Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
математика
3 кл
12.12.2018
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс «В мире знаков и чисел», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.
внеурочка математика.doc
Программа внеурочной деятельности «В мире знаков и чисел» разработана для занятий с учащимися 3 класса на
основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и направлена на
общеинтеллектуальное развитие учащихся
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире знаков и чисел»
Личностные результаты:
∙ развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
∙ развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма
важных в практической деятельности любого человека;
∙ воспитание чувства справедливости, ответственности;
∙ развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования
своего суждения. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать
следующие формы контроля:
занятияконкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей
всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными
образовательными возможностями.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире знаков и чисел»
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом «В мире знаков и чисел». Беседа «Математика—царица наук».
Математические действия (8ч.
Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская
нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.
Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой
записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.
Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимнообратные действия. Интересные
закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах.
Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы. Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы
сложения и умножения.
Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.
Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное
число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и
деления.
Геометрическая мозаика (8.)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.
Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.
Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных
вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения— конструирование.
Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и
конструирование»
Измерение величин. (8ч.)
Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр.
Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая
сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами. Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление
время на часах. Задачи на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из
истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.
Единица измерения площади: см2. Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника с помощью
умножения.
Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.
Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).
Мир занимательных задач (8 ч.)
Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию,
определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.
Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуации, описанных в
задачи.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Знакомство с компьютерными математическими играми.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.
Выбор наиболее эффективного способа решения.
Итоговое занятие (1 ч.) Виды и формы организации занятий :
игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросники,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом
принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую
работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и
проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Тематическое планирование
Тема занятия
Форма
организации
Вид деятельности Колво
часов
Дата по
плану
Дата
фактическа
я
Вводное занятие. «Математика – царица
наук».
Конкурс эрудитов «Звездный час».
беседа
конкурс
групповая
1
1
№
п/п
1
2 Экскурсия в компьютерный класс.
3
4
Компьютерные математические игры.
5,6 Числа – великаны и действия с ними.
7,8 Изучаем с интересом таблицу умножения.
9
10
Решение задач с помощью умножения.
Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с
фигурами.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Геометрические фигуры на плоскости.
Танграмм: древняя китайская головоломка.
Конструирование многоугольников из
деталей танграмма.
Путешествие по Стране Геометрии. Какие
бывают треугольники.
Квадрат. Магические квадраты и их тайны.
Симметрия фигур.
Виды симметрии. «Зеркальная симметрия»
«Переносная симметрия» «Поворотная
симметрия».
Проект «Симметрия нашей жизни».
Познавательная игра «Семь верст…». Игра
«Узнай свой рост».
Старинные русские меры длины.
Вычисление площади фигур.
Старинные единицы веса.
экскурсия
игра
Игра
путешествие
Игра
путешествие
индивидуальная
групповая
Работа в парах
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
проект
индивидуальная 1
1
групповая
1
1
1 Определяем время по часам. Измеряем
время
Из истории часов. «Живые часы»
Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры
в пословицах.
беседа
игра конкурс
беседа
игра
работа в парах
групповая
22
23
24
25
31
32
Это интересно. Старинная русская
нумерация.
Числовые выражения со скобками.
Решение задач. Задачи – смекалки.
26
27
28 Математические горки.
29
30
Решаем задачи на клетчатой бумаге.
Решение задач повышенной трудности.
Секреты задач.
Числа – великаны и действия с ними.
Умножаем на однозначное число. Делим на
однозначное число.
33 Школьный тур олимпиады. Международная
игра «Кенгуру»
олимпиада
34
Газета любознательных. Путешествие по
стране Точечных наук.
Игра
путешествие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире знаков и чисел"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.