   информации   (энциклопедические   и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.),  ­ написание рефератов, ­   выступление   с   сообщениями   и   докладами   на   занятиях   семинарского   типа,   на школьной конференции,  ­ подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций. 3. Тематическое планирование Тематическое планирование для 5 класса № урока Тема урока, раздела Коли­ чество часов Ономастика как наука  Ономастика   как наука.  1 1 1. Содержание Дата план фак т Общая   характеристика   понятия «ономастика». Ономастика как наука и как   совокупность   собственных   имён. Количество   имен   и   фамилий   в   мире. Значение   имён   в   жизни   человека. Отличие   имен   собственных   от нарицательных. имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы,   теонимы, зоонимы, ктематонимы.   этнонимы,  Разряды   Общая   характеристика   понятий «словарь»   и   «справочник».   Отличие понятий   «словарь»   и   «справочник». Типы   словарей   и   справочников. словари. Ономастические Топонимические словари. Этимологические словари.         Состав Понятие об антропониме. Антропоним –   собственное   имя   человека, антропонимия   –   совокупность антропонимов.  Процесс   появления имен   на   Руси   и   в   других   странах. византийско­греческого Имена происхождения. имен византийско­греческого происхождения по языкам­источникам Состав   современных   мужских   и женских   русских   имён.   Имена традиционные (церковные, календарные),   имена   новые,   имена заимствованные. Мотивы   новорождённых. церковные   праздники, традиции, деятели и события. Формы   их личных стилистическая окраска. Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные,   пренебрежительные.   для   Календарные   и   семейные   исторические   кумиры, выбора   имён   имён,         Влияние отчества на характер (с точки   Словари и справочники   – наши   первые помощники Типы словарей и  справочников. Имя человека  Антропоним –  собственное имя  человека. Разновидности  имён. Происхождение  имён. Тайны имён и  прозвищ. Происхождение отчеств и фамилий Происхождение    2. 3. 4. 5. 6. 7. 1 1 4 1 1 1 1 2 1 отчеств. 8. Имена литературных персонажей. 1   фамилий.   зрения   психологии   и   астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств.   Общая   характеристика   истории появления   История происхождения самых распространенных   русских   фамилий. Истории   происхождения   фамилий учащихся класса, школы. Своеобразие   имени   собственного   в художественном     произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики. Имя   персонажа.   Имя   персонажа   как его   особая   образно­художественная характеристика.  Имена персонажей произведений   русских   писателей. Своеобразие   имени   собственного   в художественном произведении: эстетическая   функция,   использование в   выразительно­изобразительных   и стилистических целях. Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость   имени   персонажа   от жанра   произведения,   времени   его создания, художественного направления   изображаемого   образа­ персонажа. основных         Тематическое планирование для 6 класса № урока Тема урока, раздела Коли­ чество часов   о 1 1. Понятие   топониме. Топоним, топонимика, топонимия. 2. Гидронимы 1 Содержание Дата план фак т     Разная   Виды   топонимов   в   зависимости   от обозначаемого объекта. Разновидность возникновения   дошедших   до   нас языковая топонимов. принадлежность топонимии современной России. Изучение   топонимии.   Изучение топонимии   –   путь   к   познанию   своего Отечества, его «народно­поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.) Названия   рек,   озёр   морей   и   других водных объектов. 1 1 1 1 2 Названия   гор,   долин,   низменностей   и других форм рельефа Названия городов, сёл, деревень. Исторические   названия   –   памятники нашей культуры. Орфография и орфоэпия топонимов. Названия   небольших,   обычно   мало известных   географических   объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. Создание компьютерной презентации с фото   и   видеоматериалами   по топонимике своего края.  3. 4. 5. 6. 7. 8. Оронимы Ойконимы Исторические  названия. Региональные  микротопонимы. Проект  «Топонимы  с.Хохол­ Тростянка» Проект «Топонимы с.Хохол­ Тростянка» Тематическое планирование для 7 класса № урока Тема урока, раздела Коли­ чество часов Содержание Дата план фак т Космоним, космонимия, космонимика. Что такое космонимы, мифы и легенды о происхождении космонимов.   Предметы   околоземного и космического пространства, обозначаемые собственными именами­ космонимами:   созвездия, планеты,   кометы,   астероиды   и   др. объекты звёздного неба.   звёзды,       Признаки   называния   (номинации) космических объектов. Русские заимствованные названия. (славянские)     и 1 2 1 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. Понятие космониме.         о Имена­ космонимы. Имена­ космонимы. Номинация космических объектов.  Мифы и легенды о происхождении космонимов. Мифы и легенды о происхождении космонимов. 7. Небесная 2 Названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях   других   объектов   звёздного неба. Связь   научной   космонимии   с астрономией.   Отражение   в   народной космонимии истории народа, его языка и культуры.   Этнонимы, ктематонимы.  теонимы, зоонимы,   Этнонимы.   Происхождение   названий племен, наций, народностей. Принципы называния в этнонимии. Автоэтнонимы и аллоэтнонимы.   и Теоним —собственное   имя   божества (Перун, Артемида, Вишну, Энлиль) …    Зоонимы.   Россиеведческий   аспект изучения   зоонимов.   Виды   зоонимов. Традиции именования животных.  Орфография орфоэпия ктематонимов.  Собственные   имена нередко   получают   и   предметы материальной   культуры,   науки   и техники   (музыкальные   инструменты, ювелирные   изделия,   пароходы, космические   корабли),   а   также произведения   духовной   культуры (книги, журналы, оперы, музыкальные передачи и т. п.). Для их обозначения пока   нет   общепринятого   термина;   их называют ктематонимами (совокупность   ктематонимов   — ктематонимия,   наука   о   них   — ктематонимика   (от   греч.   ktematos   — «дело» и onyma «имя, название») или хрематонимами   (от   греч.   chrema, chrematos — «вещь, предмет, дело»).     8. 9. 10. 11. топонимия Небесная топонимия Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры.  Научная народная косминимия.   и   Другие   разряды имён собственных.  12. Этнонимы. 13. Теонимы. 14. Зоонимы. 15. 16. Ктематонимы. Ктематонимы. 17. 18. Проект «Имена  собственные в  ономастике» Проект   «Имена собственные   в ономастике» 1 1 1 1 1 1 2 2

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018