Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»
Оценка 4.7

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл—11 кл
24.01.2017
Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»
Нормативная база для разработки программы.Актуальность программы. Цель программы. Принципы педагогической деятельности, цели, содержание и методы работы с одарёнными детьми. Формы работы с одаренными учащимися. Используемые технологии и приёмы в работе с одарёнными детьми. Основные формы внеурочной образовательной деятельности. План реализации программы. Планируемые результаты. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
Программа Одаренные дети Общественные науки.docx
«Работа с одаренными детьми. Общественные науки» Программа Возраст обучающихся – 11­18 лет Срок реализации – 3 года Разработал: учитель   Обществознания  Романенко Л.А. Пояснительная записка Выявление   одарённых   и   талантливых     детей   должно   начинаться   уже   в начальной   школе   и   продолжаться   в   среднем   звене   на   основе   наблюдения   за учеником,   изучения   его   психологических   особенностей,   памяти,   логического мышления. Работа с одарёнными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.  Основания для разработки программы: Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266­1 Приоритетный национальный проект «Образование» Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 Актуальность  программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для   выявления   и   развития   одаренных   и   талантливых   детей   и   реализация   их потенциальных   возможностей   являются   одними   из   приоритетов   в   сфере образования. Целью программы является выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Принципы   педагогической   деятельности,   цели,   содержание   и   методы   работы   с одарёнными детьми. Общие принципы обучения одарённых детей К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:  – принцип развивающего и воспитывающего обучения; – принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  – принцип учета возрастных возможностей.  Цели образования Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей   обучения   и   воспитания,   которые   определяются   как   формирование   знаний,   умений   и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного   развития   учащихся   с   учетом   их   дарования.   В   зависимости   от   особенностей обучающихся   и   разных   систем   обучения   та   или   иная   цель   может   выступать   в   качестве основополагающей.  Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.  Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема   знаний   в   рамках   школьных   предметов.   Этой   специфической   составляющей   является высокий   (или   повышенный)   уровень   и   широта   общеобразовательной   подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.   Несмотря   на   более   высокие   способности   в   отдельных   предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом. Целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех   способностей   и   дарований   с   целью   их   последующей   реализации   в   профессиональной деятельности.   Но   применительно   к   одаренным   детям   эта   цель   особенно   значима.   Следует подчеркнуть,   что   именно   на   этих   детей   общество   в   первую   очередь   возлагает   надежду   на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.  В качестве приоритетных  целей обучения детей с  общей одаренностью  могут быть выделены следующие:  –   развитие   духовно­нравственных   основ   личности   одаренного   ребенка,   высших   духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);  – создание условий для развития творческой личности;  – развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);  –   обеспечение   широкой   общеобразовательной   подготовки   высокого   уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.  Задачи: 1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы. 2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель». 3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах школьной среды. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого­пе­ дагогического   статуса,   возрастными   возможностями.   Эта   задача   решается   в   основном средствами   педагогической   и   психологической   диагностики,   развивающей   педагогической деятельности. 4. Повысить психолого­педагогическую компетентность  родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Принципы тьюторского сопровождения одарённых детей: ­ непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; ­   признание   уникальности   ребенка,   исключающее   усреднение,   сравнение   одного   ребенка   с другим; ­ бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе; ­ защита интересов ребенка; ­ индивидуальный путь развития ребенка; ­ учет специфики возрастного и индивидуального развития; ­ принцип диалогичности; ­ принцип личностно­ориентированного подхода к ребенку; ­ принцип построения развивающей работы на основе диагностики; Нормы   сопровождения  заложены   в   профессиональной   позиции   педагога,   группы сопровождения: ­ последовательное осуществление цикла сопровождения; ­ владение комплексом диагностических методик; ­ выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации; ­   осуществление   мониторинга   действенности   программы   и   выстраивание   новой   в   случае неэффективности первой программы; ­ любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ­ ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; ­ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»); ­ поощрение и одобрение самостоятельности и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; ­ признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; ­ умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; ­ систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии. Содержание образования  В  обучении   одаренных  применяются  четыре  основных   подхода  к  разработке  содержания учебных программ.  