Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
1 кл—4 кл
26.03.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"
Данная рабочая программа называется "Зеленый дом". Это программа по внеурочной деятельности. Она рассчитана на 1-4 классы. Программа экологического цикла.В ней представлены занятия по знакомству с различными видами животных, растений, уходу за комнатными растениями, работе на пришкольном участке, а также много практических работ.
Зеленый дом 1-4 классы 2016-2017Скороходова.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение                             Средняя общеобразовательная школа №25  Принята                                                                                          Утверждаю  Методическим советом                                                                Директор МОУ « СОШ №25» Протокол №___от_________                                                          Черномазова Н.Н._________                                                                                                                                       ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА      « Зелёный дом»                                     ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ:                                                                       Для детей 7­10 лет                                                         Срок реализации 4 года                                                               Автор­составитель : Скороходова Наталья Викторовна                                                                                                учитель начальных классов                                                                                                                           г.Новошахтинск 2016 – 2017 уч.г.                                    Пояснительная записка Нормативно­правовой базой образовательной программы являются:  Федеральным   законом   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   №   273­ФЗ   от 29.12.2012г. в редакции от 31.12.2014г.;  приказом   Минобрнауки   России   от   06.10.2009   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования»;  приказом   Минобрнауки   России   от   26.11.2010   №   1241   «О   внесении   изменений   в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;  письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03­296 «Об организации   внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования»;  приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012     №     668   « Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».         Начальная   школа   –   начальный   этап   становления   человеческой   личности.   В   этот   период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам   природы,   к   себе   и   людям   как   к   части   природы,   к   вещам   и   материалам   природного происхождения, которыми он пользуется.       Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.       Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не   случайно,   а   на   основе   комплексного   анализа:   наблюдения,   результатов   мониторинга   с предыдущим   классом.   Я   надеюсь,   что   данная   программа   поможет   мне   формировать   культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.     Очень   важно,   чтобы   повседневная   жизнь   и   деятельность   школьников   были   разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.       Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь к  умению видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что  окружает в природе. И как результат формируется экологическая  культура. Учащиеся не только  знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь.  Название программы ­ «Зелёный дом» Назначение  программы    :     Формирование   в   сознании   учащихся   единого,   ценностного   образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Цель :   создание системы работы ОУ для развития обучающихся через экологическое направление    во внеурочной деятельности;  формирование экологического сознания учащихся 1­4 классов. Задачи :         создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной  деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; определить составляющие компоненты экологического сознания; выявить интересы, склонности, способности, возможности учеников к различным видам  деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; расширить рамки общения с социумом; При составлении программы использованы принципы:               доступности материала (от известного к неизвестному), принцип связи теории с практикой, принцип систематичности и последовательности материала (преемственности), принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,  принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения,  работа с литературой и т.д.), принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к  дополнительному материалу.  деятельностный подход;      принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий;      Программа предусматривает знакомство учащихся с профессиями в области биологии,  медицины, генетики, экологии и т.д.   Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии  индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.  Воспитательные идеи программы:  Старайся делать добро!  Бойся сделать больно природе!   Люби родной край!  Защищай наших меньших братьев!    Познай мир и себя!  Помоги птицам зимой!  Озелени свой класс!                                       Условия реализации программы 1.Материально­технические:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   интерактивная   доска, принтер, сканер. 2.Информационно­методические:цифровые   образовательные   ресурсы:   электронные   учебники, энциклопедии; учебно – лабораторное оборудование. Программа разработана по принципу интеграции школьного и дополнительного образования  учащихся и рассчитана на успех учащихся в овладении ею от простого к сложному, от общего к  частному.               Ценностные ориентиры. Курс   «Зелёный   дом»   реализует    нравственно   ­   правовое   направление   во   внеурочной деятельности   в   начальных   классах     в   рамках   эксперимента   по   апробации     федерального государственного   образовательного   стандарта   общего   образования   второго   поколения.   Главное назначение   данного   курса   –   формирование   в   сознании   учащихся   единого,   ценностного   образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.  В процессе изучения  курса осуществляется систематизация  и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.  