Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
02.04.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Рабочая программа Тропинка к своему я.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я» (1­4 класс) Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление), курс «Тропинка к своему я» для 1­4 классов составлена в соответствии с Базисным учебным     планом   МБОУ   «Знаменская   средняя   общеобразовательная   школа» Орловского   района   Орловской   области,   который   является   нормативным документом,   основанным   на   Федеральных   государственных   образовательных стандартах   общего   образования   (ФГОС),   на   основе   курса   формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». (Уроки психологии в начальной школе (1­4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2015г. Предлагаемая   программа   психологических   занятий   в   начальной   школе направлена  на  формирование   и сохранение  психологического   здоровья  младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные   навыки,   способствует   установлению   атмосферы   дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам   реальности   и   создаёт   условия   для   полноценного   развития   личности ребёнка,   основой   которого   как   раз   и   является   психологическое   здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием   формирования   психологического   здоровья   ребёнка   является   его успешная адаптация к социуму. Актуальность, педагогическая целесообразность курса Государственные образовательные стандарты второго поколения основаны на принципиально   новом   подходе   к   целям   образования.   На   первый   план   выходит переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Новые стандарты ориентируют педагогов на то, что школа ответственна, не только за качество и количество   полученных   ребенком   знаний,   но   и   за   формирование   и   развитие личности.   Требования   к   результатам   освоения   основной   образовательной программы начального общего образования (см.: «Федеральный Государственный Образовательный   Стандарт   Начального   Общего   Образования»)   сформулированы следующим образом: Обобщенный   результат   освоения   обучающимися   основной   образовательной программы начального общего образования может быть представлена в следующих личностных   характеристиках   выпускника   («портрет   выпускника   начальной школы»):  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;   любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки   перед семьей и обществом;   доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;   выполняющий   правила   здорового   и   безопасного   для   себя   и   окружающих образа жизни.  В   связи   с   этим,   перспективным   направлением   представляется целенаправленное   создание   условий   для   личностного   развития   детей   в общеобразовательной школе. Эффективной формой такого развития в начальной школе является введение пропедевтического курса психологии.  Программа   «Тропинка   к   своему   Я»   разработана   на   основании   возрастных особенностей и потребностей детей 6,5 – 10 лет.  Программа   кружка   разработана   в   рамках   внеурочной   деятельности   по социальному направлению для обучающихся 1­4 классов и рассчитана на 4 года: 1 класс ­33 ч., 2– 4 класс – 34 ч. (1 час в неделю). Цель  курса   психологических   занятий:  формирование   и   сохранение психологического  здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи: 1.   Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 1. Учить   детей   распознавать   эмоциональные   состояния   по   мимике,   жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 2. Формировать   адекватную   установку   в   отношении   школьных   трудностей   ­ установку преодоления. 3. Развивать   социальные   и   коммуникативные   умения,   необходимые   для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 4. Повышать   уровень   самоконтроля   в   отношении   проявления   своего эмоционального состояния в ходе общения. 5. Формировать терпимость к мнению собеседника. 7 . Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 8.  Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Отличительными особенностями являются: Новизна курса 1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на  личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов достижение   освоения учебного курса. 2. В   основу   реализации   программы   положены     ценностные   ориентиры   и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.   4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом 5. При   планировании   содержания   занятий     прописаны   виды     деятельности учащихся по каждой теме. Отличительными особенностями курса являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение    личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения учебного курса. 2.   В   основу   реализации   программы   положены     ценностные   ориентиры   и воспитательные результаты.  3.   Ценностные   ориентации   организации   деятельности     предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.   4.   Достижения   планируемых   результатов   отслеживаются   внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом   в   рамках 5. При планировании содержания занятий   прописаны виды   деятельности учащихся по каждой теме. Обучение  основано  на использовании  традиционных  принципов  дидактики: принцип   воспитывающего   обучения,   научности,   наглядности,   сознательности   и активности,  систематичности,   прочности,   доступности.   Индивидуальный   подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1. Введение в тему. 2. Развёртывание темы. 3. Индивидуализация темы. 4. Завершение темы Форма занятий:  Занятия проводятся в групповой форме.  Возраст детей 6,5 – 10 лет  В каждом учебном году организуются занятия на регулярной основе – по одному в неделю.  В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.  Каждое   занятие   включает   следующие   типы   работ:   рассказ   учителя,   игра, психотехнические   и   психогимнастические   упражнения,   беседа,   разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений,   чтение   специально   подобранных   текстов   и   «психологических» сказок и т.д. Дифференцированные   карточки­задания;   фронтальный   и   индивидуальный Формы контроля знаний: опрос; творческие задания. