Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
9 кл
07.03.2018
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Экзаменационные работы по обществознанию как в 9 классе состоят из 2 частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ОГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ.
рабочая программа кружка для подготовки ОГЭ.docx
Согласовано
Зам. директора по ВР
_________( Юнаковская С.В.)
Утверждаю
Директор МОУ СОШ с.Репное
_____ ( С.И.Гугнюк)
Приказ
№______
от__________2017 г.
Рабочая программа программа кружка
«Обществознание (подготовка к ОГЭ)»
для 9 класс
Савостьяновой Галины Александровны,
высшая категория
20172018 учебный год Направленность программы
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования. Экзаменационные
работы по обществознанию как в 9 классе состоят из 2 частей, которые различаются по
проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим
признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть
содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится
письменная работа, являющаяся формой проведения ОГЭ. Данная программа призвана
сформировать представления о форме контрольноизмерительных материалов по
обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на
отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам
школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек»,
«Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ОГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого
знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих
умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу,
способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении.
Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию
сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает
определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности.
Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет
предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся
по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов
их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом,
связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат
выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся 9х классов к сдаче государственного
экзамена по обществознанию в формате ОГЭ (9 класс). овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию, отработка практических
навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Предполагаемые результаты
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся:
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в
который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из
разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие
в дискуссиях о современных социальных проблемах;
успешно сдать ОГЭ по обществознанию.
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами являются:
1) мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
2) заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
3) ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
1) умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата); 2) умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ » предлагается для
учащихся 9х классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к
сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ОГЭ.
Общая характеристика рабочей программы
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач,
указанных выше, времени, выделенного учебным планом на данный кружок, а также в соответствии
с достаточно низким уровнем готовности обучающихся 9 класса к сдаче государственного экзамена
по обществознанию.
В основу программы положены следующие принципы:
системный подход, позволяющий характеризовать современное общество во всех взаимосвязях и
взаимозависимостях его основных сфер: экономической, политической, социальной и культурной;
практическая направленность, позволяющая применять теоретические знания в решении
конкретных ситуационных задач, что для подростка особенно значимо;
деятельностный подход, который проявляется в анализе документов, выработке собственной
позиции на основе этого анализа.
Главная содержательная линия курса — человек в обществе. В связи с этим основное внимание
уделяется личностному восприятию окружающей действительности, потребностям, интересам,
мотивам деятельности, ценностям человека.
В программе определены в целостном и систематизированном виде следующие ключевые аспекты
содержания курса обществознания основной школы:
общество как система: структура общества, этапы его развития, исторические типы обществ,
взаимосвязь сфер общественной жизни;
экономическая сфера общества: система общественного производства, типы экономических
систем, собственность и её виды, рыночная экономика;
политическая сфера общества: государство и его признаки, политические режимы, формы
правления и территориального устройства, политические партии, политическая система
современной России;
социальная сфера общества: социальная структура, социальная роль и социальный статус,
социальная мобильность, социальное неравенство;
духовная сфера общества: религия, наука, образование, искусство, право, мораль.
Особенностью программы является:
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни
современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и
правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по
обществоведению для основной общей и средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе
тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ОГЭ» для учащихся
9 класса.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Современное общество.
Понятие общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность
общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Тема 2. Человек среди людей.
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и
интересы человека. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и
деятельность. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности.
Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное
поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Экономика
Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Конкуренция. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская
система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда.
Безработица. Виды причины, последствия инфляции. Экономический рост и развитие.
Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет.
Денежно кредитная политика. Мировая экономика. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.
Тема 4. Политика и право.
Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая
система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и
движения. СМИ в политической системе. Избирательные системы. Избирательная
компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство.
Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в
России.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.
Субъекты гражданского права. Организационно правовые формы и правовой
режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права.
Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.
Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую
среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав
человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса.
Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права
и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.
Тема 5. Духовная жизнь общества.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его
значение для общества и личности. Религия. Искусство, его формы, основные
направления. Мораль и нравственная культура.
Тема 6. Социальная жизнь общества.
Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные нормы. Социальный контроль.
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная
группа. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные
институты. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.
Формы занятий
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что
позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по
обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
речевая деятельность;
практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ.
Ведущими методами изучения являются:
●
●
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные
●
лекция дискуссии
минисочинение
●
●
Активные
●
семинар
●
практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
анализ источников;
написание эссе;
решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМы ОГЭ).
Форма подведения итогов
пробный экзамен по обществознанию в 9 классе (по КИМ ОГЭ).
Календарнотематическое планирование
№
п/п
Название темы занятия.
Сроки проведения
Введение. 1 час. план факт
12
ОГЭ как форма итоговой аттестации.
Тема 1. Современное общество.
