Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Оценка 5
Образовательные программы
doc
труд
10 кл—11 кл
16.11.2018
Мною предоставлена рабочая программа по предмету "Технология" в 10-11 классах. Основным предназначением образовательной программы является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
РП тех. 10-11.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1011 классов составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений
ТЕХНОЛОГИЯ трудовое обучение для 511 классов», под редакцией В.Д. Симоненко. Москва. Просвещение. 2008г. Программа
рассчитана в 10 классах на 34 часа, в 11 классах на 34 часа. По учебному плану на изучения предмета технологии отводится 1 час в неделю.
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной
школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры
труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических
качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов,
энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по
технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
творческая, проектная деятельность;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической
науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно
технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих
практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных
потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и
средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовнонравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и
рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с
практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей
познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторнопрактические работы,
моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной
деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или
специальностью.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования
межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств
материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством
при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» целесообразно организовать экскурсии школьников в Центры
трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий активно используются
технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы
Интернет.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной
области «Технология» на этапе среднего полногообщего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных
алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные
решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов
своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.)
в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет
ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать перечень необходимых
для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент,
включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в
требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение
знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре
организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и
результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих,
коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой
деятельности.
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда;
методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду
и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых
объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для
решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов
или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам
труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе
непрерывного профессионального образования.
Основное содержание
Примерный тематический план курса
(по количеству часов и годам обучения)
№
п/п
Разделы, темы
Кол
во
часов
№
п/п
Разделы, темы
Колво
часов 10 класс
11 класс
ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Технология как часть общечеловеческой культуры
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства
Промышленные технологии и глобальные проблемы
человечества
Способы снижения негативного влияния производства на
окружающую среду
Экологическое сознание и мораль в техногенном мире
Перспективные направления развития современных
технологий
1
2
3
4
5
6
7
8
Новые принципы организации современного
производства
Автоматизация технологических процессов
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ
УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие творчества
Защита интеллектуальной собственности
9
10
11 Методы решения творческих задач
12 Понятие об основах проектирования в профессиональной
деятельности
14 Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности
15 Источники информации при проектировании
16 Создание банка идей продуктов труда
16
2
1
4
2
1
4
1
1
18
2
1
4
1
1
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
СОЗДАНИЯМАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
ИЛИ УСЛУГ.
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выбор объекта проектирования и требования к нему
Расчёт себестоимости изделия
Документальное представление проектируемого
продукта труда
Организация технологического процесса
Выполнение операций по созданию продуктов труда
Анализ результатов проектной деятельности
Презентация проектов и результатов труда
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ
Понятие профессиональной деятельности. Разделение
и специализация труда
Структура и составляющие современного
производства
Нормирование и оплата труда
Культура труда и профессиональная этика
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА
Этапы профессионального становления и карьера
Рынок труда и профессий
Центры профконсультационной помощи
16
2
1
4
1
4
2
2
8
1
3
2
2
8
2
2
2 17 Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских
товаров и услуг
18 Правовые отношения на рынке товаров и услуг
19 Выбор путей и способов реализации проектируемого
объекта. Бизнесплан
1
2
3
15
16
Виды и формы получения профессионального
образования
Формы самопрезентации для профессионального
образования и трудоустройства
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Итого
34
Итого
1
1
1
34
Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч
Технологии в современном мире
1.
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия
«технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий.
Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс).
Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации
(открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
2.
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научнотехнических и социально экономических достижений. Понятия
«техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера
человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Взаимосвязь науки, техники,технологии и производства, 1 ч
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 4 ч
Теоретические сведения. Влияние научнотехнической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития
промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы.
Проблема захоронениярадиоактивных отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды
и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы
производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы.Агротехнологии: применение азотных
удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в
пищевых продуктах.
4. Способы снижения негативного влиянияпроизводства на окружающую среду, 2ч
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению
лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных
ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов.Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра,
приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения
энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
Экологическое сознание и моральв техногенном мире, 1 ч
5.
Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость
нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и
энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном
предприятии.
6. Перспективные направления развитиясовременных технологий, 4 ч
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронноионная (аэрозольная)
технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электроннолучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия.
Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойногопрототипирования и их использование.
Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной
(помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
Практическая работа. Посещение промышленного предприятия (ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве,
сфере обслуживания).
Новые принципы организациисовременного производства, 1 ч
7.
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное
(поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные
системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте
(производственном участке).
Автоматизация технологическихпроцессов, 1 ч
8.
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий.
Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика».
Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве.
Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
Понятие творчества, 2ч
9.
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого
процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические
(интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
10.
Защита интеллектуальной собственности, 1 ч
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства.
Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изоб
ретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака
обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или
заявки на полезную модель, промышленный образец.
11.
Методы решения творческих задач, 4 ч
Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие
генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функциональностоимостный
анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие
«ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой
конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие
требования к проектированию. Техникотехнологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт
требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности
эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения
проекта.
