Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка +1
Все классы
12.04.2018
Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"
Хоровое пение является одной из самых доступных форм музыкальной деятельности. Хоровое пение, как одна из дисциплин подготовительного класса музыкальной школы или школы искусств позволяет детям раскрыть свои музыкальные способности, развить внутренний слух, ритм. Пение в хоре позволит более успешно освоить программы музыкальной и исполнительской направленности.
хоровое пение - подготовительный класс.doc
«Одобрено»  Педагогическим советом  МБОУ ДОД «ДШИ № 25» «Утверждаю» Директор  МБОУ ДОД «ДШИ № 25»                             ___________ Лодкина О. Л. дата рассмотрения    _______________         ________________ дата утверждения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  муниципального образования  «Верхнетоемский муниципальный район»  «ШКОЛА ИСКУССТВ № 25» Программа по учебному предмету  ХОРОВОЕ ПЕНИЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС» Составитель: Вежливцева Наталья Николаевна преподаватель фортепиано, хора, вокала, теоретических дисциплин Верхняя Тойма 2018 г. Структура программы учебного предмета I. ­   Пояснительная записка  Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе;  ­  Цели и задачи учебного предмета;        ­ Срок реализации программы;   ­  Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Методы обучения; ­ Материально­технические условия реализации программы;   II. Содержание учебного предмета ­ Учебно­тематический план; III.  Требования  к уровню подготовки обучающихся IV.  Формы и методы контроля, система оценок ­ Формы и методы контроля; ­ Требования для поступающих в 1 класс; ­ Критерии оценки; V.  Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации преподавателям; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список учебной и методической литературы I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа по предмету «Хоровое пение» (подготовительный класс),  с уровнем реализации полного курса 1 год, для обучения детей на музыкальном отделении,     составлена   на   основе  «Рекомендаций   по   организации образовательной   и   методической   деятельности   при   реализации общеразвивающих   программ   в   области   искусств»   Министерства   культуры Российской   Федерации   от   21.11.2013   №191­01­39/06­ГИ   и  типовой программы  по  хоровому  классу  ДШИ. Хор  –  это  большой  вокально­исполнительский  коллектив,  который средствами     своего     искусства     правдиво,     художественно     полноценно, раскрывает   содержание   и   форму   исполняемых   произведений,   и   своей творческой  деятельностью  способствует  эстетическому  воспитанию.    важное     место     в     пение   Хоровое     занимает     программе дополнительного образования, принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, и  является  одним  из  средств  музыкально­творческого  и личностного   развития   учащихся,   способствует развитию художественного вкуса     у     детей,   расширению     их     кругозора,     выявлению     и     развитию творческого  потенциала  обучающихся. Хоровой   класс   служит   одним   из важнейших   факторов   развития слуха,     музыкальности     детей,     помогает   формированию     интонационных навыков,     необходимых     для     овладения   исполнительским   искусством   на любом музыкальном инструменте. В хоровом  коллективе  должна  быть  создана  атмосфера  творчества, взаимопомощи,   ответственности   каждого   за   результаты   общего   дела. Такая атмосфера  способствует  формированию  личности  ребенка,  помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом   залог     высоких   художественных     результатов   хора.   При   организации занятий     хорового     класса     необходимо     руководствоваться     не     столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом. Отбирая  репертуар,  педагог,  помимо  прочего,  должен  помнить  о необходимости расширения музыкально­художественного кругозора детей, о том,  что  хоровое  пение  —  мощное  средство  духовного,  нравственного  и патриотического  воспитания  учащихся.  Поэтому  произведения  русской  и зарубежной     классики     должны     сочетаться     с     песнями     современных композиторов и народными песнями разных жанров. Задача  руководителя  хорового  класса  –  привить  детям  любовь  к хоровому     пению,     сформировать     необходимые     навыки     и     выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое     пение     –     наиболее     доступный     вид     подобной     деятельности. Педагог    должен следить    за    формированием    и развитием     вокально   – хоровых     строем, дыханием)   постепенно   усложняя   задачи,   расширяя диапазон певческих возможностей детей.   звуковедением,   ансамблем,     (дыханием,     навыков   Программа  направлена  на  создание  условий  для  духовного  развития личности, воспитания художественно – эстетического вкуса. Цели и задачи учебного предмета Цель программы: ­  подготовить детей дошкольного возраста к обучению в ДШИ по основной программе,  пробудить интерес и любовь к музыке, к хоровому пению. Задачи:  ­ формирование устойчивого интереса к искусству; ­ формирование художественного вкуса; ­ формирование активной жизненной позиции; ­формирование вокально – хоровых навыков; ­воспитание чувства стиля; ­обучение коллективному творчеству. Срок реализации программы Учебная рабочая   программа «Хоровое пение»   рассчитана на 1 год. Продолжительность учебных занятий  составляет 33 учебные недели в год.  Согласно учебному плану, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Основной   формой   учебной     урок продолжительностью 40 минут  1 раз в неделю.  Общий объем 33 часа в год. Рекомендуемый возраст для начала занятий 6­7 лет.   