Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл—7 кл
20.01.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тайны имён и названий» общеинтеллектуального направления предназначена для учащихся 5-7 классов. Темы данной программы раскрывают понятие науки ономастики как совокупности собственных имён. Дети знакомятся с такими понятиями как антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы. Программа разработана на основе краеведческого материала.
кружок тайны имён и названий.docx
Рассмотрено на заседании
МО учителей предметников
Протокол № _1___ от
«_29_»____08_____20_17_г.
Согласовано на заседании
педагогического совета
Протокол № _7___ от
«_30_»____08_____20_17_г.
Приказ от 01.09.2017 г №110
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тайны имён и названий»
общеинтеллектуального направления
57 классы
Составитель: Воробьева О.Н., учитель русского языка и литературы 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения программы внеурочной деятельности «Тайны имён и названий»
учащиеся должны
знать:
«словарь»,
«справочник»,
«топоним» «этнография»,
«этимология»,
определения понятий «имя»,
«ономастика», «топонимика», «собственное имя», «нарицательное имя», «психика»,
«психология»,
«исконно русские имена»,
«заимствованные имена», «отчество», «фамилия», «характер», «астрология»;
основные понятия ономастики;
отдельные факты из истории топонимов родного края;
основные понятия литературной ономастики;
историю происхождения самых распространенных русских фамилий и своей
фамилии;
значение имён в жизни человека;
основные этапы появления имен на Руси;
значение имен людей, географических названий в истории народов;
уметь:
работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
различать виды имён собственных в зависимости от обозначаемого объекта;
правильно писать, произносить топонимы, грамотно использовать их в собственной
речи;
вести поисковую, исследовательскую деятельность, направленную на изучение и
классификацию языкового материала на основе географии региона;
анализировать функциональносемантические особенности собственных в
произведениях русских поэтов и прозаиков.
2. Содержание курса.
Ономастика как наука
Общая характеристика понятия «ономастика». Ономастика как наука и как совокупность
собственных имён. Количество имен и фамилий в мире. Значение имён в жизни человека.
Отличие имен собственных от нарицательных.
Разряды имён собственных. Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы,
зоонимы, ктематонимы.
Словари и справочники – наши первые помощники
Общая характеристика понятий «словарь» и «справочник». Отличие понятий «словарь» и
«справочник». Типы словарей и справочников. Ономастические словари. Топонимические
словари. Этимологические словари.
Имя человека
Понятие об антропониме. Антропоним – собственное имя человека, антропонимия –
совокупность антропонимов. Процесс появления имен на Руси и в других странах.
Основные этапы появления имен на Руси. Имена византийскогреческого происхождения.
Состав имен византийскогреческого происхождения по языкамисточникам. Состав современных мужских и женских русских имён. Имена традиционные (церковные,
календарные), имена новые, имена заимствованные.
Мотивы выбора имён для новорождённых. Календарные и церковные праздники, семейные
традиции, кумиры, исторические деятели и события.
Формы личных имён, их стилистическая окраска. Имена полные (официальные,
паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.
Происхождение отчеств и фамилий
Происхождение отчеств. Влияние отчества на характер (с точки зрения психологии и
астрологии). Правила имянаречения в сочетаемости имен и отчеств. Общая характеристика
истории появления фамилий. История происхождения самых распространенных русских
фамилий.
Имена литературных персонажей. Своеобразие имени собственного в художественном
произведении. Зависимость литературной ономастики от реальной ономастики.
Имя персонажа. Имя персонажа как его особая образнохудожественная характеристика.
Имена основных персонажей произведений русских писателей. Своеобразие имени
собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в
выразительноизобразительных и стилистических целях.
Имя персонажа и жанр произведения. Зависимость имени персонажа от жанра
произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа
персонажа.
Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.
Географические названия
Понятие о топониме. Топоним, топонимика, топонимия.
Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Названия рек, озёр морей и др.
(гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия
городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.
Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.
Разная языковая принадлежность топонимии современной России.
Изучение топонимии. Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его
«народнопоэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)
Исторические названия. Исторические названия – памятники нашей культуры.
Региональные микротопонимы.
географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.
Орфография и орфоэпия топонимов.
обычно мало известных
Названия небольших,
Названия звёздного неба
Понятие о космониме. Космоним, космонимия, космонимика.