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности    1­4 класс В результате   реализации   программы   у   обучающихся   будут   сформированы универсальные учебные действия (УУД). Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: готовность  и способность  к саморазвитию;   мотивационная готовность к обучению и познанию;   принятие и освоение социальной роли обучающегося;  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;    в   том   числе   доброжелательность, эмоционально­волевой   сфера, эмоционально­нравственная отзывчивость и сопереживания чувствам других людей;   навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  положительное отношение к занятиям;  познавательные мотивы и интересы;  позитивная осознанная самооценка выполнения заданий. Метапредметными   результатами  изучения   курса   является   формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: 1 класс  овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;  извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;  определять   и   формулировать   цель   деятельности   на   занятии   с   помощью учителя;  учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;  строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: Обучающиеся научатся:  уметь   распознавать   и   описывать   свои   чувства   и   чувства   других   людей   с помощью учителя;  учиться исследовать свои качества и свои особенности;  учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;  учиться наблюдать;  моделировать ситуацию с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся:  учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;  учиться работать в паре и в группе;  выполнять различные роли;  слушать и понимать речь других ребят;  осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 2 класс Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся:  учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;  учиться прогнозировать последствия своих поступков;  определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя;  учиться   высказывать   своё   предположение   в   ходе   работы   с   различными источниками информации;  строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся:  находить   ответы   на   вопросы   в   различных   источниках   информации   (текст, рисунок, фото);  делать выводы в результате совместной работы в группе;  учиться графически оформлять изучаемый материал;  моделировать различные ситуации;  усваивать разные способы запоминания информации Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся:  учиться позитивно проявлять себя в общении;  учиться договариваться и приходить к общему решению;  учиться понимать эмоции и поступки других людей;  овладевать способами позитивного разрешения конфликтов. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся:  осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и  3­4 класс расслаблением;  извлекать необходимую информацию  из текста;  определять и формулировать цель в совместной работе;  учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;  осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;  планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;  соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;  обогатить представление о собственных возможностях и способностях;  учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;  оценивать правильность выполнения действий и корректировать при  необходимости;  учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;  находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;  адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся:  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  учиться контролировать свою речь и поступки;  учиться толерантному отношению к другому мнению;  учиться самостоятельно решать проблемы в общении;  осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;  формулировать своё собственное мнение и позицию;  учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. На занятиях  обучающиеся начальной школы научатся:  развивать   доброжелательность   и   эмоциональную   отзывчивость,   понимать других людей и сопереживать им;  формировать   адекватную   установку   в   отношении   школьных   трудностей   ­ установку преодоления;  развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;  формировать   способности   к   самостоятельным   поступкам   и   действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;  повышать   уровень   самоконтроля   в   отношении   проявления   своего эмоционального состояния в ходе общения;  формировать   способности,   открыто   выражать   и   отстаивать   свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;  представлениям о добре и зле;  развивать   основы   нравственного   самосознания   личности   (совести)   ­ способности   формулировать   собственные   нравственные   обязательства, осуществлять   нравственный   самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;  развивать гуманистические и демократические ценностные ориентаций. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Раздел 1. Я школьник (15 часов) Знакомство. Введение в мир психологии. Школьник и дошкольник. Я умею слушать других. Мой класс. Помогаем друг другу. Я умею быть доброжелательным. Оценка.   Я   умею   быть   ласковым.   Учимся   работать   дружно.Я   учусь   решать конфликты. Раздел 2. Мои чувства (18 часов) Радость   Что   такое   мимика.   Радость.  Как   ее   доставить   другому   человеку. Жесты.   Радость   можно   передать   прикосновением.   Радость   можно   подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие. Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов) 2 класс Я ­ второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете   не   будет   ни   одной   школы?   Школа   моей   мечты   ­   какая   она?   Что   такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда,   а   что   –   фантазии?   Мои   мечты.   О   чём   я   мечтаю?   Мечты   и   фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому. Раздел 2. Я и моя школа (9 часов) Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают   у   учеников  школьные  занятия?  Когда   ученики  любят   учителя?  Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы   –   коллектив!   Что   такое   лень   и   откуда   она   берётся?   Какие   у   меня   есть «Немогучки»?   