Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 – х классов составлена в соответствии с
нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего
образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. ФГОС
№1577 от 31 декабря 2015 г. (с изменениями)
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.:
Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения), И.Н. Пономарёва, В.С.
Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы:
программа. — М.: ВентанаГраф,2011.
Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в
основной школе: Программы». М.: «Вентана – Граф», 2012).
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ №8»
Учебный план МКОУ СОШ №8 на 20172018 учебный год .
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников,
утвержденных, рекомендованных (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253, с
изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 8 июня 2015 г.№576 и от 28 декабря 2015 г. №1529, от 26 января 2016
г. №38 , письмо Минобрнауки КБР от 21.04.2016 г. №220113/2298) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 20162017 уч. год.
учебник и тетрадь:
1. Биология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений /
[Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.]
2. Биология: рабочая тетрадь для 6 класса / Пономарёва И.Н., Николаев И.В.,
Корнилова О.А.]
Положение о рабочей программе МКОУ «СОШ №8» г.о. Нальчик
Согласно учебному плану МКОУ «СОШ №8» на изучение биологии в 6 классе
отводится 70 ч., 2 часа в неделю.
Особенность построения курса состоит в том, что он направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания
проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной
карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание
значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и
способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации
вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является
социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели
формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье
человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием
интеллектуальных
и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной,
ценностносмысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально
ценностного отношения к объектам живой природы. Планируемые результаты изучения курса
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно
познавательных и учебнопрактических задач, выполнение которых требует от обучающихся
овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые
результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как
формирование ценностносмысловых установок, развитие интереса; целенаправленное
формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся
средствами предметов
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
(включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и
защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Регулятивные УУД:
ученик научится
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ученик научится
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение
и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4й линии развития:
– осознание роли жизни (1я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4я линия развития).
Коммуникативные УУД:
ученик научится
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
определение принадлежности биологических объектов к
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и
бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие,
размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями;
классификация
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли растительных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки растений, органов растений;
на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных
отделов, классов Покрытосеменных; наиболее распространенных; съедобных,
ядовитых, сорных, лекарственных растений;
сравнение биологических объектов и процессов,
умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений растений к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
умение делать выводы и Предметные результаты ( по разделам)
науки, изучающие живую природу
органы вегетативные и генеративные
клетка – единица строения и жизнедеятельности
запасные вещества клетки
Тема 1. "Наука о растениях ботаника"
учащиеся узнает
функции основных частей клетки
учащиеся научится
сравнивать различные жизненные формы
обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны
устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания
объяснять отличия молодой клетки от старой
доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого
Тема 2. "Органы цветкового растения"
Учащиеся узнает:
особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
особенности строения цветка как генеративного органа;
строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной
деятельности;
Учащиеся научится:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать функции органов растений;
описывать стадии развития органов растений и всего растения;
называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
различать и определять типы корневых систем;
определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период
опыления;
рисунков, таблиц;
изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем,
объяснять особенности роста органов растения;
устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
систематизировать знания по теме;
оценивать свои результаты и достижения.
Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений" космическую роль зеленых растений
значение воды в жизни растений
этапы водообмена
половое и бесполое размножение
вегетативное размножение отпрысками и прививкой
приспособленность растений к разным способам опыления
искусственное опыление
ветвление, формирование кроны
образование годичных колец
периоды индивидуального развития растений
учащиеся узнает
макро и микроэлементы
зависимость роста и развития от условий окружающей среды
учащиеся научится
объяснять роль составных частей почвы в жизни растения
обосновывать необходимость охраны почв
объяснять результаты опытов
обосновать приспособленность растений к фотосинтезу
обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от
загрязнений
сравнивать фотосинтез и дыхание
определять по внешнему виду растений – способ опыления
ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега
объяснять рост побега
древовидные папоротники
половое и бесполое размножение водорослей
Тема 4 «Многообразие и развитие растительного мира»
учащиеся узнает
жизненные циклы мхов и папоротников
жизненных цикл сосны
основные регионированные сорта
учащиеся научится
уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши
выявлять приспособления у растений к среде обитания
различать лекарственные и ядовитые растения
выявлять приспособленность растений к среде обитания
находить черты усложнения у растений разных отделов
покрытосеменные – господствующая группа растений
редкие и охраняемые растения Республики Бурятия
усложнение растений в процессе исторического развития
причины господства покрытосеменных растений
происхождение культурных растений
понятие сорта
достижения науки в выведении новых сортов
Тема 5. "Природные сообщества" 2часа учащиеся узнает
строение и структуру сообщества
характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
круговорот веществ и поток энергии как главном условии существования природного
сообщества;
смена сообществ, причины и этапы
многообразие природных сообществ
о роли зелёных растений в природных сообществах;
учащиеся научится
строить схемы разнообразных природных сообществ
Система оценки планируемых результатов
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на
основе соответствия ученика следующим требованиям:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и
требований к освоению учебного материала;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной
траектории в изучении предмета;
активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных
проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои
идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам
выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной
оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального
проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к
решению учебнопознавательных и учебнопрактических задач на основе изучаемого
учебного материала, в том числе:
усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях
процессов жизнедеятельности,
протекающих в растениях, о зависимости
растительного организма от среды обитания;
знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных
сообществах и жизни человека;
овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам,
рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание
полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос,
взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест,
работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и
т.д.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебнопознавательных и учебнопрактических
задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней
оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной
деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая
аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов
освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными
составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению
и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является
оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при
котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения
образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что
позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего
развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка
«зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания:
текущего, промежуточного и итогового.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты
образовательного
процесса
Формы контроля
Личностные
Анкетирование, тестирование, беседа, составление портфолио
Метапредметные
Фронтальный опрос, устный и письменный индивидуальный и
групповой опрос, текущие контрольные работы
Предметные
Промежуточные аттестации, департаменский и административный
контроль, итоговые контрольные работы. Проектная деятельность
Критерии оценки
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный
материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2) умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные
термины;
3) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении; 6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Наука о растениях – ботаника (6 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни
человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и
продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение
растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток.
Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (20ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и
двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятиео
жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторные работы
«Изучение строения семени фасоли». Корень.
Связь растений с почвой.
Виды
корней.Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение
корня в связи свыполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней.
Экологические факторы,определяющие рост корней растений.
Корневые системы растений.
Лабораторная работа
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие
почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья
простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и
функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в
жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее
строениестебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю.
Отложение органическихвеществ в запас.Видоизменения побегов: корневище, клубень,
луковица; их биологическое и хозяйственноезначение.
Лабораторные работы
«Строение вегетативных и генеративных почек».
«Внешнее строение листа».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение
цветка. Однополые и обоеполые цветки.Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие
ибиологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.
Приспособлениярастений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в
природе и сельскомхозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных
веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение
веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образованиеорганических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у
цветковых растений.
Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми,
корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами.
Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском
хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения
растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные
изменения в жизни растений.
Лабораторные работы
«Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира (26 ч) Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические
категории:царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений.
Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей.
Биологические особенностиодноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с
представителями других растений.Пресноводные и морские водоросли как продуценты
кислорода и органических веществ.Размножение водорослей. Значение водорослей в природе
и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина
льна(сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в
промышленности исельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения.
Охранаплаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения.
Общая характеристика голосеменных растений.
Размножениеголосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных
в природе и вхозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика
семейств:Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых,
Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика
семейств:Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений
данных семейств, их биологические особенности изначение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход
растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их
приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и
сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение строения мхов (на местных видах)».
Природные сообщества (8 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного
сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом
фитоценозе. Типывзаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Реализация программы осуществляется при использовании:
Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа,
1. Форм организации образовательного процесса:
•
программированное обучение.
•
информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
2. Методов обучения:
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.
Самостоятельные: письменные упражнения.
•
•
•
•
формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный опрос,
творческое задание.
Учебнотематический план
№
Тема
Тема и № лаб.раб.
Кол
во
часов
Из них
колво
к.р.
Тема и №
практич.
раб
1
2.
Наука о растениях
ботаника
Органы растения
6
20
3.
4.
Основные процессы
жизнедеятельности
10
Многообразие
развитие
растительного мира
и
26
Природные
сообщества
8
Тематическое планирование
1
2
1
5
1
Лабораторные работы№1
«Изучение строения семени
фасоли».