34
56
78
Общество – динамичная саморазвивающаяся система.
На пути к современной цивилизации.
Глобальные проблемы современности.
910
Решение тренировочных заданий.
1112 Человек. Индивид. Личность.
1314 Личность и мораль. Потребности человека.
1516 Многообразие малых групп.
1718
Решение тренировочных заданий.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества.
1920
Экономика. Товар и деньги. Спрос и предложение.
2122 Право собственности. Потребитель и его права.
2324
Роль государства в экономике. Предпринимательство. Труд.
2526
Решение тренировочных заданий. Тема 4. Политика и право.
2728 Основы Конституционного строя РФ.
2930 Участие граждан в политике и управлении.
3132
Трудовое и семейное законодательство.
3334 Административное и уголовное законодательство.
3536
Решение тренировочных заданий.
Тема 5. Духовная жизнь общества.
3738 Формы и разновидности культуры.
3940 Искусство. Культурные нормы.
4141 Образование. Наука. Религия.
4243
Решение тренировочных заданий.
Тема 6. Социальная жизнь общества.
4445
Социальная структура. Социальная стратификация.
4647
Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения.
4849
Конфликты в обществе. Семья.
5054
Решение тренировочных заданий.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов.
5557
Решение заданий части 1
5859
Решение заданий части 1
6061
Решение заданий части 2
6266
Решение заданий части 2
68
Итоговое занятие. ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы
1. Обществознание 89 кл./ Под ред. А. Ф. Никитина. М.,2008
2. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 2008
3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 89 кл./
Сост.С. И. Володина и др. М.: Вита – Пресс, 2008
4. Введение в обществознание: 89 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2007
5. Основы экономической теории: Учебник для 910 кл./Гос. Унив. – Высшая школа
экономики; Под ред. С. И. Иванова – В 2х книгах. М.:Вита – Пресс,2007
6. ГИА 2009 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю.
Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2009.
7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
8. Конституция РФ. М.,2007
9. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н.
Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2007.
10. Автономов Введение в экономику. – М.: Вита – Пресс, 2008 11. Сборник кодексов РФ. – М.,2009
12. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.,
АСТ:Астрель, 2009
13. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2008
14. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
адрес
www.mon.gov.ru
www.fipi.ru
www.ege.edu.ru
www.philosophy.ru
http://window.edu.ru
www.gks.ru
www.openclass.ru
http://www.kremlin.ru
Интернет ресурсы
Содержание ресурса
Государственные образовательные стандарты
Примерные программы
БУП
Демоверсии.
Тренировочное тестирование
Методические письма
Официальный сайт. Содержит основные документы,
определяющие содержание ОГЭ , актуальные и
наиболее часто задаваемые вопросы, список «черных»
сайтов
Философия в образовании
Сборники элективных учебных предметов по
гуманитарным дисциплинам
Методические рекомендации по изучению курса
«Право» в 511 классах
Официальный сайт Госкомстата.
Статистические, демографические таблицы (ХХ – начало
XXI вв.)
Новый портал для педагогов. Включает в себя ряд
сообществ, где представлена возможность поделиться
опытом, представлены ссылки на полезные сайты,
разработки уроков (включая презентации), форумы,
блоги, затрагивающие актуальные проблемы
преподавания обществознания. В рамках портала есть
возможность создать региональный контент.
официальный вебсайт Президента Российской
Федерации
http
:// www
. school
. edu
. ru российский общеобразовательный Портал
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
http://www.fsu.edu.ru
федеральный совет по учебникам МОиН РФ 11
12
13
14
15
16
. vestnik
. edu
. r
:// www
http
u
http
collection
:// www
. school
. edu
. ru
http
:// vvvvw
. som
. fio
. ru
. info
/ N
. elibrary
. gumer
http
:// www
. php
_ Katalog
ame
www
. http
:// www
. ru / defaultx
humanities
. asp
. edu
. ru
журнал Вестник образования»
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
сайт Федерации Интернетобразования, сетевое
объединение методистов
библиотека книг по истории и другим общественных
наукам
научная электронная библиотека
материалы по различным разделам гуманитарных наук,
варианты ЕГЭ по обществознанию.
17
http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Кругоссвет»
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
– М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г.
№ 51ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г.
№ 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146ФЗ от 03.06.2006 № 73ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. –
Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231
ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63ФЗ (в ред. ФЗ
от 24.07.2007 № 214ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в
ред. от 24.07.2007 № 218ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197ФЗ // СЗ РФ.
– 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.
№ 174ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 32661 (в ред.
ФЗ от 21.07.2007 № 194ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125
Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
№ 159ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120ФЗ)) // СЗ РФ. –
1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от
24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г.
№ 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
№ 62ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10
января 2003 г. № 19ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. –
Ст. 171.
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Рабочая программа программа кружка «Обществознание (подготовка к ОГЭ)» для 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.