1)  Ускорение.  Этот   подход   позволяет   учесть   потребности   и   возможности   определенной категории детей, отличающихся  ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.  2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый   интерес   по   отношению   к   той   или   иной   конкретной   области   знания   или   области деятельности.   При   этом   предполагается   более   глубокое   изучение   ими   тем,   дисциплин   или областей знания.  3)  Обогащение.  Этот   подход   ориентирован   на  качественно   иное   содержание   обучения   с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.  4)  Проблематизация.  Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся.   Специфика   обучения   в   этом   случае   состоит   в   использовании   оригинальных объяснений,   пересмотре   имеющихся   сведений,   поиске   новых   смыслов   и   альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных   областей   знаний,   а   также   рефлексивного   плана   сознания.   Такие   программы   не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), они реализуются в системе деятельности учителя с одарёнными детьми.             Формы работы с одаренными учащимися       использование   в   практике   элементов индивидуальный   подход   на   уроках, дифференцированного   обучения,   проведение   нестандартных   форм   урока   творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; кружки по интересам; дополнительные   занятия   с   одаренными   учащимися,   подготовка   к   олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;  Проведение предметных недель      занятия исследовательской и проектной деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно­практические конференции;  участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;    работа по индивидуальным планам; использование современных ИКТ (интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия); создание детских портфолио. Формы работы с одарёнными  и талантливыми детьми в урочное время Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний. Урок­семинар.  Урок­зачет.  Урок­практикум. Урок­игра. Урок­дискуссия (круглый стол). Виды  деятельности Обобщение, повторение, закрепление знаний (обучающиеся в роли консультантов) Выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии,  отстаивание своих суждений. Организация проверки знаний, умений,  навыков (обучающиеся в роли экспертов) Работа с документами, фотоархивами,  плакатами, картами, схемами, таблицами,  цифровыми образовательными ресурсами. Составление кроссвордов, ребусов,  викторин,  дидактических игр:  «Экскурсия», «Восхождение на пик  Знаний», путешествие «По семи чудесам  света».  Составление и организация ролевых игр –  интервью с историческими героями,  политическими лидерами. Дискуссия по различным темам  исторического и обществоведческого  характера: «Реформы и реформаторы в  России», «Участие в выборах – дело  каждого».  Используемые технологии и приёмы в работе с одарёнными детьми Технологии: 1) личностно­ориентированного обучения; 2) проектного обучения; 3) технология моделирования; 4) технология критического мышления; 5) информационные технологии; 6) технология дистанционного обучения; 7) технология индивидуальных  образовательных траекторий; 8) технология коучинг (организация самообучения); 9) технология коллективно­творческих дел (экскурсии). Приемы: 1) «Аквариум» ­ форма диалога, когда детям предлагается обсудить проблему перед всем 2) классом.    «Мозговой   штурм»   ­   используется   тогда,   когда   можно   предложить   наибольшее количество   вариантов   разрешения   проблемы.   Например:   «Как   снизить   уровень преступности? (Право). 3) «Синквейн» ­ работа с понятиями. 4) Дидактические игры, учебные ситуации. 5) Тренинги, дискуссии. Основные формы внеурочной образовательной деятельности Форма Внеурочные занятия Ученическая  конференция Интеллектуальное   общество учащихся «Поиск» Кружки Задачи  Учет индивидуальных возможностей учащихся.  Повышение степени самостоятельности учащихся.  Расширение познавательных возможностей учащихся.  Формирование навыков исследовательской, творческой и  проектной деятельности.   Представление широкого спектра форм внеурочной  деятельности.  Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области.  Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения  знаний на основе работы с научно­популярной, учебной и  справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.  Формирование информационной культуры учащихся.  Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и  проектной деятельности.  Формирование аналитического и критического мышления  учащихся в процессе творческого поиска и выполнения  исследований.  Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе. Программа предусматривает работу по трем направлениям:    работа на уроке внеурочная деятельность работа с родителями Этап 2015­2016  учебный год 2016­2017 учебный год План реализации программы Мероприятия программы  Изучение нормативно­правовой базы.  Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе  реализации проекта.  Участие в  предметных олимпиадах.  Проведение предметных недель  Описание системы работы с одаренными учащимися.  Разработка Программы «Одаренные дети».  Организация информационно­методического обеспечения и повышения  психолого­педагогической компетентности учителей по проблемам  одаренности.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.  