Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Боочинская СОШ». Учебник: Изобразительное искусство: Каждый народ-художник: 2 класс /Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
∙ понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и
пр.);
∙ узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр,
портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно
прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
∙ называть известные центры народных художественных ремёсел России
(Хохлома, Городец, Дымково);
∙ различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый,
зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
∙ различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий,
голубой, фиолетовый) цвета;
∙ узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;
∙ сравнивать различные виды изобразительного искусства графики,
живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры);
∙ использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
∙ применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению) в декоративных
работах — иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
∙ пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина );
∙ выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
∙ воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
∙ оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества и др.;
∙ применять практические навыки выразительного использования линии и
штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композици
проявлять устойчивый интерес к изобразительному творчеству,
Личностные результаты:
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить
произведения изобразительного искусства;
1
выражать эмоциональноценностное отношение к окружающему миру
(семье, Родине, природе, людям); толерантно принимать разнообразия
культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
развивать художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков,
явлений окружающей жизни;
выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от
увиденного в природе, окружающей действительности;
применять полученные знания в собственной художественнотворческой
деятельности;
самостоятельно мотивировать свою деятельность, определяя цель
работы и её этапы,
предвидеть и адекватно оценивать результат своей деятельности;
применять навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках (живопись, графика,
скульптура, декоративноприкладное искусство, художественное
конструирование); стремиться использовать художественные умения
для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; понимать, выделенные
учителем ориентиры действия в учебном материале, определять в
диалоге с учителем успешность выполнения задания;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с
предлагаемой учебной задачей;
критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников
на основе приобретенных знаний;
проводить самостоятельные исследования;
видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и
др.);
организовывать самостоятельную художественнотворческую и
предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла;
использовать различные способы поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях, Интернете.
Коммуникативные:
2 принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
слушать одноклассников, учителя; вступать в учебное сотрудничество;
вести небольшой познавательный диалог по теме урока;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений искусства;
понимать и передавать свои впечатления от услышанного, увиденного,
прочитанного;
выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым
содержанием;
осуществлять первоначальный контроль своих действий;
участвовать в оценке результатов;
корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Познавательные:
находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать,
анализировать информацию, делать выводы.
извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя,
осуществлять анализ информации;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений;
самостоятельно выполнять творческие задания;
сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с
собственным жизненным опытом, выделять сходства и различия между
ними;
обогащать словарный запас; описывать словами характер звуков,
которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между
звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
активно использовать язык изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащать ключевые компетенции (коммуникативных, деятельностных
и др.) художественноэстетическим содержанием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чем и как работают художники (8 ч)
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические
материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Правила работы с кистью, правила смешивания красок. Художники,
изображающие природу. Умение изображать настроение природы, природных
стихий, работать с инструментами и материалами художника. Знание понятия
3«композиция». Умение изображать настроение природы, природных стихий,
работать с инструментами и материалами художника. Знание понятия
«композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и
эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и
реализовывать с их помощью свой замысел. Правила техники безопасности
при работе с ножницами. Передача настроения композиции цветом.
Выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен. Правила
работы с графическими материалами. Понятие «скульптура», правила работы
с пластичными материалами. Понятие «макет», этапы постройки сооружений.
Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в
изображении природы и животных.
Реальность и фантазия (7 ч)
Понятие « пропорция». Соблюдение пропорций при изображении животного.
Правила рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с
помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции,
соединять воедино образы животных и птиц. Рисование ветки хвойного
дерева, передача её характерных особенностей (форма, величина,
расположение игл). Понятие «орнамент». Выполнение узора на предметах
декоративно — прикладного искусства. Выполнение кистью простейших
элементов растительного узора для украшения кокошника. Основные приёмы
работы с бумагой. Моделирование форм подводного мира. Моделирование
фантастических зданий. Правила выполнения коллективной работы. Основные
и составные, тёплые и холодные цвета. Виды и жанры изобразительного
искусства.
О чём говорит искусство (8 ч)
Понятие «художниканималист». Творчество художников В. Серова, И.
Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Рисование силуэтов
животных. Передача своих наблюдений и переживаний в рисунке. Умение
правильно разводить и смешивать гуашевые краски. Понятие «внутренняя
красота». Изображение мужского образа. Изображение женского образа.
Жанры и виды произведений изобразительного искусства. Передача образа
человека и его характера в жанре скульптуры. Понятие «художник
маринист». Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера
человека через украшение. Правила составления орнаментов. Тёплые и
холодные цвета. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
тона, композиции и формы. Выбор и применение выразительных средств для
реализации замысла в работе.
Как говорит искусство (8 ч)
Средства художественной выразительности. Изображение замка Снежной
королевы с использованием тёплых и холодных цветов. Изображение весенней
земли с использованием звонких и глухих цветов. Понятия «пейзаж», «ритм».
Творчество художниковпейзажистов. Изображение весеннего пейзажа.
4Понятия «ритм и движения пятна», «аппликация». Техника выполнения
аппликации. Понятие «пропорция». Приёмы обработки пластичных
материалов. Выражение характера изделия через отношение между
величинами (пропорцию).
Ведущие художественные музеи России:
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей. Музеи родного города. Роль художника в жизни
каждого человека. Учимся высказывать простейшие суждения о картинах и
предметах декоративноприкладного искусства. Выставка лучших работ за
год. Праздник Искусств со своим собственным сценарием.
Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата
По плану
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Цветочная поляна». Три
основные краски, строящие
многоцветье мира.
«Радуга на розовом небе». Пять
красок — всё богатство цвета и
тона.
«Осенний лес». Пастель, акварель;
их выразительные возможности.
«Осенний листопад».
Выразительные возможности
аппликации.
«Графика зимнего леса».
Выразительные возможности
графических материалов.
«Звери в лесу». Выразительность
материалов для работы в объёме.
«Птицы в лесу». Выразительные
возможности бумаги.
«Композиции из сухих трав и
цветов». Для художника любой
материал может стать
выразительным.
«Наши друзья — птицы».
Изображение и реальность.
10
11
«Сказочная птица». Изображение
и фантазия.
«Веточки деревьев с росой и
паутинкой». Украшение и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
512
13
14
15
реальность.
«Кокошник». Украшение и
фантазия.
«Подводный мир». Постройка и
реальность.
«Фантастический замок».
Постройка и фантазия.
Братьямастера. Изображения,
украшения и постройки всегда
работают вместе.
16
«Четвероногий герой». Выражение
17
18
19
20
21
22
23
характера изображаемых
животных.
«Сказочный мужской образ».
Выражение характера человека:
изображение доброго и злого
сказочного мужского образа.
Женский образ русских сказок.
Выражение характера человека:
изображение противоположных по
характеру сказочных женских
образов (ЦаревнаЛебедь и
Бабариха).
Образ сказочного героя,
выраженный в объёме.
«Море». Изображение природы в
разных состояниях.
«Человек и его украшения»
(сумочка, сарафан, воротничок,
щит — по выбору, по
заготовленной форме). Выражение
характера человека через
украшение.
«Морской бой Салтана и
пиратов», коллективное панно
двух противоположных по
намерениям сказочных флотов.
Выражение намерений человека
через украшение.
«В мире сказочных героев». В
изображении, украшении и
постройке человек выражает свои
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
624
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
чувства, мысли, своё отношение к
миру.
«Замок Снежной королевы». Цвет
как средство выражения: тёплые и
холодные цвета. Борьба тёплого и
холодного.
«Весна идёт». Цвет как средство
выражения: тихие (глухие) и
звонкие цвета. Борьба тёплого и
холодного.
«Весенний ручеёк». Линия как
средство выражения: ритм линий.
«Ветка». Линия как средство
выражения: характер линий.
«Птички» (коллективное панно).
Ритм пятен как средство
выражения.
«Смешные человечки». Пропорции
выражают характер.
«Весна. Шум птиц». Ритм линий и
пятен, цвет, пропорции —
средства выразительности.
Обобщающий урок за год.
Я вижу мир таким
Экскурсия в природу. Мои
зарисовки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лето.
1
Лист корректировки рабочей программы
учебного предмета «Изобразительное искусство»
№
Тема
Количество часов
Дата
2 класс
по плану
фактически
7