Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией. На учебный курс отводится 0,5 часа. 17,5 часов в год. Пленэр может проводится частями в течении учебного года. В конце курса организуется выставка работ. Предполагаемые результаты - формирование умений и навыков пейзажного рисования, умений рисовать людей, животных и птиц в пейзаже.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
«КаменкаСадовская основная общеобразовательная школа»
Воронежской области
Обсуждена на педагогическом совете
Протокол № _____ от ________2016 г.
Утверждена
Приказ № _______ от _________ 2016 г.
Директор МКОУ "КаменкаСадовская
ООШ» _____________/Е. И. Латышова/
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Пленэр»
5 класс
Составитель: Меньшова Елена Вячеславовна,
учитель немецкого языка, музыки и ИЗОс. Каменка Садовка
2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа основного общего образования МКОУ «Каменка
Положения о рабочей программе МКОУ «КаменкаСадовская ООШ» (утверждено
Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией.
Пленэр может проводиться частями в течение учебного года. В конце организовывается
выставка.
Рабочая программа учебного курса «Пленэр» составлена на основе следующих
нормативных документов:
1.
Садовская ООШ» (утверждёна приказом директора от______________№__________);
2.
приказом директора от______________ № ________).
На учебный курс отводится 0, 5 часа. Всего 17,5 часов в год.
Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией.
Пленэр может проводиться частями в течение учебного года. В конце организовывается
выставка.
Целью данной программы является развитие эстетического начала в ребенке,
формирование чувства гордости и любви к Родной стране, воспитание патриотизма,
любви к малой родине, умения видеть прекрасное, ценить красоту природы и
архитектурного наследия наших предков.
Задачей данной программы является сформировать умения и навыки пейзажного
рисования, создать условия для приобретения знаний в области линейной и
световоздушной перспективы, умения изображать животных, птиц и людей в пейзаже,
научить воспринимать пейзаж, как единый организм, находить пропорциональную
гармонию архитектурных объектов и отдельных составляющих пейзажа.
Отличительная особенность данной программы в том, что пленер предусматривает
экскурсии, которые могут носить искусствоведческий и краеведческий характер. Зная
историю, архитектурные особенности изображаемого объекта, ребёнку намного
интереснее работать, натура для него оживает, становится более близкой и значимой.
План пленэрных занятий гибкий, мобильный, соответствующий реалиям конкретных
пленэрных заданий.
набросочные зарисовки с
последующей доработкой по представлению, либо быстрые зарисовки деталей
архитектуры, а не большого архитектурного мотива.
Отличительной особенностью программы является некоторое корректирование
живописного сектора заданий в условиях мобильности. Работа акварелью может
заменяться работой цветными карандашами, восковыми мелками, пастелью.
Данная программа пленера рассчитана на один год обучения. В соответствии с
принципом преемственности задания в ней строятся от простого к сложному.
Изучение линейной перспективы является одной из ключевых задач пленэрного
рисования и проходит красной нитью через всю канву программы. Однако на начальных
этапах строгое перспективное выстраивание не является самоцелью. В работу с детьми я
внесла рисование объекта по общему впечатлению, с выделением наиболее интересных
для них деталей, выявление общих пропорций и характера изображаемого объекта,
нахождением декоративного начала.
Допустимы кратковременные,
2На занятиях культивируется индивидуальное творческое начало, бережное отношение к
манере рисования, выразительному языку ребёнка, его личному, неповторимому почерку.
В программе рассматриваются вопросы светотеневой моделировки, рисования различных
фактур (листва, песок, камень, шерсть животных и т. д.) при помощи графических
материалов (карандаш, гелиевая ручка и т. д.) и акварели.
Особое место отводится изучению специфики естественного освещения,
теплохолодности по средствам акварельной живописи (пастели).
Всё это служит цели изучения натуры, решения пейзажа, как единого организма,
целостного видения и восприятия природы или архитектурного мотива.
Предполагаемые результаты от данной программы предусматривают формирование
умений и навыков пейзажного рисования, освоение азов линейной и световоздушной
перспективы, умений изображать животных, людей и птиц в пейзаже, восприятие пейзажа
ребенком как единого целостного организма, нахождение пропорциональных
зависимостей архитектурных объектов и отдельных составляющих пейзажа.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Пленеррисование на свежем воздухе
Задача: знакомство с особенностями рисования вне помещения.
Урок – беседа.
2.Зарисовка деревьев и их частей. (Рисунок).
Задачи: изучить породы деревьев, их части (ветки, листья); передать характер ствола и
кроны дерева, силуэт.
Материал: карандаш.
3.Зарисовка деревьев разных пород.
Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор
композиции, передача пропорций и характера особенностей строения ствола и ветвей
деревьев.
Материалы: бумага, тушь или гелевая ручка, карандаш.
4.Этюд деревьев на фоне неба. (Живопись).
Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева; проследить касание
изображения дерева с фоном, передача времени года.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.
5.Зарисовка жилых домов, прилегающих построек, предметов быта. (Рисунок).
Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение их применять при рисовании с
натуры; изучение архитектуры города.
Материал: карандаш.
6. Этюд пейзаж с деревьями и архитектурными сооружениями. (Живопись).
Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния
погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу
при решении планов.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.
7.Транспорт моего города.
Задачи: познакомить учащихся с разнообразным видом транспорта нашего города.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.
8.Наброски фигур людей (рисунок).
Задача: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе
кистью; передача пропорций и движения. Найти в натуре выразительные движения и
позы человека для использования в итоговой композиции.
3Материал по выбору учащегося.
9.Этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде.
Задача: изучение и передача характерных особенностей цветка (одуванчика) в среде,
выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение
окружающего пространства.
Материалы: бумага, акварель или гуашь, карандаш.
10.Композиция «Мой край».
Задачи: на основе собранного материала выполнить пейзажную композицию (при
необходимости использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных).
Материалы: карандаш, акварель или гуашь.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Пленеррисование на свежем воздухе.
Зарисовка деревьев, кустарников, цветов.
Зарисовка жилых домов,
предметов быта
Связь архитектуры и окружающей среды.
Транспорт.
Наброски фигур людей.
Композиция «Мой край».
прилегающих построек,
№\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого
Количество
часов
1
6
2
2
1
2
3,5
17,5
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса
«Пленэр»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
родному краю, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, города,
края, усвоение гуманистических, традиционных ценностей;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
4Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ
ствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу
ментировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
курса:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоциональноценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
освоение художественной культуры во время рисования на природе с натуры;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств:
графика,
фотография).
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках:
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
изобразительных (живопись,
5 о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предполагаемые результаты выполнения программы.
В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:
восприятия;
способы передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов
линейной перспективы, равновесия, плановости;
передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
6