является     работы     Таблица 1 Срок обучения/класс Максимальная учебная нагрузка (в  1 год 66 часах) Количество часов на аудиторные  занятия Количество часов на внеаудиторную  (самостоятельную) работу 33 33 Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа   предусматривает   групповую   форму   учебной   работы   с учащимися. Наполняемость групп  6­12 человек.  Основная форма занятий ­ урок. Методы обучения: ­ игровой; ­ словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); ­наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); ­ практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения   на   более   мелкие   части   для   подробной   проработки   и последующая организация целого, репетиционные занятия); ­   прослушивание   записей   выдающихся   хоровых   коллективов   и  посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; ­   применение   индивидуального   подхода   к   каждому   ученику   с   учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. ­  метод интонационно – содержательного постижения музыки; ­  метод музицирования; ­метод   стимулирования   и   мотивации   учебно   –   познавательности деятельности;  ­ метод фонопедических упражнений; ­ метод имитационного моделирования. Материально­технические условия реализации программы. Материально­техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда.     Для   реализации   программы   по   предмету   «Хоровое   пение» (подготовительный класс) необходимо иметь: – просторный хоровой класс; – достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками); – фортепиано; – дирижерский пульт; – аудио, видео технику; –  нотную и методическую литературу.   II. Содержание учебного предмета Учебно­тематический план №                            Разделы Звуковедение, дикция 1. Певческая установка и дыхание 2. 3. Ансамбль и строй 4. Формирование исполнительских навыков 5. Воспитание навыков формирования дирижерского  жеста Количество часов Теория 2 2 1 1 1 Практика 5 5 6 6 4 Всего 33 часа Примерный репертуарный список. 1.Рус. нар. песня, обр. Н.Римского­Корсакова «Ходила младешенька» 2. Рус. нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе» 3. Рус. нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка» 4. Англ. нар. песня, обр. А.Моффита «Про котят» 5. Нем. нар. песня, обр. В.Каратыгина «Весна» 6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик» 7.А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек» 8. М.Ипполитов­Иванов «Коза и детки» 9. В.Калинников «Киска» 10. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой» 11. Э.Григ «Детская песенка» 12. Б.Барток «Лиса» 13. П.Хиндемит Детская опера – игра   «Мы строим город»: №1 14. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты» 15. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет» 16. Е.Подгайц «Goodnight» 17. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия» III. Требования  к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся подготовительного класса должны: ­ спокойно сидеть и стоять во время пения; ­ реагировать на основные дирижёрские жесты; ­ одновременно начинать и заканчивать пение; ­ петь в унисон;  ­ слушать друг друга во время пения; ­ правильно брать дыхание при пении. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 6 – 8 произведений. IV. Формы  и методы контроля, система оценок Формы и  методы контроля Итоговая   аттестация   и   выдача   документа   по   окончанию   курса   не предусмотрена. Образовательная программа   «Хоровое пение» предполагает текущий  контроль   успеваемости   и  промежуточную  аттестацию. Регулярный текущий   контроль   за     развитием детей по предусмотренным программой   направлениям,   учет   успеваемости       учащихся   осуществляется педагогом   на   уроках.  Контроль     за       уровнем     исполнения     хорового репертуара     осуществляется     руководителем   в   форме   индивидуального опроса на занятиях. В   течение   года   планируется   ряд   творческих   показов:   праздничные концерты, отчётный концерт хоровой музыки, отчётные концерты школы. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме концерта.    На   нем   учащийся   демонстрирует   приобретенные   в   течение учебного года знания, умения, навыки.  По итогам промежуточной аттестации обучающийся зачисляется в 1 класс.  Требования для поступающих в 1 класс по ДООП ОМИ и ДПОП  1. спокойно сидеть и стоять во время пения; 2. реагировать на основные дирижёрские жесты; 3. одновременно начинать и заканчивать пение; 4. петь в унисон;  5. слушать друг друга во время пения; 6. правильно брать дыхание при пении. Экзаменационная приемная комиссия     оценивает знания ученика   по пятибалльной системе и выносит решение о приеме ребенка. Максимальная оценка по данному предмету  30 баллов.  21­30­ высокий уровень подготовки 11­20 – средний До 10 ­ низкий Критерии оценки Учет   успеваемости   учащихся   проводится   преподавателем   на   основе текущих   занятий,   их   посещений,   индивидуальной   и   групповой   проверки знаний хоровых партий, участия в хоровом самоуправлении. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового   коллектива.   Повседневно   оценивая   каждого   ученика,   педагог, опираясь   на   ранее   выявленный   им   уровень   подготовленности   каждого ребенка,   прежде   всего,   анализирует   динамику   усвоения   им   учебного материала,   степень   его   прилежания,   всеми   средствами   стимулируя   его интерес к учебе. При выведении итоговой  оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на зачете (академическом концерте); • другие выступления ученика в течение учебного года. По       итогам       исполнения       программы       на       зачете,       академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе: 5 («отлично») ­ регулярное          посещение          хора,          отсутствие пропусков без    уважительных   причин,    знание своей          партии          во          всех произведениях, разучиваемых      в      хоровом      классе,      активная эмоциональная работа  