Лабораторная работа№2
«Строение корня проростка».
Лабораторные работы№3
«Строение вегетативных и
генеративных почек».
Лабораторные работы№4
«Внешнее строение листа».
Лабораторные работы№5
«Черенкование комнатных
растений».
Лабораторные работы№5
«Изучение строения мхов
№
Тема урока
Колво
Дата часов
по плану
фактически
1. Наука о растениях ботаника (6 ч)
1
2
Царство Растения.
Внешнее строение.
3 Многообразие жизненных форм
растений
Клеточное строение растений
Ткани растений
Контрольная работа « Введение в
ботанику»
2. Органы растения (20 ч)
05.09
09.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
28.10
31.10
11.11
14.11
18.11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Семя. Строение и значение
Лабораторные работы№1
«Изучение строения семени фасоли».
Условия прорастания семян.
Корень, его строение.
Лабораторная работа№2
«Строение корня проростка».
Видоизменение корней. Значение
корней
Побег.
Почка
Лабораторные работы№3
«Строение вегетативных и генеративных
почек»
Лист, его строение и значение
Лабораторные работы№4
«Внешнее строение листа».
Видоизменение листьев. Листопад
Контроль знаний «Семя. Корень.
Побег. Лист. Почка»
20
Стебель, его строение и значение 21
22
23
24
25
26
Видоизменение стебля
Цветок, его строение и значение
Соцветия
Цветение и опыление
Плод. Разнообразие и значение плодов
Контрольная работа " Органы
цветкового растения"
1
1
1
1
1
1
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
3. Основные процессы жизнедеятельности (10 ч.)
27 Минеральное питание растений и
значение воды
Воздушное питание – фотосинтез
Биологическое значение фотосинтеза
Дыхание и обмен веществ у растений
Размножение растений
Оплодотворение растений
Вегетативное размножение
Лабораторные работы№5
«Черенкование комнатных растений».
Рост и развитие растений
Контрольная работа «Основные
процессы жизнедеятельности»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.12
16.12
19.12
23.12
26.12
30.12
13.01
16.01
20.01
23.01
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
4. Основные отделы царства растений (26 ч)
Систематика растений
Водоросли
Типы Водорослей. Значение
Отдел Моховидные
Лабораторные работы№5
«Изучение строения мхов
Отдел Папоротники. Плауны. Хвощи
Особенности размножения споровых
растений
1
1
1
1
1
1
1
27.01
30.01
06.02
10.02
13.02
17.02
21.02 44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Контрольная работа «Водоросли и
споровые растения»
Отдел Голосеменные
Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные
Отдел Покрытосеменные
Контрольная работа « Общая
характеристика голосеменных и
покрытосеменных»
Семейство двудольные:
Семейство двудольные:
Семейство двудольные:
Контрольная работа « Представители
Семейства Двудольные»
Семейство однодольные
Семейство однодольные
Контрольная работа « Представители
Семейства Однодольные»
57
Эволюция живого мира
58
59
60
61
62
Историческое развитие растительного
мира
Происхождение культурных растений
Дары нового и Старого Света
Центры культурных растений Дары
нового и Старого Света
Значение растений
Контрольная работа «Основные
отделы растений»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5. Природные сообщества (8ч)
63
Понятие о природном сообществе.
1
24.02
27.02
03.03
06.03
10.03
13.03
17.03
03.04
07.04
10.04
14.04
17.04
21.04
24.04
28.04
05.05
08.05
12.05
15.05 64
65
66
67
68
69
Структура природного сообщества
Совместная жизнь организмов в
природном сообществе
Понятие о смене природных
сообществ сукцессия
Разнообразие природных сообществ
Контрольная работа «Природные
сообщества»
Итоговая контрольная работа за курс
6 класс
70
Задание на лето
1
1
1
1
1
1
1
Учебнометодический комплекс
1. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 511 классы:
программы. – М.: ВентанаГраф, 2010.
2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н.
Пономаревой. – М.: ВентанаГраф, 2009
3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая
тетрадь № 1. – М.: ВентанаГраф, 2010.
4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая
тетрадь № 2. – М.: ВентанаГраф, 2010.
5. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. М.: ВентанаГраф,
2009
6. Дидактические карточкизадания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева,
О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» М.: Издательство
«Экзамен»,2009
7. «Контрольноизмерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Рабочая программа с КТП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.