Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
23.01.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"
Рабочая программа кружка «Лоскутное шитьё» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897). Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента.
программа лоскуток (2).docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по внеурочной деятельности   «Волшебный лоскуток» направление: художественно­эстетическое   для 5 ­ 6 классов Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Лоскутное шитьё» разработана на основе федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования  универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми  компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования,  целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и  коммуникативных качеств личности, требования Сан.пинов. специфика данной возрастной  группы учащихся.              Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно­прикладного  искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам,  так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой  фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции,  эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает,  украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен.  Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из  лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков,  развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного  вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь  для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую  крепкую одежду, которая вышла из моды.  В настоящее время в нашей стране наблюдается  возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями,  созданными из доступных материалов – ткани, дерева,  соломки.  Незаслуженно забытые  изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными  промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная –  высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно­ прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания  изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.   Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут  применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления  интерьера своей комнаты, для собственных нужд. Курсы печворка, аппликации, изготовление игрушки, включенные в основу программы,  чередуются, тесно переплетаясь друг с другом, способствуя разнообразию в обучении. Новизной данной  программы является использование в обучении школьников  информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении  творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ,  дающих возможность выполнять схемы для лоскутного шитья, создавать электронные  презентации. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной  области «Технология», а именно такое направление декоративно­прикладного искусства,  как лоскутное шитье. По окончании  обучения дети могут самостоятельно разработать и изготовить любое текстильное изделие. Могут  оформить изделие, проявляя свой  эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.    Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать  Основными целями программы являются: текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.  воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и  эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий  мир по законам красоты;  овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой  деятельности;  формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего  края;  выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;   формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно­исследовательской  деятельности.  научить основным приёмам соединения лоскутков ткани и  побудить желание  Основными задачами являются: совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;  создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного  творчества      принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.  Общая характеристика учебного курса Программа «Лоскутное шитье»,  являясь прикладной, носит практико­ориентированный  характер, направлена на овладение детьми основными приёмами соединения лоскутков.  Обучение  по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся  социально­экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном  мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети  приобретают углублённые знания  и умения по данному виду декоративно­прикладного  творчества. Основная форма обучения­ учебно­практическая деятельность. Приоритетными методами  являются упражнения, лабораторно­практические и практические работы. Программой предусмотрено выполнение обучающимися нескольких проектов, как  коллективных, так и самостоятельных.  На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной  обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с  техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие  технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс  упражнений для снятия утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические),  прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д.   Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной  литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями,  интернетом,  ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет  способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а  также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.  Программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:  познавательная компетентность (знание истории аппликации, лоскутного шитья,  игрушки);  организаторской компетентностью (планирование и управление собственной  деятельностью по изготовлению изделий из лоскутков, владение навыками контроля и  оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);  информационная компетентность (способность работать с различными источниками  информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения  лоскутного шитья);  коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей  деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);  социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде,  умение работать в коллективе); Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к  конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных  искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также  осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями дизайнера,  художника – кукольника и т. д. Программа способствует:  развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической  деятельности;  оказанию помощи в  самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;  умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно­прикладном искусстве;  созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и  сотрудничества при выполнении работ;  приобретению навыков общения в профессиональной среде; Описание места учебного курса в учебном плане Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период  обучения ­ 1 год. Предназначена  для детей 5 ­ 6­х классов. Группа занимается  1 час в  неделю, всего – 34 часа в год.  В содержание обучения входит ознакомление с такими видами рукоделия, как аппликация,  лоскутное шитье. В программе используются межпредметные связи с другими  образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети  пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении  шаблонов, схем печворка, эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из  областей рисования, математики, черчения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Личностными результатами освоения учащимися курса лоскутного шитья являются:  проявление познавательных интересов и активности в данной области;    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;   овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и  физического труда;    становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной  деятельности;    развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности   бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;     проявление технико­технологического и экономического мышления при организации  готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;  своей деятельности;   Метапредметными результатами освоения курса лоскутного шитья  являются:  планирование процесса познавательно­трудовой деятельности;    определение адекватных имеющимся организационным и материально­техническим  условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных  алгоритмов;    комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;    проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе  моделирования изделия или технологического процесса;    самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию   изделий;    согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности с  другими ее участниками;    объективное оценивание вклада своей познавательно ­ трудовой деятельности в  решение общих задач коллектива;    оценивание своей познавательно­трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе  требованиям и принципам;    диагностика результатов познавательно­трудовой деятельности по принятым  критериям и показателям;    обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в  выполняемых технологических процессах;    соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической  культурой производства;    соблюдение норм и правил безопасности познавательно­трудовой деятельности и  созидательного труда.   Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья   являются:  технологический процесс изготовления  изделия и пути снижения его себестоимости;  знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю;     эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья;    способы влажно – тепловой обработки  изделии;     правила безопасности труда;    способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;    основные законы построения композиции;    знакомство с творческими профессиями декоративно­прикладного характера Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки,  изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на  чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда  должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и  давать представление о технике лоскутного шитья. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение  результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся  изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность,  фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов,  цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по  фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают  индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные  варианты их использования.  Формой активизации учебно­воспитательного процесса  является посещение   музейного уголка школы, где происходит знакомство с творчеством  народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.  Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.                                         Содержание программы:   Вводное занятие. История лоскутного шитья. 1час  Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской.  Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История  лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России и в Татарстане.  Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.  Инструменты и материалы.  Оборудование, инструменты и приспособления для  лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление.  Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы  изготовления и использования.  Объекты труда: Шаблоны и трафареты.   Цвет. Цветовые сочетания.1 час    Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные  цвета. Гармоничное сочетание цветов.  Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных  цветов. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.  Объекты труда: шаблоны, ткани.  Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 3 часа.    Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя  способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой,  обработка изделия. Влажно­тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.  Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.    Орнамент. Виды орнаментов. 3 часа Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила  орнаментальной композиции.  Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты. Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». Раскрой  лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой,  обработка изделия. Влажно­тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.  Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно и др.  Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 3 часа Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет»,  «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно­тепловая  обработка.  Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.  Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике  «колодец». 3 часа Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение  лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно­тепловая обработка. Требования к  качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно  или др. Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со  спиральным узором. 3 часа   Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике.  Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно­тепловая обработка.  Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки. Изготовление изделия в технике «Уголки». 3 часа   Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины  ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия. Объекты труда: Коврик, подставка под  горячее или др. Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 3 часа Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда»,  или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.  Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.  Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 3 часа Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации.  Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Объекты труда:  панно, лоскутная картина.  Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 4 часа   Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и  машинной стёжек на одном из сшитых изделий.  Объекты труда: панно, лоскутная картина или др. Приёмы получения разных фактур. Получение фактуры при помощи стёжки,  создание рельефа, использование накладных элементов.   Объекты труда: панно, лоскутная  картина или др.  Изготовление творческого изделия.  4 часа  Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия.    Окончательная отделка. Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.                               Тематический план   кружка «Лоскутное шитьё»    №   Количество учебных часов Разделы и темы. Тема. Теория. Практика. 1 Вводное занятие. История лоскутного шитья.  Инструменты и материалы. Правила  безопасности. 2 Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой  лоскутков. 3   Цветовые сочетания. Техника «квадрат».         Изготовление изделия в технике «квадрат» 4 Орнамент. Техника «треугольник». Виды  орнаментов. Изготовление изделия в технике  «треугольник». 1     1 1       1 2 2 5 Техника «Полоска». Изготовление изделия в  технике «полоска». 6 Изготовление традиционного узора «Колодец» 7 Узоры, собираемые по спирали. Свободная  техника. Изготовление изделия со спиральным  узором 8 Изготовление изделия в технике «Уголки» 9 Техника «ромбы». Изготовление изделия в  технике «Ромбы» 10Аппликация. Способы выполнения. Выполнение  аппликации. 11Выполнение стёжки. Ручная стёжка. 12Выполнение стёжки. Машинная стёжка. Приёмы  получения разных фактур. 13Изготовление творческого изделия. Выбор  рисунка и материалов. Сборка изделия. 14Изготовление творческого изделия.    Окончательная отделка. 1 1 1 1 1 1 1  1  1   2 2 2 2 2 2 1 1 1 2   Итого:                                                           12 22                              Результаты образовательного процесса Основные знания и умения:             Учащиеся должны знать:  ­правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными  инструментами;   ­историю лоскутного шитья; ­техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки»,  «ромбы», свободную технику по спирали;    ­способы выполнения аппликации, стёжки;   ­технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы  влажно­тепловой обработки;   ­материалы, применяемые в лоскутном шитье;   ­основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую  гамму;            ­требования к качеству готовых изделий.    Учащиеся должны уметь:  ­правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила  безопасности труда;   ­подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;    ­составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки»,  «ромбы»,  в свободной технике по спирали;   ­обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;   ­делать стёжку готового изделия;    ­делать аппликацию;  ­определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий Литература 1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для  учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г. 2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО­Пресс»,1998г. 3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г. 4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА­ПРЕСС, 2001г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018