Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
классное руководство
5 кл
27.07.2017
Примерная программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованиям к результатам, представленным во ФГОС ООО.
Цель программы:
• формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи);
• создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.Примерная программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованиям к результатам, представленным во ФГОС ООО.
Цель программы:
• формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи);
• создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
раб. прогр. Я гражданин.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное образование Кондинский район
Управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_______________Г.Г.Терентьева
«____»_________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ Морткинской СОШ
________ О.Г. Мурашина
«____»_________2015г.
Рабочая программа
Системы классных часов
ФГОС
«Я гражданин России»
В 5 б классе
20152016 учебный год
Составит
ель:
Иноземцева
С.С. ,
классный руководитель
5 б класса 2015 г. Г.п.Мортка
I. Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на
основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованиям к результатам,
представленным во ФГОС ООО.
Цель программы:
формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу
его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих
способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи);
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими
ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Задачи:
создать условия для развития духовнонравственной личности, разумно сочетающей личные
интересы с общественными;
воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и
привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы;
способствовать развитию нравственных взаимоотношений в семье;
воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре
своей страны.
дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах
государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России.
Способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли
человека в обществе;
формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи,
своего города;
воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями
всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся
каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков,
усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого
достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности,
социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и
физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной
системы патриотического воспитания. Исследования ученых убедительно доказали, что
воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа
образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое
воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе
интеллектуального, духовнонравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе
и окружающим.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и
обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству.
Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и
«человек — общество». Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность
органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей
качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными
качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность
выполнить конституционный долг перед Родиной.
Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие
“патриотизм” становится какимто безликим, далёким для понимания сегодняшними
школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил
чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его
душе с самого рождения.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции
учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся
освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
II. Общая характеристика программы
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ,
работа с компьютером, другими информационными носителями).
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную
деятельность учащихся, работа в парах, будут применены такие технологии, как, технология
развивающего обучения, проектная технология. Используются презентации, мультимедийные
пособия. Преподавание основано на проблемнодиалогической технологии и включает в себя:
прессконференции,
творческие проекты,
круглые столы,
выпуск газет,
тренинги.
III. Место программы «Ягражданин России»
«Я – гражданин России» в основной школе изучается в 5 классе. Программа рассчитана на один
год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 ч.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Целями и задачами изучения курса «Я гражданин России» в основной школе являются:
Формирование нравственных качеств личности. Знакомство учащихся с содержанием курса «Я гражданин России»;
Развитие представлений младшего подростка о значении патриотического
воспитания, гражданских ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о патриотизме и гражданственности, полученных
в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностносмысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и
поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия.
V.Требования к личностным, метапредметным результатам.
Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я гражданин»,
являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
определять понятия,
Программы «Я – гражданин России», являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
создавать обобщения,
VI.Содержание внеурочной деятельности
5 класс (35 часов)
Я сам. Как поступить. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Делова игра «Я – лидер».
Человек будущего. Письмо самому себе.
Моя семья. Я и моя семья. Мои обязанности дома. Мой счастливый день с семьей. Путешествие в
детство наших бабушек. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом. Мой папа
– солдат. Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама).
Мои друзья. Мальчик с девочкой дружил. Мой лучший друг. Друг и враг. Ты знаешь – я рядом.
Экзамен на зрелость. Законы класса.
Моя школа. Они сражались за Родину! Школьные традиции. Открыты двери школьного музея.
Все работы хороши. Родная школа в лицах.
Мой город. О людях, прославивших наш округ. Почему так названа улица. Мой посёлок.
Исторические места Ханты Мансийского округа. Вехи истории. Районный и школьный краеведческий музей. Предприятия моего посёлка. Береги родной край. Посади дерево (цветок)
во дворе.
Моя Россия. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы
войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, округа,
района. VII.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
№
1
Название тем и урока
Я сам.
Как поступить.
2 Мои увлечения.
3 Мои права и обязанности.
4
Человек будущего.
5
6
Письмо самому себе.
Моя семья.
Я и моя семья.
7 Мои обязанности дома.
8
9
Путешествие в детство наших
бабушек.
Наши родители – выпускники
нашей школы.
10 Семейный альбом.
11 Мой папа – солдат.
12 Моя родословная.
13 Профессия моих родителей.
5 класс (35 часов).
Количество
часов
Основные виды учебной деятельности
5
1
04.09
1
11.09
1
18.09
1
25.09
1
02.10
8
1
09.10
1
16.10
1
23.10
1
30.10
1
13.11
1
20.11
1
27.11
1
04.12
Понимать, что необходимо ребенку,
чтобы он рос и развивался. Определять
свое место среди сверстников и
взрослых, понимать себя. Высказывать
собственное мнение, суждение,
анализировать свои поступки, чувства,
состояния, приобретаемый опыт.
