Рабочая программа "Развитие речи"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Развитие речи"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл
28.06.2018
Рабочая программа "Развитие речи"
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Рабочая программа по курсу Развитие речи 1 класс.docx
Рабочая программа курса   «Развитие речи» (33 часа)  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно­познавательную  и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по  направлению развития личности «общекультурное».  Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как  основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания  детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и  самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.  Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые  федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности  по русскому языку.  Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,  средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно  воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть  обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа  интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный  школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.  Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение.  Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.  Программа «Развитие речи» имеет научно­познавательное направление. Она позволяет показать  учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы  внеурочной деятельности. Новизна программы:  ­Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование  произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению  ­Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.  ­Занятия выстроены занимательно, имеют поисково­творческий характер.  Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.  Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность,   деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство,  творчество и успех. Цель программы:  Развитие духовно­нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно  выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить  языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи,  коммуникативной и лингвистической компетенции  Задачи:  ­расширение и углубление программного материала;  ­совершенствование навыков анализа различных фактов языка; ­пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей  речью. ­воспитание любви и уважения к великому русскому языку;  ­воспитание чувства патриотизма;  ­повышение общей языковой культуры учащихся;  ­выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у  слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.  ­развитие интереса к языку как учебному предмету;  ­ общего языкового развития младших школьников;  ­развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности,  активности, воли, ответственности, самостоятельности.  Общая характеристика курса  В новых  Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения  даны основные направления работы по развитию речи и прямо говорится в программе, что «  направления работы по развитию речи включают, как обязательную составную часть, работу по  предупреждению и устранению речевых ошибок». В этой связи особое значение приобретает  работа по ознакомлению учащихся  с условиями использования лексических и грамматических  средств языка в конкретной речевой ситуации.    В число основных содержательных линий курса входят:   ­   усвоение литературного языка;   ­  овладение чтением и письмом;   ­  совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.     Виды речи.   Речь бывает внешняя и внутренняя.      Внешняя речь подразделяется на речь устную (звучащую) и письменную (графически  зафиксированную). Выделяют также речь диалогическую и монологическую.      Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая без отчетливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.     Особенно большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному сочинению,  изложению или записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложение и целые  фрагменты текста первоначально в уме, т.е. на уровне внутренней речи. Важно, чтобы учащийся,  начиная писать предложение, в уме подготовил  его целиком и знал, как его закончит.     Если  внутренняя речь – это речь для себя, то внешняя – для других. Она рассчитана на  восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и  требования к ней бывают высокими.     Виды речевой  деятельности включают в себя все виды как в изучении русского языка, так и в  изучении литературного чтения: слушание; говорение;  чтение как вслух, так и  про себя; работа с  разными видами текст;  работа с художественным произведением;  работа с учебными, научно­ популярными и другими текстами.; культура письменной речи;  литературоведческая  пропедевтика; творческая деятельность. Культура речи – как устной, так и письменной – в нашей гимназии, к сожалению, остается  низкой. Об этом свидетельствуют самые разнообразные стилистические ошибки, которые  встречаются в повседневной устной и письменной речи учащихся. Поэтому главной задачей  учителя является развитие  речи младшего школьника – процесса сложного, творческого, который невозможен без эмоций, без увлеченности.     Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую нужно планировать  на каждый урок.       Основным  средством  коммуникации является речь. Она помогает ребенку не только  общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания  действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания  ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и  динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо  знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить  главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.   Таким образом, уроки развития речи становятся составной частью целостной системы правового  образования. Это особенно важно в начальной школе, так как психологами установлено, что  младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в  истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм,  дети в этом возрасте отличаются бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим,  непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитания  младших школьников.     Основная задача уроков развития речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и  правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи  осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые  позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.    Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Большое внимание при  проведении уроков развития речи следует уделять различным формам работы с текстом:  формировать умение составлять устный или письменный текст, редактировать его, выверять  орфографию. Преобладание на первоначальном этапе устных упражнений достигается за счет  умения пересказать прочитанное, составить рассказы по наблюдениям, драматизации,  импровизации, словесного рисования и т.