При   этом   обеспечивается   существенное   воздействие   на   развитие   у   учащихся   речи   и познавательных   процессов   (развитие   мышления,   воображения,   памяти,   внимания),   а   также эмоциональной сферы и творческих способностей. Изучать природу невозможно без непосредственного общения с ней. Сидя в классе, немного узнаёшь о природе. Нужно как можно чаще бывать в природе, в лесу, на болоте, на лугу, у реки. Нужно читать разные книги о природе, особенно книги о родном крае, смотреть телевизионные передачи,   беседовать   со   знающими   людьми,   со   специалистами,   экологами,   краеведами. Использовать   любую   возможность,   чтобы   увеличить   свои   знания   о   природе.   Только   глубокие знания   о   родном   крае   помогут   стать   настоящим   патриотом   –   человеком,   любящим   свой   край родной, свою Родину.                                               Содержание программы         Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. 1 класс­33 часа, 2­ 4  классы – по 34 часа. Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2­4 классах. Курс изучения   программы  рассчитан на  учащихся 1–4­х классов. Фактически на  1а  класс  отводится  34 часа,  на 1б класс­  34 часа, на 2а­32 часа, на 2б­32 часа  ,на 3 класс­32 часа, на 4 класс­32 часа. В программе могут быть допущены изменения по часам и тематике. Занятия кружка могут  проходить в малых и средних группах по 2–10 человек или в классах. Форма занятий может быть:  занимательная игра, экскурсия, беседа, лекция, выставка, мастерская.      Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом.  Содержание программы выстроено в рамках единой логики: 1­й год о б у ч е н и я  ­ «Знакомые незнакомцы» (33 часа): 2­й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа) 3­й год о б у ч е н и я  – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)  4­й год обучения ­ «Познавательная экология» (34 часа).     Результатом работы кружка являются показатели знаний учащихся, как вести себя в природе, а  также газета, развитие живого уголка, озеленение школы, акции за здоровый образ жизни и охрану  природы. Программа формирует коммуникативные компетенции, навыки трудовой деятельности,  стимулирует образовательный и познавательный интерес у учащихся, бережное отношение к охране природы и своему здоровью. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для   осуществления   образовательного   процесса   по   Программе   «Зелёный   дом»   необходимы следующие  принадлежности:  набор рабочих инструментов для практических занятий;  микроскоп, лупа;   компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор ЦОР по окружающему миру.                      Содержание и формы экологической деятельности учащихся 1­4 классов           исследования – наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды во время  экскурсий (в парки, на водоёмы, в лес), сезонные прогулки. экскурсии  в краеведческий  музей, зоопарк, парк  конкурсы рисунков. выставка поделок из природного материала,  бытовых отходов, хобби­увлечения; беседы об отношении учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, их роли в жизни человека. экологическая   акция   «Чистота   спасает   мир»   (Субботники   по   благоустройству   школы) ,акции – по охране природы, здоровому образу жизни. создание « жалобной» книги природы ( редких и исчезающих видов растений и животных). операция   «Большие   дела   маленьких   рук»   (заготовка   кормов,   сбор   семян,   изготовление кормушек, скворечников) выпуск   стенной   газеты   «Любовь   ко   всему   живому   начинается   с   любви   к   домашним животным».  лабораторная работа, практическая работа; игровая – познавательная, обобщающая игра;  защита творческих работ. В программе предусмотрена разработка и проведение совместных мероприятий по данной теме с  использованием стихов, сценок, песен, викторин.                               Планируемые  результаты :  Привитие любви к родному краю;  Формирование практической деятельности в природе;  Развитие познавательного интереса к окружающему миру;  Увлечение учащихся перспективами природоохранной деятельности П о к а з а т е л и  в  л и ч н о с т н о й  сфере р е б е н к а : ­ интерес к познанию мира природы; ­ потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков; ­осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; ­ преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны з н а т ь :    ­наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;    ­какую пользу приносят представители животного мира;    ­некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; ­ планета Земля ­ наш большой дом; ­ Солнце ­ источник жизни на Земле; ­ неживое и живое в природе; ­основные   группы   растительных   и   животных   организмов  и   их   приспособленность   к   условиям существования (примеры); ­ влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); ­ самоценность любого организма; ­ значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); ­ значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; ­ многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; ­ основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); ­организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; ­  человек       существо   природное   и   социальное;   разносторонние   связи   человека   с   окружающей природной средой; ­условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; ­ различия съедобных и несъедобных грибов; ­ позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; ­способы сохранения окружающей природы; ­ что такое наблюдение и опыт; ­ экология ­ наука об общем доме; ­ экологически сообразные правила поведения в природе. У ч а щ и е с я   д о лж н ы   у м ет ь : ­   у з н а в а т ь   ж и в о т н ы х   и   п т и ц   в   п р и р о д е ,   н а   к а р т и н к а х ,   п о   о п и с а н и ю ; ­ у х а ж и в а т ь   з а   д о м а ш н и м и   ж и в о т н ы м и   и   п т и ц а м и ; ­ выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; ­ применять   теоретические   знания   при   общении   с   живыми  организмами   и   в   практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ­ ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); ­ составлять экологические модели, трофические цепи; ­ доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; ­ заботиться о здоровом образе жизни; ­ заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; ­ предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); ­улучшать   состояние   окружающей   среды   (жилище,   двор,  улицу,   ближайшее   природное окружение); ­ осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; ­ наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; ­ оформлять   результаты   наблюдений   в   виде   простейших  схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ­ ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;                      Первый  уровень результатов освоения  программы  «Зелёный дом» будет:  духовно­ нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.                              