14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 1ч Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в
проектировании,пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по
коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
15. Источники информациипри проектировании, 1 ч
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники
информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, Email, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные
проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.
16. Создание банка идей продуктов труда, 2 ч
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы
формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов
ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего
изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее
удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
17. Дизайн отвечает потребностям.Рынок потребительских товаров и услуг, 1 ч
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий,
материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение
рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного
проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг, 2 ч
18.
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения
между покупателем и производителем (продавцом). Страхование.Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки,
маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную
продукцию.
19. Выбор путей и способов реализациипроектируемого объекта. Бизнесплан, 3 ч
Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама
как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнесплан как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнесплана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке.
Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Про гнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнесплана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
Выбор объекта проектированияи требования к нему, 2 ч
20.
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту
проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия.
Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее
удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.
Расчёт себестоимости изделия, 1ч
21.
Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы,
формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда
проектировщика.
Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.
Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч
22.
Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок,
чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.
Практические работы. Составление резюме и дизайн спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.
23. Организация технологического процесса, 1 ч
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и
операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.
Выполнение операций по созданиюпродуктов труда, 4 ч
24.
Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил
безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.
Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.
25. Анализ результатов проектнойдеятельности, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной
деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование. и
;
дизайн-
1ение
рабо-
сса, 1 (1)
ч
процесс
из-
•рация.
Тех-онные
кар-
тогическо
й
югической
хин
рабоче- ы
организа-
ещение
ин- равила
тех-
воегорабо
-
[.
определе-
сте.
югическог
о[ изделия
из
LПромежу-
ктируемого
гва
матери-
сса.
Крите-сти.
Прове-а.
Рецензи-
Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.
27. Презентация проектов и результатов труда2 ч
Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование
технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.
Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.
28. Понятие профессиональной деятельности.Разделение и специализация труда, 1 ч
Производство, труд и технологии
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой
деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы
разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия
специальности и перемены труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам
специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения
труда в организации.
29. Структура и составляющие современногопроизводства, 3 ч
Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы
труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар,
услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование
межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научнопроизводственное объединение. Структура
производственного предприятия.
Практические работы.
Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия:
производственное предприятие, объединение, научнопроизводственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение состав
ляющих конкретного производства.
30. Нормирование и оплата труда, 2 ч
Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы
труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты
труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых
профессий.
31. Культура труда и профессиональная этика, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место.
Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения.
Профессиональная этика и её виды. ы
производства,
бенностиразви
-
»ых
комплексов,
гвенноеобъеди
-
■ние.
Структура
^>ерыпроизво
д-гпюна
(района)
дприятие,
объе-
Посеще-
леление
состав-
нение.
1шш.
>)ч
ирования
труда,
устанавли-
а
её
и
элементы: ш.
повремённая
«менение и
спо-
в
стимулирова-
гативныхпроиз
-
iaоплаты
труда
I
зя этика, 2 (2)
ч
ьт^ры труда и
её ia. Умение
орга-ючей
зоны и зо-
еспечение
охра- рудовой
деятель-
Категории
нрав-
е о
законах нрав-
ика и её виды,
вности
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и
предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей
профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение и карьера
32.Этапы профессионального становленияи карьера, 2 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности
(выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной
карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей
будущей профессиональной карьеры.
33.Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды
профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях
профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной
платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
35.
Центры профконсультационной помощи, 2 ч
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости.
Виды профконсультационной помощи: справочноинформационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
36.
Виды и формы получения профессиональногообразования, 1ч
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное,
среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг.
Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
37.
Формы самопрезентациидля профессионального образованияи трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления
профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации.
Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
38. Планирование профессиональной карьеры, 2 ч
Творческая проектная деятельность Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов,
способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения технологических задач;
назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы
оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных
профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о
вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при
коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать
и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и
образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования
различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения
профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных
особенностей; составления резюме при трудоустройстве.
Комбинированный урок;
Формы организации обучения:
Уроклекция;
Урокдемонстрация;
Урокпрактикум;
Творческая работа;
Урокигра;
Урокконсультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с
фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Нормы оценивания обучающихся
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» получают учащиеся, справившиеся с работой 100 90 %;
«4» ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники
безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры). 5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового
производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья,
отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Промежуточная аттестация: в виде защиты проектов по темам «Мое собственное дело», «Мои жизненные планы и профессиональная
карьера», «Вывеска для офиса» и т. д..
Учебнометодическое обеспечение программы
:// user
. rol
. ru
. ru
tehnologia
. narod
trudovik
Интернетресурсы
http
http://
http://
http://schoolcollection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru/
. narod
. ru
Используемая литература
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана Граф, 2007
Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана Граф, 2007
Технология: базовый уровень: 1011 классы:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В.
Матяш); под ред. В.Д. Симоненко М.: Вентана Граф, 2012
Сборник нормативных документов. Технология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.