Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
труд
4 кл
25.04.2017
Рабочая программа, пояснительна записка и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами для обучающихся 4 классов. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового
Волшебный мир оригами.doc
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,
вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые
оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из
ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни
человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего
мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,
наиболее ярко творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать
бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские
способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию
внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на
занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими,
интернациональными чувствами;
0
воспитывает наблюдательность, художественноэстетический вкус детей,
самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное
влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности,
оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию,
черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с
оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебновоспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по
этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных
геометрических тел;
наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории
о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при
изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок
плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных
эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и
изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной
направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению
учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
1
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,
развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного
вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и
других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания,
памяти,
логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания
фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных
персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим
обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
необходимым
элементом,
в
процессе
2 инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности,
совместного
творчества
взрослого
и
ребенка.
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны
знать
что такое оригами
историю возникновения оригами
основные приемы работы, способ
складывания базового треугольника
название, назначение, правила пользования
ручными инструментами для обработки
бумаги, картона, и других материалов
название, приемы складывания модулей
необходимые правила техники безопасности
в процессе всех этапов работы
уметь
подбирать бумагу нужного цвета
выполнять разметку листа бумаги
пользоваться схемой, технологической и
пооперационной картой
пользоваться чертежными инструментами,
ножницами
собирать игрушки – «оригамушки»
составлять композицию из готовых
поделок
уметь красиво, выразительно эстетически
грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою
работу
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
3 деятельности
• частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуальнофронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
Оценка результатов образовательной деятельности
4 Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения,
являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные
модели, макеты, различные
оценивания
творчества. Параметры
направления
представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и
целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией,
оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа
ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в
процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество
исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок,
сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает
возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы
элементами
к
календаря. Подарки, поделки, сувениры
«красным»
дням
с
художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим
удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично,
а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления
ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла,
выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В
процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей
(воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
4 год обучения
(34 часа)
Наименование тем
№
п/п
1. Вводные занятия.
2. Оригами в Интернете
3. Изделия из складки
4. Базовая форма «Катамаран»
5. Новогодние украшения
5
Количество часов
теория практика
всего
1
1
1
1
2
4
4
4
2
3
4
5
4 6. Базовая форма «Птица»
7. Цветы и вазы оригами
8. Базовая форма «Лягушка»
9. Творческие работы
10. Итоговое занятие
11. Оформление выставочных работ
ИТОГО:
4
4
2
2
1
2
30
4
4
2
2
2
2
34
1
4
6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№
п/п
1.
Тематическое
планирование
Вводное занятие
Часы
2 ч.
05
12.09
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Беседа по охране труда.
Входная диагностика обученности.
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
2.
Оригами
Интернете
в
3 ч.
19,26,
03.10
«Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации.
3.
Изделия из складки
4 ч.
10,17,2
4,07.11
Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок.
композиция.
Китайская ваза.
Декоративная
0
Личностные
смыслоопределение;
смыслообразование;
Коммуникативные
постановка вопросов;
Регулятивные
контроль и оценка;
Познавательные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
Коммуникативные
постановка вопросов;
планирование;
Регулятивные
прогнозирование;
волевая саморегуляция;
Личностные
нравственно этическое оценивание;
Познавательные
формулирование познавательной цели;
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные 4.
Базовая
«Катамаран»
форма
5 ч.
14,21,
28,05,
12.12
Знакомство с базовой формой
«Катамаран».
Модульное оригами.
Закладки.
Кусудама.
Орнамент из модулей.
постановка вопросов;
оценка действий партнера;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
контроль и коррекция;
Личностные
нравственно этическое оценивание;
Познавательные
формулирование познавательной цели;
анализ, синтез, классификация;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
5.
Новогодние
украшения
4 ч.
19,26,
16.01,
23.01
Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей.
Объемная ёлка.
Бумажный конструктор: игрушки из
модулей.
Познавательные
моделирование;
анализ, синтез, классификация;
знаковосимволические;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
1 6.
Базовая
«Птица»
форма
4 ч.
30,06,
13,20.
02
Знакомство с базовой формой «Птица».
Складывание изделий на ее основе.
Японский
Журавлик на гнезде.
журавлик.
Журавлик,
машущий
крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля».
7.
8.
9.
Цветы и вазы
оригами
Базовая
«Лягушка»
форма
Творческие работы
4ч.
27,06,
13,20.
03
2 ч.
0310.
04
2 ч.
1724.
04
Игольчатая астра. Космея.
Крокус с листом.
Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая
ваза для цветов.
Знакомство с базовой формой
«Лягушка».
Складывание объемного цветка ирис.
Композиция «Букет цветов». Объемная
композиция «Мой бумажный сад
оригами».
Познавательные
формулирование познавательной цели;
анализ, синтез, классификация;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
целеполагание;
прогнозирование;
Познавательные
формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера;
построение логической цепи рассуждений;
Личностные
мотивация учения;
Коммуникативные
построение речевых высказываний, вопросов;
контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
планирование;
прогнозирование;
10.
Итоговое занятие
2 ч.
08
15.05
Сочинениеэссе «Оригами в нашей
жизни».
Анализ работ.
доказательство;
Познавательные
2 11.
Оформление
выставочных работ
2 ч.
22
29.05
Оформление тематических выставок.
Моделирование оригами из нескольких
деталей.
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли;
Регулятивные
оценка и коррекция;
Личностные
самоопределение;
смыслообразование.
3 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Список литературы для учителя
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю.
Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина,
С.Ю. Афонькин. СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю.
Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1994
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] /
Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю.
Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского
сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели
[Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей
начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко. Ярославль: Академия холдинг, 2007.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и
родителей/ И.А. Коротеев. М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
10.
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского
26
сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айриспресс, 2006
11.
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей
детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис
пресс, 2007
12.
13.
Соколова,
С.В.Соколова. СПб.: Нева, 2007
С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/
Соколова,
С.В.Соколова. СПб: Химия, 2001
С.В. Игрушки оригамушки [Текст]: книга для родителей/
0 14.
Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского
сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. СПб: Нева, 2005
1
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.