Диагностика склонностей учащихся.  Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой  работы с одаренными детьми.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.  Проведение предметных недель 2017­2018 учебный год  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с  одаренными учащимися.  Разработка и утверждение программ по внеурочной детальности  Разработка методических рекомендаций по основам  исследования  школьников.  Диагностика склонностей учащихся.  Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.  Проведение предметных недель  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с  одаренными учащимися.  Разработка и утверждение программ по внеурочной деятельности  Разработка методических рекомендаций.  Мониторинг личных достижений учащихся.  Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной  школы.  Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их  решения и разработка перспективного плана­программы дальнейшей  работы в этом направлении. Этапы реализации программы: 2015­2016 учебный год – проектировочный. Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в  школе. Задачи:  Изучение нормативной базы, подзаконных актов.  Разработка программы работы с одаренными учащимися.  Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение  обязанностей.  Анализ материально­технических, педагогических условий реализации программы. 2016­2017 учебный год – экспериментальный. Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи:  Диагностика склонностей учащихся   Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам   исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.  Адаптация учебных программ, программ по внеурочной деятельности.  Повышение квалификации педагогов. 2017­2018 учебный год – переход в режим функционирования. Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи:  Анализ итогов реализации программы.  Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в  школе.  Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.  Обобщение результатов работы школы. Методы и средства обучения Методы   обучения   как   способы   организации   учебной   деятельности   учащихся   являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и   личностных   качеств.   Применительно   к   обучению   интеллектуально   одаренных   учащихся, безусловно,   ведущими   и  основными   являются  методы   творческого   характера  –  проблемные, поисковые,   эвристические,   исследовательские,   проектные   –   в   сочетании   с   методами самостоятельной,   индивидуальной   и   групповой   работы.   Эти   методы   имеют   высокий познавательно­мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов   одаренных   учащихся.   Они   исключительно   эффективны   для   развития   творческого мышления   и   многих   важных   качеств   личности   (познавательной   мотивации,   настойчивости, самостоятельности,   уверенности   в   себе,   эмоциональной   стабильности   и   способности   к сотрудничеству и др.). ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ  Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного   ребенка.   Эффективная   идентификация   одаренности   посредством   какой­либо одноразовой   процедуры   тестирования   невозможна.   Поэтому   вместо   одномоментного   отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей   в   процессе   их   обучения   по   специальным   программам   (в   системе   дополнительного образования)   либо   в   процессе   индивидуализированного   образования   (в   условиях общеобразовательной школы).  Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».  Психолого­педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:  1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;  2) длительность процесса идентификации;  3)   анализ   поведения   ребенка   в   тех   сферах   деятельности,   которые   в   максимальной   мере соответствуют его склонностям и интересам;  4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей,   способов   решения   математических   задач   и   пр.)   с   привлечением   экспертов   – специалистов   высшей   квалификации   и   соответствующей   предметной   области   деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);  5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной   предметной   и   образовательной   среды   при   разработке   индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе;   использование   тренинговых   методов,   в   рамках   которых   можно   организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;  6)   многократность   и   многоэтапность   обследования   с   использованием   множества психодиагностических   процедур,   отбираемых   в   соответствии   с   предполагаемым   видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;  7)   диагностическое   обследование   желательно   проводить   в   ситуации   реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;  8)   использование   таких   предметных   ситуаций,   которые   моделируют   исследовательскую деятельность,   и   позволяет   ребенку   проявить   максимум   самостоятельности   в   овладении   и развитии деятельности;  9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;  10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело   с   оценкой   реального   поведения   ребенка   в   реальной   ситуации,   –   анализ   продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.  Однако комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть   отнесен   ребенок,   который   никак   не   подтвердит   этой   оценки   в   своей   последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).  При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:  а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;  б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;  в) потенциальные возможности ребенка к развитию. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА  Различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря   на   его   условность,   происходит   на   основе   сравнения   различных   показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений.  Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно,   в   реальной   жизни   нет   такой   четкой   грани)   на   одаренность   с   гармоничным   и дисгармоничным типами развития.  Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития. Качества личности Стремление   к   творческой   деятельности   считается   отличительной   характеристикой   таких одаренных   детей.   Ученики,   которые   проявляют   повышенную   самостоятельность   в   процессе обучения и в меньшей степени, обращаются за помощью взрослых. Возможность ошибки учителя в том, что  за одаренность можно принять самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д.  Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.  Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности,   огромная   любознательность,   страстная   увлеченность   любимым   делом,   наличие ярко  выраженной  внутренней  мотивации.  С  раннего  детства   одаренные  дети   демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.  Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление   добиться   совершенства   в   выполнении   деятельности.   Иногда   ребенок   часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному   ему   известного   критерия   совершенства.   Хотя   в   целом   эта   характеристика   носит позитивный   характер,   в   будущем   превращаясь   в   залог   высокого   уровня   профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.  Устойчиво   высокая   самооценка,   с   одной   стороны,   есть   отличительная   характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта   противоречивость   самооценки   и   есть   условие   поступательного   развития   его   личности   и способностей.   Отсюда   стратегия   поощрения   одаренного,   да   и   любого   ребенка   должна   быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности   появления   неудач.   Причем   наличие   постоянных   успехов   сам   ребенок   должен воспринимать   как   свидетельство   недостаточной   трудности   деятельности,   которая   ему предлагается и за которую он берется.  Одна   из   основных   характеристик   одаренных   детей   и   подростков   –   независимость (автономность):   отсутствие   склонности   действовать,   думать   и   поступать   сообразно   мнению большинства.   В   какой   бы   области   деятельности   ни   проявлялась   их   одаренность,   они ориентируются   не   на   общее   мнение,   а   на   лично   добытое   знание.   Хотя   эта   личностная характеристика помогает им в деятельности, но она же делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя не всегда предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит   иногда   к   конфликтам.   Учителю   следует   всегда   учитывать   эту   психологическую особенность, понимая ее природу. Роль семьи Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг   бытовых   проблем,   в   их   общении   очень   рано   представлена   так   называемая   совместная познавательная   деятельность   –   общие   игры,   совместная   работа   на   компьютере,   обсуждение сложных   задач   и   проблем.   Часто   родителей   с   детьми   объединяют   общие   познавательные интересы,   на   основе   которых   между   ними   возникают   устойчивые   дружеские   отношения. Отношение   к   школьному   обучению   у   родителей   этих   детей   никогда   не   принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.  В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка,   поэтому   практическая   задача   педагогов   –   оказание   психолого­педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей. В   числе   мероприятий   по   работе   с   родителями   существенное   место   занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения: • • • • • • • круглые столы; информационно­практические беседы; информационные лектории с элементами практикума; обучающие семинары; родительские педагогические тренинги; родительско­ученические мероприятия; обмен мнениями. Взаимоотношения со сверстниками и педагогами В   целом   эта   группа   одаренных   детей   характеризуется   высокой,   по   сравнению   со сверстниками,   адаптацией   к   школьному   обучению   и   соответственно   коллективу   соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в   коллективе   сверстников.   Очень   важно   создать   для   этих   детей   оптимальные   по   трудности условия их одаренности. Во­первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т. п.). Во­вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки   зрения   (в   том   числе   и   весьма   авторитетные),   отстаивать   свое   мнение,   обосновывать собственную точку зрения и т. п. Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.  Неравномерность психического развития Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе не всегда   соответствует   действительности.   Однако   у   части   детей,   исключительно   одаренных   в какой­либо   одной   области,   действительно   отмечается   ярко   выраженная   неравномерность психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность в период становления и является источником многих проблем необычного ребенка.  Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно­эстетическом   развитии.   