РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
Физиология питания с основами товароведения
продовольственных товаров
2014
Программа профессионального модуля разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) по профессии профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих 16675 «Повар», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. №798.
(базовая подготовка)
Организация- разработчик: ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»
Разработчики:
Валиева Лилия Ринатовна- мастер производственного обучения
Мансурова Энзе Магфуряновна - мастер производственного обучения
Галимова Алия Талгатовна - мастер производственного обучения
Рассмотрена на заседании Цикловой методической комиссии ГАПОУ АТТ
Протокол № 1 от « » 2014 года.
Согласована Заместитель директора по УПР
____________ Р.Р. Садртдинов «______» _________ 2014 г.
|
Утверждаю Директор ГАПОУ АТТ __________________ К.Р. Валиева
«_______»____________2014 г. |
Пояснительная записка
рабочей учебной программы учебной дисциплины:
«Физиология питания с основами товароведения
продовольственных товаров».
Настоящая программа общепрофессиональной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих предприятий общественного питания по профессии 260807.01 Повар, кондитер.
При составлении рабочей учебной программы общепрофессиональной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» за основу взят федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 16675 «Повар», Закон об образовании, общероссийский классификатор рабочих профессий, должностей, служащих и тарифных разрядов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий.
В рабочую учебную программу общепрофессиональной дисциплины входят:
- пояснительная записка,
- паспорт рабочей учебной программы профессионального модуля,
- структура и содержание учебной дисциплины,
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Освоение рабочей учебной программы общепрофессиональной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» предусмотрено параллельно с общепрофессиональными предметами: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Техническое оснащение и организация рабочего места», модулями: «Приготовление блюд из овощей и грибов», «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста», «Приготовление супов и соусов», «Приготовление блюд из рыбы», «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы», «Приготовление и оформление холодных блюд и закусок», «Приготовление сладких блюд и напитков»
Реализация учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» осуществляется в учебном кабинете «Спецтехнология», который обеспечен:
- учебно-методической документацией, комплектами наглядных пособий, по общепрофессиональной дисциплине «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров», компьютером, м/м проектором, и/а приставкой.
Для успешного усвоения знаний и овладения навыками по общепрофессиональной дисциплине «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» преподаватели спецдисциплин применяют элементы новых педагогических технологий: метод проектов, «Портфолио», проблемного и коллективного обучения.
Общепрофессиональная дисциплина «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» изучает: роль пищи для организма человека; основные процессы обмена веществ в организме; суточный расход энергии; состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; нормы и принципы рационального сбалансированного питания; общие требования к качеству сырья и продуктов; условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров. На занятиях обучающиеся знакомятся с суточной нормой потребности человека в питательных веществах; с методикой составления рационов питания, с ассортиментом и характеристикой основных групп продовольственных товаров.
После изучения тем по общепрофессиональной дисциплине «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» предусмотрен дифференцированный зачет.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»
1.1. Область применения программы
Программа общепрофессиональной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФОГС по специальности НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 260000 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ, по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организации общественного питания.
Рабочая учебная программа общепрофессиональной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16675 повар.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;
- рассчитывать энергетическую ценность блюд;
- составлять рационы питания.
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины обучающийся должен
знать:
- роль пищи для организма человека;
- основные процессы обмена веществ в организме;
- суточный расход энергии;
- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
- понятие рациона питания;
- суточная норма потребности человека в питательных веществах;
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания;
- методику составления рационов питания;
- ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;
- общие требования к качеству сырья и продуктов;
- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных
видов продовольственных товаров.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы общепрофессиональной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и вида учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
В том числе: |
|
лабораторные работы |
6 |
практические занятия |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Кол-во часов |
Уровень освоения |
Дата |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
Раздел 1.Основы физиологии питания с основами товароведения продовольственных товаров. |
51 |
|
2-3 |
|
|
Тема 1.1. Основы физиологии питания. |
Содержание |
2 |
1
1 |
||
1.Роль пищи для организма человека. Пищевые вещества и их значение. Значение пищи для организма человека. 2.Основные процессы обмена веществ в организме. Общие понятия об обмене вещества. Основные процессы обмена веществ в организме. Суточный расход энергии. |
|||||
Тема 1.2 Общие сведения о пищевых продуктах.
|
Содержание |
4 |
2
2 |
2-3 |
|
3.Состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания. Химический состав пищевых продуктов. Энергетическая и пищевая ценность пищевых продуктов. 4.Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды для жизнедеятельности человека. |
|||||
Практические занятия 5. Определить энергетическую ценность блюд |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 1.3 Пищеварение и усвояемость пищи.
|
Содержание |
3 |
112 111111 22222
1 |
2-3 |
|
6.Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Понятие пищеварение. Состав пищеварительного аппарата человека. 7.Пищеварение пищи в ротовой полости, в желудке, в тонких и толстых кишках. Значение в пищеварении поджелудочной железы, печени. 8.Усвояемость пищи. Понятие усвоенной пищи. Факторы влияющие на усвояемость пищи. |
|||||
Практические занятия 9.Определить качества пищевого сырья |
1 |
11 |
|
|
|
Тема 1.4 Рациональное сбалансированное питание.
