Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +1
5 кл
01.05.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности рекомендована для проведения занятий с учащимися 5 или 6 класса. В программе сформулированы цели и и задачи курса, предложен список литературы, которая может быть использована для подготовки к занятиям. Занятия носят теоретический и практический характер, направлены на развитие творческих способностей ребят.
Рабочая программа объединения проба пера (2).docx
Пояснительная записка
развивают творческое воображение,
Программа творческого объединения
«Азбука
стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и
рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы
стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской
поэзии,
учатся
пристально всматриваться в суть явлений и вещей,
стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.
Наряду с теоретическими знаниями развиваются
практические навыки. Участники творческого объединения,
проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает
процесс обучения увлекательным, так как становится частью
жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт
каждому возможность самоутвердиться, развить творческие
способности.
Цели:
развитие способности понимать поэзию,
её
воздействие на ум и чувства читателя;
расширение творческого кругозора учащихся за счёт
воспитание
усвоения литературоведческих знаний;
стилистического чутья;
развитие и совершенствованию способностей
создавать и оценивать поэтические тексты;
способствование интеллектуальному, творческому
развитию учащихся;
совершенствование практических, коммуникативных
умений.
Задачи курса:
Создать условия для творческого развития ребенка,
познания азов художественного творчества через
специальные
упражнения,
самоорганизации в творческом процессе.
тренинги,
игры,
1 Создать условия для самовыражения, раскрытия
радости творческого процесса.
расширить знания о лирических жанрах, познакомить
детей с многообразием жанров
обучать основным принципам и законам написания и
редактирования художественного текста;
формировать у учащихся практические навыки
создания художественного текста: умение собирать
информацию пользоваться разнообразной справочной и
научной литературой;
развивать творческие способности школьников,
осуществлять выпуск сборников, альманахов;
развивать коммуникативные способности учащихся
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в
творческом объединении является связь творческой и
практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на
занятии кружка составляется план работы на год,
обсуждаются темы занятий,
вносятся интересные,
инновационные предложения в содержание рубрик,
распределяется круг обязанностей между членами кружка.
В каждом ребенке заложен огромный творческий
потенциал, и если он не реализован, значит, не был
востребован в школе. В идеале результатом систематической
и планомерной работы в данном направлении должно стать
формирование индивидуальной системы самовоспитания
школьника, работы по формированию своей личности.
Новизна для учащихся заключается в материале, не
содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и
в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут
членам
собственные
художественные тексты. Программа кружка построена по
модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел
2
объединения
создавать программы может
относительно
самостоятельно при углублении и расширении его в такой
степени, какая определяется интересами учащихся, уровня
их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.
использоваться
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
определять жанр стихотворного произведения;
давать характеристику поэтическому тексту;
анализировать стихи;
совершенствовать содержание и языковое оформление
стихотворения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в
стихах;
находить и исправлять орфографические,
пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Содержание программы кружка
Жанровые особенности загадок,
пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.
скороговорок,
Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание,
лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.
Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль
средств выразительности в художественном тексте.
Стихи и проза. Ритмическая организация стиха,
эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о
лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме,
рифмовке,
строфах.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом
стихе, о верлибре.
стихотворных размерах,
ритме,
Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.
3 Учебно-тематический план
Тема
занятия
Содержание
№
п/п
1
Вводное
занятие.
«Друзья
мои,
прекрасен
наш союз!»
2-3 Секреты
малых
жанров
4-7 Стихи
русских
поэтов о
природе
8-9 Этюды о
природе
Чем стихи
отличаютс
я от
прозы?
Поэтически
10
11
4
Цели и задачи
творческого
объединения,
обсуждение
тематики
занятий
Как устроены
загадки,
скороговорки,
пословицы? Для
чего в них
рифма?