Именакосмонимы. Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые
собственными именами космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и
др. объекты звёздного неба.
Номинация космических объектов. Признаки называния (номинации) осмических
объектов.
Мифы и легенды о происхождении космонимов. Русские (славянские) и заимствованные
названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет.
Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях
других объектов звёздного неба. Научная и народная косминимия. Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в
народной космонимии истории народа, его языка и культуры.
Другие разряды собственных имён
Другие разряды имён собственных. Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.
Орфография и орфоэпия ктематонимов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса,
организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебой и
научноисследовательской работой обучающихся, то есть преподавателем выбираются как
объяснительные, так и эвристические (проблемные и поисковоисследовательские) методы,
которые учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
На занятиях применяются самые разные методы обучения: слово учителя
(сообщение, объяснение, рассказ и др.), беседа, наблюдения над языком, лингвистический
эксперимент, упражнения, игры (особенно часто на первом году обучения). Некоторые
практические занятия проходят в форме игры. В конце изучения тем проводятся
олимпиады, конкурсы, викторины. К некоторым занятиям учащиеся сами готовят материал
для викторины. Уместны экскурсии по родному краю.
На занятиях широко используются различные словари,
справочная и
художественная литература, портреты писателей и ученыхлингвистов, карточки, схемы,
таблицы, аудио и видеотехника, компьютер, карты Воронежской области.
Формы и приемы работы обучающихся самые разнообразные:
участие в играх, выполнение упражнений,
составление заданий, подбор материала для занятий (пословицы, загадки, стихи,
примеры их художественных произведений),
изготовление наглядных пособий,
оформление альбомов,
составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,
анализ текста,
участие в ролевых и деловых играх, дискуссиях и «круглых столах»,
использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и
специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.),
написание рефератов,
выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на
школьной конференции,
подготовка и защита проектов, слайдовых презентаций.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование для 5 класса
№
урока
Тема урока,
раздела
Коли
чество
часов
Ономастика
как наука
Ономастика как
наука.
1
1
1.
Содержание
Дата
план
фак
т
Общая характеристика понятия
«ономастика». Ономастика как наука и как совокупность собственных имён.
Количество имен и фамилий в мире.
Значение имён в жизни человека.
Отличие имен собственных от
нарицательных.
имён
собственных. Антропонимы, топонимы,
космонимы,
теонимы,
зоонимы, ктематонимы.
этнонимы,
Разряды
Общая характеристика понятий
«словарь» и «справочник». Отличие
понятий «словарь» и «справочник».
Типы словарей и справочников.
словари.
Ономастические
Топонимические
словари.
Этимологические словари.
Состав
Понятие об антропониме. Антропоним
– собственное имя человека,
антропонимия –
совокупность
антропонимов.
Процесс появления
имен на Руси и в других странах.
византийскогреческого
Имена
происхождения.
имен
византийскогреческого
происхождения по языкамисточникам
Состав современных мужских и
женских русских имён.
Имена
традиционные
(церковные,
календарные), имена новые, имена
заимствованные.
Мотивы
новорождённых.
церковные праздники,
традиции,
деятели и события.
Формы
их
личных
стилистическая окраска. Имена полные
(официальные,
паспортные),
сокращённые,
ласкательные,
пренебрежительные.
для
Календарные и
семейные
исторические
кумиры,
выбора
имён
имён,
Влияние отчества на характер (с точки
Словари
и
справочники –
наши первые
помощники
Типы словарей и
справочников.
Имя человека
Антропоним –
собственное имя
человека.
Разновидности
имён.
Происхождение
имён.
Тайны имён и
прозвищ.
Происхождение
отчеств
и
фамилий
Происхождение
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1
1
4
1
1
1
1
2
1 отчеств.
8.
Имена
литературных
персонажей.
1
фамилий.
зрения психологии и астрологии).
Правила имянаречения в сочетаемости
имен и отчеств.
Общая характеристика истории
появления
История
происхождения
самых
распространенных русских фамилий.
Истории происхождения фамилий
учащихся класса, школы.
Своеобразие имени собственного в
художественном
произведении.
Зависимость литературной ономастики
от реальной ономастики.
Имя персонажа. Имя персонажа как
его особая образнохудожественная
характеристика.
Имена
персонажей
произведений русских писателей.