Как   можно   победить   лень   и   справиться   с   «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу». Раздел 3. Я и мои родители (6 часов) Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все   люди,   могут   ошибаться,   могут   уставать   и   не   всегда   поступают   правильно. Главное – это научиться прощать друг друга. Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов) Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников? 3 класс Раздел 1.Умение владеть собой (8 часов) Я ­ третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это   значит?   Уметь   управлять   своим   поведением,   следить   за   своей   речью   и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего   «Я»?   Какого   человека   называют   ответственным.   Что   значит   «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать? Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов) Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые  мне  мешают? Конфликт.  Как он возникает?  Моё поведение  в  трудных ситуациях Раздел 3. Культура общения (7 часов) Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались  людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать,   чтобы   не   обидеть   собеседника   и   самому   не   попасть   в   неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться? Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10 часов) Сотрудничество   –   это   умение   делать   дело   вместе.   Оно   складывается   из многих   умений  (из   умения   понять   другого;   из   умения   договориться;   из   умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы).   Что   значит   понимать   другого   и   как   можно   этому   научиться?   Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа? Раздел 1. Кто Я? Мои силы и мои возможности (13 ч). Основные   задачи   раздела   –   помочь   детям   усвоить   понятие   «способности», 4 класс исследовать свои способности и возможности; ­ помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость; ­ помочь детям осознать, что они умеют и чем могут гордиться. Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (3ч). ­ помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения; ­ помочь  детям научиться планировать цели и пути самоизменения. Раздел 3. Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (3ч) ­ дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего; ­ помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; ­ ввести понятие «жизненный  выбор». Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? (4ч) Основные задачи: ­   помочь   детям   осознать   понятие   «интеллигентный   человек»,   обсудить проблему идеалов; ­ учить находить в литературном произведении свой смысл и затем делиться своими мыслями с классом. Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (11ч). ­ помочь детям осознать личную свободу и свободу другого человека; ­ прививать   им   понимание   того,   что   свобода   часто   связана   с   наличием обязанностей; ­ помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Методические пособия для педагога­психолога: 1.  Аудио­, видеозаписи. 2.  Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления. 3.  Набор открыток сюжетного содержания. 4.  Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания. 5.  Набор тематических таблиц. 6.  Набор фотографий видов природы, портретов людей. 7.  Психологические тесты. 8.  Карточки с пиктограммами. 9.   Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека. Для учащихся   ноутбук, фотографии, скотч и т.д. фломастеры, карандаши, краски, мелки, пластилин, ватман, бумага А4 и А3, Список литературы 1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992. 2.   Берн   Э.   Игры,   в   которые   играют   люди:   Психология   человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.  Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. 3. 4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989. 5.  Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887. 6. Дубровина   И.В.   Школьная   психологическая   служба:   Вопросы   теории   и практики. М.: Просвещение, 1991. 7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.  Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992. 8. 9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987. 10.  Колпачников   В.В.   Психологический   практикум   общения   и   самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд­во ИРРО, 1996. 11.  Никитин   Б.П.   Ступеньки   к   творчеству,   или   Развивающие   игры.   М.: Просвещение, 1990. 12. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986. 13.  Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990. 14.  Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990. 15.  Руководство   практического   психолога.   Психологические   программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995. 16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993. 17. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2­х частях. Екатеринбург, 1999. 18. Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.  19.  Тихомирова   Л.Ф.   Развитие   интеллектуальных   способностей   ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001. 20. Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С­Петербург, 1994. 21.  Фопель   К.   Как   научить   детей   сотрудничать?   Психологические   игры   и упражнения. В 4­х частях. М.: Генезис, 2000 22.  Через   самовыражение   к   самопознанию   //   составитель   Сафонова   Л.В. Первоуральск, 1997. 23. Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. М.: Новая школа, 1994. 24. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994. Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994. Интернет­ресурсы. http://pedsovet.org/ ­ Всероссийский интернет­педсовет;  http://it­n.ru/ ­ сеть творческих учителей; http://viki.rdf.ru/ ­ детские электронные презентации и клипы;  http://festival.1september.ru/ ­ Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";  www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов; http://www.ug.ru ­ сайт «Учительской газеты»; http://www.kinder.ru/default.htm ­ Интернет для детей; http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий». http://catalog.iot.ru – каталог интернет­ресурсов по образованию; http://nsportal.ru/ ­  социальная сеть работников образования

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к своему я»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018