Понятно,   что   все   другие   психические   сферы   – эмоциональная, социальная и физическая – не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная   специализация   интересов   в   виде   доминирования   интереса,   соответствующего   их незаурядным способностям. Наиболее   важной   характеристикой   личности   детей   с   проявлениями   яркой   одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.  Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается   повышенная   впечатлительность   и   связанная   с   ней   особая   эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.  Повышенная   реактивность   в   некоторых   случаях   проявляется   в   склонности   к   бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, когда в сложных ситуациях проявляют   явно   инфантильную   реакцию,   например,   критическое   замечание   вызывает   у   них незамедлительные   слезы,   а   любой   неуспех   приводит   к   отчаянию.   В   других   случаях   их эмоциональность   носит   скрытый,   внутренний   характер,   обнаруживая   себя   в   излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях.  У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в   умноженном   варианте,   когда   на   естественное   возрастное   несоответствие   накладывается   и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка.  Другой   серьезной   проблемой   некоторой   части   детей   с   высочайшими   интеллектуальными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний. Особенно часто это свойственно детям, у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего возраста они получают одобрение окружающих за поражающий всех   объем   и   прочность   знаний,   что   и   становится   впоследствии   ведущей   мотивацией   их познавательной деятельности. В силу этого их достижения не носят творческого характера и подлинная одаренность не сформирована. Вместе с тем при соответствующей системе обучения и   воспитания,   при   четко   продуманной   системе   развития   мотивации   эта   проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена. При этом система развития одаренности   ребенка   должна   быть   тщательно   выстроена,   строго   индивидуализирована   и   ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.  КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Такие   особенности   учащихся,   как   развитый   интеллект,   высокий   уровень   творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.  К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:  1)   имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   остальных   сверстников интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие   возможности   и проявления;  2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;  3) испытывают радость от умственного труда.  В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.  Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:  1)   с   необыкновенно   высоким   общим   уровнем   умственного   развития   при   прочих   равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);  2) с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте); 3)   не   достигающие   по   каким­либо   причинам   успехов   в   учении,   но   обладающие   яркой познавательной   активностью,   незаурядными умственными   резервами   (возможности   таких   учащихся   нередко   раскрываются   в   старшем школьном возрасте).    оригинальностью   психического   склада, Создание   условий   для   оптимального   развития   одаренных   детей,   включая   детей,   чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на   дальнейший   качественный   скачок   в развитии их способностей, является одним из главных направлений моей работы. В работе с этой категорией учащихся я руководствуюсь  следующими принципами:  1)   принцип   индивидуализации   обучения   (высшим   уровнем   реализации   этого   принципа выступает   разработка   индивидуальной   системы   оптимальных   условий   развития   одаренного учащегося);  2)   принцип   свободы   выбора   учащимся   дополнительных   образовательных   услуг,   помощи, наставничества;  3) принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;  4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;  5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;  6) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. Благодаря этим принципам удается решать важные задачи:  – самоопределение и самореализация учащегося;  – адаптация личности в социокультурной среде; – развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.  Предполагаемые результаты   адекватно   проявляющих   свои • увеличение   количества   детей, интеллектуальные или иные способности;  • • олимпиад, конференций различного уровня;  • повышение социального престижа школы.  повышение качества образования и воспитания школьников в целом;  положительная   динамика   процента   участников   и   призеров   конкурсов, Планируемые результаты: 1. Личностные  Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.  Сформированность толерантности сознания.  Сформированность   навыков   социализации   и   продуктивного   сотрудничества   со сверстниками. 2. Метапредметные Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.   Навыки   исследовательской   и   проектной   деятельности,   адекватное   представление результатов исследования. 3. Предметные  Овладение  логическими операциями;  Сформированность основ социально­критического мышления Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми: 1 Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2 Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные  способности. 3 Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности. 4 Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 5 Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями,  увеличение числа таких дете

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми. Общественные науки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017