Своеобразие имени собственного в
художественном
произведении:
эстетическая функция, использование
в выразительноизобразительных и
стилистических целях.
Имя персонажа и жанр произведения.
Зависимость имени персонажа от
жанра произведения, времени его
создания,
художественного
направления изображаемого образа
персонажа.
основных
Тематическое планирование для 6 класса
№
урока
Тема урока,
раздела
Коли
чество
часов
о
1
1.
Понятие
топониме.
Топоним,
топонимика,
топонимия.
2.
Гидронимы
1
Содержание
Дата
план
фак
т
Разная
Виды топонимов в зависимости от
обозначаемого объекта. Разновидность
возникновения дошедших до нас
языковая
топонимов.
принадлежность
топонимии
современной России.
Изучение топонимии.
Изучение
топонимии – путь к познанию своего
Отечества, его «народнопоэтического
оформления» (К.Г.Паустовский.)
Названия рек, озёр морей и других
водных объектов. 1
1
1
1
2
Названия гор, долин, низменностей и
других форм рельефа
Названия городов, сёл, деревень.
Исторические названия – памятники
нашей культуры.
Орфография и орфоэпия топонимов.
Названия небольших, обычно мало
известных географических объектов:
оврагов, колодцев, земельных угодий и
т.п.
Создание компьютерной презентации с
фото и видеоматериалами по
топонимике своего края.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Оронимы
Ойконимы
Исторические
названия.
Региональные
микротопонимы.
Проект
«Топонимы
с.Хохол
Тростянка»
Проект
«Топонимы
с.Хохол
Тростянка»
Тематическое планирование для 7 класса
№
урока
Тема урока,
раздела
Коли
чество
часов
Содержание
Дата
план
фак
т
Космоним, космонимия, космонимика.
Что такое космонимы, мифы и легенды
о происхождении космонимов.
Предметы
околоземного
и
космического
пространства,
обозначаемые собственными именами
космонимами:
созвездия,
планеты, кометы, астероиды и др.
объекты звёздного неба.
звёзды,
Признаки называния (номинации)
космических объектов.
Русские
заимствованные названия.
(славянские)
и
1
2
1
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие
космониме.
о
Имена
космонимы.
Имена
космонимы.
Номинация
космических
объектов.
Мифы и легенды
о
происхождении
космонимов.
Мифы и легенды
о
происхождении
космонимов.
7.
Небесная
2
Названия на поверхности Луны, Марса, других планет.
Имена русских и зарубежных деятелей
науки и культуры на картах планет и в
названиях других объектов звёздного
неба.
Связь научной космонимии с
астрономией. Отражение в народной
космонимии истории народа, его языка
и культуры.
Этнонимы,
ктематонимы.
теонимы,
зоонимы,
Этнонимы. Происхождение названий
племен, наций, народностей. Принципы
называния в этнонимии. Автоэтнонимы
и аллоэтнонимы.
и
Теоним —собственное имя божества
(Перун, Артемида, Вишну, Энлиль) …
Зоонимы.
Россиеведческий аспект
изучения зоонимов. Виды зоонимов.
Традиции именования животных.
Орфография
орфоэпия
ктематонимов. Собственные имена
нередко получают и предметы
материальной культуры, науки и
техники (музыкальные инструменты,
ювелирные
изделия,
пароходы,
космические корабли),
а также
произведения духовной культуры
(книги, журналы, оперы, музыкальные
передачи и т. п.). Для их обозначения
пока нет общепринятого термина; их
называют
ктематонимами
(совокупность ктематонимов —
ктематонимия,
наука о них —
ктематонимика (от греч. ktematos —
«дело» и onyma «имя, название») или
хрематонимами (от греч. chrema,
chrematos — «вещь, предмет, дело»).
8.
9.
10.
11.
топонимия
Небесная
топонимия
Имена русских и
зарубежных
деятелей науки и
культуры.
Научная
народная
косминимия.
и
Другие разряды
имён
собственных.
12.
Этнонимы.
13.
Теонимы.
14.
Зоонимы.
15.
16.
Ктематонимы.
Ктематонимы.
17.
18.
Проект «Имена
собственные в
ономастике»
Проект «Имена
собственные в
ономастике»
1
1
1
1
1
1
2
2
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны имён и названий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.