Цель программы:формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи программы:
- научить свободно пользоваться способами и приемами лепки, создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
- привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты и гармонии;
- развить творческие способности учащихся, наблюдательность, расширить кругозор.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Волшебный пластилин» составлена на
основе:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373
(ред. от 31.12.2015);
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Седельниковской СШ №1»
4. Федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от
01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»);
5. СанПин 2.4.2.282110, утвержденных постановлением государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №
19993 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.282110. Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно
эпидемиологические правила и нормативы»);
6. Авторской Е.И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника».
Цель программы:формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их
предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
Задачи программы:
научить свободно пользоваться способами и приемами лепки, создавать форму предмета на
основе восприятия исамостоятельного наблюдения;
привить детям навыки трудолюбия и ответственности, воспитывать мастерство, чувство красоты
и гармонии;
развить творческие способности учащихся, наблюдательность, расширить кругозор.
Обоснование выбора программы по курсу внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Волшебный пластилин» адресована обучающимся 2 класса (на
изучение отводится 34 часа по 1 часу в неделю (34 учебные недели). Основная идея, заключается в
том, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет
на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому
восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую
ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение
планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое
важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного
искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по
законам красоты.
Контрольноизмерительные материалы для промежуточной (итоговой) аттестации в
приложении 1.
Планируемые результаты по внеурочной деятельности «Волшебный пластилин»
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и
доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
приложении 1.
Контрольноизмерительные материалы для промежуточной (итоговой) аттестации в
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 час).
Знакомство с классом. Знакомство с основными предметами и инструментами, используемыми в
процессе лепки им основными правилами работы с пластилином. Инструктаж по технике
безопасности.
Раздел 1. Путешествуем по материкам: Австралия (2 часа)
Загадки об утконосе. Рассказ об утконосе. Выполнение изделия «Утконос». Загадки о коале.
Интересные факты о коале. Выполнение изделия «Коала».
Раздел 2. Путешествуем по материкам: Африка (8 часов)
Загадки о бегемоте. Рассказ о бегемоте. Выполнение изделия «Гиппопотам». Загадка о льве.
Беседа о сказках, персонажем которых является лев. Выполнение изделия «Лев». Загадка о
носороге. Беседа с использованием интересных фактов о носороге. Выполнение изделия
«Носорог». Загадка о слоне. Беседа с использованием интересных фактов о слонах. Выполнение
изделия «Слон». Загадка о жирафе. Рассказ о жирафе. Выполнение изделия «Жираф». Загадка о
верблюде. Рассказ о верблюде. Выполнение изделия «Верблюд». Загадка о хамелеоне. Рассказ о
хамелеоне. Выполнение изделия «Хамелеон». Загадка о дикобразе. Интересные факты о
дикобразе. Выполнение изделия «Дикобраз».
Раздел 3. Путешествуем по материкам: Антарктида и Арктика (2 часа)
Загадка о пингвине. Интересные факты о пингвинах. Выполнение изделия «Пингвин».
Загадка о тюлене. Беседа о тюлене. Выполнение изделия «Тюлень».
Раздел 4. Путешествуем по воде и под водой (7часов)
Загадка о черепахе. Интересные факты о черепахах. Выполнение изделия «Черепаха». Загадка о
крокодиле. Беседа о крокодиле. Выполнение изделия «Крокодил». Загадка об осьминоге.
Рассказ об осьминоге. Выполнение изделия «Осьминог». Загадка о ките. Рассказ о ките.Выполнение изделия «Кит». Загадка о дельфине. Рассказ о дельфине. Выполнение изделия
«Дельфин». Загадка о рыбе. Интересные факты о рыбах. Рассказ о рыбе. Выполнение изделия
«Рыба». Загадка о крабе. Интересные факты о крабах. Выполнение изделия «Краб».
Раздел 5. Композиции (14 часов)
Композиция «Путешествуем по материкам». Композиция «Путешествие в подводное царство».
Композиция «Путешествие с любимыми героями из мультфильмов». Составление композиции с
использованием ранее выполненных изделий и дополнительных элементов. Выставка.
Направления проектной деятельности обучающихся.
Наименование разделов
Тема проекта
Раздел 5. Композиции
Композиция «Путешествуем по
материкам». Композиция
«Путешествие в подводное царство».
Композиция «Путешествие с
любимыми героями из
мультфильмов».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Наименовани
е раздела
программы
Тема урока
Основные виды
деятельности
Требования к уровню подготовки
обучающихся
метапредметные
личностные
1
2
3
4
5
Правила
работы с
пластилином.
Урок 1.
Вводное
занятие.
Правила
работы с
пластилином.
Утконос
Урок 2.
Путешествуе
м по
материкам:
Австралия
Знать основные
предметы и
инструменты,
используемые в
процессе лепки и
основные правила
работы с
пластилином.
