Рабочая программа учебного курса "Пленэр"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией. На учебный курс отводится 0,5 часа. 17,5 часов в год. Пленэр может проводится частями в течении учебного года. В конце курса организуется выставка работ. Предполагаемые результаты - формирование умений и навыков пейзажного рисования, умений рисовать людей, животных и птиц в пейзаже.
Иконка файла материала пленэр.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района «Каменка­Садовская основная общеобразовательная школа» Воронежской области Обсуждена на педагогическом совете Протокол № _____ от ________2016 г. Утверждена Приказ № _______ от _________ 2016 г. Директор   МКОУ   "Каменка­Садовская ООШ» _____________/Е. И. Латышова/                                                           ФИО РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  учебного курса «Пленэр» 5 класс Составитель: Меньшова Елена Вячеславовна,  учитель немецкого языка, музыки и ИЗОс. Каменка ­ Садовка 2016 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная   программа   основного   общего   образования   МКОУ   «Каменка­ Положения о рабочей программе МКОУ «Каменка­Садовская ООШ» (утверждено Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией.  Пленэр может проводиться  частями в течение учебного года. В конце организовывается выставка. Рабочая   программа     учебного   курса   «Пленэр»   составлена   на   основе   следующих нормативных документов: 1. Садовская ООШ»  (утверждёна приказом директора от______________№__________); 2. приказом директора от______________ № ________). На учебный курс отводится 0, 5 часа. Всего 17,5 часов в год.  Пленэр включает в себя занятия рисунком, живописью, композицией и фотографией.  Пленэр может проводиться  частями в течение учебного года. В конце организовывается выставка. Целью  данной   программы   является   развитие   эстетического   начала   в   ребенке, формирование   чувства   гордости   и   любви   к   Родной   стране,   воспитание   патриотизма, любви   к     малой   родине,   умения   видеть   прекрасное,   ценить   красоту   природы   и архитектурного наследия наших предков. Задачей  данной   программы   является   сформировать   умения   и   навыки   пейзажного рисования,   создать   условия   для   приобретения   знаний   в   области   линейной   и световоздушной перспективы, умения изображать животных, птиц и людей в пейзаже, научить   воспринимать   пейзаж,   как   единый   организм,   находить   пропорциональную гармонию архитектурных объектов и отдельных составляющих пейзажа.  Отличительная   особенность   данной   программы   в   том,   что   пленер   предусматривает экскурсии, которые могут носить искусствоведческий и краеведческий характер. Зная историю,   архитектурные   особенности   изображаемого   объекта,   ребёнку   намного интереснее работать, натура для него оживает, становится более близкой и значимой.  План   пленэрных   занятий   гибкий,   мобильный,   соответствующий   реалиям   конкретных пленэрных   заданий.   набросочные   зарисовки   с последующей   доработкой   по   представлению,   либо   быстрые   зарисовки   деталей архитектуры, а не большого архитектурного мотива. Отличительной   особенностью   программы   является   некоторое   корректирование живописного   сектора   заданий   в   условиях   мобильности.   Работа   акварелью   может заменяться работой цветными карандашами, восковыми мелками, пастелью. Данная   программа   пленера   рассчитана   на   один   год   обучения.   В   соответствии   с принципом преемственности задания в ней строятся от простого к сложному.  Изучение   линейной   перспективы   является   одной   из   ключевых   задач   пленэрного рисования и проходит красной нитью через всю канву программы. Однако на начальных этапах строгое перспективное выстраивание не является самоцелью. В работу с детьми я внесла рисование объекта по общему впечатлению, с выделением наиболее интересных для   них   деталей,   выявление   общих   пропорций   и   характера   изображаемого   объекта, нахождением декоративного начала.    Допустимы   кратковременные, 2На занятиях культивируется  индивидуальное творческое начало, бережное отношение к манере рисования, выразительному языку ребёнка, его личному, неповторимому почерку. В программе рассматриваются вопросы светотеневой моделировки, рисования различных фактур   (листва,   песок,   камень,   шерсть   животных   и   т.   д.)   при   помощи   графических материалов (карандаш, гелиевая ручка и т. д.) и акварели. Особое   место   отводится   изучению   специфики   естественного   освещения, теплохолодности по средствам акварельной живописи (пастели).  Всё   это   служит   цели   изучения   натуры,   решения   пейзажа,   как   единого   организма, целостного видения и восприятия природы или архитектурного мотива. Предполагаемые   результаты   от   данной   программы   предусматривают   формирование умений   и   навыков   пейзажного   рисования,   освоение   азов   линейной   и   световоздушной перспективы, умений изображать животных, людей и птиц в пейзаже, восприятие пейзажа ребенком   как   единого   целостного   организма,   нахождение   пропорциональных зависимостей архитектурных объектов и отдельных составляющих пейзажа. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1.Пленер­рисование на свежем воздухе Задача: знакомство с особенностями рисования вне помещения. Урок – беседа.  2.Зарисовка деревьев и их частей.  (Рисунок). Задачи: изучить породы деревьев, их части (ветки, листья); передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.  Материал: карандаш.  3.Зарисовка деревьев разных пород. Задачи:   развитие   наблюдательности,   изучение   различных   пород   деревьев,   выбор композиции, передача пропорций и характера особенностей строения ствола и ветвей деревьев. Материалы: бумага, тушь или гелевая ручка, карандаш. 4.Этюд деревьев на фоне неба.  (Живопись). Задачи:   дать   цветовую   характеристику   ствола   и   кроны   дерева;   проследить   касание изображения дерева с фоном, передача времени года. Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть.  5.Зарисовка жилых домов, прилегающих построек, предметов быта.  (Рисунок). Задачи: закрепить знания линейной перспективы, умение их применять при рисовании с натуры; изучение  архитектуры города. Материал: карандаш. 6. Этюд пейзаж с деревьями и архитектурными сооружениями.  (Живопись). Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов. Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть. 7.Транспорт моего города. Задачи: познакомить учащихся с разнообразным видом транспорта нашего города.   Материалы: бумага, акварель или гуашь, кисть. 8.Наброски фигур людей (рисунок). Задача: развитие наблюдательности и остроты восприятия предметов, навыков в работе кистью; передача пропорций и движения.   Найти в натуре выразительные движения и позы человека для использования в итоговой композиции. 3Материал по выбору учащегося.  9.Этюд цветущих растений (одуванчиков) в среде. Задача:  изучение  и  передача   характерных   особенностей   цветка  (одуванчика) в  среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства. Материалы: бумага, акварель или гуашь, карандаш. 10.Композиция «Мой край». Задачи:   на   основе   собранного   материала   выполнить   пейзажную   композицию   (при необходимости использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных). Материалы: карандаш, акварель или гуашь. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Пленер­рисование на свежем воздухе. Зарисовка деревьев, кустарников, цветов. Зарисовка   жилых   домов, предметов быта Связь архитектуры и окружающей среды. Транспорт. Наброски фигур людей. Композиция «Мой край».   прилегающих   построек, №\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итого Количество часов 1 6 2 2 1 2 3,5 17,5 4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах учащихся,   которые   они   должны   приобрести   в   процессе   освоения   учебного     курса «Пленэр»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к родному краю, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, города, края, усвоение гуманистических, традиционных ценностей; формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   многообразие   современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; развитие эстетического сознания через творческую деятельность. 4Метапредметные   результаты  характеризуют   уровень   сформированности универсальных   способностей   учащихся,   проявляющихся   в   познавательной   и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ ствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ ментировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности,   который   приобретается   и   закрепляется   в   процессе   освоения   учебного курса: формирование   основ   художественной   культуры   обучающихся   как   части   их   общей духовной   культуры,   как   особого   способа   познания  жизни   и   средства   организации общения;   развитие   эстетического,  эмоционально­ценностного   видения   окружающего мира;  развитие  наблюдательности, способности  к сопереживанию, зрительной  памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально­пространственного мышления как формы эмоционально­ценностного освоения   мира,   самовыражения   и   ориентации   в   художественном   и   нравственном пространстве культуры;  освоение художественной культуры во время рисования на природе с натуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном   искусстве,   в   национальных   образах   предметно­материальной   и пространственной среды, в понимании красоты человека;  приобретение   опыта   создания   художественного   образа   в   разных   видах   и   жанрах визуально­пространственных   искусств:   графика, фотография).  приобретение   опыта   работы   различными   художественными   материалами   и   в   разных техниках: освоение   практических   умений   и   навыков   восприятия,   интерпретации   и   оценки произведений искусства;  осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;   изобразительных   (живопись, 5­   о   закономерностях   построения   художественной   формы,   особенностях   ее развитие   индивидуальных   творческих   способностей   обучающихся,   формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Предполагаемые результаты выполнения программы. В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:    восприятия;       ­   способы   передачи   пространства,   движущейся   и   меняющейся   натуры,   законов линейной перспективы, равновесия, плановости;     ­ передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;     ­ применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;       ­   сочетать   различные   виды   этюдов,   набросков   в   работе   над   композиционными эскизами;     ­ навыки восприятия натуры в естественной природной среде;     ­ навыки передачи световоздушной перспективы;     ­ навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. 6