Сравнение различных точек зрения на
проблему. Оценивать собственную
урочную и внеурочную деятельности.
Выставка работ, фотографий.
Объяснять взаимосвязь государства и
его граждан; приводить примеры прав и
обязанностей гражданина РФ.
Составление памятки «Мои права и
обязанности».
Характеризовать особенности познания
человеком мира и самого себя.
Анализировать информацию.
Формулировать свою точку зрения на
выбор пути достижения жизненного
успеха.
Конкурс сочинений.
Сбор информации. Представление
собранного материала в виде
презентаций, сообщений, фотоотчетов.
Создание фотоальбома.
Приводить примеры проявлений
патриотизма на примере ближайших
родственников.
Составление родословного древа.
Характеризовать и конкретизировать
примерами роль труда в достижении
успеха в жизни. Формулировать
выводы. Находить и извлекать
информацию о жизни родителей,
нашедших свое призвание в жизни и Мои друзья.
14 Мой лучший друг.
15 Друг и враг.
16 Ты знаешь – я рядом.
17 Экзамен на зрелость.
18
Законы класса.
Моя школа.
19 Они сражались за Родину!
20 Школьные традиции.
21 Открыты двери школьного
музея.
Родная школа в лицах.
22
Мой Ханты Мансийский
округ.
23 О людях, прославивших наш
посёлок.
5
1
11.12
1
18.12
1
25.12
1
15.01
1
22.01
4
1
29.01
1
05.02
1
12.02
1
19.02
8
1
26.02
достигших успеха, из адаптированных
источников различного типа.
Выставка работ, фотографий.
Использовать элементы причинно
следственного анализа при
характеристике социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями; иллюстрировать примерами
значимость товарищеской поддержки
сверстников для человека; оценивать
собственное умение общаться с
одноклассниками и друзьями.
Разработка практического занятия по
теме.
Показывать проявления сотрудничества
и соперничества на конкретных
примерах. Описывать с опорой на
примеры взаимодействие и
сотрудничество людей в обществе.
Исследовать практические ситуации, в
которых проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание.
Использовать элементы причинно
следственного анализа при
характеристике социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями; иллюстрировать примерами
значимость товарищеской поддержки
сверстников для человека.
Характеризовать и иллюстрировать
примерами групповые нормы.
Экскурсия к памятникам героев
Великой Отечественной войны пос.
Мортка
Создание летописи школьных традиций
класса.
Экскурсия в школьный музей.
Создание фотоальбома.
Встречи с известными людьми п.
Мортка. Сбор информации.
Представление собранного материала в
виде презентаций, сообщений,
фотоотчетов. 24 Почему так названа улица.
25 Мой Кондинский
район.Коренные народы
26 Мой Ханты Мансийский
округ.
27 Вехи истории.
28
Школьный краеведческий
музей.
29 Предприятия моего города.
30 Береги родной край.
Моя Россия.
31 Они прославили Родину.
32 Суровые годы войны.
33 Я люблю тебя, Родина!
34 Читайте, завидуйте – я
гражданин.
35 Символика страны, округа,
района, посёлка.
1
04.03
1
11.03
1
18.03
1
01.04
1
08.04
1
15.04
1
22.04
5
1
29.04
1
06.05
1
13.05
1
20.05
1
27.05
Формирование навыков поисковой
деятельности.
Экскурсия в этномузей народа манси в
пос. Половинка. Создание проекта по
материалам экскурсии.
Создание презентации об округе.
Создание каталога основных дат
истории пос. Мортка
Экскурсия в музей. Конкурс сочинений
“Мои впечатления от экскурсии”.
Конкурс творческих работ.
Сбор информации об экологических
проблемах края.
Практикумы в библиотеке, работа с
документами. Конкурс стихов о Родине.
Практикумы в библиотеке, работа с
документами, посещение школьного
музея.
Составлять связный рассказ,
аргументировать свою точку зрения.
Конкурс сочинений.
Сбор информации для презентации.
Работа в Интернете.
VIII. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Семейный кодекс РФ.
5. Трудовой кодекс РФ.
6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В.
Владимирова, Л. Ш. Лозовский. М.: АйрисПресс, 2010.
7. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. М.: Проспект, 2010.
8. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями
/ Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. М.: Рольф АйрисПресс, 2010.
9. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. М.: АльфаМ : ИНФРАМ,
2010.
10. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. М.:
Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. Ростов
н/Д. : Феникс, |010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. М. : Виктория
Плюс,
Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебнопрактическое оборудование. 1. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Рабочая программа системы классных часов по ФГОС «Я - гражданин России» в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.