Второй уровень результатов  ­ получение обучающимися опыта переживания и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества,   ценностного   отношения   к   социальной реальности   в   целом.   Это   взаимодействие   обучающихся   между   собой   на   уровне   класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок   получает   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных   знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.                               Третий   уровень   результатов  ­   получение   обучающимся   начального     опыта самостоятельного   общественного   действия,   формирование   у   младшего   школьника   социально приемлемых  моделей   поведения.   Для  достижения   данного  уровня  результатов  особое   значение имеет   взаимодействие   обучающегося   с   представителями   различных   социальных   субъектов   за пределами   образовательного   учреждения,   в   открытой   общественной   среде.   С   этой   целью спланированы   мероприятия:  выезды   на   природу   с   маршрутными   наблюдениями,   экскурсии   на промышленные предприятия, экологические КВНы для   обучающихся 1­2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.            Программа «Экологический клуб «Зелёный дом» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности: патриотизм; терпимость   и   уважение   к   истории,   традициям,   обрядам,   культуре,   языку   нации   и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к  малой родине; неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.          Формы учёта знаний, умений     В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Календарно ­тематическое планирование 1а класса «ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» ­ 34 часа № занятия Тема занятия Количество  часов теория практика Дата  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1.   Введение     (1 час) Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»   2.   Дикие животные  ( 19 часов) Заяц ­ «Длинное ухо» Лисица. «Лиса Патрикеевна» Серый хищник ­ волк Хозяин леса ­ медведь Любознательный зверёк ­белка Куница ­ охотник на белок Лесной красавец ­ лось Сердитый недотрога­ ёж Подземный житель ­ крот Всеядное животное — барсук Бобр­строитель Запасливый бурундук Кабан ­ дикий родственник домашней свиньи Мышка­норушка Рысь ­ родственник кошки Соболь ­ «дорогой» зверёк Тигр ­ самая большая кошка на Земле Косуля ­ самый маленький европейский олень Обобщающие занятие о диких животных 3.   Пернатые  жители   (14 часов) 1 1 9 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 6 2.09.16 9.09.16 16.09.16 23.09.16 30.09.16 7.10.16 14.10.16 21.10.16 28.10.16 11.11.16 18.11.16 25.11.16 2.12.16 9.12.16 16.12.16 23.12.16 13.01.17 20.01.17 27.01.17 3.02.17 10 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 7 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Воробей ­ самая распространённая птица на Земле Ворона ­ «интеллектуальная» птица Ворон ­ красивая, умная птица Сорока­белобока ­ «лесная сплетница» «Лесной доктор» ­ дятел Соловей ­ «великий маэстро» Галка ­ городская птица Загадочная птица ­ кукушка «Пернатая кошка» ­ сова Любимая птица ­ снегирь «Сестрицы­синицы» ­ самые полезные птички России Наш добрый сосед ­ скворец «Золотая птица» — иволга Обобщающее занятие о птицах                                                  Итого:                       0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16 10.02.17 17.02.17 3.03.17 10.03.17 17.03.17 24.03.17 7.04.17 14.04.17 21.04.17 28.04.17 5.05.17 12.05.17 19.05.17 26.05.17 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 17 34 часа                              Календарно ­ тематическое планирование 1б класса «ЗНАКОМЫЕ  НЕЗНАКОМЦЫ» ­ 34 часа №     занятия Тема занятия Количество  часов теория практика Дата  1.   Введение     (1 час) Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»   2.   Дикие животные  ( 19 часов) Заяц ­ «Длинное ухо» Лисица. «Лиса Патрикеевна» Серый хищник ­ волк Хозяин леса ­ медведь Любознательный зверёк ­белка Куница ­ охотник на белок Лесной красавец ­ лось Сердитый недотрога­ ёж Подземный житель ­ крот Всеядное животное — барсук Бобр­строитель Запасливый бурундук Кабан ­ дикий родственник домашней свиньи Мышка­норушка Рысь ­ родственник кошки Соболь ­ «дорогой» зверёк Тигр ­ самая большая кошка на Земле 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 1 9 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 10 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1.09.16 8.09.16 15.09.16 22.09.16 29.09.16 6.10.16 13.10.16 20.10.16 27.10.16 10.11.16 17.11.16 24.11.16 1.12.16 8.12.16 15.12.16 22.12.16 12.01.17 19.01.17 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Косуля ­ самый маленький европейский олень Обобщающие занятие о диких животных 3.   Пернатые  жители   (14 часов) Воробей ­ самая распространённая птица на Земле Ворона ­ «интеллектуальная» птица Ворон ­ красивая, умная птица Сорока­белобока ­ «лесная сплетница» «Лесной доктор» ­ дятел Соловей ­ «великий маэстро» Галка ­ городская птица Загадочная птица ­ кукушка «Пернатая кошка» ­ сова Любимая птица ­ снегирь «Сестрицы­синицы» ­ самые полезные птички России Наш добрый сосед ­ скворец «Золотая птица» — иволга Обобщающее занятие о птицах 0,5 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 17 26.01.17 2.02.17 9.02.17 16.02.17 2.03.17 9.03.17 16.03.17 23.03.17 6.04.17 14.04.17 21.04.17 28.04.17 4.05.17 11.05.17 18.05.17 25.05.17 0,5 1 7 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 17                                                  Итого: 34 часа                                                            Содержание курса . 1­й год обучения                                            «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»  ­ 34 часа                                                             «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство   с   программой   работы   кружка,   правилами   поведения   при   проведении   практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»                 Раздел 1.      «ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ» (19 часов) Тема 2. Заяц ­ «Длинное ухо» (1 час)  Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк»,   беседа   по   содержанию   рассказа.   Практическая   работа     «знакомство   с   народными приметами и пословицами». Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)    Познакомить   с   особенностями   поведения   лисы   и   использование   образа   лисицы   в   народном творчестве   разгадывание   загадок,   чтение   рассказа   В.   Зотова   «Лиса»,   работа   по   содержанию рассказа. Тема 4.Серый хищник – волк (1час)  Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа   по   содержанию   рассказа,   разбор   фразеологизмов,   Практическая   работа   в   группах   ­ «Раскрась»  Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».  Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»   Тема 7. Куница ­ охотник на белок (1час) Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку» Тема 8. Лесной красавец – лось (1час) Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах ­ Панно «Лесной красавец» Тема 9. Сердитый недотрога ­ ёж (1час) Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика» Тема 10. Подземный житель – крот (1час) Разгадывание  загадок,  материал  из   энциклопедии,  рассказ В.Зотова  «Земляные  холмики»  Игра: «Поле чудес» Тема 11. Всеядное животное — барсук  (1час) Разгадывание   кроссвордов,   загадок,   картинок   с   изображением   животных.   Рассказ   учителя   о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику» Тема 12. Бобр­строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. Тема 13. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа. Тема 14. Кабан ­ дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. Тема 15. Мышка­норушка (1час) Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова   «Мышь»или   «Полёвка»,разучивание   стихотворения   «Вышли   мышки   как­то   раз»,   сценка «Теремок». Тема 16. Рысь ­ родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России.   Сравнение   домашней   кошки   с   рысью,   чтение   рассказа   В.   Зотова   «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси. Тема 17. Соболь ­ «дорогой» зверёк (1час) Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». Тема 18. Тигр ­ самая большая кошка на Земле (1час) Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Тема 19. Косуля ­ самый маленький европейский олень (1час) Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. Раздел 2.  .  «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» Тема 21.  Воробей ­ самая распространённая птица на Земле (1час) Знакомство   с   маленькой   птичкой   нашей   страны   –   воробьём.   Загадки,   пословицы,   народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Тема 22. Ворона ­ «интеллектуальная» птица (1час) Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Тема 23. Ворон ­ красивая, умная птица (1час) Картинки  с  изображением   ворона,   ребус,  книги   о  вороне.   Чтение  и   анализ  рассказа    В.  Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона» Тема 24. Сорока ­ белобока ­ «лесная сплетница» (1час) Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока ­ Трещётка» Тема 25. «Лесной доктор» ­ дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Тема 26. Соловей ­ «великий маэстро» (1час) Знакомство   с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Тема 27. Галка ­ городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание   кроссворда и  загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах  «Собираем мозаику». Тема 28. Загадочная птица ­ кукушка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». Тема 29. «Пернатая кошка» ­ сова (1час) Знакомство с  «Пернатой кошкой»­ совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.  Тема 31. «Сестрицы­синицы» ­ самые полезные птички России (1час) Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.  Тема 32. Наш  добрый сосед ­ скворец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец». Тема 33. «Золотая  птица» — иволга. (1час) Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание   кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки». Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН ­ крылатая компания.   (1час)     Рассказ   –   беседа   «О  чём   поют  птицы.   Разгадывание   загадок   и   ребусов.   Игра  –   соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».                            Календарно –тематическое планирование 2а  и 2б класса «ЭКОЛОГИЯ  МОЕГО  ДОМА» ­ 32 часа №  занят ия Тема занятий Количество часов теория практика Дата          Введение     (1час) 1 Что такое экология?  1.  Мой дом за окном         (6 часов) Мой дом Дом, где мы живем Практическое занятие «Уборка школьного двора» Деревья твоего двора Птицы нашего двора Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»     2.   Я и мое окружение        ( 9 часов) Моя семья Соседи­жильцы 8 9 10 Мой класс 11 1 2 3 4 5 6 7 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» Дом моей мечты Рассказы, стихи о семье Комнатные растения в квартире, в классе  Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Практическое занятие «маленький огород на  подоконнике»    3.   Гигиена моего дома ( 7 часов) Гигиена класса Практическое занятие «Гигиена класса» Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню Наша одежда и обувь Русская народная одежда Практическое занятие «Русская национальная одежда»      4.   Вода  ­  источник жизни  (4 часа) Вода в моем доме и в природе Стихи, рассказы о воде в природе Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.   5.  Солнце и свет в нашей жизни     (2 часа) Солнце, Луна, звезды – источники света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения      6.   Весенние работы       (1 час) Практическое занятие по посадке растений и уходу за  ними       7.   Воздух и здоровье    (2 часа) Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка  в классе» 1 3 1 1 1 4,5 1 1 1 0,5 1 3,5 1 1 1 0,5 3 1 1 1 2 1 1 1 17 6.09.16 13.09.16 20.09.16 27.09.16 4.10.16 11.10.16 18.10.16 25.10.16 8.11.16 15.11.16 22.11.16 29.11.16 6.12.16 13.12.16 20.12.16 10.01.17 17.01.17 24.01.17 31.01.17 7.02.17 14.02.17 21.02.17  28.02.17 7.03.17 14.03.17 21.03.17 4.04.17 11.04.17 18.04.17 25.04.17 16.05.17 23.05.17 3 1 1 1 4,5 1 0,5 1 1 1 3,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 2 1 1 15                                               Итого: 32 часа Содержание курса . 2­й год обучения «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО  ДОМА»  (32 часа)   «ВВЕДЕНИЕ»  (1 час)         Тема 1. Что такое экология? (1час)                      Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология ­ наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома ­ планеты Земля. Про­ стейшая  классификация  экологических связей: связи  между неживой  и живой природой;  связи внутри   живой   природы   на   примере   дубового   леса   (между   растениями   и   животными,   между различными животными);  связи между природой и человеком.  Разъяснение значения экологии   на основе анализа примеров             Раздел 1.       «МОЙ ДОМ  ЗА ОКНОМ» (6 часов) Тема 2. Мой дом  (1час) Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе Тема 3. Дом, где мы живем (1час) Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. Тема 4. Практическое занятие  «Уборка школьного двора» (1час)  Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.  Тема 5.  Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час) Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Тема 6. Птицы нашего двора (1час) Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»  (1 час)  Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек                      Раздел 2.    « Я   И    МОЁ  ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов) Тема 8. Моя  семья  (1 час)      Происхождение слова «семья»  (от слова «семя»).  Маленькое семя,  с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие  и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего  и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить Тема 9. Соседи­жильцы   (1 час) Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто  наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа Тема 10. Мой  класс   (1 час) Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»   (1 час) Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе Тема 12. Дом моей мечты  (1 час) Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Тема 13. Рассказы, стихи о семье    (1 час) Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе  (1 час) дезинфекция,   проветривание.   Гигиена   жилища. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных   растении   с   учетом   приспособленности   к   условиям   существования.  Знакомство   с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»  (1 час) Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»  (1 час) Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени                      Раздел  3.   «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов) Тема 17. Гигиена класса (1 час) Влажная   уборка   квартиры,   ремонт,  Режим проветривания   класса.   Влажная   уборка.   Дежурство.   Уход   за   комнатными   растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час) Распределение   обязанностей,   выполнение   работы,   отчет   групп   о   проделанной   работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час) Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической  плитой. Составление списка   бытовых   приборов   в   квартире,   кто   ими   пользуется,   правила   безопасности   при   их эксплуатации Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час) Знакомство с кухней, бытовыми приборами.   Правила   безопасности   при   использовании   бытовых приборов Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час) Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход. Тема 22. Русская народная одежда (1 час) История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда»  (1 час) Придумывание   одежды.  Как   зашить   дырку,   пришить   пуговицу,   вычистить   щеткой   верхнюю одежду?            Раздел  4.   «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»  (4 часа) Тема 24. Вода в моем доме и в природе  (1час) Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода  сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо  экономить? Как можно экономить воду? Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час) Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час) Как вода влияет на жизнь растений?  Как вода влияет на жизнь животного  мира? Как животные заботятся о чистоте? Тема 27.  Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час) Зачем   человеку   нужна   вода?   Как   по  ступает   вода   в   организм   человека,   куда   расходуется,   как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды   Раздел  5.  «СОЛНЦЕ  И  СВЕТ  В НАШЕЙ   ЖИЗНИ»  (2 часа) Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час) Солнце ­ естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час) Влияние тепла и света на комнатные растения                  Раздел 6.       «ВЕСЕННИЕ   РАБОТЫ»  (1 час) Тема 30.  Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час) Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.                 Раздел  7.  «ВОЗДУХ  И  ЗДОРОВЬЕ»    (1 час) Тема 31. Воздух и здоровье человека  (2 часа) Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов   дыхания.   Что   делать,   чтобы   не   болеть?   Вред   табачного   дыма.   Знакомство   с   комплексом дыхательной гимнастики.   Тема 32.Практическое занятие «Уборка в классе» .1 час) Инструктаж  по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.                           Календарно –тематическое планирование   3 класса  «НЕЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» ­ 32 часа Тема занятия Количество часов дата теория практика № заня тия 1 2. 3 4 5 6 7         Введение     (2час) Вводное занятие. Мы жители планеты Земля Мир вокруг.    1.  Человек и природа  (5 часов) Экология и мы.  Осенние работы в поле Практическое занятие «Пришкольный участок»  Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи Осень в лесу     2.   Неживое в природе        ( 12часов) 2 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5.09.16 12.09.16 19.09.16 26.09.16 3.10.16 10.10.16 17.10.16 24.10.16 7.11.16 14.11.16 21.11.16 28.11.16 5.12.16 12.12.16 19.12.16 16.01.17 23.01.17 30.01.17 6.02.17 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 8 – 9 Неживая природа 10 11 12 13 14 15 – 16 17 18 19 Солнце – источник тепла и света Вода, её признаки и свойства Берегите воду! Почва – святыня наша.  Состав и свойства почвы Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам Почему нельзя..? Диалоги с неживой природой 3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и  20 21 22 23 24 25 26 27 28 живой природой ( 9 часов) Практикум «Хлебные крошки» Кто улетает, а кто остаётся Экологические связи неживой и живой природы Вода и жизнь Растения рядом Комнатные растения Размножение комнатных растений Дикорастущие растения луга, водоема и леса Практическое занятие «Растения луга и леса»      4.   Царство грибов  (3часа) Съедобные грибы Несъедобные грибы 29 30 31 Микроскопические грибы 4 1 1 1 1      3        1 1 1 1 18 5 1 1 1 1 1 14 13.02.17 20.02.17 27.02.17 6.03.17 13.03.17 20.03.17 3.04.17 10.04.17 17.04.17 24.04.17 8.05.17 15.05.17 22.05.17   32 5.  Сельскохозяйственный труд весной   (1час) Сельскохозяйственные машины и  орудия                                               Итого:              32 часа Содержание курса 3­й год обучения НЕЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» ­ 32  часа                «ВВЕДЕНИЕ»  (2 час) Тема 1.  Вводное занятие. Мы жители планеты Земля  (1 час) Знакомство   детей   с   целями   и   задачами   кружка   и   с   правилами   поведения   при   проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле. Тема 2. Мир вокруг.  (1 час) Представление   об   основных   понятиях   начального   природоведения   (живая   неживая   природа), сравнить   предметы   природы   и   предметы,   созданные   человеком,   различия   между   растениями   и животными.             Раздел 1 .     « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»   (5 часов)       Тема 3.  Экология и мы.  (1 час) Как   человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема 4.    Осенние работы в поле.  (1 час) Представление   о   видах   сельскохозяйственного   труда,   о   некоторых   сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Тема 5.   Практическое занятие «Пришкольный участок».  (1 час) Дать   представление   о   пришкольном   учебно­опытном   участке;   дикорастущие   и   культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.   Тема 6. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи (1 час) Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего   не   меняется   без   человека,   а   человек   существует   только   во   взаимосвязи   с   природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Тема 7.    Осень в лесу (экскурсия)   (1 час) Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца   над   горизонтом,   продолжительность   светового   дня,   характерные   осадки,   температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.                   Раздел 2 .     « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»   (12 часов) Тема 8 – 9.    Неживая природа      ( 2часа) Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час) Солнце ­ источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье Тема 11.  Вода, её признаки и свойства  (1 час) Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода ­ растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды Тема 12. Берегите воду!  (1 час) Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Дона.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»  Тема 13.   Почва – святыня наша. (1 час) Почва – необходимая среда для растений   Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».  Тема 14.    Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы». (1 час) Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране Тема 14 – 15.   Погода. Климат.   (2 часа) Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­ роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» Тема  17.   Предсказание погоды по народным приметам (1 час) Умение   прогнозировать   природные   изменения   по   народным   приметам,   выявлять   причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Тема 18.      Почему нельзя..?  (1 час) Актуализация   представлений   у  учащихся   о  загрязнении  помещения,   где  не  используют  сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» Тема 19.  Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой»  (1час) Ролевая   игра   «Пойми   меня».   Создание   ситуаций   эмпатии   с   предметами   окружающей   неживой природы. Актуализация представлений о мусоре  как загрязнителе природы города.   Акция «Мы, против мусора!» Раздел  3.  «ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»     (9 часов) Тема 20. Практикум «Хлебные крошки»   (1 час) Формирование   потребности   и   практических   умений   заботиться   о   птицах.   Кто   чем   питается? Конструирование модели кормушки. Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час) Актуализировать   представления   детей   о   птицах   как   о   группе   животных  (см.:   Дыбина,   О.   В. Неизведанное   рядом.  ­   Москва,  2001.  ­   С.  23)  и   о   перелетных   птицах   области.   Формировать представления детей о приспособлениях птиц  в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края Расширить   представление   учащихся  об   экологических   связях   неживой   и   живой   природы. Тема  22.   Экологические связи неживой и живой природы   (1 час)   Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели Тема 23.  Вода и жизнь (1 час) Формировать   представление   о   загрязнении   воды   и   её   очистке,   воспитание   ценностного   и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Тема 24.   Растения рядом  (1час) Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев. Тема 25.  Комнатные растения  (1час) Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений  в детском саду, дома, в классе с учетом  тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) Тема 26.   Размножение комнатных растений   (1 час) Различные   способы   размножения  комнатных   растений  (побеги,   черенки,   листья,   деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа  (1 час) Сформировать   представление   о   разнообразии   дикорастущих   растений,   об   их   экологических особенностях, охране.  Тема 28.  Практическое занятие «Растения луга и леса»  (1 час)  Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.                         Раздел  4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ»  (3часа) Тема 29.  Съедобные грибы (1 час) Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы ­ накопители вредных веществ.  Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки  Тема 30. Несъедобные  грибы. (1 час) Обобщить представления о сходстве  и различии съедобных и несъедобных  грибов. Воспитывать навыки   экологически  грамотного поведения в природе  (мухомор  опасен  для  человека,  а   для оленя он является лечебным) Тема 31.   Микроскопические организмы (1 час) Дать   представление   о   некоторых   видах   микроскопических   грибов  (дрожжевые,   кефирные, плесневые).  Рассмотреть   свойства   и   значения   их   в  жизни   человека.   Болезнетворные   бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.      Раздел 5.  «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ»    (1 час) Тема 32.    Сельскохозяйственные машины и  орудия  (1 час) Закрепить   представления   о   сезонности   труда,   представление   о   видах   и   значении   труда   людей весной в поле, в огороде.                                    Календарно–тематическое планирование 4 класса  № занят ия  «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ­ 32 часа Тема занятия Количество Дата  часов теори практик я а 1 2 3 4 5 6 7 8  9 10 11         Введение     (1час) Вводное занятие. Жизнь на Земле    1.  Среда обитания  (6 часов) Времена года на Земле Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой  природе Изменения окружающей среды Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» Условия жизни растений Разнообразие животных, условия их жизни     2.   Жизнь животных ( 4часа) Динозавры – вымерший вид животных  Просмотр видеофильма о жизни динозавров  Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»  Красная книга – способ защиты редких видов животных и  растений    3.    Реки и озера  (8 часов) Реки и озера Получение кислорода под водой Пресноводные животные и растения 12 13 14 15 Жизнь у рек и озер 16 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина 17 18 19 загрязнения водоемов» Околоводные птицы Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция « Сохраним первоцвет!»    4.   Человек и животные  ( 8 часов)   20 Жизнь среди людей 21 22 23 24 25 26 27 Ролевая игра «Это все кошки» Домашние животные Викторина «Собаки – наши друзья» Уход за домашними животными Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Люди и паразиты Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями      5.    