Чтение и анализ
пейзажных
стихотворений
Сочинение
пейзажных
стихотворений
на
личных
наблюдений
Ритмическая
организация
стиха,
эмоциональност
ь, лиричность,
поэтический
язык
основе
Количество часов
Все
го
1
Практи
ка
1
Теор
ия
Дат
а
1
2
2
1
2
4
2
1
1
2
1 Понятие
о
лирическом
герое. Чтение и
анализ стихов.
е жанры
Таинствен
ное «Я».
Лирически
й герой и
поэт
Ритм стиха Как строится
ритм стиха?
Двусложные и
Стихотвор
трехсложные
ные
размеры
размеры стихов
Проба пера Чтение и анализ
стихов
собственного
сочинения
Виды рифм, их
роль в стихах
Виды рифмовки
«Рифма -
звучная
подруга»
А какая
бывает
рифмовка?
«Моим
стихам,
написанны
м
так
рано…»
Бывают ли
стихи без
рифмы?
Строфы:
терцеты,
катрены,
октавы…
Тайны
поэтическо
го языка
Час
поэтическо
го
вдохновен
ия
Риторическ
ие фигуры
Анализ стихов,
написанных
участниками
объединения
Понятие о белом
стихе,
о
верлибре
Различные виды
строф
Особенности
языка
поэтического
текста
Проба пера
Знакомство с
видами
1
1
4
4
4
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
12
13
14-
17
18-
21
22-
25
26
27
28
29
30
31
32-
33
5 риторических
фигур,
составление
риторических
фигур
Подведение
итогов
1
1
34
Презентац
ия
альманаха
лучших
произведе
ний
Литература.
1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.
2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.
3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического
творчества». М., 1998г.
4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.
5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.
6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.
7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.
8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.
9. В. Холшевников «Основы стиховедения».
10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.
11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.
12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,
6 Сергей Островой
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
7 МАКСИМ ТАНК
Я давно раздарил,
Дорогие ребята,
Те волшебные сказки,
Что слышал когда-то
От зверей и от птиц,
От березок и елей,
От костров и созвездий,
Дождей и метелей,
От рассказчиков многих,
Заморских и наших,
Сказок просит ведь каждый -
Ну как не раздашь их!
И когда вы за сказкой
Пришли ко мне снова,
Я не знал, где возьму ее,
Честное слово.
На замерзшие стекла
Растерянным взглядом
Посмотрел я - а сказка-то
Вот она, рядом!
Снежный замок, и в нем -
Ледяная темница,
И весна там
В плену у Кощея томится.
"Выручайте!
Невольницей долго ли буду?"
И летят гуси-лебеди к ней
Отовсюду:
"Мы на помощь спешим!
По тебе мы скучали!.."
И ударило солнце
В окошко лучами,
А лучи так теплы
8 И такая в них ласка,
Что взяла и растаяла
Зимняя сказка.
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.
Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют
аналогичные русские. Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская) Старого
воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в
поле. (Русская) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская)
Язык мой — враг мой. (Русская) Тот не заблудится, кто спрашивает.
(Итальянская) Язык до Киева доведет. (Русская) Одна птица в руках стоит
двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке.
(Русская) Птицу можно узнать по ее песне. (Английская) Птицу видно по
полету. (Русская) Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже
всех бед, когда денег нет. (Русская) После обеда приходится платить.
(Английская) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)
Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.
1. Перо сильнее меча. (Что написано пером, не вырубишь и топором.)
2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
3. С богачом о бедности не говорят. (Сытый голодного не разумеет.)
4. Друга узнаешь в опасности. (Друзья познаются в беде.)
5. Если есть дым, есть и огонь. (Дыма без огня не бывает.)
6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь.)
7. Молчаливость лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)
8. Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)
9. Много людей, много и мнений. (Сто голов, сто умов.)
10. Не суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают, по уму провожают.)
11. Из иголки делают палку. (Из мухи делать слона.)
12. Плясать под чужую музыку. (Плясать под чужую дудку.)
9
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.