Инструктаж по
технике
безопасности.
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию при
правильной
работе с
инструкциями.
Умение
осознанно
пользоваться
инструментом,
инструкциям
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию при
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбеКоала
Урок 3.
Гиппопотам
Урок 4.
Путешествуе
м по
материкам:
Африка
Лев
Урок 5.
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении.
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
правильной
работе с
инструментом и
материалом.
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию при
правильной
работе
инструментом и
материалом
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Продолжить
работу в парах.
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Формирование
познавательных
мотивов, интереса к
новому (приобретение
новых знаний и
умений)
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию при
правильной
работе
инструментом и
материалом
Носорог
Урок 6.
Развивать
пространственное
мышлении.
Умение
осознанно
Формирование
мотива, реализующегоОпределять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении.
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
пользоваться
инструментом,
инструкциям
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию при
правильной
работе с
инструментом и
материалом.
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности
выбирать
оптимальные формы
поведения во
взаимоотношениях с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осознанно
пользоваться
инструментом,
инструкциями.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
Слон
Урок 7.
Жираф
Урок 8.
Верблюд
Урок 9.отклонений и
отличий от
эталона
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
дружбе
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Формирование
познавательных
мотивов, интереса к
новому (приобретение
новых знаний и
умений)
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Хамелеон
Урок 10.
Дикобраз
Урок 11.
Пингвин
Урок 12.
Путешествуе
м по
материкам:
Антарктида
и Арктика
Тюлень
Урок 13.
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении.
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданнымЧерепаха
Урок 14.
Путешествуе
м по воде и
под водой
Крокодил
Урок 15.
Урок 16.
Осьминог
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Формирование
умения
представлять,
фантазировать,
соотносить
выполненное
задание с
образцом.
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Формирование
умения
представлять,
фантазировать,
соотносить
выполненное
задание с
образцом.
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении.
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Формирование
познавательных
мотивов, интереса к
новому (приобретение
новых знаний и
умений)
Урок 17.
Кит
Самостоятельно
Структурировани ФормированиеУрок 18.
Дельфин
Урок 19.
Рыба
Урок 20.
Краб
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Развивать
пространственное
мышлении.
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Самостоятельно
планировать
последовательност
ь выполнения
работы;
Определять и
использовать
необходимые
инструменты и
приемы работы с
пластилином
Развивать
пространственное
мышлении
Развивать
пространственное
мышлении
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Продолжить
работу в парах.
Понимание
возможности
различных
позиций и точек
зрения на какой
либо предмет и
вопрос.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
Формирование
мотива, реализующего
потребность в
социальнозначимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбеУрок 21.
Композиции
Композиция
«Путешествуе
м по
материкам»
Урок 22.
Композиция
«Путешествуе
м по
материкам»
Урок 23.
Композиция
«Путешествуе
м по
материкам»
Урок 24.
Композиция
«Путешествие
в подводное
царство»
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
отличий от
эталона
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству иУрок 25.
Композиция
«Путешествие
в подводное
царство»
Урок 26.
Композиция
«Путешествие
в подводное
царство»
Урок 27.
Композиция
«Путешествие
с любимыми
героями из
мультфильмов
»
элементов.
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Выставка
Урок 28.
Композиция
«Путешествие
с любимыми
героями из
мультфильмов
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»»
Урок 29.
Композиция
«Путешествие
с любимыми
героями из
мультфильмов
»
Урок 30.
Композиция
«Путешествие
с любимыми
героями из
мультфильмов
»
Урок 31.
Композиция
«Путешествие
с любимыми
героями из
мультфильмов
»
Урок 32.
Подготовка
проектов.
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия.
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Выставка
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Проявлять
творческое
отношение к
выполнению
изделия.
Выставка.
Составлять
композиции с
использованием
ранее
выполненных
изделий и
дополнительных
элементов.
Выставка
Представлять
результат своей
деятельности;
Адекватно
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
Умение
осуществлять
контроль в
форме сличения
способа действия
и его результата
с заданным
эталоном с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от
эталона
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил
Структурировани
е знаний при
выработке
умения работы с
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»использовать
речевые средства
для представления
результата
Урок 33.
Защита
проектов.
Урок 34.
Защита
проектов.
композицией.
Умение
осуществлять
предметную
деятельность на
основе изученных
правил Умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание
Умение слушать
и вступать в
диалог.
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбе
Осознание своих
возможностей в
учении на основе
сравнения «Я» и
«хороший ученик»
Развитие готовности к
сотрудничеству и
дружбеФормы подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии
оценки выполнения творческой работы.
№ Ф.И.О.
ребёнка
Название
работы
Техника
исполнения
Аккуратн
ость
Самостоя
тельность
завершен
ность
работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.