д.      Дети должны овладеть  различными языковыми средствами. Выбор слов, оборотов речи и  предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических  связей, проверка орфографии — весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка  высокого напряжения всех его творческих сил. А ведь именно творческая работа требует  самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего­то своего, личного в  текст. Оно способствует становлению личности учащегося.   Место курса в плане внеурочной деятельности      На предмет Развитие речи  по учебному плану отводится 1 час в  неделю,  33   учебных недели  –  3 часа. Продолжительность занятия для учеников 1 класса – 35 минут.  Описание ценностных  ориентиров  содержания курса    Коммуникативно­познавательная направленность Программы  и  реализуемый  в ней системно­ деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка   и осмысление способов функционирования этих языковых единиц устной и письменной речи, в  различных ситуациях общения и различных текстах.    Познавательная  направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего  инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и  развития речевого мышления.     Эстетическая и духовно­нравственная деятельность Программы  нацелена на развитие  художественно­ эстетической деятельности, формирование нравственно­этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.    Культура речевого общения Программы ориентирована на совершенствование всех видов  коммуникативно­речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить,  использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.     Обучение  развитию речи  на основе данной Программы имеет личностно  ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и  его познавательных возможностей.    Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития  образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная  грамотность детей,  возникает интерес и появляется бережное отношение к русскому языку, его  богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса.  Личностные результаты: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;  б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;  в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;  г) формирование духовных и эстетических потребностей;  д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;  ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.  Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно­ нравственном развитии человека;  Метапредметные результаты  Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой.  Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»  является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД  ­Проговаривать последовательность действий на уроке.  ­Учиться работать по предложенному учителем плану.  ­Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. ­Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.  Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания  образовательных достижений.  Познавательные УУД ­Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  ­Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре).  ­Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроках.  ­Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего  класса.  Коммуникативные УУД ­Уметь донести свою позицию до собеседника;  ­Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или  небольшого текста).  ­Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.  ­Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. ­Учиться согласованно работать в группе:  а) учиться планировать работу в группе;  б) учиться распределять работу между участниками проекта;  в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы;  г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Содержание курса 1 класс.  Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. Слово. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова­«родственники». Слова­«родственники» и слова­«друзья» (синонимы). Слова­«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова­«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова­«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов­«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова­«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Культура общения. Волшебные слова. Слова ­ выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова ­ выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами ­ выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения. Требования к уровню подготовки учащихся. К окончанию курса обучающиеся должны знать:  знать:  ­ многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; ­ изобразительно­выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; ­ стили речи: разговорный и книжный; ­ типы текстов; уметь: ­ уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика,  телодвижения, интонацию); ­ выразительно читать небольшой текст по  образцу; ­определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; ­ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,  используя соответствующие этикетные формы ;  ­быть хорошим слушателем; ­ определять лексическое значение слова; ­ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; ­ редактировать предложения; ­ определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; ­ сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. ­ распознавать типы текстов; ­ устанавливать связь предложений в тексте; ­ распознавать стили речи; Формы контроля полученных результатов:  1.Самостоятельные работы (2 за год).  2.Наблюдение.  3.Презентации проектных работ, КВН.  Учебно ­тематическое планирование курса « Речь» 1 класс. (33 часа) № 1. Тема занятия.   Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь.  Количество часов 1ч Устная и письменная речь.  Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Слово. Толковый словарь.  Слова ­ «родственники». Слова играют в прятки. Слово. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. Слова­«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова­«родственники» и слова­«друзья» (синонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Тематические группы слов Предложение и словосочетание.  Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Проверочная работа. Загадки. Культура общения.  Волшебные слова. Слова ­ выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова ­ выражения приветствия, прощания. Понятие о тексте.  Тема текста Озаглавливание.  Типы текста. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста Составление плана. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.. Проверочная работа Конкурс 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"

Рабочая программа "Развитие речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018