|
Содержание |
5 |
|
|
|
10.Нормы и принципы рационального питания. Понятие о сбалансированном рациональном питании. Количественная и качественная полноценность питания. 11.Нормы и принципы сбалансированного питания. 12.Требования к режиму и суточному рациону питания. Суточная норма потребности человека в питательных веществах. 13.Режим питания. Принципы составления суточного рациона питания. Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков. 14.Лечебное питание. Характеристика диет. Лечебно-профилактическое питание. |
1
1 1
1
1 |
2-3 |
|
||
Практические работы 15. Составить рацион питания диеты №3 |
1 |
1 |
|
|
|
Тема 1.5. Основные группы продовольственных товаров. |
Содержание |
10 |
|
|
|
16.Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки. Химический состав и пищевая ценность свежих овощей и плодов. Продукты переработки овощей, плодов, грибов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки.. 17.Рыба и рыбные продукты. Химический состав и пищевая ценность рыбы и рыбных продуктов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 18.Мясо и мясные продукты. Химический состав и пищевая ценность мяса и мясных продуктов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. |
|
1
1
1 |
2-3
2-3
2-3 |
|
|
19.Молоко и молочные продукты. Химический состав и пищевая ценность молока и молочных продуктов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 20.Яйца и яйцепродукты. Химический состав и пищевая ценность яиц и яйцепродуктов. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 21.Пищевые жиры. Химический состав и пищевая ценность жиров. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 22.Зерно и продукты его переработки. Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 23.Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия. Химический состав и пищевая ценность. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 24.Вкусовые товары. Классификация. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. 25.Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители. Ассортимент. Требования к качеству сырья, условия хранения, упаковка, транспортирование и реализация. |
1
1
1
1
1 1 1 |
|
|||
Практические занятия 26. Методы определения качества товаров 27.Основы хранения товаров Лабораторная работа 28. Органолептическая оценка качества плодоовощных товаров. Общие и специфичные показатели качества 29. Консервирование продуктов 30. Органолептическая оценка качества зерна и продуктов его переработки 31.Органолептическая оценка колбасных изделий и мясокопченостей, мясных консервов. Показатели качества. 32.Органолептическая оценка качества рыбных товаров. Общие и специфичные показатели. 33. Сенсорный анализ кондитерских товаров 34. Дифференцированный зачет |
2
6
1 |
1 1
1
1 1
1
1
1 1 |
|
||
Самостоятельная работа |
|
|
2-3 |
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Определение органолептической оценки качества пищевого сырья и продуктов основных групп продовольственных товаров: 1- Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки. 2 - Рыба и рыбные продукты 3 - Мясо и мясные продукты. 4 - Молоко и молочные продукты. 5 - Яйца и яйцепродукты. 6- Пищевые жиры. 7 - Зерно и продукты его переработки. 8- Крахмал. Сахар. Кондитерские изделия. 9- Вкусовые товары. 10 - Хлебопекарные дрожжи, химические разрыхлители, пищевые красители. 11. Определение энергетической ценности блюд. 12. Составление рациона питания для детей. 13. Составление рациона питания для подростков. 14. Составление рациона питания для взрослого населения. 15. Составление рациона питания по различным диетам. 16. Составление лечебно-профилактического рациона питания 17. Составить таблицу «Основные болезни плодов |
|
|
|
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требование к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Спецтехнология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по наличию обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физиология питания », «Товароведение продовольственных товаров»;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
-мультимедиапроектор
- и/а приставка
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. .П. Матюхина «Основы физиологии питания, гигиены и санитарии» М: Изд-Центр «Высшая школа»
2. З.П. Матюхина «Товароведение пищевых продуктов» М: «Экономика» 2010г.
Дополнительные источники:
2.«Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности» Л.В. Мармузова, М: Изд-Центр «Академия»
3.«Основы микробиологии, производственной санитарии и гигиены» С.С. Горохова, М: Изд-Центр «Академия», 2008г.
4. Электронные ресурсы.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов; |
тестовые задания, внеаудиторная самостоятельн. работа |
- рассчитывать энергетическую ценность блюд; |
тестовые задания, внеаудиторная самостоят. работа |
- составлять рационы питания |
тестовые задания, внеаудиторная самю работа |
Знания: - роль пищи для организма человека; |
устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- основные процессы обмена веществ в организме; |
устный опрос, тестирование. самостоятельная работа |
- суточный расход энергии;
|
устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; |
тестовые задания ,внеаудиторная сам. работа |
- роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания; |
тестовые задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
- физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;
|
устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;
|
устный опрос, тестирование внеаудиторная самостоятельная работа |
- понятие рациона питания; |
тестовые задания, |
- суточная норма потребности человека в питательных веществах; |
тестовые задания, внеаудиторная сам. работа |
- нормы и принципы рационального сбалансированного питания; |
тестовые задания, внеаудиторная сам. работа |
- методика составления рационов питания; |
Проверка выполнения индивидуальных заданий |
- ассортимент и характеристика основных групп продовольственных товаров; |
тестовые задания, внеаудиторная сам. работа |
- общие требования к качеству сырья и продуктов; |
тестовые задания, внеаудиторная сам. работа |
- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров. |
тестовые задания, внеаудиторная самостоятельная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.