на  занятиях,  участие  на всех хоровых концертах коллектива; 4 («хорошо») ­ регулярное          посещение          хора,          отсутствие пропусков без уважительных причин, активная  работа    в    классе,    сдача    партии    всей хоровой программы       при       недостаточной       проработке трудных    технических фрагментов    (вокально­интонационная           неточность),           участие           в концертах хора; 3 («удовлетворительно») ­ нерегулярное    посещение    хора,    пропуски    без уважительных      причин,      пассивная      работа     в классе, незнание    наизусть некоторых партитур  в     программе     при     сдаче     партий,     участие     в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий; 2 («неудовлетворительно») ­ пропуски   хоровых   занятий   без   уважительных причин,   неудовлетворительная   сдача   партий в большинстве партитур всей программы; «зачет»   (без   отметки)  ­  отражает   достаточный   уровень   подготовки   и исполнения на данном этапе. Данная   система   оценки   качества   исполнения   является   основной.   В зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного   образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность  более конкретно отметить выступление учащегося. V. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Программа учебного      предмета      «Хоровое пение»      основана      на следующих педагогических принципах: ­   соответствие   содержания,   методики   обучения   и   воспитания   уровню психофизиологического развития учащихся; ­ комплексность решения задач обучения и воспитания; ­ постоянство требований и систематическое повторение действий;  ­   гуманизация   образовательного   процесса   и   уважение   личности   каждого ученика; ­   единство   развития   коллективной   формы   творческого   сотрудничества   и личностной индивидуальности каждого ребенка; ­ художественная ценность исполняемых произведений; ­   создание   художественного   образа   произведения,   выявление   идейного   и эмоционального смысла; ­ доступность используемого музыкального материала: а) по содержанию, б) по голосовым возможностям, в) по техническим навыкам; разнообразие: а) по стилю, б) по содержанию, в) темпу, нюансировке, г) по сложности. При реализации данной учитывать психофизические,   физиологические   и   эмоциональные   особенности   детей дошкольного и младшего школьного возраста. необходимо программы Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся   Объем   самостоятельной   работы   учащихся   определяется   с   учетом минимальных   затрат   на   подготовку   домашнего   задания,     с     опорой     на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Виды   внеаудиторной   работы: ­ выполнение   домашнего   задания; ­ подготовка   к   концертным   выступлениям; ­ посещение ­   участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и культурно­просветительской образовательного учреждения   и   др. деятельности учреждений культуры; Необходимым   условием   самостоятельной   работы   учащегося   в  классе хорового пения является домашняя работа ( выучивание текста и мелодии песен по памяти, на слух) VI. Список рекомендуемой учебной, методической  литературы 1.  «Вокальный букварь» Е. Пискарская. Москва,1996 г. 2.  Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио    Санкт­Петербурга:        Выпуски    1,2,3,4,5.    СПб,    «Союз    художников», 2003­2011 3.   Гродзенская  Н.  «Композиторы­классики  детям».  Пение  в  сопровождении ф­но. М., «Музыка», 1979 4.  «Детский голос» под ред.Е. Шацкой. Москва, 1970 г. 5.  Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. 6. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987. 7. Журнал «Музыкальная палитра» 8. Журнал «Музыкальный руководитель» 9. Куликов Б.,  Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека­ВС», 2007 10. Металлиди « Песни для детей» 11. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997 12. « Музыкальные скороговорки» 13. Огороднов Д.Е.«Музыкально–певческое воспитание детей» ­ «Музыка» 1972г. 14.   Самарин   В.,   Осеннева   М.,   Уколова   Л.   Методика   работы   с   детским вокально­хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 15. Струве   Л.    «Музыкальные    ступеньки».    Методика   развития   музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001 16. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997 17.  Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998 18. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. ­ М., 2002 19. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. ­М.,1988 20. Композиторы ­ классики ­ детям. ­ М., «Музыка», 1963 21 . «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению»  Г.  Стулова. Москва, 1992г. 22. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». ­ М.,«Владос», 2001 23. Соколов В. Работа с хором.2­е издание. ­ М.,1983 24. Струве Г. Школьный хор. М.,1981 25.Теория   и   методика   музыкального   образования   детей:   Научно­ методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 26.Тугаринов   Ю.   «Произведения   для   детского   хора,   2­е   издание. «Современная музыка», 2009 27. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт­Петербург, 2000 28.Халабузарь   П.,   Попов   В.,   Добровольская   Н.   Методика   музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 29.Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов­на­Дону, 1998 30.«Хоровой  класс.  Коллективное  музицирование.  Программа  для инструментальных  и  хоровых  отделений  ДМШ  и  ДШИ»  (составитель  В. Попов, Москва, 1998 г.) 31.«Хоровой класс» Г. Струве. Москва,1986г 32.Хрестоматия для 1­3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983 33.Чесноков П. Хор и управление им. ­ М.,1961

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"

Рабочая программа "Подготовительный класс (хоровое пение)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018