Сельскохозяйственный труд  (5 часов) Почва  Семена овощных и декоративных культур Заботы хлебороба весной Подготовка почвы на пришкольном участке Высадка рассады  на участке. Составление графика полива 28 29 30 31    32 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 0,5 0,5 1 18 5.09.16 12.09.16 19.09.16 26.09.16 3.10.16 10.10.16 17.10.16 24.10.16 7.11.16 14.11.16 21.11.16 28.11.16 5.12.16 12.12.16 19.12.16 16.01.17 23.01.17 30.01.17 6.02.17 13.02.17 20.02.17 27.02.17 6.03.17 13.03.17 20.03.17 3.04.17 10.04.17 17.04.17 24.04.17 8.05.17 15.05.17 22.05.17 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 4 0,5 0,5 1 1 14                                               Итого: 32 часа Содержание курса  4­й год обучения «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»  ­ 32 часа «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (1 час) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.                  Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов) Тема 2. Времена года на Земле (1 час) Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков   Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1­2 недели.  Тема 4.  Изменения окружающей среды (1час)   Смена   естественных   и   регулярных   изменений,   их   взаимосвязь   (количество   растительности   – численность травоядных – численность хищников)  Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  (1час) Виды   сельскохозяйственного   труда,   выращиваемые   культуры   и   их   значение.   Инструктаж   по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Тема 6. Условия жизни растений (1час) Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения Тема 7.  Разнообразие животных, условия их жизни (1час) Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.                Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа) Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час) Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час) Полезные   взаимосвязи   природы   и   человека.   Что   делать   для   сохранения   вымирающих   видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ростовской облатси.  Разгадывание загадок.                 Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА   » (8 часов) Тема 12. Реки и озера (1час) Пресная вода. Осадки. Тема 13. Получение кислорода под водой (1час) Жители рек ­ рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров ­ через трубочку, жук­карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час) Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод ­ причина загрязнения водоемов Тема 17.  Околоводные птицы (1час) Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час) Доклады   учащихся   о   раннецветущих   растениях.   Составление   обращения   к   жителям   станицы (составление и распространении листовок – призывов. Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов) Тема 20. Жизнь среди людей (1час) Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час) Тема 22. Домашние животные (1час) Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час) Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».  Тема 24. Уход за домашними животными (1час) Разработка   инструкции   по   уходу  и   содержанию   домашних   питомцев   (кошки,   собаки,   хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)  Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 26. Люди и паразиты (1час) Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.  Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час) Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини­ сочинение «Защити себя» Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (4часа ) Тема 28. Почва   (1 час) Представление о   необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Тема 31.Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)  Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений. Тема 32.Высадка рассады  на участке. Составление графика полива (1час) Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Приложение 1 Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программ  № п\п Вопрос Да Нет Опросный лист №1 «Что я знаю о природе». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Знаешь ли ты, что такое природа? Знаешь ли ты, кого называют «молчаливыми соседями»? Знаешь ли ты птиц родного края? Знаешь ли ты о чем «шепчут» деревья? Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?  Знаешь ли ты, что называют неживой природой? Знаешь ли ты, какие растения называются комнатными? Знаешь ли ты, почему человек является частью живой природы? Знаешь ли ты, что такое охрана природы? Тест «В ГОСТИ К ОСЕНИ» ВАРИАНТ 1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________ 1 Запиши по порядку следующие за осенью времена года: Осень, _________ , _________ , __________. 2 Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью: а) день становится короче; б) солнце встает раньше; в) ночь становится короче. 3 Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе? Обведи нужную  букву. а) потепление; б) грозы; в) похолодание; г) начало учебного года; д) листопад 4 Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками. БАРСУК МЫШИ БЕЛКИ ПЧЕЛЫ зерно грибы, орехи жир мёд 5 Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами. Голубь, аист, стриж, ворона, клёст, сорока, грач, жаворонок. *6. Обведи кружком букву правильного ответа.       Первыми на юг улетают:  а) водоплавающие;               б) насекомоядные.                                                            Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?» 1.Что такое экология? а) наука о животных б) наука о растениях в) наука о бережном отношении к окружающему миру г) наука о космосе 2.Когда отмечают День Земли? а) 22 апреля б) 2 декабря  в) 1 января г) 7 марта 3.Как называют защитников природы? а) красные б) белые в) зеленые г) синие 4.Какие ученые занимаются защитой окружающего мира? а) филологи б) уфологи в) экологи г) зоологи 5.Как ты можешь помочь в охране воздуха?  а) меньше дышать  б) не ездить в автобусе  в) высаживать деревья  г) ходить по улице в кислородной маске  6.  Как ты можешь помочь в охране водоемов?   а) не купаться   б) меньше поливать растения   в) не бросать мусор в водоемы   г) меньше умываться 7. Что ты не должен делать в лесу? а) собирать грибы б) гулять в) оставлять мусор г) наблюдать за птицами 8.Какие растения и животные описываются в Красной книге? а) находящиеся под угрозой исчезновения б) ископаемые в) редкие г) восстановленные                                                                                                                                                               Опросный лист «Природа благодарит и сердится» Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:____________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________. Напиши, за что природа могла бы рассердиться на тебя:____________________________ _____________________________________________________________________________                                                                                                                                                       4 класс Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор­строитель») Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению  предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно­речевые действия. Возраст: 10­11 лет. Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата. Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном  (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, я), другому —  карточку с ориентирами­точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй  старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети  меняются ролями, намечая новый путь к дому. Критерии оценивания:  ­ продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных  дорожек с образцами; ­ способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а  что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры  траектории дороги; ­ умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по  деятельности; ­ способа взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; ­ эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и  интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное. Уровни оценивания: 1.Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат  необходимых ориентиров или формулируются  непонятно; вопросы не по существу или  формулируются непонятно для партнера. 2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают  часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют  получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание. 3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают  взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения  узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в  конце по собственной инициативе сравнивают результат (Нарисованную дорогу)с образцом. Рефлексивная самооценка учебной деятельности Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в  отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей  учебной деятельности. Возраст: 10,5—11 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1. Как ты считаешь, кою можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика. 2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником? 3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика? 4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я  хороший ученик»? Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и  учителем, интерес к учению). Подведение итогов реализации программы      Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые  формы подведения итогов  внеурочной деятельности. В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые   предусматривают   вручение   похвальных   грамот,   дипломов,   призов   по   нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной   области   и   является   важным   стимулирующим   (мотивационным)   фактором.   Номинации,   по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.   Приложение 2                                                  Информационные ресурсы: Для педагога: 1 Большой  атлас   природы   России:   иллюстрированная   энциклопедия   для           детей.   ­   М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003. 2 Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для   любознательных. /   Харьков , Белгород 2009. 3 Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. ­ Москва. Терра ­Terra, 1992. 4 5 Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н.  ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для   Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. ­ М, 1991. 6 7 8 9 любознательных. /  Москва 2008.     Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.   Москва 2010  Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого­природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.    Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.   Ердаков, Л. Н.  Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. ­ 1992. ­ № 11­12. 10   Зверев   И. Д.  Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. ­ Волго­ град, 1996. 11 Ишутинов  Л. М. Грибы ­ это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. ­ 2000. ­­ № 6.  12   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.­М., 1976. 13  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. ­  2001. ­ № 1.  14 Лори   Уиддон   ,   Энкомпасс   Грэфикс,   Колин   Эрроусмит,   Э   ндрю   Дэвис,   Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008. 15      Лучич   М. В.  Детям о природе/ М. В. Лучин. ­ М., 1989.  Машкова,  С. В.  Изучение животных   младшими   школьниками   на   экскурсии   в   природу   /   С.   В.   Машкова,   Е.   И. Руднянская. ­ Волгоград, 1996. ­ С. 36. 16.Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников.       17.Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”      18.  Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. ­    Самара, 1996.          19.     Носаль   М. А.  Лекарственные растения. Способы их применения в    народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. ­ Ленинград., 1991.  20.     Пакулова   Н. И.  Методика преподавания природоведения  в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. ­ Москва., 1993.              21.     Плешаков   А. А.  Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.          22.  Плешаков   А. А.     Зеленый   дом.   От   земли   до   неба   А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.    23.    Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно­методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.        24.     Плешаков     А.  А.  Как   знакомить   детей   с  правилами   поведения в   природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. ­ 1998. ­№ 8.  25.     Плешаков   А. А.  Экологические  проблемы и начальная  школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. ­ 1991. ­ № 5.  26.Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород 2008. 27.Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009 28.   любознательных. / Харьков , Белгород  2009. 29.Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.  30.Чернявский   А.В.,   Ковальчук     Д.   А.     Универсальный   энциклопедический   справочник   ./ Харьков, Белгород – 2010 .  Сэм   Тэплин.   /   Динозавры   и   доисторические   животные.   /   Энциклопедии   для Для воспитанников: 1 Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.­М.:ЗАО  “Росмэн”, 2006. 2 Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН­ПРЕСС”, 2007. 3 Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”,  2001. 4 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова­ М.:Тко “АСТ”, 1995. 5 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов­ М.:Тко “АСТ”, 1999

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Зеленый дом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017